Grumman EF-111 Raven
Варианты:
Grumman - EF-111 Raven - 1977 - США
Страна: США
Год: 1977


Самолет-постановщик помех с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Grumman/General Dynamics EF-111A Raven

   В 1973 году ближневосточная война Судного дня показала уязвимость тактической авиации перед хорошо организованной системой ПВО, предпочтение которой отдавали СССР и его союзники. В то время Тактическое авиационное командование ВВС США не уделяло большого внимания радиоэлектронной борьбе, а основной самолет РЭБ Douglas EB-66 Skywarrior в 1974 году вообще планировался к снятию с вооружения. Поэтому потребовалось срочно восполнить нишу современных самолетов-постановщиков помех. Для флотского Grumman EA-6B Prowler в кратчайший срок была разработана станция постановки помех Eaton/AIL ALQ-99, однако ВВС не удовлетворяла малая скорость EA-6B, из-за чего он не мог действовать в одних боевых порядках с ударными самолетами, а также недостаточная продолжительность полета и отсутствие в ВВС системы обеспечения эксплуатации этой машины.
   После непродолжительного анализа альтернативных вариантов ВВС заключили 26 декабря 1974 года с компанией "Grumman" контракт на разработку и постройку первых двух EF-111A Raven. Аэродинамический прототип выполнил первый полет 15 декабря 1975 года, самолет со штатным оборудованием полетел только 10 марта 1977 года.
   К 23 декабря 1985 года в вариант EF-111A Raven прошли модернизацию 42 F-111A. Систему постановки помех ALQ-99E доработали под управление одним оператором. Установка на самолет новых систем вызвала полное изменение оборудования правой части кабины. Все бомбардировочные системы и правую ручку управления самолетом демонтировали, чтобы освободить место для аппаратуры РЭБ и ее индикаторов. Панели навигационного оборудования переставили так, чтобы с ними мог работать пилот, при этом второй член экипажа освобождался для работы с системами РЭБ. Система вооружения EF-111A позволяла применять единственный боеприпас - противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM.
   В 1991 году уцелевшие Raven планировалось модернизировать по программе "System Improvement Program" (SIP). Возможности самолетов в части подавления современных РЛС возросли бы, однако в полном объеме программу не выполнили из-за перевода 42-й и 429-й эскадрилий РЭБ на авиабазу Кэннон, штат Нью-Мексико. Бомбардировщики F-111 сняли с вооружения ВВС США в июле 1996 года, а EF-111A Raven - 1 апреля 1998 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman/General Dynamics EF-111A Raven

