Варианты
- Lockheed - A-12 - 1962 - США
- Lockheed - YF-12 - 1963 - США
- Lockheed - SR-71 - 1964 - США
Lockheed A-12, YF-12 и SR-71 Blackbird
29 февраля 1964 года президент США Джонсон объявил, что ВВС США владеют новым высокоскоростным высотным самолетом-разведчиком, который он обозначил как A-11. Президент утверждал, что этот самолет пилотировался на скоростях, превышающих 3219 км/ч, и на высотах более 21 335 м. На самом деле самолет имел обозначение A-12 и представлял собой одноместный самолет-разведчик, совершивший свой первый полет 30 апреля 1962 года.
Было построено 15 самолетов A-12, которые эксплуатировались пилотами ВВС и ЦРУ США. Два самолета были переоборудованы в M-21 - носители беспилотных аппаратов D-21, еще один A-12 был переоборудован в двухместный учебно-тренировочный вариант.
Самолет, вероятно, был предшественником трех прототипов истребителя-перехватчика YF-12A, которые проходили оценочные испытания в ВВС США, но серийного заказа не последовало. Однако планы конструктора Джонсона по созданию на его базе двухместного самолета-разведчика и ударного самолета привлекли более пристальное внимание ВВС США - были построены макеты разведывательного R-12 и разведывательно-ударного RS-12 вариантов самолета. В последующем первый вариант, разведывательный, трансформировался в стратегический высотный разведчик SR-71 Blackbird, тогда как последний уступил место XB-70 и FB-111A.
SR-71A, разработанный на базе проектов A-12 и YF-12A, был изготовлен преимущественно из титана, чтобы увеличить прочность конструкции планера в условиях кинетического нагрева (при скоростях, превышающих М=3, некоторые элементы конструкции нагреваются до 3000°С). Вследствие того, что аэродинамическое сопротивление значительно возрастает с увеличением скорости, разработчиками в проекте были приняты максимально тонкие фюзеляж и треугольное крыло, наряду с большими "наплывами" в передней части фюзеляжа, создающими подъемную силу и препятствующими затягиванию самолета в пикирование при увеличении скорости.
Основу силовой установки составили два постоянно работающих ТРД Pratt & Whitney J58, которые обеспечивали полную тягу на низких скоростях полета, но при скорости М=3 они создавали только 18% тяги, а остальная часть тяги обеспечивалась за счет того, что включалась в работу вторая часть двигателя J58, который фактически представлял собой одновременно турбореактивный и прямоточный реактивный двигатель. При увеличении скорости происходило перенаправление воздушного потока по шести специальным воздушным каналам из входного аппарата в камеру дожига топлива (форсажную камеру), так что компрессор, камера сгорания и турбина фактически огибались воздушным потоком и двигатель начинал работать в режиме прямоточного реактивного (роль камеры сгорания прямоточного двигателя в этом случае играла форсажная камера). Естественно, что в таком варианте расход топлива был весьма значительным, так что самолет дооборудовали системой дозаправки в воздухе.
SR-71A поступил на вооружение в 1966 году, а к июню 1968 года с эксплуатации сняли последний из A-12. Два учебно-тренировочных SR-71B с дублированным управлением были также переданы заказчику, но затем один из них был потерян в летном происшествии. Ему на замену построили один SR-71C, который конструктивно объединил хвостовую часть фюзеляжа YF-12A с носовой частью планера, применявшегося для статических испытаний, что вызвало некоторое отторжение у летчиков, и машина мало эксплуатировалась.
Было построено 29 самолетов SR-71A, которые активно использовались для ведения разведки в различных частях света. Самолеты выполняли полеты с авиабазы Бил в Калифорнии, а также с передовых авиабаз, таких как Кадена (Окинава, Япония) и Милденхолл (Великобритания). Равно как и A-12, самолеты SR-71A активно применялись в годы вьетнамской войны и после нее, но к началу 1990-х годов постепенно были отправлены в отставку. Впрочем, в рамках операции "Буря в пустыне" американское военное командование, испытывавшее недостаток в разведданных, приняло решение расконсервировать программу SR-71. Окончательно проект закрыли в 1998 году, хотя НАСА продолжило эксплуатацию SR-71A и SR-71B.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Lockheed SR-71A Blackbird
Тип: двухместный самолет-разведчик
Силовая установка: два турбореактивных двигателя с форсированной тягой Pratt & Whitney J58 тягой по 144,57 кН
Летные характеристики: максимальное число М - 3,35 (на высоте 24385 м); максимальная продолжительная крейсерская скорость М=3,2 или около 3380 км/ч на высоте 24385 м; практический потолок 24 385 м; максимальная дальность полета без дозаправки на скорости М=3 составляет 5230 км
Масса: пустого 30617 кг; максимальная взлетная 78017 кг
Размеры: размах крыла 16,94 м; длина 32,74 м; высота 5,64 м; площадь крыла 149,10 м2
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 175
SR-71 (64-17958) поднялся в воздух 15 декабря 1965 года, в июле 1979 года на нем капитан Элдон Уэйн Джоерс и офицер-оператор майор Джордж Т. Морган-младший установили рекорд скорости на дистанции более 25 км - 3529,464 км/ч.
-
Мировая Авиация 198
SR-71A Blackbird. Базируясь в Кадене, 9-е SRW вело наблюдение за всем Дальним Востоком. Этот самолет, 64-17978, был первым из трех, развернутых в Японии на первом этапе, и отправился из Биэль на Окинаву 8 марта 1968 года. В сентябре, налетав там свыше 300 часов, "978" вернулся в США, заслужив репутацию очень надежной машины.
-
Air International 1987-07 / World Warplane Inventory
Lockheed SR-71A as currently finished for service with the 9th SRW at AFB.
-
Мировая Авиация 119
Несмотря на отличие в стиле управления от своего предшественника, Бен Рич, сфотографированный на фоне самолета SR-71, оказался не менее успешным в своей карьере. Под его руководством подразделение по-прежнему разрабатывало революционные и новаторские проекты.
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
Самолет-разведчик SR-71, № ‘964, готовится к очередному вылету, декабрь 1987 года.
SR-71 64-17964 prepares to leave its Mildenhall 'taxi-in, taxi-out' 'barn' on December 17, 1987, for a 07:45 launch. Ground technicians would have begun to prepare the aircraft some 4 1/2 hours earlier. Their first task would have been to warm the tar-like engine oil prior to start-up: in UK winter temperatures it cooled to a solid mass. -
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Blackbird 61-7964 is prepared for its final journey home in one of Mildenhall’s purpose-built barns on January 18, 1990. The barns were erected to house Det 4’s two operational Blackbirds, and a large hangar provided accommodation for the reconnaissance interpretation equipment. Note the barn floor, awash with JP7 fuel - the SR-71 leaked like a sieve until the airframe heated up in flight and the joints tightened.
