Short SD.330
Варианты:
Short - SD.330 - 1974 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1974


Многоцелевой транспортный и легкий пассажирский самолет
Описание
Фотографии
Shorts 330 и 360

   Успех SC.7 Skyvan побудил компанию "Shorts" продолжить работу в данном направлении, в результате чего появился увеличенный вариант самолета, оснащенный полностью убирающейся носовой стойкой и частично убирающимися основными опорами шасси. Самолет, получивший обозначение SD.3-30, был облетан 22 августа 1974 года и выведен на рынок как 18-30-местный авиалайнер Shorts 330. Первые 26 самолетов оснащались ТВД PT6A-45A мощностью по 1156 л.с., следующие 40 машин - двигателями PT6A-45B, а оставшиеся 70 самолетов-двигателями PT6A-45R. Самолет получил сертификат летной годности в феврале 1976 года и поступил в эксплуатацию в августе того же года под обозначением Shorts 330-100.
   В январе 1985 года компания приступила к выпуску варианта 330-200 с увеличенным запасом топлива. Общий выпуск составил 68 самолетов Series 100 и 57 самолетов Series 200. Компания "Shorts" также разработала военно-транспортный вариант 330-UTT (Utility Tactical Transport), который в целом представлял собой доработанный 330-200 с усиленным полом кабины и двумя открывающимися внутрь дверями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет мог брать полезную нагрузку 3629 кг или 33 военнослужащих, либо 30 десантников-парашютистов, либо 15 носилочных раненых при четырех сопровождающих. Армия США приобрела шесть стандартных Shorts 330 и использовала их в качестве машин обеспечения на военных полигонах.
   Еще одним военным вариантом, созданным на базе 330-UTT, стал C-23A Sherpa, заказанный ВВС США в количестве 18 машин. Самолет потребовался ВВС США для доставки различных грузов и запчастей для своих авиационных подразделений, дислоцированных в Европе. На C-23 передняя грузовая дверь на левом борту была дополнена оснащенным гидроприводом задним грузовым люком с грузовой рампой, что позволяло легко грузить/выгружать такие неудобные грузы, как авиадвигатели. Грузовой отсек имел усиленный пол и оснащался роликовыми конвейерами с тремя направляющими, облегчавшими и ускорявшими погрузку/разгрузку контейнеров.
   C-23 был облетан в августе 1984 года, но после 1990 года ВВС США располагали уже только четырьмя машинами - они использовались больше как учебные. Постепенно списали и их. Остальные же 14 самолетов были переданы в Лесную службу США (восемь) и авиацию Национальной гвардии (шесть машин).
   С сентября 1990 года 16 C-23B Sherpa были переданы армейским подразделениям Национальной гвардии, позже к ним добавились шесть C-23A. C-23B имели увеличенную массу полезной нагрузки и иллюминаторы в грузовом отсеке, а также оснащались ТВД T101-CP-100 (PT6A-45AR) мощностью по 1424 л. с.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Shorts C-23A Sherpa

