Dassault Mirage 5 / Mirage 50
Варианты:
Dassault - Mirage 5 / Mirage 50 - 1967 - Франция
Страна: Франция
Год: 1967


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии
Dassault Mirage 5 и Mirage 50

  В 1966 году ВВС Израиля обратились к "Dassault" с просьбой о разработке упрощенного варианта Mirage IIE, оптимизированного для нанесения ударов по наземным целям днем в простых метеоусловиях. В результате был разработан Mirage 5, на котором отсек БРЭО перенесли из-за кабины в носовую часть фюзеляжа, освобожденную от РЛС, так что носовая часть фюзеляжа получилась более тонкой, чем на "Е". В фюзеляже вместо БРЭО разместили дополнительные топливные баки. Под фюзеляжем установили два пилона для подвески вооружения, массу которого довели до 4000 кг (емкость топливной системы возросла до 1000 л). Максимальная взлетная масса была увеличена, с такой массой самолет мог взлететь только с длинных ВПП.

  Mirage 5 мог быть использован и как дневной истребитель, вооруженный УР "воздух-воздух" с тепловыми ГСН или пушками. Допускалась подвеска внешних топливных баков суммарной емкостью до 4700 л.
  Прототип выполнил первый полет 19 мая 1967 года, но поставка 50 самолетов Mirage 5J не состоялась из-за наложенного президентом де Голлем эмбарго. Находившиеся на хранении Mirage 5J в конечном итоге поступили на вооружение ВВС Франции под обозначением Mirage 5F. Последней самолеты эксплуатировала 13-я истребительная эскадра: входившая в ее состав 2-я эскадрилья была расформирована, а 3-я эскадрилья - перевооружена на Dassault Mirage F1CT.
  Mirage 5 быстро завоевал популярность у многих заказчиков, которым требовался относительно недорогой истребитель-бомбардировщик. "Dassault" предлагала на рынке также двухместный учебный вариант Mirage 5D и одноместный разведчик Mirage 5R. После постройки 525 самолетов был разработан более совершенный вариант, электронное оборудование которого выполнили на новой элементной базе, что позволило снизить его объем и массу и установить на самолете РЛС (по желанию заказчика ставились РЛС Cyrano IV, Agave или Aida II) или лазерный дальномер. Состав БРЭО самолета почти всегда определялся заказчиком, а значительное количество самолетов за время своей службы прошло радикальную модернизацию. Глубокие модернизации варианта Mirage с дельтовидным крылом выполнялись как "Dassault", так и IAI ("Israel Aircraft Industries Ltd."), к тому же IAI самостоятельно модернизировала самолет, в результате чего появились варианты Nesher, Dagger, Kfir и Nammer.
  На модификации Mirage 50 установили двигатель Atar 9K-50, разработанный для Mirage F1. Большая тяга нового ТРД обеспечила улучшение взлетно-посадочных характеристик, самолет отличался повышенной скороподъемностью, мог нести большую боевую нагрузку, улучшилась маневренность. Прототип Mirage 50 выполнил первый полет 15 апреля 1979 года. Первым покупателем данного варианта стала Чили, заказавшая 16 машин (еще четыре Mirage IIIR2Z с ТРД Atar 9K-50 были поставлены ЮАР). В вариант Mirage 50 допускалась модернизация ранее построенных Mirage III и Mirage 5, с другой стороны комплект БРЭО от Mirage III и Mirage 5 мог быть установлен на Mirage 50. В результате две отдельные линии развития истребителей "Dassault" с дельтовидным крылом слились в одну, что в еще большей степени затруднило идентификацию отдельно взятых машин.
  Более половины эксплуатантов Mirage III, Mirage 5 и Mirage 50 модернизировали свои самолеты по отдельным программам либо своими силами, либо с помощью "Dassault" или IAI. На многие самолеты установили системы дозаправки в полете, новое прицельно-навигационное оборудование, ПГО.
