Ильюшин Ил-18
Варианты:
Ильюшин - Ил-18 - 1957 - Россия
Страна: Россия
Год: 1957


Авиалайнер средней дальности с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии
Ил-18, Ил-20, Ил-22 и Ил-24

  Ил-18 "Москва", разработанный для внутренних и международных маршрутов компании "Аэрофлот", впервые взлетел 4 июля 1957 года. Он получил код НАТО "Coot". Ранняя версия вмещала 75 пассажиров идо 21-го серийного самолета оснащалась турбовинтовыми двигателями Н.Д. Кузнецова НК-4 или А.Г. Ивченко АИ-20 мощностью 3755 л. с. (2800 кВт). Последний вариант силовой установки был принят как стандарт. На варианте Ил-18А решили проблемы вибрации и бафтинга. Самолет имел двигатели АИ-20КБ в 4000 л. с. (2980 кВт) и вмещал 89 пассажиров. У 84-местной версии Ил-18Б увеличилась взлетная масса. В Ил-18Б помещалось уже до 100 пассажиров, а в Ил-18И (позднее Ил-18Д) - до 122 человек в салоне, продленном в хвостовой отсек, бывший ранее грузовым. На этом варианте внедрили форсированные двигатели АИ-20М и увеличили емкость топливных баков в центроплане. Самый современный Ил-18Е был идентичен этому варианту, только были сняты дополнительные топливные баки.
  Машины большинства этих вариантов эксплуатировались в войсках для перевозки личного и начальствующего состава и различных грузов. Большое количество формально гражданских лайнеров Ил-18 использовалось для отладки радиоэлектронного оборудования, а также для различных экспериментальных задач. Лайнеры Ил-18 с надписью "Аэрофлот" выполняли военные задачи, они оснащались различными антеннами и обтекателями оборудования.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ил-18Д

  Тип: авиалайнер средней дальности с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью по 14 250 л. с. (3169 кВт) каждый
  Летные характеристики: макс. крейсерская скорость 675 км/ч на высоте 8500 м; экономическая крейсерская скорость 625 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 630 м/мин.; практический потолок 10000 м; практическая дальность полета 6500 км с максимальной заправкой топливом либо 3700 км с максимальной полезной нагрузкой
  Масса: пустого 35 000 кг; максимальная взлетная масса 64 000 кг
  Размеры: размах крыла 37,42 м; длина 35,90 м; высота 10,17 м; площадь крыла 140,00 м2
  Полезная нагрузка: до 122 пассажиров в пределах 13 500 кг максимальной полезной нагрузки
СССР-Л5811 "Москва". Ил-18 - прототип с двигателями НК-4, лето 1957г.
СССР-04330, зав. номер неизвестен, 1959г. Один из Ил-18Б ранних серий попал в Полярную Авиацию, которая подчинялась не Аэрофлоту (МГА), а Севморпути (Морфлот) - отсюда и вымпел на хвосте. Дизайн окраски для советских Ил-18 разрабатывался КБ, а не авиакомпанией, поэтому "гребенка" в передней части и полосы вдоль фюзеляжа были стандартными независимо от принадлежности. Позже этот самолет был передан в Аэрофлот.
Ил-18
СССР-75725, заводской номер 180002205, 1961г. Сразу после выпуска этот Ил-18В был передан в Латвийское управление ГА, где и прослужил вплоть до списания в 1978г. Такая окраска была стандартной для Ил-18 до 1975 года, но последние машины несли ее еще в 1979г.
"Аэрофлот" располагал значительным количеством самолетов Ил-18. Данная машина, СССР-75768, начиная с июня 1961 года, эксппуатировалась Государственным НИИ Гражданского воздушного флота и лишь 4 сентября 1964 года поступила в Узбекское управление гражданской авиации, где летала до 1979 года.
СССР-75545, заводской номер 184007204. В конце 60-х годов были предприняты попытки сделать самолеты Аэрофлота (по крайней мере, летающие за рубеж) более яркими. Ил-18В, принадлежавший ЦУ МВС (центральное управление международных воздушных сообщений), получил эту экспериментальную окраску, вместе с ней - прозвище "Фазан". По неподтвержденным сведениям, такую же или подобную окраску получил еще один Ил-18.