-
Мировая Авиация 186
На земле техники постоянно подвергались угрозе отравления высокотоксичным топливом JP-7, поскольку проблему с герметичностью топливных баков конструкторам устранить не удалось. Однако когда самолет находился в воздухе, развивая максимальную скорость полета, вследствие кинетического нагрева происходило расширение элементов конструкции планера, и "щели" временно исчезали.
-
Мировая Авиация 46
Особые требования к выполняемым задачам привели к появлению самолета уникальной конструкции. Широкие наплывы плавно переходили в передние кромки крыла, скрывая в основном круглое поперечное сечение фюзеляжа. Огромные гондолы двигателей и связанные с ними воздухозаборники с подвижными центральными конусами также получили наплывы, обеспечивая точное сопряжение с передней кромкой крыла и малую площадь поперечного сечения SR-71. Это уменьшило не только сопротивление, но и эффективную поверхность рассеяния.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Looking like a malevolent insect, Lockheed SR-71A Blackbird 61-7962 makes its way from the parking area on to the taxiway at Mildenhall on December 6, 1984. Measuring some 107ft (33m) in length, the aircraft was powered by two huge 32,500lb-thrust Pratt & Whitney J58 turbojets
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Blackbird 61-7974 is firmly anchored to the ground for static engine runs at Mildenhall in May 1982. The distinctive chined forward fuselage provided useful additional lift at supersonic speeds. The Blackbird’s innovative air inlet control system (AICS) featured movable spikes that travelled some 26in (66cm) fore and aft to regulate airflow to the engines.
-
Мировая Авиация 46
Комплексная система стабилизации рабочих режимов состояла из двух систем, которые подавали теплый и холодный воздух в кабины и на различное оборудование самолета. Обогрев или охлаждение требовались различным элементам воздухозаборников, для герметизации кабин, борьбы с обледенением и запотеванием. Охлаждались также кабины и отсеки с оборудованием. Воздух использовался и для вентиляции гермокостюмов экипажа, и создания избыточного давления для герметизации кабины. Имелось два режима герметизации: один по давлению на высоте 3050 м, другой - на высоте 7925 м. Для нужд экипажа применялись три газификатора жидкого кислорода (один резервный), аварийный комплект каждого катапультного кресла включал кислородный баллон.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
With engines running, 61-7972 prepares to depart Mildenhall on September 12, 1974, having completed a USAF evaluation of the type’s suitability for UK-based operations. Blackbird ’972 was joint most frequent visitor to the UK, along with 61-7964, both being deployed six times to Mildenhall during the type’s European operational career.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Leaving a heat haze in its wake, 61-7958 taxies out from the barns to the end of the runway at Mildenhall on June 2, 1984. The total weight of the aircraft for a mission was usually more than 50 tons (50,800kg), of which almost 40 per cent was low-volatile JP7 fuel. Note the numerous support vehicles accompanying the Blackbird.
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
Prior to launch, the aircraft was lined up on the runway, its wheels were chocked and the pilot increased engine power (one at a time) and fine-tuned the exhaust gas temperature before engaging the automatic engine trim to ensure maximum engine efficiency on take-off.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
In August 1981 Blackbird 61-7964 became the first Det 4 SR-71 to divert to a foreign airfield when it suffered engine problems during a mission. Seen here at Mildenhall in November 1981, the aircraft has been “tagged” by Military Airlift Command groundcrew, who have chalked “MAC & Crew” and “For sale” on its port fin.
-
Мировая Авиация 193
SR-71, № '980 (позывной "TROMP 30"), во время буксировки обратно в ангар, 15 апреля 1986 года. Экипаж в составе подполковника Джерри Глассера и офицера-оператора РЛС Рона Тэбора только что вернулся с задания над Ливией.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
The first SR-71 to visit the UK was 61-7972, which set a new transatlantic time over distance record during its flight from Beale AFB in California to Farnborough on September 1, 1974. The aircraft is seen here six days later at the SBAC show at Farnborough. The previous record of 4hr 46min, set by an RAF Phantom between London and New York, was demolished by the Blackbird, which flew New York-London in 1 hr 55min.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Blackbird 61-7958 is towed into position as the star exhibit in the static display at the Mildenhall Air Fete on May 29, 1977, the first time an SR-71 was put on display at the Suffolk airbase. This airframe made a total of four visits to Mildenhall, the last being from September 1983 to June 1984.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Trailing its distinctive “tiger tails”, 61-7964 blasts off from Mildenhall for the last time, on January 18, 1990. On taking off from Mildenhall, SR-71 pilots would bank slightly to starboard, offering spectators a thrilling view of the diamond-pattern shockwaves.
-
Мировая Авиация 193
После закрытия программы "Senior Crown" майор Том Макклири и подполковник Стэн Гадмандсон 18 января 1990 года перегнали SR-71, № ‘964, с авиабазы Милденхолл в США.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 2-02 - AIRCRAFT - FIXED-WING - MILITARY/CIVIL
Trials of a linear aerospike rocket engine aboard a NASA SR-71 were prematurely terminated in November 1998 (1999)
-
Мировая Авиация 2
27-28 июля 1976г. На двух стратегических разведчиках Lockheed SR-71A Blackbird были установлены три абсолютных мировых рекорда. Это были: рекорд высоты для горизонтального полета - 25 935,669 м; рекорд скорости по прямой - 3 529,464 км/ч; рекорд скорости по 1000-километровой замкнутой кривой - 3367,128 км/ч.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
Another view of the SR-71A, 64-17955, in a slow fly-by with undercarriage down. The insignia on the fin comprises a cartoon chipmunk - apparently individual to this particular aircraft. The photograph was taken at Palmdale when this SR-71A was operating with the 9th SRW's Detachment 5.
-
Мировая Авиация 186
Операция "Каньон Эль-Дорадо" проводилась против Ливии в ночь с 14 на 15 апреля 1986 года, а после этого самолеты SR-71 выполнили три разведывательных полета для фиксации результатов удара F-111 - первый самолет-разведчик поднялся в воздух еще до того, как ударная группа вернулась на свою авиабазу. Причем в каждом вылете участвовали два SR-71.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Взлетает SR-71A (сер. N 64-17967) из состава 9-го авиакрыла стратегической разведки ВВС США. Авиабаза Фэйрфорд (Великобритания), июль 1989г.
