Антонов Ан-10
Страна: Россия
Год: 1957


Cредний пассажирский лайнер
Описание
Фотографии
Ан-10 "Украина"

  На базе Ан-8 параллельно разрабатывалось сразу два самолета - пассажирский Ан-10 и транспортный Ан-12. В теории пассажирский Ан-10 (обозначение НАТО "Cat") мог конвертироваться в Ан-12, но на практике такой опыт провели лишь однажды. Рассчитанный на перевозку 75 пассажиров Ан-10 предполагалось эксплуатировать в том числе и с грунтовых аэродромов.
  Прототип выполнил первый полет 7 марта 1957 года. От Ан-8 лайнер Ан-10 отличался увеличенным фюзеляжем круглого сечения с герметизированной пассажирской кабиной и ниже расположенным хвостовым оперением. Как показали испытания, новое оперение не обеспечивало должной путевой устойчивости, поэтому на концах стабилизатора со временем стали монтировать вертикальные шайбы. Крыло Ан-10 похоже на крыло самолета Ан-8, но внешние части крыла отогнуты вниз. На предсерийные машины ставились турбовинтовые двигатели Кузнецова НК-4 мощностью по 2940 л.с, а серийные машины, которые "Аэрофлот" начал получать летом 1959 года, оснащались турбовинтовыми двигателями Ивченко АИ-20. Штатный экипаж состоял из пяти человек, самолет был способен перевозить до 85 пассажиров.
  Эксплуатация "Аэрофлотом" увеличенной в размерах модификации Ан-10А началась в феврале 1960 года. В фюзеляж Ан-10А была сделана вставка длиной 2 м, за счет чего в салоне удалось разместить еще два ряда кресел, доведя общее количество пассажиров до сотни. На большинстве Ан-10А шайбы на концах стабилизатора, характерные для Ан-10, не ставились, взамен монтировались подфюзеляжные кили.
  В общей сложности было построено примерно 200 Ан-10 и Ан-10А. Серийный выпуск завершился в первой половине 1960-х годов. На Ан-10А в 1960-1961 годах было установлено несколько мировых рекордов дальности полета с полезной нагрузкой. Самолеты довольно интенсивно использовались "Аэрофлотом", но в 1972 году их сняли с эксплуатации после ряда летных происшествий, вызванных недостаточной прочностью планера. Самолеты Ан-10 и Ан-10А получили наименование "Украина", поскольку ОКБ Антонова было размещено в Киеве.
  Экспериментальный самолет еще большей пассажировместимостью, чем Ан-10А, получил обозначение Ан-10В ("фирменное" обозначение Ан-16). Разработка Ан-16 началась в 1958 году. Первый полет состоялся в 1963-м. Самолет мог перевозить 132 пассажира, для чего фюзеляж удлинили на 3 м. Изготовили единственный прототип. В то же время, пассажировместимость Ан-10А за счет более плотного размещения кресел в салоне была доведена до 110 мест; такие самолеты использовались с 1968 года на линиях "Аэрофлота" на Украине и в Молдавии.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Ан-10А "Украина"

