Мировая Авиация 140
-
Один из классических героев холодной войны, МиГ-25 (на снимке), создавался для борьбы с "трехмаховым" стратегическим бомбардировщиком North American XB-70 Valkyrie. Хотя разработка XB-70 была прекращена, создание МиГ-25 пошло дальше, и истребитель был принят на вооружение и стал базой для ряда вариантов.
На протяжении своей службы Р-5 несли различные типы вооружения. Самолет на снимке оснащен держателями для установки выливных авиационных приборов ВАП-40, снаряженных боевым отравляющим веществом.
Polikarpov R-5s served in Mongolia - with both Soviet and indigenous forces - from 1932 to 1946.
К 1941 году Р-5 считались устаревшими, и большинство из них использовались в летных школах. Но нападение Германии заставило ВВС снова бросить часть из них в бой.
Тройка Р-5ССС на учениях ВВС в середине 1930-х годов. Р-5ССС получил множество доработок, позднее использованных в конструкции самолета P-Z.
Р-5 и Р-Z продолжали использоваться советскими ВВС даже после принятия на вооружение современных штурмовиков Ил-2. Р-5 на снимке, как и многие другие однотипные самолеты, несет под крылом два закрытых контейнера для перевозки грузов и людей.
Это необычное V-образное хвостовое оперение проходило испытания на Р-5 летом 1935 года. Конструкция оказалась неудачной и не получила дальнейшего развития.
Бомбардировщик Rockwell B-1B. Сентябрь - октябрь 1984г.: после публичной демонстрации на заводе фирмы "Rockwell" в Палмдейле 4 октября первый стратегический бомбардировщик B-1B (82-0001) 18 октября совершил первый полет, прибыв на авиабазу Эдвардс. Пробыв в воздухе 3 часа 20 минут, самолет прибыл к месту назначения ранее планируемой даты, чему способствовало пожелание президента Рейгана ввести машину в строй как можно скорее. B-1B, позднее получивший официальное имя Lancer, был принят на вооружение в октябре 1986 года.
Американское САК (Strategic Air Command) создало огромный флот бомбардировщиков, основу которого составляли B-52 (на снимке). B-52 был принят на вооружение в 1955 году, но и сегодня его последние модификации составляют основную ударную силу американских ВВС.
Январь 1984г.: противоспутниковая ракета Vought ASAT была создана для уничтожения космических аппаратов противника на околоземных орбитах. Она представляла собой модернизированную первую ступень ракеты SRAM, с РДТТ Thiokol Altair III тягой 26,70 кН на второй ступени и оснащенную ИК-головкой наведения Hughes IR. В ходе испытаний ASAT использовалась против надувного имитатора спутников Avco.
15 августа 1984г.: начались летные испытания оснащенного разведывательным оборудованием истребителя F/A-18(R) (позднее RF-18) Hornet.
Во время операции "Allied Force" испанские EF-18 в основном использовались как "лазерные бомбардировщики". Самолет на снимке несет пару управляемых бомб GBU-16 Paveway II, а также ракеты AGM-88, AIM-7 и Sidewinder на законцовках.
Jaguar International IM. Это один из первых восьми морских ударных Jaguar IM, оснащенных РЛС, несущих службу в 6-й эскадрилье, входящей в состав 2-го крыла Юго-западного авиационного командования. Самолет изображен здесь в том виде, в каком он базировался в Пуне в 1991 году. Эмблема 6-й эскадрильи (носящей название "Драконы") изображает драконоподобное существо на фоне белой полосы с красными ромбами.
Входящая в состав Западного авиационного командования 14-я эскадрилья использует свои Jaguar IS в качестве дальних ударных машин. На надкрыльевых пилонах самолет несет ракеты "воздух-воздух R550 Magic, предназначенные для самообороны.
Три Jaguar из 14-й эскадрильи. Перевооружившись на Jaguar, она была объявлена боеготовой в сентябре 1980 года, после того, как ее пилоты прошли подготовку в Британии.
Взамен старомодного зеленого/темно-серого камуфляжа, который Jaguar нес с момента начала службы в 1979 году, была введена монотонная серая окраска. Индия в среднем теряла по одному Jaguar за год службы. К 2005 году в общей сложности были потеряны 28 машин, но самым неудачным стал 1999 год, когда разбились четыре самолета.
