Мировая Авиация 235
-
Самолет Ил-18Б, СССР-75703 (№ 189001505), принадлежащий московскому НПО "Взлет", в 1990-е годы многократно фиксировался летчиками шведских ВВС в международном воздушном пространстве. Зарубежных специалистов особенно интриговал обтекатель в хвостовой части фюзеляжа по левому борту.
По заказу Центральной аэрологической обсерватории Госкомитета СССР по гидрометеорологии и контролю окружающей среды на базе Ил-18Д был создан самолет для метеорологических исследований - Ил-18ДЦ "Циклон", совершивший первый полет 4 апреля 1980 года. Четыре самолета Ил-18 прошли глубокую модернизацию. Главные внешние особенности - большой подфюзеляжный обтекатель в носу и длинная приборная штанга.
Самолет-лаборатория СЛ-18 оснащался носовой частью или обтекателем, разработанным для Ту-160 - для проведения испытаний предназначенного для ракетоносца навигационно-прицельного комплекса с РЛС "Обзор". В одном из полетов над Балтикой самолет и был сфотографирован летчиками НАТО.
Самолеты Ил-18 разных модификаций переоборудовались в VIP-варианты и штабные транспортные. В основном переделке подвергались авиалайнеры Ил-18В и Ил-18Д. На фотографии - один из пяти польских самолетов.
Данный ЛаГГ-3 (№070171) весной 1942 года входил в состав ВВС Балтийского флота, 6 марта 1942 года он был сбит над вражеской территорией финской зенитной артиллерией. Летчик сумел посадить машину, а затем, как утверждается, застрелился, чтобы не попасть в плен.
Данный ЛаГГ-3 принадлежал Юрию Петровичу Шитову из 9-го истребительного авиаполка авиации Черноморского флота. На фюзеляже видна личная эмблема летчика (лев на сердце), а под кабиной - восемь звездочек, по числу побед. Так выглядел самолет весной 1944 года.
ЛаГГ-3 уступал новейшим немецким истребителям, но все равно внес важный вклад в оборону Ленинграда, осажденного врагом. Данный самолет запечатлен в районе Ленинграда в конце 1941 года, он принадлежал 44-му истребительному авиаполку. Видно, что сдвижной сегмент фонаря снят, несмотря на суровые условия той зимы.
Позже ЛаГГ-3 получили на вооружение реактивные снаряды РС-82 (на фотографии - под консолями крыла) или PC-132 (по шесть PC), а также авиабомбы малого калибра. При сопровождении использовались подвесные топливные баки. 5-й гвардейский авиаполк, Калининский фронт, февраль 1942 г.
Финский летчик Эйно Коскинен во время проверки двигателя LG-3 после его ремонта в марте - апреле 1943 года. Свою победу Коскинен одержал на другом трофейном ЛаГГ-3.
Among the aircraft fully described and illustrated in Kalevi Keskinen's excellent volume reviewed alongside are (on photo) the LaGG-3, shown in service with HLeLv.32 in 1944 and the Bf.109G-10 serving with HLeLv.31 in 1947.
В 1942 году ЛаГГ-3 приземлился на территории Маньчжоу-Го. Самолет стал трофеем японцев, которые провели оценочные испытания на авиабазе Мутанчанг в Маньчжоу-го и сочли, что летные данные советской машины уступают Mitsubishi A6M Reisen.
На самолетах Ил-20 имелся летный экипаж из пяти человек и еще шесть операторов специализированного оборудования, а на Ил-20М количество операторов выросло до восьми. На фотографии - F/A-18A Hornet из 25-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС США сопровождает Ил-20М.
Один из первых боеготовых Re.2002 на аэродроме в начале 1943 года. За ним видны истребитель разработки компании "Macchi" и самолет Re.2001.
Ли-2 активно применялись для выброски парашютистов - для этого был разработан специальный вариант Ли-2Д. Изображенный здесь самолет в 1944 году входил в состав Авиации дальнего действия.
Ли-2 военного выпуска работали вместе с примерно 700 американскими C-47, поставленными по ленд-лизу. После войны Ли-2 стал основным ближнемагистральным лайнером "Аэрофлота".
Ли-2Т из Полярной авиации обслуживали советские полярные экспедиции. В данном случае он доставил груз для дизель-электрохода "Обь". В декабре 1968 года этот самолет был поврежден в Антарктике при посадке и затем уничтожен во время шторма.
