Мировая Авиация 175
-
ВВС Норвегии: F.Mk 3 (20), FB.Mk 52 (36), T.Mk 55 (6) - самолеты эксплуатировались в 1948-1957 годах.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
ВВС Канады: F.Mk 3 (83); строились компанией DHC.
601-я эскадрилья (County of London, графство Лондон) Королевских вспомогательных ВВС Великобритании получила Vampire F.Mk 3 в декабре 1949 года. Эскадрилья дислоцировалась в Норт-Уилд. На фотографии - самолеты во время тренировки на применение оружия на острове Мальта, лето 1951 года. Красно-черные обозначения эскадрильи видны на хвостовых балках, а крылатый меч - в носовой части фюзеляжа.
В мае 1947 года один Vampire F.Mk 1, TG278, был модифицирован для полетов на больших высотах и изучения вопросов разработки герметизированных кабин. На самолет установили двигатель de Havilland Ghost, кабину герметизировали, на каждой законцовке крыла появились вставки по 1,22 м, а для экономии массы с машины смыли окраску. 23 марта 1948 года Джон Каннингхэм установил на машине новый мировой рекорд высоты - 18120 м.
N6883D входил в число 150 самолетов Vampire F.Mk 3, построенных "de Havilland Canada" в Даунсвью. В 1958 году самолет списали и в числе 26 машин продали "Formetal Division" компании "Fliteways Inc." в Висконсине, США, для возможного использования в качестве корпоративного самолета и частного такси. Идея оказалась провальной, и N6883D продали пилоту Полу Манцу, работавшему на Голливуд. Самолет был окрашен по приведенной схеме.
ВВС Швейцарии: F.Mk 1 (3), FB.Mk 6 (181), NF.Mk 10(1), T.Mk 11 (3), T.Mk 55 (46).
ВВС Египта: FB.Mk 5 (1), FB.Mk 52 (50), T.Mk 55 (12), плюс переданные Италией (47).
ВВС Франции: F.Mk 1 (30), FB.Mk 5 (296), SNCASE SE.532/535 Mistral (251).
ВВС Новой Зеландии: FB.Mk 5 (29), T.Mk 11 (5), FB.Mk 52 (18), T.Mk 55 (6) - самолеты состояли на вооружении в 1950-1972 годах.
Изображенный Vampire FB.Mk 9 принадлежал 607-й эскадрилье (County of Durham, графство Дарем) Королевских вспомогательных ВВС Великобритании и дислоцировался на авиабазе Хоустон в 1956-1957 годах. Эскадрилья отличилась в годы Второй мировой войны: в сражениях Битвы за Францию ее летчики летали на Gladiator, в сражениях Битвы за Британию - на Hurricane, а на Дальнем Востоке - на Spitfire. После войны эскадрилья получила Spitfire FR.Mk 14 и F.Mk 22, а в июне 1951 года - первый реактивный самолет, Vampire FB.Mk 5. В апреле 1956 года на смену Vampire FB.Mk 5 пришли FB.Mk 9, но уже 10 марта 1957 года эскадрильи Вспомогательных ВВС расформировали.
Vampire FB.Mk 5
Выпущенный в огромном количестве F-4 Phantom лишь недавно завершил свою карьеру после почти 30 лет службы.
F-80C/P-80C. Истребитель F-80C (до 11 июня 1948 года - P-80C) был тяжелее и мощнее, он стал основным вариантом Shooting Star в годы корейской войны. Ранние машины оснащались двигателями J33-A-23 тягой по 20,46 кН, а последний 561-й самолет - ТРД J-33-A-35 тягой 24,02 кН. Элементы конструкции в районе расположения узлов подвески вооружения были усилены, добавлены еще два пилона. Были сохранены пулеметы M3. Фонарь кабины сдвигался назад и оснащался системой аварийного сброса. После принятия на вооружение F-80C претерпевал различные модификации, в частности получил топливные баки "Misawa" емкостью 1003 л и баки "Fletcher" на законцовках крыла - по 871 л каждый. В последнем случае законцовки крыла подрезались, уменьшая его размах. В рамках научно-испытательной работы ВВС был построен один F-80C - позже он получил обозначение NF-80C, в котором в качестве конструкционного материала были использованы магниевые сплавы.
F-86 Sabre, первый реактивный истребитель ВВС США со стреловидным крылом, активно воевал в корейской войне. F-86L находился на вооружении до начала 1960-х годов.
Curtiss P-1 Hawk был первым истребителем, созданным для службы в ВС США.