-
Air International 1994-10 / D.Baker - Wizard Wars & Air Power in the 21st Century (2)
Concerned at the lack of reconnaissance assets, the US House and Senate has released $100 million to return three Lockheed SR-71 Blackbirds to operational status.
-
Air International 2008-03 / R.Graham - Blackbird and Foxbat - Close Encounter /A pilot's story/
After refuelling the afterburners are lit, providing a total thrust of 68,000lbs for the climb, acceleration and cruise at Mach 3.0. The SR-71's Pratt and Whitney J-58's are the only jet engines ever certified for continuous afterburner operations.
-
Мировая Авиация 46
Картина, многократно повторявшаяся в 1980-х годах: SR-71 оставляет свой "тигриный след" над Милденхоллом во время авиашоу. Самолет пользовался неизменным успехом у любителей авиации.
-
Мировая Авиация 10
SR-71A Blackbird. Февраль - декабрь 1964г.: о существовании Lockheed A-12 - стратегического высотного разведывательного самолета - было объявлено президентом Л. Б. Джонсоном 29 февраля 1964 года, хотя самолет совершил свой первый полет 26 апреля 1962 года. SR-71A был разработан на основе A-12 и впервые полетел 22 декабря 1964 года. Обладая скоростью М=3,3 на оптимальной высоте, SR-71A стал самым быстрым самолетом, установив различные абсолютные рекорды за время свой долгой карьеры, включая трансатлантический перелет из Нью-Йорка в Лондон за 1 час 55 минут 32 секунды. Предназначенные для смены самолета-шпиона U-2 ВВС США, проекты SR-71A и A-12 были продукцией КБ фирмы "Lockheed" в Бурбанке, штат Калифорния. SR-71A был сконструирован для выполнения задач обнаружения и слежения.
-
Авиация и Космонавтика 2019-02 / М.Никольский - Рожденный во тьме... (2)
Стратегический разведчик SR-71 - прямой конкурент A-12. Отличить эти крылатые машины легко по фонарю кабины экипажа. У SR-71 он более выпуклый, у A-12 идет вровень с верхней частью фюзеляжа
-
Air International 1995-09 / D.Baker - In Valleys of Shadow - The Black World of Stealth (1)
With an astonishingly low radar cross-section of only 0.014m2, the Lockheed SR-71 was the first modern aircraft specifically designed with stealth characteristics.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
With vortices streaming from the aircraft’s fuselage and engine nacelles, 61-7980’s starboard J58 coughs out a tail of flame during a particularly spirited display at the Mildenhall Air Fete in May 1986. The result of a temporary flame-out, unburned fuel ignited in the hot jet efflux, throwing out a fireball. The aircraft landed safely.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - Bye bye Blackbird
SR-71A 64-17955. Note the Skunk Works logo on the fin.
The supersonic shape of SAC's fastest aeroplane, the Lockheed SR-71A, operated by the 9th Strategic Reconnaissance Wing at Beale AFB. -
Мировая Авиация 186
После изучения возможности одновременной реализации программ SR-71 и A-12 был подготовлен итоговый отчет, а 12 декабря 1966 года состоялось окончательное заседание по данному вопросу. Было решено закрыть программу A-12, а все задачи возложить на парк самолетов SR-71, которые должны были достичь оперативной готовности в сентябре 1967 года. Несмотря на возражения ряда руководителей, 7 июня 1968 года первый A-12 был отправлен с авиабазы Кадена на базу хранения ВВС США.
-
Мировая Авиация 198
В первые годы службы самолета SR-71 Кадена была важной оперативной базой, благодаря своей близости к Вьетнаму, Корее, Китаю и советскому Дальнему Востоку. Более 20 лет "Хобу" из OL-8 продолжали следить за ситуацией в этом регионе.
Another view of 64-17964, this time over the USA; -
Изд-во Schiffer / S.Markman & B.Holder - One-of-a-kind research aircraft
The SR-71 was used for many years as a high-flying reconnaissance aircraft, but when it was recently retired, three of the Black Birds were transferred to NASA for research work as flying testbeds.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
1967 год, НАСА не смогло найти высокоскоростную исследовательскую платформу, а ВВС США требовалась помощь в реализации программы SR-71. Поэтому ученые и военные объединили свои усилия. ВВС предоставили два прототипа YF-12A, а НАСА задействовало их в ряде программ сверхзвуковых исследований, таких как изучение явления кинетического нагрева, методов охлаждения планера и отработка систем корабля Space Shuttle. Когда один YF-12 был потерян, НАСА получило на замену самолет SR-71A, для секретности обозначенный YF-12C (на снимке). 22 декабря 1978 года НАСА вернуло YF-12C, а оставшийся YF-12 летал до 1979 года.
NASA obtained all three YF-12As and the second production SR-71A for use as high-speed, high-altitude flight test aircraft. The SR-71A (nearest the camera) was officially referred to as a YF-12C after its transfer to NASA and was given a fictitious serial number (60-6937).Другие самолёты на фотографии: Lockheed YF-12 - США - 1963
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
The SR-71A, 64-17955, in standard USAF matt black finish and the original white lettering; the small size of the national insignia star-and-bar marking is unusual, but used on most SR-71As at this time. Operational SR-71As now have serial numbers in red, whilst retaining the overall black finish, and have low-visibility national insignia.
-
Мировая Авиация 46
Article 2001, прототип SR-71A, делает медленный разворот над пустыней Мохаве. Этот самолет был потерян 10 января 1967 года во время испытаний тормозов на влажной ВПП.
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
Lockheed SR-71A strategic reconnaissance aircraft (two Pratt & Whitney J58 turbojet engines with afterburners)
The first SR-71A, 17950, which made its maiden flight on December 22, 1964. -
Мировая Авиация 25
Мониторинг войны. США решили провести воздушную разведку, чтобы помочь израильским армии и ВВС. Начиная с 12 октября, SR-71 Blackbird (64-17979) при поддержке 11 самолетов заправщиков выполнял разведывательные вылеты с территории США. За 25 минут пребывания в воздушном пространстве Египта во время первого вылета SR-71 сфотографировал позиции египетской и сирийской армий. Общая продолжительность полета составила 10 часов 18 минут. Повторный полет состоялся 25 октября. Последний вылет был совершен уже после завершения военных действий. Большая часть полученных снимков была передана разведке Израиля.
