Мировая Авиация 44
-
МиГ-21МФ ("Fishbed-J"). Самыми многочисленными из всех советских машин были МиГ-21 - 80 самолетов разных модификаций. Они решали задачи ПВО. наносили авиаудары и использовались в качестве учебных, но не могли соперничать с F-15, F-16 и F/A-18.
МиГ-29 ("FULCRUM-A"). Самый эффективный из всех иракских истребителей - МиГ-29 - наводил страх благодаря своей высокой маневренности. В начале войны в Ираке насчитывалось до 13 машин МиГ-29, включая двухместный учебно-боевой МиГ-29УБ. За время конфликта потеряно не менее пяти МиГов.
Первый и второй прототипы Ar 196 имели два поплавка, а третий, четвертый и пятый (серии В) - один центральный поплавок и поддерживающие подкрыльевые поплавки. На фотографии второй прототип без вооружения взлетает с помощью катапульты.
Ar 196 был разработан для замены старых гидросамолетов, которыми оснащались большие корабли Кригсмарине. Самолет взлетал с корабля с помощью катапульты и поднимался на корабль после полета при помощи подъемного крана. На снимке: испытания одного из прототипов.
Эскадрильи корабельного базирования 96 и 5./196 первоначально базировались на Вильгельмехафен и Киль-Холтенау. На фотографии: самолет на борту тяжелого крейсера "Принц Ойген".
Успешной операцией Ar 196 в начале его службы стал захват британской субмарины "Сил", в котором участвовали два самолета 1-й эскадрильи 706-й авиагруппы берегового базирования. Экипаж подлодки, подорвавшейся на мине, сдался после обстрела и сброса бомб с Ar 196.
Самолет Arado Ar 196 обладал превосходной управляемостью как на воде, так и в воздухе. В начале эксплуатации его тяжелое вооружение было грозой для морских патрульных самолетов противника, хотя по ходу войны ситуация полностью изменилась.
Один GR.Mk 5 британских ВВС имел окраску, характерную для ударного самолета, и использовался во время 36-часового полета для испытания двигателя Pegasus 11-61. Позд нее он был доработан до стандартной конфигурации и отправлен в 1-ю эскадрилью. Самолет установил ряд рекордов скороподъемности.
1-я эскадрилья начала переход на GR.Mk 5 с 23 ноября 1985 года, но достигла полной боеготовности только 2 ноября 1989 года. Вскоре после этого эскадрилья была отправлена в Норвегию.
Случайное катапультирование. В программе GR.Mk 5 постоянно возникали проблемы. Одной из причин стал эпизод с внезапным срабатыванием катапультного кресла на шестом серийном самолете, в результате чего летчик был выброшен из кабины. Самолет пролетел 805 км и был замечен американским С-5 Galaxy. После своего необычного полета этот Harrier упал в Ирландское море.
Королевские ВВС заменили свои Harrier GR.Mk 3 на "тупоносые" Mk 5, аналогичные американским AV-8B. Самолет на снимке несет кассетные бомбы Hunting BL755.
На фотографии хорошо видны переделанная носовая часть и большое крыло самолета GR.Mk 5 из состава 1-й эскадрильи с запускаемой УР AIM-9 Sidewinder.
Дозаправка в воздухе имела большое значение, поскольку Harrier был включен в состав сил быстрого реагирования. Поэтому над воздухозаборником двигателя на левом борту была установлена убираемая приемная штанга. На снимке три самолета Harrier принимают топливо от самолета-заправщика VC10 из состава 101-й эскадрильи.
Первым из семейства Liberator поступил на вооружение LB-30A (YB-24). Не имея самозатягивающихся баков, он был малопригоден в качестве боевого и использовался как транспортный самолет.
Благодаря своим летным возможностям, прочности и живучести самолеты Liberator - такие как эти B-24D - использовались для выполнения наиболее опасных и трудных боевых задании, как, например, бомбардировки нефтяного района Плоешти (Румыния).
Весьма немногочисленным ВВС Болгарии пришлось противостоять армадам союзников. На фото: "Либерейторы" идут на Плоешти. 1 сентября 1943г.
