Антонов Ан-12
Варианты:
Антонов - Ан-12 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (62)
Ан-12

  Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
  Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
  Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
  С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
  Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
  Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

  Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

  Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
  Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
  Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
  Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
  Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
  Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
  Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
  Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

  Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
  Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
  Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
  Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
  Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
  Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
  Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
  Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
  Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
  Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
  Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
  Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
  Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
  Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Россия
Самолет транспортной эскадрильи Ан-12
Поисково-спасательный Ан-12ПС в полете над акваторией Североморска
Ан-12, показавший свою превосходную универсальность как транспортный самолет и самолет спецназначения, сегодня находится на закате своей карьеры в ВВС России. Но в других странах, например в Китае, он по-прежнему активно используется.
В качестве транспортного самолет Ан-12 более-менее эквивалентен американскому C-130 Hercules. На фотографии хорошо видны отогнутые вниз внешние части консолей крыла и развитая взлетно-посадочная механизация.
Полеты самолетов транспортной авиации с грунта в ходе комплексного специального учения системы материально-технического обеспечения.
Данный Ан-12 сфотографирован в Саках, Крым, в 2000 году, но самолет на самом деле принадлежит авиации российского Краснознаменного Северного флота, потому и несет изображение белого медведя, хозяина Арктики. Самолет Ан-12ПС представляет собой вариант самолета Ан-12Б, созданный для поиска и эвакуации приводнившихся космонавтов, а также проведения поисково-спасательных операций на море. Самолет способен нести спасательный катер тип 03473 с командой спасателей из трех человек. Учитывая частое появление самолетов в районах плавания и проведения учений кораблей ВМС НАТО, на Западе предполагают, что реально Ан-12ПС в состоянии проводить визуальную и радиотехническую разведку.
Россия с ее огромными пространствами и бездорожьем крайне зависима от воздушных перевозок. До 2000 года парк авиакомпании "Avial Aviation" насчитывал не менее 12 Ан-12, которые базировались в трех основных аэропортах Москвы.
Looking handsome in its Aeroflot scheme, the Antonov An-12 was one of the three Soviet transports that participated in the flying display at Paris. The other two were the An-24 and the Tu-134, along with the Mi-6, Mi-8 and Mi-10 helicopters.
Вариант Ан-12Б в 1963 году начали серийно выпускать авиазаводы в Ташкенте и Воронеже вместо Ан-12А. Этот Ан-12Б сфотографирован в Шперенберге в 1992 году, он оснащен ВСУ ТГ-16, выхлопное сопло которой просматривается в обтекателе левой основной опоры шасси. ВСУ обеспечивает автономный запуск основных двигателей. Односекционный триммер руля направления заменен двухсекционным с независимыми приводами секций. Внешние бомбодержатели на Ан-12Б не монтировались.
Ан-12ТБ, принадлежавший базировавшейся во Внуково авиакомпании "Космос". Эта компания являлась подразделением НПО "Энергия" - ведущего разработчика и производителя космических ракет-носителей и орбитальных кораблей.
Ил-76, оснащенный ТРДД, разработан для замены Ан-12, но он так и не смог полностью вытеснить своего заслуженного предшественника. Этот Ан-12 с авиабазы под Ростовом-на-Дону (535-й ОСАП) сфотографирован в Гросс-Долльне в 1993 году рядом с машинами Ил-76МД в цветах "Аэрофлота", занятыми в военно-транспортных операциях.
"Зубастый" Ан-12 разом меняет представление о достаточно мирном облике транспортника
Ан-12БК б/н 33 синий, сер. N 61347804. Принадлежность не установлена. Находился пролетом на аэродроме КАПО им. С.П.Горбунова в Казани, 25 апреля 2003г.
Ан-12БК считается последним транспортным вариантом Ан-12. В нижней передней части фюзеляжа установлена РЛС "Инициатива" ("Short Horn") с увеличенным обтекателем и дистанционно-управляемая лебедка в грузовом отсеке. Эта машина проходила службу в ВВС Белоруссии.