Некоторые из армейских истребителей Hawk изготовили в виде невооруженных учебно-тренировочных самолетов для углубленной летной подготовки. Они оказались неудачными. Этот самолет Curtiss P-1D летал в учебных частях армейской авиации.
Пилоты F6F Hellcat вступили в яростную схватку с японскими самолетами над просторами Тихого океана, записав на свой счет 4947 побед.
P-51 Mustang был одним из лучших истребителей Второй мировой войны.
Построили только один летный экземпляр XP-58 Chain Lightning. Характеристики и управляемость отставали от предшественников, но зато самолет должен был получить мощное вооружение.
SR-71 (64-17958) поднялся в воздух 15 декабря 1965 года, в июле 1979 года на нем капитан Элдон Уэйн Джоерс и офицер-оператор майор Джордж Т. Морган-младший установили рекорд скорости на дистанции более 25 км - 3529,464 км/ч.
Летно-исследовательский центр НАСА им. Драйдена эксплуатирует два SR-71 для изучения различных вопросов при полетах на больших скоростях и высотах. На фотографии - SR-71B (NASA 831) в полете над горами Сьерра-Невада.
Lockheed AF/YF-12 (1962). Истоки YF-12 лежали в проекте A-12 - носителе беспилотного разведчика D-21. Первый полет самолет выполнил в апреле 1962 года, затем на его базе был создан прототип перехватчика YF-12A, ставший позже SR-71A. Самолету принадлежит абсолютный рекорд скорости - 3331 км/ч, установленный 1 мая 1965 года. ВВС США планировали заказать 93 истребителя, способных летать со скоростью М=3 и предполагавшихся к вооружению УР большой дальности (AIM-47, на базе которой была создана УР AIM-54 Phoenix). Самый быстрый американский истребитель в серию не пошел.
Lockheed YF-12A
Lockheed Martin F-22 - самый современный американский истребитель, совмещающий уникальные конструкторские наработки и самое современное вооружение и БРЭО.
Etendard IVP сняли с вооружения в 2004 году, через 46 лет после первого полета Etendard. Как и ударный IVM, разведывательный IVP поступил на вооружение авиации ВМС Франции в 1962 году (хотя часть IVM позже переоборудовали в IVP - для замены выбывших из строя машин).
Авиация ВМС Франции, начиная с 1962 года, получила 69 серийных истребителей-бомбардировщиков Etendard IVM. Ему на смену затем пришел Super Etendard.
В начале карьеры Etendard окрашивались в серо-голубой верх и белый низ (как на фотографии), но к началу 1990-х годов самолеты получили пятнистый голубовато-серый камуфляж.
В ходе операции "Allied Force" самолеты Super Etendard из авиагруппы авианосца "Фош" решали ударные задачи, a Etendard IVP из флотилии 16F применялись как разведчики.
Палубный истребитель-бомбардировщик Etendard был создан на базе самолетов, спроектированных "Dassault" в середине 1950-х годов. На фотографии - опытный Etendard IV, запечатленный в Ле Бурже и отличающийся от серийных машин обводами носовой части.
Камера в носовой части, неубирающаяся штанга топливоприемника и заправочный контейнер позволяют определить ведущий самолет как Etendard IVP. Вторым идет Etendard IVM.
Dassault Etendard IV-M fighter refuelling in flight from a prototype tanker version of the Etendard IV-P.
Для ударных задач применяют УР класса "воздух-поверхность" Nord AS30 с радиокомандной системой наведения (антенна системы управления размещалась в фальшкиле внизу носовой части фюзеляжа - хорошо видна на этом изображении Etendard IVM). Самолет мог также нести бомбы или НАР.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
C-130 переоборудуется в противопожарный самолет путем установки специальной системы - MAFFS (Modular Airborne FireFighting System Force). На фотографии - самолет из 302-го авиакрыла Резерва ВВС США.
L-100-30 компании "Southern Air Transport", хорошо виден его удлиненный фюзеляж, который характерен как для гражданских самолетов, так и для военных C-130H-30, C-130J-30 и Hercules C.Mk 3.
C-130H Hercules австралийских ВВС выполняет посадку на ВПП передовой оперативной базы в Афганистане. В этом регионе старые машины и новые C-130J показали себя с самой наилучшей стороны.
Lockheed C-130H Hercules
CV-22 следует на малой высоте над местностью со сложным рельефом. Osprey - слишком скоростная машина для того, чтобы его сопровождали боевые вертолеты, так что рассматривается возможность использования вооруженных конвертопланов BA609.
