Мировая Авиация 70
-
GAU-8 Avenger. Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов (на фото - стрельба из пушки) является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A.
Тактика времен холодной войны диктовала использование пушки GAU-8, в первую очередь, для поражения советских зенитно-артиллерийских установок, прежде всего - ЗСУ-23-4 "Шилка". Шквальный огонь "Шилок" мог уничтожить в полете даже ракету Maverick. Сквозь него могли пролететь разве что 30-мм снаряды системы Avenger.
"Главным калибром" штурмовика A-10A являются УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, предназначенные для уничтожения точечных целей. Ракеты используются в двух вариантах, отличающихся друг от друга системами наведения: инфракрасной (на снимке) и телевизионной.
Универсальность A-10. A-10A, способный нести большую часть арсенала неуправляемого (и значительную часть управляемого) вооружения ВВС США, действует в передовых эшелонах американской авиации на протяжении трех десятилетий. На снимке: самолет из 75-й эскадрильи, его боевая нагрузка типична для эпохи холодной войны: УР "воздух-поверхность" AGM-65, бомбы Mk 82, УР "воздух-воздух" AIM-9 и контейнер с аппаратурой РЭБ. Голубая маркировка на ракетах Maverick и бомбах означает, что они снабжены инертными (учебными) боевыми частями. Несмотря на множество фотографий штурмовиков A-10A, увешанных бомбами и ракетами, необходимость обеспечения высокой маневренности в реальных боевых действиях заставляла серьезно ограничивать массу боевой нагрузки, а особенно - в условиях жары и высокогорья Афганистана.
GAU-8 Avenger. Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов (на фото - блок стволов) является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A.
Для самообороны на штурмовик обычно подвешивают контейнер РЭБ ALQ-131/184 (на один из внешних пилонов) и две УР "воздух-воздух" AIM-9L (на противоположный пилон). УР Sidewinder штурмовики в боевой обстановке не использовали еще ни разу, хотя летчики A-10A сбили несколько самолетов в воздушных боях из пушек GAU-8.
Стандартным вооружением самолета передового авианаводчика OA-10 служат блоки НАР LAU-68. Каждый блок снаряжается семью ракетами, предназначенными для маркировки целей. Ракеты снабжены двигателями Mk 66 и головными частями, начиненными белым фосфором. Такие ракеты широко применяются в Афганистане.
Восьмиствольная пушка GAU-8 калибра 30 мм с вращающимся блоком стволов является частью системы А/А 49E-6 штурмовика A-10A. Масса системы 1905 кг, включая магазин барабанного типа на 1174 снаряда (на фото). В боекомплект пушки входят снаряды разного типа, но обычно магазин снаряжают так, что на каждые пять бронебойно-зажигательных снарядов PGU-14 массой 0,75 кг приходится один 0,68-кг фугасно-зажигательный снаряд PGU-13. Начальная скорость полета снаряда PGU-14 с сердечником из обедненного урана составляет 988 м/с. Снаряд способен вывести из строя танк на дистанциях до 6600 м. Система Avenger имеет скорострельность 2100 (нормальная) или 4200 выстрелов в минуту. Снаряды в магазине размещены радиально, параллельно продольной оси магазина.
Для снаряжения магазина на аэродроме используется особое приспособление (на снимке), позволяющее одновременно удалять из магазина стреляные гильзы и подавать в него снаряды, снаряжение магазина в полном объеме занимает всего 13 мин.
9 ноября 1978г.: впервые взлетел СВВП McDD YAV-8B Advanced Harrier (158394) с повышенной массой полезной нагрузки и увеличенным радиусом действия.
