Lockheed C-5 Galaxy
Страна: США
Год: 1968


Стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии
Lockheed C-5 Galaxy

  Самолет C-5 Galaxy - основа американской военно-транспортной авиации. Разработка самолета была начата в соответствии с требованиями, обнародованными ВВС США в рамках тендера на создание "тяжелой транспортной системы", CX-HLS (Cargo Experimental - Heavy Logistics System; 1963 год). Требовалось создать военно-транспортный самолет, способный без дозаправки перевозить полезную нагрузку массой до 113400 кг на расстояние не менее 4828 км.
  Самолет Galaxy - это среднеплан с Т-образным хвостовым оперением и силовой установкой с четырьмя двигателями TF39, установленными в мотогондолах, подвешенных под крылом. Шасси - с основными опорами, убирающимися в ниши по бокам фюзеляжа (каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имеет амортизационную стойку, которая может укорачиваться на земле). Основное достоинство C-5 - его грузовая кабина, имеющая специальное погрузо-разгрузочное оборудование и обеспечивающая загрузку и спереди (здесь вверх откидывается носовая часть), и сзади (здесь расположен стандартный грузовой люк).
  Основная задача C-5 - перевозка грузов и техники, хотя он может применяться и для перевозки личного состава (363 человека, включая 73 - на верхней палубе, а 290 - на основной палубе). Первый полет C-5A состоялся 30 июня 1968 года, первый "оперативно готовый" самолет поставлен заказчику 17 декабря 1969 года, а последний - в мае 1973 года.
  Впрочем, через некоторое время - уже во второй половине 1970-х годов - были выявлены проблемы с крылом, отмечалась быстро наступающая усталость конструкции крыла, что вызвало необходимость разработки нового крыла (плюс к тому, программа отличалась перерасходом бюджетных средств). В итоге в 1981-1987 годах 77 из 81 поставленного самолета C-5A прошли переоборудование и получили новое крыло (новый профиль и новый конструкционный материал - коррозионно-стойкий алюминиевый сплав).
  В середине 1980-х годов сборочная линия была вновь открыта - ВВС США потребовалось дополнительное количество стратегических военно-транспортных самолетов. Было построено 50 самолетов, получивших обозначение C-5B и в целом схожих с C-5A, но отличавшихся теми усовершенствованиями, которые были внедрены по опыту эксплуатации самолета.
  
  C-5B также получили усовершенствованную систему автоматического управления полетом и новую систему обнаружения, анализа и регистрации неисправностей MADAR II (MAlfunction Detection and Analysis and Recording no.2). Первый серийный C-5B был поставлен 8 января 1986 года, поставки завершены к апрелю 1989 года.
  Стандартный вариант загрузки самолета - два основных боевых танка M1A1 Abrams, 16 армейских грузовиков (массой по 750 кг), 10 боевых бронированных машин LAV-25, либо один тяжелый транспортный вертолет CH-47 Chinook. Обычно Galaxy занимается грузовыми перевозками, но самолет может выполнять и выброску парашютистов.
  Обозначение C-5C было применено к двум самолетам, модифицированным путем установки стационарной, не подъемной носовой части и усиленной конструкцией грузовой кабины, которые были предназначены для перевозки спутников и другого космического оборудования.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed C-5B Galaxy

  Тип: стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric TF39-GE-1C тягой 191,27 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 919 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м порядка 888-908 км/ч; начальная скороподъемность 525 м/мин; практический потолок с массой 278960 кг - 10 895 м; дальность полета с максимальным запасом топлива - 10411 км, с максимальной полезной нагрузкой - 5526 км
  Масса: пустого 169643 кг; максимальная взлетная 379 657 кг
  Размеры: размах крыла 67,88 м; длина 75,54 м; высота 19,85 м; площадь крыла 575,98 MJ
  Полезная нагрузка: масса груза до 118387 кг
Galaxy стал основой парка военно-транспортной авиации ВС США. На рисунке изображен C-5A.
C-5A Galaxy. Изображен C-5A с маркировкой 436-го авиакрыла (авиабаза Довер, штат Мэриленд), входившего в 21-ю Воздушную армию Военно-транспортного командования ВВС США. Авиакрыло обеспечивало перевозки из восточной части США в Европу. 436-е крыло сыграло важную роль в стратегических операциях в период после окончания холодной войны. На киле нанесены эмблемы эскадрилий 436-го авиакрыла - 9-й и 20-й. C-5 состояли на вооружении трех авиакрыльев.