В 2009 году MV-22B авиации КМП США приняли участие в операции "Bright Star" - совместном американо-египетском учении.
Osprey спешит на помощь. Вновь V-22 оказались на войне в 2011 году - они приняли участие в операции "Odyssey Dawn", имевшей целью поддержку ливийских повстанцев. В рамках одного из заданий два MV-22 (дислоцировались на борту УДК "Кирсардж"), вместе с двумя вертолетами CH-53E Super Stallion были направлены на поиск и эвакуацию экипажа потерянного над Ливией самолета F-15E. Пока AV-8B Harrier II сбросили две УАБ с лазерным наведением, один MV-22 выполнил посадку и подобрал пилота. Второй член экипажа был позже передан американскому командованию ливийскими повстанцами.
Первый боеготовый CV-22 был передан 1-му авиакрылу специальных операций Командования специальных операций ВВС США в январе 2007 года. Состояния начальной оперативной готовности подразделение достигло в 2009 году, а в 2010 году в Афганистане Osprey понесли первую боевую потерю.
На фотографии не кадр из фантастического фильма, а рутинная операция: MV-22B готовится на полетной палубе УДК LHA 4 "Нассау" к очередному ночному вылету.
MV-22B доставил одного из старших командиров КМП США в Афганистан, 2070 год. Конвертопланы расширили возможности американских войск, они объединяют в себе достоинства самолета и вертолета.
Alpha Jet E. Бельгия получила с декабря 1978 по июль 1980 года 33 учебно-тренировочных самолета Alpha Jet. Самолеты были включены в состав 11-й и 7-й эскадрилий, которые обеспечивали, соответственно, начальную и усовершенствованную летную подготовку.
Британская компания "QinetiQ" эксплуатирует ряд бывших немецких самолетов, причем Alpha Jet в сравнении с Hawk отличаются лучшими характеристиками на малых высотах полета, имеют лучшие начальную скороподъемность и угловую скорость крена.
На проводившемся в мае 1996 года в Португалии учении НАТО "Tiger Meet" принял участие и этот Alpha Jet из 307-й эскадрильи "Jaguares" португальских ВВС.
ВВС Франции используют Alpha Jet E для усовершенствованной летной подготовки и обучения летчиков применению оружия. Парк насчитывает 140 самолетов, которые базируются в Туре, западная Франция.
Alpha Jet NGEA - усовершенствованная ударная версия, оснащенная навигационно-прицельной системой, разработанной для египетского варианта MS2. Самолет на фотографии вооружен парой УР класса "воздух-воздух" Matra Magic и одной ПКР Exocet.
Пилотажная группа ВВС Франции "Patrouille de France" в 1980 году сменила устаревшие Fouga Magister на Alpha Jet. Эффектные выступления группы способствовали росту продаж самолетов на мировом рынке.
General Dynamics/Grumman F-111B (1965). Программа экспериментального тактического истребителя (TFX) изначально предполагала создание единого базового самолета, на основе которого можно было бы получить специализированные варианты: для ВВС - истребитель-бомбардировщик, а для ВМС - истребитель ПВО корабельных соединений. Выбор пал на F-111: для ВВС предполагался вариант F-111A, а для флота - F-111B. Однако последний оказался очень перетяжелен, имел ряд других недостатков и в итоге уступил дорогу F-14. Предназначенные для F-111B двигатель TF30 (изначально предполагался для F6D Missileer) и система вооружения AWG-9/AIM-54 были интегрированы в Tomcat. Было построено семь F-111B, два из них потеряны в летных происшествиях.
Самолет Ан-8, прямой предшественник Ан-12, был разработан согласно Постановлению Совета Министров 1953 года на создание загружаемого с хвостовой части двухдвигательного транспортного самолета. Собрали около 150 таких машин. Конструкция Ан-8 стала основой для пассажирского Ан-10.
В 1960-х годах Ан-8 уступил место основного тактического военно-транспортного самолета Ан-12, хотя многие считали более дешевый Ан-8 лучшим вариантом, а Ан-12 - неоправданной роскошью.
Ан-8 располагал хвостовой стрелковой установкой с двумя дистанционно управляемыми 23-мм пушками АМ-23. В грузовой кабине можно было перевозить груз или личный состав (60 солдат или 40 парашютистов).
Элегантный Ан-10 создавался на базе Ан-8, причем в 1962 году в классе турбовинтовых машин он установил мировой рекорд - на замкнутом 500-км маршруте развил среднюю скорость 730 км/час.
