Gloster Javelin
Страна: Великобритания
Год: 1951


Двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
Описание
Фотографии
Gloster Javelin

  Начавшие поступать в феврале 1956 года на вооружение 46-й эскадрильи британских ВВС Javelin стали первыми самолетами с дельтовидным (треугольным) крылом, появившимися в британской авиации. Новый самолет был относительно совершенной машиной и первым в британских ВВС всепогодным истребителем-перехватчиком, создававшимся для этой роли изначально. Разработка самолета шла в соответствии со спецификацией F.4/48, выданной Министерством авиации. Созданный специалистами "Gloster" истребитель GA.5 имел цельнометаллическую конструкцию, а его треугольное крыло с малой удельной нагрузкой и большой площадью обеспечивало хорошие высотные летные характеристики. Javelin также имел Т-образное стреловидное хвостовое оперение, которое в сочетании с элевонами крыла позволяло совершать посадку почти на нормальных углах атаки. Новая машина также отличалась убирающимся трехопорным шасси, оснащалась двумя турбореактивными двигателями Armstrong Siddeley Sapphire ASSa.6 и установленной в носовой части бортовой РЛС, а конструкция фюзеляжа обеспечивала посадку двух членов экипажа тандемно в закрытых герметизированных кабинах.
  Первый из семи прототипов поднялся в воздух 26 ноября 1951 года, а 7 июля 1952 года был сделан заказ для серийного производства под обозначением Javelin F(AW).Mk 1. Первый серийный самолет поднялся в воздух 22 июля 1954 года, после чего начался длительный период усовершенствований и доводок, продлившиися до 29 февраля 1956 года. Первые три Javelin были переданы 46-й эскадрилье, на вооружении британских ВВС он состоял до мая 1968 года и стал последним самолетом компании "Gloster", которая перешла под контроль "Hawker Siddeley Group".


Варианты

  Javelin F(AW).Mk 1: первый серийный вариант с британским радаром AI.Mk 17; построили 40 самолетов
  Javelin F(AW).Mk 2: вариант с американской РЛС APQ-43; построили 30 машин, первый самолет совершил полет 31 октября 1955 года
  Javelin T.Mk 3: учебно-тренировочный вариант с двойным управлением, имевший вставку длиной 1,12 м в передней части фюзеляжа для компенсации массы убранного радара; построили 23 самолета, первый совершил полет 6 января 1958 года
  Javelin F(AW).Mk 4: имел цельноповоротный стабилизатор; построили 50 самолетов, первый самолет поднялся в воздух 19 сентября 1955 года
  Javelin F(AW).Mk 5: имел модифицированное крыло и увеличенный внутренний запас топлива, а также возможность подвески на подкрыльевых пилонах четырех УР класса "воздух-воздух"; построили 64 самолета, первый совершил полет 26 июля 1956 года
  Javelin F(AW).Mk 6: отличался от модификации F(AW).Mk 5 тем, что имел американскую БРЛС APQ-43; построили 33 самолета, первый совершил полет 14 декабря 1956 года
  Javelin F(AW).Mk 7: основной серийный вариант; построили 142 самолета, первый совершил полет 9 ноября 1956 года; отличался двигателями Sapphire ASSa.7 тягой 48,93 кН, усовершенствованной системой управления полетом и вооружением, включавшим в себя две 30-мм пушки ADEN и четыре УР класса "воздух-воздух" Firestreak
  Javelin F(AW).Mk 8: последний серийный вариант; построили 47 самолетов, первый совершил полет 9 мая 1958 года; самолет оснащался двигателями Sapphire ASSa.7R с форсажной камерой с ограниченными возможностями, позволявшими развивать тягу 54,71 кН на высоте более 6095 м, американской БРЛС APQ-43 и автопилотом Sperry
  Javelin F(AW).Mk 9: новое обозначение для 76 самолетов модификации F(AW).Mk 7, переоборудованных по стандарту F(AW).Mk 8; 22 таких самолета были оснащены системой для приема топлива в полете


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Gloster Javelin F(AW).Mk 1

  Тип: двухместный всепогодный истребитель-перехватчик
  Силовая установка: два ТРД Arm-strong Siddeley Sapphire ASSa.6 тягой no 35,59 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 1141 км/ч; набор высоты 13715 м - за 9 мин 48 с; практический потолок 16000 м
  Масса: пустого 10 886 кг; максимальная взлетная 16 642 кг
  Размеры: размах крыла 15,85 м; длина 17,15 м; высота 4,88 м; площадь крыла 86,12 м2
  Вооружение: четыре 30-мм пушки ADEN в крыле
Javelin FAW.Mk 9. 13 декабря 1962 года перед переброской 11-й эскадрильи из Льючарса в Гайленкирхен, ФРГ, в нее поступили самолеты Javelin FAW.Mk 9 с экипажами из 25-й эскадрильи. FAW.Mk 9 заменили FAW.Mk 4 и FAW.Mk 5, большинство из которых осталось в Англии. 11-я эскадрилья занималась боевой подготовкой совместно с 5-й эскадрильей, также вооруженной Javelin. Экипажи этих эскадрилий несли круглосуточное боевое дежурство в готовности отразить угрозу с Востока.