XB-24. Первый полет состоялся 29 декабря 1939 года, через 9 месяцев после выдачи Авиационным корпусом Армии США контракта на разработку прототипа бомбардировщика. Впоследствии он был оснащен протектированными самозатягивающимися топливными баками и бронезащитой.
Прототип XB-24 в ходе испытательного полета, январь 1940 года. Шасси с базой 4,88 м потребовало введения хвостового костыля - он виден на половине длины хвостовой части фюзеляжа.
LB.30A. ВВС Армии США принял семь самолетов YB-24, использовавшихся в основном как транспортные. Британские ВВС приняли несколько LB.30A - невооруженный вариант YB-24, а на последующие 139 самолетах LB.30 установили британское вооружение. Они получили название Liberator Mk II.
Первым серийным бомбардировщиком Liberator стал строившийся для ВВС Армии США B-24D, получивший удлиненную на 0,91 м носовую часть (впервые появившуюся на Liberator Mk II Королевских ВВС, он же LB-30) и хвостовую пулеметную турель с злектромеханическим приводом.
B-24D. Первая модель, поступившая в ВВС Армии США. В целом аналогична модификации С, за исключением некоторых изменений в двигателях. Построено почти 2500 самолетов.
B-24 из состава 15-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки целей в Европе. Над ним можно увидеть инверсионные следы других бомбардировщиков, возвращающихся на аэродромы в Южной Италии.
Бортстрелок Liberator написал на фюзеляже послание для вражеских истребителей: "Если вы можете прочесть это, вы уже обречены".
DH.110 (первый прототип). DH.110, сконструированный согласно той же спецификации, что и Javelin компании "Gloster", являлся двухместным всепогодным истребителем для Королевских ВВС и ВМС. Имеющий в основе ту же конструкцию, что и Vampire и Venom, новый самолет отличался крылом большой стреловидности и оснащался двумя двигателями Rolls-Royce Avon. Британские ВВС выбрали Javelin, в то время как Sea Vixen и DH.110 долго и эффективно эксплуатировался в авиации ВМС.
Форма крыла DН.110 во многом была скопирована с экспериментального DН.108, который первым из британских самолетов достиг скорости 1M. Серьезная конструктивная слабость крыла привела к тому, что DН.110 развалился в полете.
После выхода DН.110 из разворота концевые части крыла отвалились, из-за чего самолет резко задрал носовую часть. Через доли секунды носовая часть отломилась, Дерри и Ричардс оказались прижатыми к сиденьям, не имея возможности покинуть кабину из-за сильной перегрузки.
Шоу продолжалось и после катастрофы. На снимке - самолет Bristol Britannia выруливает среди обломков. Спустя несколько минут летчик-испытатель самолета Hawker Невилл Дьюк совершил удачное пикирование на сверхзвуковой скорости над публикой в память о погибших коллегах.
На этом самолете Fw 190A-5 летал в конце 1943 года обер-фельдфебель Аугуст Ламберт, эскадрилья 5./SG 2.
На этом Fw 190F-8 лейтенант Герман Бюхнер летал, будучи командиром эскадрильи 4./SG 2, в июне 1944 года. Изображение головы индейца было персональным значком летчика, оно появилось на его самолете летом 1944 года.
Группа Il./SchIG 1 получила Fw 190F-2 вместо Bf 109 незадолго до перевода в нее обер-фельдфебеля Ламберта, Деблин-Ирена, Польша, март 1943года. Все свои 116 побед летчик одержал на Fw 190.
Входившие в состав 20-й авиаэскадрильи (база Тенга, Сингапур) самолеты Hawker Hunter FGA.Mk 9 оказались единственными британскими истребителями-бомбардировщиками в этом регионе. Они активно привлекались к подавлению восстания в Брунее и Сараваке.
26 февраля 1996г.: после некоторого сопротивления ВВС Франции согласились на модернизацию 37 самолетов Mirage 2000C до уровня 2000-5F, в этот день первый такой самолет поднялся в воздух. Машина получила новую РЛС, более эргономичную и современную кабину (APSI-advanced pilot/system interface) и могла нести УР класса "воздух-воздух" MICA фирмы MATRA.