Ил-18В RA-75834 (заводской номер 182005104), авиакомпания Ил-Авиа, аэродром Москва-Раменское, январь 1966г.
СССР-74251, заводской номер 187010505, 1984г. Этот Ил-18Д за время своей службы сменил трех хозяев - начинал в Дальневосточном управлении ГА, затем в Казахском УГА, а в последние годы летал в Туркменском УГА. Списан в 1985г. Унифицированная окраска для всех самолетов аэрофлота начала появляться на Ил-18 в 1975г. - прежде всего, на машинах для международных рейсов.
Китайский Ил-18. Ил-18 стал одним из самых "долгоживущих" турбовинтовых самолетов в мире - наряду с Britannia, Vanguard и Electra. Самолет по-прежнему находится в эксплуатации в ряде стран и отличается неприхотливостью и простотой обслуживания. Китайская гражданская авиация (CAAC) приобрела минимум 15 самолетов Ил-18. Многие из еще летающих Ил-18 переоборудованы в грузовые.
Самолет КБ Ильюшина Ил-18
Ил-18В RA-75834 авиакомпании Ил-Авиа, Раменское, январь 1966г.
Шарджа является своего рода Меккой для пригодных к полетам самолетов старых типов, большинство из которых используется для перевозок грузов. Ил-18 с украинской регистрацией сфотографирован в Объединенных Арабских Эмиратах в 2005 году.
Венгерская авиакомпания "Malev" получила первый Ил-18 в мае 1960 года. Венгерский Ил-18 выполнял полеты в Амстердам, Вену и Москву, но в связи с быстрым развитием дорожной сети и автотранспорта его эксплуатация поначалу была ограничена, а в 1969 году вообще прекратилась.
После объединения Германии самолеты Ил-18 восточногерманской авиакомпании "lnterflug" поначалу продолжали эксплуатироваться, но конкуренции с более совершенными европейскими и американскими самолетами не выдержали.
Многие находящиеся до сих поре эксплуатации самолеты Ил-18 часто выполняют чартерные рейсы в страны Западной Европы. Переоборудование пассажирских лайнеров в грузовые самолеты началось еще в 1974 году, до 1989 года в грузовой вариант модернизировали около 200 самолетов. На фотографии: самолет польской авиакомпании "Polnippon", 1999 год.
Кроме тех Ил-18, которые приобрела китайская CAAC, несколько машин эксплуатировались компанией "China United", принадлежавшей китайским ВВС.
Самолет Ил-18Б, СССР-75703 (№ 189001505), принадлежащий московскому НПО "Взлет", в 1990-е годы многократно фиксировался летчиками шведских ВВС в международном воздушном пространстве. Зарубежных специалистов особенно интриговал обтекатель в хвостовой части фюзеляжа по левому борту.
По заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды на базе Ил-18Д был создан самолет для метеорологических исследований - Ил-18ДЦ "Циклон", совершивший первый полет 4 апреля 1980 года. Четыре самолета Ил-18 прошли глубокую модернизацию. Главные внешние особенности - большой подфюзеляжный обтекатель в носу и длинная приборная штанга.
Самолет-лаборатория СЛ-18 оснащался носовой частью или обтекателем, разработанным для Ту-160 - для проведения испытаний предназначенного для ракетоносца навигационно-прицельного комплекса с РЛС "Обзор". В одном из полетов над Балтикой самолет и был сфотографирован летчиками НАТО.
4 июля 1957г.: впервые в аэропорту Внуково публично продемонстрирован самолет Ил-18 (77-5811, "Москва"), командир экипажа В. К. Коккинаки
Взлет первого Ил-18
"Москва" над Москвой, июль 1957г.
The good-looking Ilyushin Il-18 Moscow seen on one of its early test flights. The Western-style finish and trim are noticeable.
Не только прототип получил имя "Москва"...
Самые первые Ил-18А на сборочной линии завода N 30, январь 1958г.