  Эмират Абу-Даби (ОАЭ) закупил истребители Mirage 5AD, разведчики Mirage 5RAD и учебные Mirage 5DAD, однако модернизацию этих самолетов не проводили. Аргентина получила перехватчики Mirage 5Р в дополнение к IAI Dagger, в процессе доработки на самолеты установили лазерные дальномеры, ИЛС, системы дозаправки в полете. Часть самолетов прослужила до 2010 года. Бельгия приобрела истребители-бомбардировщики Mirage 5ВА, спарки Mirage 5BD и разведчики Mirage 5BR, из которых 15 самолетов Mirage 5ВА и пять Mirage 5BD получили ИЛС, лазерный дальномер и ПГО, однако все самолеты были сняты с вооружения в декабре 1993 года. Интерес к покупке хорошо зарекомендовавшего себя самолета проявили Чили и Филиппины, на вооружение Филиппин они поступили как Mirage 5MA/MD Elkan. Чили закупили Mirage 50C и Mirage 50DC, с помощью компании IAI чилийская "ENAER" доработала машины до уровня Mirage 50CN Pantera путем установки ПГО и БРЭО израильского производства. Колумбия получила истребители Mirage 5COA, разведчики Mirage 5COR и спарки Mirage 5COD. Позже "IAI" (также продавшая Колумбии самолеты Kfir) установила на Mirage 5COD часть бортового оборудования Kfir и меньшее ПГО (50%), тогда как на остальных спарках, получивших обозначение Mirage 50М, было установлено большее ПГО (75%). В 2009 году в эксплуатации оставалось четыре Mirage 5COA и две спарки. Египет провел на части своих самолетов модернизацию, на вооружении египетских ВВС состояли перехватчики Mirage 5SDE и Mirage 5SSE, разведчики Mirage 5SDR, учебные Mirage 5SDD и ударные Mirage 5E-II. В 2010 году эксплуатировались E-II, SDE, SDR и SDD.
  Габон получил перехватчики Mirage 5G, истребители-бомбардировщики Mirage 5G-II и Mirage 5DG, некоторые их них эксплуатируются до сих пор. Ливия получила истребители-бомбардировщики Mirage 5D, истребители Mirage 5Е, разведчики Mirage 5DR и учебные Mirage 5DD. На 2008 год это был самый многочисленный парк машин данного семейства, хотя в 2009 году многие из них были в небоеготовом состоянии. Пакистан провел модернизацию своих самолетов, оснастив их новым БРЭО. Пакистан в 2010 году имел различные варианты Mirage III, а также Mirage 5РА, оснащенные РЛС Cyrano или Agava истребители-бомбардировщики Mirage 5PA-II и Mirage 5PA-III, способные наносить удары по кораблям, а также Mirage 5DPA и, возможно, Mirage 5DPA-II, предназначенные для переучивания летчиков на новый тип машин. Самолеты ВВС Перу в ходе модернизации получили системы дозаправки в полете и лазерные дальномеры; Перу закупила Mirage 5P-IV и Mirage 5DP-IV. Венесуэла переоснастила свои одно- и двухместные самолеты новыми двигателями Atar 9K-50, после чего самолеты стали обозначаться соответственно Mirage 50EV и Mirage 50DV. К 2009 году последние 12 самолетов модификации 50EV и три 50DV были сняты с вооружения, после чего по три самолета каждого варианта передали ВВС Эквадора. Самолеты ВВС Венесуэлы отличались наличием ПГО и штангами топливоприемников, на самолетах стояли РЛС Cyrano IVM-3, а БРЭО позволяло применять ПКР Exocet. Заир модернизации своих самолетов не проводил, на вооружение ВВС этой страны поступили истребители Mirage 5М и одна спарка Mirage 5DM, к настоящему времени они сняты с вооружения.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Dassault Mirage 50M

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель
  Силовая установка: один ТРДФ SNECMA Atar 9K-S0 тягой 70,82 кН на форсаже
  Летные характеристики: максимальная скорость на высоте 12000м - 2335 км/ч или М=2,2; крейсерская скорость на высоте 11000 м - 956 км/ч; начальная скороподъемность 11160 м/мин; практический потолок 18 000 м; боевой радиус по профилю "большая-большая-большая" высота с двумя УР "воздух-воздух" и тремя ПТБ - 1315 км
  Масса: пустого 7150 кг; максимальная взлетная 14 700 кг
  Размеры: размах крыла 8,22 м; длина 15,55 м; высота 4,50 м; площадь крыла 35,00 м'
  Вооружение: две 30-мм пушки DEFA 552A и до 4000 кг боевой нагрузки на трех подфюзеляжных и четырех подкрыльевых пилонах
Mirage 50EV из состава 11-й ИАГ ВВС Венесуэлы
В Чили модернизировано большинство истребителей Mirage 50 (на рисунке) в вариант Pantera.
The Dassault-Breguet Mirage 5D first began to enter service with the LARAF 10 years ago, 58 examples of this ground attack fighter being supplemented by 32 Mirage 5DEs with a more sophisticated nav/attack system. Attrition has been heavy, mostly as a result of accidents, and several were lost in Egyptian attacks on El Adem Air Base mid-1977.
"Мираж" 5F из эскадрильи EC 3/13 "Овернь" ВВС Франции. Кольмар, 1972г.
Модернизация бельгийских Mirage 5 уже началась, когда по экономическим причинам от программы пришлось отказаться. Разведчики Mirage 5BR заменили на F-16 с разведывательными контейнерами.
