Lockheed F-104G Starfighter (Aeritalia F-104ASA (Италия))
Варианты:
Lockheed - F-104G Starfighter - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959


Одноместный многоцелевой тактический истребитель
Описание:
Lockheed F-104 Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Фотографии:

Цветные фото (80)

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
  В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
  Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
  Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
  С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
  Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-104G Starfighter

  Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
  Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

В 1981 году ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) задумались о модернизации своего парка истребителей-бомбардировщиков F-104S из 153-х машин. Главным подрядчиком программы ASA (Aggiornamento Sistema d'Arma - модернизация системы вооружения) выступала фирма "Aeritalia", слившаяся в конце 1990-х годов с фирмой "Selenia", образовав группу "Alenia". Программа предусматривала расширение возможностей F-104S при перехвате на малых высотах и нанесении ударов по наземным целям.
  В ходе доработки самолет получил новую радиолокационную станцию и возможность нести ракеты "воздух-воздух" Selenia Aspide Mk 1А. В результате истребитель стал способен поражать цели на фоне земли на дальности до 35 км.
  Бортовое оборудование для управления ракетами Aspide было миниатюризировано, так что на борту F-104ASA снова смогли установить шестиствольную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. При боевых действиях F-104ASA теперь мог использовать аппаратуру РЭБ ALQ-70 или ALQ-73. Также машина получила возможность нести всеракурсные ракеты "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
  Летные испытания доработанного самолета начались в июле 1983 года, а первая строевая машина, прошедшая модернизацию, была передана ВВС 19 ноября 1986 года. Последний из 147 F-104ASA был поставлен в конце 1991 года.
  Проводились исследования по дальнейшему усовершенствованию F-104ASA до стандарта ASAM. Самолет предполагалось оснастить совершенно новым радаром, широкоформатным индикатором и штангой дозаправки в воздухе. Это позволило бы эксплуатировать машину и после 2005 года, в случае задержек с реализацией программы Eurofighter, а также для подготовки летчиков на новый самолет. Но из-за бюджетных ограничений в 1994 году итальянцы предпочли взять в лизинг британские Tornado F.Mk3, через 10 лет заменив их на F-16, ранее принадлежавшие ВВС США. Последние F-104ASA были сняты с вооружения итальянских ВВС в конце 2004 года, прослужив почти 40 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-19 тягой 52,80 кН без форсажа и 79,62 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,20 на высоте 10975 м; максимальная крейсерская скорость 981 км/ч скороподъемность у земли 16 764 м в мин; потолок 17 680 м; боевой радиус действия с максимальным запасом топлива 1247 км
  Масса: пустого 6760 кг; максимальная взлетная 14060 кг
  Размеры: размах крыла 6,68 м без баков на законцовках, длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan и до 3400 кг на внешней подвеске
USA
Прозванный "ракетой с человеком на борту", истребитель Lockheed F-104 оказался очень спорным самолетом. 18 мая 1958 года F-104A установил мировой рекорд скорости 2260 км/час на большой высоте.
Учебное подразделение Люфтваффе неоднократно меняло обозначение - 4510-е учебное авиакрыло, затем 58-е тактическое истребительное учебное авиакрыло, а с 1977 года - 58-е тактическое учебное авиакрыло.
ВВС США не купили ни одного F-104G, но самолеты использовались ими для подготовки неамериканских летчиков - в основном из Люфтваффе.
TF- and F-104Gs do indeed wear the 'star and bar'. There are two squadrons of TF-/F-104G aircraft assigned to the 58th Tactical Training Wing at Luke AFB, Arizona. These aircraft belong to the West German government and are part of the very sizeable German training establishment in the US. The German F-104s operate in US markings to preclude any adverse publicity which might result in the event of an aircraft accident involving US citizens or their property. The German T-37 and T-38 aircraft operated by the 80th Flying Training Wing's 89th (T-37) and 90th (T-38) Flying Training Squadrons at Sheppard AFB. Texas, also wear US insignia. All of the German military aircraft operated in the US. with the exception of weekly Boeing 707 runs, operate without any markings which would identify them as obviously German, although personnel wear the appropriate uniforms. German personnel and equipment are assigned to several US installations, eg. Luke AFB (F-104G transition training); Sheppard AFB (Luftwaffe and Bundesmarine Undergraduate Pilot Training, T-37 and T-38); Shaw AFB (RF-4 transition training); George AFB (F-4 training); and Ft Bliss (anti-aircraft artillery training, MIM-14 Nike Hercules).