Первый прототип C-5 в сопровождении самолета Lockheed T-33 в ходе летных испытаний. На время этих испытаний самолет был оснащен измерительной штангой в носовой части.
Снимок сделан 30 августа 1974 года в ходе миссии "Cold Juice I". C-5A из 56-й военно-транспортной эскадрильи дозаправляется от KC-135A 11-й эскадрильи самолетов-заправщиков на маршруте между авиабазами Дувер, штат Делавэр, и Кларк, Филиппины. В дальнейшем 56-я эскадрилья базировалась в Альтусе, штат Оклахома. Экипажи этой эскадрильи выполнили семь полетов в рамках "Cold Juice", в которых C-5A впервые брали топливо в воздухе - их путь пролегал через Тихий океан.
KC-10 способен дозаправлять любой из стоящих на вооружении ВВС США самолетов. На фотографии - во время испытательного полета в ноябре 1980 года Extender передает топливо крупнейшему американскому военно-транспортному самолету C-5A Galaxy.
Важное требование при снабжении войск - способность доставлять крупногабаритные, тяжелые и негабаритные грузы. Этому требованию вполне отвечает C-5, который к тому же имеет систему дозаправки топливом в полете (на снимке - заправка C-5B от танкера KC-10 Extender).
10 сентября 1985г.: первый полет C-5B Galaxy на авиабазе Доббинс, построенного по срочному требованию ВВС США на самолет с дополнительными грузовыми возможностями.
A C-5A takes off. High lift devices on the trailing and leading edges - Fowler flaps and slats - give the Galaxy a respectable field performance despite its weight, which can now go as high as 840.000 lb (381025 kg) for take-off.
Galaxy обеспечивали операции ВС США в Афганистане. На снимке - C-5 из состава 22-й эскадрильи воздушных перевозок выполняет взлет с авиабазы Баграм (ноябрь 2011 года). В 2010 году два C-5M и еще восемь C-5A/B перевезли из Испании в Афганистан более 100 вертолетов американской армейской авиации.
The C-5A Galaxy in its Europe 1 finish in the air over San Francisco
A C-5A keeps company with its smaller predecessor from the Lockheed-Georgia plant at Marietta, the C-141B Starlifter both in the Europe I camouflage now being progressively adopted.
На момент поступления на вооружение американских ВВС самолет C-5 был крупнейшим летательным аппаратом в мире. Самолет уже стоит на вооружении более 40 лет и в своем модернизированном варианте C-5M остается основой стратегической авиации ВВС США.
8 марта 1986г.: фирма "Lockheed" передала ВВС США первый серийный военно-транспортный самолет C-5B Galaxy. C-5B восстановил утраченные позиции военно-транспортной авиации США.
Огромная вместимость и возможность дозаправки в воздухе сделали Galaxy основным тяжелым военно-транспортным самолетом США, способным достигнуть любой точки земного шара. В то же время C-5 не отличается высокой боеготовностью из-за сложного технического обслуживания. Процент пригодных к полетам машин снизился в 1990-е - 2000-е годы. Надежность самолета удалось повысить путем установки системы самотестирования бортового оборудования MADAR II (Malfunction Detection Analysis and Recording). Снимок полностью окрашенного в серый цвет C-5B сделан над Испанией, самолеты Galaxy получили такую окраску в середине 1990-х.
C-5 решали задачу по перевозке вооружений и грузов в рамках первого учения «Bright Star», которое проходило в Египте в 1982 году. Учение «Bright Star» проводилось совместно армиями США и Египта. На снимке - C-5 выполняет посадку на фоне египетского Ми-8.
19 июня 2006г.: через 38 лет после первого полета прототипа самолета C-5 Galaxy на базе Резерва ВВС США Доббинс, штат Джорджия, впервые взлетел модифицированный самолет Lockheed-Martin C-5M, получивший новое БРЭО и более мощные двигатели F138-GE-100.
