Мировая Авиация 141
-
На фотографии запечатлен момент пуска НАР с одного из Ми-35 из афганской Национальной армии во время учения с боевой стрельбой, проводившегося в 2010 году.
Пилот штурмовика A-10 Thunderbolt II из авиации Национальной гвардии штата Мэриленд покидает свою машину после посадки на аэродроме Кандагара. A-10 - главный самолет обеспечения непосредственной авиационной поддержки войск в Афганистане.
Воздушный танкер KC-10 Extender из 908-й экспедиционной эскадрильи самолетов-заправщиков передает топливо на самолеты F-16 в небе Афганистана (операция "Enduring Freedom", февраль 2010 года).
Для пилота сбитого самолета, оказавшегося на занятой талибами территории, самым желанным является вид приближающегося вертолета HH-60G Pave Hawk с боевой поисково-спасательной группой.
AH-64A Apache. 82-я вдд принимала участие в операции "Буря в пустыне". В операциях в районе Персидского залива принимали участие 15 подразделений Армии США (дивизии и батальоны), имеющих на вооружении вертолеты Apache. На рисунке изображен украшенный акульей пастью AH-64A (82-3869) из 82-й воздушно-десантной дивизии Армии США в том виде, в каком он появился в регионе в 1991 году.
AH-64A Apache. В ходе операции "Буря в пустыне" вертолет 82-3886 также нес изображение "акульей пасти". На спонсоне видна "двойная А" - символ 82-й вдд. Главное внешнее отличие модификации AH-64A - штанга над втулкой несущего винта; на AH-64D, если он не несет РЛС Longbow, такого "штыря" нет.
В ходе операции "Joint Guardian II", проводившейся для разоружения отрядов косовских албанцев, вертолеты AH-64A были переброшены в город Клина, Косово.
Часть американских AH-64A получили приведенный на фотографии серый камуфляж вместо традиционного (зеленого) для армейских вертолетов. Эта схема окраски более эффективна для уличных боев, а также снижает заметность в ИК-диапазоне.
Экипаж AH-64A выполняет боевую стрельбу НАР Hydra 70 на одном из американских полигонов.
Первыми боевой опыт получили вертолеты AH-64A, но сегодня в подразделениях регулярной Армии США эксплуатируются уже новейшие AH-64D Longbow.
27-я штурмовая эскадрилья "Royal Maces", вооруженная A-7A, одной из первых вступила во вьетнамскую войну. Один из ее самолетов готовится к вылету на боевое задание.
Corsair привлекались к миссиям "Iron Hand" - поиску и уничтожению позиций ЗРК во Вьетнаме, они вооружались УР "воздух - РЛС" AGM-45 Shrike и блоками НАР LAU-10 Zuni, которыми обозначались цели.
3-я тактическая истребительная эскадрилья стала первой в ВВС США на Тихом океане, получившей A-7D и отправленной во Вьетнам. Ее летчики участвовали в операции по эвакуации из Сайгона в апреле 1 975 года и в инциденте с "Маягуэс".
A-7E из 192-й штурмовой эскадрильи "Golden Dragons" направляется на очередное боевое задание. A-7 пришел на смену A-4, отныне летчики имели достаточно топлива, чтобы добраться до любой цели в Северном Вьетнаме.
The A-7E version of the Corsair is now exclusively used by the regular Navy squadrons, with A-7Bs flown by Reserve units.
Слабым местом ранних машин, поступивших в авиацию ВМС США, были недостаточно мощные двигатели TF30. Позже штурмовики, начиная с модели A-7D, стали оснащаться более мощными и надежными двигателями TF41.
Американские летчики дали A-7 прозвище "SLUF" - это акроним, который в зависимости от ситуации расшифровывался разными словами, от грубовато-шутливых до достаточно вульгарных. Впрочем, летчики очень любили эти самолеты.
192-я "Golden Dragons" и 195-я "Dam Busters" штурмовые эскадрильи базировались на одном авианосце. Два самолета из 192-й эскадрильи готовятся к очередному боевому вылету.
Голландские Meteor F.Mk 4 были идентичны британским машинам. Изображен самолет из 323-й эскадрильи на момент 1949 года. Поставка машин началась в июне 1947 года.
WL364 - типичный представитель модификации Meteor T.Mk 7. Изображенный самолет фирма "Gloster" некоторое время использовала для выполнения фотосъемки в воздухе во время выполнения фигур высшего пилотажа.
Первоначально Судан на замену Ан-12 и Ан-24 закупил шесть C-130H, но вскоре четыре из них были сбиты силами Народной армии освобождения Судана.
