Lockheed C-5 Galaxy
Страна: США
Год: 1968


Стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из пяти человек
Описание
Фотографии
Lockheed C-5 Galaxy

  Самолет C-5 Galaxy - основа американской военно-транспортной авиации. Разработка самолета была начата в соответствии с требованиями, обнародованными ВВС США в рамках тендера на создание "тяжелой транспортной системы", CX-HLS (Cargo Experimental - Heavy Logistics System; 1963 год). Требовалось создать военно-транспортный самолет, способный без дозаправки перевозить полезную нагрузку массой до 113400 кг на расстояние не менее 4828 км.
  Самолет Galaxy - это среднеплан с Т-образным хвостовым оперением и силовой установкой с четырьмя двигателями TF39, установленными в мотогондолах, подвешенных под крылом. Шасси - с основными опорами, убирающимися в ниши по бокам фюзеляжа (каждая колесная тележка шасси для облегчения погрузки и разгрузки имеет амортизационную стойку, которая может укорачиваться на земле). Основное достоинство C-5 - его грузовая кабина, имеющая специальное погрузо-разгрузочное оборудование и обеспечивающая загрузку и спереди (здесь вверх откидывается носовая часть), и сзади (здесь расположен стандартный грузовой люк).
  Основная задача C-5 - перевозка грузов и техники, хотя он может применяться и для перевозки личного состава (363 человека, включая 73 - на верхней палубе, а 290 - на основной палубе). Первый полет C-5A состоялся 30 июня 1968 года, первый "оперативно готовый" самолет поставлен заказчику 17 декабря 1969 года, а последний - в мае 1973 года.
  Впрочем, через некоторое время - уже во второй половине 1970-х годов - были выявлены проблемы с крылом, отмечалась быстро наступающая усталость конструкции крыла, что вызвало необходимость разработки нового крыла (плюс к тому, программа отличалась перерасходом бюджетных средств). В итоге в 1981-1987 годах 77 из 81 поставленного самолета C-5A прошли переоборудование и получили новое крыло (новый профиль и новый конструкционный материал - коррозионно-стойкий алюминиевый сплав).
  В середине 1980-х годов сборочная линия была вновь открыта - ВВС США потребовалось дополнительное количество стратегических военно-транспортных самолетов. Было построено 50 самолетов, получивших обозначение C-5B и в целом схожих с C-5A, но отличавшихся теми усовершенствованиями, которые были внедрены по опыту эксплуатации самолета.
  
  C-5B также получили усовершенствованную систему автоматического управления полетом и новую систему обнаружения, анализа и регистрации неисправностей MADAR II (MAlfunction Detection and Analysis and Recording no.2). Первый серийный C-5B был поставлен 8 января 1986 года, поставки завершены к апрелю 1989 года.
  Стандартный вариант загрузки самолета - два основных боевых танка M1A1 Abrams, 16 армейских грузовиков (массой по 750 кг), 10 боевых бронированных машин LAV-25, либо один тяжелый транспортный вертолет CH-47 Chinook. Обычно Galaxy занимается грузовыми перевозками, но самолет может выполнять и выброску парашютистов.
  Обозначение C-5C было применено к двум самолетам, модифицированным путем установки стационарной, не подъемной носовой части и усиленной конструкцией грузовой кабины, которые были предназначены для перевозки спутников и другого космического оборудования.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed C-5B Galaxy

  Тип: стратегический военно-транспортный самолет с экипажем из пяти человек
  Силовая установка: четыре ТРДД General Electric TF39-GE-1C тягой 191,27 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 7620 м - 919 км/ч; крейсерская скорость на высоте 7620 м порядка 888-908 км/ч; начальная скороподъемность 525 м/мин; практический потолок с массой 278960 кг - 10 895 м; дальность полета с максимальным запасом топлива - 10411 км, с максимальной полезной нагрузкой - 5526 км
  Масса: пустого 169643 кг; максимальная взлетная 379 657 кг
  Размеры: размах крыла 67,88 м; длина 75,54 м; высота 19,85 м; площадь крыла 575,98 MJ
  Полезная нагрузка: масса груза до 118387 кг
Galaxy стал основой парка военно-транспортной авиации ВС США. На рисунке изображен C-5A.
