Мировая Авиация 235
-
Самолет Ил-18Б, СССР-75703 (№ 189001505), принадлежащий московскому НПО "Взлет", в 1990-е годы многократно фиксировался летчиками шведских ВВС в международном воздушном пространстве. Зарубежных специалистов особенно интриговал обтекатель в хвостовой части фюзеляжа по левому борту.
По заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды на базе Ил-18Д был создан самолет для метеорологических исследований - Ил-18ДЦ "Циклон", совершивший первый полет 4 апреля 1980 года. Четыре самолета Ил-18 прошли глубокую модернизацию. Главные внешние особенности - большой подфюзеляжный обтекатель в носу и длинная приборная штанга.
Самолет-лаборатория СЛ-18 оснащался носовой частью или обтекателем, разработанным для Ту-160 - для проведения испытаний предназначенного для ракетоносца навигационно-прицельного комплекса с РЛС "Обзор". В одном из полетов над Балтикой самолет и был сфотографирован летчиками НАТО.
Самолеты Ил-18 разных модификаций переоборудовались в VIP-варианты и штабные транспортные. В основном переделке подвергались авиалайнеры Ил-18В и Ил-18Д. На фотографии - один из пяти польских самолетов.
Данный ЛаГГ-3 (№070171) весной 1942 года входил в состав ВВС Балтийского флота, 6 марта 1942 года он был сбит над вражеской территорией финской зенитной артиллерией. Летчик сумел посадить машину, а затем, как утверждается, застрелился, чтобы не попасть в плен.
Данный ЛаГГ-3 принадлежал Юрию Петровичу Шитову из 9-го истребительного авиаполка авиации Черноморского флота. На фюзеляже видна личная эмблема летчика (лев на сердце), а под кабиной - восемь звездочек, по числу побед. Так выглядел самолет весной 1944 года.
ЛаГГ-3 уступал новейшим немецким истребителям, но все равно внес важный вклад в оборону Ленинграда, осажденного врагом. Данный самолет запечатлен в районе Ленинграда в конце 1941 года, он принадлежал 44-му истребительному авиаполку. Видно, что сдвижной сегмент фонаря снят, несмотря на суровые условия той зимы.
Позже ЛаГГ-3 получили на вооружение реактивные снаряды РС-82 (на фотографии - под консолями крыла) или PC-132 (по шесть PC), а также авиабомбы малого калибра. При сопровождении использовались подвесные топливные баки. 5-й гвардейский авиаполк, Калининский фронт, февраль 1942 г.
ЛаГГ-3 стал одним из самых массовых советских истребителей в первой половине Великой Отечественной войны. Самолет принял на себя основную тяжесть боев и в дальнейшем внес значимый вклад в достижение превосходства в воздухе.
Новые советские самолеты, такие как ЛаГГ-3, могли уже на равных противостоять новейшим немецким машинам, воевавшим на советско-германском фронте.
The LAGG-3 Single-seat Fighter (1,100 h.p. M-105P engine).
Финский летчик Эйно Коскинен во время проверки двигателя LG-3 после его ремонта в марте - апреле 1943 года. Свою победу Коскинен одержал на другом трофейном ЛаГГ-3.
Among the aircraft fully described and illustrated in Kalevi Keskinen's excellent volume reviewed alongside are (on photo) the LaGG-3, shown in service with HLeLv.32 in 1944 and the Bf.109G-10 serving with HLeLv.31 in 1947.
В 1942 году ЛаГГ-3 приземлился на территории Маньчжоу-Го. Самолет стал трофеем японцев, которые провели оценочные испытания на авиабазе Мутанчанг в Маньчжоу-го и сочли, что летные данные советской машины уступают Mitsubishi A6M Reisen.
На самолетах Ил-20 имелся летный экипаж из пяти человек и еще шесть операторов специализированного оборудования, а на Ил-20М количество операторов выросло до восьми. На фотографии - F/A-18A Hornet из 25-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС США сопровождает Ил-20М.
Один из первых боеготовых Re.2002 на аэродроме в начале 1943 года. За ним видны истребитель разработки компании "Macchi" и самолет Re.2001.
Ли-2 активно применялись для выброски парашютистов - для этого был разработан специальный вариант Ли-2Д. Изображенный здесь самолет в 1944 году входил в состав Авиации дальнего действия.
Ли-2 военного выпуска работали вместе с примерно 700 американскими C-47, поставленными по ленд-лизу. После войны Ли-2 стал основным ближнемагистральным лайнером "Аэрофлота".