Ил-18Б (ранний) в аэропорту Внуково, зима 1958/59гг.
"Аэрофлот" эксплуатировал Ил-18 в 1959-1980 годах, но в последние годы - лишь для перевозки грузов.
Ил-18 имел очень хорошие аэродинамические данные. Самолет в итоге пережил все свои западные аналоги, такие как Britannia.
Один из самых последних "Б" - СССР-75703 (зав. 189001505) на посадке.
Самые первые Ил-18В выглядели так - СССР-75728 (зав. 180002304) - антенна УКВ р/с снизу отсутствует, равно как и проблесковые маяки. Запуск - от аккумуляторов! Аэропорт Адлер/Сочи, рейс на Москву, 1960г.
Ил-18В перед взлетом в полной красе. Судя по уже установленным проблесковым маякам, но еще отсутствующей антенне ДИСС, снимок можно датировать 1963-63 годом. Аэропорт Еревана.
СССР-75801 (зав. 181004301) на взлете - этот экземпляр уже имеет установленные проблесковые маяки (а значит, и ТГ-16) и антенну ДИСС под хвостовой частью.
Переоборудованный второй опытный Ил-18, под передней частью фюзеляжа виден обтекатель выпускаемого агрегата ТГ-16.
Переоборудованный второй опытный Ил-18, видны дополнительные два окна в удлиненном заднем салоне. Задний багажник и его люк отсутствуют.
Обтекатель ТГ-16 на переоборудованном втором опытном Ил-18 в полетном положении, вид справа сзади.
ТГ-16 в выпущенном положении, вид справа спереди (верхнее фото) и слева (нижнее фото), на втором фото видно выхлопное сопло.
Единственное имеющееся фото Ил-18В-26А - самолет СССР-75845 (зав. N 182005305). Видно отсутствие под буквами "Ф" и "Л" окон в основном пассажирском салоне - в этом месте в кабине размещались топливные баки. По той же причине трапы поставлены к обоим дверям - переднее и заднее пассажирские помещения уже не сообщались. На двигателях - выколотки для увеличенных маслобаков, над средним окном переднего салона виден перископический секстант СП-1.
Февраль 1980г. Борт 74267. Прилет во Внуково из Антарктиды
СССР-75581 (зав. N 185007803) - первый прототип Ил-18Д в аэропорту Адлер. Эта машина еще сохранила 9 окон в основной пассажирской кабине, но "гребешок" сверху фюзеляжа уже отсутствует.
"Аэрофлотовские" Ил-18 дали многим советским гражданам возможность наслаждаться воздушным перелетом - авиалайнеры были весьма популярны в Советском Союзе.
Февраль 1980г.: преодолев свыше 30 000 км, Ил-18Д открыл воздушное сообщение между Москвой и антарктической станцией "Молодежная".
СССР-75413 (зав. N 186009302) - второй серийный Ил-18Д на посадке в Шереметьево, лето 1970г. Позади правой стойки шасси на фюзеляже видно эжекторное устройство ВВР - основное внешнее отличие Ил-18Е и "Д".
Эжекторные устройства воздухо-воздушных радиаторов (ВВР) обеспечили кондиционирование салонов на земле и появились только на "Е" и "Д".
В апреле 1979 года отмечалось 20-летие эксплуатации самолета Ил-18 авиакомпанией "Аэрофлот". По случаю юбилея один Ил-18 был установлен на постамент в аэропорту Шереметьево.
1997г. Ил-18 в аэропорту Домодедово
В Марах-2 "гостили" машины и ВТА, и ДОСААФ. Ан-26 и Ил-18.
Корейский Ил-18 в Шереметьево, середина 1960-х.
Ил-18 P-835 Чосон Миньхань во время остановки в Москве (рейс Пхеньян-Берлин), лето 1993г.
CU-T900, one of two new Il-18Ds operating regular Cubana transatlantic services
Ilyushin Il-18 OK-PAG Vysoke Tatry taxies out past Tupolev Tu-104A OK-NDF Ceske Budejovice.