Великобритания продала СССР ряд авиационных двигателей, включая ТРД Rolls-Royce Derwent V, который выпускался советской промышленностью под обозначением РД-500. Последние ставились на прототипы и серийные Ла-15.
Серийный Ла-15 стал развитием Ла-168/Ла-174Д. Стреловидное крыло истребителя имело отрицательное V в 6°. Ла-15 был легче и по ряду параметров превосходил МиГ-15. С двигателем меньшей, чем у МиГ-15 тяги, Ла-15 обладал практически такой же максимальной скоростью полета, а по маневренности был существенно лучше.
В 1958 году один Ла-15 был передан Центральному музею ВВС в Монино. Хорошо видны аэродинамические гребни на крыле.
Одним из уязвимых мест Ла-15 было его шасси, имевшее небольшую колею и не отличавшееся высокой надежностью при эксплуатации на неподготовленных ВПП. Шасси - трехопорное, все стойки убирались в ниши в фюзеляже.
По ряду характеристик Ла-15 был на равных с ранними Hawker Hunter при существенно меньшей тяге. В сравнении с МиГ-15, он имел сравнимую максимальную скорость, но превосходил его в маневренности и уступал в скороподъемности и дальности полета.
Разведчики семейства МиГ-25 выпускались в двух основных вариантах - "чистого" разведчика, оснащавшегося аэрофотоаппаратурой и станциями радиотехнической разведки, и разведчика-бомбардировщика.
Ранние серийные самолеты-разведчики МиГ-25 оснащались пятью аэрофотоаппаратами, установленными в носовой части, - на фотографии хорошо видны пять "окошек" круглой и прямоугольной формы. В комплект фотоаппаратуры входили АФА А-70М для общей дневной съемки и один аэрофотоаппарат А/Е-10 для топографической (контрольной) съемки с объективом с фокусным расстоянием 1300 мм.
Вариант МиГ-25РБК оснащался новой станцией детальной РТР "Куб-3М" для разведки сложных радиотехнических полей, но фотоаппаратура на него не ставилась - прозрачные "окошки" аэрофотоаппаратов были зашиты металлом.
Самолет в песках. В стремлении скрыть от ударов авиации сил объединенной Коалиции часть своих самолетов, иракские ВВС в 2003 году рассредоточили по территории страны и укрыли десятки боевых самолетов. Впоследствии американские военные обнаружили многие из них, включая и приведенный здесь разведывательный вариант МиГ-25РБ, зарытый в песок около авиабазы Таммуз (также аль-Такадум), к западу от Багдада. Самолет освободили из песчаного плена с помощью спецтехники, но консоли крыла отсутствовали. Самолет перевезли в США и сегодня он выставлен в Музее ВВС США на авиабазе Райт-Паттерсон (на фото). Кроме данной машины, американцы нашли еще около 30 самолетов, включая истребители и штурмовики.
Американцы откапывают иракский МиГ-25РБ, обнаруженный на авиабазе Эль-Тагадум. Июль 2003г.
US forces found a number of Iraqi Air Force aircraft, including MiG-25R Foxbat-B 25105, buried in the desert sand at al-Taqqadum airfield, west of Baghdad, in July 2003, following the Gulf War. The MiG-25Rs were used by the Iraqi Air Force for reconnaissance/ELINT missions.
Полет на самолете S.16ter совершил знаменитый итальянский летчик генерал Франческо де Пинедо. На фотографии самолет запечатлен на реке Брисбен в Австралии примерно в мае 1925 года во время воздушного турне.
Tucano стал оптимальным выбором британских ВВС для первоначального обучения молодых пилотов реактивных машин.
Tucano эксплуатируется преимущественно в 1-й летной школе британских ВВС, расположенной в Линтон-он-Уз. В середине 1990-х годов красно-белую схему окраски заменили на черную.
Skyvan были востребованы ВВС ряда стран мира, которым требовался неприхотливый и простой в обслуживании легкий транспортный самолет. В 1990-1991 годах самолеты Skyvan, имевшиеся в Гане, прошли ремонт и модернизацию, но в начале 2000-х годов их все же списали из-за отсутствия запчастей.