Incredible colour scheme on Javelin FAW.2 XA778. This 'Flat Iron' was used by the Aeroplane and Armament Experimental Establishement at Boscombe Down, Witts, as a pacer to determine airspeed indicator errors on other aircraft.
25-я эскадрилья. Первый эксплуатант самолетов FAW.Mk 9, это подразделение создано на базе 153-й эскадрильи, летавшей на самолетах Meteor. Вначале эскадрилья получила на вооружение FAW.Mk 7, которые затем сменила на более совершенный FAW.Mk 9. Расформирована в 1962 году, а самолеты и летчики были переданы в 11-ю эскадрилью.
Javelin FAW.4 XA631 in the snow at Moreton Valence, circa 1956. After trials work at Boscombe Down it joined a string of operational units until it was retired in mid-1963.
Javelin FAW.8 XH966 was retained by Glosters in 1959 for a variety of trials before joining 41 Squadron. It was scrapped in November 1964.
11-я эскадрилья. В 1960 году эскадрилья получила Javelin Mk 4 (многие - из 41-й эскадрильи) для замены Meteor NF.Mk 11, а позже на смену Mk 4 пришел вариант Mk 9 из 25-й эскадрильи. 11-ю эскадрилью расформировали в 1966 году.
Самолеты Javelin FAW.Mk 4 из состава 11-й эскадрильи позируют на камеру. 11-я эскадрилья получила большинство своих FAW.Mk 4 от 41-й эскадрильи в 1960 году - на замену Meteor NF.Mk 11. Самолеты Javelin FAW. Mk 4 эксплуатировались до весны 1962 года, на смену им пришли Javelin FAW.Mk 5.
23-я эскадрилья получила Javelin в 1957 году и стала первой, использовавшей систему дозаправки топливом в полете, благодаря этому эскадрилья могла быстро и без посадки передислоцироваться на Ближний, Средний или Дальний Восток. В январе 1963 года 23-я эскадрилья стала первой в Истребительном командовании, совершившей беспосадочный перелет в Сингапур, а в 1964 году она была перевооружена на самолеты Lighting F.Mk 3.
64-я эскадрилья получила Javelin FAW.Mk 7 в 1958 году. В 1960 году ему на смену пришли Mk 9, а затем эскадрилья приступила к испытаниям Mk 9R, оснащенных системой дозаправки топливом в полете. После непродолжительной дислокации на авиабазах Уотербич и Бинбрук (где эксплуатировалось некоторое количество Mk 8) эскадрилья передислоцировалась на авиабазу Тенга (Сингапур), а в июне 1967 года она была расформирована.
Считалось, что, несмотря на некоторые проблемы с обслуживанием и прочностью отдельных элементов конструкции, вооруженный четырьмя 30-мм пушками ADEN и имеющий возможность подвески четырех управляемых ракет, Javelin являлся превосходным "охотником за бомбардировщиками". Этот XH881 был построен как FAW.Mk 7, но затем модернизирован компанией "Gloster" в вариант FAW.Mk 9 и уже затем передан 25-й эскадрилье.
НИЦ авиации и вооружения (A&AEE). Научно-исследовательский центр авиации и вооружения в Боскомб-Дауне получил несколько вариантов Javelin - самолеты проходили различные испытания, включая отработку авиационных УР и систем дозаправки топливом в воздухе. Данный ярко окрашенный Mk 9 - последний годный к полетам Javelin, списанный в 1975 году.
Основным вооружением для последних модификаций Javelin, включая изображенный F(AW).Mk 7, являлись УР класса "воздух-воздух" de Havilland Firestreak (вначале Blue Jay) - первые ракеты с тепловой ГСН на вооружении британских ВВС.
Javelin стал дальним "охотником за бомбардировщиками", а истребитель Lightning рассматривался как "перехватчик объектовой ПВО". Изображенный на фотографии Javelin FAW.Mk 8 принадлежит 41-й эскадрилье и несет четыре УР Firestreak и два конформных топливных бака.
