Lockheed F-104G Starfighter (Aeritalia F-104ASA (Италия))
Варианты:
Lockheed - F-104G Starfighter - 1959 - США
Страна: США
Год: 1959


Одноместный многоцелевой тактический истребитель
Описание:
Lockheed F-104 Starfighter
Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter
Фотографии:

Цветные фото (77)

Lockheed F-104 Starfighter

<...>
  В конце 1958 года командование ВВС ФРГ приняло решение закупить модернизированный вариант F-104G Starfighter, отличавшийся современной прицельно-навигационной системой и более мощными двигателями J79-GE-11A тягой 70,28 кН. Затем на самолет поступили заказы и от других стран НАТО, а лицензионный выпуск самолетов был организован в Бельгии, Германии, Италии и Нидерландах, с участием компаний из США и Канады. Последняя выбрала CF-104 в качестве своего нового истребителя.
  Новые F-104G, CF-104 и RF-104G Starfighter были приобретены Бельгией (101 самолет), Канадой (200), Данией (40), Германией (749 самолетов для Люфтваффе и авиации Бундесмарине), Грецией (45), Италией (125), Голландией (120), Норвегией (19), Испанией (18), Тайванем (67) и Турцией (46). Выпуск самолетов был также организован в Японии - компания "Mitsubishi" в 1962-1967 годах собрала 210 машин варианта Model 683B, в местных ВВС они получили обозначение F-104J и были списаны только в марте 1986 года.
  Большинство Starfighter с 1979 года стали заменять на более современные истребители, но часть машин была передана Соединенными Штатами своим союзникам и странам НАТО. Главными получателями самолетов стали Греция, Норвегия, Тайвань и Турция, но к концу 1990-х годов все самолеты были сняты с вооружения.
  С 1956 года для ВВС США было выпущено 26 учебно-тренировочных самолетов F-104B и 21 самолет F-104D, отличавшихся двухместной кабиной с тандемной схемой размещения пилотов. После завершения их выпуска компания "Lockheed" приступила к производству учебно-тренировочных вариантов F-104G для НАТО и Японии: 38 самолетов CF-104D для Канады, 30 F-104F и 137 TF-104G для Германии, 20 F-104DJ для Японии и 29 TF-104 - в рамках программы военной помощи (Дания - 4 самолета, Греция - 6, Норвегия - 2, Испания - 3, Турция - 6, Тайвань - 8).
  Компания "Lockheed" также построила 191 самолет TF-104G для НАТО, из которых 68 машин были собраны в Европе из машино-комплектов, поставленных "Lockheed", а еще 16 самолетов были поставлены ВВС Италии компанией "Fiat". Благодаря этому общее количество выпущенных F-104 достигло 359 машин. TF-104G сохранил вооружение и авионику одноместной версии, включая РЛС F-15A NASARR, за исключением 20-мм пушки Vulcan, вместо которой машина получила больший запас топлива. Единственным эксплуатантом F-104 на сегодня является пилотажная группа "The Starfighters F-104 Demo Team".
  

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Lockheed F-104G Starfighter

  Тип: одноместный многоцелевой тактический истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ General Electric J79-GE-11A тягой на форсаже 70,28 кН
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 10975 м - 2338 км/ч или М=2,20; начальная скороподъемность 16765 м/мин; практический потолок 17 680 м; боевой радиус с максимальной нагрузкой при решении ударной задачи 483 км
  Масса: пустого 6387 кг; максимальная взлетная 13054 кг
  Размеры: размах крыла без ракет на законцовках крыла 6,68 м; длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм шестиствольная пушка M61A1 Vulcan, плюс до 1955 кг авиационных средств поражения; в базовом варианте - одна 10/20-килотонная ядерная бомба B57 или одна 100/500-килотонная ядерная бомба B61, две ПКР Kormoran или Penguin, две УР "воздух-поверхность" AGM-65 Maverick, а также авиабомбы калибров 907, 454, 340, 227 и 113 кг, кассетные авиабомбы семейства CBU и блоки НАР серии LAU для 127-мм и 70-мм НАР, и также две УР "воздух-воздух" ближнего боя AIM-9 Sidewinder на концах крыла

Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

В 1981 году ВВС Италии (Aeronautica Militare Italiana, AMI) задумались о модернизации своего парка истребителей-бомбардировщиков F-104S из 153-х машин. Главным подрядчиком программы ASA (Aggiornamento Sistema d'Arma - модернизация системы вооружения) выступала фирма "Aeritalia", слившаяся в конце 1990-х годов с фирмой "Selenia", образовав группу "Alenia". Программа предусматривала расширение возможностей F-104S при перехвате на малых высотах и нанесении ударов по наземным целям.