C-5A Galaxy. Изображен C-5A с маркировкой 436-го авиакрыла (авиабаза Довер, штат Мэриленд), входившего в 21-ю Воздушную армию Военно-транспортного командования ВВС США. Авиакрыло обеспечивало перевозки из восточной части США в Европу. 436-е крыло сыграло важную роль в стратегических операциях в период после окончания холодной войны. На киле нанесены эмблемы эскадрилий 436-го авиакрыла - 9-й и 20-й. C-5 состояли на вооружении трех авиакрыльев.
Первый прототип C-5 в сопровождении самолета Lockheed T-33 в ходе летных испытаний. На время этих испытаний самолет был оснащен измерительной штангой в носовой части.
Снимок сделан 30 августа 1974 года в ходе миссии "Cold Juice I". C-5A из 56-й военно-транспортной эскадрильи дозаправляется от KC-135A 11-й эскадрильи самолетов-заправщиков на маршруте между авиабазами Дувер, штат Делавэр, и Кларк, Филиппины. В дальнейшем 56-я эскадрилья базировалась в Альтусе, штат Оклахома. Экипажи этой эскадрильи выполнили семь полетов в рамках "Cold Juice", в которых C-5A впервые брали топливо в воздухе - их путь пролегал через Тихий океан.
KC-10 способен дозаправлять любой из стоящих на вооружении ВВС США самолетов. На фотографии - во время испытательного полета в ноябре 1980 года Extender передает топливо крупнейшему американскому военно-транспортному самолету C-5A Galaxy.
Важное требование при снабжении войск - способность доставлять крупногабаритные, тяжелые и негабаритные грузы. Этому требованию вполне отвечает C-5, который к тому же имеет систему дозаправки топливом в полете (на снимке - заправка C-5B от танкера KC-10 Extender).
10 сентября 1985г.: первый полет C-5B Galaxy на авиабазе Доббинс, построенного по срочному требованию ВВС США на самолет с дополнительными грузовыми возможностями.
A C-5A takes off. High lift devices on the trailing and leading edges - Fowler flaps and slats - give the Galaxy a respectable field performance despite its weight, which can now go as high as 840.000 lb (381025 kg) for take-off.
Galaxy обеспечивали операции ВС США в Афганистане. На снимке - C-5 из состава 22-й эскадрильи воздушных перевозок выполняет взлет с авиабазы Баграм (ноябрь 2011 года). В 2010 году два C-5M и еще восемь C-5A/B перевезли из Испании в Афганистан более 100 вертолетов американской армейской авиации.
The C-5A Galaxy in its Europe 1 finish in the air over San Francisco
A C-5A keeps company with its smaller predecessor from the Lockheed-Georgia plant at Marietta, the C-141B Starlifter both in the Europe I camouflage now being progressively adopted.
На момент поступления на вооружение американских ВВС самолет C-5 был крупнейшим летательным аппаратом в мире. Самолет уже стоит на вооружении более 40 лет и в своем модернизированном варианте C-5M остается основой стратегической авиации ВВС США.
8 марта 1986г.: фирма "Lockheed" передала ВВС США первый серийный военно-транспортный самолет C-5B Galaxy. C-5B восстановил утраченные позиции военно-транспортной авиации США.
Огромная вместимость и возможность дозаправки в воздухе сделали Galaxy основным тяжелым военно-транспортным самолетом США, способным достигнуть любой точки земного шара. В то же время C-5 не отличается высокой боеготовностью из-за сложного технического обслуживания. Процент пригодных к полетам машин снизился в 1990-е - 2000-е годы. Надежность самолета удалось повысить путем установки системы самотестирования бортового оборудования MADAR II (Malfunction Detection Analysis and Recording). Снимок полностью окрашенного в серый цвет C-5B сделан над Испанией, самолеты Galaxy получили такую окраску в середине 1990-х.
