Авиация и Космонавтика 2010-07
-
И.Приходченко, В.Марковский - Военно-транспортный самолет Ан-12 (2)
Ан-12
Ан-12
Выполнение работ по силовой установке Ан-12БП авиации Северного Флота. Межремонтный ресурс двигателей АИ-20 удалось довести до впечатляющей цифры в 8000 часов
Ан-12 служили во множестве военных и гражданских организаций и ведомств. Например, этот самолет с изображением мамонта и характерного "ковша" созвездия Большой Медведицы принадлежал командованию Дальней Авиации
Наиболее совершенным в семействе стал Ан-12БК, отличавшийся новыми двигателями АИ-20М, панорамным радиолокатором "Инициатива" и грузолюком с расширенным проемом. В числе новшеств были также модернизированное навигационно-связное оборудование и погрузочные средства
Многие Ан-12, особенно первых выпусков, уже на заводе получали "квазигражданскую" окраску, имитировавшую их принадлежность к "Аэрофлоту"
Только что покинувший заводской цех Ан-12А еще не окрашен, оставаясь в цвете натурального дюраля
В пору расцвета Ан-12 можно было встретить практически на всех советских аэродромах
Недостатком двигателей АИ-20, свойственный практически всем первым отечественным и зарубежным ГТД, была высокая дымность. Все было почти по Райкину: "Вдыхают они кислород, а выдохнуть норовят всякую гадость..."
Ан-12БК в наборе высоты
Испытания первого Ан-12 с лыжным шасси
Лыжа правой основной стойки с системой подкосов и растяжек крепления
Ан-12Б чехословацких ВВС. Помимо ЧССР из стран Варшавского Договора эти самолеты получили также вооруженные силы Болгарии и Польши
Объемистый обтекатель панорамного радиолокатора "Инициатива" в просторечии звался "бородой"
Нижний аварийный люк и передняя стойка шасси Ан-12БК. Для обеспечения маневренности на земле колеса стойки могли поворачиваться в стороны на 35'
Основная стойка шасси с четырехколесной тележкой. По условиям базирования на грунтовых аэродромах колеса метрового размера имели широкий профиль, "вездеходный" протектор и невысокое давление порядка 6-6,5 кг/см2
Хвостовая часть "конверсионного" Ан-12БК-ППС. Хорошо виден обтекатель грузолюка
Кабина экипажа Ан-12Б (Ан-12БК ?). По центру под приборной доской - проход к рабочему месту штурмана
Вид на грузоотсек Ан-12БК по полету. В переборке впереди видна открытая дверь в кабину экипажа и потолочная кран-балка грузоподъемностью 2800 кг
Установка транспортера ТГ-12М в грузовой кабине самолета
Грузовая кабина Ан-12БК (вид в хвост). Обращают на себя внимание вертикальные стойки со шпангоутами 25 и 30 посередине кабины. Обеспечивая увязку силовых элементов центроплана и фюзеляжа, они являлись натуральным "узким местом" грузоотсека. Хорошо видна потолочная кран-балка грузоподъемностью 2000 кг
Кабина хвостового стрелка с прицельной станцией КПС-53А и пультом электродистанционного управления пушками. От огня противника стрелок защищался 20-мм дюралевой бронеплитой и прозрачной броней из стеклоблоков толщиной 135 мм сзади и 112 мм по бокам
Технологическое членение Ан-12 и его основных агрегатов
Ан-10