  В ходе доработки самолет получил новую радиолокационную станцию и возможность нести ракеты "воздух-воздух" Selenia Aspide Mk 1А. В результате истребитель стал способен поражать цели на фоне земли на дальности до 35 км.
  Бортовое оборудование для управления ракетами Aspide было миниатюризировано, так что на борту F-104ASA снова смогли установить шестиствольную 20-мм пушку M61A1 Vulcan. При боевых действиях F-104ASA теперь мог использовать аппаратуру РЭБ ALQ-70 или ALQ-73. Также машина получила возможность нести всеракурсные ракеты "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder.
  Летные испытания доработанного самолета начались в июле 1983 года, а первая строевая машина, прошедшая модернизацию, была передана ВВС 19 ноября 1986 года. Последний из 147 F-104ASA был поставлен в конце 1991 года.
  Проводились исследования по дальнейшему усовершенствованию F-104ASA до стандарта ASAM. Самолет предполагалось оснастить совершенно новым радаром, широкоформатным индикатором и штангой дозаправки в воздухе. Это позволило бы эксплуатировать машину и после 2005 года, в случае задержек с реализацией программы Eurofighter, а также для подготовки летчиков на новый самолет. Но из-за бюджетных ограничений в 1994 году итальянцы предпочли взять в лизинг британские Tornado F.Mk3, через 10 лет заменив их на F-16, ранее принадлежавшие ВВС США. Последние F-104ASA были сняты с вооружения итальянских ВВС в конце 2004 года, прослужив почти 40 лет.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Alenia (Aeritalia/Lockheed) F-104ASA Starfighter

  Тип: одноместный истребитель и истребитель-бомбардировщик
  Силовая установка: один турбореактивный двигатель General Electric J79-GE-19 тягой 52,80 кН без форсажа и 79,62 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость 2333 км/ч или М=2,20 на высоте 10975 м; максимальная крейсерская скорость 981 км/ч скороподъемность у земли 16 764 м в мин; потолок 17 680 м; боевой радиус действия с максимальным запасом топлива 1247 км
  Масса: пустого 6760 кг; максимальная взлетная 14060 кг
  Размеры: размах крыла 6,68 м без баков на законцовках, длина 16,69 м; высота 4,11 м; площадь крыла 18,22 м2
  Вооружение: одна 20-мм пушка M61A1 Vulcan и до 3400 кг на внешней подвеске
USA
Прозванный "ракетой с человеком на борту", истребитель Lockheed F-104 оказался очень спорным самолетом. 18 мая 1958 года F-104A установил мировой рекорд скорости 2260 км/час на большой высоте.
Учебное подразделение Люфтваффе неоднократно меняло обозначение - 4510-е учебное авиакрыло, затем 58-е тактическое истребительное учебное авиакрыло, а с 1977 года - 58-е тактическое учебное авиакрыло.
ВВС США не купили ни одного F-104G, но самолеты использовались ими для подготовки неамериканских летчиков - в основном из Люфтваффе.
Germany
ВВС Западной Германии располагали самым большим в мире парком Starfighter. Именно они стали первыми покупателями модификации F-104G. На снимке представлен самолет из JBG34 - последнего авиакрыла Люфтваффе, вооруженного F-104.
17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.