Самолет V35B, появившийся в 1970 году, имел незначительные улучшения по сравнению с предыдущими модификациями. V-образное хвостовое оперение самолетов Bonanza первоначально испытывалось на переделанном AT-10.
Компания "Beech", поглощенная "Raytheon", продолжала выпуск самолетов F-33A Bonanza до 1996 года. Было построено более 3300 машин.
После начала повстанческого движения в Голландской Восточной Индии голландцы использовали P-51D/K Mustang в качестве основного самолета завоевания превосходства в воздухе и для борьбы с наземными целями. На фотографии - самолеты Mustang в полете над Суматрой, октябрь 1948 года. После ухода голландцев оставшиеся машины были переданы индонезийским ВВС и эксплуатировались ими до 1970-х годов.
16 декабря 1996г.: самолет EMB-145 компании EMBRAER получил сертификат летной годности от Федерального управления авиации США и бразильского аэрокосмического технического центра. Спустя три дня первые два серийных самолета были переданы первому покупателю - компании "Continental Express".
16 марта 1996г.: реактивный УТС МиГ-АТ компании "МАПО-МиГ" совершил первый пятиминутный полет в Жуковском. Через пять дней состоялся его первый официальный полет. МиГ-АТ претендовал на роль нового самолета усовершенствованной подготовки пилотов ВВС России, но выбор пал на Як-130.
Декабрь 1996г.: президенты и члены правления "Boeing" и "McDonnell Douglas" объявили о подписании соглашения о вхождении "McDonnell Douglas" в состав "Boeing". Этот шаг укрепил позиции "Boeing" как основного мирового производителя самолетов, компания стала второй после "Lockheed Martin" по обьему контрактов на производство военной продукции. "Boeing" взяла на себя множество проектов "McDonnell Douglas". В 1996 году "Boeing" также поглотила "Rockwell" и часть "Westinghouse".
Ирак использовал в качестве транспортных 40 самолетов Ан-12 компании "Iraqi Airways". Один неопознанный иракский транспортный самолет был уничтожен войсками коалиции, около 40 различных машин были отправлены в Иран, Мавританию или Тунис, Иран забрал все полученные самолеты - в качестве "компенсации за разрушения во время ирано-иракской войны".
18 апреля 1996г.: первый двухместный Mitsubishi F-2 поднялся в воздух с аэродрома Комаки (международный аэропорт Нагоя). Учебное командование японских ВВС получило 47 самолетов F-2B, созданных на базе F-16 как замена самолетам Т-2. Небольшое количество двухместных самолетов поступило в истребительные авиаэскадрильи, а также в испытательные и учебные эскадрильи для имитации условного противника.
В 1947 году компания "Beech" использовала гражданские D18S в качестве шести/девятиместных административных самолетов. Покупатели платили за стандартный самолет 63 000 долларов.
Beech Model H18S
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.
Бомбардировщики Canberra B.Mk 2 (на снимке) из 2-й эскадрильи австралийских ВВС (авиабаза Буттерворт) и Canberra B(l).Mk 12 новозеландских ВВС (авиабаза Тенга) были основной ударной силой в ходе конфликта.
B-24G/H. Модификация B-24D, выпускавшаяся в Северной Америке и отличавшаяся несколько удлиненным фюзеляжем. Машина получила носовую пулеметную турель, которая перешла на почти идентичный B-24H, оказавшийся наиболее распространенным.
B-24J стал самой массовой в семействе Liberator и единственной модификацией, строившейся на всех пяти заводах, привлеченных к программе. Всего было построено 6678 машин. Здесь показан самолет, построенный на заводе "Consolidated" в Сан-Диего в 1944 году.
B-24J/L. B-24J - наиболее массовая модификация, объединившая все изменения, появившиеся на самолетах B-24G и B-24H, и отличавшаяся, в основном, улучшенным турбонаддувом двигателей и хвостовой турельной установкой, управляемой вручную или через гидравлический привод.