  Тип: средний пассажирский лайнер
  Силовая установка: четыре турбовинтовых двигателя Ивченко АИ-20 мощностью по 4000 э.л. с.
  Характеристики: максимальная крейсерская скорость на оптимальной высоте 680 км/ч; практический потолок 12000 м; дальность полета с полной заправкой 4075 м; максимальная дальность с максимальной полезной нагрузкой 1200 км
  Массы: пустого 29 800 кг, максимальная взлетная 56100 кг
  Размеры: размах крыла 38,00 м; длина 34,00 м; высота 9,83 м; площадь крыла 119,50 м2
  Полезная нагрузка: 100 пассажиров или груз массой 14 500 кг
Первый экземпляр Ан-10 на момент начала испытаний. Киев, весна 1967г.
Первый серийный Ан-10. Воронеж, ноябрь 1957г.
Ан-10А, находившийся в распоряжении ОКБ О.К.Антонова. Гостомель, первая половина 1961г.
Ан-10
Ан-10А в позднем варианте окраски. В настоящее время этот самолет - экспонат Музея ВВС России в Монино. Лайнер эксплуатировался в Коми управлении ГА СССР (г. Сыктывкар)
Опытный экземпляр Ан-10 в исходной конфигурации. Весна 1957г.
Опытный Ан-10 после доработки хвостового оперения
7 марта 1957 года - первый полет пассажирского самолета Ан-10 "Украина"
Главный конструктор О.К.Антонов и ведущий летчик-испытатель по самолету Я.И.Верников. На период испытаний Ан-10 и Ан-12 Верников был откомандирован в ОКБ от ЛИИ
Летчик-испытатель Я.И.Верников и О.К.Антонов
First photograph showing the starboard side of the Antonov AN-10 Ukraina turboprop transport. Note the Hercules-type undercarriage containers and the double-wheel forward landing gear. Absence of doors on the forward gear is due to censorship on the original photograph.
Торжественная выкатка первого серийного Ан-10 на Воронежском авиазаводе
Во время эксплуатационных испытаний на Ан-10 возили грузы
Ан-10 (сер. N 12-02) дозаправляется в аэропорту Тбилиси во время технического рейса. Май 1959г.
Сотрудники киевского аэропорта Жуляны встречают Ан-10 (сер. N 12-02), вернувшийся из технического рейса
Элегантный Ан-10 создавался на базе Ан-8, причем в 1962 году в классе турбовинтовых машин он установил мировой рекорд - на замкнутом 500-км маршруте развил среднюю скорость 730 км/час.
Ан-10, выставленный для показа на ВДНХ УССР. Первая половина 1960-х гг.
Пассажиры первого регулярного рейса "десятки" Киев-Москва садятся в самолет. Жуляны, 1959г.
На следующий день самолет прибыл в аэропорт Симферополь
Курортники прибыли на Ан-10А в Симферополь
На перроне аэропорта Внуково
На этом серийном самолете хорошо видны вертикальные шайбы, размещенные на стабилизаторе, и киль увеличенной площади.
Ан-10А из состава 86-го авиаотряда на перроне аэропорта Жуляны
Прогрев двигателей перед запуском с помощью специального устройства
"Десятка", взлетевшая из внуковского аэропорта
Antonov An-10A four-turboprop airliner in its latest form, with large ventral fins replacing the former auxiliary fins
На фотографии хорошо видны особенности хвостового оперения Ан-10А с двумя подфюзеляжными килями. Застекленная носовая часть фюзеляжа типична для советских многомоторных самолетов 1950-1960 годов.
Ан-10А (сер. N 20-02) во время испытательного полета с имитацией отказа трех двигателей
Ан-10А завершил очередной рейс в аэропорту Адлер
Ан-10А разгружается в аэропорту Жуляны
Замена колеса основной опоры шасси на Ан-10А в кишиневском аэропорту. Начало 1960-х гг.
Пассажирские Ан-10 также использовались военно-транспортной авиацией
Самолет с увеличенной пассажировместимостью Ан-10Б. Гостомель, 1962г.
Ан-10Б на галечном аэродроме у озера Иссык-Куль. 1964г.
Возле самолета Ан-10Б после посадки на галечный аэродром у озера Иссык-Куль. Сидят в центре И.Е.Давыдов и О.К.Антонов. 1964г.
Транспортно-санитарный самолет Ан-10ТС.1958г.
Воздушно-командный пункт Ан-10КП. 1970г.
Самолеты-братья Ан-10 и Ан-12
Ан-10 и Ан-12 - наглядное воплощение концепции универсального самолета
Типичная для начала 1960-х годов картина аэропорта. На переднем плане Ан-2, дальше - Ту-104, на заднем плане - Ан-10 и другие Ту-104. Хабаровск.
Н.С.Хрущев во время посещения ОКБ Антонова. На втором плане - А.Я.Белолипецкий и Н.С.Трунченков. Июль 1959г.
Осмотр шасси Ан-10. Слева направо: О.И.Иващенко, Н.С.Хрущев, О.К.Антонов, Н.В.Подгорный.
Никита Сергеевич поясняет, как сделать кольцо вокгруг фюзеляжа Ан-10. Слева заместитель главного конструктора А.Я.Белолипецкий.
"Пояс Хрущева" - попытка уменьшить шум в салонах Ан-10
Погрузка рысака в кабину грузо-пассажирского Ан-10АС
Хвостовое оперение серийного Ан-10 и доработанного Ан-10А (N 20-02)
Все Ан-10 доработали, установив по два подфюзеляжных гребня
Постановка фюзеляжа Ан-10 в гидробассейн для ресурсных испытаний
Передняя опора шасси
Левая основная опора шасси
Дополнительнах хвостовая опора
Раскапотированный двигатель АИ-20
"Пластинчатые элероны" - характерная особенность Ан-10
"Тепляки", предназначенные для работ на двигателях Ан-10 в холодную погоду
Кабина экипажа Ан-10, слева - рабочее место командира
В заднем пассажирском салоне Ан-10. Справа - пассажирское кресло с индивидуальным светильником
Опытный Ан-10 после аварии на аэродроме Святошино 21 февраля 1958г.
Аварийная посадка на снег Ан-10А, сер. N 17-01. Сыктывкар, 10 января 1969г.
Совершившего посадку "на брюхо" Ан-10 поднимают с помощью пневмодомкратов
Макет "изделия У"
Provisional drawing of the Antonov AN-10 Ukraina turboprop transport.