Grumman F-111B
Варианты:
Grumman - F-111B - 1965 - США
Страна: США
Год: 1965


Two-seat variable-geometry multi-purpose fighter
Описание
Фотографии
General Dynamics F-111 Aardvark

   Использование крыла изменяемой стреловидности позволяет обеспечить при полете на сверхзвуковой скорости высокие характеристики, в сочетании с экономичностью и большой дальностью при полете на дозвуковых скоростях, а также относительно небольшие взлетные и посадочные дистанции при большой массе самолета. Поэтому в начале 1960-х годов Тактическое авиационное командование ВВС США, искавшее замену для истребителя-бомбардировщика Republic F-105 Thunderchief, заинтересовалось результатами исследований такого крыла, проводившихся НАСА в исследовательском центре им. Лэнгли в Хэмптоне, Вирджиния. В то же время ВМС США подыскивали новый палубный истребитель для замены McDonnell F4H Phantom II, и Министерство обороны решило объединить требования к новому самолету в рамках одной программы, известной как TFX (Tactical Fighter, Experimental).
   Министр обороны Роберт Макнамара настоял на этом решении, несмотря на возражения с обеих сторон. В результате был создан самолет General Dynamics F-111 Aardvark (название было формально узаконено, когда машина уже снималась с вооружения в США). 24 ноября 1962 года фирма "General Dynamics" выиграла контракт на 23 опытных самолета: 18 тактических истребителей F-111A для ВВС и пять F-111B для ВМС, за разработку которых в основном отвечала фирма "Grumman". С самого начала при создании F-111B возникли существенные трудности и, несмотря на длительную программу доводки и летных испытаний, разработку самолета прекратили в июле 1968 года. Самолет получился перетяжеленным, а его характеристики не соответствовали техническому заданию. Построили только семь машин, включая пять опытных и два предсерийных F-111B из 231 самолета - предполагаемого заказа ВМС.
<...>
Опытный палубный истребитель F-111B
The second production example Grumman/GD F-111B - the last of this Naval version completed. Developed to meet US Navy requirements by Grumman from the basic F-111 design, the F-111B had a much shorter nose and numerous equipment changes to suit its carrier-based role.
Были построены семь опытных самолетов, в июле 1968 года проходивших испытания на палубе авианосца "Корал Си" (фото). Из семи построенных самолетов три потерпели катастрофы, унесшие жизни четырех членов экипажей. Несмотря на успешное завершение испытаний, разработку F-111B прекратили из-за постоянно растущей массы самолета. Все попытки решить эту проблему оказались безрезультатными, и предпочтение было отдано собственному проекту фирмы "Grumman" - истребителю F-14 Tomcat, унаследовавшему силовую установку и систему вооружения F-111B. Официально программа была закрыта в мае 1971 года. ВМС США желали получить 231 F-111B, которые планировалось поставить в 1968-1975 годах.
Опытный F-111B
Выкатка F-111B
Хвостовая часть F-111B. Виден посадочный гак
F-111B в первом полете
Большая масса и плохая управляемость на малых скоростях сделали F-111B непригодным для эксплуатации на авианосцах.
General Dynamics/Grumman F-111B (1965). Программа экспериментального тактического истребителя (TFX) изначально предполагала создание единого базового самолета, на основе которого можно было бы получить специализированные варианты: для ВВС - истребитель-бомбардировщик, а для ВМС - истребитель ПВО корабельных соединений. Выбор пал на F-111: для ВВС предполагался вариант F-111A, а для флота - F-111B. Однако последний оказался очень перетяжелен, имел ряд других недостатков и в итоге уступил дорогу F-14. Предназначенные для F-111B двигатель TF30 (изначально предполагался для F6D Missileer) и система вооружения AWG-9/AIM-54 были интегрированы в Tomcat. Было построено семь F-111B, два из них потеряны в летных происшествиях.
Опытные F-111B с крылом на максимальной и минимальной стреловидности
F-111B. Предназначенный для замены самолетов F-4 Phantom II в ВМС США, F-111B был построен фирмой "Grumman" и рассматривался в качестве недорогой временной меры до момента создания унифицированного самолета для ВВС и ВМС США. Хотя машина не предназначалась для ведения классического воздушного боя, она могла уничтожать вражеские самолеты на расстоянии до 185 км, используя комбинацию РЯС AWG-9 (антенна которой размещалась под укороченным обтекателем) и ракеты AIM-54 Phoenix. F-111B имел крыло увеличенного размаха (на снимке) и посадочный крюк, установленный на нижней поверхности фюзеляжа между двигателями.
Grumman-built F-111B variable-geometry naval fighter, with wings in intermediate position
Опытный F-111B с четырьмя ракетами AIM-54 "Феникс"
F-111B отличался более коротким носовым обтекателем. На фотографии - самолет с крылом, установленным в положение минимальной стреловидности. Хотя F-111B успешно прошел испытания на авианосце, к моменту окончания испытаний судьба палубного варианта фактически уже была предрешена.
The unsuccessful F-111B two-seat shipboard fighter.
Только отчаянные оптимисты видели в F-111B самолет палубного базирования. Самолет получился чрезмерно тяжелым для базирования на авианосцах. Тогда его считали еще и чересчур большим, однако F-14 в размерах почти не уступает F-111.
F-111B с макетами ракет "Феникс" на поворотных пилонах крыла
Конструкции воздухозаборников F-111. Усилия по устранению помпажа двигателей, возникавшего в начале программы TFX, привели к появлению трех различных конструкций воздухозаборников двигателей, использовавшихся в ходе эксплуатации самолетов F-111. Воздухозаборники типа "Triple Plow I" (слева, ставились на все серийные F-111A и C) обеспечивали самую высокую максимальную скорость; в воздухозаборниках типа "Super Plow" (посредине, один F-111B и FB-111A) ввели пару створок подпитки дополнительным воздухом за выступом воздухозаборника; в воздухозаборниках "Triple Plow II" (справа, все F-111D/E/F и большинство FB-111A) имелись три створки подпитки.
The extended-span F-111B fighter for the US Navy