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
Due to outstanding maintenance support, the SR-71 enjoyed a very low degree of mission aborts. However, on June 29, 1987, during the course of a mission over the Baltic Sea to monitor Soviet submarine bases, 64-17964 suffered the loss of its starboard engine. (Note the different jet nozzle areas and offset rudders compensating for the asymmetric thrust. The aircraft diverted into Nordholz AB, West Germany.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
SR-71A, 64-17971, flies past, displaying shock waves in the jet exhaust.
-
Мировая Авиация 46
Первые шесть SR-71A использовались для программы летных испытаний. За ними последовали два учебных SR-71B, а затем появился серийный 64-17958, который доставили на авиабазу Бил 4 июня 1966 года. Несмотря на временную задержку поставок (в основном из-за неисправности трубопроводов), самолеты впоследствии поступали быстро. На снимке - четвертый серийный самолет. В дальнейшем эта машина стала источником запчастей для поддержания в летной годности других самолетов.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - Bye bye Blackbird
SR-71A 64-17961.
-
Мировая Авиация 21
Снимок разведчика SR-71 сделан с борта самолета-заправщика KC-135Q над Южно-Корейским морем. Разведчики SR-71 действовали с авиабазы Кадена согласно плану "Giant Scale".
-
Мировая Авиация 193
SR-71, № '964 (позывной "MINTY 23", экипаж - капитан Рич Джадсон и офицер-оператор РЛС майор Фрэнк Келли), во время вылета 6 октября 1981 года принимал топливо от самолета заправщика KC-135Q (позывной "EQUAL 61").
Clearing the KC-135Q with full tanks at between 24,000ft - 26,600ft, the SR-71's cold airframe contracts, releasing JP-7 fuel from innumerable leaks. Once back at cruising speed and altitude, the structure expands and restores fuel tank integrity.
From this view point Minty 23 looksom decidedly lopsided as though the rear fuselage has been twisted. This is an optical illusion, not the result of a rapid roll to port! -
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - Bye bye Blackbird
SR-71A 64-17964 up from Mildenhall, the type's UK base, in 1981. As we went to press, the UK-based SR-71s were expected to be flown back to the USA in January 1990, following withdrawal of their operational funding last November.
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Blackbird 61-7975 on a mission over the USA in May 1982. This aircraft made only one sojourn to the UK to operate with Det 4, during July-October 1984. The SR-71A was painted overall in a black "iron ball" radar-attenuating finish which also helped to radiate heat away from the aircraft. The national insignia were applied in a specially-formulated heat-resistant paint.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - Bye bye Blackbird
The awe-inspiring Lockheed SR-71
-
Air International 2008-03 / R.Graham - Blackbird and Foxbat - Close Encounter /A pilot's story/
Lockheed's SR-71 is one of the most impressive aircraft ever built.
-
Мировая Авиация 46
Неспособность американских разведывательных спутников предоставить снимки отдельных объектов с высоким разрешением, привела к кратковременному возвращению в строй SR-71, хотя потом ВВС снова сняли его с эксплуатации.
-
Jane's All the World Aircraft 2000 / 1-03 - OFFICIAL RECORDS
No fewer than three Absolute records are held by the Lockheed SR-71A Blackbird - all of them now over 20 years old (1997)
-
Air International 2007-12 / R.Whitford - Faster than sound /Technology/
In order to withstand the effects of kinetic heating experienced at its Mach 3+ cruising speed the SR-71 was constructed with large amounts of heat-resistant titanium.
-
Мировая Авиация 186
В ходе большинства полетов самолетов SR-71, включая учебные, происходила минимум одна дозаправка топливом в воздухе. Обычно самолет-заправщик отправлялся вперед по курсу SR-71, который затем производил дозаправку на высоте около 7900 м.
-
Мировая Авиация 186
Самолеты SR-71 могли осуществлять дозаправку как от KC-135Q, так и от KC-10A. Данная возможность была впервые использована в боевых условиях во время операции против Ливии в 1986 году.
Другие самолёты на фотографии: McDonnell Douglas KC-10 Extender - США - 1981
-
Air International 2008-03 / R.Graham - Blackbird and Foxbat - Close Encounter /A pilot's story/
Two KC-135Q tanker squadrons (35 aircraft) were based at Beale to support the SR-71s. With a transfer rate of over 750 Imp gal per minute it took around 15-20 minutes to refuel the thirsty Blackbird. An SR-71 is seen here formating with a tanker prior to getting a full offload of JP-7.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
Boeing KC-135Q tankers were used to refuel both the A-12 and SR-71 at 350kts and 26,000ft. Though not the ideal envelope for either Blackbird, it was about as high as a fully-laden KC-135 could operate at 350kts.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Мировая Авиация 46
Два всемирно знаменитых изделия подразделения "Skunk Works" компании "Lockheed" выполняют парный полет из Палмдейла. U-2R стал результатом разработок по программе ASARS-2. На этом SR-71A (№ 17955) с собственным прозвищем "The Flower" проводились испытания по программе ASARS-1.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed U-2R - США - 1967
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Just another routine landing at Mildenhall for 61-7962 - or is it? It is in fact the Palmdale-based test airframe, 61-7955, arriving in the UK under a false identity on July 9, 1983, a subterfuge that remained secret for more than a decade. The aircraft was in the UK to undergo trials with the new Goodyear ASARS-1 radar system.
-
Мировая Авиация 46
Три SR-71, принадлежащих НАСА, на стоянке аэродрома Драйден (на заднем плане - озеро Роджерс-Драй). НАСА использовала SR-71 до 1999 года. Первым летчиком НАСА, получившим разрешение летать на SR-71, стал Стив Ишмаэл (25 июля 1991 года).
-
Air International 2024-11 / G.Ulmer - Eight Questions
The SR-71A Blackbirds provided the United States detailed, mission-critical reconnaissance for more than two decades. The Blackbird was and remains the world's fastest and highest flying manned aircraft...
-
Air International 1995-01 / J.Miller - Lockheed's Skunk Works
Three SR-71s are in service with NASA, including a single SR-71B trainer. This aircraft is distinguished by its elevated rear cockpit and associated windscreen.
-
Мировая Авиация 46
Построили только два учебно-тренировочных SR-71B с двойным управлением, один из которых потерян в январе 1968 года. Инструктор размещался в приподнятой кабине, зто мало повлияло на характеристики самолета, но вызвало необходимость в установке подфюзеляжных гребней, наподобие используемых на YF-12, чтобы скорректировать недостаточную путевую устойчивость.
-
Мировая Авиация 186
Большинство пилотов SR-71 совершило первый полет на ветеране №64-17956 с авиабазы Биль. На фотографии он запечатлен над горами Сьерра-Невада.