Германские Люфтваффе заинтересовались системами безаэродромного старта (Zero Length Launch - ZELL) как средством, позволяющим рассредоточить свои Starfighter, выведя их из-под возможного удара. Предусматривалось, что в случае возникновения угрозы F-104G с ядерным вооружением будут вывозиться автотранспортом к заранее установленным стартовым рампам. Старт самолета должен осуществляться при помощи мощного ускорителя Rocketdyne, отделявшегося после достижения F-104G требуемой скорости. Посадку предполагалось осуществлять на импровизированные ВПП (включая прямые участки автобанов), оснащенные системой торможения (SATS). Система ZELL уже была всесторонне опробована во время работ в США с F-100 Super Sabre, но разработка была в конечном итоге остановлена после того, как Германия потратила на нее свыше 25 млн долларов. Самолет "DA+102" (на фото) стал третьим Starfighter, построенным "Lockheed" для Люфтваффе, и был приписан к JBG 31. Он использовался при первых испытаниях системы F-104G ZELL, проводившихся на авиабазе Эдвардс с июня 1963 года. Американские и германские пилоты проводили испытания системы ZELL в Лехфельде с 4 мая 1966 года, причем без единого происшествия. Гигантский твердотопливный ускоритель NAA Rocketdyne развивал тягу не менее 533,81 кН. Первые несколько секунд после старта F-104 летели по баллистической траектории, пока их скорость не достигала 278 км/ч, и становились эффективными органы управления.
F-104 ZELL взлетает со специальной установки при помощи порохового стартового ускорителя. Июнь 1963 г.
Концерн MBB давно занимался вопросами увеличения маневренности истребителей. Использование статически неустойчивых самолетов с электродистанционной системой управления (ЭДСУ) позволяло значительно улучшить этот показатель. F-104CCV являлся летающей лабораторий MBB, предназначенной для отработки ЭДСУ будущих истребителей, таких как Eurofighter. Неустойчивость Starfighter увеличивали постепенно, сначала добавляя балласт в носовую часть, чтобы изменить положение центра тяжести. Для дальнейшего снижения устойчивости над фюзеляжем машины, перед крылом, установили горизонтальное оперение от другого F-104. Данные, собранные в ходе испытаний, использовались при разработке истребителя EFA, а также при создании экспериментального сверхманевренного самолета Rockwell/MBB X-31. Самолет CCV (на фото) был переделан из перехватчика F-104G постройки компании "Fokker". Его первый полет с трехканальной ЭДСУ состоялся в 1977 году, а дестабилизатор над фюзеляжем был установлен в 1980 году. Путем добавления балласта неустойчивость машины довели до 20%. В общей сложности она совершила 120 испытательных полетов, достигнув к моменту их завершения расчетной скорости М=1,3 и 1204,58 км/ч. Отличительной чертой CCV была длинная инструментальная штанга с датчиками, обеспечивающими точные измерения по всем трем осям. На фюзеляж нанесли калибровочные отметки, облегчавшие наблюдение с земли и самолетов сопровождения. F-104CCV был позднее передан Техническому музею в Кобленце.
Экспериментальный самолет F-104G-CCV в разное время нес различные бортовые номера
The Lockheed F-104G Starfighter modified by MBB as a flying test bed for CCV technology with a canard surface mounted behind the cockpit and above the fuselage.
The F-104 modified for CCV research, showing its final configuration, with laser gyro in the fuselage pod.
Italy
Недостаток средств позволил модернизировать лишь небольшую часть парка F-104ASA (на снимке) до стандарта ASAM.
Италия намеревалась сохранить на службе свои F-104ASA до поступления на вооружение истребителей EF2000, но в конечном итоге Starfighter были отправлены в отставку до появления в частях новых Typhoon. Модернизации вооружения и бортового оборудования позволяли поддерживать боевые возможности самолета на приемлемом уровне, но его пилотам следовало избегать ближнего воздушного боя, в котором F-104 проигрывал более маневренным современным истребителям. Попади пилот в схватку, великолепные разгонные характеристики и высокая скороподъемность Starfighter были его единственным шансом выйти из ближнего боя.
Для участия в операции "Allied Force" были выделены итальянские Starfighter, они были дислоцированы на авиабазах Амендола и Червиа, но участия в боях не принимали.