Данный Shorts 330 с февраля 1977 года находился в эксплуатации у немецкой авиакомпании DLT. В начале 2013 года самолеты 330-й модели оставались в ограниченной эксплуатации.
ВВС США приобрели самолеты Sherpa для оперативной доставки запчастей и иных грузов из расположенных в Европе центров снабжения до полевых складов и передовых баз и вывоза оттуда поврежденного оборудования.
Sealand стал одним из самых интересных самолетов, созданных "Short Brothers". На фотографии - первый из четырех предсерийных самолетов, попавший в авиакатастрофу в районе Скандинавии во время демонстрационного турне в сентябре 1949 года.
До 1994 года два Ил-20М находились в составе 16-й воздушной армии на территории ГДР. Самолеты базировались в Шперенберге вместе с одним ВКП Ил-22.
Ил-20 и модернизированные Ил-20М и Ил-20М1 составили основу парка самолетов радиоэлектронной разведки ВВС СССР и России. Они получили высокоэффективный набор специализированной аппаратуры, включавший РЛС бокового обзора, системы радиотехнической разведки и аппаратуру для аэрофотосъемки.
В сигарообразном подфюзеляжном обтекателе в носовой части Ил-20М располагалась антенна РЛС бокового обзора "Игла-1", а сразу за ней видны обтекатели антенн систем радиотехнической разведки.
Short S.C.1 стал первым самолетом с вертикальным взлетом и посадкой, построенным в Великобритании. Он отличался наличием отдельных подъемных и маршевого двигателей.
MC.205V Serie I "3" (MM9347) из состава 351-й эскадрильи 155-й группы 51-го авиаполка (Монсеррато, июнь 1943 года). Авиаполк получил 12 таких машин, которые эксплуатировались наряду с большим количеством MC.202.
После капитуляции Италии перед союзниками самолеты Veltro оказались на вооружении ВВС обеих сторон. Шесть MC.205V поздних серий поступили в ВВС союзной Италии и осенью 1944 года дислоцировались в Лечче-Галатине.
После капитуляции Италии перед союзниками самолеты Veltro оказались на вооружении ВВС обеих сторон. Самолет 1-й эскадрильи 1-й группы ВВС фашистской Италии, оставшейся верной нацистской Германии (конец 1943 года).
Летающий раритет MC.205V впервые выступил на авиашоу в 1981 году, после чего был поставлен "на прикол" и в 2000 году был включен в экспозицию Национального музея науки и техники в Милане. Всего до наших дней сохранилось три истребителя Veltro.
Veltro могли на равных противостоять лучшим истребителям противника, таким как P-51D Mustang, поэтому часть захваченных истребителей поступили в 77-ю истребительную эскадру, где их использовали для борьбы с бомбардировщиками противника.
Veltro был быстрее и лучше вооружен, чем MC.202, но уступал в маневренности. Данный MC.205V несет обозначения ВВС союзной Италии.
Внешне MC.202 и MC.205V были почти неотличимы. На фотографии - самолет MM3511 из состава 351-й эскадрильи ВВС Италии на аэродроме Монсеррато на Сардинии, 1943 год.
Вариант высотного перехватчика, MC.205N-1, и в целом идентичный N-2 Orione, имел новое крыло увеличенного размаха и пять пулеметов. Вариант N-1 имел 20-мм мотор-пушку и четыре 12,7-мм пулемета в фюзеляже, тогда как N-2 получил три 20-мм пушки и два 12,7-мм пулемета. Ни один из них на вооружение не поступил.
Данный MC.205 принадлежал 360 й эскадрилье 20-й группы ВВС союзной Италии (середина 1944 года). Эмблема группы - стрела - была нанесена на нижней части створки ниши уборки шасси. Кок винта окрашен в красный и белый цвета, а на киле - эмблема 51-го авиаполка, кот ловит мышь.
Ранний Re.2000 G.A. (серийный M.M.5068; G.A. - от "Grande Autonomia", то есть "увеличенная дальность") из состава 377-й эскадрильи 23-й группы проходил испытания в Гуидонии, около Рима. Самолет имел дополнительно 340л топлива, что обеспечивало большую дальность полета.
Основная часть Re.2000 пошла на экспорт, а Венгрия выпускала самолет по лицензии под обозначением Heja (сокол). Полосы на капоте и фюзеляже позволяют идентифицировать данные машины как принадлежащие подразделению, воевавшему на советско-германском фронте в июле 1941 года.
