Blackburn Buccaneer / B-103
Страна: Великобритания
Год: 1958


Палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
Описание
Фотографии:

Цветные фото (30)
Blackburn B-103 Buccaneer

  В 1962 году фирма "Hawker Siddeley Group" поглотила фирму "Blackburn", которая с мая 1963-го стала ее отделением "Hawker Blackburn Division". В апреле 1965 года название всей компании изменили на "Hawker Siddeley Aviation Ltd". В 1977 году "Hawker Siddeley" слилась с другими британскими предприятиями авиакосмической отрасли, образовав концерн "British Aerospace" (BAe). Поэтому Blackburn B-103 Buccaneer на последних этапах своего существования был известен как изделие и "Hawker Siddeley", и BAe.
  Своей долгой эксплуатацией B-103 доказал, что является гораздо лучшей машиной, чем вначале казалось. Он создавался в начале 1950-х годов по спецификации ВМС NA.39 и был первым в мире двухместным палубным скоростным реактивным штурмовиком, летавшим на малых высотах вне зоны видимости вражеских РЛС. В базовой конфигурации самолет характеризовался такими передовыми чертами, как система управления пограничным слоем, раздвижной хвостовой обтекатель, игравший роль и воздушного тормоза, поворотный бомбоотсек, способный нести обычное или ядерное оружие. Такая конструкция бомбового отсека позволяла избегать при сбросе бомб действия на створки высокоскоростного воздушного потока.
  В июле 1955 года B-103 запустили в серийное производство, разместив заказ на оценочную партию из 20 самолетов. Предсерийные машины (первый полет состоялся 30 апреля 1958 года) оснащались двумя ТРД de Havilland Gyron Junior DGJ.1 тягой по 31,14 кН. Четвертый самолет имел полное палубное оснащение: складывающиеся консоли крыла и носовую часть, тормозной крюк и узлы крепления к катапульте. Он проходил испытания на пригодность к использованию с авианосца. В октябре 1959 года поступил заказ на 40 Buccaneer S.Mk 1 с двигателями Gyron Junior 101 тягой 31,58 кН. Первый самолет взлетел 23 января 1962-го, а 17 июля ВМС объявили о боеготовности 801-й эскадрильи с Buccaneer, размещенной в январе следующего года на авианосце "Арк Ройял". Buccaneer S.Mk 1 явно не хватало энерговооруженности, поэтому для основного серийного варианта Buccaneer S.Mk 2 был выбран ТРДД Rolls-Royce Spey, более мощный и экономичный, чем двигатель Gyron Junior. Первый из 84 серийных самолетов этой модификации взлетел 5 июня 1964 года. Buccaneer S.Mk 2 обладал увеличенной дальностью по сравнению с S.Mk 1 и был оснащен оборудованием для дозаправки в воздухе. Данный вариант поступил на вооружение морской авиации в октябре 1965-го и был снят с эксплуатации в 1978 году.
  Несмотря на то, что Buccaneer Mk 50 предназначался для действий с береговых баз, в 1965 году южно-африканским ВВС поставлялся его полный морской вариант. Эти 16 самолетов в дополнение к тяге обычной силовой установки оснащались твердотопливными ракетными ускорителями Bristol Siddeley BS.605, установленными в задней части фюзеляжа и выдававшими в течение 30 секунд тягу 35,59 кН. Это значительно ускоряло взлет и сокращало взлетную дистанцию. Южно-африканские ВВС списали последние Buccaneer в 1991 году. Buccaneer S.Mk 2 продолжали летать даже после сокращения авианосных сил Великобритании. С 1969 года их из ВМФ передавали в ВВС, в июле 1970 года первой на Buccaneer S.Mk 2 начала летать 12-я эскадрилья. Самолеты ВВС неофициально именовались "переходными S.Mk 2В", затем они получили буквенно-цифровое обозначение Mod 1188, означавшее возможность нести противокорабельную ракету Martel на удлиненных узких пилонах. Некоторые бывшие морские самолеты прошли ряд специальных доработок и именовались Mod 1499. В 1972 году машины, не предназначенные для вооружения ракетами Martel, обозначили S.Mk 2А, в основном они использовались в учебных целях. Большинство модернизированных самолетов обозначили S.Mk 2В, позднее на них ставили дополнительные топливные баки в бомболюке. Были выпущены 43 новых серийных Buccaneer S.Mk 2В, летные испытания которых проводились с 8 января 1970 года. Перед снятием с вооружения остававшиеся во флоте Buccaneer прошли примерно те же модернизации, что и Buccaneer S.Mk 2В. Им присвоили обозначение Buccaneer S.Mk 2С и S.Mk 2D, соответственно, без возможности и с возможностью нести ракету Martel.