После того, как B-24 был принят на вооружение в Канаде и Австралии, он стал воевать на всех ТВД Второй мировой войны. На Тихом океане B-24 действовали с большинства аэродромов и весьма успешно, хотя были уязвимы от атак японских истребителей на встречных курсах. Если не считать этого, B-24 был лучшим бом бардировщиком на Тихоокеанском ТВД вплоть до появления B-29, поскольку у него была больше загрузка и радиус действия, чем у знаменитого B-17 Flying Fortress.
Провоевав четыре года. Liberator успел заслужить противоречивые отзывы. Одни называли его спасителем, другие - машиной, порождающей вдов, и предметом постоянной тревоги пилота. Одни говорили о нем как об универсальном и не имеющем себе равных, другие - как о неуклюжем самолете с недостаточной мощностью двигателей. Хотя все эти мнения имеют свое основание, B-24 оставил неизгладимый след в истории Второй мировой войны.
B-24H из 453-й бомбардировочной группы 8-й Воздушной армии возвращается на базу после бомбардировки нацистских аэродромов, 21 февраля 1944 года. Инверсионные следы, пересекающие небо над ним, оставлены истребителями сопровождения.
Яркая раскраска была характерна для самолетов "сборных" подразделений, придававшихся эскадрильям 8-й Воздушной армии перед началом операций. Этот, пожалуй, наиболее ярко раскрашенный B-24 принадлежал 458-й бомбардировочной группе и известен под прозвищем "Spotted Ape" ("Пятнистая обезьяна").
Художественное оформление B-24 в частях было разнообразным, а иногда позволяло судить и о морально-психологическом состоянии экипажей. Этот изношенный B-24J (44-40973), прозванный "The Dragon and His Tail" ("Дракон и его хвост"), служил в 64-й бомбардировочной эскадрилье 43-й бомбардировочной группы на Тихом океане.
Заводу "Ford" было заказано большое количество B-24N - более 5000 машин, но закончившаяся война сделала заказ неактуальным. Главными преимуществами данной модификации были лучшие летные характеристики и устойчивость.
Еще один бомбардировщик США подбит немцами и падает. И через много лет после того, как B-24 закончил боевую службу, продолжались споры - превосходил ли он своего главного соперника B-17 или уступал ему. Приводились различные статистические данные, но разница задач, к решению которых привлекали эти самолеты, и условий боевого применения позволяет сказать, что каждый из них был удачен в отводившейся ему роли.
В ходе войны ряд Liberator был захвачен немцами, которые использовали их в качестве разведывательных и транспортных самолетов, а также для проведения испытаний.
B-24H Liberator. Этот самолет Liberator с номером 42-7697 и собственным именем "The Stork" принадлежал 726-й бомбардировочной эскадрилье 451-й бомбардировочной группы 15-й Воздушной армии, базировавшейся в Италии. Иногда на фюзеляж и хвостовое оперение наносились дополнительные информационные цветные знаки. В каждой группе несколько самолетов имели дополнительные цветные обозначения на килях для опознавания ведущих самолетов. В начале 1944 года ведущие машины 451-й группы несли на килях красные круги (как и во всем 49-м бомбардировочном авиакрыле).
B-24J Liberator
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.
Лабуан стал в ходе конфликта главной базой британской авиации на Борнео. На фотографии можно видеть транспортные самолеты Beverley и Twin Pioneer, а также перехватчики Javelin и бомбардировщики Canberra.
Много самолетов иракских ВВС были уничтожены на земле в укрытиях, которые обеспечивали определенную степень защиты самолета. Уничтоженные в них машины обычно выглядели подобно этому Су-17.
4 апреля 1996г.: первый полет самолета Extra 400 с деталями из композитных материалов, что делает его конструкцию легче.
Дозаправка в воздухе имела большое значение, поскольку Harrier был включен в состав сил быстрого реагирования. Поэтому над воздухозаборником двигателя на левом борту была установлена убираемая приемная штанга. На снимке три самолета Harrier принимают топливо от самолета-заправщика VC10 из состава 101-й эскадрильи.