C-5M - новейший вариант семейства Galaxy с двигателями General Electric CF6-80C2 и новой авионикой. Его первый полет состоялся в 2002 году. Модернизировать по стандарту C-5M решено все оставшиеся C-5B и C-5C, а также часть C-5A. На фотографии - проходящий испытания C-5M с красной штангой с приборно-измерительным оборудованием.
The 18th C-5M Super Galaxy was delivered to Dover Air Force Base, Delaware on April 2, 2014. The aircraft completes the fleet of C-5M Super Galaxies at Dover. The air force plans to put four C-5M Super Galaxies, into backup aircraft inventory where they will remain on charge but will fly infrequently.
C-5M Super Galaxy
Серийный C-5M Super Galaxy выполнил первый полет 19 сентября 2010 года. C-5M - новейший вариант самолета C-5, являющийся результатом двухэтапной программы модернизации, АМР (Avionics Modernization Program) и RERP (Reliability Enhancement and Reengining Program). В 2009 году во время испытаний C-5M в одном полете установили 41 мировой рекорд, в том числе 33 рекорда по массе.
Американская авиационная техника, впервые представленная на МАКСе
Важным этапом стала программа ремоторизации самолетов - модернизированным самолетам присвоили обозначение C-5M Super Galaxy. Самолет оснащается двигателями F138-GE-100, имеющими на 22% большую тягу.
Морские пехотинцы из 2-го легкобронированного разведывательного батальона загружаются в Galaxy на авиабазе Черри-Пойнт, штат Северная Каролина, пункт назначения - база Ховард в Панаме. Военнослужащие КМП США находятся (на ротационной основе) в зоне Панамского канала для его охраны. Galaxy был принят на вооружение Военно-транспортного командования ВВС США, деятельность которого у многих ассоциировалась с войной в Юго-Восточной Азии. После завершения холодной войны американская военно-транспортная авиация широко применялась в гуманитарных операциях.
The C-5A Galaxy in its Europe 1 finish demonstrating the ability to traverse rough terrain. The nose and main gear legs all have a "kneeling" facility to bring the main cabin floor level to truck-bed height.
Снимок сделан в 1970 году, когда началась эксплуатация Galaxy. C-5A демонстрирует свою способность "приседать". Открыты носовой и хвостовой грузовые люки. Самолет комплектовался системой ADS (Aerial Delivery System), предназначенной для сброса грузов с парашютами. Данная система использовалась крайне редко.
A crew chief, pulls a maintenance platform up to a C-5 Galaxy at Ramstein Air Base, Germany. Airmen assigned to the 721st Aircraft Maintenance Squadron marshal aircraft to parking, chock the wheels, hook-up generators, check tyre pressures, refill oil, and refuel the aircraft.
Победив на конкурсе фирму "Pratt & Whitney", "General Electric" получила контракт на двигатели для C-5A. Развивавший тягу 183 кН, ее двигатель TF39-GE-1 был мощнейшим из ТРДД с высокой степенью двухконтурности, установленным на военном самолете.
C-5B перед погрузкой гуманитарной помощи для Индии, авиабаза Андерсон, остров Гуам. На фотографии хорошо видна огромная грузовая кабина самолета. В ходе гуманитарной операции 2001 года C-5 доставляли помощь из США на Гуам в Тихом океане, где ее перегружали на C-17A Globemaster III, чтобы отвезти в пострадавшие от стихийного бедствия районы.
The CH-47Fs were delivered to Australia by a US Air Force C-5 Galaxy. Here Boeing Service Engineering teams prepare one of the CH-47Fs ahead of the delivery flight.
Soldiers from Task Force Destiny and airmen with the 9th Airlift Squadron unload a US Army CH-47F Chinook from a C-5M at Bagram Air Field, Afghanistan on December 26, 2015.
US Marine Corps CH-53E BuNo 161532 from Marine Heavy Helicopter Squadron 463 (HMH-463) ‘Pegasus' being unloaded on April 13, 2015 from 60th Air Mobility Wing C-5M Super Galaxy 85-0010 at RAAF Base Darwin, Northern Territory. The helicopter was one of two from HMH-463 picked up by the C-5M in Hawaii and transported to Australia to support the fourth rotation of the Marine Rotational Force - Darwin (MRF-D) over the next six months. They will be based at Darwin for the duration.