Летом 2007 года возобновились полеты самолетов Дальней авиации на патрулирование. Первый такой полет был выполнен 17 августа 2007 года, причем одновременно в воздухе находилось 20 самолетов Дальней авиации, а их действия носили скоординированный характер. Помимо стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС к выполнению учений по патрулированию в тот день привлекались дальние бомбардировщики Ту-22М3 и самолеты-заправщики Ил-78. Обычные полеты на воздушное патрулирование выполняются парой ракетоносцев два - три раза в месяц. На снимке: истребитель F-15C из 12-й эскадрильи ВВС США, дислоцированной на авиабазе Элмендорф, сопровождает Ту-95МС "Моздок" из 182-го ТВАП. Снимок сделан у берегов Аляски 28 сентября 2007 года. 182-й полк в течение долгого времени базировался в Моздоке.
F-15 был предназначен для защиты США от советских стратегических бомбардировщиков. Этот F-15C сопровождает самолет Ту-95МС "Моздок" возле Аляски в сентябре 1996 (???) года. Такие же истребители сбивали иракские МиГ-29 в 1991 году, они же были первыми самолетами, оснащенными РЛС AN/APC-63(V)2 AESA.
Harking back to the days of the Cold War, Russian Air Force/37th Air Army Tupolev Tu-95MS Bear-H '02 Red' Mozdokis seen 15 miles (24km) off the west coast of Alaska on September 28, 2006 in formation with USAF/3rd Wing/12th Fighter Squadron F-15C 85-0104 'AK' from Elmendorf Air Force Base, Alaska. The aircraft is one of at least eleven of the type now named after Russian cities, each with the relevant coat of arms under the cockpit. The Bear was participating in an annual Russian Air Force exercise and although it did not penetrate US or Canadian airspace, North American Aerospace Defence Command (NORAD) took the opportunity to use its presence for a practice interception by USAF F-15s and Canadian Forces Hornets.
7 августа 1978г.: первый серийный F-16 для ВВС США (78-0001) выполнил первый полет в Форт-Уорте, официальная передача истребителя заказчику состоялась через 10 дней.
18 ноября 1978г.: первый полет выполнил прототип палубного истребителя-бомбардировщика McDonnell Douglas F/A-18 Hornet (160775).
В регион Персидского залива были переброшены самолеты-заправщики ВВС Великобритании трех типов. На снимке: Handley Page Victor K.Mk 2 из 55-й эскадрильи. Танкеры Victor выполняли дозаправку британских ударных самолетов Tornado и Jaguar (на фото), а также самолетов авиации ВМС США.
Практически все заправщики KC-135A, E, Q и R (на снимке) Стратегического авиационного командования и резерва ВВС США и авиации Национальной гвардии, всего более 630 самолетов, были переброшены в регион Персидского залива и привлекались к непосредственному обеспечению боевых действий.
10 марта 1978г.: на авиабазе Истр выполнил первый полет под управлением Жана Курье прототип истребителя Mirage 2000, самолет достиг скорости М=1,3.
Вместе с вертолетами вооруженных сил США работали вертолеты S-70A-1 ВВС Саудовской Аравии, которые использовались для перевозок людей и небольших грузов. На заднем плане - два вертолета Puma вооруженных сил Франции.
28 июня 1978г.: первый из заказанной партии в 71 самолет Super Etendard передан авиации ВМС Франции. Первой на новый тип в сентябре начала перевооружение 11-я флотилия, первый выход в море на авианосце ее самолеты выполнили 4 декабря.
Ту-95МС и Ту-160 выставлены на аэродроме для демонстрации западным инспекторам по контролю стратегических наступательных вооружений, снимок сделан вскоре после окончания холодной войны. Согласно условиям договора ОСВ-2, боевая нагрузка стратегического ракетоносца Ту-95МС сокращенна с 16 крылатых ракет Х-55 до шести (только на внутренней подвеске), при этом подкрыльевые пилоны с самолетов Ту-95МС-16 пришлось демонтировать. Принятие на вооружение новых крылатых ракет Х-101 привело к тому, что подкрыльевые пилоны на самолеты стали опять устанавливать, хотя теперь на внешней подвеске самолет несет не 10, а восемь ракет.
