Short SD.330
Варианты:
Short - SD.330 - 1974 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1974


Многоцелевой транспортный и легкий пассажирский самолет
Описание
Фотографии
Shorts 330 и 360

  Успех SC.7 Skyvan побудил компанию "Shorts" продолжить работу в данном направлении, в результате чего появился увеличенный вариант самолета, оснащенный полностью убирающейся носовой стойкой и частично убирающимися основными опорами шасси. Самолет, получивший обозначение SD.3-30, был облетан 22 августа 1974 года и выведен на рынок как 18-30-местный авиалайнер Shorts 330. Первые 26 самолетов оснащались ТВД PT6A-45A мощностью по 1156 л.с., следующие 40 машин - двигателями PT6A-45B, а оставшиеся 70 самолетов-двигателями PT6A-45R. Самолет получил сертификат летной годности в феврале 1976 года и поступил в эксплуатацию в августе того же года под обозначением Shorts 330-100.
  В январе 1985 года компания приступила к выпуску варианта 330-200 с увеличенным запасом топлива. Общий выпуск составил 68 самолетов Series 100 и 57 самолетов Series 200. Компания "Shorts" также разработала военно-транспортный вариант 330-UTT (Utility Tactical Transport), который в целом представлял собой доработанный 330-200 с усиленным полом кабины и двумя открывающимися внутрь дверями в хвостовой части фюзеляжа. Самолет мог брать полезную нагрузку 3629 кг или 33 военнослужащих, либо 30 десантников-парашютистов, либо 15 носилочных раненых при четырех сопровождающих. Армия США приобрела шесть стандартных Shorts 330 и использовала их в качестве машин обеспечения на военных полигонах.
  Еще одним военным вариантом, созданным на базе 330-UTT, стал C-23A Sherpa, заказанный ВВС США в количестве 18 машин. Самолет потребовался ВВС США для доставки различных грузов и запчастей для своих авиационных подразделений, дислоцированных в Европе. На C-23 передняя грузовая дверь на левом борту была дополнена оснащенным гидроприводом задним грузовым люком с грузовой рампой, что позволяло легко грузить/выгружать такие неудобные грузы, как авиадвигатели. Грузовой отсек имел усиленный пол и оснащался роликовыми конвейерами с тремя направляющими, облегчавшими и ускорявшими погрузку/разгрузку контейнеров.
  C-23 был облетан в августе 1984 года, но после 1990 года ВВС США располагали уже только четырьмя машинами - они использовались больше как учебные. Постепенно списали и их. Остальные же 14 самолетов были переданы в Лесную службу США (восемь) и авиацию Национальной гвардии (шесть машин).
  С сентября 1990 года 16 C-23B Sherpa были переданы армейским подразделениям Национальной гвардии, позже к ним добавились шесть C-23A. C-23B имели увеличенную массу полезной нагрузки и иллюминаторы в грузовом отсеке, а также оснащались ТВД T101-CP-100 (PT6A-45AR) мощностью по 1424 л. с.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Shorts C-23A Sherpa