Работавшие раньше в системе полярной авиации Аэрофлота, отдельные Ан-12 продолжают использоваться для снабжения полярных экспедиций. Этот самолет был сфотографирован в Астафьево, где располагается авиабаза Газпрома, компании, которая занимается разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Ан-12
Ан-12 б/н 17 желтый, сер. N 7344905. 181-я оаэ 37-й ВА ВГК (СН) (Дальней авиации). эскадрилья дислоцируется в Иркутске. Март 2004г.
As the wet season set in, bringing intermittent rain, operations continued unabated. Soviet Antonov An-12s are visible behind this Hercules.
Ан-12 заслужил репутацию самолета, способного доставлять почти любые грузы куда угодно, даже в самые глухие уголки мира. На снимке: Ан-12 привез трактор ДТ-75 в Арктику, выполнив посадку прямо на снег. Снабжением населенных пунктов на Крайнем Севере занимались как самолеты "Аэрофлота", так и военно-транспортной авиации.
Советская армия готовилась к ведению войны в условиях широкого применения противником оружия массового поражения. Для установления факта применения такого оружия предполагалось использовать, в том числе, и специализированную модификацию Ан-12 с дозиметрами и устройствами забора воздуха и аппаратурой его анализа. Впервые данная модификация была идентифицирована на Западе в 1994 году, когда в Шперенберге удалось сфотографировать один из таких Ан-12РКР. Самолет представляет собой вариант Ан-12БП, оснащенный контейнерами цилиндрической формы, уста новленными по бортам в носовой части, а по правому борту фюзеляжа находятся длинный обтекатель и узел подвески специального оборудования в кормовой части фюзеляжа.
Russian Air Force Antonov An-12BP Cub RA-11652 (c/n 402702) at its home at Chkalovsky air base in the Moscow region in mid-April 2014. The aircraft is used to support air accident investigations and incorporates a TA-6B auxiliary power unit (APU) run mission equipment. Its exhaust is visible just in front of the horizontal tailplane. Built as an An-12BP, it was modified for the role in the early 1970s as a laboratoriya isstedovaniya aviatsionnoy tekhniki (LIAT, aviation hardware examination laboratory). It moved to Chkalovsky in late 2010 from Kubinka after repair work following a nose wheel collapse during take-off from Buturlinovka on September 10, 2008.
Два Ан-12БП были доработаны в самолеты метеонаблюдения Ан-12БПТ "Циклон". В носовой части фюзеляжей на них смонтировали длинные штанги с датчиками атмосферных параметров.
Ан-12БК широко использовался в качестве платформы для разного рода летающих лабораторий, задействованных в разнообразных программах летных испытаний систем и оборудования. Большинство таких самолетов базировались в Жуковском и Ахтубинске. ЛИИ им. М.М.Громова эксплуатировал несколько Ан-12, на верхней поверхности одного из них был смонтирован узел крепления для секции крыла и устройство для распыления воды (самолет использовался для изучения поведения разных аэродинамических профилей в условиях обледенения и противообледенительных систем). В кабине было оборудовано место для наблюдателя, самолет оснащался дополнительной измерительной аппаратурой и аппаратурой передачи данных. Другая летающая лаборатория в Жуковском была переделана из Ан-12БК (бортовой номер "43" красного цвета, на фотографии), она использовалась для испытаний и отработки катапультных кресел. В законцовках крыла были смонтированы кинокамеры, а вместо хвостовой стрелковой точки располагался модуль с катапультным креслом, вращавшийся относительно продольной оси, кресло в нем устанавливалось вдоль поперечной оси, что обеспечивало реализацию различных условий эксперимента. Катапультирование было возможно проводить под любым углом к плоскости полета, в том числе имитировать катапультирование в перевернутом полете (при этом сам Ан-12 выполняет нормальный горизонтальный полет). Катапультирование проводилось в диапазоне скоростей до 550 км/ч, высот до 10 000 м и скороподъемности до 25 м/с. Имитировалось также катапультирование на взлете при скоростях до 250 км/ч. Катапультное кресло устанавливалось как штатно - "лицом вперед", так и с разворотом на 180°.