228-е подразделение переподготовки летного состава базировалось в Льючарс и легендировалось как 77-я эскадрилья. Оно осуществляло подготовку летчиков на истребители-перехватчики Javelin и кроме последних включало в состав три Canberra T.Mk 11 - для подготовки штурманов к эксплуатации РЛС AI.
60-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Тенга (Сингапур) и получила на вооружение самолеты Javelin FAW.Mk 9 и Mk 9R (плюс один T.Mk 3). Первый Mk 9 прибыл в июле 1961 года, сменив Meteor NF.Mk 14. Самолеты эскадрильи принимали участие во время конфронтации Индонезии и Малайзии в 1963 году. С конца 1963 года на смену Mk 9 стали поступать Mk 9R, прослужившие до апреля 1968 года, когда эскадрилья была расформирована, став последней в британских ВВС, летавшей на Javelin.
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.
Прототип WD804 выполнил первый полет в 1951 году. На прототипе установлено крыло с прямой передней кромкой, в то время как кромка крыльев серийных машин имела излом. WD804 разбился при вынужденной посадке.
Эта фотография одного из первых двух прототипов GA5 дает хорошее представление о мощи Javelin. Все четыре прототипа GA5 были окрашены по представленной схеме: верх - темно-зеленый и темно-серый морской (Dark Green/Dark Sea Grey), а нижняя часть и киль - средне-серый морской (Medium Sea Grey).
26 ноября 1951г.: в воздух поднялся первый из трех прототипов перехватчика Javelin - Gloster GA.5 WD804. Самолет пилотировал У. Э. Уотертон. Javelin стал первым в мире двухдвигательным истребителем с дельтовидным крылом.
Вскоре после первого полета на WD808 провели доработки по снижению уровня вибраций в полете. Высокая вибрация стала одной из главных проблем, выявленных входе испытаний первого прототипа.
В ходе испытаний вооружения на WT827 выявился нагрев снарядов к 30-мм пушкам ADEN до температуры 124° С. Причиной послужили микровихри воздуха внутри орудийных стволов. Проблему разрешили, удлинив стволы на 6,35 мм так, чтобы они выступали из носка крыла.
Четвертый прототип, WT830, впервые публично преодолел звуковой барьер. В ночь на 4 июля 1953 года тысячи жителей Лондона разбудила звуковая волна от пролетевшего над городом WT830. Лондонцы были очень недовольны происшедшим, даже поступил запрос в Палату общин британского парламента.
Последний прототип, WT836, значительно отличался от предшествующих. Одним из нововведений стал полностью прозрачный фонарь кабины. На первых четырех прототипах кабина штурмана закрывалась металлическим фонарем с небольшими иллюминаторами.
Latest Gloster Javelin to appear is XA550, with the newest-type canopy and radome nose.
A Javelin F(AW) Mk 4.
Production model of the Gloster Javelin with what appears to be the final nose-shape.
This view of a production Gloster Javelin F.(A.W.) Mk.1 shows to good effect the duo-taper wing leading edge and the sharp-pointed nose radome. Deliveries of the more powerful F.(A.W.) Mk.7 will start later this year.
This striking high-altitude photograph shows a Gloster Javelin in near vertical flight.
Javelin FAW.Mk 5. Модификация отличалась наличием двух дополнительных топливных баков по 568 литров, расположенных в отъемных частях крыла. Обеспечена возможность подвески УР Firestreak, но этого никогда не делалось. Построено 64 самолета.
At the time of the Arrow’s development, the UK’s interceptor hopes were pinned on the Gloster Javelin, a problematic, if brutally attractive, machine of limited capability. In 1952 a new development of the type, the Javelin TWD (thin-wing development), with a 7,5 per cent thickness/chord wing was proposed. Work was started on the TWD in 1955, but cancelled in July 1956.
A recent production Gloster JavelIn F(AW) Mk.I is portrayed against a fine panoramic cloudscape.
Этот Javelin FAW.Mk 7 (XH712) так и не поступил в назначенную эскадрилью. Вначале он активно привлекался к различным испытаниям в Научно-исследовательском центре в Боскомб Дауне, а затем был возвращен компании "de Havilland" и использовался для испытаний УР класса "воздух-воздух" Firestreak и Red Тор (на фотографии - Firestreak). В 1959 году его модернизировали в вариант FAW.Mk 9 и отправили на хранение, позже - модернизировали в Mk 9R и в 1962 году передали в 23-ю эскадрилью. Затем самолет передали 29-й эскадрилье, а 30 июня 1967 года он был утилизирован.