-
Мировая Авиация 175
Летно-исследовательский центр НАСА им. Драйдена эксплуатирует два SR-71 для изучения различных вопросов при полетах на больших скоростях и высотах. На фотографии - SR-71B (NASA 831) в полете над горами Сьерра-Невада.
-
Авиация и Космонавтика 2019-01 / М.Никольский - Рожденный во тьме... (1)
Самолет SR-71B после дозаправки топливом в полете. Видны потеки топлива не только на фюзеляже в зоне заправочной горловины, но и на обшивке крыла
-
Мировая Авиация 46
Принадлежащий НАСА самолет SR-71B использовался для переучивания летчиков ВВС по программе возрождения Blackbird. На снимке - учебный самолет отходит от топливозаправщика KC-135.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Мировая Авиация 218
Экспериментальные полеты Blackbird не ограничивались НАСА. На SR-71A, 60-6959, испытывался хвостовой обтекатель фюзеляжа увеличенных размеров, предназначенный для размещения дополнительного разведоборудования. Из стадии испытаний данная доработка не вышла.
An SR-71 was modified to carry an optical bar camera in an articulated tail extension. 4 similar camera could be carried in the nose thus allowing the aircraft to generate high-resolution stereo images. The extended tail, which served also to house improved active electronic countermeasures equipment, had a small hydraulic ram which angled it up during takeoff and landing. Technical difficulties ended the project at approximately the same time the decision was made by the US Air Force to remove the SR-71 from the operational inventory in the late 1980s. -
Мировая Авиация 113
1990-е годы - линейный ЖРД с центральным телом для RLV. Предназначенный для установки на экспериментальный многоразовый космический носитель RLV (reusable launch vehicle) X-33, линейный ЖРД с центральным телом был легче и мощнее обычных ЖРД. Установленный на самолете Lockheed SR-71A 844 (на пилоне сверху), принадлежащем НАСА, макет двигателя в 1/10 натуральной величины прошел летные испытания в 1997 году в рамках программы Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE).
-
Мировая Авиация 155
НАСА уже эксплуатировало YF-12A и YF-12C. В 1990 году агентство смогло вернуться к исследованиям на скоростях полета выше М=3, получив от ВВС США пару SR-71A и один SR-71B. Самолет SR-71B, борт 831 НАСА, использовался для обучения экипажей, в частности - действиям в аварийных ситуациях, и для доработки конфигурации уникальных воздухозаборников этой машины. SR-71A (борт 844) участвовал в экспериментах, которые преследовали своей целью снижение вредного воздействия ударной волны на земную поверхность. Третий самолет SR-71A (борт 832) в НАСА не летал и был временно возвращен на службу в ВВС США в 1995-1996 годах.
-
Мировая Авиация 218
В хвостовой части фюзеляжа SR-71A, переданного НАСА, установили крепления для экспериментальных грузов. Одним из таких грузов стал двигатель Boeing-Rocketdyne J2-S.
-
Мировая Авиация 113
1990-е годы - линейный ЖРД с центральным телом для RLV. Предназначенный для установки на экспериментальный многоразовый космический носитель RLV (reusable launch vehicle) X-33, линейный ЖРД с центральным телом был легче и мощнее обычных ЖРД. Установленный на самолете Lockheed SR-71A 844 (на пилоне сверху), принадлежащем НАСА, макет двигателя в 1/10 натуральной величины прошел летные испытания в 1997 году в рамках программы Linear Aerospike SR-71 Experiment (LASRE). ЖРД (на снимке устанавливается на самолет) имел длину 12,5 м и весил 6486 кг.
-
Мировая Авиация 191
Гибкость применения SR-71 обеспечивалась использованием сменной носовой части с аппаратурой. Обратите внимание на четыре крепежных узла.
-
Мировая Авиация 188
1. За годы эксплуатации самолетов Blackbird их экипажи сменили три типа скафандров, отличавшихся по цвету. Первым был серебристый скафандр, затем появился желтый. Последним стал оранжево-желтый Model-1030.
-
Мировая Авиация 188
2. Каждому члену экипажа положены основной и резервный скафандры. Многие вылеты SR-71 выполнялись по тревоге, важные задания не могли быть сорваны из-за дефекта снаряжения.
-
Мировая Авиация 188
3. Подобно самолету, скафандр подлежит детальной технической проверке. Он состоит из шести слоев. Верхний слой выполнен из термоустойчивого материала Nomex, внутренний прорезиненный слой снабжен шерстяной подкладкой. Непосредственно к одежде летчика прилегает слой из материала Dacron.
-
Мировая Авиация 188
4. У членов экипажа SR-71 (слева) в предполетный рацион входят стейки и яйца - хорошо усваиваемые организмом продукты с высоким содержанием белка. Краткий медицинский осмотр (справа) перед полетом обязателен: измерение кровяного давления и температуры, проверка слуха.
-
Мировая Авиация 188
5. Под скафандр одевается хлопчатобумажное белье. Облачаться в летное снаряжение помогают специалисты из подразделения PSD (Physiological Support Division).
-
Мировая Авиация 188
6. Скафандр застегивается на молнию, расположенную на спине.
-
Мировая Авиация 188
7. Ботинки одеваются поверх скафандра. Липучки на бедрах предназначены для фиксации полетных документов.
-
Мировая Авиация 188
8. Затем летчик надевает перчатки, которые крепятся к рукавам скафандра металлическими кольцами-замками.
-
Мировая Авиация 188
9. Проверка системы жизнеобеспечения скафандра осуществляется на полностью снаряженном высотном костюме, включая перчатки и шлем. Костюм должен быть абсолютно герметичным, иначе при катапультировании на большой высоте летчик неминуемо погибнет из-за перепада давления. На высоте полета SR-71 (28000 м) атмосферное давление почти равно нулю, а температура воздуха не превышает -58°С.
-
Мировая Авиация 188
10. После проверки скафандра на герметичность шлем фиксируется металлическим кольцом-замком и матерчатыми ремнями.
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
11. Масса скафандра довольно велика, и чтобы ослабить нагрузку на мышцы плеч и шеи, летчики занимают положение полулежа. На этой стадии подготовки к полету еще раз проверяется герметичность снаряжения, подсоединяется штуцер системы охлаждения, состоящей из множества трубок и нормализующей температурно-влажностный режим в скафандре. В полете члены экипажа дышат чистым кислородом во избежание возникновения кессонной болезни (типичной, в частности, и для водолазов), связанной с возможным резким перепадом давления, провоцирующим образование в крови пузырьков азота.