Although production of the F-104S Starfighter is now to all intents and purposes complete, the overhaul and modification of this type will provide Aeritalia's Caselle Nord plant with a considerable workload for the next decade. Illustrated above are two F-104S Starfighters of the 21° Gruppo, 53° Stormo based at Cameri. All F-104S Starfighters of the Aeronautica Militare will have their air-air capabilities upgraded by Aeritalia in a programme occupying several years.
На фотографии самолет из 22-й группы 51-го полка, несущий первоначально применявшийся крупный код подразделения. Он выполняет совместный полет с другим самолетом этой же группы, но уже без крупного цифрового кода.
На снимке начала 1960-х годов - истребители-бомбардировщики F-104G производства FIAT из состава 9-й авиагруппы, которая первой в Италии освоила самолеты Starfighter. С июля 1964 года стал наноситься типовой камуфляж НАТО.
F-104 поставлялись ВВС Италии в естественной металлической окраске, но затем они получили серо-зеленый камуфляж, а после были окрашены в полностью серый цвет.
Несмотря на принятие на вооружение самолетов Tornado и АМХ, ВВС Италии продолжали модернизацию своего парка F-104, продолжая летать на них и в 21 веке. В последние годы службы эти самолеты вели воздушное патрулирование совместно с истребителями Tornado F.Mk 3, которые обеспечивали их дополнительной радиолокационной информацией при выполнении перехвата воздушных целей.
F-104S из 12-й группы 36-го полка в полете вместе с Tornado IDS из 156-й группы 36-го полка.
Итальянский F-104S и турецкий TF-104G в полете вместе с A-7D авиации Национальной гвардии США и итальянским Tornado IDS. Италия - последний эксплуатант Starfighter - списала их в 2004 году.
По программе ASA бортовую РЛС довели до стандарта R-21G/M1 Setter - добавились возможность скачкообразного изменения несущей частоты, индикатор движущейся цели и режим обнаружения и наведения на фоне земли.
Итальянские Starfighter были наиболее совершенными перехватчиками среди всех F-104. Благодаря ряду доработок эти самолеты могли нести ракеты "воздух-воздух" AIM-7 Sparrow или Aspide средней дальности и все ракурсные ракеты AIM-9L Sidewinder.
Самолет 9-го полка из Граццанизе несет эмблему подразделения - вставшего на дыбы коня. Подразделение носит имя аса Франческо Баракка.
18-я группа 37-го полка, дислоцированная в Трапани, продолжает эксплуатировать F-104S - они решают задачи ПВО и вооружены УР Aspide 1A и AIM-9L.
F-104S ASA из 9-й авиагруппы ВВС Италии. Великобритания, авиабаза Коттесмор, 9 июня 1997 г.
С двумя установленными на крыле УР AIM-7 Sparrow (фото) истребитель F-104S итальянского производства обладал возможностями всепогодного перехватчика, такие же самолеты экспортировались в Турцию.
28-я группа, входящая в состав 3-го полка вместе с 132-й группой, эксплуатирует самолеты RF-104G, с 1977 года они применяют контейнеры Orpheus.
18-я группа 37-го полка - одно из пяти подразделений ВВС Италии, вооруженных F-104S. Данный F-104S ранее служил в 9-й группе 4-го полка в Гроссето.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Левый и правый борта F-104S из 21-го дивизиона (Gruppo) 53-го полка (Stormo), окрашенные в честь встречи пилотов НАТО "TigerMeet-1996" в Камери.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 75-летие 5-го полка 23-го дивизиона.
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. 22-й дивизион, 51-й полк - Истрана, провинция Тревизо
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Специальная окраска 51-го полка, 1995 год (на правом борту самолета цвета 22-го полка)
Специальные схемы окраски в ВВС Италии. Праздничная окраска базировавшегося в Виллафранка 3-го полка 28-го дивизиона
Canada
Один из самолетов (12838) 4-го авиакрыла на авиабазе Баден-Золинген, ФРГ, снимок сделан до 1972 года.
На снимке, сделанном на базе ВВС Канады в Требтоне, Онтарио, в сентябре 1976 года, запечатлена пара CF-104A (104731 и 104754).
Четвертый серийный самолет канадской постройки (12 704), обратите внимание на изображенный на киле флаг Канады.
F-104 "Старфайтер" - самый аварийный самолет в истории мировой авиации.