Will you fly fighters? Never have the fighter pilot's responsibilities been so great. Defence is a high priority and calls for special flying skill in developing air-to-air guided missile tactics.
No 60 Squadron Javelin FAW.9 XH707 over the Borneo jungle during the confrontation with Indonesia
Javelin FAW.Mk 4. Построено 50 самолетов, основное отличие - цельноповоротный стабилизатор, позволивший улучшить управляемость машины.
"Джавелин" из 60-й эскадрильи RAF над Брунеем.
Gloster Javelin F(AW)8, XH966 with six de Havilland Firestreaks on underwing pylons. Note the afterburners on the Sapphire turbojets.
Javelin FAW.Mk 9. Выпущено 76 самолетов варианта Javelin FAW.Mk 9, модернизированных из планеров Mk 7. Отличительные особенности - новые форсированные двигатели, внешние части крыла измененной формы, штанга топливоприемника и ряд других отличий.
Javelin FAW.Mk 7. Основная серийная модификация, выпущено 142 самолета. Получили двигатели Sapphire Sa.7 и возможность применять УР Firestreak без ограничений. Вначале планировалось установить двигатель Sa.7R, но ввиду задержек при разработке он попал на самолеты лишь во время их модернизации в FAW.Mk 9.
89-я эскадрилья (затем - 85-я эскадрилья). В 1957 году 89-я эскадрилья, авиабаза Стрэдисхолл, пересела с Venom NF.Mk 3 на самолеты Javelin FAW.Mk 2 и Mk 6, а в ноябре 1958 года была реорганизована в 85-ю эскадрилью и на следующий год перебазировалась в Вест-Моллинг, получив на вооружение Mk 8. Последние эксплуатировались до 1963 года, но ввиду бюджетных ограничений 85-я эскадрилья отправила Javelin на хранение, став учебным подразделением.
Javelins, F(AW)7 in background and T.3 trainer in foreground;
Javelin T.Mk 3. 23 учебных T.Mk 3, имевших двойное управление, эксплуатировались в подразделении переподготовки 228 OCU с октября 1957 года по сентябрь 1961 года.
33-я эскадрилья. Получив в октябре 1960 года первые FAW.Mk 9, эскадрилья сохраняла FAW. Mk 7 до января 1962 года. Эскадрилья была расформирована в ноябре 1962 года.
A section of Javelins peels-off over the Cambridgeshire countryside, near 25 Squadron's home base at Waterbeach
141-я эскадрилья (затем - 41-я эскадрилья). Эскадрилья стала эксплуатантом Javelin в феврале 1957 года, второй по счету в ВВС и первой, получившей на вооружение FAW.Mk 4. Эскадрилья, дислоцировавшаяся на авиабазах Хорсхэм Сент-Фэйт и Колтисхолл, в январе следующего года была переформирована в 41-ю (до того 41-я эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Биггин Хилл и летала на Hunter F.Mk 5). В том же году эскадрилья перебазировалась в Уоттисхэм и частично была перевооружена на FAW.Mk 5, хотя Mk 4 оставались на вооружении до конца 1959 года, когда эскадрилья полностью перевооружилась на FAW.Mk 8. На момент своего роспуска в 1963 году эскадрилья оставалась последней, вооруженной данной модификацией.
Britain’s interceptor force at the height of the Cold War comprised the Lightning, which continued to provide sterling service for the RAF well into the 1980s, and the all-weather Gloster Javelin, which had been withdrawn from front-line service by 1968. Here a pair of Lightnings of Nos 56 and 111 Sqns accompany a Javelin FAW.8 of No 41 Sqn.
First photograph to show the high-speed in-flight refuelling of a Gloster Javelin. The experimental tanker is an English Electric Canberra B.Mk.I (WH734).
Javelin FAW.Mk 8. Последний серийный вариант Javelin, отличался форсированным ТРД Sa.7R - хорошо заметны удлиненные сопла двигателей - это отличительный знак модификаций Mk 8 и 9. Mk 8 имел те же усовершенствования, что и машины, модернизируемые из Mk 7 в вариант Mk 9. Построено 47 самолетов.
В 1960-е гг. истребители "Джевелин" защищали британские интересы на Кипре
Снимок 1955 года. В одну линию выстроены прототипы и первые серийные перехватчики. Фотографии дает представление о размахе летных испытаний! XA552 (на переднем плане) имеет все отличия серийных машин: крыло с изломом на передней кромке и новый полностью прозрачный фонарь кабины.