Physiological Support Division specialists were responsible for servicing the $30,000 suits; they also assisted crews in getting into them. Here Major Brian Shul is about to undertake a suit pressure test to ensure that the unit inflates and does not leak. -
Мировая Авиация 188
12. Летчикам помогают перейти от помещения подразделения PSD к самолету. Обычно летчики еще несут портативные индивидуальные генераторы кислорода. В полете члены экипажа едят и пьют из туб через трубки, как космонавты. "Сходить в туалет" можно посредством мочесборника - Urinary Collection Device (UCD), состоящего из трубки с расширением на одной стороне, сообщающейся с абсорбирующим спонжем в пакете, закрепленном на левой ноге. Абсорбирование других отходов жизнедеятельности в полете не предусмотрено.
-
Мировая Авиация 188
13. Дублирующий, так называемый "мобильный", экипаж самолета штатно состоит из летчика и оператора разведывательных систем (RSO) и проходит все стадии подготовки к полету. "Мобильный" экипаж является резервным на случай, если "первый" экипаж по какой-то причине отстранят от выполнения задания. Члены "мобильного" экипажа принимают участие в предполетной проверке машины и сопровождают ее вплоть до исполнительного старта на ВПП на автомобиле с красными проблесковыми сигналами. Даже небольшие камни способны повредить заполненные азотом пневматики шасси самолета и сорвать полет.
-
Мировая Авиация 188
14. Заняв места в кабине, члены экипажа разводят руки, чтобы техники подразделения PSD могли подключить и проверить работу всех магистралей систем жизнеобеспечения скафандров.
-
Мировая Авиация 218
Финальные рекорды. 6 марта 1990 года. Скорость на маршруте Лос-Анджелес - Восточное побережье. Самолет SR-71A, 64-17972; экипаж: летчик - подполковник Эд Йелдинг, оператор БРЭО - подполковник Джозеф Т. Вида. От побережья до побережья (4966 км): время - 1 ч 7 мин 53,69 с, средняя скорость - 3451,67 км/ч. Лос-Анджелес - Вашингтон, округ Колумбия (3215 км): время - 1 ч 4 мин 19,89 с, средняя скорость - 3451 км/ч. Сент-Луис - Цинциннати (501,20 км): время - 8 мин 31,97 с, средняя скорость - 3501,97 км/ч. Канзас Сити - Вашингтон, округ Колумбия (1516,08 км): время - 25 мин 58,53 с, средняя скорость - 3501,97 км/ч
-
Aviation Historian 19 / B.Archer - Blackbird!
Major Tim McCleary (pilot, left) and Lt-Col Stan Gudmundson (RSO) shake hands before the penultimate SR-71 return flight to the USA on January 18, 1990. Given the extreme altitudes at which the Blackbird operated, special pressure suits had to be worn by its crews. The David Clark S-1030 suit offered full protection in the event of a cabin depressurisation at altitude.
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
Col (Ret) Richard Graham (left) and Col (Ret) Don Emmons.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Сборка первого SR-71 на заводе в Палмдейле. 1963г.
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (2)
Гонки двигателя первого SR-71
-
Мировая Авиация 191
Фактически все радиолокационные изображения, собранные SR-71 во время войны во Вьетнаме, были получены с помощью РЛС "Loral" Product Improvement Radar или PIP, установленной в носовой части самолета.
-
Авиация и Время 2017-04 / Н.Околелов - Высотный долгожитель
Сборка разведчиков TR-1A и SR-71 на заводе в Палмдейле
Другие самолёты на фотографии: Lockheed U-2R - США - 1967
-
Авиация и Космонавтика 2019-02 / М.Никольский - Рожденный во тьме... (2)
A-12 (справа) и SR-71
Другие самолёты на фотографии: Lockheed A-12 - США - 1962
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Семейный портрет "Черных птиц" сразу после прекращения их полетов. Авиабаза Биэль, 1989г.
-
Авиация и Космонавтика 2006-11 / В.Ильин - Судьба "невидимки" (1)
"Стелсы" отделения Локхид "Сканк уорк" - SR-71, U-2 и F-117
Другие самолёты на фотографии: Lockheed F-117 Nighthawk - США - 1981Lockheed U-2R - США - 1967
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Одетый в скафандры экипаж подвезли к самолету
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
SR-71A (сер. N 64-17967) - участник военного авиашоу RIAT 89. Авиабаза Фэйрфорд (Великобритания), июль 1989г.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
The blended chines and extraordinarily thin wing of the SR-71A present an unmistakable image when viewed head on.
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
A menacing front view of an SR-71A reconnaissance aircraft.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 4. Aerospace World Records
Lockheed SR-71A, holder of the world absolute speed record.
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
The only two photograph of the Lockheed SR-71 strategic reconnaissance aircraft released by mid-1965
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
Only a dozen or so SR-71As remain operational at Beale AFB with a number of aircraft being placed in storage as reserve airframes. Illustrated is 64-17980, which is thought to have been the very last SR- 71A manufactured.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Gunston - New York - London in under two hours
The SR-71 taxying back to be parked away from the show area at Farnborough.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
SR-71A (сер. N 64-17960) из 9-го стратегического разведывательного авиакрыла. Авиабаза Мидленхолл (Великобритания), июль 1986г.
-
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
The marked downthrust angle of the engine nacelle, and the drooped leading edge of the outer wing panel.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
SR-71A (сер. N 64-17979) перед очередной разведывательной миссией к северным границам СССР. Авиабаза Мидленхолл, 22 июня 1984г.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Вот уже 45 лет SR-71 поражает своим футуристическим обликом
-
Авиация и Космонавтика 2012-12 / Д.Пичугин - Air Tattoo - 2012
Американский самолет-разведчик SR-71A
-
Aeroplane Monthly 1974-11 / News Spotlight
The Lockheed SR-71A that appeared at Farnborough is seen leaving Mildenhall on September 12, 1974. Capt Buck Adams and Maj Bill Machorek flew the aircraft 5,645 miles from a notional London radar gate to Los Angeles in 3hr 47min, giving an average groundspeed of 1,480 m.p.h.
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - 1. Chronology
Lockheed SR-71A (28 July 1976).
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
Первый SR-71A, возвращенный в строй ВВС США в 1995г
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
SR-71A, 64-17971, on final approach to Dyess AFB, Texas. This aircraft has an unusual nose-mounted port for a panoramic camera of the CAI/Itek in (61-cm) focal length type.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
The SR-71A 's chine is significantly more rounded near the nose than that of the A-12. Blending of wing and fuselage and engine nacelles is particularly noticeable from this angle.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
A view of SR-71A, 64-17964
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
SR-71A - "Быстрый кролик"
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
The third SR-71A, 17952. More than half the 170,000lb gross weight is fuel.