   Тип: самолет-постановщик помех с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-3 тягой на форсаже 82,29 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2272 км/ч; крейсерская скорость в районе поля боя 940 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1006 м/мин; практический потолок 13 715 м; боевой радиус 1495 км
   Масса: пустого снаряженного 25 072 кг; максимальная взлетная 40347 кг
   Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,20 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 9,74 м; длина 23,16 м; высота 6,10 м; площадь крыла в положении максимальной стреловидности 48,77 м2; площадь крыла в положении минимальной стреловидности 61,07м!
The F-111A 66-041 became the second prototype EF-111A after conversion by Grumman, making its first flight in this electronic warfare configuration on 17 May 1977. It was delivered to the 366th TFW in November 1981 and a total of 42 will be in service by the end of 1985.
Grumman/GD EF-111A Raven, as now used by the 42nd and 390th Electronic Combat Squadrons.
Самолет радиоэлектронной борьбы EF-111A из 366TFW, 1982г.
EF-111A из 66-го авиакрыла РЭБ, дислоцированного на авиабазе Зембах, ФРГ; данный самолет принадлежал 42-й эскадрилье РЭБ и фактически базировался в Аппер-Хейфорд, Великобритания.
EF-111A Raven. Изображенный самолет, 66-0019, в 1993 году принадлежал 430-й эскадрилье РЭБ 27-го истребительного авиакрыла (АБ Кэннон). Самолет поставлен компанией "General Dynamics" 4480-му тактическому истребительному авиакрылу (АБ Неллис) в варианте F-111A (66-0019) в 1967 году, он принимал участие в операции "Harvest Reaper" (первая командировка F-111A во Вьетнам), а в 1982 году переоборудован фирмой "Grumman" в EF-111A.
Два опытных EF-111A испытывались в 1977-1978 годах. Броско окрашенный самолет на фотографии - один из них, № 66-0049.
EF-111A Raven. В ходе войны во Вьетнаме ВМС США обзавелись одним из лучших в мире самолетов РЭБ - EA-6B Prowler. Подобный самолет потребовался и ВВС. Для установки системы РЭБ ALQ-99 была нужна машина с высокой скоростью и большой продолжительностью полета, и F-111A оказался наиболее удачным выбором. Были отобраны самолеты, ресурс планера которых составлял не менее 2000 летных часов. Первый серийный EF-111A Raven выкатили из сборочного цеха 19 июня 1981 года. Вместо трехцветного камуфляжа для Юго-Восточной Азии машина получила окраску из двух оттенков серого цвета. Система РЭБ представляла собой доработанный вариант системы, использовавшейся на EA-6B, и получила обозначение ALQ-99E. Она размещалась под обтекателем на месте бывшего бомбоотсека. EF-111A из базировавшейся в Аппер-Хейфорде, Великобритания, 42-й эскадрильи РЭБ принимали участие в операции "Буря в пустыне". Raven ставили помехи иракским РЛС, а в одном из вылетов американский экипаж, маневрируя, "вогнал в землю" иракский истребитель Mirage F1.
Development of the EF-111A Raven was brought about by the necessity to replace the elderly Douglas EB-66 Destroyer which had a specialised electronic warfare role. The Raven could be used to jam enemy air defences, as it did when three 42nd EDS aircraft from RAF Upper Heyford took part in the operation against Libya in April 1986.
EF-111A считается одним из наиболее ценных вариантов семейства F-111, он обеспечивал ВВС США уникальными возможностями по ведению РЭБ на протяжении 17 лет, а решение снять его с вооружения в 1998 году подверглось серьезной критике - оставшийся EA-6B, к примеру, не был сверхзвуковым.
Raven внес большой вклад в победу сил коалиции в операции "Буря в пустыне". Часто из-за отсутствия возможности выделить в сопровождение самолеты EF-111A боевые задания и вовсе отменялись. Из 18 выделенных для операции самолетов один был потерян.
All variable sweep wing aircraft, with high lift flap systems, inevitably employed aft tails. A typical example is the Grumman F-111, the EF-111 electronic warfare variant of which is seen here in formation with the aircraft displaying its full range of wing sweep angles.
По коду "MO" можно определить Raven из 366-го истребительного авиакрыла с авиабазы Маунтин-Хом. 388-я эскадрилья РЭБ с 1981 года эксплуатировала первые EF-111 вместе с F-111A.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
One of the 42nd’s EF-111A Ravens when it was based at RAF Upper Heyford in the late-1980s.
This EF-111A diverted to Prestwick on 8 September 1991 after putting out a PAN call 66-0037 of 42nd ECS had a total hydraulics failure It had 39 Gulf mission symbols on the nose
GD/Grumman EF-111A Ravens of the 366th TFW participate regularly in Red Flag exercises.
Первый опытный EF-111A
First General Dynamics F-111, 66-049, to be converted by Grumman to an EF-111A tactical jamming aircraft for the U.S.A.F. It carries 3 tons of electronics equipment to suppress enemy radar, including a 16-ft.-long ventral radome and ECM equipment in the large fin pod
EF-111A (справа) прикрывает группу из трех F-111E во время проведения операции "Буря в пустыне"
On the flight line at George AFB is a GD/Grumman EF-111A, used to support Wild Weasel missions by actively jamming the enemy warning radars.
Artist's impression of EF-111A
Grumman (General Dynamics) EF-111A Raven
Grumman/General Dynamics EF-111A Raven