Short SA.4 Sperrin
Страна: Великобритания
Год: 1951


Средний бомбардировщик с большой дальностью полета и экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии
Short S.A.4 Sperrin

   По заказу командования Королевских ВВС Великобритании компания "Short Brothers" должна была разработать проект реактивного самолета S.A.4 Sperrin, который планировался на замену поршневому бомбардировщику Avro Lincoln. Самолет рассматривался в качестве резервного проекта на случай, если работы по революционному проекту так называемого "V-бомбардировщика" (V-bomber) не принесут ожидаемого успеха (впрочем, опасения военных не оправдались).
   Заказчик планировал создать бомбардировщик, обладающий достаточно высокой скоростью и дальностью полета, - носитель обычных или атомных бомб. Практический потолок машины был определен в пределах 13 700 м. Оборонительное вооружение не предусматривалось, а бомбометание могло выполняться по визуальным данным или по РЛС. Конструкция самолета не предполагала новейших технологий или материалов, так что производство и техобслуживание самолета не должно было доставить проблем.
   Носовая часть фюзеляжа Sperrin включала герметизированную кабину экипажа и массивный радиолокационный бомбардировочный прицел, а четыре двигателя располагались на прямом крыле в необычной конфигурации - по два друг над другом (под крылом и над ним).
   Наземные испытания машины затянулись, и к тому моменту как первый из двух запланированных прототипов совершил первый полет 10 августа 1951 года, командование ВВС уже приняло решение запустить в серию более совершенный Vickers Valiant. Два построенных прототипа S.A.4 передали для различных испытаний, включая отработку сброса учебных имитаторов атомных бомб.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Short S.A.4 Sperrin

   Тип: средний бомбардировщик с большой дальностью полета и экипажем из пяти человек
   Силовая установка: на прототипе VX158 - вначале четыре ТРД Rolls Royce Avon RA.2 статической тягой по 26,60 кН, а после переоборудования - два ТРД Rolls-Royce Avon RA.3 статической тягой по 28,91 кН и два ТРД de Havilland Gyron D.Gy.1 статической тягой по 66,73 кН (позже первые два заменили на два ТРД de Havilland Gyron D.Gy.2 статической тягой по 88,97 кН); на прототипе VX161 - четыре ТРД Rolls-Royce Avon RA.3 статической тягой по 28,91 кН
   Летные характеристики: VX161 - максимальная скорость горизонтального полета 912 км/ч, набор высоты 7620 м - за 8,04 мин; практический потолок 13 716 м; максимальная дальность полета при истинной воздушной скорости 732 км/ч - 5151 км
   Масса: пустого 32 659 кг; максимальная взлетная 52163 кг
   Размеры: размах крыла 33,2 м; длина 31,14 м; высота 8,69 м; площадь крыла 176,21 м2
Четырехмоторный реактивный бомбардировщик S.A.4 Sperrin разрабатывался под те же требования, что и три проекта V-бомбардировщиков. Sperrin изначально рассматривался как резервный вариант - на случай, если другие проекты постигнет неудача. Но ему пришлось уступить самолету Vickers Valiant.
Two Short Sperrins were built to Air Ministry Specification B.14/46 for a long-range jet-powered bomber. The first, VX158, made its maiden flight on August 10, 1951, from Aldergrove in Northern Ireland. The second, VX161, seen here at Farnborough in July 1955, made its first flight at the same location on August 12, 1952.
Два прототипа Sperrin использовались при отработке программы V-бомбардировщика, но затем их полеты прекратили в целях экономии средств.
The second Sperrin, VX161, differed very little from the prototype and was powered by RA.3 Avons from the start.
Both Sperrins over Aldergrove in 1952, with VX161 nearest.
The second Sperrin first flew on August 12, 1952, and was delivered to RAF Woodbridge for dropping trials on April 11, 1955.
The prototype Sperrin. The massive nacelles are conspicuous.
View of VX158 in the paint scheme it wore at the 1951 SBAC Show at Farnborough.
View of VX158 in the paint scheme it wore at the 1951 SBAC Show at Farnborough.
The prototype Sperrin, with flaps down, holding formation with a Short Seamew.
This view of the prototype Sperrin shows the arrangement of the four Rolls-Royce Avon turbojets in vertical pairs, giving minimal drag in spite of their bulkiness when viewed from the side.
The Short Gyron-Sperrin
The first prototype Short S.A.4 Sperrin, VX158, is now flight-testing a DH. Gyron in the lower port engine nacelle . Another Gyron will later be fitted in the starboard nacelle. All-up weight of the Sperrin with the normal four Avons is 115,000 lb .
GYRON-SPERRIN (VX158). Coming in for a landing the FTB Sperrin at this attitude gives a clear indication of the immense size of the D.H. Gyron turbojets; compare their double-diameter intakes with the upper-sited Avon turbojets.
The Short Sperrin VX158 taking off at the Farnborough show in September 1956. The aircraft's four Rolls-Royce Avon engines had been replaced by two de Havilland Gyron turbojets.
The Short Sperrin VX158, re-engined with D. H. Gyron turbojets, lands at the SBAC Show, Farnborough, during September 1956.
Bristol Britannia G-18-2 on its maiden flight at Sydenham June 1, 1957 - note the Sperrin in background.
Three Short Sperrin fuselages under construction at Belfast in 1948.
The prototype Sperrin, VX158, nearing completion in 1951.