6-я эскадрилья использует Jaguar IM для борьбы с морскими целями. Эти самолеты оснащены РЛС Agave и могут нести противокорабельную ракету BAe Sea Eagle. Первая партия Jaguar IM, поставленных индийским ВВС, уже прошла модернизацию РЛС, в ходе которой РЛС Agave была заменена на ELTA EUM-2032. До этого стандарта будут доработаны и четыре самолета новой постройки.
Mirage 2000 начинает службу. 2 июля 1984г.: 2-я истребительная эскадрилья в Дижоне была выбрана ВВС Франции в качестве первого оператора истребителя Mirage 2000C. Первые самолеты были поставлены истребительной эскадрилье 1/2 "Cicognes" (знаменитым "Аистам") после того, как 23 декабря 1983 года она сдала свои Mirage III. Персонал и пилоты были подготовлены к апрелю 1984 года, а часть была объявлена боеготовой 2 июля. Первые перехватчики, имевшие обтекатели РЛС черного цвета, первоначально не могли использовать ракеты "воздух-воздух" малой дальности Matra Magic.
14 июня 1984г.: первый прототип самолета ДРЛОиУ P-3(AEW&C) был переделан из P-3B ВВС Австралии и должен был нести РЛС AN/APS-138, как на самолете E-2 Hawkeye.
4 февраля 1984г.: после выкатки на заводе "Sikorsky" в Стратфорде, состоявшейся 23 января, поднялся в воздух первый вертолет HH-60D Night Hawk (82-23718) для ВВС США.
E-2 Group II из VAW-116 патрулирует над Тихим океаном. Все четыре эскадрильи Hawkeye Тихоокеанского флота теперь оснащены машинами модификации -2000, причем в двух из них - самолеты с винтами NP2000.
Находясь на службе более 45 лет, E-2 не сдает свои позиции и не имеет замены. Действительно, если создаются новые самолеты ДРЛОиУ сухопутного базирования, на море Hawkeye не имеет конкурентов. Новые возможности ДРЛОиУ для ВМС обеспечивает E-2D - вариант E-2, выполненный по технологиям 21-го века. Единственным достойным упоминания преемником Hawkeye мог бы стать самолет CSA (Common Support Aircraft), создававшийся по амбициозной программе по замене E-2, C-2 и S-3 единой машиной. В конечном итоге на эту программу не хватило денег. Модернизированные варианты E-2 и C-2 будут продолжать службу, а на смену S-3 придут Super Hornet и современные противолодочные вертолеты.
Сингапур не располагал достаточно длинными сухопутными границами для размещения наземных РЛС. Единственным выходом было приобретение самолетов ДРЛО, способных предупредить о любом виде атак. Поэтому для 111-й эскадрильи были закуплены четыре E-2C Hawkeye (Group 0). На время подготовки экипажей самолеты оставались в США, и лишь в марте 1987 года были развернуты в Тенгахе и объявлены боеготовыми. В 2010 году сингапурские E-2 были сняты с вооружения, уступив место самолетам Gulfstream G550, доработанным израильской фирмой IAI, оснастившей их РЛС EL/M-2075. Четыре G550 (поставленные в 2008 годы) ныне считаются полностью боеготовыми.
В 1982-1985 годах восемь E-2C стандарта Group 0 прибыли на авиабазу Мисава, войдя в состав 601-й эскадрильи ВВС Японии. Еще пять самолетов были поставлены в 1992-1993 годах, когда их число дошло до 13. Процесс продажи E-2 Японии был долгим и нелегким, но начав службу, они быстро зарекомендовали себя, обеспечивая радиолокационное прикрытие страны. Выбор Мисава базой для Hawkeye далеко не случаен: она находится на севере острова Хонсю, обеспечивая прикрытие со стороны России. Несмотря на закупку четырех самолетов Boeing E-767 AWACS, Япония модернизировала большую часть своих E-2 до стандарта Group II, оснастив их РЛС APS/AN-145, способной сопровождать более 2000 целей.