Модификация Ту-95МС стала новой страницей в истории самолета. Многие считают Ту-95 "древней" машиной эпохи 1950-1960-х годов, однако Ту-95МС входит в число самых "молодых" самолетов ВВС России - все они построены во второй половине 1980-х - начале 1990-х годов. Ракетоносцы Ту-95МС составляют основы боевой мощи Дальней авиации России. Ту-95МС пришли на смену ракетоносцам Ту-95К-22, известным в войсках как "Кама".
НК-12 является самым мощным турбовинтовым двигателем в истории авиации. На Ту-95МС установлено четыре ТВД НК-12МП мощностью по 15 000 л. с. Каждый двигатель оснащен четырехлопастным соосным винтом АВ-60К.
Одними из первых на перехват Ту-95МС выходили истребители F-15 из состава базировавшегося на Аляске 21-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США. Именно они "добыли" первые фотографии этих стратегических ракетоносцев.
В хвостовой части фюзеляжа первых Ту-95МС стояли две 23-мм пушки АМ-23, впоследствии замененные двумя двуствольными 23-мм пушками ГШ-23. Огонь из пушек ведет бортстрелок, размещенный в отдельной кабине. Для прицеливания пушек используется РЛС ПРС-4 "Криптон". В состав бортового комплекса обороны входят приемник предупреждения об электромагнитном облучении, устройства предупреждения о пусках ракет, устройства постановки активных и пассивных помех в ИК- и радиодиапазоне.
Главным (и, как правило, единственным) наступательным вооружением Ту-95МС являются крылатые ракеты Х-55, разработанные МКБ "Радуга". Небольшая дозвуковая ракета оснащена раскрываемыми в полете крылом и стабилизатором. Турбореактивный двигатель Р95-300 выпускается также после отделения ракеты от носителя. Ракета оснащена ядерной головной частью мощностью 200 кт. Вариант Х-55СМ с накладными конформными топливными баками имеет дальность 2000 км, исходный вариант Х-55 - 1500 км.
Разработка авиационного носителя крылатых ракет велась в СССР практически параллельно с разработкой в США аналогичной системы из самолета B-52 и ракеты AGM-86, в США в качестве носителя крылатых ракет рассматривался также бомбардировщик B-1. Проектирование Ту-95МС заняло сравнительно немного времени, к сентябрю 1990 года самолеты данного типа уже находились на вооружении строевых полков. Всего построили 84 самолета, которые после распада СССР отошли России и Украине. Для них были сделаны 672 крылатые ракеты Х-55. Для тренировок экипажей Ту-95МС, в целях сохранения ресурса боевых машин, на вооружении ВВС в течение некоторого времени сохранялись бомбардировщики Ту-95М, ракетоносцы Ту-95К и учебно-тренировочные Ту-95У.
Кабина Ту-95МС существенно отличается от кабины Ту-95 более ранних вариантов. Носовая часть фюзеляжа Ту-95МС приобрела менее обтекаемые формы в сравнении с носовой частью фюзеляжа Ту-95К, отчего несколько снизилась крейсерская скорость, и возрос удельный расход топлива. В носовой кабине размещен почти весь экипаж, исключая бортстрелка: командир корабля, второй пилот, радист, бортинженер и два штурмана. Все члены экипажа, кроме летчиков, размещены в передней кабине лицом к хвостовой части.