Этот 57-1317 - один из серии, включавшей 27 самолет варианта F-104D и поставленной ВВС США. Созданный на базе F-104C двухместный F-104D не имел пушки.
Germany
ВВС Западной Германии располагали самым большим в мире парком Starfighter. Именно они стали первыми покупателями модификации F-104G. На снимке представлен самолет из JBG34 - последнего авиакрыла Люфтваффе, вооруженного F-104.
17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.
Германские Люфтваффе заинтересовались системами безаэродромного старта (Zero Length Launch - ZELL) как средством, позволяющим рассредоточить свои Starfighter, выведя их из-под возможного удара. Предусматривалось, что в случае возникновения угрозы F-104G с ядерным вооружением будут вывозиться автотранспортом к заранее установленным стартовым рампам. Старт самолета должен осуществляться при помощи мощного ускорителя Rocketdyne, отделявшегося после достижения F-104G требуемой скорости. Посадку предполагалось осуществлять на импровизированные ВПП (включая прямые участки автобанов), оснащенные системой торможения (SATS). Система ZELL уже была всесторонне опробована во время работ в США с F-100 Super Sabre, но разработка была в конечном итоге остановлена после того, как Германия потратила на нее свыше 25 млн долларов. Самолет "DA+102" (на фото) стал третьим Starfighter, построенным "Lockheed" для Люфтваффе, и был приписан к JBG 31. Он использовался при первых испытаниях системы F-104G ZELL, проводившихся на авиабазе Эдвардс с июня 1963 года. Американские и германские пилоты проводили испытания системы ZELL в Лехфельде с 4 мая 1966 года, причем без единого происшествия. Гигантский твердотопливный ускоритель NAA Rocketdyne развивал тягу не менее 533,81 кН. Первые несколько секунд после старта F-104 летели по баллистической траектории, пока их скорость не достигала 278 км/ч, и становились эффективными органы управления.
Концерн MBB давно занимался вопросами увеличения маневренности истребителей. Использование статически неустойчивых самолетов с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) позволяло значительно улучшить этот показатель. F-104CCV являлся летающей лабораторий MBB, предназначенной для отработки ЭДСУ будущих истребителей, таких как Eurofighter. Неустойчивость Starfighter увеличивали постепенно, сначала добавляя балласт в носовую часть, чтобы изменить положение центра тяжести. Для дальнейшего снижения устойчивости над фюзеляжем машины, перед крылом, установили горизонтальное оперение от другого F-104. Данные, собранные в ходе испытаний, использовались при разработке истребителя EFA, а также при создании экспериментального сверхманевренного самолета Rockwell/MBB X-31. Самолет CCV (на фото) был переделан из перехватчика F-104G постройки компании "Fokker". Его первый полет с трехканальной ЭДСУ состоялся в 1977 году, а дестабилизатор над фюзеляжем был установлен в 1980 году. Путем добавления балласта неустойчивость машины довели до 20%. В общей сложности она совершила 120 испытательных полетов, достигнув к моменту их завершения расчетной скорости М=1,3 и 1204,58 км/ч. Отличительной чертой CCV была длинная инструментальная штанга с датчиками, обеспечивающими точные измерения по всем трем осям. На фюзеляж нанесли калибровочные отметки, облегчавшие наблюдение с земли и самолетов сопровождения. F-104CCV был позднее передан Техническому музею в Кобленце.
The Lockheed F-104G Starfighter modified by MBB as a flying test bed for CCV technology with a canard surface mounted behind the cockpit and above the fuselage.
The F-104 modified for CCV research, showing its final configuration, with laser gyro in the fuselage pod.
Italy
Недостаток средств позволил модернизировать лишь небольшую часть парка F-104ASA (на снимке) до стандарта ASAM.
