Варианты
- General Dynamics - F-111 Aardvark - 1964 - США
- Grumman - F-111B - 1965 - США
- General Dynamics - FB-111 / F-111G Aardvark - 1967 - США
- Grumman - EF-111 Raven - 1977 - США
General Dynamics F-111 Aardvark
<...>
Стратегическое авиационное командование (САК) США приобрело вариант FB-111A, предназначавшийся для доставки ядерного оружия. Крыло этого самолета было увеличено в размахе на 2,13 м, что позволило увеличить запас топлива и массу вооружения. Кроме того, была усилена конструкция шасси и установлены двигатели TF30-P-7 тягой по 89,63 кН. Когда 76 оставшихся самолетов этого типа сняли с вооружения, 51 из них был переделан в вариант F-111G и использовался 27-м TFW для обучения вплоть до 1993 года.
На экспорт самолеты поставлялись только в Австралию, хотя британские ВВС также заказали вариант F-111K, от которого в дальнейшем отказались. Австралийские машины были поставлены в 1973 году после значительной задержки, потребовавшейся для устранения технических проблем. Отличавшиеся крылом увеличенного размаха, как у FB-111A, австралийские F-111C имели менее мощные двигатели и авионику, как у F-111A. На вооружение 82-й эскадрильи австралийских ВВС на базе Эмберли в Квинсленде поступили 24 самолета этого типа. Еще четыре F-111A были приобретены у ВВС США для замены выработавших ресурс и доработаны до стандарта F-111C, а в начале 1990-х годов австралийцы купили 15 F-111G. Первоначально они находились на хранении для использования по мере выработки ресурса парка F-111C, но в начале 2000 годов некоторые из них стали подниматься в воздух. Четыре австралийских самолета были переделаны в разведывательный вариант RF-111C, платформа с разведывательным оборудованием у которого была установлена в отсеке вооружения. Австралия стала последним оператором F-111, списав свои самолеты в декабре 2010 года.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2004-03 / М.Никольский - F-111 (5)
Бомбардировщик FB-111A из 393 BS, 1973г.
-
Air International 1987-07 / World Warplane Inventory
General Dynamics FB-111A in service with the 509th Bomb Wing at Pease AFB, NH.
-
Air International 1984-03 / Model enthusiast
FB-111A 68-0260, an example of the strategic bombing variant of the One-Eleven developed for SAC use, in the markings of the 33rd BS, 509th BW, based at Pease AFB, New Hampshire. The name on the nose is "New Hampshire Special".
-
Мировая Авиация 103
Гордо несущий эмблему Управления стратегической авиации США ("Млечный путь") тактический истребитель-бомбардировщик FB-111A с бортовым номером 67-0159 был первым серийным самолетом этого типа. Крыло изменяемой стреловидности стало главным средством достижения максимальной скорости (свыше М=2) в сочетании с приемлемой управляемостью на малых скоростях, необходимой для действий с авианосцев.
-
Air Enthusiast 1972-04 / W.Strandberg - Giant Voice 1971
General Dynamics FB-111As from two SAC untits participated in the competition, but the illustration shows an aircraft from the 380th Strategic Air Wing, Plattsburg AFB, in the static display with a dummy SRAM missile under the wing.
-
Air International 2008-10 / B.Archer - USAF Aardvarks in the Cold War /Cold war warrior/
Strategic Air Command procured 76 FB-111As as a replacement for the B-52C/E and 'F versions of the Stratofortress. The entry into service of the B-1B led to SAC adding a tactical role to these nuclear-capable bombers, as a result 38 of them were converted to F-111G standard. This FB-111A of the 380th Strategic Aerospace Wing at Plattsburgh AFB, New York, wears the darker wrap-around camouflage that was standard on this variant.