Mirage 5BR. Этот Mirage 5BR разрисован в честь 70-летия 42-й эскадрильи бельгийских ВС "Мефисто". На передних кромках - красно-золотые языки пламени, а эмблема эскадрильи в виде Мефистофеля изображена на нижней поверхности центроплана. Эскадрилья входит в состав 3-го крыла, базирующегося в Бирсете. Ранее в него входила также 8-я эскадрилья, но затем ее вместе с 1-й и 2-й эскадрильями перевели в Флореннес и перевооружили на F-16.
France
Пара Mirage 5 из эскадрилий 3/13 "Auvergne" и 2/12 "Alpes" в одном строю с Mirage III из эскадрильи 1/13 "Artois". В общей сложности Франция получила 58 Mirage 5F - 50 из предназначавшихся Израилю и восемь вновь построенных машин. Последние из них заменили на Mirage F1CT в 1994 году.
Новые французские истребители. 9 марта 1979г.: в этот важный для французской авиации год первые полеты совершил истребитель Dassault Super Mirage 4000, а 15 апреля - прототип Dassault Mirage 50 (фото).
Pakistan
Пакистан остается последним крупным оператором самолетов семейства Mirage III, включая эти Mirage 5PA3 из 8-й эскадрильи в Масруре. Но самолеты стареют, и с учетом военного противостояния с Индией пакистанцы планируют заменить свои Mirage на JF-17 и F-16.
Belgium
В 1989 году Бельгия начала проводить модернизацию Mirage 5BA по программе повышения безопасности (MirSIP) (на переднем плане). Она включала в себя установку переднего горизонтального оперения, кресел типа "0-0" и современной авионики. Но по завершении программы самолет сняли с эксплуатации.
Первый Mirage 5BA поднялся в воздух в Бордо 6 марта 1970 года, а построенные впоследствии 62 машины заменили в составе бельгийских ВВС старые F-84F. Несмотря на начало программы модернизации MirSIP, последние Mirage были сняты с вооружения в 1993 году.
Бельгийский Mirage 5BA из 8-й эскадрильи сопровождает Buccaneer британских ВВС. 6 января 1991 года 75 бельгийских Mirage были переброшены в Эрхак, Турция, на случай, если иракские войска атакуют Турцию.
Chile
Mirage 50FCH fighters of Grupo No 4 which currently operates from Santiago’s Arturo Merino Benitez International Airport
С 1997 года Чили приобрела 25 бывших бельгийских Mirage 5, прошедших модернизацию. В дальнейшем, уже в Чили, самолеты прошли еще одну модернизацию, получив имя Elkan, и несли службу до замены на F-16.
Большинство Mirage 5, приобретенных Чили у Бельгии, прошли программу MirSIP и получили название Elkanstatus Mirages. Но данный тип самолета по-прежнему проигрывает ENAER Pantera С (на снимке) чилийского производства (модернизированный Mirage 50).
Выпустивший тормозной парашют Mirage 50С из IV-й авиабригады выполняет посадку на авиабазе Пунта Аренас на юге Чили.
Saudi Arabia
После арабо-израильской войны Саудовская Аравия профинансировала закупку 38 Mirage 5 для ВВС Египта. По политическим соображениям до поставки в октябре 1974 года эти самолеты несли характерные бело-зеленые опознавательные знаки саудовских ВВС.
Colombia
С 1972 года Колумбия получила 14 Mirage 5COA, два учебных Mirage 5COD и два разведчика Mirage 5COR, поступивших на вооружение 212-й эскадрильи в Палангуэро. С 1988 года оставшиеся машины проходили модернизацию бортового оборудования до стандарта Kfir-C7, получая также носовую часть, заправочную штангу и ПГО, как у этой машины.
Argentina
Venezuela
Один из венесуэльских Mirage IIIDV, доработанный до полного стандарта 50DV с заправочной штангой и ПГО. Эти Mirage также получили генераторы вихрей в носовой части, позволившие улучшить маневренность на больших углах атаки.
Mirage 5D
Венесуэльские Mirage IIIEV, 5V и 5DV (на фотографии) были возвращены Франции в 1988 году и прошли модернизацию, получив новую авионику, более мощные двигатели SNECMA ATAR 09K-50 и ПГО. Когда машины вернулись с завода "Dassault" в Бордо, они получили обозначение Mirage 50EV/DV и поступили в 33-ю и 34-ю эскадрильи в Пало Негро. После снятия с вооружения шесть годных к полетам самолетов и еще четыре машины - на запчасти - были безвозмездно отданы Эквадору и на конец 2011 года оставались в эксплуатации. Списать их планируется в 2013 году.
"Мираж"
"Мираж"
Колумбийские двухместные Mirage 5COD оснащались передним горизонтальным оперением типа Kfir с уменьшенной на 50% площадью. Колумбия модернизировала Mirage 5COAM и CODM, они летают в составе 112-й истребительной эскадрильи как штурмовики и перехватчики.