Ли-2Т из Полярной авиации обслуживали советские полярные экспедиции. В данном случае он доставил груз для дизель-электрохода "Обь". В декабре 1968 года этот самолет был поврежден в Антарктике при посадке и затем уничтожен во время шторма.
Великобритания продала СССР ряд авиационных двигателей, включая ТРД Rolls-Royce Derwent V, который выпускался советской промышленностью под обозначением РД-500. Последние ставились на прототипы и серийные Ла-15.
Серийный Ла-15 стал развитием Ла-168/Ла-174Д. Стреловидное крыло истребителя имело отрицательное V в 6°. Ла-15 был легче и по ряду параметров превосходил МиГ-15. С двигателем меньшей, чем у МиГ-15 тяги, Ла-15 обладал практически такой же максимальной скоростью полета, а по маневренности был существенно лучше.
В 1958 году один Ла-15 был передан Центральному музею ВВС в Монино. Хорошо видны аэродинамические гребни на крыле.
Одним из уязвимых мест Ла-15 было его шасси, имевшее небольшую колею и не отличавшееся высокой надежностью при эксплуатации на неподготовленных ВПП. Шасси - трехопорное, все стойки убирались в ниши в фюзеляже.
Ла-15 имел фюзеляж типа полумонокок и высокорасположенное стреловидное крыло с углом поперечного V в 6°. Горизонтальное оперение расположено на киле очень высоко.
По ряду характеристик Ла-15 был на равных с ранними Hawker Hunter при существенно меньшей тяге. В сравнении с МиГ-15, он имел сравнимую максимальную скорость, но превосходил его в маневренности и уступал в скороподъемности и дальности полета.
Разведчики семейства МиГ-25 выпускались в двух основных вариантах - "чистого" разведчика, оснащавшегося аэрофотоаппаратурой и станциями радиотехнической разведки, и разведчика-бомбардировщика.
Ранние серийные самолеты-разведчики МиГ-25 оснащались пятью аэрофотоаппаратами, установленными в носовой части, - на фотографии хорошо видны пять "окошек" круглой и прямоугольной формы. В комплект фотоаппаратуры входили АФА А-70М для общей дневной съемки и один аэрофотоаппарат А/Е-10 для топографической (контрольной) съемки с объективом с фокусным расстоянием 1300 мм.
Вариант МиГ-25РБК оснащался новой станцией детальной РТР "Куб-3М" для разведки сложных радиотехнических полей, но фотоаппаратура на него не ставилась - прозрачные "окошки" аэрофотоаппаратов были зашиты металлом.
Самолет в песках. В стремлении скрыть от ударов авиации сил объединенной Коалиции часть своих самолетов, иракские ВВС в 2003 году рассредоточили по территории страны и укрыли десятки боевых самолетов. Впоследствии американские военные обнаружили многие из них, включая и приведенный здесь разведывательный вариант МиГ-25РБ, зарытый в песок около авиабазы Таммуз (также аль-Такадум), к западу от Багдада. Самолет освободили из песчаного плена с помощью спецтехники, но консоли крыла отсутствовали. Самолет перевезли в США и сегодня он выставлен в Музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (на фото). Кроме данной машины, американцы нашли еще около 30 самолетов, включая истребители и штурмовики.
Американцы откапывают иракский МиГ-25РБ, обнаруженный на авиабазе Эль-Тагадум. Июль 2003г.
Полет на самолете S.16ter совершил знаменитый итальянский летчик генерал Франческо де Пинедо. На фотографии самолет запечатлен на реке Брисбен в Австралии примерно в мае 1925 года во время воздушного турне.
Tucano стал оптимальным выбором британских ВВС для первоначального обучения молодых пилотов реактивных машин.
Tucano эксплуатируется преимущественно в 1-й летной школе британских ВВС, расположенной в Линтон-он-Уз. В середине 1990-х годов красно-белую схему окраски заменили на черную.
Skyvan были востребованы ВВС ряда стран мира, которым требовался неприхотливый и простой в обслуживании легкий транспортный самолет. В 1990-1991 годах самолеты Skyvan, имевшиеся в Гане, прошли ремонт и модернизацию, но в начале 2000-х годов их все же списали из-за отсутствия запчастей.
Данный Shorts 330 с февраля 1977 года находился в эксплуатации у немецкой авиакомпании DLT. В начале 2013 года самолеты 330-й модели оставались в ограниченной эксплуатации.