На этом серийном самолете хорошо видны вертикальные шайбы, размещенные на стабилизаторе, и киль увеличенной площади.
"Peashooter" был принят на вооружение истребительных эскадрилий Армии США, первые машины стали поступать в войска в 1934 году. P-26 оставался на вооружении вплоть до начала Второй мировой войны.
Galaxy стал основой парка военно-транспортной авиации ВС США. На рисунке изображен C-5A.
C-5M - новейший вариант семейства Galaxy с двигателями General Electric CF6-80C2 и новой авионикой. Его первый полет состоялся в 2002 году. Модернизировать по стандарту C-5M решено все оставшиеся C-5B и C-5C, а также часть C-5A. На фотографии - проходящий испытания C-5M с красной штангой с приборно-измерительным оборудованием.
Lockheed C-5 Galaxy
YF-17 №2, LWF/ACF Joint Test Force. Построено два YF-17. Изображен второй самолет - 72-1570, первый - 72-1569. Сегодня эта машина находится в Мемориальном парке линкора "Алабама".
YF-17A был облетан в июне и августе 1974 года, а после проигрыша в тендере ВВС США был передан на оценочные испытания ВМС США, которым требовался новый истребитель-бомбардировщик. В конечном итоге на базе Cobra компании "McDonnell Douglas" и "Northrop" создали палубный F/A-18 Hornet, отличавшийся рядом необычных элементов конструкции, включая хвостовое оперение с двумя разваленными килями и крыло с большими наплывами.
Northrop YF-17 Cobra (1974 год). Самолет создавался в инициативном порядке как Northrop P-600 на базе не пошедшего в серию P.530 (на снимке, 1968 год). Cobra был представлен на тендер ВВС США по программе легкого истребителя (1974 год), но в следующем году проиграл General Dynamics YF-16 Fighting Falcon.
Нереализованный штурмовик. Northrop YA-9A (на фото) проиграл в 1972-1973 годах тендер на экспериментальный штурмовик (A-X) более современному YA-10 (предшественник A-10), а проект F-16XL компании "General Dynamics" в 1984 году уступил в рамках программы усовершенствованного тактического истребителя (ETF) самолету F-15E. F-16XL поступил в НАСА, где использовался как летающая лаборатория.
The Northrop A-9A close air support aircraft, built in competition with the Fairchild A-10A for USAF evaluation.
VC-140 - вариант VIP-транспортного самолета, принадлежал ВВС США и на закате своей карьеры эксплуатировался 89-м транспортным авиакрылом, дислоцированным на авиабазе Эндрюс. К 1986 году самолет был отправлен на авиабазу Дэвис-Монтан на хранение.
Построили около 40 JetStar II, отличавшихся увеличенной на 4111 л - в сравнении с JetStar I - емкостью топливной системы. Крыльевые баки на JetStar II были вынесены насколько возможно вперед.
Cheyenne имел уникальную для своего времени конструкцию, причем хвостовой толкающий винт на реверсе работал как мощный воздушный тормоз.
C-27J Spartan - средний военно-транспортный самолет, один из лучших в своем классе. Особенно впечатляющими выглядят его выступления на авиашоу, когда самолет выполняет различные фигуры высшего пилотажа, включая даже бочку и петли.
Нереализованный штурмовик. Northrop YA-9A проиграл в 1972-1973 годах тендер на экспериментальный штурмовик (A-X) более современному YA-10 (предшественник A-10), а проект F-16XL компании "General Dynamics" (на фото) в 1984 году уступил в рамках программы усовершенствованного тактического истребителя (ETF) самолету F-15E. F-16XL поступил в НАСА, где использовался как летающая лаборатория.
Новозеландские ВВС для замены своих Hudson приобрели 116 самолетов PV-1 и 23 самолета B-34A, переданных из ВВС Армии США (включая и этот NZ4600). Самолеты поступили в 1-ю, 2-ю, 3-ю, 4-ю и 8-ю эскадрильи.
PV-1 нес два подвесных топливных бака по 587 л, а в варианте большой дальности - два бака по 1855 л в бомбоотсеке.