Тайвань стал оператором Hawkeye в 1995 году, когда были получены четыре самолета. Тайваньские ВВС стали первым покупателем отремонтированных машин американских ВМС (в данном случае E-2B). Программа ремонта самолетов, получивших новое обозначение E-2T (Т - от Тайвань), включала доработку их до стандарта Group II с установкой РЛС APS-145. Hawkeye из 78-й эскадрильи в Пингтунге были объявлены боеготовыми в 1996 году и ныне обеспечивают наблюдение за Тайваньским проливом. Позднее парк был пополнен еще двумя самолетами.
Египет получил в 1986 году пять самолетов стандарта Group 0, которые стали базироваться на аэродроме Каир-Вест. Шестой самолет был добавлен к ним в 1993 году. Машины были вначале доработаны до уникального стандарта Group 0/II ("Group 1 1/2"), получив цветные дисплеи и систему госопознавания от Group II, но сохранив РЛС APS-138. Позднее их оснастили РЛС AN/APS-145.
Самолет № 748747 - первый полноценный экземпляр W2F-1. Он совершил первый полет в Бетпейдже, Нью-Йорк, 21 октября 1960 года. Было предусмотрено, что первый этап испытаний самолет будет проходить с пустым обтекателем РЛС и без части электронного оборудования. И действительно, доводка электронных систем заняла много времени, и лишь в январе 1964 года первый Е-2А был поставлен боевой эскадрилье.
Американские Hawkeye участвовали в нескольких военных конфликтах на Ближнем Востоке и в бывшей Югославии. Во время операции "Буря в пустыне" E-2 играли важную, но подчиненную роль, направляя самолеты на цели и от целей. В нескольких случаях E-2 выдавали данные для перехвата воздушных целей, и экипажи Hawkeye могут разделить воздушные победы с экипажами истребителей. В ходе операции "Allied Force" E-2C из эскадрилий VAW-126 и VAW-124 находились на авианосцах "Энтерпрайз" и "Теодор Рузвельт", но практически не участвовали в операциях. Этот самолет садится на палубу авианосца "Америка" после участия в рейде на Триполи, Ливия, 1986 год. Но даже в мирное время Hawkeye не остаются без работы, помогая Береговой охране бороться с контрабандистами и торговцами наркотиками.
Неудивительно, что первым зарубежным покупателем самолета стал Израиль, который в 1977-1978 годах приобрел четыре Hawkeye в базовом варианте E-2C. Они поступили в распоряжение 192-й эскадрильи в Хатцериме и получили местное название "Daya" (воздушный змей). Израильские E-2 принимали участие в боевых операциях, отличившись во время скоротечной воздушной войны над долиной Бекаа в 1982 году, когда они наводили истребители F-15 и F-16, сбившие (по данным Израиля) 85 сирийских самолетов. Также они обеспечивали прикрытие ударных машин, сведя израильские потери к минимуму, и осуществляли контроль за воздушным движение в самой зоне боевых действий и около нее. В начале 1990-х годов E-2C получили штанги для дозаправки, но к 1999 году самолеты сняли с вооружения. Причиной стала разработка собственного самолета ДРЛОиУ. Три израильских E-2C прошли ремонт и были поставлены ВМС Мексики, но в 2009 году их списали.
Так выглядит тактический дисплей офицера управления на самолете Hawkeye. На 27,94-см экране видна карта с цветными кодовыми символами, сообщающими информацию о типе, направлении движения и возможной угрозе со стороны сопровождаемых целей.
E-2C Hawkeye. Hawkeye из эскадрильи VAW-123 ("Screwtops") на борту авианосца "Америка". Самолеты этого подразделения, одного из трех первых боеготовых на Атлантическом флоте, легко узнать по изображению огромной спирали на обтекателе РАС. Хотя на рисунке изображен самолет раннего типа, возможности ВМС США по воздушному дальнему радиолокационному обнаружению и управлению (airborne early warning and control, AEW&C) значительно возросли после того, как в 2003 году на вооружение был принят Hawkeye 2000. E-2D стал новым шагом в истории самолета; эскадрилья переподготовки VAW-120 получила E-2D Advanced Hawkeye в июле 2010 года, а их боевое развертывание планируется осуществить к 2014 году.
E-2C Hawkeye
6 февраля 1984г.: полет первого серийного реактивного учебного самолета AT-3 (0803), разработанного фирмой AIDC для ВВС Тайваня.