Венгерские ВВС стали первым зарубежным эксплуатантом Re.2000. На фотографии - первая эскадрилья, получившая новые машины (местное обозначение Heja, то есть сокол). Сольнок, около Будапешта.
К 1943 году Heja по всем параметрам уже безнадежно уступал советским истребителям, но, тем не менее, венгерский самолет оставался на вооружении до 1945 года.
В 1941-1943 годах Швеция получила 60 Re.2000 Serie I (местное обозначение J 20). Они дислоцировались в Мальмё и привлекались для перехвата самолетов стран Оси и антигитлеровской коалиции, которые постоянно нарушали воздушное пространство Швеции.
На рисунке изображен истребитель Re.2001 CN2 из состава 82-й эскадрильи 21-й группы 51-го авиаполка ВВС союзной Италии. 21-я группа воевала на советско-германском фронте, на Сицилии и в континентальной Италии, а после перемирия сентября 1943 года перешла на сторону англо-американских союзников.
Re.2002 мог нести значительную бомбовую нагрузку и применялся как истребитель-бомбардировщик. На рисунке - самолет из 150-й эскадрильи 2-й группы 6-го авиаполка ВВС Италии.
Re.2005 Sagittario стал вершиной семейства поршневых истребителей разработки "Reggiane". На фотографии - второй прототип, серийный M.M.495, вместе с предсерийными машинами доставшийся Люфтваффе.
В годы гражданской войны в Испании самолеты SM.81, включая эту машину из 210-й эскадрильи, оказывали авиаподдержку войскам мятежного генерала Франко.
Среди сбитых Пэттлом над Грецией самолетов значится итальянский бомбардировщик SM.81
Военно-транспортный SM.81 был похож на свой гражданский аналог. Данная машина, оснащенная двигателями Alfa-Romeo, принадлежала 202-й транспортно-бомбардировочной эскадрилье ВВС Италии, базировавшейся в Албании и воевавшей в Греции в 1940-1941 годах.
Прототип SM.73 был облетан в июне 1934 года. Он получил регистрационный номер I-SIAI и был оснащен тремя моторами Gnome-Rhone 9Kfr. После переоборудования он поступил в эксплуатацию как первый бельгийский SM.73.
The prototype Savoia Marchetti S.73P, built by SIAI in 1934 and first flown on July 4 that year. Note the four-bladed propeller on the centre engine. All three engines were 610 h.p. Piaggio Stella IX RC radials.
Прототип SM.73 стал первым бельгийским SM.73 (OO-AGL), заказчик получил его в марте 1935 года. После вторжения немцев в мае 1940 года самолет перегнали в Великобританию.
Первые пять SM.73 для SABENA строились в Италии и затем летали на маршрутах между Брюсселем и Берлином, Лондоном и Мальмё. Другие семь машин по лицензии собрала SABCA.
Sabena’s first S.73, OO-AGL, photographed during a demonstration flight from Croydon in December 1935. Flight remarked that at the time this picture was taken most of the country's aviation correspondents were aboard.
Редкая фотография - один из SM.73 во время службы в рядах британских ВВС. фотография сделана в Донкастере в 1940 году, это одна из шести машин компании SABENA, которые в 1940 году перегнали в Великобританию. По три такие машины эксплуатировались в 24-й и 27-й
SM.73, "2-5", - один из двух самолетов, уцелевших до капитуляции Италии в сентябре 1943 года. Вместе с четырьмя другими SM.81 он попал в ВВС союзной Италии и находился в эксплуатации на момент окончания войны в Европе.
По заданию Сухопутных войск ФРГ на базе Bo 105 был разработан противотанковый вертолет PAH-1, поступивший на вооружение немецкой армейской авиации.
Шведские ВВС до 1993 года под обозначением HKP 9B эксплуатировали четыре Bo 105CBS в роли поисково-спасательных (на рисунке), а армейская авиация до 2010 года располагала 20 противотанковыми Bo 105CB-3, получившими обозначение HKP 9A и вооруженными ПТРК Saab/Emerson HeliTOW.
Голландские ВВС закупили 32 вертолета Bo 105CB, которые поступили в 299-ю эскадрилью группы легкой авиации и применялись в качестве вспомогательных и наблюдательных. Часть из них затем модернизировали до уровня CB-4.