Ту-95МСМ. Если Ту-160 является самым мощным стратегическим самолетом российской Дальней авиации, то Ту-95МС остается наиболее многочисленным. Изображенный на рисунке ракетоносец назван в честь города Тамбова, известного своим авиационным училищем, которое на протяжении десятилетий готовило летчиков бомбардировочной авиации. "Борт 23" показан в варианте носителя крылатых ракет Х-101, подвешиваемых на четыре подкрыльевых пилона. В апреле 2009 года этот самолет передали Воронежскому военному авиационно-инженерному институту для использования в качестве пособия в процессе обучения. Ранее он состоял на вооружении размещенного в Дягилеве (Рязань) 43-го Центра боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации. Помимо Ту-95МС на вооружении Центра состоят дальние бомбардировщики Ту-22М3, учебные самолеты Ту-134УБЛ и транспортные Ан-26. В Дягилеве также базируется 203-й отдельный гвардейский Орловский авиационный полк, вооруженный авиатанкерами Ил-78 и Ил-78М. Самолеты-заправщики регулярно производят дозаправку в воздухе стратегических ракетоносцев Ту-160 и Ту-95МС.
Ту-95МСМ
20 августа 1978г.: первый полет под управлением летчика-испытателя Джона Фарли на заводском аэродроме в Дансфолде выполнил первый СВВП British Aerospace Sea Harrier FRS. Mk 1 (XZ450). Снимок самолета сделан позже, во время проведения испытаний на авианесущем крейсере.
Впервые США мобилизовали авиацию гражданского резерва, CRAF. Самолеты 16 авиакомпаний перевезли в регион больше людей, чем все военно-транспортные самолеты. На снимке: мобилизованный Boeing 747-200 авиакомпании "TowerAir".
"Bombardier" добилась большого успеха на рынке с самолетом CRJ200. С ростом стоимости авиационного топлива CRJ 200 стали позиционировать как региональный авиалайнер в категории 70-100-местных самолетов.
3 сентября 2008г.: самолет NextGen, прототип Bombardier CRJ1000, успешно выполнил первый полет в Мирабеле, Квебек, Канада. После окончания первого этапа испытаний прототип перелетел в Летно-испытательный центр "Bombardier" в Уичита, штат Канзас, США, для проведения программы эксплуатационных тестов.
В первом полете продолжительностью 3ч 25 мин CRJ 1000 показал управляемость, сопоставимую с управляемостью самолета CRJ 900. Переучивание пилотов с CRJ 900 на CRJ 1000 сложностей не вызывает.
Значение C-130 на протяжении всего конфликта сложно переоценить. Представитель Военно-транспортного командования полковник Джонсон заявил: "Их экипажи сохранили нам день после начала сухопутной фазы операции. Самая ужасная
за последние 15 лет погода превратила пустыню в болото. Армейские автоколонны увязли в грязи, тогда снабжение наших сил в глубине территории противника стали осуществлять C-130, сбросив на парашютах тонны грузов, включая боеприпасы. Без этих самолетов мы не смогли бы одержать победу всего через 100 часов после начала сухопутной фазы операции".
Грузы, доставленные на театр военных действий, развозили по фронту самолеты C-130, выполнявшие регулярные рейсы между авиабазами региона.
В рамках международной кооперации Египет предоставил самолеты Lockheed C-130H. Размеры театра военных действий при наличии большого количества аэродромов стимулировали воздушные перевозки. Всего за время войны военно-транспортная авиация выполнила примерно половину всех самолетовылетов.
Морская пехота США всегда находится в авангарде, будь то действия на суше или проведение десантных операций. Для быстрой переброски людей и грузов она использует вертолеты Sikorsky CH-53 (на снимке CH-53D).
Классический Beech 18 стал первым удачным коммерческим легким двухмоторным самолетом. На снимке: Model E18S с увеличенной высотой салона и срезанными законцовками крыла.
Конверсии Model 18. Вездесущий "Twin Beech" послужил основой для многочисленных конверсий, среди которых Pacific Airmotive PacAeroTradewind (на фото) с моторами Pratt & Whitney Wasp Jnr, трехопорным шасси с носовой опорой и однокилевым стреловидным вертикальным оперением вместо привычного двухкилевого.