Украина
Самолет Ан-12БК из состава ВВС Украины. Великобритания, авиабаза Линехейм, 3 октября 1993 г.
Украинская авиакомпания "Meridian Airlines" - типичный небольшой грузоперевозчик, до сих пор использующий Ан-12. Машина выполняет рейсы в Западную Европу, снимок сделан в сентябре 2008 года в испанском аэропорту Торрехона.
Antonov An-12BP UR-CKL (c/n 01348005, ex EX-169) at Liege Airport in Belgium on December 3, 2012. The transport wears the new colours of Cavok Air, based at Chisinau International Airport in Moldova, and is pictured during a cargo charter to the Isle of Man. It was previously owned by Click Airways before being flown to Byelaya Tserkov, Ukraine, for maintenance in April 2012, prior to being sold.
Болгария
Ан-12 LZ-BAB авиакомпании "Balkan Bulgarian Airlines", которая в конце 1980-х годов первой в Болгарии начала эксплуатировать эти машины. Самолет до 2002 года выполнял грузоперевозки в страны Восточной и Западной Европы.
One of the four An-12s operated by Heli Air until March 2007. Three were sold following the ban on An-12 operations in Bulgaria. The fourth resides in front of Heli Air's hangar at Sofia Airport.
Словакия
Словацкий Ан-12
После распада Чехословакии на два государства, Чехии и Словакии досталось по одному Ан-12. Оба самолета ныне сняты с эксплуатации. На фотографии - Ан-12 ВВС Словакии.
Ирак
Ирак использовал в качестве транспортных 40 самолетов Ан-12 компании "Iraqi Airways". Один неопознанный иракский транспортный самолет был уничтожен войсками коалиции, около 40 различных машин были отправлены в Иран, Мавританию или Тунис, Иран забрал все полученные самолеты - в качестве "компенсации за разрушения во время ирано-иракской войны".
Египет
The Antonov An-12 was, for many years, the heavy logistic support backbone of the EAF, 30 having originally been procured from the Soviet Union. This Soviet type has now virtually dis­appeared from the inventory, having been succeeded by the C-130H Hercules which now equips the heavy lift force based at Cairo East.
Иногда самолеты Ан-12 ВВС Египта летали с гражданской регистрацией, как представленный на фото "SU-AOI".
Индия
Индия стала одним из крупнейших импортеров самолетов Ан-12, которые использовались в индийских вооруженных силах на протяжении 30 лет в качестве военно-транспортных, воздушных командных пунктов и даже как бомбардировщики. Последний Ан-12 снят с вооружения ВВС Индии в 1993 году. Замена самолету пока так и не найдена. Изучался вопрос о закупке партии из 24 самолетов C-130, но к марту 2004 года поступил заказ лишь на шесть C-130J-30. В настоящее время транспортные перевозки в ВС Индии выполняют, главным образом, самолеты Ил-76 и Ан-32.
Индия очень активно применяла самолеты Ан-12. 32 года они служили в индийских ВВС в качестве транспортных машин и даже бомбардировщиков. Индийские ВС списали свой последний Ан-12 в 1993 году.
Эфиопия
Порядка 15 самолетов Ан-12 получила Эфиопия, в 2009 году продолжало летать девять из них. Предполагалось, что после поставки в 1998 году Эфиопии четырех самолетов C-130B, эксплуатация Ан-12 в этой стране прекратится полностью, но этого не произошло.
Эфиопские Ан-12 помимо применения по прямому назначению неоднократно использовались и как бомбардировщики.
Чехия
An unusual view of the Czech An-12.