  7 февраля 1980 года один из Buccaneer потерпел катастрофу. Расследование показало, что она стала результатом усталостного разрушения крыла. Самолетам запретили летать до июля, пока все машины не прошли всестороннюю проверку. Вскоре 216-я эскадрилья была расформирована, и к концу 1981 года данный тип машин оставался только в 12-й эскадрилье в Лоссимуте, 237-й (тренировочной) и 208-й в Хонингтоне. Эти подразделения расформировали в 1983 году, заменив их эскадрильями с Tornado. Но в качестве противокорабельной машины Buccaneer оставался в строю до 1994 года, а в 1991-м он принял участие в войне с Ираком.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Blackburn Buccaneer S.Mk 2В

  Тип: палубный и сухопутный маловысотный штурмовик с двумя членами экипажа
  Силовая установка: два ТРДД Rolls-Royce Spey RB.168-1A Mk 101 тягой по 50,06 кН
  Характеристики: максимальная скорость 1040 км/ч на 61 м; начальная скороподъемность 2134 м/мин; практический потолок более 12190 м; дальность полета 3701 км со стандартным вооружением
  Масса: пустого самолета 13 599 кг; максимальная взлетная 28123 кг
  Размеры: размах крыла 13,41 м; длина 19,33 м; высота 4,97 м; площадь крыла 47,82 м2
  Вооружение: до 7258 кг различного подвесного вооружения в бомбоотсеке и на четырех подкрыльевых пилонах, в том числе одна ядерная бомба или четыре обычных 454-кг бомбы внутри фюзеляжа и до 12 454-кг или 24 227-кг бомб, или 4 ПУ с неуправляемыми ракетами, или три противокорабельные ракеты AJ.168 Martel и контейнер с аппаратурой их наведения, или четыре противокорабельные ракеты Sea Eagle на внешних подвесках
Хотя большинство из 193 британских и 16 южноафриканских Buccaneer пошло на слом или оказалось в гражданских авиамузеях в Элгине и Макклесфилде, несколько машин пополнили экспозиции военных музеев. Первый из них - Buccaneer (S.Mk 1) - попал в Музей авиации флота на авиабазе Королевского ВМФ в Йовилтоне. Самолет, служивший в 801-й и 809-й эскадрильях ВМФ, показан в раннем варианте окраски -темно-серо-голубой сверху и белый снизу.
В течение 11 лет в Германии самолеты Buccaneer поддерживались в состоянии готовности к нанесению ядерного удара. На снимке самолет S.Mk 2 из 16-й эскадрильи, базировавшейся в Лаарбрухе, летит на малой высоте над сельской местностью.
Этот Buccaneer S.Mk 2B с эмблемой 12-й эскадрильи в виде лисьей морды несет обычное противокорабельное вооружение. Эскадрилья получила известность под названием "Shiny Twelve" еще с тех пор как стала использовать отполированные до блеска истребители-бипланы Fairey Fox. Экипажи "Bucc" продолжили традицию, полируя кромки воздухозаборников своих самолетов.