ВВС США приобрели самолеты Sherpa для оперативной доставки запчастей и иных грузов из расположенных в Европе центров снабжения до полевых складов и передовых баз и вывоза оттуда поврежденного оборудования.
Sealand стал одним из самых интересных самолетов, созданных "Short Brothers". На фотографии - первый из четырех предсерийных самолетов, попавший в авиакатастрофу в районе Скандинавии во время демонстрационного турне в сентябре 1949 года.
До 1994 года два Ил-20М находились в составе 16-й воздушной армии на территории ГДР. Самолеты базировались в Шперенберге вместе с одним ВКП Ил-22.
Ил-20 и модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 составили основу парка самолетов радиоэлектронной разведки ВВС СССР и России. Они получили высокоэффективный набор специализированной аппаратуры, включавший РЛС бокового обзора, системы радиотехнической разведки и аппаратуру для аэрофотосъемки.
На самолетах Ил-20 имелся летный экипаж из пяти человек и еще шесть операторов специализированного оборудования, а на Ил-20М количество операторов выросло до восьми. На фотографии - F/A-18A Hornet из 25-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС США сопровождает Ил-20М.
В сигарообразном подфюзеляжном обтекателе в носовой части Ил-20М располагалась антенна РЛС бокового обзора "Игла-1", а сразу за ней видны обтекатели антенн систем радиотехнической разведки.
Самолет S.B.5 предназначался для отработки различных вариантов крыла и хвостового оперения, планируемых к установке на прототип P.1 будущего истребителя Lightning.
Short S.C.1 стал первым самолетом с вертикальным взлетом и посадкой, построенным в Великобритании. Он отличался наличием отдельных подъемных и маршевого двигателей.
MC.205V Serie I "3" (MM9347) из состава 351-й эскадрильи 155-й группы 51-го авиаполка (Монсеррато, июнь 1943 года). Авиаполк получил 12 таких машин, которые эксплуатировались наряду с большим количеством MC.202.
После капитуляции Италии перед союзниками самолеты Veltro оказались на вооружении ВВС обеих сторон. Шесть MC.205V поздних серий поступили в ВВС союзной Италии и осенью 1944 года дислоцировались в Лечче-Галатине.
После капитуляции Италии перед союзниками самолеты Veltro оказались на вооружении ВВС обеих сторон. Самолет 1-й эскадрильи 1-й группы ВВС фашистской Италии, оставшейся верной нацистской Германии (конец 1943 года).
Летающий раритет MC.205V впервые выступил на авиашоу в 1981 году, после чего был поставлен "на прикол" и в 2000 году был включен в экспозицию Национального музея науки и техники в Милане. Всего до наших дней сохранилось три истребителя Veltro.
Veltro могли на равных противостоять лучшим истребителям противника, таким как P-51D Mustang, поэтому часть захваченных истребителей поступили в 77-ю истребительную эскадру, где их использовали для борьбы с бомбардировщиками противника.
Veltro был быстрее и лучше вооружен, чем MC.202, но уступал в маневренности. Данный MC.205V несет обозначения ВВС союзной Италии.
Внешне MC.202 и MC.205V были почти неотличимы. На фотографии - самолет MM3511 из состава 351-й эскадрильи ВВС Италии на аэродроме Монсеррато на Сардинии, 1943 год.
Вариант высотного перехватчика, MC.205N-1, и в целом идентичный N-2 Orione, имел новое крыло увеличенного размаха и пять пулеметов. Вариант N-1 имел 20-мм мотор-пушку и четыре 12,7-мм пулемета в фюзеляже, тогда как N-2 получил три 20-мм пушки и два 12,7-мм пулемета. Ни один из них на вооружение не поступил.
Данный MC.205 принадлежал 360 й эскадрилье 20-й группы ВВС союзной Италии (середина 1944 года). Эмблема группы - стрела - была нанесена на нижней части створки ниши уборки шасси. Кок винта окрашен в красный и белый цвета, а на киле - эмблема 51-го авиаполка, кот ловит мышь.
Ранний Re.2000 G.A. (серийный M.M.5068; G.A. - от "Grande Autonomia", то есть "увеличенная дальность") из состава 377-й эскадрильи 23-й группы проходил испытания в Гуидонии, около Рима. Самолет имел дополнительно 340л топлива, что обеспечивало большую дальность полета.