CF-104 из 421-Й эскадрильи Королевских ВВС Канады. Германия, Баден-Шеллинген, лето 1973 г.
Netherlands
The RF-104G D-8112, photographed by Jan A H van den Oever, was representative of No 306's previous recce equipment, operational status with the RF-16A having been attained in October 1984.
Став одними из покупателей в первой "сделке века", Нидерланды последовали примеру многих своих союзников по НАТО, заменив свои F-104 на F-16 Fighting Falcon в ходе второй "сделки века". Как это уже было в США, в начале своей службы в Европе F-104 имели очень высокий уровень аварийности. Голландцы потеряли 35,8% своего парка Starfighter.
The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Starfighters of the last-mentioned units are seen here (Nr 322 Squadron).
F-104G Королевских ВВС Нидерландов. Нидерланды,авиабаза Уден-Фолькель, конец 1970-х годов
F-104G на снимке, несущий ракеты Sidewinder, принадлежал к одной из двух эскадрилий ВВС Дании (???), решавших задачи ПВО.
Голландский F-104G в специальной окраске во время авиашоу по поводу 65-летия голландских ВВС (1978 год). Голландские ВВС располагали пятью строевыми подразделениями, вооруженными F-104.
Четверка голландских F-104G из базировавшихся в Фолкеле 311-й и 312-й эскадрилий. На эти подразделения были возложены тактические задачи.
The F-104G Starfighter is currently the most important aircraft in the KLu inventory. The Tactical Air Command includes two F-104G-equipped strike squadrons. Nrs 311 and 312, in its order of battle, these being equipped for the delivery of either conventional or nuclear weapons. A third F-104G unit, Nr 306, fulfils the Tac-R role, and two others, Nrs 322 and 323, operate as interceptors. Aircraft of Nr 306 Squadron on the flight line at Volkel are seen here.
Japan
F-104J из 202-й эскадрильи Воздушных Сил самообороны Японии. Авиабаза Нитабару, 1976 г.
Японские ВВС получили 210 самолетов F-104J и двадцать F-104DJ с дублированным управлением. Многие из них затем переделали в воздушные мишени.
18-й F-104J (36-8518) сборки "Mitsubishi", здесь же еще один F-104J и пара двухместных F-104DJ. Верхние поверхности крыльев спарок окрашены в белый цвет.
Turkey
Турция получила более 400 самолетов Starfighter, но значительная часть из них находилась на хранении или использовалась на запчасти. Кроме 40 машин F-104S и 52 самолетов F/RF/TF-104G, все они были переданы Турции другими странами НАТО. Дольше всех в эксплуатации находился не F-104S, поставленный компанией «Aeritalia» во второй половине 1970-х годов, а более старый CF-104 из 8-го авиакрыла, дислоцировавшегося в Диярбакыре до 1995 года.
F-104S перед перегоном из Каселле (Турин). Эти машины поступали в основном в 191-ю эскадрилью в Балыкесире.
Six of the 40 F-104S Starfighters supplied by Aeritalia to Turkey.
Aeritalia-built F-104S Starfighters awaiting delivery to the Turkish Air Force at Caselle Sud, Turin.
Greece
Две греческие эскадрильи, 335-я «Tiger» (Танагра) и 336-я «Olympus» (Араксос), получили свои F-104G из различных источников, включая 79 машин из Люфтваффе. Эскадрильи входили в 1-е тактическое ударное авиакрыло, и до начала 1970-х годов их главной целью было нанесение ядерных ударов. Последний Starfighter был списан в марте 1993 года.
Belgium
Бельгийский F-104G постройки компании SABCA рядом с греческими Starfighter. В бельгийских ВВС самолеты стояли на вооружении 1-го авиакрыла в Бовешене (всепогодные перехватчики), 10-го авиакрыла в Клейне-Брогеле (тактическое ударное) и группе переподготовки летчиков (подразделения на обеих базах). В период 1963-1983 годов в авариях и катастрофах было потеряно 37% всех FAB/Blu F-104.