Хотя Mirage 5/50 получил возможность летать на больших углах атаки за счет переднего горизонтального оперения, его маневры ограничиваются возможностью разрушения хвостового оперения. Программой MirSIP дополнительные тормозные системы не предусматривались, поэтому пробег остается большим - 1830 м.
Двухместные Mirage 5, такие как этот бельгийский Mirage 5BD, были в целом идентичны двухместным Mirage IIID, а обозначение Mirage 5 применялось для заказчика, который уже располагал одноместными Mirage 5 (если заказчик имел одноместные Mirage III, то присваивалось обозначение Mirage IIID). Двухместные Mirage IIIBE, IIID, 5 и 50 имели измененную носовую часть - носовой отсек БРЭО был удален, поскольку добавилась вторая кабина.
Истребитель «Мираж» 5DP3 ВВС Перу, авиабаза Лас-Пальмас, 2012 г.
France
Первый опытный экземпляр самолета «Мираж» 5F
Dassault Mirage 5 ground attack aircraft, with Aida II radar installed in nose
Prototype Dassault Mirage 50 fighter (SNECMA Atar 9K-50 turbojet engine)
Dassault Mirage M5-F in service with the French Air Force
Dassault Mirage 5 carrying fourteen bombs. A simplified IIIE, it has greater range/payload and seems to be exporting well, notably to Belgium (106 ordered)
Дассо "Мираж" V
The modernised Mirage 5
Colombia
A Mirage 5COA of the Grupo Aereo de Combate 1 based at Palanquero.
Venezuela
Dassault Mirage 5-V single-seat ground attack aircraft of the Venezuelan Air Force
Модернизированный самолет «Мираж» 50M из состава Воздушных сил Венесуэлы
"Миражам" мятежников не удалось нейтрализовать правительственные истребители
Chile
Belgium
Dassault Mirage 5BA and (behind) two-seat Mirage 5BD supplied to the Belgian A.F.
Бельгийский «Мираж» 5BA в полете
SABCA-built Dassault Mirage 5-BA (right), alongside a Lockheed F-104G overhauled by SABCA for the Belgian Air Force
Argentina
Shortly after the war ten Peruvian Mirage 5Ps were bought to make up Dagger losses. After first serving with Grupo 6 de Caza, then Grupo 10 de Caza at Rio Gallegos (illustrated) they now serve again with Grupo 6 de Caza. Eight are in service, renamed ‘Mara’ and upgraded with Omega, GPS, RWR and flare/chaff dispensers. They took the serials of lost Daggers, as C-409 illustrated, which originally was the Dagger A in which Lt Luna was shot down and ejected over West Falkland by a Sea Harrier.
Pakistan
One of the 28 Mirage 5PA strike-interceptors now in service with the PAF, about to be supplemented by delivery of 32 more.
Mirage 5D
Один из заирских "миражей" - самых современных самолетов ВВС этой страны в 80-е годы XX века
Dassault Mirage III/5 sales exceed 1,300. M 201 (illus.) is one ol three Mirage 5DM two-seaters for the Zaire A.F., along with fourteen single-seat 5Ms
Заирский «Мираж» 5DM
Заправка топливом подвесных баков бельгийского «Миража» 5BA
«Мираж» 5DV из состава ВВС Венесуэлы
Dassault Mirage 5-DV two-seat trainer/combat aircraft of the Venezuelan Air Force, with an Argentine Mirage III-EA (background)
 
Mirage 50CN. Чили, как и ряд других южноамериканских стран, имела на вооружении не один вариант самолетов семейства Mirage III/5/50. В 1979 году был размещен заказ на Mirage 50 - в ответ на закупку Аргентиной израильских Dagger. В рамках чилийского заказа компания "Dassault" выкупила у французских ВВС самолеты Mirage 5F с малым налетом и модифицировала их в вариант Mirage 50FC, а еще шесть Mirage 50C, оснащенных РЛС, были поставлены с завода. ВВС Чили получили и пару учебных Mirage 50DC, оснащенных двигателями Atar 09С, но один из них вскоре разбился - на замену прибыл Mirage 50DC, оснащенный двигателем 9K-50. Чилийские Mirage прошли ряд модернизаций - новые машины получали обозначения Mirage 50CN (изображен) и Pantera C. Чилийские самолеты были списаны в 2006-2007 годах, сегодня ВВС Чили имеют на вооружении более современные F-16C Block 50+.
Mirage 50
Dassault Mirage 5 single-seat ground attack aircraft
Dassault Mirage 5
Mirage 5F, Mirage 5BA, Mirage 5E2
Mirage 5P4 (модернизация "Dassault")
Демонстратор Mirage 50, Mirage 50C
Mirage 50EV (модернизация "Dassault"), Mirage 5COA (модернизация IAI)