Aerospatiale SE-210 Caravelle
Страна: Франция
Год: 1955


Пассажирский самолет для линий короткой и средней дальности
Описание
Фотографии
Sud-Est S.E.210 Caravelle

  Первый французский турбореактивный авиалайнер Caravelle стал и первым в мире турбореактивным региональным авиалайнером. Уникальным отличием этого самолета являлось расположение двигателей по бортам хвостовой части фюзеляжа.
  Министерство гражданской авиации Франции в ноябре 1951 года выпустило техническое задание на разработку турбореактивного авиалайнера, способного на мировом рынке конкурировать с самолетами Великобритании и США. Запрос предложений разослали шести авиационным фирмам Франции. Лучшим был признан проект компании "Sud-Est". В январе 1953 года министерство авиации санкционировало постройку двух прототипов. На прототипы установили ТРД Rolls-Royce Avon RA.26 тягой по 4536 кг. Первый прототип поднялся в воздух 27 мая 1955 года.
  Необычная установка двигателей в хвостовой части фюзеляжа позволила сделать крыло аэродинамически чистым, не возникала интерференция потока между гондолами двигателей и крылом.

  Кроме того, такое расположение двигателей позволило снизить уровень шума в кабине.
  В исходном варианте самолет Caravelle предназначался для перевозки 52 пассажиров. Однако фюзеляж первого серийного варианта Caravelle I удлинили на 1,41 м, тем самым увеличив пассажировместимость в стандартной конфигурации до 64 человек.
  Элероны низкорасположенного крыла умеренной стреловидности управлялись гидроприводами. Механизация крыла включала закрылки Фаулера и установленные перед закрылками на верхней и нижней поверхностях крыла тормозные щитки. Горизонтальное оперение располагалось на киле, вне зоны выхлопной струи двигателей. Шасси состоит из двухколесной носовой опоры и основных опор с четырехколесными тележками.
  Силовая установка Caravelle I (построено 19) включает два ТРД Avon RA.29 Mk 522 тягой по 46,70 кН. На Caravelle IA (13) устанавливались двигатели RA.29/1 Mk 526.
  Далее построили 78 единиц Caravelle III с двигателями RA.293 Mk 527 тягой 52,04 кН. Все, кроме одного самолета, Caravelle I и 13 Caravelle IA модернизировали в вариант Caravelle III.
  С 1 марта 1957 года после объединения компаний "Sud-Est" и "Sud-Ouest" (SNCASO) самолет Caravelle стал изделием новой "Sud-Aviation". 1 января 1970 года в "Sud-Aviation" вошли "Nord-Aviation" и SEREB, в результате образовалась компания "Societe Nationale Industrielle Aerospatiale".
  За Caravelle III последовал самолет Caravelle VI в вариантах Caravelle VI-N (53) и Caravelle VI-R (56). На варианте VI-N стояли ТРД RA.29/6 Mk 531 тягой 54,27 кН, a на VI-R - ТРД Mk 532R или Mk 533R с устройствами реверса тяги. На VI-R увеличили площадь остекления кабины пилотов, внедрили более мощные приводы тормозных щитков и установили интерцепторы.
  Следующий вариант самолета, Super Caravelle (22), выполнил первый полет 3 марта 1964 года. Аэродинамику новой модели значительно улучшили, удлинив носки крыла в районе стыка крыла и фюзеляжа; ввели двухщелевые закрылки и увеличили максимальный угол отклонения на 10°; размах стабилизатора был увеличен на 1,40 м, предусмотрена возможность установки обтекателя на киле в районе горизонтального оперения.
  К другим нововведениям относятся: установка ТРД Pratt & Whitney JT8D-7 тягой 62,27 кН; фюзеляж стал короче на 1,00 м, но в туристской конфигурации самолет мог брать на борт 104 пассажира; установлена ВСУ; доработаны электрическая и гидравлическая системы; предусмотрена возможность увеличения емкости топливных баков.
  Изначально Super Caravelle обозначался Caravelle 10B. За первым вариантом последовал Caravelle 10R с ТРД JT8D-7, оснащенным устройством реверса тяги каскадного типа, разработанным "Sud-Aviation". Фюзеляж доработали под перевозку в нижнем багажном отсеке коммерческих грузов.