C-5 решали задачу по перевозке вооружений и грузов в рамках первого учения «Bright Star», которое проходило в Египте в 1982 году. Учение «Bright Star» проводилось совместно армиями США и Египта. На снимке - C-5 выполняет посадку на фоне египетского Ми-8.
19 июня 2006г.: через 38 лет после первого полета прототипа самолета C-5 Galaxy на базе Резерва ВВС США Доббинс, штат Джорджия, впервые взлетел модифицированный самолет Lockheed-Martin C-5M, получивший новое БРЭО и более мощные двигатели F138-GE-100.
C-5M - новейший вариант семейства Galaxy с двигателями General Electric CF6-80C2 и новой авионикой. Его первый полет состоялся в 2002 году. Модернизировать по стандарту C-5M решено все оставшиеся C-5B и C-5C, а также часть C-5A. На фотографии - проходящий испытания C-5M с красной штангой с приборно-измерительным оборудованием.
The 18th C-5M Super Galaxy was delivered to Dover Air Force Base, Delaware on April 2, 2014. The aircraft completes the fleet of C-5M Super Galaxies at Dover. The air force plans to put four C-5M Super Galaxies, into backup aircraft inventory where they will remain on charge but will fly infrequently.
C-5M Super Galaxy
Серийный C-5M Super Galaxy выполнил первый полет 19 сентября 2010 года. C-5M - новейший вариант самолета C-5, являющийся результатом двухэтапной программы модернизации, АМР (Avionics Modernization Program) и RERP (Reliability Enhancement and Reengining Program). В 2009 году во время испытаний C-5M в одном полете установили 41 мировой рекорд, в том числе 33 рекорда по массе.
Американская авиационная техника, впервые представленная на МАКСе
Важным этапом стала программа ремоторизации самолетов - модернизированным самолетам присвоили обозначение C-5M Super Galaxy. Самолет оснащается двигателями F138-GE-100, имеющими на 22% большую тягу.
Морские пехотинцы из 2-го легкобронированного разведывательного батальона загружаются в Galaxy на авиабазе Черри-Пойнт, штат Северная Каролина, пункт назначения - база Ховард в Панаме. Военнослужащие КМП США находятся (на ротационной основе) в зоне Панамского канала для его охраны. Galaxy был принят на вооружение Военно-транспортного командования ВВС США, деятельность которого у многих ассоциировалась с войной в Юго-Восточной Азии. После завершения холодной войны американская военно-транспортная авиация широко применялась в гуманитарных операциях.
The C-5A Galaxy in its Europe 1 finish demonstrating the ability to traverse rough terrain. The nose and main gear legs all have a "kneeling" facility to bring the main cabin floor level to truck-bed height.
Снимок сделан в 1970 году, когда началась эксплуатация Galaxy. C-5A демонстрирует свою способность "приседать". Открыты носовой и хвостовой грузовые люки. Самолет комплектовался системой ADS (Aerial Delivery System), предназначенной для сброса грузов с парашютами. Данная система использовалась крайне редко.
Победив на конкурсе фирму "Pratt & Whitney", "General Electric" получила контракт на двигатели для C-5A. Развивавший тягу 183 кН, ее двигатель TF39-GE-1 был мощнейшим из ТРДД с высокой степенью двухконтурности, установленным на военном самолете.
C-5B перед погрузкой гуманитарной помощи для Индии, авиабаза Андерсон, остров Гуам. На фотографии хорошо видна огромная грузовая кабина самолета. В ходе гуманитарной операции 2001 года C-5 доставляли помощь из США на Гуам в Тихом океане, где ее перегружали на C-17A Globemaster III, чтобы отвезти в пострадавшие от стихийного бедствия районы.
US Marine Corps CH-53E BuNo 161532 from Marine Heavy Helicopter Squadron 463 (HMH-463) ‘Pegasus' being unloaded on April 13, 2015 from 60th Air Mobility Wing C-5M Super Galaxy 85-0010 at RAAF Base Darwin, Northern Territory. The helicopter was one of two from HMH-463 picked up by the C-5M in Hawaii and transported to Australia to support the fourth rotation of the Marine Rotational Force - Darwin (MRF-D) over the next six months. They will be based at Darwin for the duration.