Италия намеревалась сохранить на службе свои F-104ASA до поступления на вооружение истребителей EF2000, но в конечном итоге Starfighter были отправлены в отставку до появления в частях новых Typhoon. Модернизации вооружения и бортового оборудования позволяли поддерживать боевые возможности самолета на приемлемом уровне, но его пилотам следовало избегать ближнего воздушного боя, в котором F-104 проигрывал более маневренным современным истребителям. Попади пилот в схватку, великолепные разгонные характеристики и высокая скороподъемность Starfighter были его единственным шансом выйти из ближнего боя.
Для участия в операции "Allied Force" были выделены итальянские Starfighter, они были дислоцированы на авиабазах Амендола и Червиа, но участия в боях не принимали.
Although production of the F-104S Starfighter is now to all intents and purposes complete, the overhaul and modification of this type will provide Aeritalia's Caselle Nord plant with a considerable workload for the next decade. Illustrated above are two F-104S Starfighters of the 21° Gruppo, 53° Stormo based at Cameri. All F-104S Starfighters of the Aeronautica Militare will have their air-air capabilities upgraded by Aeritalia in a programme occupying several years.
На фотографии самолет из 22-й группы 51-го полка, несущий первоначально применявшийся крупный код подразделения. Он выполняет совместный полет с другим самолетом этой же группы, но уже без крупного цифрового кода.
На снимке начала 1960-х годов - истребители-бомбардировщики F-104G производства FIAT из состава 9-й авиагруппы, которая первой в Италии освоила самолеты Starfighter. С июля 1964 года стал наноситься типовой камуфляж НАТО.
F-104 поставлялись ВВС Италии в естественной металлической окраске, но затем они получили серо-зеленый камуфляж, а после были окрашены в полностью серый цвет.
Несмотря на принятие на вооружение самолетов Tornado и АМХ, ВВС Италии продолжали модернизацию своего парка F-104, продолжая летать на них и в 21 веке. В последние годы службы эти самолеты вели воздушное патрулирование совместно с истребителями Tornado F.Mk 3, которые обеспечивали их дополнительной радиолокационной информацией при выполнении перехвата воздушных целей.
F-104S из 12-й группы 36-го полка в полете вместе с Tornado IDS из 156-й группы 36-го полка.
Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.
По программе ASA бортовую РЛС довели до стандарта R-21G/M1 Setter - добавились возможность скачкообразного изменения несущей частоты, индикатор движущейся цели и режим обнаружения и наведения на фоне земли.
Итальянские Starfighter были наиболее совершенными перехватчиками среди всех F-104. Благодаря ряду доработок эти самолеты могли нести ракеты "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow или Aspide средней дальности и все ракурсные ракеты AIM-9L Sidewinder.
Самолет 9-го полка из Граццанизе несет эмблему подразделения - вставшего на дыбы коня. Подразделение носит имя аса Франческо Баракка.
18-я группа 37-го полка, дислоцированная в Трапани, продолжает эксплуатировать F-104S - они решают задачи ПВО и вооружены УР Aspide 1A и AIM-9L.
С двумя установленными на крыле УР AIM-7 Sparrow (фото) истребитель F-104S итальянского производства обладал возможностями всепогодного перехватчика, такие же самолеты экспортировались в Турцию.
28-я группа, входящая в состав 3-го полка вместе с 132-й группой, эксплуатирует самолеты RF-104G, с 1977 года они применяют контейнеры Orpheus.
18-я группа 37-го полка - одно из пяти подразделений ВВС Италии, вооруженных F-104S. Данный F-104S ранее служил в 9-й группе 4-го полка в Гроссето.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Левый и правый борта F-104S из 21-го дивизиона (Gruppo) 53-го полка (Stormo), окрашенные в честь встречи пилотов НАТО "TigerMeet-1996" в Камери.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 75-летие 5-го полка 23-го дивизиона.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 22-й дивизион, 51-й полк - Истрана, провинция Тревизо
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Специальная окраска 51-го полка, 1995 год (на правом борту самолета цвета 22-го полка)
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Праздничная окраска базировавшегося в Виллафранка 3-го полка 28-го дивизиона
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 20-й дивизион, 4-й полк - празднование 75 000 часов на лета на Starfighter
Canada
Один из самолетов (12838) 4-го авиакрыла на авиабазе Баден-Золинген, ФРГ, снимок сделан до 1972 года.