Часть британских вертолетов Chinook и Puma были доставлены в регион Персидского залива морем, часть - военно-транспортными самолетами Lockheed С-5 Galaxy ВВС США. На снимке: погрузка вертолета Puma в С-5 на базе британских ВВС Бриз-Нортон.
Вертолет AH-64 был разработан с учетом быстрого развертывания с переброской либо по воздуху (в частности, на транспортном самолете C-5 Galaxy), либо морем, либо своим ходом. Для дальних перегоночных полетов могут подвешиваться внешние баки.
C-5 создавался в том числе и для перевозки основного боевого танка, подобного этому M-1 Abrams, и десантных вертолетов. Откидывающаяся носовая секция значительно снизила время погрузки и выгрузки.
Топливозаправщик покидает C-5 на авиабазе Довер, штат Делавэр. Самолет прибыл из Сиди-Слиман, где проводились американо-марокканские учения "African Eagle" (проходят раз в два года). C-5 способен перевозить один основной боевой танк M1 "Абрамс" и два бронеавтомобиля M2.
C-17 и C-5 часто используются совместно. 26 января 2001 года в северной части Индии произошло землетрясение. На фотографии: из C-5 выезжает 2,5-тонный грузовик, остров Гуам. Машину загрузят в C-17, который доставит ее в Ахмедабад. Наземное обслуживание самолетов осуществлял личный состав 633-й транспортной эскадрильи, базирующейся в Кадене, Япония.
C-5A выгружает грузы на авиабазе в Саудовской Аравии в ходе операции «Щит пустыни». Самолеты окрашены в камуфляж типа «European One». В ходе операции возникали технические проблемы, вызванные перегревом внутри самолета.
Военнослужащие из 10-й горной дивизии Армии США готовятся к посадке на C-5. Во время начальной фазы операции «Uphold Democracy» в сентябре 1994 года самолеты C-5, C-141 и C-130 перевезли на Гаити тысячи американских военнослужащих.
В рамках плана ООН по мониторингу выборов в Намибии в 1989 году ряд стран предоставили под командование ООН свои воинские контингенты. На фотографии - финские миротворцы прибыли на борту C-5A Galaxy ВВС США.
30 июня 1968г.: самый большой в мире на тот момент самолет с колесным шасси Lockheed C-5A Galaxy впервые взлетел с базы ВВС США Доббинс, штат Джорджия.
На C-5, выкатка которого состоялась 2 марта 1968 года в присутствии президента США Джонсона, компания "Lockheed" возлагала большие надежды, пока проблемы с прочностью и рост стоимости не поставили проект на грань закрытия.
Четыре из первых пяти C-5A на стоянке базы "Lockheed" в Мариетте, Джорджия, в июле 1969 года в период летных испытаний. Пятый самолет проходил совместные с ВВС США испытания на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. В их ходе он установил неофициальный мировой рекорд - максимальная взлетная масса самолета составила 345 636 кг.
Первые пять C-5A успешно проходили испытания в 1968-1969 годах. Наиболее серьезным происшествием, случившимся на этом этапе, стало разрушение колеса шасси при посадке после одного из первых испытательных полетов.
В марте 1970 года пятый C-5A успешно прошел испытания в условиях холодного климата на авиабазе Эйлесон на Аляске. Полеты проводились лишь тогда, когда температура опускалась ниже -7° С.
Lockheed C-5A Galaxy long-range military heavy transport (four General Electric TF39-GE-1 turbofan engines)
Lockheed C-5A Galaxy.
Helping to give the C-5 a rough-field capability, despite its size and weight, is the 28-wheel undercarriage - four nosewheels in line-abreast and four mainwheel bogies, each of which comprises three pairs of wheels in a triangular arrangement.
В первые дни эвакуации использовались самолеты C-5A Galaxy, но после тяжелого летного происшествия полеты этих транспортников пришлось прекратить. Самолеты выполняли посадку на аэродроме Тан Сон Нам.
An impression of the size of the Galaxy is given here as a C-5A takes on fuel from a Boeing KC-135A tanker. Even the larger KC-10A tanker now in service is dwarfed by the Lockheed transport.
First aerial refuelling tests with the USAF/McDonnell Douglas KC-10 hooked up with a C-5, took place near Edwards AFB on October 30, 1980.