Кувейтские ВВС - одни из многих, эксплуатирующих гражданский вариант самолета L-100. Кувейт приобрел четыре такие машины, сегодня три входят в состав 41-й эскадрильи.
ОАЭ располагают шестью C-130 разных модификаций - C-130H, C-130H-30 (на фотографии) и L-100-30.
В рамках программы восстановления ВВС Ирака в январе 2005 года ВВС США передали иракцам три C-130E, вошедших в состав 23-й транспортной эскадрильи, дислоцирующейся в Багдаде. На очереди еще шесть C-130J.
В 1963 году Пакистан приобрел 13 C-130B у компании "Lockheed", ВВС США и Ирана (из них остались только семь); в 1975 году Иран продал еще пять C-130E (остались четыре), а в 1966 году у "Lockheed" приобретены два L-100 (остался один).
Южная Корея приобрела 12 самолетов Hercules в 1987 году - восемь C-130H и четыре C-130H-30 (на фотографии). В операции "Буря в пустыне" принял участие один южнокорейский C-130H.
Япония выбрала C-130H взамен партии самолетов местной разработки C-1. Они поступили в 401-ю эскадрилью, авиабаза Комаки.
Малайзия в 1976-1980 годах приобрела шесть C-130H и три C-130H-MP, а в 1992 году - еще шесть C-130H-30. Транспортные самолеты входят в состав 14-й и 20-й эскадрилий, а морские патрульные C-130H-MP - в состав 4-й эскадрильи.
Сингапур располагает десятью C-130, включая военно-транспортные C-130H и самолеты-заправщики KC-130B и KC-130H, приобретенные у США и Иордании.
Австралия приобрела первые C-130 в 1958 году, сегодня австралийские C-130H и C-130J входят в состав 37-й эскадрильи, авиабаза Ричмонд.
Парк алжирских C-130 насчитывает 18 самолетов модификаций C-130H, C-130H-30 и L-100-300. Изображенный C-130H-30 окрашен под гражданскую машину и несет опознавательные знаки ВВС.
Тунис закупил семь C-130: два C-130H - в 1985 году, еще пять C-130B - в 1995 году. При полетах вне пределов страны используются представленные на фотоснимке "как бы гражданские" обозначения.
Египет располагает 24 самолетами C-130, в том числе военно-транспортными C-130H (на фотографии) и C-130H-30, VIP-вариантом VC-130 и EC-130H (радиотехническая разведка).
Три камерунских C-130H (на фотографии) и C-130H-30 несут, пожалуй, самый красивый камуфляж среди всех самолетов Hercules. Периодически они используются как гражданские транспортные.
После эвакуации французских войск Чад получил семь C-130, принадлежавших ранее ВВС США. Четыре вскоре разбились или были разобраны на запчасти.
Нигерия располагает восемью C-130H/H-30, приобретенными у компании "Lockheed" в 1975 году.
Эти самолеты ВВС ЮАР приписаны к 28-й эскадрилье. Местное обозначение - C-130BZ, компания "Marshall" модернизировала приборное оборудование кабин.
Канада располагает 37 самолетами Hercules, включая модификации CC-130E, C-130H и C-130H-30, причем часть C-130H используется в качестве воздушных танкеров. На фотографии - CC-130E (первый поставлен в 1964 году).
Все 12 мексиканских C-130 входят в состав 302-й тяжелой транспортной авиаэскадрильи. Первыми Мексика получила C-130A, снятые с вооружения ВВС США, а затем приобрела C-130E/H/K у Великобритании и Израиля.
В 1965-1968 годах ВВС Бразилии получили 19 самолетов Hercules, сегодня осталось только 14 машин, включая транспортные (по пять C-130E и C-130H), самолеты-заправщики (два KC-130H) и поисково-спасательные (два SC-130E).
Из девяти колумбийских C-130B/H три разобраны на запчасти, остальные входят в состав 711-й транспортной эскадрильи, авиабаза Эльдорадо. Самолеты приобретались и в Канаде.
В Перу поступили 16 самолетов C-130A и L-100-20, из которых сегодня эксплуатируются только восемь, из остальных четыре в разное время разбились.
Дислоцированные в Европе фронтовые бомбардировщики Су-24 - как изображенные на снимке самолеты на аэродроме Осла в Польше - составляли основу ударной мощи передовых группировок советских ВВС.
Афганские вертолетчики - под наблюдением зарубежных советников - выполняют операцию по переброске груза с передовой оперативной базы "Orgun-e", расположенной на границе с Пакистаном на высоте около 2130 м над уровнем моря. 1 июля 2010 года.
