RU

/

EN
burger-menu

Поиск по сайту:

airplane photo

Страна : Россия

Год : 1957

Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек

Ан-12

   Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
   Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
   Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
   С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
   Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
   Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

   Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

   Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
   Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
   Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
   Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
   Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
   Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
   Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
   Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

   Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
   Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
   Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
   Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
   Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
   Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
   Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
   Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
   Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

   Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
   Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
   Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
   Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
   Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
   Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
   Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг

Показать полностью
  • Описание
  • Air International 1995-09 / Airscene Headlines

    Illustrating the relatively new Macedonian registration prefix is Antonov An-12B Cub Z3-AFA, a new addition to the Skopje-based Avioimpex fleet, seen here landing at Ostend Airport, Belgium, on June 13, 1995.

  • Мировая Авиация 44

    Ирак использовал в качестве транспортных 40 самолетов Ан-12 компании "Iraqi Airways". Один неопознанный иракский транспортный самолет был уничтожен войсками коалиции, около 40 различных машин были отправлены в Иран, Мавританию или Тунис, Иран забрал все полученные самолеты - в качестве "компенсации за разрушения во время ирано-иракской войны".

  • Мировая Авиация 53

    Индия стала одним из крупнейших импортеров самолетов Ан-12, которые использовались в индийских вооруженных силах на протяжении 30 лет в качестве военно-транспортных, воздушных командных пунктов и даже как бомбардировщики. Последний Ан-12 снят с вооружения ВВС Индии в 1993 году. Замена самолету пока так и не найдена. Изучался вопрос о закупке партии из 24 самолетов C-130, но к марту 2004 года поступил заказ лишь на шесть C-130J-30. В настоящее время транспортные перевозки в ВС Индии выполняют, главным образом, самолеты Ил-76 и Ан-32.

  • Мировая Авиация 71

    Индия очень активно применяла самолеты Ан-12. 32 года они служили в индийских ВВС в качестве транспортных машин и даже бомбардировщиков. Индийские ВС списали свой последний Ан-12 в 1993 году.

  • Air International 1982-06 / ??? - Egypt: an air power in transition (3)

    The Antonov An-12 was, for many years, the heavy logistic support backbone of the EAF, 30 having originally been procured from the Soviet Union. This Soviet type has now virtually dis­appeared from the inventory, having been succeeded by the C-130H Hercules which now equips the heavy lift force based at Cairo East.

  • Мировая Авиация 53

    Иногда самолеты Ан-12 ВВС Египта летали с гражданской регистрацией, как представленный на фото "SU-AOI".

  • Мировая Авиация 53

    Порядка 15 самолетов Ан-12 получила Эфиопия, в 2009 году продолжало летать девять из них. Предполагалось, что после поставки в 1998 году Эфиопии четырех самолетов C-130B, эксплуатация Ан-12 в этой стране прекратится полностью, но этого не произошло.
    Эфиопские Ан-12 помимо применения по прямому назначению неоднократно использовались и как бомбардировщики.

  • Air International 2000-02 / Airscene

    Another anonymous-looking visitor to Sharjah on November 13, 1999, Antonov An-12V 4R-EXC (c/n 08345507, ex RA-12956) still wears basic Aeroflot scheme and is now operated by Colombo, Sri Lanka-based Expo Aviation.