  Самолет Caravelle 11R разработан под требование увеличения объема и массы перевозимого на маршрутах средней дальности груза. Данный грузопассажирский вариант мог брать на борт до 50 пассажиров и груз объемом 66,00 м3. Переднюю часть фюзеляжа удлинили на 0,93 м, усилили пол кабины и некоторые места фюзеляжа. В передней части фюзеляжа был сделан грузовой люк размером 3,32x1,84 м. Салон для пассажиров отделялся от грузовой кабины передвижной перегородкой. Построено всего семь самолетов Caravelle 11R, первый полет состоялся 21 апреля 1961 года.
  Последним серийным вариантом стал Caravelle 12, разработанный на основе Super Caravelle и отличавшийся удлиненным на 3,23 м фюзеляжем. Пассажировместимость довели до 140 человек. Конструкция планера усилена для увеличения максимальной взлетной массы. Силовая установка - 2 х ТРДД Pratt & Whitney JT8D-9.
  Первый полет Caravelle 12 выполнил 29 октября 1970 года, всего построено 12 самолетов. Общее количество изготовленных самолетов Caravelle всех модификаций достигло 280. Последний построенный Caravelle выполнил первый полет в 1973 году.
  На пике своей карьеры Caravelle эксплуатировался в 35 авиакомпаниях. Из-за введения ограничений на шумность пассажирских авиалайнеров эксплуатацию самолета прекратили в начале 1990-х годов.
  Небольшое количество Caravelle использовалось в Вооруженных силах, обычно в качестве транспортных. Франция и Швеция располагали специальными вариантами самолета фото- и радиотехнической разведки. Шведские Tp 85 (доработанный Caravelle III) сняли с вооружения в 1990-е годы.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aerospatiale (Sud-Est) Caravelle 12

  Тип: пассажирский самолет для линий короткой и средней дальности
  Силовая установка: два ТРДД Pratt & Whitney JT8D-9 тягой по 6577 кг
  Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость с полетной массой 50 000 кг на высоте 7620 м - 825 км/ч; дальность с полной заправкой и массой полезной нагрузки 11240 (без навигационного запаса топлива) - 4040 км; дальность с полной заправкой и массой полезной нагрузки 13 200 (без навигационного запаса топлива) - 3465 км
  Масса: пустого 29 500 кг; максимальная взлетная 58000 кг
  Размеры: размах крыла 32,29 м; длина 36,23 м; высота 9,02 м; площадь крыла 146,70 м1
Caravelle III. Итальянская авиакомпания "Alitalia" была одним из крупнейших эксплуатантов Caravelle. В 1965 году она располагала 21-й такой машиной. Самолет I-DAXA относился к Series III. Он получил название Altair и поступил в эксплуатацию в апреле 1960 года. Позже его довели до стандарта Series VIN, оснастив двигателями Avon RA.29/6 Mk 531, и в конце 1960-х годов передали дочерней фирме "Alitalia" - SAM. В конце концов, I-DAXA был продан эквадорской компании SAETA, сменил обозначение на HC-BAD и до списания базировался в Кито.
Этот 80-местный Super Caravelle 10R был построен в 1967 году и изначально эксплуатировался германской компанией LTU. Самолет изображен в окраске авиакомпании "Istanbul Airlines", которая эксплуатировала его в 1980-е годы. Компания "Sud" построила 20 самолетов варианта Caravelle 10R, первая машина выполнила первый полет 18 января 1965 года.
Второй прототип F-WHHI совершил ряд рекламных полетов над Европой, Северной и Южной Америками, что способствовало успешной продаже машины.
Группа Caravelle III компании "Air Charter International". Задний трап удерживал самолет на земле, предотвращая его от заваливания на хвостовую часть во время посадки пассажиров.
Caravelle - первый серийный реактивный лайнер возрожденной авиапромышленности Франции - достиг значительных успехов. Компания "Air Inter" использовала Super Caravelle с салоном на 128 мест на местных маршрутах.
18 марта 1973г.: авиакомпании "Air Inter" передан пятый (последний) самолет Caravelle 12, на этом завершилось серийное производство самого удачного двухдвигательного европейского пассажирского самолета.
Passing through Nadi International Airport, Fiji, on 5th December 1984, Air Caledonie International's Aerospatiale Caravelle Super 10 F-GEPC, c/n. 184, was operating a regular service from its base at Noumea to Wallis Island. Note Corse Air sticker
Этот Caravelle III, поставленный "Air France" в апреле 1963 года, эксплуатировался на региональных маршрутах до продажи его камбоджийской "Air Cambodge" в 1969 году. Срок службы машины оказался коротким - два года спустя она была уничтожена во время нападения партизан на аэродром Пномпень.
