McDonnell Douglas YC-15
Страна: США
Год: 1975


Advanced military STOL transport
Описание
Фотографии
McDonnell Douglas YC-15

  В начале 1970-х годов компания "McDonnell Douglas" была одной из пяти американских компаний, представивших предложения на объявленный ВВС США тендер по программе создания среднего транспортного самолета укороченных взлета и посадки ("Advanced Medium STOL Transport"). В конце 1972 года компания получила контракт на постройку двух прототипов такого самолета, получивших обозначение YC-15, и "Boeing" получила аналогичный контракт на постройку двух своих прототипов YC-14.
  Основой новой машины "McDonnell Douglas", обеспечивавшей высокие взлетно-посадочные характеристики, стали двигатель и крыло новой конструкции. Причем крыло было оборудовано двухщелевыми закрылками на 75% размаха крыла - при полном отклонении закрылки обдувались струей из четырех турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney JT8D-17, установленных под крылом. Каждый двигатель имел тягу 71,15 кН.
  Но ни один из участников тендера серийного заказа так и не получил, а компания "McDonnell Douglas" внесла изменения в конструкцию крыла и силовую установку YC-15, предполагая вывод машины на гражданский рынок. Однако коммерческого успеха машина также не имела, и проект был закрыт.
  Интересно, что спустя 19 лет после хранения на площадке в пустыне самолет YC-15 был восстановлен в 1997 году до летной годности - "Boeing" использовал его в качестве демонстратора по программе перспективного транспортного самолета. Планировалось, что самолет будет использоваться в работах по программе гражданского варианта C-17A Globemaster III, получившего обозначение BC-17X (первоначально MD-17), и по программе Advanced Theater Transport (ATT), который мог вполне совместить в себе отличительные особенности YC-15 и технологии, использовавшиеся в рамках создания конвертопланов. Первый полет в обновленном виде самолет совершил 11 апреля 1997 года, а 11 июля 1998 года получил серьезные повреждения силовой установки - осмотр подтвердил возможность восстановления, но на это требовались весьма серьезные средства и много времени. В итоге было решено отправить самолет на покой - с 2008 года YC-15 выставлен в экспозиции музея на авиабазе Эдвардс.
В 1968 году ВВС США заказали усовершенствованный средний транспортный самолет КВП в качестве замены машины C-130. Две фирмы поставили свои прототипы - Boeing YC-14 и McDonnell Douglas YC-15 (на снимке), но проект закрыли.
YC-15 имел традиционную для военно-транспортных самолетов компоновку - хвостовой грузовой люк с рампой, усиленное шасси и Т-образное хвостовое оперение. Фотография сделана, вероятно, в 1975 году.
First McDonnell Douglas YC-15 AMST prototype, photographed at its roll-out, 5 August 1975
The McDonnell Douglas YC-15 Advanced Medium STOL Transport (AMST) first prototype 72-1875 takes off from Long Beach Municipal Airport on February 16, 1977, its first flight fitted with a new U.S.-French General Electric/SNECMA high-performance CFM-56 turbofan in the port outer position. The CFM-56 is of 2 1/2 ft greater diameter than the JT8D-17s carried in the other nacelles, and generates 6,000lb more thrust.
The McDonnell Douglas YC-15 AMST first prototype, 72-1875, now fitted with a supercritical wing and acting as a test-bed for the General Electric/SNECMA CFM 56 turbofan engine (port outer) which develops 22,000 lb. thrust
Approaching to land with its blown double-slotted flaps fully down, the McDonnell Douglas YC-15 transport, 72-7876, became a triplane
One of the most impressive displays was given by the tubby McDonnell Douglas YC-15 Advanced Medium Stol transport prototype. It is seen here showing off its phenomenal Stol abilities.
A portion of the static display with Shorts SD3-30, McDonnell Douglas TF-15A, Grumman F-14A Tomcat, McDonnell Douglas YC-15 and the Grumman Gulfstream II in the foreground. Behind are a Dassault-Breguet Falcon, GAF Nomad and Piaggio P.166DL-3.
Flashing past the YC-15's tail on take-off, the Bede BD-5J, F-WZAV, flown by Pierre Baud who's head gives scale ...
McDonnell Douglas YC-15 (four Pratt & Whitney JT8D-17 turbofan engines)