Небольшое количество Bo 105 поступило в чилийские ВВС и ВМС, а также в Корпус карабинеров. Данный вертолет принадлежал ВВС - один из шести Bo 105CB4, приобретенных для использования в качестве связного и вспомогательного.
На рисунке - испанский Bo 105GSH, вооруженный подфюзеляжной 20-мм пушкой MK 20 Rh 202 и отличающийся удлиненными стойками шасси. Задача вертолета - сопровождение и оказание поддержки группам противотанковых и транспортно-десантных вертолетов.
В 1972 году немецкая автомобильная организация ADAC и баварская полиция стали стартовыми заказчиками вертолетов Bo 105, которые использовались в качестве полицейских и медико-эвакуационных.
Начиная с 2007 года, немецкие вертолеты PAH-1 стали постепенно заменяться на новейшие ударные вертолеты Tiger. Около 100 снятых с вооружения PAH-1 лишились вооружения и под обозначением Bo 105P-1M поступили на вооружение трех подразделений армейской авиации Германии (HFlgUStff 1, 10 и 100) в качестве разведывательных и многоцелевых.
Модернизированный противотанковый вертолет PAH-1A1 армейской авиации ФРГ вооружен уже ПТРК HOT2. Пусковые трубы расположены по-иному. Все PAH-1 уже сняты с эксплуатации как ударные машины, лишились вооружения и заменили более ранние Bo 105M VBH в роли разведывательных и связных.
Вертолеты Bo 105 весьма востребованы полицией во многих странах мира и приняты в эксплуатацию в правоохранительных органах Албании, Аргентины, Германии, Греции, Индонезии, Иордании, Испании, Кении, Перу, Тринидада и Тобаго, Филиппин, Чили, Чехии и ЮАР, а также департамента полиции Нью-Йорка и полиции штата Вирджиния. Изображенный Bo 105C до недавнего времени принадлежал голландской полиции, но затем его сменил EC135.
На фотографии - вариант Bo 105D, сертифицированный в Великобритании для использования в прибрежных районах (полеты над морем) и в середине 1970-х - 1980-х годов обслуживавший британскую организацию службы маяков "Trinity House". На шасси видны баллонеты для посадки на воду.
Албанские Вооруженные силы получили в 2006 году 12 вертолетов Bo 105E-4. На фотографии - первый из шести вертолетов, поставленных в авиабригаду, остальные машины переданы различным министерствам страны. Армейские Bo 105 вместе с переданными итальянской армией вертолетами AB.205 и AB.206 вошли в состав вертолетного полка, дислоцированного около Тираны.
NBO 105CB индонезийских ВМС на палубе австралийского фрегата, 2011 год. В течение 1976-2011 годов индонезийская компания IPTN выпустила 123 вертолета семейства Bo 105 под обозначением NBO 105. Они поступили в национальные СВ, ВВС, ВМС и полицию.
В 1976-1977 годах Королевские ВВС Бахрейна получили три вертолета Bo 105C. Вертолеты входили в состав 10-й вспомогательной/транспортной вертолетной эскадрильи, дислоцировавшейся на авиабазе Аль-Рифа. Бахрейнские ВМС получили два Bo 105CBS-4, оснащенных РЛС и базировавшихся на фрегате "Сабха".
В ряде стран Bo 105 успешно применяется и как корабельный. На фотографии - Bo 105CBS-5 авиации ВМС Мексики во время учения в 2009 году дает залп 70-мм НАР по мишени - списанному американскому эсминцу. ВМС Мексики располагают 11 вертолетами, в составе двух патрульных эскадрилий корабельного базирования.
Bo 105 принят на вооружения ВМС ряда стран Латинской Америки в качестве вертолета берегового или корабельного базирования. На фотографии - патрульный Bo 105CB мексиканских ВМС, оснащенный поисковой РЛС и баллонетами на полозковом шасси.
Моряки крейсера УРО "Томас С. Гейтс" (CG 51) обеспечивают прием одного из семи вертолетов Bo 105CBS чилийских ВМС во время международных учений в Карибском бассейне в 2005 году. Под обтекателем расположена антенна поисковой и метео-РЛС Telephonies RDR-1400 (рабочий диапазон частот - X).