Истребитель для НАТО? В начале 1954 года в Париже был образован комитет НАТО, возглавляемый профессором фон Карманом (на то время Франция была членом военной организации НАТО, затем вышла из нее, а при президенте Н. Саркози - вновь вернулась в военную организацию). Задачей комитета было изучение предложений европейских компаний в рамках стартовавшей тогда программы создания легкого многоцелевого истребителя, способного завоевывать превосходство в воздухе и решать ударные задачи. Согласно требованиям НАТО, NBMR-1 (NATO Basic Military Requirement No.1), самолет должен был иметь массу 3629-4536 кг и способность действовать с небольших и даже грунтовых аэродромов. "Dassault" предложила Etendard VI, а НАТО в рамках NBMR-1 финансировала разработку двигателя Bristol Orpheus, из-за которого пришлось удлинить машину на 1 м до 12,9 м. Для сравнительных испытаний отобрали Breguet Taon, Fiat G.91 и Etendard VI (на фотографии). Построенные два Etendard VI совершили первые полеты 15 марта и 14 сентября 1957 года соответственно. Самолет испытывали британские, французские, итальянские и американские летчики, но в итоге выбор пал на G.91 - возмущенные французы, правда, отказались покупать последний. В то же время совершивший первый полет в июле 1956 года самолет Etendard IV, оснащенный двигателем Atar 101E4, проиграл в тендере ВВС Франции самолету Mirage III, но зато был выбран командованием ВМС Франции в качестве палубного истребителя-бомбардировщика. Был заказан "полуморской" вариант, получивший обозначение Etendard IVM, который поднялся в воздух в мае 1958 года.
Первый прототип G222TCM запечатлен на аэродроме в Ле Бурже. Калибровочные отметки хорошо видны на носовой и хвостовой частях фюзеляжа и руле направления.
Основной эксплуатант G222 - итальянские ВВС. Самолеты показали себя надежными и регулярно выступают на различных авиашоу.
По особой схеме окраски, включая оранжевые полосы на фюзеляже и хвосте, можно идентифицировать этот самолет как G222RM, который принадлежал 8-й эскадрилье 14-го авиаполка 9-й авиабригады, дислоцированной в Пратика-ди-Маре.
Модификация G222T была создана после того, как США отказались продавать Ливии двигатели T64. Взамен самолет получил двигатели Tyne, и часть БРЭО была заменена. Этот прототип, I-OAIT, переоборудованный из 34-го G222, совершил первый полет 15 мая 1980 года. 20 ливийских G222 поступили в транспортный авиаполк в Бенгази.
Одним из заказчиков "базового" G222 стала аргентинская армия - три самолета закуплены с 1977 года.
Внизу: EC-130 - одна из самых секретных машин ВВС США. В составе семейства - вариант EC-130E(RR) Rivet Rider, оснащенный системами приема/передачи радио- и телевизионной информации в интересах сил специальных операций и при чрезвычайных ситуациях.
Немецкая чартерная авиакомпания "LTU International Airways" эксплуатировала четыре MD-11, оснащенные двигателями Pratt & Whitney PW4462. Первый был заказан в 1988 году, в конце 1990-х их продали "Swissair".
После покупки у LTU четырех MD-11 парк "Swissair" вырос до 19 самолетов (на 1999 год), но затем в рамках реорганизации компания продала их "Federal Express" (самолеты переоборудовали в MD-11F).
Бразильская компания VARIG взяла в лизинг 13 самолетов MD-11 и использовала их на дальних маршрутах. Самолеты эксплуатировались до 2007 года, но после приобретения "Gol Transposes Aereos" авиакомпания их уже не использовала.
"World Airways" из Чарльстона, штат Южная Каролина, на 2011 год располагала девятью MD-11 и четырьмя MD-11F. Все были взяты в долгосрочный лизинг.
В 1996 году "Lufthansa Cargo" заказала пять MD-11F, с опционом еще на семь машин (стоимость контракта составила 550 млн долларов). Было поставлено 14 самолетов, все - с двигателями General Electric CF6-80C2D1F.
Тайваньская "EVA Air" предпочла грузовой, а не пассажирский вариант MD-11. В эксплуатации у нее находятся восемь MD-11F.
В 1936 году постройку XC-35 заказало Министерство обороны - это был опытный самолет, оснащенный двигателями XR-1340-43 с турбонагнетателями.
Авиакорпус Армии США получил в 1937 году Кубок Кольера - так был оценен вклад создателей XC-35 в развитие аэронавтики.
Пара швейцарских Vampire (T.Mk 55 и FB.Mk 6 в разведывательном варианте) в полете с Venom (на переднем плане). Ряд швейцарских военных вначале считали, что Hawker Sea Fury лучше подойдет для национальных ВВС, чем Vampire.
Три Vampire T.Mk 11 запечатлены в 1956 году в полете над училищем британских ВВС в Кранвелле, к которому был приписан свой собственный T.Mk 11, использовавшийся для повышенной подготовки курсантов вплоть до марта 1962 года.