Часть британских вертолетов Chinook и Puma были доставлены в регион Персидского залива морем, часть - военно-транспортными самолетами Lockheed С-5 Galaxy ВВС США. На снимке: погрузка вертолета Puma в С-5 на базе британских ВВС Бриз-Нортон.
Вертолет AH-64 был разработан с учетом быстрого развертывания с переброской либо по воздуху (в частности, на транспортном самолете C-5 Galaxy), либо морем, либо своим ходом. Для дальних перегоночных полетов могут подвешиваться внешние баки.
C-5 создавался в том числе и для перевозки основного боевого танка, подобного этому M-1 Abrams, и десантных вертолетов. Откидывающаяся носовая секция значительно снизила время погрузки и выгрузки.
Топливозаправщик покидает C-5 на авиабазе Довер, штат Делавэр. Самолет прибыл из Сиди-Слиман, где проводились американо-марокканские учения "African Eagle" (проходят раз в два года). C-5 способен перевозить один основной боевой танк M1 "Абрамс" и два бронеавтомобиля M2.
C-17 и C-5 часто используются совместно. 26 января 2001 года в северной части Индии произошло землетрясение. На фотографии: из C-5 выезжает 2,5-тонный грузовик, остров Гуам. Машину загрузят в C-17, который доставит ее в Ахмедабад. Наземное обслуживание самолетов осуществлял личный состав 633-й транспортной эскадрильи, базирующейся в Кадене, Япония.
C-5A выгружает грузы на авиабазе в Саудовской Аравии в ходе операции «Щит пустыни». Самолеты окрашены в камуфляж типа «European One». В ходе операции возникали технические проблемы, вызванные перегревом внутри самолета.
Военнослужащие из 10-й горной дивизии Армии США готовятся к посадке на C-5. Во время начальной фазы операции «Uphold Democracy» в сентябре 1994 года самолеты C-5, C-141 и C-130 перевезли на Гаити тысячи американских военнослужащих.
В рамках плана ООН по мониторингу выборов в Намибии в 1989 году ряд стран предоставили под командование ООН свои воинские контингенты. На фотографии - финские миротворцы прибыли на борту C-5A Galaxy ВВС США.
30 июня 1968г.: самый большой в мире на тот момент самолет с колесным шасси Lockheed C-5A Galaxy впервые взлетел с базы ВВС США Доббинс, штат Джорджия.
На C-5, выкатка которого состоялась 2 марта 1968 года в присутствии президента США Джонсона, компания "Lockheed" возлагала большие надежды, пока проблемы с прочностью и рост стоимости не поставили проект на грань закрытия.
Четыре из первых пяти C-5A на стоянке базы "Lockheed" в Мариетте, Джорджия, в июле 1969 года в период летных испытаний. Пятый самолет проходил совместные с ВВС США испытания на авиабазе Эдвардс в Калифорнии. В их ходе он установил неофициальный мировой рекорд - максимальная взлетная масса самолета составила 345 636 кг.
Первые пять C-5A успешно проходили испытания в 1968-1969 годах. Наиболее серьезным происшествием, случившимся на этом этапе, стало разрушение колеса шасси при посадке после одного из первых испытательных полетов.
В марте 1970 года пятый C-5A успешно прошел испытания в условиях холодного климата на авиабазе Эйлесон на Аляске. Полеты проводились лишь тогда, когда температура опускалась ниже -7° С.
Lockheed C-5A Galaxy long-range military heavy transport (four General Electric TF39-GE-1 turbofan engines)
Helping to give the C-5 a rough-field capability, despite its size and weight, is the 28-wheel undercarriage - four nosewheels in line-abreast and four mainwheel bogies, each of which comprises three pairs of wheels in a triangular arrangement.
В первые дни эвакуации использовались самолеты C-5A Galaxy, но после тяжелого летного происшествия полеты этих транспортников пришлось прекратить. Самолеты выполняли посадку на аэродроме Тан Сон Нам.