  Тип: многоцелевой транспортный и легкий пассажирский самолет
  Силовая установка: два ТВД Pratt & Whitney Canada T101-CP-100 (PT6A-45R) мощностью по 1198 л. с. (893 кВт)
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 3050м - 352 км/ч; начальная скороподъемность 360 м/мин; практический потолок 6095 м; дальность полета с грузом 2268 кг - 1239 км
  Масса: пустого 6680 кг; максимальная взлетная 11566 кг
  Размеры: размах крыла 22,76 м; длина 17,69 м; высота 4,95 м; площадь крыла 42,08 м1
  Полезная нагрузка: до 30 военнослужащих, либо 27 парашютистов и один инструктор, либо 15 носилочных раненых при трех сопровождающих, либо 3221 кг груза
Shorts 330 (originally SD3-30) turboprop twins are operated by several US regional airlines.
Данный Shorts 330 с февраля 1977 года находился в эксплуатации у немецкой авиакомпании DLT. В начале 2013 года самолеты 330-й модели оставались в ограниченной эксплуатации.
Shorts 330 сочетает необычный для самолета для местных авиалиний комфорт с простотой и надежностью, столь необходимой на этих маршрутах. "Olympic Aviation" применяла эти самолеты на линиях по всей Греции.
The twin tailed layout distinguishes the Shorts 330 from the 360. This example, still with its British registration, is in the livery of the first Scandinavian customer, Syd Aero.
Компания "Loganair" в 1980-х годах использовала два 330-х на линиях в Шотландии и Оркнейских и Шетландских островах. Ныне "Loganair" является подразделением BA и эксплуатирует Shorts 360.
Shorts 330-UTT (Utility Tactical Transport) отличался усиленным полом грузовой кабины и увеличенной максимальной взлетной массой. Среди зарубежных покупателей были пограничная полиция и армия Таиланда (на фото), ВВС Танзании и ОАЭ. ВВС Венесуэлы получили два Shorts 330.
ВВС США приобрели самолеты Sherpa для оперативной доставки запчастей и иных грузов из расположенных в Европе центров снабжения до полевых складов и передовых баз и вывоза оттуда поврежденного оборудования.
ВВС США использовали 18 грузовых Shorts 330, военный вариант которых получил обозначение C-23A Sherpa, для решения транспортных задач на ограниченных ТВД. C-23A оснащен хвостовой рампой, позволяющей загружать в него четыре контейнера LD3 или различные типы транспортных средств, или авиадвигатели. Самолеты Sherpa (на фото) служили в 1985-1990 годах в ВВС США, после чего часть самолетов была передана Армии, где они присоединились к C-23B новой постройки.
Вариант "B" во многом похож на предшественника, но имеет окна в кабине. Армия приобрела 34 C-23B/B+ для службы в строевых частях, а еще 16 C-23B используются в подразделениях Национальной гвардии (на фото) с 1992 года. C-23B+/C-23C представляет собой гибридный вариант, полученный путем переделки купленных на вторичном рынке Shorts 360 с хвостовой погрузочной рампой и двухкилевым оперением от Sherpa. C-23B является единственным грузовым самолетом Армии США и обеспечивает операции в Ираке. Четыре лишних армейских C-23B в 2011 году были переданы для испытаний НАСА.
The Army National Guard is retiring the C-23 Sherpa. Eight aircraft are slated for civilian use by the state of Alaska to operate from short rural runways for search and rescue and medium-lift missions.
Shorts SD3-30 commuter transport aircraft (two 1,120 shp Pratt & Whitney Aircraft ot Canada PT6A-45 turboprop engines)
Shorts SD3-30, with wheels and flaps down, during its first test flight on 22 August 1974
The second of three Short SD3-30s ordered by Time Air of Lethbridge, Alberta, Canada, seen wearing temporary registration marks G-BEEO but soon to become C-GTAM. Time Air's first aircraft was the first SD3-30 to be put into scheduled service, on 24th August, carrying passengers between Lethbridge, Calgary and Edmonton, only eleven days after it had been delivered
Time Air’s Shorts SD3-30, G-BEEO, at Farnborough.
Shorts 330s G-BIFK (seen here) and G-BIOE have been acquired by the US Army for use at Kwajalein Atoll
DLT's Short SD3-30, G-BENB, taxying out at Luton for delivery to Munster 23/2/77;
Seen in temporary marks G-BENB, the first Short SD3-30 for DLT Luftverkehrsgesellschaft, the West German commuter airline, was handed over at Munster on 23rd February 1977
The prototype Shorts Sherpa, first flown late in 1982, shows little external difference from the 330, on which it is based. The C-23A Sherpas for the USAF will have no cabin windows.
C-23 "Шерпа"
Evolved from the Skyvan specifically to meet the needs of the regional airlines, the Shorts 330 has sold steadily if somewhat slowly. It is now being complemented, and may eventually be succeeded, by the Shorts 360 with more capacity and a better streamlined rear fuselage.
Shorts original 330
A portion of the static display with Shorts SD3-30, McDonnell Douglas TF-15A, Grumman F-14A Tomcat, McDonnell Douglas YC-15 and the Grumman Gulfstream II in the foreground. Behind are a Dassault-Breguet Falcon, GAF Nomad and Piaggio P.166DL-3.
Final assembly of the Shorts 360, alongside the 330, is now centred in the large building at Belfast where the much larger Shorts Belfast freighter was to have been produced for the RAF.
SD3-30. The first feederliner designed to serve the growing commuter traffic of the Seventies.
The Short SD.3-30, now in the project definition phase, is derived from the Skyvan but has increased fuselage length and wing span and more powerful engines.
Shorts SD3-30 twin-turboprop commercial and military transport
Shorts SD3-30 twin-turboprop commercial and military transport