Антонов Ан-12
Варианты:
Антонов - Ан-12 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (54)
Ан-12

  Невозможно переоценить значение самолета Ан-12 для вооруженных сил и народного хозяйства СССР. Прототип Ан-12 поднялся в воздух с заводского аэродрома ОКБ Антонова в Гостомеле (Украина) в 1958 году. До прекращения производства в 1973 году киевский авиазавод построил более 900 самолетов Ан-12 разных модификаций. Фактически Ан-12 стал первым массовым советским военно-транспортным самолетом. В Китае Ан-12 выпускался по лицензии под обозначением Shaanxi Y-8.
  Изначально Ан-12 проектировался как военно-транспортный и гражданский транспортный самолет с хвостовой рампой и оперением по типу Ан-8. Грузовая кабина не герметизирована, но за кабиной экипажа сделан герметизированный отсек на 14 пассажиров. Большинство серийных самолетов вместо рампы оснащались створками.
  Эксплуатация самолета Ан-12 началась в 1959 году. Самолет выпускался во многих модификациях, основной из которых являлась военно-транспортная (западное обозначение "CUB-A"). В 1963 году в серию пошел Ан-12П с дополнительными топливными баками под полом грузовой кабины. Ан-12Т оптимизирован для перевозки жидкостей. На Ан-12УД предусмотрена возможность установки бака емкостью 4000 л в грузовой кабине.
  С 1961 года строился Ан-12А с двигателями АИ-20А мощностью по 4000 э.л.с. и запасом топлива во внутренних баках, увеличенным до 16000 л (четыре дополнительных бака в крыле). Подвариантом данной модификации является Ан-12АП с баками под полом грузовой кабины, как у Ан-12П. Два самолета Ан-12ПЛ предназначались для эксплуатации в арктических условиях.
  Основной с 1963 года стала модификация Ан-12Б, оснащенная вспомогательной силовой установкой, расположенной в обтекателе левой основной опоры шасси. Наличие ВСУ сделало самолет более независимым от аэродромной инфраструктуры, в частности, стал возможным автономный запуск основных двигателей. Емкость топливных баков на Ан-12Б довели до 19500 л.
  Финальным серийным вариантом стал Ан-12БК, производство которого началось в 1967 году. Ан-12БК стал дальнейшим развитием Ан-12Б.

  Замена Ан-12 самолетами Ил-76 началась в 1974 году, однако более тяжелый и дорогой Ил-76 относится к другому классу транспортных самолетов. Полноценной замены Ан-12 нет до сих пор. К концу 2008 года в ВВС России еще числилось примерно 100 самолетов Ан-12. Снятые с вооружения ВВС РФ самолеты проходят капитальный ремонт и продаются частным компаниям, главным образом - африканским. Летают в Африке на Ан-12 экипажи, уволившиеся из военно-транспортной авиации России и Украины.


Варианты Ан-12Б

  Ан-12МГА: гражданский транспортный вариант и Ан-12БП с дополнительными баками под полом грузовой кабины
  Ан-12БМ: самолет, доработанный для испытания приемной аппаратуры спутника связи "Молния-1"
  Ан-12ПС: конверсионные и вновь построенные самолеты поставлялись заказчикам с 1969 года, оснащены дополнительными антеннами
  Ан-12Б-И: транспортные самолеты, доработанные в "промежуточный" вариант постановщика помех, эксплуатируются с 1964 года
  Ан-12БШ: конверсия в учебно-штурманский самолет Ан-12БЛ: самолет, предназначенный для изучения возможности нанесения ударов противорадиолокационными ракетами
  Ан-12Б "Кубрик": летающая лаборатория для отработки инфракрасных систем
  Ан-12ВКП "Зебра": конверсия 1970 года, воздушный командный пункт
  Ан-12РКР: конверсия для мониторинга атмосферы на предмет радиохимического и биологического заражения