Опытный самолет Т6-1 имел четыре установленных в фюзеляже подъемных турбореактивных двигателя РД-36-35 (воздухозаборники для них находились на верхней поверхности фюзеляжа), а также два маршевых двигателя Р-27Ф2-300, установленных в хвостовой части.
Первым прототипом ударного самолета с крылом изменяемой стреловидности стал Т6-2И, изображенный на снимке во время испытаний различных авиационных средств поражения, предназначенных для применения с Су-24. Первый полет опытный самолет Т6-2И совершил 17 января 1960 года.
Су-24 поступили преимущественно в ВВС, но в 1989 году один авиаполк был сформирован в составе авиации Балтийского флота. Сегодня на Балтике подразделения Су-24М подчиняются командованию Гвардейской Новгородско-Клайпедской Краснознаменной имени маршала авиации Борзова авиабазы.
В отличие от других советских самолетов экспорт Су-24 был не слишком большим - подавляющая часть машин пошла в советские ВВС. Впрочем, после развала Советского Союза самолеты Су-24 разных модификаций оказались в Белоруссии, Казахстане, Узбекистане, Азербайджане и Украине (на фотографии).
Основным вооружением для последних модификаций Javelin, включая изображенный F(AW).Mk 7, являлись УР класса "воздух-воздух" de Havilland Firestreak (вначале Blue Jay) - первые ракеты с тепловой ГСН на вооружении британских ВВС.
Javelin FAW.Mk 8
В межвоенный период для развлекательных полетов использовались списанные учебные самолеты, такие как этот Avro 504K, использовавшийся с 1929 года компанией "North British Aviation Co.".
БЛА MQ-9 Reaper на авиабазе в Кандагаре, декабрь 2009 года. В Афганистане данные БЛА решали как разведывательные, так и ударные задачи. БЛА на фотографии несет ракеты Hellfire и КАБ GBU-12 с лазерным наведением.
Этот двухдвигательный бомбардировщик Gotha G.II выпускался в небольшом количестве.
Бомбардировщики G.IV подходили к целям в Великобритании на высоте 4572 м, почти не встречая никакого сопротивления.
В 1958 году шесть датских Meteor NF.Mk 11 были переоборудованы в TT.Mk 20 компанией "Armstrong Whitworth". Четыре самолета, включая этот SE-DCH, были проданы Швеции, где они эксплуатировались с августа 1962 по апрель 1965 года, после чего две машины были проданы, а две - списаны.
Stirling Mk I Srs I. Stirling поступил на вооружение семи эскадрилий 3-й группы британского Бомбардировочного командования. Первой их получила 7-я эскадрилья - в августе 1940 года, боевое крещение состоялось в ночь с 10 на 11 февраля 1941 года - самолеты бомбили нефтехранилище в Роттердаме. Stirling N3641, "MG-D", принадлежал как раз 7-й эскадрилье.
Перед каждым вылетом экипажи 149-й эскадрильи получали данные от офицеров метеослужбы. Оснащенные надфюзеляжными стрелковыми установками, Stirling имели экипаж из шести человек.
Изображенный Stirling Mk I из 7-й эскадрильи был захвачен немецкими войсками и испытывался в специальной части Люфтваффе (E-Stelle) в Рехлине.
The Short Stirling on No 7 Squadron RAF that was tested by the Luftwaffe from the Gilze Rijen base in the Netherlands in 1942.
Боевой дебют бомбардировщика Short Stirling Mk I (на снимке) состоялся в феврале 1941 года. Достаточно маневренный для своих размеров, Stirling испытывал недостаток мощности двигателей при полной нагрузке.
Самолеты 1651-го отряда переподготовки над Литтл-Сетфорд, графство Кембриджшир, 29 апреля 1942 года. Все эти три Stirling были впоследствии потеряны - самолет в центре ("G") потерян в рейде на Гамбург три месяца спустя.
Whilst Rolls-Royce favoured the liquid-cooled in-line engine, Bristol preferred the air-cooled radial, achieving one of the most efficient piston engines of its day with the two-row, sleeve-valved Hercules. The Short Stirling was among the many Hercules-engined aircraft of World War II.
Бомбардировщик "MacRobert's Reply" из 15-й эскадрильи был куплен на средства семьи Мак-Роберт и стал знаменит в начальный период войны.
Поздние серийные Stirling Mk I из 7-й эскадрильи, оснащенные надфюзеляжной турелью Fraser-Nash FN.50, заправляются перед боевым вылетом, Оакингтон, 1942 год.
Изображен Wellington Mk III из 419-й эскадрильи "Moose" канадских ВВС, верхние поверхности которого окрашены в темно-землистый/темно-зеленый камуфляж, а борта и нижние поверхности - в темный "ночной" камуфляж.