-
Air International 1987-12 / In print
Although it is now more than 20 years since the Lockheed SR-71 made its first flight, the Blackbird is still one of the most dramatic shapes in the sky, and a certain show-stealer wherever it appears. The SR-71 is the subject of an addition to the Osprey Colour Series, containing 122 colour photos by Paul F Crickmore. The illustrations of the Blackbird below were taken by Chris Burkett at the Mildenhall air show in 1986.
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
An SR-71A of the 9th Strategic Reconnaissance Wing, USAF. The unit has operated the type since January 1966.
-
Aeroplane Monthly 1984-01 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (2)
Another view of SR-71A ’963 Minty 23 as she pulls away from refuelling.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Gunston - New York - London in under two hours
Another Lockheed SR-71A strategic reconnaissance aircraft seen over America.
The unarmed but menacing Lockheed SR-71 is still the world's fastest conventional aeroplane. It was evolved from the A-11 (later designated YF-12). -
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
Blackbird 964, callsign Minty 23, “somewhere over the North Sea - or is it the Atlantic?” The photograph was taken by the author from a KC-135Q tanker aircraft during an air-to-air refuelling manoevre.
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
This approaching view of the SR-71A emphasizes the tailless delta configuration and the chine extending to the extreme nose.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Борт 844 - последняя летающая "Черная птица" - во время летной отработки новой концепции авиадвигателя в рамках работ по орбитальному самолету X-35
-
Авиация и Космонавтика 2000-11 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (4)
SR-71A N 64-17958 с белым крестом под фюзеляжем и крылом для облегчения слежения регистрирующей аппаратурой во время установлления мирового рекорда скорости 27/28 июня 1976г
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (2)
Первый взлет SR-71 в сопровождении истребителя Локхид F-104
Другие самолёты на фотографии: Lockheed F-104G Starfighter - США - 1959
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
SR-71A над Англией в сопровождении британского "Ягуара"
Другие самолёты на фотографии: SEPECAT Jaguar - International - 1969
-
Авиация и Время 1999-03 / А.Совенко - "Грипен" и его конкуренты. Часть III. "Сражающийся Сокол" /Авиасалон/ (5)
F-16XL в одном строю с SR-71
Другие самолёты на фотографии: General Dynamics F-16XL - США - 1982
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
Дозаправка SR-71 в полете от "дойной коровы KC-135Q - необходимое условие эксплуатации разведчика
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Aeroplane Monthly 1984-01 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (2)
Photo, taken by the P.Crickmore, shows SR- 71A Minty 23 taking on fuel from KC-135Q Equal 61.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Aeroplane Monthly 1984-01 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (2)
SR-71A ’963, Callsign Minty 23, receives sustenance in the form of several thousand pounds of JP-7 from KC-135Q 80117.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Мировая Авиация 198
Большинство полетов SR-71 проходило, как минимум, с одной дозаправкой. Стандартная процедура включала отправку заправщика перед вылетом SR-71, который следовал за танкером и принимал топливо после взлета, набрав высоту около 7925 м.
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Jane's All the World Aircraft 1974 / 01 - Aircraft
Lockheed SR-71A strategic reconnaissance aircraft, landing at Kadena Air Base, Okinawa
-
Aeroplane Monthly 1984-01 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (2)
The sinister outline of a Lockheed SR-71A approaching RAF Mildenhall, its landing light piercing the wintry murk, and everything dangling. The aircraft has a 300kt undercarriage-down limitation speed.
-
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
SR-71 A No. 974 flaring to 12° prior to touchdown at Mildenhall in the summer of 1982.
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
Удачный снимок - на фоне закатного неба хорошо видны потоки воздуха, обтекающего крыло
-
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
SR-71A 17976 lands back at Mildenhall after another mission. The pale markings indicate that this photo was taken before the low-visibility scheme was introduced.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Единственный SR-71A (сер. N 64-17959), оборудованный для стереосъемки. Две одинаковые фотокамеры располагались в носу фюзеляжа и под удлиненным хвостовым обтекателем, отклоняемым при посадке
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Farnborough Spotlight
Majors Sullivan and Widdifield arriving at Farnborough after their record flight from New York to London in the SR-71A.
-
Aeroplane Monthly 1990-02 / B.Gunston - Bye bye Blackbird
With brake parachute deployed, SR-71A 64-17972 completes its landing run at Mildenhall after a mission on January 25, 1983.
-
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
Blackbird '972, wearing the new low-visibility markings, returns to Mildenhall after a mission on January 25, 1983. The brake 'chute is jettisoned at about 60 knots to prevent damage to the rear fuselage from the metal shroud-line buckle.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / B.Gunston - New York - London in under two hours
The record-breaking SR-71, 17972, touches down at Farnborough at 2 p.m. on September 1, 1974, having reduced the New-York-London record by 2hr 41min.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Парашют был основным средством торможения "Черных птиц". На фото: SR-71A (сер. N 6417979) совершил посадку на британской базе Фэрфорд. Июль 1985г.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
The SR-71A is slowed after landing by a 40-ft (12,2-m) diameter ring-sail ribbon parachute made of nylon. The drag chute compartment is located in the top of the rear fuselage.
-
Aeroplane Monthly 1974-10 / Farnborough Spotlight
The static display, looking west, with most of the crowd centred around the Lockheed Galaxy and SR-71A to the left of the photograph.
Другие самолёты на фотографии: Lockheed C-5 Galaxy - США - 1968
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
The two-seat SR-71B, 64-17956, has now completed over 1,000 missions. It is seen here at Lockheed's Palmdale facility following completion ofa test flight prior to its delivery to Beale AFB.
-
Aeroplane Monthly 1974-03 / B.Gunston - Burbank's Blackbirds
The most obvious variation in the sole SR-71B trainer was the conspicuously elevated position of the instructor’s cockpit.
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (2)
Одна из двух спарок SR-71B
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
SR-71B (сер. N 64-17959) - последняя из оставшихся в строю учебно-тренировочных "Черных птиц"
-
Мировая Авиация 68
7 января 1966г.: на снимке изображен первый сверхзвуковой самолет-разведчик Lockheed SR-71, поставленный Стратегическому авиационному командованию ВВС США (авиабаза Бигл, штат Калифорния). Самолет мог развивать на высоте около 26 000 м скорость полета более М=3.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Дозаправка "спарки" SR-71B от специального танкера KC-135Q
Другие самолёты на фотографии: Boeing KC-135 Stratotanker / C-135 Stratolifter - США - 1956
-
Авиация и Космонавтика 2000-10 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (3)
Пилоты в скафандрах на специальном автобусе направляются на старт
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Летчик-испытатель Роберт Гиллиленд готов ко второму испытательному полету на SR-71. Экипажи "Черных птиц" выполняли свои миссии в космических скафандрах
-
Мировая Авиация 95
Капитан Элдон У. Джоэрз, 28 июля 1976 года. В течение 1976 года ВВС США предприняли несколько попыток установить новые рекорды скорости. Наконец, 28 июля капитан Элдон Джоэрз и майор Джордж Морган на Lockheed SR-71A 64-17958 развили на полигоне базы Бил в Калифорнии рекордную скорость - 3529 км/час.