На снимке, сделанном на базе ВВС Канады в Требтоне, Онтарио, в сентябре 1976 года, запечатлена пара CF-104A (104731 и 104754).
Четвертый серийный самолет канадской постройки (12 704), обратите внимание на изображенный на киле флаг Канады.
F-104 "Старфайтер" - самый аварийный самолет в истории мировой авиации.
Netherlands
Голландский F-104G в специальной окраске во время авиашоу по поводу 65-летия голландских ВВС (1978 год). Голландские ВВС располагали пятью строевыми подразделениями, вооруженными F-104.
F-104G на снимке, несущий ракеты Sidewinder, принадлежал к одной из двух эскадрилий ВВС Дании (???), решавших задачи ПВО.
The RF-104G D-8112, photographed by Jan A H van den Oever, was representative of No 306's previous recce equipment, operational status with the RF-16A having been attained in October 1984.
Став одними из покупателей в первой "сделке века", Нидерланды последовали примеру многих своих союзников по НАТО, заменив свои F-104 на F-16 Fighting Falcon в ходе второй "сделки века". Как это уже было в США, в начале своей службы в Европе F-104 имели очень высокий уровень аварийности. Голландцы потеряли 35,8% своего парка Starfighter.
The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Starfighters of the last-mentioned units are seen here (Nr 322 Squadron).
Четверка голландских F-104G из базировавшихся в Фолкеле 311-й и 312-й эскадрилий. На эти подразделения были возложены тактические задачи.
The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Aircraft of Nr 306 Squadron on the flight line at Volkel are seen here.
Japan
Японские ВВС получили 210 самолетов F-104J и двадцать F-104DJ с дублированным управлением. Многие из них затем переделали в воздушные мишени.
18-й F-104J (36-8518) сборки "Mitsubishi", здесь же еще один F-104J и пара двухместных F-104DJ. Верхние поверхности крыльев спарок окрашены в белый цвет.
Turkey
Турция получила более 400 самолетов Starfighter, но значительная часть из них находилась на хранении или использовалась на запчасти. Кроме 40 машин F-104S и 52 самолетов F/RF/TF-104G, все они были переданы Турции другими странами НАТО. Дольше всех в эксплуатации находился не F-104S, поставленный компанией «Aeritalia» во второй половине 1970-х годов, а более старый CF-104 из 8-го авиакрыла, дислоцировавшегося в Диярбакыре до 1995 года.
F-104S перед перегоном из Каселле (Турин). Эти машины поступали в основном в 191-ю эскадрилью в Балыкесире.
Six of the 40 F-104S Starfighters supplied by Aeritalia to Turkey.
Aeritalia-built F-104S Starfighters awaiting delivery to the Turkish Air Force at Caselle Sud, Turin.
F-104
Greece
Две греческие эскадрильи, 335-я «Tiger» (Танагра) и 336-я «Olympus» (Араксос), получили свои F-104G из различных источников, включая 79 машин из Люфтваффе. Эскадрильи входили в 1-е тактическое ударное авиакрыло, и до начала 1970-х годов их главной целью было нанесение ядерных ударов. Последний Starfighter был списан в марте 1993 года.
Belgium
Бельгийский F-104G постройки компании SABCA рядом с греческими Starfighter. В бельгийских ВВС самолеты стояли на вооружении 1-го авиакрыла в Бовешене (всепогодные перехватчики), 10-го авиакрыла в Клейне-Брогеле (тактическое ударное) и группе переподготовки летчиков (подразделения на обеих базах). В период 1963-1983 годов в авариях и катастрофах было потеряно 37% всех FAB/Blu F-104.