-
Мировая Авиация 106
FB-111A в Стратегическом авиакомандовании. Первоначально 76 самолетов версии FB-111A по причине задержки с поступлением бомбардировщиков B-1A рассматривались в качестве промежуточной замены для B-58 и части B-52. После закрытия в 1977 году программы нового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности значение FB-111A возросло - они остались на вооружении до 1991 года. В октябре 1969 года первые FB-111A передали в 4007-ю учебную эскадрилью (340-я бомбардировочная группа; авиабаза Карсвел), где осуществлялась подготовка экипажей вплоть до формирования четырех боеготовых эскадрилий. 509-е бомбардировочное авиакрыло в составе 393-й и 715-й эскадрилий получило свои первые самолеты на базе Пис в конце 1970 года. 380-е бомбардировочное крыло (528-я и 529-я эскадрильи) на авиабазе Платтсбург и 530-я (бывшая 4007-я) учебная эскадрильи получили самолеты в июле 1971 года. Оба крыла сначала вошли в состав 2-й Воздушной армии, но в 1975 году их перевели в 8-ю ВА. После почти 20 лет службы 509-е крыло расформировали в 1990 году. 380-е крыло расформировали на следующий год. В 1990 году - с приходом бомбардировщиков B-1B - 30 самолетов переоборудовали в вариант F-111G и передали в Тактическое авиакомандование ВВС США, в 428-ю эскадрилью 27-е тиакр. Их списали в 1993 году.
-
Мировая Авиация 105
F-111G из 428-го TFS (авиабаза Кэннон) в окончательном варианте камуфляжа, выбранном для Aardvark. На киле светло-голубая полоса с надписью "Buccaneers". Характерным отличием варианта G был немного выступающий обтекатель перед кабиной, под которым раньше размещался астропеленгатор навигационной системы.
-
Мировая Авиация 101
На закате карьеры в США все F-111 были сосредоточены на авиабазе Кэннон, штат Нью-Мексико. На фотографии - F-111G в однотоновой серой окраске.
-
Мировая Авиация 105
FB-111A был создан на базе F-111A, но получил крыло увеличенного размаха от F-111B, усиленное шасси, дополнительный запас топлива и ТРДДФ TF30-P-7. Также был установлен расширенный набор бортового оборудования. Помимо ядерных бомб FB-111A могли нести ракеты SRAM (Short-Range Attack Missile) с ядерной боеголовкой, для чего перед кабиной был установлен астропеленгатор навигационной системы. Как носитель ядерного оружия самолет получил аппаратуру спутниковой системы связи ВВС. Уникальной особенностью FB-111A было то, что сброс оружия мог производиться только по команде компьютера, а не вручную. После реорганизации ВВС США в 1992 году, когда было ликвидировано Стратегическое авиационное командование (SAC), FB-111 лишились возможности нести ядерное оружие и использовались в качестве учебных. Получившие новое обозначение F-111G, эти самолеты вскоре были сняты с вооружения ВВС США, и часть из них (15 штук) была продана австралийским ВВС.
-
Мировая Авиация 16
Три бомбардировщика САК сфотографированы с борта самолета-заправщика KC-135. B-1A (в центре) обладал скоростью и возможностью полета в режиме следования рельефу местности как FB-111 (слева) и имел грузоподъемность и дальность полета как у B-52 (справа).
Другие самолёты на фотографии: Boeing B-52G Stratofortress - США - 1958Rockwell B-1A Lancer - США - 1974
-
Мировая Авиация 140
Большая боевая нагрузка, высокая дальность полета и способность преодолевать ПВО на малой высоте делали FB-111A одним из самых грозных ядерных бомбардировщиков периода холодной войны.
-
Мировая Авиация 120
Бывшие американские F-111G использовались 6-й эскадрильей, отвечавшей за подготовку пилотов. Состав вооружения F-111G отличался от используемого на F-111C и включал обычные бомбы Mk 82, бомбы с лазерным наведением GBU-10, бомбы Mk 36 Destructor и систему сброса ловушек AN/ALE-40.
-
Мировая Авиация 101
18-й и последний предсерийный F-111A был модернизирован в прототип FB-111A, предназначенный для САК ВВС США. На фотографии - самолет с четырьмя 2271-литровыми ПТБ, на его внутреннем пилоне подвешена атомная бомба B43 мощностью 1 мегатонна.
-
Авиация и Космонавтика 2004-02 / М.Никольский - F-111 (4)
Стратегический бомбардировщик FB-111
-
Air Enthusiast 1972-01 / R.Villers - Swing-wing birds of Pease
Developed from the F-111 tactical fighter, the FB-111A has a similar fuselage and a longer wing which normally carries four external fuel tanks. The illustrated aircraft is in service with the 509th Bombardment Wing (Medium), the first USAF operational unit with the FB-111A.
