Лавочкин Ла-15 / Ла-174
Страна: Россия
Год: 1948


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Ла-168, Ла-174, Ла-174Д и Ла-15

<...>
  По техническому заданию на легкий фронтовой истребитель параллельно с Ла-168 проектировался Ла-174 с двигателем Rolls-Royce Derwent тягой 15,69 кН. Вооружение машины составляли три пушки НС-23. Летные испытания состоялись в 1948 году. Второй прототип получил обозначение Ла-174Д, в котором "Д" значит "дублер" (этот Ла-174Д не имеет никакого отношения к Ла-174ТК).
  Сравнение результатов испытаний Ла-174Д и Ла-168 выявило, что максимальная скорость Ла-174Д на 6% меньше, чем у оснащенного более мощным ТРД Ла-168.
  ТРД Rolls-Royce Nene запустили в СССР в серийное производство как РД-45. Эти ТРД ставились на бомбардировщики Ил-28 и истребители МиГ-15. Ла-174 с ТРД РД-500 (Rolls-Royce Derwent) и герметичной кабиной запустили в малосерийное производство под обозначением Ла-15 в сентябре 1948 года.
  Строевые полки ВВС получили первые Ла-15 в 1949 году, но из-за сложности производства их выпуск прекратили в пользу самолета МиГ-15. Всего было собрано 235 самолетов Ла-15.
  Также были построены два прототипа Ла-180 - двухместного учебно-тренировочного истребителя. Он должен был обозначаться Ла-15УТИ, но в серию не передавался.
  В НАТО Ла-15 именовался Fantail. На вооружении советских ВВС Ла-15 состоял до 1954 года.
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ла-15

  Тип: одноместный истребитель
  Силовая установка: один ТРД РД-500 тягой 15,59 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость 1025 км/ч на высоте 3000 м; практический потолок 13 500 м; дальность 1170 км
  Масса: пустого 2575 кг; максимальная взлетная 3850 кг
  Размеры: размах крыла 8,83 м; длина 9,56 м; площадь крыла 16,16 м2
  Вооружение: три 23-мм пушки НС-23 в носовой части фюзеляжа, бомбы и ракеты на подвеске под крылом
Ла-15 (1949 год). Лавочкин создал первый советский истребитель со стреловидным крылом - Ла-160, облетанный в сентябре 1947 года. Подобное крыло применили и на Ла-168 с двигателем Derwent. Мощности его силовой установки оказалась недостаточно, поэтому конструктору пришлось создать облегченный Ла-174 - с малым лобовым сопротивлением. Самолет пошел в серию как Ла-15.
Великобритания продала СССР ряд авиационных двигателей, включая ТРД Rolls-Royce Derwent V, который выпускался советской промышленностью под обозначением РД-500. Последние ставились на прототипы и серийные Ла-15.
Серийный Ла-15 стал развитием Ла-168/Ла-174Д. Стреловидное крыло истребителя имело отрицательное V в 6°. Ла-15 был легче и по ряду параметров превосходил МиГ-15. С двигателем меньшей, чем у МиГ-15 тяги, Ла-15 обладал практически такой же максимальной скоростью полета, а по маневренности был существенно лучше.
В 1958 году один Ла-15 был передан Центральному музею ВВС в Монино. Хорошо видны аэродинамические гребни на крыле.
Истребитель Ла-174Д с двигателем РД-500, 1948г.
Одним из уязвимых мест Ла-15 было его шасси, имевшее небольшую колею и не отличавшееся высокой надежностью при эксплуатации на неподготовленных ВПП. Шасси - трехопорное, все стойки убирались в ниши в фюзеляже.
Ла-15 имел фюзеляж типа полумонокок и высокорасположенное стреловидное крыло с углом поперечного V в 6°. Горизонтальное оперение расположено на киле очень высоко.
По ряду характеристик Ла-15 был на равных с ранними Hawker Hunter при существенно меньшей тяге. В сравнении с МиГ-15, он имел сравнимую максимальную скорость, но превосходил его в маневренности и уступал в скороподъемности и дальности полета.
Два Ла-180 являлись прототипами двухместного учебно-тренировочного варианта Ла-15УТИ, не пошедшего в серию.