Buccaneer из 12-й эскадрильи с четырьмя ракетами Sea Eagle во время учебно-тренировочного полета из Лоссимауса. Ракеты Sea Eagle реализовывала принцип "запустил - забыл", позволяя самолетам Buccaneer оставаться на вооружении даже в XXI веке. Однако предпочтение было отдано самолетам Tornado GR.Mk 1B из-за более выгодного соотношения стоимости и эффективности при проведении боевых операций.
The example seen here is from the No 208 Squadron, RAF, one of two now operating the Buccaneer in the UK.
XV эскадрилья британских ВВС получила Buccaneer в 1970 году. До 1983-го она летала на S.Mk 2В с неядерным вооружением и размещалась на авиабазе Паарбрух в ФРГ.
Buccaneers serving with Nos 15 and 16 Squadrons in Germany have been adapted to carry Paveway laser-guided bombs, as seen here.
Tough as nails and in a class of its own at low level, the Blackburn (later Hawker Siddeley) Buccaneer may well have proved an invaluable maritime strike asset during the Falklands War, but in the event it was not called upon to serve in the conflict. Here a pair of Buccaneer S.2Bs of No 237 Operational Conversion Unit are captured in the type’s element - fast and low.
In desert camouflage for their participation in "Red Flag 77-9' these Buccaneers of No 208 Squadron are about to descend into the weapon ranges near Salt Lake City in Utah after a high-level transit from Nellis AFB.
A trio of Buccaneer S Mk 2s of No 208 Squadron, RAF, demonstrate some low-level exercises over British ranges;
"Едоки грязи". Buccaneer впервые прибыли на американскую авиабазу Неллис в 1977 году для участия в учениях по программе "Red Flag". 10 самолетов 208-й эскадрильи предприняли трансатлантический перелет. Их участию в маневрах придавалось большое значение, поэтому четыре машины специально перекрасили в пустынный камуфляж (как на снимке). Боевые возможности Buccaneer на малых высотах произвели на американцев благоприятное впечатление. Англичане наносили удары на высоких скоростях и на высотах менее 30 м, проносясь в тучах пыли, за что американцы в шутку прозвали их "Dirt Eaters" ("Едоки грязи"). Повторный визит на базу Неллис англичане нанесли в 1980 году, когда для участия в маневрах прибыли 15-я и 16-я эскадрильи. Однако 7 февраля Buccaneer из 15-й эскадрильи разбился при заходе на цель. Причиной катастрофы оказалось усталостное разрушение металла в конструкции крыла. Это послужило сигналом для отзыва Buccaneer с учений и тщательной проверки всего парка этих самолетов в Королевских ВВС. Вскоре стало ясно, что многие машины сильно изношены и требуют капитального ремонта, а некоторые вообще пришлось списать.
Служба в боевых частях закончилась для самолетов Buccaneer 31 марта 1994 года, когда для борьбы с морскими целями англичане выбрали Tornado. Многие ветераны ВВС, летавшие на "Bucc", глубоко переживали их уход, утверждая, что для решения таких задач они были куда лучше, чем заменившие их машины. Незадолго до вывода из боевых частей Buccaneer получили новую светло-серую окраску, розово-голубые опознавательные знаки и белые номера. Многие считали, что такая схема больше соответствует затянувшейся "моде" на серый цвет в авиации, чем реальным боевым требованиям.
На этой редкой фотографии Buccaneer летит рядом с одним из учебных самолетов Hunter, в кабине которого установлено аналогичное Buccaneer приборное оборудование. Поскольку ни один Buccaneer не выпускался в учебном варианте с двойным управлением, курсанты могли отработать полеты под контролем инструктора на таких учебных Hunter, прежде чем выполнить первый самостоятельный полет на реальном боевом самолете.
Бельгийский Mirage 5BA из 8-й эскадрильи сопровождает Buccaneer британских ВВС. 6 января 1991 года 75 бельгийских Mirage были переброшены в Эрхак, Турция, на случай, если иракские войска атакуют Турцию.
После фолклендской войны парк Victor получил новую окраску, которая продержалась до завершения карьеры Victor в 1993 году. На фотографии - самолет из 55-й эскадрильи передает топливо паре Buccaneer S.Mk2 из 208-й эскадрильи.