Шесть B(I).Mk 12 и три T.Mk 4 из состава 12-й эскадрильи были поставлены ВВС Южной Африки в 1963-1964 годах. Mk 12 был последним серийно строившимся вариантом Canberra.
B.Mk 6, оснащенные дополнительными топливными баками на законцовках и форсированными ТРД Rolls-Royce Avon Mk 109, поступили на вооружение ВВС в июне 1954 года. Эти три самолета принадлежали 12-й эскадрилье, о чем свидетельствует эмблема подразделения - лисья голова - на киле.
Поступившая на вооружение в 1960-е годы Canberra T.Mk 17 использовалась для подготовки операторов РЭБ в интересах ВВС и ВМС Британии. Самолет, созданный на базе B.Mk 2, получил отсек за кабиной экипажа, в котором размещались курсанты и инструктор - операторы РЭБ.
В конце 1960-х годов Canberra нашли новое применение - в виде буксировщика мишеней TT.Mk 18. Самолет на снимке, с буксируемой мишенью Rushton на пилоне под крылом, - первый прототип, доработанный фирмой "Flight Refuelling" и проходивший испытания в 1967 году.
Первым вариантом, принятым на вооружение строевых частей ВВС, стал бомбардировщик B.Mk 2. Вооруженная ими 101-я эскадрилья была объявлена боеготовой в январе 1952 года. В бомбоотсеке B.Mk 2 (на снимке открыт) обычно размещались шесть 454-кг бомб, но как альтернативу самолет мог нести одну 2268-кг бомбу или ядерный боеприпас.
Прототип учебного Canberra T.Mk 4 со сдвоенным управлением в окраске Тренировочного командования британских ВВС - с желтыми полосами вокруг консолей крыла и хвостовой части фюзеляжа. Первым получило T.Mk 4 в 1954 году 231-е подразделение боевой переподготовки (OCU), на вооружении которого эти самолеты оставались почти 30 лет.
15 июня 1984г.: первым оператором лайнера Saab 340 стала швейцарская компания "Crossair", получившая пятый серийный самолет. Первый американский покупатель машины, компания "Comair", получившая шестой серийный самолет, начала его эксплуатацию в августе.
В отсеке вооружения этого F-111FU3 48-го TFW хорошо виден контейнер Pave Tack. При использовании контейнер выпускался из отсека (как на снимке), а в остальное время находился в полуубранном положении. Самолет вооружен 907-кг бомбами с лазерным наведением Paveway II.
Вплоть до 2010 года F-111C составляли основу ударной мощи австралийских ВВС, благодаря постоянно проводимым доработкам самолетов.
General Dynamics F-111F Aardvark
Gloster E.1/44 оказался неудачным самолетом, поскольку для установки крупногабаритного ТРД с центробежным компрессором требовался тяжелый планер, и от разработки отказались в пользу двухдвигательного истребителя Meteor. На снимке - второй прототип TX145.
Большая масса и плохая управляемость на малых скоростях сделали F-111B непригодным для эксплуатации на авианосцах.
Большая боевая нагрузка, высокая дальность полета и способность преодолевать ПВО на малой высоте делали FB-111A одним из самых грозных ядерных бомбардировщиков периода холодной войны.
16 августа 1984г.: первый полет турбовинтового транспортного самолета ATR 42 (F-WEGA), созданного фирмами "Aerospatiale" и "Aeritalia".
E.28/39 хорошо зарекомендовал себя в ходе испытаний, налетав за первые 13 дней 10 часов и достигнув высоты 7620 м.
Gloster E.28/39
21 сентября 1984г.: выкатка прототипа делового самолета Falcon 900 "Spirit of Lafayette" (F-WIDE) состоялась 18 мая, а к середине 1985 года машина совершила 134 полета.
Второй летный экземпляр Galaxy (4X-IGO) был впервые продемонстрирован публике на авиасалоне в фарнборо в 1998 году еще в заводской окраске. Galaxy способен совершать трансатлантические перелеты на дальность 6700 км, неся на борту четырех пассажиров.
Самолет G-BEPE демонстрирует возможность Belfast перевозить крупногабаритные грузы. В данном случае это фюзеляж лайнера Fokker F28, выгружаемый через заднюю рампу.