   Тип: многоцелевой транспортный и легкий пассажирский самолет
   Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada T101-CP-100 (PT6A-45R) мощностью по 1198 л. с. (893 кВт)
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 3050м - 352 км/ч; начальная скороподъемность 360 м/мин; практический потолок 6095 м; дальность полета с грузом 2268 кг - 1239 км
   Масса: пустого 6680 кг; максимальная взлетная 11566 кг
   Размеры: размах крыла 22,76 м; длина 17,69 м; высота 4,95 м; площадь крыла 42,08 м1
   Полезная нагрузка: до 30 военнослужащих, либо 27 парашютистов и один инструктор, либо 15 носилочных раненых при трех сопровождающих, либо 3221 кг груза
Shorts 330 (originally SD3-30) turboprop twins are operated by several US regional airlines.
Данный Shorts 330 с февраля 1977 года находился в эксплуатации у немецкой авиакомпании DLT. В начале 2013 года самолеты 330-й модели оставались в ограниченной эксплуатации.
The S.D.3-30 (later rebranded Shorts 330) was a larger development of the Skyvan, the prototype, G-BSBH, making the type’s first flight from Sydenham on August 22, 1974. Powered by a pair of Pratt & Whitney Canada PT-6A turboprops driving five-bladed Hartzell propellers, the type was later acquired by the USAF as the C-23 Sherpa.
JEA leased Short SD3-30, G-BJUK, in 1985. The airline operated seven Skyvans, including four 36-seat SD3-60s, which were faster and provided in-flight catering.
Shorts 330 сочетает необычный для самолета для местных авиалиний комфорт с простотой и надежностью, столь необходимой на этих маршрутах. "Olympic Aviation" применяла эти самолеты на линиях по всей Греции.
The twin tailed layout distinguishes the Shorts 330 from the 360. This example, still with its British registration, is in the livery of the first Scandinavian customer, Syd Aero.
Компания "Loganair" в 1980-х годах использовала два 330-х на линиях в Шотландии и Оркнейских и Шетландских островах. Ныне "Loganair" является подразделением BA и эксплуатирует Shorts 360.
Shorts 330-UTT (Utility Tactical Transport) отличался усиленным полом грузовой кабины и увеличенной максимальной взлетной массой. Среди зарубежных покупателей были пограничная полиция и армия Таиланда (на фото), ВВС Танзании и ОАЭ. ВВС Венесуэлы получили два Shorts 330.
The Short 330 involved in the May 2017 incident which claimed the lives of both crew members.
Short C-23B Sherpa of US Army National Guard.
ВВС США приобрели самолеты Sherpa для оперативной доставки запчастей и иных грузов из расположенных в Европе центров снабжения до полевых складов и передовых баз и вывоза оттуда поврежденного оборудования.
ВВС США использовали 18 грузовых Shorts 330, военный вариант которых получил обозначение C-23A Sherpa, для решения транспортных задач на ограниченных ТВД. C-23A оснащен хвостовой рампой, позволяющей загружать в него четыре контейнера LD3 или различные типы транспортных средств, или авиадвигатели. Самолеты Sherpa (на фото) служили в 1985-1990 годах в ВВС США, после чего часть самолетов была передана Армии, где они присоединились к C-23B новой постройки.
Взвесив все «за» и «против», Эстония отказалась включать в состав своих ВВС два C-23B
Вариант "B" во многом похож на предшественника, но имеет окна в кабине. Армия приобрела 34 C-23B/B+ для службы в строевых частях, а еще 16 C-23B используются в подразделениях Национальной гвардии (на фото) с 1992 года. C-23B+/C-23C представляет собой гибридный вариант, полученный путем переделки купленных на вторичном рынке Shorts 360 с хвостовой погрузочной рампой и двухкилевым оперением от Sherpa. C-23B является единственным грузовым самолетом Армии США и обеспечивает операции в Ираке. Четыре лишних армейских C-23B в 2011 году были переданы для испытаний НАСА.
The Army National Guard is retiring the C-23 Sherpa. Eight aircraft are slated for civilian use by the state of Alaska to operate from short rural runways for search and rescue and medium-lift missions.
The SD3-30 EI-EXP, which had been in storage since the demise of Ireland Airways in early 1998, was removed from Exeter by road on 11/3/99
Shorts SD3-30 commuter transport aircraft (two 1,120 shp Pratt & Whitney Aircraft ot Canada PT6A-45 turboprop engines)
Shorts SD3-30, with wheels and flaps down, during its first test flight on 22 August 1974
The Short SD3-30 made its Farnborough debut with only 11 hr flying time. Three have been ordered by Command Airlines in America.
Second Short 330 G-BDBS - now preserved by the Ulster Aviation Society at Langford Lodge.
The second of three Short SD3-30s ordered by Time Air of Lethbridge, Alberta, Canada, seen wearing temporary registration marks G-BEEO but soon to become C-GTAM. Time Air's first aircraft was the first SD3-30 to be put into scheduled service, on 24th August, carrying passengers between Lethbridge, Calgary and Edmonton, only eleven days after it had been delivered
Time Air’s Shorts SD3-30, G-BEEO, at Farnborough.
Shorts 330.
The first of 10 Shorts C-23B Super Sherpas entered flight testing on 12 June 1990, followed by the second on 27 June. Powered by PT6A-65AR turboprops, the C-23B differs from the USAF's C-23A Sherpas in having air-operable rear doors for freight dropping, cabin windows and an overall grey finish for the US Army National Guard.
Shorts 330s G-BIFK (seen here) and G-BIOE have been acquired by the US Army for use at Kwajalein Atoll
DLT's Short SD3-30, G-BENB, taxying out at Luton for delivery to Munster 23/2/77;
Seen in temporary marks G-BENB, the first Short SD3-30 for DLT Luftverkehrsgesellschaft, the West German commuter airline, was handed over at Munster on 23rd February 1977
The prototype Shorts Sherpa, first flown late in 1982, shows little external difference from the 330, on which it is based. The C-23A Sherpas for the USAF will have no cabin windows.
C-23 "Шерпа"
Evolved from the Skyvan specifically to meet the needs of the regional airlines, the Shorts 330 has sold steadily if somewhat slowly. It is now being complemented, and may eventually be succeeded, by the Shorts 360 with more capacity and a better streamlined rear fuselage.
SD3-30 G-METP, re-registered G-SLUG in August 1991, was removed from storage and delivered Exeter-Southend for BAC Charter on 2/9/91
Shorts original 330
British Airways "Project Dragonfly" rises from the ground on the northern perimeter of Cardiff/Wales airport. Staff recruitment is already underway for this major new Boeing 747 maintenance base (BAMC - British Airways Maintenance Base, Cardiff). It will feature three fully equipped maintenance bays, the first of which should be operational by mid 1993. Nos 2 and 3 Bays are projected for 1994.
Pending preparation by JEA Engineering for lease, a large selection of Short's commuter airliners are dispersed at Exeter's north side maintenance area.
A portion of the static display with Shorts SD3-30, McDonnell Douglas TF-15A, Grumman F-14A Tomcat, McDonnell Douglas YC-15 and the Grumman Gulfstream II in the foreground. Behind are a Dassault-Breguet Falcon, GAF Nomad and Piaggio P.166DL-3.
Final assembly of the Shorts 360, alongside the 330, is now centred in the large building at Belfast where the much larger Shorts Belfast freighter was to have been produced for the RAF.
The Short SD3-30 is due for rollout on July 17, 1974.
The wrecked fuselage of Freedom Air Shorts 330 N76NF on the ramp at Guam on October 4, 2005. The aircraft was destroyed inside the Continental Micronesia hangar here on December 8, 2002, when struck by Super Typhoon Pongsona.
SD3-30. The first feederliner designed to serve the growing commuter traffic of the Seventies.
Comparison illustrations of the Loadmaster (top), Shorts 330 (centre), and Cessna Caravan, showing just how large the Ayres design will be.
The Short SD.3-30, now in the project definition phase, is derived from the Skyvan but has increased fuselage length and wing span and more powerful engines.
Short SD3-30 wide-bodied feederliner
Shorts SD3-30 twin-turboprop commercial and military transport
Shorts SD3-30 twin-turboprop commercial and military transport