Основная часть Re.2000 пошла на экспорт, а Венгрия выпускала самолет по лицензии под обозначением Heja (сокол). Полосы на капоте и фюзеляже позволяют идентифицировать данные машины как принадлежащие подразделению, воевавшему на советско-германском фронте в июле 1941 года.
Венгерские ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Re.2000. На фотографии - первая эскадрилья, получившая новые машины (местное обозначение Heja, то есть сокол). Сольнок, около Будапешта.
К 1943 году Heja по всем параметрам уже безнадежно уступал советским истребителям, но, тем не менее, венгерский самолет оставался на вооружении до 1945 года.
В 1941-1943 годах Швеция получила 60 Re.2000 Serie I (местное обозначение J 20). Они дислоцировались в Мальмё и привлекались для перехвата самолетов стран Оси и антигитлеровской коалиции, которые постоянно нарушали воздушное пространство Швеции.
На рисунке изображен истребитель Re.2001 CN2 из состава 82-й эскадрильи 21-й группы 51-го авиаполка ВВС союзной Италии. 21-я группа воевала на советско-германском фронте, на Сицилии и в континентальной Италии, а после перемирия сентября 1943 года перешла на сторону англо-американских союзников.
Один из первых боеготовых Re.2002 на аэродроме в начале 1943 года. За ним видны истребитель разработки компании "Macchi" и самолет Re.2001.
Re.2002 мог нести значительную бомбовую нагрузку и применялся как истребитель-бомбардировщик. На рисунке - самолет из 150-й эскадрильи 2-й группы 6-го авиаполка ВВС Италии.
Один из первых боеготовых Re.2002 на аэродроме в начале 1943 года. За ним видны истребитель разработки компании "Macchi" и самолет Re.2001.
Reggiane Re 2002 Ariete fighter-bomber (foreground), of which no more than fifty were flown operationally by the Regia Aeronautica from 1942. Powered by an 876 kW (1,175 hp) Piaggio P.XIX RC 45 radial and armed with four machine-guns and 650 kg (1,433 lb) of bombs, it had a maximum speed of 530 km/h (329 mph).
Re.2005 Sagittario стал вершиной семейства поршневых истребителей разработки "Reggiane". На фотографии - второй прототип, серийный M.M.495, вместе с предсерийными машинами доставшийся Люфтваффе.
В годы гражданской войны в Испании самолеты SM.81, включая эту машину из 210-й эскадрильи, оказывали авиаподдержку войскам мятежного генерала Франко.
Среди сбитых Пэттлом над Грецией самолетов значится итальянский бомбардировщик SM.81
Военно-транспортный SM.81 был похож на свой гражданский аналог. Данная машина, оснащенная двигателями Alfa-Romeo, принадлежала 202-й транспортно-бомбардировочной эскадрилье ВВС Италии, базировавшейся в Албании и воевавшей в Греции в 1940-1941 годах.
Прототип SM.73 был облетан в июне 1934 года. Он получил регистрационный номер I-SIAI и был оснащен тремя моторами Gnome-Rhone 9Kfr. После переоборудования он поступил в эксплуатацию как первый бельгийский SM.73.
Прототип SM.73 стал первым бельгийским SM.73 (OO-AGL), заказчик получил его в марте 1935 года. После вторжения немцев в мае 1940 года самолет перегнали в Великобританию.
Первые пять SM.73 для SABENA строились в Италии и затем летали на маршрутах между Брюсселем и Берлином, Лондоном и Мальмё. Другие семь машин по лицензии собрала SABCA.
Редкая фотография - один из SM.73 во время службы в рядах британских ВВС. фотография сделана в Донкастере в 1940 году, это одна из шести машин компании SABENA, которые в 1940 году перегнали в Великобританию. По три такие машины эксплуатировались в 24-й и 27-й
SM.73, "2-5", - один из двух самолетов, уцелевших до капитуляции Италии в сентябре 1943 года. Вместе с четырьмя другими SM.81 он попал в ВВС союзной Италии и находился в эксплуатации на момент окончания войны в Европе.
По заданию Сухопутных войск ФРГ на базе Bo 105 был разработан противотанковый вертолет PAH-1, поступивший на вооружение немецкой армейской авиации.
Шведские ВВС до 1993 года под обозначением HKP 9B эксплуатировали четыре Bo 105CBS в роли поисково-спасательных (на рисунке), а армейская авиация до 2010 года располагала 20 противотанковыми Bo 105CB-3, получившими обозначение HKP 9A и вооруженными ПТРК Saab/Emerson HeliTOW.