Model 1125 Astra. Этот Astra в цветах IAI использовался в качестве демонстрационного. Как и большинство деловых самолетов, Astra активно продвигался в США, имеющих самый большой рынок для машин этого типа. Естественно, большая часть Astra эксплуатируется ныне на Североамериканском континенте.
Первый прототип Astra (4X-WIN) в ярко красной окраске и с приборной штангой в носовой части во время летных испытаний в 1984 году.
Созданный на базе машин Jet Commander и Westwind, деловой самолет IAI Astra отличался более высокими летными характеристиками и экономичностью. Успех этого самолета привел к разработке более крупного Galaxy.
Astra SP был переходным вариантом между обычным Astra и SPX. Этот самолет, предназначенный для фирмы "Hewlett Packard", демонстрировался на авиасалоне в Фарнборо в 1990 году.
Astra SPX отличался рядом усовершенствований, включая винглеты, более мощные двигатели и новую систему реверса тяги. Он стал последним серийным вариантом в семействе Astra.
Преодоление барьеров: программа X-29. 14 декабря 1984г.: в результате реализации программы стоимостью 80 млн долларов с аэродрома испытательного центра им. Эймса на авиабазе Эдвардс поднялся в воздух демонстратор самолета с крылом обратной стреловидности Grumman X-29A.
Конструкция Gerin Varivol позволяла сочетать хорошие взлетно-посадочные характеристики с высокой скоростью полета.
Базировавшаяся в Хорнчерче 54-я эскадрилья ВВС сменила свои Gauntlet Mk II на Gladiator Mk I весной 1937 года. После боевой службы самолет K7918 был передан 8-й группе технического обслуживания, где он продолжал летать до июня 1944 года.
Gloster Gladiator Mk II из 2-й экспедиционной истребительной эскадрильи (Esquadrilha de Caqa Expedicionaria No.2) португальских ВВС, в августе 1941 года базировавшейся на Азорских островах.
Gloster Gladiator Mk II
Gauntlet Mk II K7817, один из партии в 100 машин, был поставлен 54-й эскадрилье ВВС 8 октября 1936 года. Восемь месяцев спустя его передали 74-й эскадрилье в "тигриной" окраске (представлен на рисунке).
Двадцать пять Gauntlet Mk II были переданы Финляндии после того, как они перестали удовлетворять требованиям британских ВВС. Этот самолет с лыжным шасси использовался весной 1942 года для обучения подразделением T/LeLv 35.
Gloster Gauntlet Mk II
Техническое задание, по которому были созданы истребители Hawker Hurricane и Supermarine Spitfire, привело также к появлению и Gloster F.5/34, имевшего неплохие летные данные, но безнадежно опоздавшему.
Первый прототип F.9/37 с радиальными двигателями Taurus. Несмотря на положительные отзывы испытателей, истребитель так и не был запущен в серию.
Gloster F.9/37. На нижнем рисунке представлен второй прототип с двигателями Rolls-Royce Peregrine.
SC.5 Belfast. Самолет G-BEPS, бывший XR368 "Theseus" ВВС, был приобретен компанией "Pan African Freightliners" в 1977 году, и его перегнали на авиабазу Мэнстон. В 1978 году машину перепродали фирме "ТАС HeavyLift". После сертификации самолет стал вторым Belfast, введенным в эксплуатацию "HeavyLift Cargo Airlines". Первый коммерческий рейс он совершил 18 июля 1980 года. После многих лет службы самолет был пущен на слом в Саутенде в 2008 году.
"HeavyLift" приобрела у ВВС три Belfast и с помощью фирмы "Marshall" из Кембриджа провела доработки, необходимые для эксплуатации самолета на гражданском рынке. По иронии судьбы, Belfast компании "HeavyLift" были взяты в аренду Министерством обороны Великобритании для снабжения британских сил во время фолклендского конфликта в 1982 году.
Единственный Belfast компании "Heavylift", остававшийся в летном состоянии на конец 2010 года, базируется в Австралии. За время гражданской службы самолет показал себя универсальной машиной, способной перевозить различные грузы, включая крупногабаритные, срочные и грузы на полетах.
Прототип Belfast имел двойную регистрацию: военную - XR362, и гражданскую - G-ASKE. Первый полет состоялся 5 января 1964 года с заводского аэродрома "Short" в Квинс Айленде, пилотировал машину летчик-испытатель Деннис Тейлор.