Other types operated by Malev include the Il-18D HA-MOI
Ilyushin Il-18 four-engined turboprop passenger transport in the insignia of the Hungarian airline Malev
Ilyushin Il-18 medium-range transport (four Ivchenko AI-20 turboprop engines) in service with Malev
Несмотря на большие размеры, Ил-18 выглядит изящным. За счет мощных двигателей и эффективных винтов самолет обладает высокой тяговооруженностью.
Первый вьетнамский Ил-18 BH-195 во время визита правительства Вьетнама в Прагу. Дата съемки неизвестна. Регистрационный номер BH-195 дублируется на носовой части самолета. Специальная ("салонная") компоновка этого экземпляра стала причиной нестандартного размещения окон в среднем салоне.
Самолеты Ил-18 разных модификаций переоборудовались в VIP-варианты и штабные транспортные. В основном переделке подвергались авиалайнеры Ил-18В и Ил-18Д. На фотографии - один из пяти польских самолетов.
Польская авиакомпания LOT эксплуатировала Ил-18 на пассажирских маршрутах вплоть до 1980-х годов. Правда, лишь на чартерах или в качестве резервных для замены реактивных авиалайнеров.
SP-LSB, one of the new Polish IL-18s now working into London;
Ilyushin Il-18 medium-range transport (four Ivchenko AI-20 turboprop engines) in service with Yemen Arab Republic Aviation
Первый переоборудованный Ил-18 (зав. N 188010805) с грузовой дверью. Раменское, январь 1993г.
Внутренний вид грузовой кабины (вид против полета). На переднем плане - шаровая платформа.
Ил-18ДЦ "Циклон", переоборудованный для метеоисследований, проводившихся Центральной Аэрологической обсерваторией, на стоянке ГосНИИГА в Шереметьево. Сентябрь 1993г.
Первым Ил-18, предоставленным для научных целей, стал 180001902 (СССР-75716), показанный здесь еще в период работы для геофизиков. Помимо подфюзеляжного контейнера (фото справа), большое количество аппаратуры размещалось в салонах.
Преемником СССР-75716 в роли метеосамолета в 1977 году стал СССР-75598 (заводской номер 186008802), на который было переставлено все оборудование с "75716". Видна нижняя РЛС БМР-1 и многочисленные пилоны для крепления оборудования. Июль 1984г.
В начале службы СССР-75598 взаимодействовал с метеоспутниками "Метеор" и неофициально получил то же название. На стоянке ГосНИИГА в Шереметьево; на месте некоторых окон видны датчики. Лето 1989г.
В 1991г. СССР-75598 оснастили РЛС бокового обзора, а прежнее метеооборудование было демонтировано. Сентябрь 1993г.
Летающая лаборатория на базе Ил-18, задействованная по программе Ил-38
Кабина пилотов Ил-18
Первые две модификации поставлялись вначале без РЛС - в верхней части приборной доски есть вырез под трубку РЛС, но сам индикатор отсутствует.
Обычно экипаж Ил-18 включал четырех человек - два пилота, бортинженер и штурман.
Салон самолета
Это была эпоха подушечек под голову и подножек - пусть даже плохо продуманных... Сиденья "Люкс" из заднего салона.
Интерьер Ил-18Т: кабина с сиденьями.
Интерьер Ил-18Т: санитарный вариант с носилками.
Пассажирский Ил-18 конголезской авиакомпании, захваченный и разобранный на детали повстанцами в аэропорту Гома
Личный Ил-18 Хо Ши Мина (BH-195) в сопровождении пары МиГ-21 северовьетнамских ВВС, Вьетнам, конец 1968г.
Румынская "Tarom"в 1960-1970-х годах использовала Ил-18 на ряде основных маршрутов. Популярность авиалайнера стала причиной размещения его на одной из почтовых марок Румынии.
The Ilyushin Il-18P turboprop developed from the early Il-18 piston-engined aircraft.
Ilyushin Il-18 medium-range turboprop airliner
Ilyushin 11-18 medium-range turboprop airliner
Ilyushin Il-18 four-turboprop medium-range airliner