Голландские ВВС закупили 32 вертолета Bo 105CB, которые поступили в 299-ю эскадрилью группы легкой авиации и применялись в качестве вспомогательных и наблюдательных. Часть из них затем модернизировали до уровня CB-4.
Небольшое количество Bo 105 поступило в чилийские ВВС и ВМС, а также в Корпус карабинеров. Данный вертолет принадлежал ВВС - один из шести Bo 105CB4, приобретенных для использования в качестве связного и вспомогательного.
На рисунке - испанский Bo 105GSH, вооруженный подфюзеляжной 20-мм пушкой MK 20 Rh 202 и отличающийся удлиненными стойками шасси. Задача вертолета - сопровождение и оказание поддержки группам противотанковых и транспортно-десантных вертолетов.
В 1972 году немецкая автомобильная организация ADAC и баварская полиция стали стартовыми заказчиками вертолетов Bo 105, которые использовались в качестве полицейских и медико-эвакуационных.
Вертолеты Bo 105 весьма востребованы полицией во многих странах мира и приняты в эксплуатацию в правоохранительных органах Албании, Аргентины, Германии, Греции, Индонезии, Иордании, Испании, Кении, Перу, Тринидада и Тобаго, Филиппин, Чили, Чехии и ЮАР, а также департамента полиции Нью-Йорка и полиции штата Вирджиния. Изображенный Bo 105C до недавнего времени принадлежал голландской полиции, но затем его сменил EC135.
Начиная с 2007 года, немецкие вертолеты PAH-1 стали постепенно заменяться на новейшие ударные вертолеты Tiger. Около 100 снятых с вооружения PAH-1 лишились вооружения и под обозначением Bo 105P-1M поступили на вооружение трех подразделений армейской авиации Германии (HFlgUStff 1, 10 и 100) в качестве разведывательных и многоцелевых.
Модернизированный противотанковый вертолет PAH-1A1 армейской авиации ФРГ вооружен уже ПТРК HOT2. Пусковые трубы расположены по-иному. Все PAH-1 уже сняты с эксплуатации как ударные машины, лишились вооружения и заменили более ранние Bo 105M VBH в роли разведывательных и связных.
В ряде стран Bo 105 успешно применяется и как корабельный. На фотографии - Bo 105CBS-5 авиации ВМС Мексики во время учения в 2009 году дает залп 70-мм НАР по мишени - списанному американскому эсминцу. ВМС Мексики располагают 11 вертолетами, в составе двух патрульных эскадрилий корабельного базирования.
На фотографии - вариант Bo 105D, сертифицированный в Великобритании для использования в прибрежных районах (полеты над морем) и в середине 1970-х - 1980-х годов обслуживавший британскую организацию службы маяков "Trinity House". На шасси видны баллонеты для посадки на воду.
В 1976-1977 годах Королевские ВВС Бахрейна получили три вертолета Bo 105C. Вертолеты входили в состав 10-й вспомогательной/транспортной вертолетной эскадрильи, дислоцировавшейся на авиабазе Аль-Рифа. Бахрейнские ВМС получили два Bo 105CBS-4, оснащенных РЛС и базировавшихся на фрегате "Сабха".
Bo 105 LS был разработан для эксплуатации в горных районах и жарком климате, он прошел сертификацию на осуществление взлета/посадки на высотах до 6096 м. На фотографии - чилийский вертолет в Андах.
Албанские Вооруженные силы получили в 2006 году 12 вертолетов Bo 105E-4. На фотографии - первый из шести вертолетов, поставленных в авиабригаду, остальные машины переданы различным министерствам страны. Армейские Bo 105 вместе с переданными итальянской армией вертолетами AB.205 и AB.206 вошли в состав вертолетного полка, дислоцированного около Тираны.
NBO 105CB индонезийских ВМС на палубе австралийского фрегата, 2011 год. В течение 1976-2011 годов индонезийская компания IPTN выпустила 123 вертолета семейства Bo 105 под обозначением NBO 105. Они поступили в национальные СВ, ВВС, ВМС и полицию.
Моряки крейсера УРО "Томас С. Гейтс" (CG 51) обеспечивают прием одного из семи вертолетов Bo 105CBS чилийских ВМС во время международных учений в Карибском бассейне в 2005 году. Под обтекателем расположена антенна поисковой и метео-РЛС Telephonies RDR-1400 (рабочий диапазон частот - X).