Основные варианты Ан-12БК

  Ан-12БКБ: бомбардировщик с внешними бомбодержателями; появился после использования транспортных Ан-12 в качестве бомбардировщиков в ходе индо-пакистанской войны 1971 года
  Ан-12БК-ВКП "Зебра": воздушный командный пункт
  Ан-12БКШ: учебно-штурманский самолет
  Ан-12БК-ИС: дальнейшая модернизация самолета Ан-12Б-И
  Ан-12ПП: постановщик помех, оснащенный мощным электрогенератором и различными станциями постановки помех; внешне легко идентифицируется по большому количеству антенн и хвостовой части фюзеляжа оживальной формы; пушечное вооружение отсутствует
  Ан-12БК-ППС: постановщик помех; внешне идентифицируется по гондолам-обтекателям в передней и хвостовой частях фюзеляжа.
  Ан-12БКТ: самолет-заправщик для дозаправки самолетов на аэродромах
  Ан-12БКК: самолет для VIP перевозок
  Ан-12БКТ "Циклон": самолет для метеоисследований


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Ан-12БК

  Тип: средний транспортный самолет с экипажем из шести человек
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя ЦМКБ "Прогресс" (Ивченко) АИ-20М мощностью 4252 э.л.с.
  Характеристики: максимальная скорость на оптимальной высоте 780 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 600 км/ч; практический потолок 10500 м; дальность полета с полной заправкой 6800 км; дальность полета с максимальной нагрузкой 3600 км
  Массы: пустого 35 500 кг; максимальная взлетная 61000 кг
  Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 33,10 м; высота 10,53 м; площадь крыла 121,70 мг
  Вооружение: две пушки калибра 23 мм на кормовой турели
  Полезная нагрузка: 100 десантников или груз массой 20 000 кг
Ан-12, показавший свою превосходную универсальность как транспортный самолет и самолет спецназначения, сегодня находится на закате своей карьеры в ВВС России. Но в других странах, например в Китае, он по-прежнему активно используется.
Самолет транспортной эскадрильи Ан-12
В качестве транспортного самолет Ан-12 более-менее эквивалентен американскому C-130 Hercules. На фотографии хорошо видны отогнутые вниз внешние части консолей крыла и развитая взлетно-посадочная механизация.
Поисково-спасательный Ан-12ПС в полете над акваторией Североморска
Данный Ан-12 сфотографирован в Саках, Крым, в 2000 году, но самолет на самом деле принадлежит авиации российского Краснознаменного Северного флота, потому и несет изображение белого медведя, хозяина Арктики. Самолет Ан-12ПС представляет собой вариант самолета Ан-12Б, созданный для поиска и эвакуации приводнившихся космонавтов, а также проведения поисково-спасательных операций на море. Самолет способен нести спасательный катер тип 03473 с командой спасателей из трех человек. Учитывая частое появление самолетов в районах плавания и проведения учений кораблей ВМС НАТО, на Западе предполагают, что реально Ан-12ПС в состоянии проводить визуальную и радиотехническую разведку.
Полеты самолетов транспортной авиации с грунта в ходе комплексного специального учения системы материально-технического обеспечения.
Россия с ее огромными пространствами и бездорожьем крайне зависима от воздушных перевозок. До 2000 года парк авиакомпании "Avial Aviation" насчитывал не менее 12 Ан-12, которые базировались в трех основных аэропортах Москвы.
Вариант Ан-12Б в 1963 году начали серийно выпускать авиазаводы в Ташкенте и Воронеже вместо Ан-12А. Этот Ан-12Б сфотографирован в Шперенберге в 1992 году, он оснащен ВСУ ТГ-16, выхлопное сопло которой просматривается в обтекателе левой основной опоры шасси. ВСУ обеспечивает автономный запуск основных двигателей. Односекционный триммер руля направления заменен двухсекционным с независимыми приводами секций. Внешние бомбодержатели на Ан-12Б не монтировались.
Ан-12ТБ, принадлежавший базировавшейся во Внуково авиакомпании "Космос". Эта компания являлась подразделением НПО "Энергия" - ведущего разработчика и производителя космических ракет-носителей и орбитальных кораблей.