-
Мировая Авиация 198
Справа: самолет 64-17974 "Ichi Ban" во время базирования в Кадене нес отметки о количестве вылетов в виде изображения змеи "Хабу". На машине было не менее 50 таких "змеек", к тому моменту, когда ВВС США запретили подобные маркировки на разведчиках
-
Air International 1985-06
The skunk insignia on SR-71A 64-17955.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Центральный конус воздухозаборника правого двигателя
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Левый цельноповоротный киль
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Правая основная опора шасси SR-71A
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Носовая опора шасси SR-71A с подсоединенным буксировочным водилом
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Заправка SR-71A азотом (слева). Охлаждение с помощью вентилятора колес приземлившегося самолета
-
Мировая Авиация 191
Технические испытания панорамной камеры OBC (находящейся в контейнере с поддержанием микроклимата) перед установкой в носовую часть SR-71A.
-
Aeroplane Monthly 1983-12 / P.Crickmore - Blackbirds in Britain (1)
Captain (now Major) Rich Judson undergoes a suit and helmet check prior to a mission. The suit is virtually the same as that worn on the early Space Shuttle flights, and costs over £35,000.
-
Мировая Авиация 191
Майоры О'Мэлли (пилот) и Эд Пэйн (RSO) стали первым экипажем, совершившим на Lockheed SR-71 Blackbird полет в рамках операции "Giant Scale" 21 марта 1968 года. Они летали на SR-71A (64-17976), который ныне является экспонатом музея ВВС США.
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Лётчики в кабине самолёта-разведчика SR-71
-
Авиация и Космонавтика 2024-02 / О.Рязанцев - Последняя надежда пилота (1)
Демонстрационный стенд с катапультируемым креслом самолёта SR-71
-
Air International 2009-01 / P.Crickmore - Blackbirds in the Cold War /Cold war warrior/
In stark contrast to the SR-71's futuristic exterior, its cockpit consists of 1950s-technology analogue instruments, rather than multi-function displays.
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Приборное оборудование кабин летчика (слева) и оператора самолета SR-71
-
Авиация и Время 2007-04 / А.Совенко - "Черные птицы" стратосферы
Боковые панели кабины летчика SR-71A
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (2)
Авария SR-71B 11 января 1968г. Пилоты благополучно катапультировались
-
Авиация и Космонавтика 2000-09 / М.Никольский - Черная птица Кларенса Джонсона (2)
Катастрофа SR-71A 10 октября 1968г.
-
Мировая Авиация 46
SR-71A Blackbird. Самолет с номером 64-17964 впервые поднялся в воздух 11 мая 1966 года. Здесь он изображен полностью окрашенным в черный цвет с красными цифрами и надписями - такая схема окраски стала стандартной на последнем этапе эксплуатации SR-71.Свой последний полет он совершил 20 марта 1990 года, в настоящее время самолет находится на авиабазе Оффатт, штат Небраска. Три других самолета - два SR-71A и один SR-71B - после прекращения полетов в ВВС США в начале 1990 года передали НАСА, а один SR-71A оставался в ВВС США и не эксплуатировался. Во время операции "буря в пустыне" стало очевидно, что не хватает самолетов-разведчиков типа Blackbird, поэтому было предложено возвратить неиспользуемый SR-71A в строй, а также добавить к нему еще один самолет. Но командование ВВС США не было заинтересовано в возрождении программы SR-71, так как в работе находились другие проекты - такие как беспилотные Tier 2 Plus и Tier 3 Minus Darkstar. 29 января 1994 года был назван состав трех экипажей, и 26 апреля 1995 года самолет SR-71A (64-17971) выполнил первый полет под контролем ВВС, но с экипажем НАСА. В строй вернули и второй SR-71A, a SR-71B использовался совместно с НАСА. Самолеты должны были летать в составе 2-го отряда 9-го авиакрыла стратегической разведки, приписанного к авиабазе Бил (традиционному месту расположения SR-71), но базировавшегося на авиабазе Эдвардс. Однако боевые полеты не выполнялись, и программа была закрыта навсегда. Оставшиеся у НАСА самолеты SR-71A участвовали в летных испытаниях с установленным над фюзеляжем двигателем Boeing-Rocketdyne J2-S. В силовой установке, созданной по новой технологии, в качестве топлива использовался водород, она предназначалась для Lockheed Martin X-33 -демонстратора технологий по программе создания многоразового космоплана. Но проект X-33 также закрыли.
-
Мировая Авиация 46
SR-71 Blackbird
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
Lockheed SR-71A Blackbird
-
Мировая Авиация 46
SR-71A отличался более тонким профилем носовой части, а кабины пилота и оператора располагались тандемно. Носовые секции были съемными, что позволяло устанавливать необходимое для выполнения конкретной задачи оборудование. Было разработано три типа этих секций, в одной - размещалась большая фотокамера.
-
Мировая Авиация 46
SR-71B. Для обучения летчиков два SR-71A оборудовали второй приподнятой кабиной, где располагался инструктор. Самолет, обозначенный как SR-71B, обладал несколько меньшей скоростью и худшей путевой устойчивостью. Для компенсации последней в задней части фюзеляжа установили два подфюзеляжных гребня.
-
Air International 1985-02 / J.Miller - Burbank's Blackbirds
Другие самолёты на фотографии: Lockheed A-12 - США - 1962Lockheed YF-12 - США - 1963
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Lockheed YF-12A Mach 3 prototype fighter with additional side view (bottom) of SR-71A reconnaissance aircraft
Другие самолёты на фотографии: Lockheed YF-12 - США - 1963
-
Jane's All the World Aircraft 1975 / 01 - Aircraft
Lockheed SR-71A two-seat strategic reconnaissance aircraft
Тип фотографий
- Все фото (204)
- Боковые проекции (3)
- Цветные фото (98)
- Ч/б фото (81)
- Кабина (7)
- Обломки (3)
- Рисунки, схемы, чертежи (12)