Первый предсерийный учебно-боевой Vampire для британских ВМС, WW458, был передан заказчику для оценочных испытаний в январе 1952 года. После испытаний в 759-й и 781-й эскадрильях он был снят с летной эксплуатации и с начала 1954 года стал использоваться для наземного обучения.
ВВС Италии: FB.Mk 5 (5), FB.Mk 52 (61), построенные по лицензии FB.Mk 52A (150), NF.Mk 54 (14).
ВВС Швеции: J28A (F.Mk 1) (70), J/A/Sk 28B (FB.Mk 50) (310), J/Sk 28C (T.Mk 55) (35).
ВВС Австралии: F.Mk 30 (80), FB.Mk 31 (29), F.Mk 32 (1), Mk 33/35A (36); ВМС - T.Mk 22 (4), T.Mk 34/34A (5), T.Mk 35 (68).
ВВС Ирака: FB.Mk 52 (9), T.Mk 55 (7) - один T.Mk 55 позже оснащен катапультными креслами.
ВВС ЮАР: FB.Mk 5 (10), FB.Mk 9 (30), FB.Mk 52 (10), T.Mk 55 (27).
ВВС Индонезии: T.Mk 55 (8), поставлены в 1956 году, в 1958 году проданы ВВС Индии.
ВВС Финляндии: FB.Mk 52 (6), T.Mk 55 (4), все списаны к 1965 году.
ВВС Японии: T.Mk 55 (1), оснащены катапультными креслами.
ВВС Португалии: T.Mk 55 (2) - эксплуатировались в 1952-1961 годах.
ВВС Австрии - J28A (3), T.Mk 11 (3), T.Mk 55 (5).
ВВС Венесуэлы: FB.Mk 5 (24), T.Mk 55 (6).
ВВС Иордании: FB.Mk 9 (10), FB.Mk 52 (7), T.Mk 11 (3).
ВВС Бирмы (Мьянмы): T.Mk 55 (8), серийные №№ UB 501 - UB 508.
Northrop F-5G/F-20 Tigershark (1982 год). F-20, при создании которого в начале 1980-х годов были потеряны два прототипа, представлял собой однодвигательный вариант F-5E Tiger. Он полностью соответствовал ТТЗ, но так и не нашел зарубежных заказчиков, которые предпочли ему F-16, принятый на вооружение ВВС США. F-20 оснащался БРЛС APG-67 и силовой установкой на 80% большей мощности, чем у F-5E, и развивал скорость до М=2.
Пуск УР AGM-65 "Майверик" с F-20
McDonnell Douglas/General Dynamics A-12 Avenger II (на фото) был амбициозным проектом палубного стелс-штурмовика, построенного по схеме "летающее крыло", но программу закрыли в 1991 году ввиду технических проблем и перерасхода бюджета.
Самолет Model 33 имел хорошие взлетно-посадочные характеристики и был легок в пилотировании. Но Армия США потеряла к Air Trooper интерес, а гражданский вариант Little Dipper так и не появился.
Big Dipper имел хорошие характеристики. Планировалось, что самолет станет базой для создания следующего варианта Super Dipper.
P-49 имел большое сходство с P-38, но существенно превосходил его. Этот истребитель большой дальности так и не пошел в серию, поскольку P-51D после оснащения подвесными топливными баками оказался весьма неплохим самолетом сопровождения.
Saturn совершил первый полет 17 июня 1946 года. Проявившиеся вначале проблемы удалось решить путем замены двигателей Continental GR-9A на Wright 744C-7BA-1.
Второй и последний опытный самолет Lockheed R6O Constitution показан здесь в рекламной окраске для ВМС США. Изначально самолет проектировался под требования авиакомпании "Pan American" к вместительному самолету большой дальности, но обе построенные опытные машины эксплуатировались только в 44-й авиатранспортной эскадрилье (VR-44). На двух палубах самолет мог перевозить 168 военнослужащих, максимальная взлетная масса составляла 83 461 кг, однако последующие заказы не последовали - ввиду прекращения разработки ТВД Wright Typhoon.
Constitution имел недостаточно мощную силовую установку, было построено всего два самолета. Разработчиком был предложен и противолодочный вариант, но интереса у ВМС США он не вызвал.
Ожидается, что F-35 Lightning II станет первым созданным по стелс-технологиям боевым самолетом, который поступит в массовое производство. Программа F-35 считается самой дорогостоящей в истории.