Первыми серийными Wellington стали 180 самолетов модификации Mk I (заказ размещен в августе 1936 года). Большинство оснащались двигателями Bristol Pegasus XVIII. Первые машины поступили в 99-ю эскадрилью в октябре 1938 года. Изображенный L4280 был передан 148-й эскадрилье в марте 1939 года. Среди первых самолетов Wellington были шесть машин, заказанных новозеландскими ВВС, но с началом войны все поступили в британские ВВС.
Служба самолета в Бомбардировочном командовании в метрополии наиболее известна и "перекрыла" вклад Wellington в действиях на Среднем Востоке. Изображенный Mk 1C (из 70-й или 148-й эскадрильи) готовится на расположенном в пустыне аэродроме к очередному вылету, 1942 год. Обратите внимание - с самолета снято все оборонительное вооружение, это сделано для экономии массы и ввиду отсутствия угрозы со стороны истребителей противника в ходе ночных рейдов над пустыней.
Двигатели Rolls-Royce Merlin X стояли на Wellington Mk II, a Bristol Hercules - на Wellington Mk III. Предприятие в Вейбридже построило 400 самолетов Wellington Mk II, поставки начаты в октябре 1940 года. Изображен самолет из 104-й эскадрильи до момента передислокации ее на Мальту.
Стратосферные бомбардировщики - Wellington Mk V и Mk VI. Еще в 1938 году командование ВВС стало изучать возможность использования Wellington в качестве стратосферного бомбардировщика - к тому времени технологии уже позволяли изготовить герметизированную кабину, что позволило бы поднять практический потолок самолета до 12190 м. Компании прототип был заказан на следующий год - он был построен на базе Mk V, оснащался двигателями Bristol Hercules и совершил первый полет в сентябре 1940 года. Однако проблемы с разработкой высотной модификации двигателя Hercules заставили Министерство авиации пересмотреть свой выбор в пользу Rolls-Royce Merlin 60. В конце 1941 года оснащенный такими двигателями Wellington Mk VI совершил первый полет, следом были построены 28 серийных Mk VIA (фото) и 35 Mk VIG. Последние были оснащены навигационной системой Oboe (определение по радиомаякам) и предназначались для роли лидировщиков. Однако только два Wellington с герметизированными кабинами использовались по назначению 109-й эскадрильей, остальные же использовались для подготовки летного состава к работе с системой Oboe.
Wellington T.Mk 10 в послевоенном серебристом камуфляже с желтой полосой учебной машины, 1945 год. Учебно-тренировочный Mk 10 был последней модификацией Wellington, поступившей на вооружение британских ВВС. Среди его получателей были штурманские школы и 201-я школа повышенной летной подготовки. Самолет был отправлен в отставку в 1952 году, одна машина была сохранена в музее ВВС.
T.10 RP589 pictured in January 1949, note the glazed rear turret. This aircraft was built at Blackpool in mid-1945 and flew with Vickers at intervals, but also (in chronological order) with the Telecommunications Flying Unit at Defford, the RAE and the A&AEE. It was struck off charge in March 1951.
Wellington B.Mk III. Изображен самолет X3662, который с конца 1941 по март 1943 года входил в состав 115-й эскадрильи Бомбардировочного командования британских ВВС (авиабаза Мархэм). Затем эскадрилья была перевооружена на Avro Lancaster B.Mk II. Самолет X3662 был построен в Блэкпуле и входил в число 500 машин варианта Mk 1C, заказанных в 1940 году. Компания успела построить лишь 50 самолетов, после чего заказ переоформили на Mk III. 115-я эскадрилья - одна из наиболее прославленных в Бомбардировочном командовании - первой начала бомбардировки объектов противника на континенте (в апреле 1940 года ее самолеты бомбили аэродром Ставангер-Сола). Сначала эскадрилья летала на Handley Page Harrow, а в апреле 1939 года получила первые Wellington (Mk I).
Go 145 строился в огромном количестве и использовался в качестве учебно-тренировочного и ночного бомбардировщика.
Вооруженный реактивными снарядами и оснащенный прожектором "Leigh-Light" (под фюзеляжем, показан в убранном положении), Wellington Mk XIV также оснащен РЛС ASV.Mk III. Самолет состоял на вооружении 10 эскадрилий британского Берегового командования.
Wellington Mk XIV
С конца 1944 по середину 1946 года 179-я эскадрилья эксплуатировала Warwick GR.Mk V, дислоцируясь на авиабазе Сент-Ивал. Оснащенные двигателями Centaurus, данные машины также летали на Среднем Востоке в составе южноафриканских ВВС.