An impression of the size of the Galaxy is given here as a C-5A takes on fuel from a Boeing KC-135A tanker. Even the larger KC-10A tanker now in service is dwarfed by the Lockheed transport.
First aerial refuelling tests with the USAF/McDonnell Douglas KC-10 hooked up with a C-5, took place near Edwards AFB on October 30, 1980.
Minuteman I ICBM leaving hold of C-5A during air-launch trial on 24 October 1974
Only the serial number - 68-0214 - identifies this Galaxy as the test aircraft for the new wing, with which it flew for the first time on 14 August 1980. It has subsequently re-entered service with Military Airlift Command, after flying more than 1,400 hrs in an Operational Test and Evaluation phase.
Re-winged C-5As emerge from the Marietta plant with only the new wing torsion box painted in Europe 1 finish, the whole of the aircraft being repainted later by the Air Force.
One of the first Lockheed C-5A Galaxy transports to receive the Europe 1 finish displays the all-over three-tone camouflage that will also be worn by the new-production C-5Bs.
Модернизированнный транспортный самолет C-5M
A Lockheed C-5A Galaxy of the USAF accepts what is, for it, part of a conventional load
C-5A оказался незаменим в годы вьетнамской войны и в ходе последующих вооруженных конфликтов. На снимке - сотрудники военной полиции наблюдают за погрузкой C-5A на авиабазе Танконнат (Южный Вьетнам, декабрь 1971 года).
25 марта 2015г. военно-транспортный самолет C-5M (борт 86-0020) из 436-го авиатранспортного крыла Воздушных Сил США доставил в Международный аэропорт Борисполь 10 бронированных автомобилей HMMWV (военная версия знаменитого «Хаммера»).
Stage in the programme to re-wing the entire C-5A fleet are shown here. With outer and inner wing panels literally sawn off, a C-5A fuselage ("cigar") is moved into Building L-10, where the centre section will he removed before installation of the new wing components begins.
Stage in the programme to re-wing the entire C-5A fleet are shown here. The view inside L-10 with three “cigars" in the background for centre section removal and replacement and a fourth C-5A in the fore­ground with new wing mated and leading and trailing-edge "feathers’' being refitted.
Flight testing of the first Lockheed C-5B Galaxy was expected to begin early this month (September 1985) following its roll-out at Marietta, Georgia, on 12 July.
Обломки первого прототипа C-5A (66-8303) на авиабазе Мариэтта, штат Джорджия. Самолет сгорел из-за замыкания в электропроводке. Снимок сделан вскоре после того, как пожар потушили. Аварийность C-5A в целом была невысокой - в 1981 году летало 77 самолетов из 81 построенного. В 1981-м "Lockheed" предложила C-5N (New) как альтернативу C-17A (будущий Globemaster III), только что выигравшему конкурс CX. C-5A внешне не отличается от C-5B, хотя в конструкцию последнего внесена масса изменений на основе длительного опыта эксплуатации Galaxy в ВВС США.
Models of the three proposals made to USAF for its CX heavy lift transport is shown here - from Boeing, McDonnell Douglas and Lockheed (shown). Although selection of a winning design had been set for 1 August, 1981, doubts surrounded the future of the programme as this issue went to press.
C-5B Galaxy. На рисунке представлен C-5B Galaxy из 443-го тренировочного авиакрыла Военно-транспортного командования ВВС США, летавший в конце 1980-х - начале 1990-х годов с авиабазы Альтус, штат Оклахома. В результате реорганизации ВВС США в 1992 году значительное количество C-5 передали в новое Аэромобильное командование (AMC). В 2011-м году на вооружении состояло 111 самолетов C-5. Ведутся работы по модернизации самолетов с целью продления ресурса как минимум на десять лет, в перспективе планируется возможность эксплуатации этих машин до 2030 года. Galaxy остается самым большим самолетом Вооруженных сил США, эти машины, несомненно, будут принимать участие во всех крупных военных и гуманитарных операциях Соединенных Штатов.
C-5B Galaxy
Lockheed C-5B Galaxy
Lockheed C-5 Galaxy
Lockheed C-5A Galaxy four-turbofan military heavy transport aircraft