Ил-76, оснащенный ТРДД, разработан для замены Ан-12, но он так и не смог полностью вытеснить своего заслуженного предшественника. Этот Ан-12 с авиабазы под Ростовом-на-Дону (535-й ОСАП) сфотографирован в Гросс-Долльне в 1993 году рядом с машинами Ил-76МД в цветах "Аэрофлота", занятыми в военно-транспортных операциях.
"Зубастый" Ан-12 разом меняет представление о достаточно мирном облике транспортника
Ан-12БК б/н 33 синий, сер. N 61347804. Принадлежность не установлена. Находился пролетом на аэродроме КАПО им. С.П.Горбунова в Казани, 25 апреля 2003г.
Ан-12БК считается последним транспортным вариантом Ан-12. В нижней передней части фюзеляжа установлена РЛС "Инициатива" ("Short Horn") с увеличенным обтекателем и дистанционно-управляемая лебедка в грузовом отсеке. Эта машина проходила службу в ВВС Белоруссии.
Работавшие раньше в системе полярной авиации Аэрофлота, отдельные Ан-12 продолжают использоваться для снабжения полярных экспедиций. Этот самолет был сфотографирован в Астафьево, где располагается авиабаза Газпрома, компании, которая занимается разработкой нефтяных и газовых месторождений.
Ан-12
Ан-12 б/н 17 желтый, сер. N 7344905. 181-я оаэ 37-й ВА ВГК (СН) (Дальней авиации). эскадрилья дислоцируется в Иркутске. Март 2004г.
As the wet season set in, bringing intermittent rain, operations continued unabated. Soviet Antonov An-12s are visible behind this Hercules.
Ан-12 заслужил репутацию самолета, способного доставлять почти любые грузы куда угодно, даже в самые глухие уголки мира. На снимке: Ан-12 привез трактор ДТ-75 в Арктику, выполнив посадку прямо на снег. Снабжением населенных пунктов на Крайнем Севере занимались как самолеты "Аэрофлота", так и военно-транспортной авиации.
Советская армия готовилась к ведению войны в условиях широкого применения противником оружия массового поражения. Для установления факта применения такого оружия предполагалось использовать, в том числе, и специализированную модификацию Ан-12 с дозиметрами и устройствами забора воздуха и аппаратурой его анализа. Впервые данная модификация была идентифицирована на Западе в 1994 году, когда в Шперенберге удалось сфотографировать один из таких Ан-12РКР. Самолет представляет собой вариант Ан-12БП, оснащенный контейнерами цилиндрической формы, уста новленными по бортам в носовой части, а по правому борту фюзеляжа находятся длинный обтекатель и узел подвески специального оборудования в кормовой части фюзеляжа.
Russian Air Force Antonov An-12BP Cub RA-11652 (c/n 402702) at its home at Chkalovsky air base in the Moscow region in mid-April 2014. The aircraft is used to support air accident investigations and incorporates a TA-6B auxiliary power unit (APU) run mission equipment. Its exhaust is visible just in front of the horizontal tailplane. Built as an An-12BP, it was modified for the role in the early 1970s as a laboratoriya isstedovaniya aviatsionnoy tekhniki (LIAT, aviation hardware examination laboratory). It moved to Chkalovsky in late 2010 from Kubinka after repair work following a nose wheel collapse during take-off from Buturlinovka on September 10, 2008.
Два Ан-12БП были доработаны в самолеты метеонаблюдения Ан-12БПТ "Циклон". В носовой части фюзеляжей на них смонтировали длинные штанги с датчиками атмосферных параметров.
Ан-12БК широко использовался в качестве платформы для разного рода летающих лабораторий, задействованных в разнообразных программах летных испытаний систем и оборудования. Большинство таких самолетов базировались в Жуковском и Ахтубинске. ЛИИ им. М.М.