Bo 105 принят на вооружения ВМС ряда стран Латинской Америки в качестве вертолета берегового или корабельного базирования. На фотографии - патрульный Bo 105CB мексиканских ВМС, оснащенный поисковой РЛС и баллонетами на полозковом шасси.
Bo 105P (PAH-1). Данный противотанковый вертолет PAH-1 во второй половине 1980-х годов находился в составе 16-го полка армейской авиации Сухопутных войск ФРГ (Heeresflieger), которая в общей сложности получила 212 таких машин. В то время каждый из трех армейских корпусов имел в своем составе три вертолетных полка трехэскадрильного состава, один из которых был вооружен PAH-1. Кроме того, в каждой дивизии СВ ФРГ имелась рота связи, располагавшая вертолетами Bo 105M - связными и легкими разведывательными.
MBB Bo 105
Самолеты Belfast после окончания военной службы нашли спрос на гражданском рынке авиаперевозок. Компания "HeavyLift Cargo Airlines Ltd." эксплуатировала три такие машины. G-BEPS - бывший XR368 Theseus британских ВВС и второй самолет в серии. Первый коммерческий полет он совершил 18 июля 1980 года.
Belfast имел большую дальность полета и активно использовался ВВС для перевозки грузов в процессе вывода британских войск из бывших заморских колоний. Позже самолеты компании "HeavyLift" участвовали в фолклендской войне и первой войне в Персидском заливе.
С 1985 года Гаити были проданы четыре самолета S.211, но особого применения они не имели и в 1990 году были проданы США. Два самолета позже приобрел Сингапур.
Самолет M311 компании "Alenia Aermacchi", известный теперь как M-345, в сотрудничестве с чилийской ENAER и американской "Boeing" активно продвигается сегодня на рынке в качестве УТС нового поколения.
S.13 "Tipo S", пилотируемый Джанелло, стал единственным самолетом, пришедшим к финишу в гонках на Кубок Шнайдера, которые проходили в 1919 году в Борнмуте, графство Дорсет.
21 сентября 1920г.: гонки на Кубок Шнейдера в Венеции обернулись фарсом - в них не принимали участие британцы, а лишенные спонсорской помощи французы снялись с соревнований в последний момент. Гонки выиграл итальянский гидросамолет Savoia 12, развивший среднюю скорость всего в 172 км/ч.
S.12 имела внешний вид, в целом характерный для летающих лодок компании SIAI всего следующего десятилетия. Лодка отличалась хорошо обтекаемой носовой частью корпуса большого поперечного сечения и зауженной позади единственного редана хвостовой частью корпуса.
Прототип Seamew был облетан в августе 1953 года. Приведенный на фотографии самолет проходил испытания на авианосце "Булварк" (R08) в 1955 году.
Четырехмоторный реактивный бомбардировщик S.A.4 Sperrin разрабатывался под те же требования, что и три проекта V-бомбардировщиков. Sperrin изначально рассматривался как резервный вариант - на случай, если другие проекты постигнет неудача. Но ему пришлось уступить самолету Vickers Valiant.
Два прототипа Sperrin использовались при отработке программы V-бомбардировщика, но затем их полеты прекратили в целях экономии средств.
Re.2003 - двухместный разведывательный вариант Re.2002. Построен был лишь один самолет, в серию модель не пошла.
Внешние секции крыла самолета S.B.4 синхронно поворачивались, выполняя роль рулей высоты. Самолет успешно завершил все запланированные испытания.
The Sherpa, with its isoclinic wing.
Изображенный Shorts 360-100 (G-LEGS) с 1984 года находился в эксплуатации у компании "Manx Airlines". В 2013 году самолеты 360-й модели оставались в эксплуатации в странах третьего мира.
Планер S.B.1 представлял собой уменьшенный вариант перспективного четырехмоторного реактивного бомбардировщика и оснащался крылом нового типа.
S.I.A.7B имел хорошие летно-технические характеристики и отличался превосходным обзором для наблюдателя/стрелка. Но прочность отдельных элементов конструкции оставляла желать лучшего.
SIAI S.19 не смог победить в гонках на Кубок Шнайдера, проводившихся в 1920 году в Венеции, из-за неисправности силовой установки.
Маркетти разработал S.50 на базе MVT S.50. Самолет имел неплохие характеристики, но в серию не пошел.
S.208M были приняты на вооружение ВВС Италии и использовались в качестве связных и учебных. Данный самолет в середине 1980-х годов принадлежал 6-му авиаполку.