Bo 105 LS был разработан для эксплуатации в горных районах и жарком климате, он прошел сертификацию на осуществление взлета/посадки на высотах до 6096 м. На фотографии - чилийский вертолет в Андах.
Bo 105P (PAH-1). Данный противотанковый вертолет PAH-1 во второй половине 1980-х годов находился в составе 16-го полка армейской авиации Сухопутных войск ФРГ (Heeresflieger), которая в общей сложности получила 212 таких машин. В то время каждый из трех армейских корпусов имел в своем составе три вертолетных полка трехэскадрильного состава, один из которых был вооружен PAH-1. Кроме того, в каждой дивизии СВ ФРГ имелась рота связи, располагавшая вертолетами Bo 105M - связными и легкими разведывательными.
MBB Bo 105
Самолеты Belfast после окончания военной службы нашли спрос на гражданском рынке авиаперевозок. Компания "HeavyLift Cargo Airlines Ltd." эксплуатировала три такие машины. G-BEPS - бывший XR368 Theseus британских ВВС и второй самолет в серии. Первый коммерческий полет он совершил 18 июля 1980 года.
Belfast имел большую дальность полета и активно использовался ВВС для перевозки грузов в процессе вывода британских войск из бывших заморских колоний. Позже самолеты компании "HeavyLift" участвовали в фолклендской войне и первой войне в Персидском заливе.
С 1985 года Гаити были проданы четыре самолета S.211, но особого применения они не имели и в 1990 году были проданы США. Два самолета позже приобрел Сингапур.
S.13 "Tipo S", пилотируемый Джанелло, стал единственным самолетом, пришедшим к финишу в гонках на Кубок Шнайдера, которые проходили в 1919 году в Борнмуте, графство Дорсет.
21 сентября 1920г.: гонки на Кубок Шнейдера в Венеции обернулись фарсом - в них не принимали участие британцы, а лишенные спонсорской помощи французы снялись с соревнований в последний момент. Гонки выиграл итальянский гидросамолет Savoia 12, развивший среднюю скорость всего в 172 км/ч.
S.12 имела внешний вид, в целом характерный для летающих лодок компании SIAI всего следующего десятилетия. Лодка отличалась хорошо обтекаемой носовой частью корпуса большого поперечного сечения и зауженной позади единственного редана хвостовой частью корпуса.
Прототип Seamew был облетан в августе 1953 года. Приведенный на фотографии самолет проходил испытания на авианосце "Булварк" (R08) в 1955 году.
Четырехмоторный реактивный бомбардировщик S.A.4 Sperrin разрабатывался под те же требования, что и три проекта V-бомбардировщиков. Sperrin изначально рассматривался как резервный вариант - на случай, если другие проекты постигнет неудача. Но ему пришлось уступить самолету Vickers Valiant.
Два прототипа Sperrin использовались при отработке программы V-бомбардировщика, но затем их полеты прекратили в целях экономии средств.
The second Sperrin, VX161, differed very little from the prototype and was powered by RA.3 Avons from the start.
Re.2003 - двухместный разведывательный вариант Re.2002. Построен был лишь один самолет, в серию модель не пошла.
Внешние секции крыла самолета S.B.4 синхронно поворачивались, выполняя роль рулей высоты. Самолет успешно завершил все запланированные испытания.
The Sherpa, with its isoclinic wing.
Изображенный Shorts 360-100 (G-LEGS) с 1984 года находился в эксплуатации у компании "Manx Airlines". В 2013 году самолеты 360-й модели оставались в эксплуатации в странах третьего мира.
Планер S.B.1 представлял собой уменьшенный вариант перспективного четырехмоторного реактивного бомбардировщика и оснащался крылом нового типа.
S.I.A.7B имел хорошие летно-технические характеристики и отличался превосходным обзором для наблюдателя/стрелка. Но прочность отдельных элементов конструкции оставляла желать лучшего.
SIAI S.19 не смог победить в гонках на Кубок Шнайдера, проводившихся в 1920 году в Венеции, из-за неисправности силовой установки.
Маркетти разработал S.50 на базе MVT S.50. Самолет имел неплохие характеристики, но в серию не пошел.
S.208M были приняты на вооружение ВВС Италии и использовались в качестве связных и учебных. Данный самолет в середине 1980-х годов принадлежал 6-му авиаполку.