Громова эксплуатировал несколько Ан-12, на верхней поверхности одного из них был смонтирован узел крепления для секции крыла и устройство для распыления воды (самолет использовался для изучения поведения разных аэродинамических профилей в условиях обледенения и противообледенительных систем). В кабине было оборудовано место для наблюдателя, самолет оснащался дополнительной измерительной аппаратурой и аппаратурой передачи данных. Другая летающая лаборатория в Жуковском была переделана из Ан-12БК (бортовой номер "43" красного цвета, на фотографии), она использовалась для испытаний и отработки катапультных кресел. В законцовках крыла были смонтированы кинокамеры, а вместо хвостовой стрелковой точки располагался модуль с катапультным креслом, вращавшийся относительно продольной оси, кресло в нем устанавливалось вдоль поперечной оси, что обеспечивало реализацию различных условий эксперимента. Катапультирование было возможно проводить под любым углом к плоскости полета, в том числе имитировать катапультирование в перевернутом полете (при этом сам Ан-12 выполняет нормальный горизонтальный полет). Катапультирование проводилось в диапазоне скоростей до 550 км/ч, высот до 10 000 м и скороподъемности до 25 м/с. Имитировалось также катапультирование на взлете при скоростях до 250 км/ч. Катапультное кресло устанавливалось как штатно - "лицом вперед", так и с разворотом на 180°.
One of the four An-12s operated by Heli Air until March 2007. Three were sold following the ban on An-12 operations in Bulgaria. The fourth resides in front of Heli Air's hangar at Sofia Airport.
Украинская авиакомпания "Meridian Airlines" - типичный небольшой грузоперевозчик, до сих пор использующий Ан-12. Машина выполняет рейсы в Западную Европу, снимок сделан в сентябре 2008 года в испанском аэропорту Торрехона.
Словацкий Ан-12
После распада Чехословакии на два государства, Чехии и Словакии досталось по одному Ан-12. Оба самолета ныне сняты с эксплуатации. На фотографии - Ан-12 ВВС Словакии.
Ан-12 LZ-BAB авиакомпании "Balkan Bulgarian Airlines", которая в конце 1980-х годов первой в Болгарии начала эксплуатировать эти машины. Самолет до 2002 года выполнял грузоперевозки в страны Восточной и Западной Европы.
Ирак использовал в качестве транспортных 40 самолетов Ан-12 компании "Iraqi Airways". Один неопознанный иракский транспортный самолет был уничтожен войсками коалиции, около 40 различных машин были отправлены в Иран, Мавританию или Тунис, Иран забрал все полученные самолеты - в качестве "компенсации за разрушения во время ирано-иракской войны".
The Antonov An-12 was, for many years, the heavy logistic support backbone of the EAF, 30 having originally been procured from the Soviet Union. This Soviet type has now virtually dis­appeared from the inventory, having been succeeded by the C-130H Hercules which now equips the heavy lift force based at Cairo East.
Иногда самолеты Ан-12 ВВС Египта летали с гражданской регистрацией, как представленный на фото "SU-AOI".
Индия стала одним из крупнейших импортеров самолетов Ан-12, которые использовались в индийских вооруженных силах на протяжении 30 лет в качестве военно-транспортных, воздушных командных пунктов и даже как бомбардировщики. Последний Ан-12 снят с вооружения ВВС Индии в 1993 году. Замена самолету пока так и не найдена. Изучался вопрос о закупке партии из 24 самолетов C-130, но к марту 2004 года поступил заказ лишь на шесть C-130J-30. В настоящее время транспортные перевозки в ВС Индии выполняют, главным образом, самолеты Ил-76 и Ан-32.
Индия очень активно применяла самолеты Ан-12. 32 года они служили в индийских ВВС в качестве транспортных машин и даже бомбардировщиков. Индийские ВС списали свой последний Ан-12 в 1993 году.
Порядка 15 самолетов Ан-12 получила Эфиопия, в 2009 году продолжало летать девять из них. Предполагалось, что после поставки в 1998 году Эфиопии четырех самолетов C-130B, эксплуатация Ан-12 в этой стране прекратится полностью, но этого не произошло.
Эфиопские Ан-12 помимо применения по прямому назначению неоднократно использовались и как бомбардировщики.
Antonov An-12BP UR-CKL (c/n 01348005, ex EX-169) at Liege Airport in Belgium on December 3, 2012. The transport wears the new colours of Cavok Air, based at Chisinau International Airport in Moldova, and is pictured during a cargo charter to the Isle of Man. It was previously owned by Click Airways before being flown to Byelaya Tserkov, Ukraine, for maintenance in April 2012, prior to being sold.