Известно несколько моделей Hamilton Westwind (на фото) с турбовинтовыми двигателями Pratt & Whitney Canada PT6A-27/278/34, или Garrett AiResearch TPE331, или Lycoming LTP-101, а также удлиненным фюзеляжем на 17 человек
Данный аппарат Model D18S прошел модернизацию на фирме "Boeing" в конце 1940-х годов в вариант ночного маловысотного разведчика. В носовой части фюзеляжа смонтированы низкоуровневая телевизионная система и аэрофотоаппарат KA-45.
Установленное на варианте Model Н18 шасси с носовой опорой конструкции фирмы "Volpar" повысило безопасность эксплуатации самолета, особенно при сильном боковом ветре, в то время как самолеты с хвостовой опорой в таких условиях отличались тенденцией к развороту.
Beech Super Н18 стал последним серийным вариантом в семействе. Самолет рассчитан на перевозку 6-10 пассажиров, предусмотрена возможность установки как шасси с носовой, так и с хвостовой опорой. На снимке: самолет в стандартной конфигурации и конверсия фирмы "Volpar" (на переднем плане) с двумя ТВД Garrett AiResearch TPE331.
Другие конверсии - VolparTurbo 18 (на фото) и Turboliner, оба варианта имеют шасси с носовой опорой, турбовинтовые двигатели TPE331 и усиленный фюзеляж. 17-местный Turboliner выполнил первый полет 12 апреля 1967 года.
Вероятно, самой радикальной конверсией стал Dumod Liner (на фото). Данный вариант отличается удлиненным фюзеляжем (на 15 человек) и установленным для улучшения путевой устойчивости третьим килем. Модернизацией самолетов Model 18 также занимались фирмы "AirlinesTrading Inc.", "American Turbine Aircraft Corp.", "Dee Howard Co.", "Rausch", "Remmert-Werner" и "SFERMA".
Часть британских вертолетов Chinook и Puma были доставлены в регион Персидского залива морем, часть - военно-транспортными самолетами Lockheed С-5 Galaxy ВВС США. На снимке: погрузка вертолета Puma в С-5 на базе британских ВВС Бриз-Нортон.
Компания "Rocky Mountain Helicopter of Ohio" является давней поклонницей вертолетов фирмы "Aerospatiale". Она закупала вертолеты Lama, Alouette III, Ecureuil, AStar, TwinStar и Puma. Данный вертолет SA 330J применялся для перевозок людей и грузов.
Парк вертолетов AS 332L (330J ???) Tiger авиакомпании "Bristow Helicopter" насчитывает 34 машины. Они обслуживают нефтяные и газовые буровые платформы в Северном море, а их экипажи регулярно отрабатывают взлеты и посадки на ограниченные площадки в условиях дождя и сильного ветра. Летчики обладают высочайшей квалификацией.
Изначально считалось, что крупнейшими заказчиками гражданских вертолетов Puma/Super Puma станут нефтедобывающие компании. Этот вертолет SA 330J с итальянской регистрацией эксплуатировала компания "Shell (Malta) Ltd".
В 737-м воплощен опыт разработки удачных авиалайнеров Model 707/727. На снимке: прототип 737-100 варианта с исходным "коротким" фюзеляжем.
737-й завоевал популярность не только у коммерческих авиакомпаний, самолеты данного типа закупили правительства и вооруженные силы ряда государств.
Характерным отличием учебно-штурманского самолета CT-142 является удлиненная носовая часть фюзеляжа, в которой установлена РЛС. CT-142 окрашен так же, как военно-транспортный CC-142.
De Havilland Canada E-9A
Хотя основным конструкционным материалом самолета Global Express является металл, элероны, закрылки, интерцепторы, руль направления и различные обтекатели сделаны из композитных материалов.
"Bombardier" заявляет, что по крейсерской скорости Learjet 40XR превосходит все другие самолеты своего класса. Эксплуатационные характеристики в условиях жары и высокогорья самолета Learjet 40XR повышены по сравнению с данными Learjet 40.
В типовом варианте в салоне Learjet 45XR установлено восемь кресел офисного типа по схеме 1+1, две пары развернуты лицом друг к другу.