Хотя General Electric CJ805 был первым американским двигателем, предложенным для Caravelle, выбор остановили на его конкуренте - двигателе Pratt & Whitney J8TD, который установили на Super Caravelle. Серия 10B3 поставлялась "Sterling Airways" в марте 1969 года и впоследствии использовалась шестью другими авиакомпаниями, в том числе турецкой "Sultan Air".
Caravelle 12 был самым длинным в серии - на 3,23 м длиннее самолетов серии 10B3. Он строился в соответствии с требованиями "Sterling Airways", хотя пять машин сразу же взяла в лизинг "Air lnter".
В 1990-х годах один Caravelle 10R продолжал эксплуатироваться правительственным авиаотрядом GLAM. Эта машина использовалась как VIP-транспорт и находилась в аэропорту Орли, Париж.
Мексика сохранила два Caravelle 10 до 1996 года, самолеты эксплуатировались как транспортные в 8-й авиагруппе (Мехико).
Caravelle компании CEV. Два Caravelle использовались французским испытательным центром CEV в городе Истр. Caravelle III (фото), ранее принадлежавший "Finnair", эксплуатировался CEV с декабря 1964 по февраль 1998 года.
В течение 1969-1979 годов югославские ВВС использовали этот единственный Caravelle как VIP-транспорт. Впоследствии самолет использовали французские авиакомпании "Europe Aero Service" и "Corse Air International", пока в 1988 году его не сняли с эксплуатации.
В начале 1970-х годов шведские ВВС приобрели y SAS два Caravelle III. Самолеты переоборудовали в TP 85 для ведения радиоэлектронной разведки, ставшие самым секретным элементом ВВС Швеции. Машины списали в конце 1990-х годов, заменив их самолетами TP 102A Korpen.
 
27 мая 1955г. Первый полет в 1955 году совершил турбореактивный авиалайнер ближнего и среднего радиуса действия, получивший название Caravella. Самолет был оснащен двумя турбореактивными двигателями Rolls-Royce R. А. 26 и мог перевозить до 64 пассажиров.
S.E.210 CARAVELLE. The prototype twin-jet Caravelle will probably have flown by the time these words are read. This machine represents a serious attempt by the French to gain a foothold in the medium haul class. The design has a number of radical features. not least of which is the mounting of the jet units at the rear of the fuselage which, it is claimed, increases safety factor, leaves a clean wing extrados, and reduces noise in cabin. It will be noted that the Caravelle has the complete nose section of a Comet. A second prototype Caravelle is on order by the French Government.
Salient features: Fuselage of the Caravelle bears a marked resemblance to the Comet - due mainly to the shape of the nose. The windows, however, are unusual, being pear-shaped . The main door is on the port side forward. Wings are thin with moderate sweep back and square-cut tips; spanwise air flow fences are fitted about two-thirds of the way along. The streamlined engine nacelles are mounted on small pods protruding from the rear sides of the fuselage . Fin and rudder assembly is slightly swept with curved top, and long dorsal fillet. The tailplane is set about a third of the way up the fin . Main undercarriage legs retract inwards and the nosewheel backwards.
Sud-Aviation SE 210 Caravelle Series 10 R airliner (two Pratt & Whitney JT8D-1 turbofans)
Образец для подражания французский лайнер "Каравелла"
"Каравелла"3 авиакомпании "Эр Франс" в московском аэропорту Домодедово.
Ближайший самолет был продан "Air Algerie" в марте 1960 года и в феврале следующего доведен до стандарта Series III.
The most important aeroplane displayed at Paris, the Caravelle twin-jet airliner, seen here with flaps partly lowered.
Sud-Aviation Super Caravelle airliner (two Pratt & Whitney JT8D-1 turbofan engines) in the insignia of Sterling Airways
Предпродажные туры над США привлекли интерес к Caravelle и принесли свои плоды, когда компания "United American" стала первым американским покупателем самолета.
Расположение двигателей в хвостовой части фюзеляжа позволило резко снизить шум в салоне. Многие отмечали значительно более низкую шумность Caravelle в сравнении с Boeing 707 и de Havilland Comet. Поставленный в апреле 1959 года, этот LN-KLH стал первым Caravelle III шведской авиакомпании SAS.
Aerospatiale SE 210 Caravelle 12 (two Pratt & Whitney JT8D-9 turbofan engines) in service with Air Inter
Самолет Caravelle VIN YU-AHB, изначально предназначенный для авиакомпании "TWA" как часть впоследствии отмененного заказа, был оснащен двигателями Mk 531 Avon со специальным оборудованием для снижения уровня шума.