Шоу продолжалось и после катастрофы. На снимке - самолет Bristol Britannia выруливает среди обломков. Спустя несколько минут летчик-испытатель самолета Hawker Невилл Дьюк совершил удачное пикирование на сверхзвуковой скорости над публикой в память о погибших коллегах.
Основным недостатком ВВС Ирака можно считать интеллектуальные и моральные качества пилотов. Из-за постоянного страха военного переворота Саддам Хусейн "держал в узде" вооруженные силы, подавляя самостоятельность, инициативу и моральный дух - качества, столь необходимые в бою.
Liberator GR.Mk V. После того, как Командование береговой обороны британских ВВС модернизировало самолеты Liberator Mk III и Mk IIIA, они получили обозначение GR.Mk V, а также улучшенные РЛС и прожекторы для ночной охоты на подводные лодки, некоторые несли под крыльями реактивные снаряды.
PB4Y-1. Аналог B-24J, поставлявшийся в ВМС США, имел обозначение PB4Y-1. Обычно стандартная носовая пулеметная турель Consolidated заменялась на турель Erco.
Развитие "военно-морской" ветви Liberator привело к появлению модификации PB4Y-2 Privateer. Эта удлиненная модификация была специально оптимизирована для действий на малых высотах над морем и легко опознается по одинарному килю.
PB4Y-2. Модернизация PB4Y-1. Кроме удлиненного фюзеляжа самолет отличался наличием одного киля и двигателями без турбонаддува, поскольку предназначался для полетов на меньших высотах в более плотных слоях атмосферы. До окончания войны ВМС США получили всего несколько PB4Y-2.
Самолет, названный Diamond Lil, сфотографирован в 1980 году на шоу Конфедеративных воздушных сил, состоящих из старых летательных аппаратов. На 2009 год самолет все еще оставался в летном состоянии в составе этих сил, переименованных уже в Мемориальные воздушные силы. Непривычные иллюминаторы в носовой и хвостовой частях фюзеляжа остались от того времени, когда самолет служил под обозначением C-87 Liberator Express. Несколько B-24 до сих пор остаются в летной готовности, а многие сохранились в музеях и частных коллекциях по всему миру.
C-87. Самолет для дальних перевозок, разработанный в спешном порядке в связи с необходимостью эвакуации из Голландской Ост-Индии. Запущен в производство в апреле 1942 года под названием Liberator Express.
LIBERATOR С.МК IX / RY-3. Британские ВВС приняли 22 самолета Mk IX, аналог транспортного RY-3 ВМС США. Mk IX отличался удлиненным фюзеляжем и одним килем, аналогичным поздним B-24.
Этот восстановленный самолет Model 17 сфотографирован в 1985 году с канадскими опознавательными знаками. Самолет окрашен в цвета компании "Beech".
Посадка в кабину AT-10 осуществлялась через сдвигающееся назад остекление фонаря. Около половины летчиков многомот самолетов ВВС Армии США прошли обучение на этой машине.
Model 39/104 Liberator Liner. "Consolidated" разработала Модель 39 по собственной инициативе, надеясь заинтересовать ВМС США транспортным самолетом на базе Privateer. Будучи, по сути, тем же PB4Y-2 с фюзеляжем, увеличенным до 27,4 м по длине и до 3.2 м в диаметре. Модель 39 сразу вызвала интерес ВМС. Было заказано 239 самолетов под обозначением R2Y-1. Однако после того как первый самолет Модель 39 не прошел испытания, потребовались серьезные конструктивные доработки, и затем заказ отменили. Был собран лишь один самолет (на снимке). "Convair" после войны намеревалась вывести на рынок 48-местную пассажирскую модификацию (Модель 104). но не удалось привлечь ни одного заказчика.
Захваченный иракский вертолет. Не все иракские машины, оставшиеся в Кувейте, были уничтожены. Этот Bell Model 214 был захвачен солдатами 1-й дивизии Корпуса морской пехоты (КМП) США в международном аэропорту Кувейта 25 февраля 1991 года, экипаж был убит. Вертолет был передан командующему 3-м авиакрылом КМП на авиабазу Эль-Торо, где он и находится сейчас в музее.
