Grumman EF-111 Raven
Варианты:
Grumman - EF-111 Raven - 1977 - США
Страна: США
Год: 1977


Самолет-постановщик помех с экипажем из двух человек
Описание
Фотографии
Grumman/General Dynamics EF-111A Raven

   В 1973 году ближневосточная война Судного дня показала уязвимость тактической авиации перед хорошо организованной системой ПВО, предпочтение которой отдавали СССР и его союзники. В то время Тактическое авиационное командование ВВС США не уделяло большого внимания радиоэлектронной борьбе, а основной самолет РЭБ Douglas EB-66 Skywarrior в 1974 году вообще планировался к снятию с вооружения. Поэтому потребовалось срочно восполнить нишу современных самолетов-постановщиков помех. Для флотского Grumman EA-6B Prowler в кратчайший срок была разработана станция постановки помех Eaton/AIL ALQ-99, однако ВВС не удовлетворяла малая скорость EA-6B, из-за чего он не мог действовать в одних боевых порядках с ударными самолетами, а также недостаточная продолжительность полета и отсутствие в ВВС системы обеспечения эксплуатации этой машины.
   После непродолжительного анализа альтернативных вариантов ВВС заключили 26 декабря 1974 года с компанией "Grumman" контракт на разработку и постройку первых двух EF-111A Raven. Аэродинамический прототип выполнил первый полет 15 декабря 1975 года, самолет со штатным оборудованием полетел только 10 марта 1977 года.
   К 23 декабря 1985 года в вариант EF-111A Raven прошли модернизацию 42 F-111A. Систему постановки помех ALQ-99E доработали под управление одним оператором. Установка на самолет новых систем вызвала полное изменение оборудования правой части кабины. Все бомбардировочные системы и правую ручку управления самолетом демонтировали, чтобы освободить место для аппаратуры РЭБ и ее индикаторов. Панели навигационного оборудования переставили так, чтобы с ними мог работать пилот, при этом второй член экипажа освобождался для работы с системами РЭБ. Система вооружения EF-111A позволяла применять единственный боеприпас - противорадиолокационную ракету AGM-88 HARM.
   В 1991 году уцелевшие Raven планировалось модернизировать по программе "System Improvement Program" (SIP). Возможности самолетов в части подавления современных РЛС возросли бы, однако в полном объеме программу не выполнили из-за перевода 42-й и 429-й эскадрилий РЭБ на авиабазу Кэннон, штат Нью-Мексико. Бомбардировщики F-111 сняли с вооружения ВВС США в июле 1996 года, а EF-111A Raven - 1 апреля 1998 года.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Grumman/General Dynamics EF-111A Raven