Этот YK-AFA - самолет Super Caravelle 10B-3, в 1960-е годы летавший в компании "Syrian Arab Airlines". На варианте 10B-3 стояли двигатели JT8D-7, пассажировместимость составляла 105 человек.
Caravelle 10B3 YK-AFA, поставленный в октябре 1965 года, эксплуатировался компанией "Syrian Arab Airlines" и ее преемником "Syrianair" до 1980 года. Данный вариант был также известен как Horizon В или Super В.
Sabena Caravelle OO-SRA has been donated to the Brussels Air Museum following the type’s replacement by a fleet of Boeing 737s. This aircraft entered service on February 8, 1961, and has logged 24,244 hr with over 40,000 take-offs and landings. OO-SRA will be the Museum’s largest aircraft, and to facilitate its transportation the wings and tail were removed and Belgian Air Force equipment was used to move the 32m fuselage to its new home.
One of two Caravelle 11Rs purchased in 1967, in French marks, shortly before delivery
Transavia Holland's Caravelle PH-TRM at Abbotsinch 16/4/69
Experimental
Испытания двигателя "General Electric." Фирма "Sud-Aviation" всегда хотела выйти на американский рынок, и в июле 1960 года Caravelle под номером 42, самолет серии III (фото), был поставлен в США компании "General Electric".
После длительной рекламной поездки, спонсировавшейся фирмами "Sud" и "Douglas Aircraft", с последней в тот же год было заключено соглашение о продажах и технической поддержке. На самолет установили два турбовентиляторных двигателя General Electric CJ805-23C. Такой была предполагавшаяся компоновка Caravelle VII, в которой использовались двигатели повышенной до 72.45 кН тяги, в частности, отвечавшая требованиям, предьявляемым компанией TWA. Последняя сделала заказ на 20 Caravelle VII, но затем аннулировала заказ. "Douglas" вышла из договора с "Sud" и начала выпускать свой реактивный двухдвигательный авиалайнер DC-9. Но производитель выпустил Caravelle 10А Horizon с двумя двигателями CJ805. Данный вариант имел удлиненный фюзеляж, измененную конструкцию передней кромки крыла, более высоко размещенные окна салона, механизмы реверса тяги и пулевидный обтекатель под стабилизатором. Прототип новой машины, F-WJAO (фото), 31 августа 1962 года выполнил первый полет в Тулузе. Всего построили семь 10А, их вытеснили машины серии 10В с двигателями Pratt & Whitney JT8D.
Also in February 1977 the French rolled out their Aerospatiale (Sud) Caravelle testbed with a CFM 56 in the starboard position
В конце 1970-х годов двигатель "General Electric" снова появился на Caravelle - это был CFM 56, проходивший летные испытания. В качестве лаборатории использовали самолет серии III, принадлежавший компании SOGERMA (фото). По завершении испытаний, самолет приобрели ВВС Франции.
18 июля 1973 года новый реактивный двигатель SNECMA M53 "совершил" первый полет из Бордо, будучи установленным на Caravelle III (на фотографии), модифицированном компанией SOGERMA. Двигатель выбрали в качестве силовой установки для Dassault Mirage 2000.
Caravelle компании CEV. Два Caravelle использовались французским испытательным центром CEV в городе Истр. Caravelle VI-R (фото) - с декабря 1979 до середины 1996 года. Он использовался как экспериментальный самолет, "Vomit Comet", для подготовки астронавтов к условиям невесомости вместе с Национальным центром космических исследований.
Данный Caravelle относится к серии 10B1.R, y него удлиненный на 0,93 м фюзеляж, изменяемая внутри грузопассажирская кабина и большой грузовой люк по левому борту. Из шести таких машин две заказала "Air Afrique".
 
S.E.210 CARAVELLE. Data : Manufacturer: SNCA de Sud-Est, Toulouse-Blagnac. Power: two Avon RA-26 turbojets of 10,000-lb. thrust each. Accommodation: maximum 70 passengers. Dimensions : span 112 ft. 6 in . ; length 103 ft. 4 in.; height 29 ft. 4 in. Weight: empty 41,800 lb . maximum all-up weight 88.000 lb . Performance : cruising speed 480 m.p.h. between 32.500 ft. and 39,300 ft. Maximum range: 2.435 miles. with 7,260-lb. payload.
Three-view of the Sud Caravelle 12, a stretched version of the 10 with 10.4 ft. longer fuselage, capable of seating 128 passengers
Sud-Aviation Super Caravelle medium-range jet airliner