6 августа 1966г.: первый полет Kawasaki OH-1, созданного для замены OH-6D в качестве вертолета разведки или легкого патрульного вертолета армейской авиации.
Выбор системы JPATS. Февраль 1996г.: УТС Raytheon Beech T-6A Texan II выбран в качестве "универсальной системы начальной летной подготовки экипажей" (JPATS) для замены УТС T-37 Tweet в ВВС и T-34C Turbo-Mentor в ВМС США. Самолет представляет собой американскую модификацию Pilatus PC-9 Mk II и оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney PT6A-62. Для некоторых подобный выбор оказался неожиданным, считалось, что лучший вариант - самолет с турбореактивным двигателем.
XS766 стал вторым серийным Basset CC.Mk 1. Самолет Basset использовался в основном как связной, а также для переброски экипажей стратегических бомбардировщиков на разбросанные по всей стране авиабазы.
В конструкции В.206 компании "Beagle" удалось скомбинировать обтекаемый фюзеляж с просторной кабиной. Приборная панель самолета была шире, чем даже у авиалайнера Viscount. Самолет с номером G-ATYX - модификация B.206 Series 2.
В состав 209-й эскадрильи входили самолеты Pioneer и Twin Pioneer. Одномоторный Pioneer брал на борт до пяти пассажиров, а более крупный Twin Pioneer - до 11 пассажиров или десантников с вооружением.
26 октября 1996г.: первый полет вертолета SW-4 компании "PZL Swidnik", предназначенного для выполнения транспортных задач, патрулирования границы и армейской разведки. Первые поставки - в 1999 году.
Изначально самолет был перегружен, поэтому в ходе серийного производства провели ряд изменений в компоновке и оборудовании для облегчения конструкции. Построено 43 самолета.
Только два самолета Husky имели официальное обозначение D.5/180 Husky, данное производителем, включая демонстрировавшийся компанией самолет с номером G-ASBV. Другой самолет был продан в Португалию.
Самолет N6101 стал одной из первых 13 машин WB.III, укомплектованных складывающимся шасси и получивших в британских ВМС обозначение S.B.3F. Вероятно, не все заказанные WB.III были построены.
Несколько угловатый BD-4 был особенно популярен у авиаторов-любителей. В его крыле использовалась конструкция Panel-Rib, когда через трубчатые лонжероны из легкого сплава проходят отформованные нервюры из стекловолокна, которые затем закрепляются с помощью эпоксидной смолы и специальных зажимов.
Проблемы самолета BD-10 были связаны не только с тем, что частные владельцы получали самолет со скоростью больше 1М, но также с недостатками, присущими самолетам "домашней" сборки и созданным конструкторами-любителями.
Будучи четырехместным туристическим самолетом, Sundowner мог использоваться и в варианте двухместной пилотажной машины. В зтом качестве он мог выполнять переворот Иммельмана, петли, выход из штопора и другие фигуры высшего пилотажа.
Самолет Model A23-24 Musketeer Super III (на снимке), в целом схожий с Model A23A Musketeer Custom III, оснащался двигателем IO-360-A2B мощностью 200 л.
Во время испытательного полета XA-38 достиг более высокой скорости, чем новый самолет P-51B Mustang. Mustang смог один раз показать максимальную скорость в 604 км/ч на высоте 945 м.
Super Hercules поднимается в воздух. 5 апреля 1996г.: первый из C-130J, представляющий собой самую последнюю модификацию широко распространенного транспортного Hercules, впервые поднялся в воздух с площадки завода компании "Lockheed Martin" в Мариэтте, штат Джорджия. Эта машина (ZH865/N130JA) стала первой из партии в 25 самолетов, заказанных для британских ВВС. Однако из-за множества возникших проблем первые самолеты попали в Королевские ВВС только в конце 1999 года, а первые экипажи из пилотов Королевских ВВС приступили к полетам в марте 2000 года.
9 августа 1996г.: преемник Е-3, самолет Boeing 767 AWACS, стал последней гражданской машиной, переоборудованной в военную модификацию.