The KC-10A, uniquely among existing tanker aircraft, was designed from the start to be able to refuel - without modification and on a single mission, other aircraft using either the flying-boom or probe-and-drogue method. The two systems are seen in use here, with receiving aircraft a C-5A Galaxy.
Minuteman I ICBM leaving hold of C-5A during air-launch trial on 24 October 1974
Only the serial number - 68-0214 - identifies this Galaxy as the test aircraft for the new wing, with which it flew for the first time on 14 August 1980. It has subsequently re-entered service with Military Airlift Command, after flying more than 1,400 hrs in an Operational Test and Evaluation phase.
Re-winged C-5As emerge from the Marietta plant with only the new wing torsion box painted in Europe 1 finish, the whole of the aircraft being repainted later by the Air Force.
One of the first Lockheed C-5A Galaxy transports to receive the Europe 1 finish displays the all-over three-tone camouflage that will also be worn by the new-production C-5Bs.
The first Lockheed C-5B, “City of Dover”, assigned to the 436th US Military Airlift Wing, Dover AFB, recently transported 1,173.400 lb (532 254 kg) of cargo from RAF Sculthorpe to Rhein Main AFB, in 13 sorties over four days.
Модернизированнный транспортный самолет C-5M
A Lockheed C-5A Galaxy of the USAF accepts what is, for it, part of a conventional load
C-5A оказался незаменим в годы вьетнамской войны и в ходе последующих вооруженных конфликтов. На снимке - сотрудники военной полиции наблюдают за погрузкой C-5A на авиабазе Танконнат (Южный Вьетнам, декабрь 1971 года).
25 марта 2015г. военно-транспортный самолет C-5M (борт 86-0020) из 436-го авиатранспортного крыла Воздушных Сил США доставил в Международный аэропорт Борисполь 10 бронированных автомобилей HMMWV (военная версия знаменитого «Хаммера»).
Lockheed C-5A Galaxy.
Stage in the programme to re-wing the entire C-5A fleet are shown here. With outer and inner wing panels literally sawn off, a C-5A fuselage ("cigar") is moved into Building L-10, where the centre section will he removed before installation of the new wing components begins.
Stage in the programme to re-wing the entire C-5A fleet are shown here. The view inside L-10 with three “cigars" in the background for centre section removal and replacement and a fourth C-5A in the fore­ground with new wing mated and leading and trailing-edge "feathers’' being refitted.
Flight testing of the first Lockheed C-5B Galaxy was expected to begin early this month (September 1985) following its roll-out at Marietta, Georgia, on 12 July.
Обломки первого прототипа C-5A (66-8303) на авиабазе Мариэтта, штат Джорджия. Самолет сгорел из-за замыкания в электропроводке. Снимок сделан вскоре после того, как пожар потушили. Аварийность C-5A в целом была невысокой - в 1981 году летало 77 самолетов из 81 построенного. В 1981-м "Lockheed" предложила C-5N (New) как альтернативу C-17A (будущий Globemaster III), только что выигравшему конкурс CX. C-5A внешне не отличается от C-5B, хотя в конструкцию последнего внесена масса изменений на основе длительного опыта эксплуатации Galaxy в ВВС США.
Models of the three proposals made to USAF for its CX heavy lift transport is shown here - from Boeing, McDonnell Douglas and Lockheed (shown). Although selection of a winning design had been set for 1 August, 1981, doubts surrounded the future of the programme as this issue went to press.
C-5B Galaxy. На рисунке представлен C-5B Galaxy из 443-го тренировочного авиакрыла Военно-транспортного командования ВВС США, летавший в конце 1980-х - начале 1990-х годов с авиабазы Альтус, штат Оклахома. В результате реорганизации ВВС США в 1992 году значительное количество C-5 передали в новое Аэромобильное командование (AMC). В 2011-м году на вооружении состояло 111 самолетов C-5. Ведутся работы по модернизации самолетов с целью продления ресурса как минимум на десять лет, в перспективе планируется возможность эксплуатации этих машин до 2030 года. Galaxy остается самым большим самолетом Вооруженных сил США, эти машины, несомненно, будут принимать участие во всех крупных военных и гуманитарных операциях Соединенных Штатов.
C-5B Galaxy
Lockheed C-5B Galaxy
Lockheed C-5 Galaxy
Lockheed C-5A Galaxy four-turbofan military heavy transport aircraft