Бельгийские, канадские (439-я эскадрилья «Sabre-toothed Tiger»), греческие (335-я эскадрилья «Tiger») и итальянские (21-я группа 53-го полка) Starfighter несли в разное время «тигровый» камуфляж. Этот F-104G принадлежал 31-й эскадрилье «Tiger» 10-го авиакрыла ВВС Бельгии, дислоцировавшегося в Клейн-Брогеле в период с апреля 1964 года по начало 1983 года. Также в крыло входила и 23-я эскадрилья.
Taiwan
Первыми перехватчиками F-104, попавшими на Тайвань, были истребители ВВС США, временно отправленные туда для поддержки чанкайшистов в ходе кризиса на острове Кемой в 1958 году. В 1970-е годы Тайвань получил из США 67 таких самолетов и стал одной из последних стран, принявших их на вооружение.
Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - пара камуфлированных F-104G
22 мая 1998 года на авиабазе Чуанканг в отставку торжественно был отправлен последний F-104 тайваньских ВВС. Здесь дислоцировалось первое подразделение F-104 (8-я тактическая истребительная эскадрилья). К 1990-м годам ВВС имели три подразделения с F-104. В 1993 году 427-е тактическое истребительное авиакрыло получило F-CK-1 Ching-Kuo, в 1997 году в 499-е авиакрыло поступили Mirage 2000-5, а 8 мая 1998 года 12-я тактическая разведывательная авиаэскадрилья списала последние два TF-104.
F-104G ВВС Тайваня
Norway
Норвегия получила лишь шесть двухместных Starfighter - здесь запечатлен один из четырех TF-104G, построенных «Lockheed». F-104 стоял на вооружении двух подразделений норвежских ВВС, включая 334-ю эскадрилью в Ригге, получившую бывшие канадские CF-104, модифицированные для применения ПКР Bullpup. Вторая эскадрилья, 331-я в Будё, являлась тактической разведывательной и имела на вооружении RF-104G.
Denmark
Дания получила 40 самолетов F-104G и 11 двухместных TF-104G/ CF-104D, большая часть из которых прибыла из Канады. Сине-белый орел - эмблема 723-й эскадрильи. Данный двухместный самолет - один из семи бывших канадских CF-104D, полученных в сентябре 1971 года.
NASA
Now retired, the Number 826 F-104 was used to test thermal insulation tiles during its final missions.
This pair of NASA F-104 testbed aircraft long performed low L/D flight testing.
Фотография еще одного одноместного самолета Starfighter агентства НАСА, оснащенного специальным держателем под фюзеляжем, позволявшим быстро проводить испытания малогабаритных моделей.
Центр НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардс получил F-104 как основные машины своего испытательного авиапарка. Самолеты привлекались к различным программам. NASA 824 был одним из трех самолетов TF-104C, принадлежавших ранее Люфтваффе. На снимке он изображен вместе с NB-52A, также принадлежавшим НАСА.
You better believe that NASA loved the F-104 as a testbed aircraft. Here the fleet is aloft in formation.
НАСА ценило Starfighter за высокие скорость и скороподъемность. На данной фотографии, датируемой 1975 годом, показан один из трех принадлежащих НАСА F-104N и T-38, которые использовались для подготовки астронавтов.
Со своей высокой скоростью и скороподъемностью Starfighter как нельзя лучше подходил для испытаний, проводившихся НАСА. Самолеты Starfighter, использовавшиеся летно-исследовательским центром им. Драйдена на авиабазе Эдвардс, несли службу до 1983 года, пока их не заменили на F/A-18 Hornet. Интересно, что в свое время F-104 использовались в качестве самолетов сопровождения при испытаниях Hornet (на снимке).
На снимке изображен самолет NASA812, один из F-104N, использовавшихся для подготовки астронавтов. Снимок сделан в конце 1960-х годов, когда эта машина летала в качестве самолета сопровождения при испытаниях летательного аппарата с несущим корпусом Martin X-24A.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
Второй прототип "Валькирии" (№62-207) за несколько секунд до катастрофы. Истребитель F-104 опасно сблизился с XB-70.
The NF-104 is shown in a zoom climb with the aid of its rocket engine.
The NF-104 research aircraft is now on display at the Air Force Test Pilot School at Edwards Air Force Base.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.