46-я эскадрилья была сформирована в 1916 году, в 1954 году в рамках очередной реорганизации она стала ночной истребительной и была перевооружена на самолеты Meteor (авиабаза Одихэм), а в феврале 1956 года стала первой, получившей самолеты Javelin модификации FAW.Mk 1. Последние в 1957 году заменили на вариант Mk 2, а в следующем году в эскадрилью поступили два Mk 6. Flo они оказались хуже, чем предшественники, а в середине 1961 года эскадрилья была расформирована.
5-я эскадрилья. Дислоцировавшаяся в Лаабрюке 68-я эскадрилья была переформирована в 5-ю всепогодную эскадрилью и в 1960 году получила на вооружение самолеты FAW.Mk 5. Эскадрилья входила в состав 2-й тактической Воздушной армии до октября 1965 года, когда она дислоцировалась в Гайленкирхен и имела на вооружении самолеты FAW.Mk 9. По возвращении в Великобританию на авиабазу Бинбрук ее перевооружили на Lightning F.Mk 6.
96-я эскадрилья (затем - 3-я эскадрилья). Второй эскадрильей Javelin, направленной в Германию, стала 96-я. Ее летчики летали на Javelin меньше всех - самолеты FAW.Mk 4 находились на вооружении всего несколько недель в конце 1958-го - январе 1959 годов. Затем ее переформировали в 3-ю эскадрилью с базированием на Гайленкирхен, но Mk 4 остались на вооружении. Расформирована в конце 1960 года.
The Gyron Junior Javelin.
Javelin FAW.Mk 1. Собрано 40 самолетов первой серийной модификации Javelin - самолеты активно использовались для оценки и наработки опыта эксплуатации. 46-я эскадрилья получила приказ налетать как можно быстрее на своих самолетах 1000 часов, но единственной полноценной строевой частью, получившей FAW.Mk 1, стала 87-я эскадрилья в Брюггене (ФРГ).
Javelin FAW.Mk 6. 33 самолета FAW.Mk 6 отличались новым носовым обтекателем и РЛС AI.Mk 22 - взамен AI.Mk 17, применявшейся на Mk 5. В остальном Mk 6 идентичен Mk 5.
The "pen-nib" tail fairing can be clearly seen in this photograph of an F(AW)4 Javelin, XA630.
First photograph to be published of the Javelin F(AW) Mk. 5 shows that it differs little from the Mk.1, externally.
Gloster Javelin Mk. 7 is now undergoing flying trials. This Mk. is fitted with an all-flying tailplane.
Gloster Javelin F(AW). Mk. 7 (XA710; recent production model), showing port (two) pylon-mounted Firestreaks.
Starboard pylon-mounted Firestreaks on Javelin F(AW). Mk. 7;
The starboard air intake on the Javelin F(AW). Mk. 7
29-я эскадрилья. В 1963 году эскадрилью передали из состава Истребительного командования в ВВС Ближнего Востока (эскадрилья всепогодных перехватчиков) и перебросили на Кипр, а в 1965 году - в Замбию (кризис в Родезии). Только в 1967 году ее вернули в Великобританию, a Javelin сменили на Lightning F.Mk 3.
The Gloster Javelin F(AW)8 has flown and will be phased into service later this year. It differs externally from other Mks. in the afterburners fitted to its Sapphire turbojets (serial XH966).
The new tail-end of the Javelin
Javelin FAW.Mk 9R. Самолет на рисунке несет опознавательные знаки командира 60-й эскадрильи уинг-коммандера Майкла Миллера - буквы "MHM" (Michael Н. Miller) на киле. Черно-белые полосы и голова винторогого козла на киле - опознавательные знаки 60-й эскадрильи. Винторогий козел, обитающий в Гималаях, был выбран в качестве эмблемы в связи с тем, что эта эскадрилья в 1920-1943 годах дислоцировалась в районе Хайберского прохода в Индии, где обитали эти животные. 60-я эскадрилья была последней строевой частью, летавшей на Javelin вплоть до своего расформирования. Это произошло 30 апреля 1968 года на авиабазе Тенга (Сингапур).
Javelin FAW.Mk 9R
"Boat-tail" on the Javelin.
Javelin FAW.Mk 8
The Javelin F(AW) Mk 9 which featured limited reheat.
GLOSTER JAVELIN F.A.W.9 : Essentially the Javelin F.A.W.7 with the retrospective installation of afterburners and some equipment changes, the Javelin F.A.W.9 has two 11,000-lb.s.t. (12,300-lb. with afterburning) Bristol Siddeley Sapphire 200 series turbojets. Dimensions: Span 52 ft.; length 56ft. 9 in.; height 17 ft. 1 in.