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
General Dynamics FB-111A for USAF Strategic Air Command
-
Air Enthusiast 1972-01 / R.Villers - Swing-wing birds of Pease
With wings swept forward, the FB-111A can sustain a subsonic cruise for long ranges. Power is provided by two 20,350 lb st (9 230 kgp) Pratt & Whitney TF30-P-7 turbofans with afterburners, prominent in this take-off shot. The main undercarriage is in process of retracting into the fuselage.
-
Air Enthusiast 1972-01 / R.Villers - Swing-wing birds of Pease
With wings swept back, the FB-111A has a delta configuration and is capable of supersonic speed at very low levels, utilising terrain-following radar to fly nap-of-the-earth missions intended to approach enemy targets under the radar screen.
-
Air Enthusiast 1972-01 / R.Villers - Swing-wing birds of Pease
Up to six Boeing SRAM missiles can be carried beneath the wings of the FB-111A, and this missile is being adopted as part of the standard SAC weaponry, to be carried by Boeing B-52s as well as the General Dynamics bombers. This picture shows an F-111A adopted for use as a SRAM test-bed as part of the FB-111A development programme.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
General Dynamics FB-111A.
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 04 - Military missiles
Пуск ракеты SRAM с FB-111
Launching an SRAM missile from an FB-111A test aircraft -
Air International 1983-02 / L.Peacock - SAC shapes up
An FB-111A keeps company with one of the Rockwell B-1A prototypes.
Другие самолёты на фотографии: Rockwell B-1A Lancer - США - 1974
-
Air Enthusiast 1972-01 / R.Villers - Swing-wing birds of Pease
Fourteen of the 509th Wing's FB-111As are to be seen in this view through the central tower windows at Pease AFB as another day's training activites get under way.
-
Авиация и Космонавтика 2004-02 / М.Никольский - F-111 (4)
F-111G - переоборудованный FB-111A
-
Мировая Авиация 103
Конструкции воздухозаборников F-111. Усилия по устранению помпажа двигателей, возникавшего в начале программы TFX, привели к появлению трех различных конструкций воздухозаборников двигателей, использовавшихся в ходе эксплуатации самолетов F-111. Воздухозаборники типа "Triple Plow I" (слева, ставились на все серийные F-111A и C) обеспечивали самую высокую максимальную скорость; в воздухозаборниках типа "Super Plow" (посредине, один F-111B и FB-111A) ввели пару створок подпитки дополнительным воздухом за выступом воздухозаборника; в воздухозаборниках "Triple Plow II" (справа, все F-111D/E/F и большинство FB-111A) имелись три створки подпитки.
Другие самолёты на фотографии: General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964Grumman F-111B - США - 1965
-
Авиация и Космонавтика 2004-04 / М.Никольский - F-111 (6)
Доставка поврежденного FB-111A для ремонта
-
Мировая Авиация 103
После аннулирования проекта стратегического истребителя-бомбардировщика FB-111H (на базе перестроенного самолета FB-111A с двигателем F101 и вооружением до 10 ракет SRAM), фирма "General Dynamics" предложила проект FB-111B/C (на снимке), аналогичный модификации FB-111H, но на базе переработанного варианта
-
Авиация и Космонавтика 2011-03 / М.Никольский - B-1B (1)
Рисунок самолета FB-111H
-
Air International 2000-04 / J.Lake - Aussie Aardvark /Military aviation/
Comparison of the four F-111 variants operated by the RAAF. 1. F-111A, four ex-USAF aircraft purchased as attrition replacements, fitted with ‘long-span’ wings and updated to current F-111C standard. 2. F-111C, 24 aircraft originally delivered in 1973, example shown fitted with the Pave Tack pod. 3. RF-111C, four of original order converted for the reconnaissance role with camera pallet in the internal weapons bay. 4. F-111G, 15 aircraft, themselves updated FB-111As, purchased from ex-USAF stocks in the early 1990s.
Другие самолёты на фотографии: General Dynamics F-111 Aardvark - США - 1964
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
General Dynamics FB-111A two-seat variable-geometry strategic bomber
- Фотографии