Global 5000 по объему кабины уступает самолету Global Express, но обладает лучшими взлетно-посадочными качествами. Пассажиры получили возможность выполнять полеты на этом самолете с аэродромов, имеющих ВПП ограниченной длины и обычно расположенных в непосредственной близости от населенных пунктов.
Бесшумный самолет. 6 июля 1978г.: первый полет выполнил экспериментальный самолет НАСА с коротким взлетом и посадкой QSRA, разработанный фирмой "Boeing" на основе транспортного самолета DHC C-8A. На его крыле установили четыре двигателя Lycoming YF102. Самолет предназначался для исследования альтернативных способов создания подъемной силы.
12 августа 1978г.: первый полет совершил прототип самолета Pilatus PC-7 Turbo-Trainer (HB-HAO), оснащенный ТВД P&WC PT6A-25A мощностью 650 л. с.
Р.25, разработанный на основе Р.7 и Р.15, имел более совершенное шасси и новую силовую установку из двух моторов воздушного охлаждения Bristol Jupiter II/III с двухлопастными винтами.
13 сентября 1978г.: первый полет выполнил прототип вертолета Aerospatiale AS 332 Super Puma (F-WZJA) с двумя ТВД Turbomeca Makila 1A.
"Tyrolean Airways" эксплуатирует данный вертолет AS 332C Super Puma с начала 1980-х годов. Он применялся для выполнения широкого круга работ, например, для монтажа опор подъемника на горнолыжной трассе.
Крупный заказ на вертолеты AS 332L/L2 Super Puma для обслуживания нефтяных месторождений на континентальном шельфе поступил от компании "Helikopter Service of Norway". Ее дочерняя фирма "Lufttransport" использовала вертолеты также на внутренних рейсах. В 1999 году фирму "Helikopter Service of Norway" поглотила компания "СНС Helicopter", которая продолжает эксплуатацию вертолетов Super Puma.
Эксплуатируемые на континентальном шельфе вертолеты Super Puma обычно комплектуются надувными баллонетами. Устройства серого цвета в носовой части и на спонсоне вертолета компании "СНС" как раз и являются баллонетами, используемыми при аварийной посадке на воду.
10 апреля 1978г.: первый полет выполнил оснащенный дополнительными ТРДД TF34 и крылом большого размаха винтокрыл Sikorsky S-72 RSRA.
Перехватчиками F-86D и F-86L вооружили 26 эскадрилий перехватчиков Национальной гвардии США, которые эксплуатировали их в период с августа 1956 по май 1965 года. Изображенный F-86L состоял на вооружении 120-й эскадрильи перехватчиков Национальной гвардии штата Колорадо, эксплуатировавшей самолеты данного типа в 1960—1961 годах.
59 F-86D, снятых с вооружения в США, передали ВВС Дании. Начало поставок первых 26 самолетов пришлось на 26 июня 1958 года, остальные машины датчане получили в 1960 году. Еще три перехватчика были переданы в 1962 году в качестве источника запасных частей. 723-я, 726-я и 728-я эскадрильи ВВС Дании эксплуатировали F-86D до 31 марта 1966 года. Уцелевшие самолеты использовались в качестве воздушных мишеней.
88 F-86K поступили на вооружение двух групп Люфтваффе. Изображен самолет с кодом "JD" из эскадрильи JG 74, которая недолго эксплуатировала Sabre Mk 6 в 1960-1961 годах, после чего передала все "K" в эскадрилью JG 75. Изначально самолеты не имели окраски, но после 1961 года получили камуфляж.
F-86L из 3555-й ремонтной эскадрильи, на базе которой велась подготовка инженерно-технического состава. Яркие полосы на самолеты начали наносить в 1958 году. Блок НАР под носовой частью фюзеляжа выпущен.