Бельгийские, канадские (439-я эскадрилья «Sabre-toothed Tiger»), греческие (335-я эскадрилья «Tiger») и итальянские (21-я группа 53-го полка) Starfighter несли в разное время «тигровый» камуфляж. Этот F-104G принадлежал 31-й эскадрилье «Tiger» 10-го авиакрыла ВВС Бельгии, дислоцировавшегося в Клейн-Брогеле в период с апреля 1964 года по начало 1983 года. Также в крыло входила и 23-я эскадрилья.
Taiwan
Первыми перехватчиками F-104, попавшими на Тайвань, были истребители ВВС США, временно отправленные туда для поддержки чанкайшистов в ходе кризиса на острове Кемой в 1958 году. В 1970-е годы Тайвань получил из США 67 таких самолетов и стал одной из последних стран, принявших их на вооружение.
Тайвань стал крупнейшим эксплуатантом Starfighter, заменив их затем на Ching-Kuo, F-16 и Mirage 2000. На фото - пара камуфлированных F-104G
22 мая 1998 года на авиабазе Чуанканг в отставку торжественно был отправлен последний F-104 тайваньских ВВС. Здесь дислоцировалось первое подразделение F-104 (8-я тактическая истребительная эскадрилья). К 1990-м годам ВВС имели три подразделения с F-104. В 1993 году 427-е тактическое истребительное авиакрыло получило F-CK-1 Ching-Kuo, в 1997 году в 499-е авиакрыло поступили Mirage 2000-5, а 8 мая 1998 года 12-я тактическая разведывательная авиаэскадрилья списала последние два TF-104.
F-104G ВВС Тайваня
NF-104A
The NF-104 is shown in a zoom climb with the aid of its rocket engine.
NF-104A, оснащенный ракетным ускорителем Rocketdyne, предназначался для отработки космонавтами и летчиками-испытателями полетов на больших высотах в условиях невесомости. Три NF-104A были переданы Командованию ПВО США, а затем - Аэрокосмической школе летчиков-исследователей на авиабазе Эдвардс.
The NF-104 research aircraft is now on display at the Air Force Test Pilot School at Edwards Air Force Base.
NASA
Now retired, the Number 826 F-104 was used to test thermal insulation tiles during its final missions.
This pair of NASA F-104 testbed aircraft long performed low L/D flight testing.
Фотография еще одного одноместного самолета Starfighter агентства НАСА, оснащенного специальным держателем под фюзеляжем, позволявшим быстро проводить испытания малогабаритных моделей.
You better believe that NASA loved the F-104 as a testbed aircraft. Here the fleet is aloft in formation.
НАСА ценило Starfighter за высокие скорость и скороподъемность. На данной фотографии, датируемой 1975 годом, показан один из трех принадлежащих НАСА F-104N и T-38, которые использовались для подготовки астронавтов.
Со своей высокой скоростью и скороподъемностью Starfighter как нельзя лучше подходил для испытаний, проводившихся НАСА. Самолеты Starfighter, использовавшиеся летно-исследовательским центром им. Драйдена на авиабазе Эдвардс, несли службу до 1983 года, пока их не заменили на F/A-18 Hornet. Интересно, что в свое время F-104 использовались в качестве самолетов сопровождения при испытаниях Hornet (на снимке).
На снимке изображен самолет NASA812, один из F-104N, использовавшихся для подготовки астронавтов. Снимок сделан в конце 1960-х годов, когда эта машина летала в качестве самолета сопровождения при испытаниях летательного аппарата с несущим корпусом Martin X-24A.
Снимок, на котором запечатлены F/A-18 NASA 841, T-38 NASA 821 и F-104 NASA 826, сделан в 1990 году - в честь юбилея первого полета F-104 (пилот - Билл Дана).
Второй прототип "Валькирии" (№62-207) за несколько секунд до катастрофы. Истребитель F-104 опасно сблизился с XB-70.
Эта впечатляющая фотография была сделана в 1966 году в ангаре 4802 NASA на авиабазе Эдвардс. На снимке можно увидеть летательные аппараты Northrop HL-10, M2-F2 и M2-F1, а также самолеты McDonnell Douglas F-4A Phantom II, Douglas F5D-1 Skyraider, Lockheed F-104 Starfighter, Douglas C-47 и все три X-15.