K8178 был прототипом, построенным по спецификации B.1/35, и оснащался двигателями Rolls-Royce Vulture.
Не став бомбардировщиком, Warwick поработал в других вариантах, наиболее важным из которых стал морской поисково-спасательный самолет (построили 200 самолетов). Данный Warwick ASR.Mk I из 269-й эскадрильи оснащен спасательной шлюпкой и РЛС ASV.
Vickers Warwick ASR.1 air-sea rescue aircraft.
"Air Atlantique" из Ковентри - крупнейшая британская компания, предлагающая развлекательные полеты. Ее "Исторический авиаотряд" сегодня располагает парой de Havilland DH.89 Dragon Rapide.
Потребность авиакомпании BOAC в транспортном самолете большой дальности была удовлетворена 14 самолетами Warwick C.Mk I. Этот G-AGFK - последний из них.
Napier Sabre рассматривался в качестве альтернативного двигателя, но только в 1945 году самолет получил Sabre VI (Warwick C.Mk III на фотографии) для оценки двигателя для возможного гражданского послевоенного применения.
Двухместный De Havilland DH.82 Tiger Moth остается весьма популярным среди желающих совершить развлекательный полет или же получить первоначальные навыки пилотирования.
Несмотря на многообещающие данные, соперники не оставили Go 146 шансов на заказы. Изображен первый прототип еще до получения гражданской регистрации (D-ILPC).
"Летающий цирк" Алана Кобхэма появлялся едва ли не в каждом уголке Великобритании. На фотографии - Airspeed Ferry готовится к очередному полету, запланированному на следующий день.
Группа F/A-18 Super Hornet авиации ВМС США во время очередного боевого вылета над территорией Афганистана, 2010 год. Обычно самолеты несут обычные и управляемые авиационные средства поражения и прицельные контейнеры.
Gloster Grebe был спроектирован Генри Фолландом на основе опытного самолета Grouse, также в новой машине заметно влияние и спроектированного им же SE.5. На рисунке - Grebe Mk II из британской 25-й эскадрильи.
В 1950-1960-е годы многие компании организовывали туристические и развлекательные полеты на DH.83 Fox Moth. Пилот сидел в открытой задней кабине, а четверо пассажиров - в передней кабине.
Gloster TC.33 создавался под требования британских ВВС, испытывавших недостаток финансирования, а потому в нем должны были совмещаться бомбардировщик и транспортный самолет.
На снимке изображен Grouse Mk II, который предлагался британским ВВС в качестве учебно-тренировочного самолета. Хорошо видны баки, смонтированные в верхнем крыле.
Выпускавшийся в Америке сверхлегкий самолет Quicksilver пользовался огромным успехом в 1960-е годы и отличался наличием рулевых поверхностей на крыле и хвостовом оперении.
При помощи двух поплавков данный двухместный сверхлегкий самолет Eipper Quicksilver превратился в гидросамолет.
В последнее время растет популярность сверхлегкого самолета X-Air, который имеет полотняную обшивку и дублированное управление, но оснащен закрытой кабиной, что позволяет эксплуатировать его практически круглогодично.
Изображенный Mainair Blade является типичным сверхлегким самолетом раннего образца и имеет позаимствованную у дельтапланов простейшую конструкцию.
Двухместный "композитный" Jabiru UL, собираемый из выпускаемых в Австралии машинокомплектов и оснащенный двигателем мощностью 80 л. с. (60 кВт), с трудом уложился в 450-кг лимит, установленный для сверхлегких самолетов.
После установки двигателя Jaguar VIII первый прототип получил обозначение Gloster Gnatsnapper Mk II.
Gloster G.30 Goldfinch представлял собой цельнометаллический вариант находившегося в эксплуатации самолета Gamecock, но его судьба оказалась менее счастливой.
Gloster G.22 Goral проектировался для замены устаревшего de Havilland D.H.9A. Тендер выиграл Westland Wapiti, но крылья для нового самолета изготавливала дочерняя компания "Gloster".
Самолет Mars I изображен в своем первоначальном виде, он отличается хвостовым оперением по типу Nighthawk и неудобным размещением топливного и водяного баков.
На японских боевых кораблях Sparrowhawk запускались с 10-метровых катапульт, сооруженных на башнях главного калибра, как на фотографии.
GA-2 Duck имел привлекательный дизайн, но спроса у частных лиц на него не возникло по причине излишне высокой цены.
Вслед за Go 147 планировалось создать двухмоторный истребитель, но планы пришлось отменить ввиду плохих летных характеристик, продемонстрированных на испытаниях вторым Go 147 (на снимке).
Gloster Meteor F.Mk 8