Большое количество дневных истребителей Sabre состояло на вооружении ВВС стран НАТО, некоторые государства приняли на вооружение еще и всепогодные перехватчики F-86K. В отличие от F-86D, состоявших на вооружении ВВС США, на самолетах F-86K сохранили пушечное вооружение. Норвегия получила 62 перехватчика F-86K. С 1955 года они состояли на вооружении 337-й (на снимке) и 339-й эскадрилий. В ВВС Норвегии использовалась двухбуквенная кодировка самолетов, похожая на кодировку самолетов британских ВВС времен Второй мировой войны.
Второй прототип F-86D, снимок сделан в районе авиабазы Эдвардс в 1951 году. К этому времени обозначение самолета поменяли с YF-95 на YF-86D.
Дж. Слэйд Нэш на этом F-86D-20 установил первый для самолета "Dog" мировой рекорд скорости, разогнавшись 18 ноября 1952 года на малой высоте до 1124,104 км/ч.
ВВС Голландии получили 63 самолета F-86K, которые поступили на вооружение 700-й, 701-й и 702-й эскадрилий. Шесть самолетов для Голландии собрали на фирме "Fiat", остальные - на фирме "North American". В Голландии F-86K получил наименование "Kaasjager".
Военно-транспортная авиация летала круглосуточно. В Дахране на пике перевозок самолеты С-5 и C-141B садились каждые семь минут. Транспортные перевозки выполняли также самолеты-заправщики САК ВВС США и самолеты CRAF.
Сертифицированный в 1993 году и рассчитанный на перевозку шести пассажиров Learjet 60 предназначался для замены Learjet 55C. До появления в 2007 году Learjet 60XR было продано более 300 Learjet 60.
Высота салона самолета Learjet 60XR такая же, как у самолета Learjet 60 - 1,74 м.
Learjet 55 Longhorn
Неудачные европейские УТС. Май-август 1978г.: второй доработанный прототип самолета Rhein-Flugzaugbau RFB Fantrainer (D-EATI) выполнил первый полет 31 мая. На нем (фото) стоял ТВД Allison 250-C20B мощностью 420 л.с. Faintrainer имел весьма ограниченный успех - в 1984 году партию таких машин поставили в Таиланд.
Неудачные европейские УТС. 20 августа 1978г. первый полет в окраске пилотажной группы "Patrouille de France" выполнил учебно-тренировочный самолет с двумя ТРДД Aerospatiale Fouga 90 (F-WZJB), разработанный на основе более раннего реактивного УТС СМ.170 Magister. По результатам испытаний в 1980 году было принято решение закрыть программу самолета Fouga 90 в пользу разработки совершенно нового УТС.
11 сентября 1978г.: на аэродроме Неаполя под управлением летчика-испытателя Лионелло Беллио первый полет выполнил прототип АР.68TP (I-PAIT), представлявший собой вариант самолета Partenavia Р.68В Victor с двумя ТВД. Самолет АР.68TP разработан в кооперации "Aeritalia" и "Partenavia".
F/A-18D Hornet. Эскадрилья VMFA(AW)-225 третьей в КМП США получила ночные истребители-бомбардировщики F/A-18D. Первый такой самолет поступил в июле 1991 года. Изображен самолет в конфигурации, типичной для середины 1990-х годов. В 1996 году эскадрилья дислоцировалась на авиабазе Эль-Торо.
F/A-18D эскадрильи VMFA(AW)-332 выруливает на старт перед очередным боевым вылетом, Ирак, 2005 год. В 2005 году эскадрилья VMFA(AW)-332 первой в истории тактической авиации КМП США достигла безаварийного налета в 100 000 ч, не в последнюю очередь благодаря высокой надежности F/A-18D.
Hornet готов к выполнению стыковки с самолетом-заправщиком в небе Боснии. На внешних пилонах подвешена бомба Mk 82 и ракета AGM-65. Благодаря контейнеру с инфракрасной обзорно-прицельной системой Hornet мог найти и уничтожить практически любую цель на равнинах Боснии.