   Тип: самолет-постановщик помех с экипажем из двух человек
   Силовая установка: два ТРДДФ Pratt & Whitney TF30-P-3 тягой на форсаже 82,29 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на большой высоте 2272 км/ч; крейсерская скорость в районе поля боя 940 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1006 м/мин; практический потолок 13 715 м; боевой радиус 1495 км
   Масса: пустого снаряженного 25 072 кг; максимальная взлетная 40347 кг
   Размеры: размах крыла в положении минимальной стреловидности 19,20 м; размах крыла в положении максимальной стреловидности 9,74 м; длина 23,16 м; высота 6,10 м; площадь крыла в положении максимальной стреловидности 48,77 м2; площадь крыла в положении минимальной стреловидности 61,07м!
The F-111A 66-041 became the second prototype EF-111A after conversion by Grumman, making its first flight in this electronic warfare configuration on 17 May 1977. It was delivered to the 366th TFW in November 1981 and a total of 42 will be in service by the end of 1985.
Grumman/GD EF-111A Raven, as now used by the 42nd and 390th Electronic Combat Squadrons.
Самолет радиоэлектронной борьбы EF-111A из 366TFW, 1982г.
EF-111A из 66-го авиакрыла РЭБ, дислоцированного на авиабазе Зембах, ФРГ; данный самолет принадлежал 42-й эскадрилье РЭБ и фактически базировался в Аппер-Хейфорд, Великобритания.
EF-111A Raven. Изображенный самолет, 66-0019, в 1993 году принадлежал 430-й эскадрилье РЭБ 27-го истребительного авиакрыла (АБ Кэннон). Самолет поставлен компанией "General Dynamics" 4480-му тактическому истребительному авиакрылу (АБ Неллис) в варианте F-111A (66-0019) в 1967 году, он принимал участие в операции "Harvest Reaper" (первая командировка F-111A во Вьетнам), а в 1982 году переоборудован фирмой "Grumman" в EF-111A.
Два опытных EF-111A испытывались в 1977-1978 годах. Броско окрашенный самолет на фотографии - один из них, № 66-0049.
EF-111A Raven. В ходе войны во Вьетнаме ВМС США обзавелись одним из лучших в мире самолетов РЭБ - EA-6B Prowler. Подобный самолет потребовался и ВВС. Для установки системы РЭБ ALQ-99 была нужна машина с высокой скоростью и большой продолжительностью полета, и F-111A оказался наиболее удачным выбором. Были отобраны самолеты, ресурс планера которых составлял не менее 2000 летных часов. Первый серийный EF-111A Raven выкатили из сборочного цеха 19 июня 1981 года. Вместо трехцветного камуфляжа для Юго-Восточной Азии машина получила окраску из двух оттенков серого цвета. Система РЭБ представляла собой доработанный вариант системы, использовавшейся на EA-6B, и получила обозначение ALQ-99E. Она размещалась под обтекателем на месте бывшего бомбоотсека. EF-111A из базировавшейся в Аппер-Хейфорде, Великобритания, 42-й эскадрильи РЭБ принимали участие в операции "Буря в пустыне". Raven ставили помехи иракским РЛС, а в одном из вылетов американский экипаж, маневрируя, "вогнал в землю" иракский истребитель Mirage F1.
EF-111A считается одним из наиболее ценных вариантов семейства F-111, он обеспечивал ВВС США уникальными возможностями по ведению РЭБ на протяжении 17 лет, а решение снять его с вооружения в 1998 году подверглось серьезной критике - оставшийся EA-6B, к примеру, не был сверхзвуковым.
Raven внес большой вклад в победу сил коалиции в операции "Буря в пустыне". Часто из-за отсутствия возможности выделить в сопровождение самолеты EF-111A боевые задания и вовсе отменялись. Из 18 выделенных для операции самолетов один был потерян.
All variable sweep wing aircraft, with high lift flap systems, inevitably employed aft tails. A typical example is the Grumman F-111, the EF-111 electronic warfare variant of which is seen here in formation with the aircraft displaying its full range of wing sweep angles.
По коду "MO" можно определить Raven из 366-го истребительного авиакрыла с авиабазы Маунтин-Хом. 388-я эскадрилья РЭБ с 1981 года эксплуатировала первые EF-111 вместе с F-111A.
Операция "El Dorado Canyon" и война в Персидском заливе. После Вьетнама F-111 ВВС США дважды участвовали в боевых действиях. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 года ВВС и ВМС США провели операцию "El Dorado Canyon" - бомбардировка объектов в Ливии в ответ на ряд терактов против граждан США, поддерживавшихся, как считается, ливийским лидером М. Каддафи. ВВС США направили 18 самолетов F-111F из 48-го тиакр и четыре EF-111A из 42-й эскадрильи РЭБ (плюс семь резервных самолетов). Они совершили самый дальний на то время перелет. Последняя боевая операция Aardvark состоялась всего за несколько месяцев до начала их списания - в операции "Буря в пустыне" по освобождению Кувейта действовали самолеты F-111E, F и Raven из частей, дислоцированных в Великобритании. F-111F базировались на авиабазе Эт-Таиф (Саудовская Аравия, на снимке) в составе 48-го тиакр (временного) и наносили удары УАБ с лазерным наведением по объектам в Ираке. EF-111A из 66-го крыла РЭБ также были развернуты в Эт-Таиф под управлением 48-го тиакр. Для операции "Proven Force" F-111E из 20-го тиакр были отправлены в Инджирлик (Турция), их прикомандировали к 7440-му смешанному авиакрылу, которое также контролировало пять Raven, развернутых 66-м крылом РЭБ. После завершения боевых действий 48-е и 27-е авиакрылья укомплектовали F-111F, базировавшимися в Инджирлике в рамках операции "Provide Comfort". На базе Дахран (Саудовская Аравия) 4404-е смешанное крыло располагало шестью EF-111A - в рамках операции "Southern Watch" - до марта 1998 года.
One of the 42nd’s EF-111A Ravens when it was based at RAF Upper Heyford in the late-1980s.
This EF-111A diverted to Prestwick on 8 September 1991 after putting out a PAN call 66-0037 of 42nd ECS had a total hydraulics failure It had 39 Gulf mission symbols on the nose
GD/Grumman EF-111A Ravens of the 366th TFW participate regularly in Red Flag exercises.
Первый опытный EF-111A
First General Dynamics F-111, 66-049, to be converted by Grumman to an EF-111A tactical jamming aircraft for the U.S.A.F. It carries 3 tons of electronics equipment to suppress enemy radar, including a 16-ft.-long ventral radome and ECM equipment in the large fin pod
EF-111A (справа) прикрывает группу из трех F-111E во время проведения операции "Буря в пустыне"
On the flight line at George AFB is a GD/Grumman EF-111A, used to support Wild Weasel missions by actively jamming the enemy warning radars.
Artist's impression of EF-111A
Grumman/General Dynamics EF-111A Raven