Служба десяти Belfast в британских ВВС продолжалась всего десять лет. За это время они налетали в общей сложности 42,6 млн километров без серьезных аварий. Машина на снимке, "Theseus", позднее использовалась фирмой "HeavyLift" и имела регистрационный номер G-BEPS.
По этому рекламному снимку можно судить о грузоподъемности Belfast. Здесь представлены бронеавтомобиль Saladin, самоходная артустановка Abbott и разведывательно-дозорная машина Ferret, общая масса которых составляет 31298 кг.
Самолет G-BEPE демонстрирует возможность Belfast перевозить крупногабаритные грузы. В данном случае это фюзеляж лайнера Fokker F28, выгружаемый через заднюю рампу.
Gloster Gamecock Mk I из 32-й эскадрильи британских ВВС, базировавшейся в Кинли с сентября 1926 по апрель 1928 года. Благодаря превосходной маневренности Gamecock прекрасно подходил для занятий пилотажем.
Gloster Gamecock Mk I
4 мая 1984г.: поднялся в воздух первый вертолет Hughes 530MG Defender - многоцелевой вариант гражданской модели 530F.
Самолет N249, первый Gloster VI, был сфотографирован в Кэлшуте незадолго до установления абсолютного рекорда скорости - 10 сентября 1929 года он разогнался до 541,21 км/ч.
Шесть B(I).Mk 12 и три T.Mk 4 из состава 12-й эскадрильи были поставлены ВВС Южной Африки в 1963-1964 годах. Mk 12 был последним серийно строившимся вариантом Canberra.
Canberra PR.Mk 9, отличавшаяся крылом увеличенного размаха, хордой и прямыми законцовками, из 39-й (1 PRU) эскадрильи ВВС с авиабазы Мэрхем.
Этот F/A-18D, несущий блок с четырьмя неуправляемыми фосфорными ракетами под правым крылом, мог указать цель другим ударным машинам или уничтожить вражескую РЛС с помощью ракеты AGM-88 HARM. КМП США постоянно использовал в бывшей Югославии двухместные F/A-18D в качестве передовых самолетов наведения.
Венгерская авиабаза Тажар, где обычно базировались МиГ-29, стала "домом" и для F/A-18D из эскадрилий VMFA(AW)-332 и VMFA(AW)-533. Первые из 24 самолетов прибыли туда в мае 1999 года.
Для дозаправки самолетов ВМС и КМП США, а также их союзников в небе над бывшей Югославией большинство воздушных танкеров KC-135 ВВС США были оснащены переходником "шланг-конус", установленным на их заправочные штанги.
24 апреля 1984г.: первый полет прототипа амфибии Dornier SeaStar VT01 (D-ICDS).B 1985 году этот многообещающий самолет получил повреждения при аварии, а программа была закрыта после постройки двух доработанных Seastar CD2.
The Seastar CD.2 production prototype, D-ICDS, taking off from Kiel harbour on 20th May 1987. Note stub wings extending from the sponsons
Редкий снимок единственного экземпляра варианта G.A.43-J с поплавковым шасси. Поплавки были "позаимствованы" у самолета Junkers W.34, большое число которых эксплуатировалось авиакомпанией SCADTA.
Этот GC-1B Swift был зарегистрирован в Великобритании после службы в Родезии. Несмотря на относительно слабый двигатель, самолет имел неплохие летные характеристики.
Gloster IIIA N194 в Феликстоу после модификации хвостового оперения. Этот самолет занял второе место в гонках на кубок Шнейдера в 1925 году.
Gloster IVА N222 (на снимке) был доставлен в Венецию 16 августа 1927 года вместе с Gloster IVB N223. Последний позднее принял участие в гонках на кубок Шнейдера того года, но победу в соревнованиях одержал Supermarine S.5.
Типичный легкий самолет начала 1920-х годов, созданный в преддверии бума частной авиации, Gloster Gannet имел классическую конструкцию с двигателем, мощность которого была явно недостаточной.
7 декабря 1984г.: выполнил первый коммерческий рейс Boeing 737-300 авиакомпании "Southwest Airlines", имевший около 70% общих узлов с 737-200.