"Дельта" из эскадрильи VMFA(AW)-225. Самолет несет только ракеты Sidewinder, но в воздушном бою экипаж также мог использовать встроенную пушку. Только постоянные тренировки являются залогом победы в бою, но не менее важно и взаимопонимание между членами экипажа.
Hornet из эскадрильи VMA(AW)-224 "Bengals" в тренировочном полете над Южной Каролиной. Самолеты F/A-18D КМП США оснащены очками ночного видения, контейнерами с аппаратурой целеуказания и широким ассортиментом вооружения, необходимого для оказания поддержки наземным войскам и выполнения задач передового авианаводчика.
Самолеты F/A-18D КМП США с экипажем из летчика (в передней кабине) и оператора вооружения (в задней кабине) часто действовали над Косово совместно с истребителями-бомбардировщиками ВВС США F-15E. Летчик пилотировал самолет, а оператор работал с аппаратурой поиска целей. Операторы вооружения пришли в авиацию США на смену штурманам-бомбардирам штурмовиков A-6.
Challenger 300 схож по конфигурации с другими самолетами семейства Challenger, но отличается чистотой внешних обводов.
В одном строю самолеты трех модификаций - 737-300/-400/-500. Хорошо видны различия в длине фюзеляжей. Самый большой - Model 737-400 (вверху), внизу - 737-300, ведущим идет самый маленький в семействе - 737-500.
На самолете Dash 8 Series 400 размах крыла увеличен до 28,12 м, а фюзеляж удлинен до 31,60 м для размещения большего количества пассажиров.
Mosquito NF.Mk II. W4079 - один из первых 50 Mosquito. 21 такой самолет собрали в варианте ночного истребителя NF.Mk II. Машина состояла на вооружении 157-й эскадрильи, первой получившей в июне 1942 года ночные истребители Mosquito.
Воздушный тормоз Юнгмана в виде "юбки" испытывался на прототипе NF с бортовым кодом W4052. Испытывались также воздушные тормоза иных типов, но от них отказались, поскольку обычный выпуск шасси давал больший тормозящий эффект.
Лишенный РЛС, NF.Mk II (Special) был оптимизирован для выполнения рейдов вглубь территории противника. На снимке: самолет 23-й эскадрильи, переброшенной в конце 1942 года на Мальту. Интересна гибридная (дневная сверху, ночная снизу) окраска истребителя.
Маскировочная окраска черной матовой краской снижала максимальную скорость ночного истребителя более чем на 30 км/ч, поэтому от нее быстро отказались. DB609 - 10-й из 150 самолетов второй партии NF.Mk II.
Прототип ночного истребителя «Москито» NF.XII (per. HK117)
Mosquito NF.Mk XIl был оснащен РЛС AI.Mk VIII с антенной под специальным обтекателем. Всего построили 97 таких машин, конвертированных из NF.Mk II. Первая из них поступила на вооружение в начале 1943 года.
The D.H. Mosquito N.F.XII Night Fighter with A.I.Mk.VII centimetric Radar equipment in the nose.
Удлиненные законцовки крыла стали заметным внешним отличием высотного NF.Mk XV, переделанного из бомбардировщика B.Mk XVI. Вооружение установлено в подфюзеляжном контейнере.
One of the four subsequent NF Mk XV conversions, DZ385, showing the extended span.
NF.Mk 30 стал последним ночным истребителем Mosquito, принятым на вооружение в годы войны. Характерными внешними отличительными чертами самолета служат универсальный обтекатель антенны РЛС AI.Mk X и воздухозаборники нагнетателей на мотогондолах под винтами.
Ground view of the Mosquito NF Mk 30, showing the nose radome for Al Mk X (SCR720) and lip intakes for the two-stage Merlins.
Ключевым отличием лайнеров 737-600/-700/-800/-900 стало оборудование кабин электронной системой отображения полетной информации EFIS и улучшенная аэродинамика крыла.