Штурмовик Buccaneer из 2-й эскадрильи, несущий контейнер НАР SNEB под левой консолью крыла, дозаправляется от Victor K.Mk 1A из 57-й эскадрильи. Всего был построен 31 самолет-заправщик раннего образца, включая один самолет с тремя точками дозаправки для испытаний, шесть двухточечных самолетов, переделанных из машин B.Mk 1A (служивших в 55-й эскадрилье), 10 трехточечных на базе машин B.Mk 1 (для 214-й эскадрильи) и 74 трехточечных на базе самолетов B.Mk 1A (для 55-й и 57-й эскадрилий). Важной особенностью самолетов Victor была собственная штанга дозаправки топливом, резко увеличивавшая его возможности.
Самолет XV352 заправляется от летающего танкера Victor во время боев в Ираке, неся при этом бомбу CPU-123 (заменившую Sidewinder) на левом внешнем пилоне. С 21 по 28 февраля 1991 года Buccaneer сбросили 48 таких бомб с лазерным наведением. Два экипажа получили известность, поразив иракские транспортник Ан-12 и трофейный C-130 на аэродроме Шейка Мейхар.
Макет палубы авианосца и катапульты в НИЦ авиации Великобритании в Бедфорде сыграли важную роль в программе Buccaneer. На снимке - первый S.Mk 2 во время испытаний, он вооружен блоками из 24 ракет (на вооружение не приняты).
XN974 - первый Buccaneer S.Mk 2. Этот вариант стоял на вооружении 800-й, 801-й, 803-й и 809-й эскадрилий. Самолеты действовали с авианосцев "Арк Ройял", "Игл" и "Викториес".
Buccaneer XT270 из 12-й эскадрильи специально для фотосъемки запускает неуправляемые ракеты (НАР) SNEB. Эти ракеты считались вспомогательным вооружением и были сняты с производства в 1970-е годы, после чего основным средством поражения стали ракеты Martel.
The hulk of a Sherman tank hidden among trees provides a typical example of targets for specific tasks set for the Maple Flag participants. They included eight Buccaneer S Mk 2s from No 208 Squadron RAF taking part in a major exercise for the first time since their grounding last year.
A Buccaneer of No 12 Squadron carrying the TV Airborne Trainer (TV AT) pod wider the starboard wing, AN/ALQ-101 ECM to port and practice bomb carriers under both wings.
В годы холодной войны войска стран НАТО и ОВД находились в состоянии высокой боевой готовности. Для самолетов сооружались и такие ангары - на фотографии в нем укрыт Buccaneer.
Buccaneer из 801-й эскадрильи на летной палубе британского авианосца "Арк Роял" во время первого испытательного боевого похода перед припиской эскадрильи к авианосцу "Викториз". Ядром 801-й эскадрильи стали экипажи эскадрильи № 700Z, аттестованные для полетов на Buccaneer в июле 1962 года. Благодаря складным консолям крыла и раздвижным аэродинамическим тормозам самолет помещался на небольших палубах британских авианосцев.
Вооруженный бомбами, самолет S.Mk 2D из 809-й эскадрильи сфотографирован в момент взлета с авианосца "Арк Ройял". Чтобы достигнуть достаточного угла атаки крыла при взлете с короткой катапульты, Buccaneer с помощью замково-стопорной системы устанавливался в положении с приподнятым носом.
Several Buccaneers have been used for research and other special duties, including weapon research and development at the RAE.
Самолет XW986 использовался Королевским авиационным НИЦ (ныне Управление исследований и оценок МО, DERA). Огромные цифры на створках бомбоотсека были нанесены по ошибке, когда офицер Министерства обороны написал серийный номер машины на чертеже прямо поверх предполагаемой схемы окраски самолета.
Три самолета Buccaneer были переданы в НИЦ Королевской авиации для проведения различных исследований в интересах ВВС. Первоначально они несли желтозеленую окраску, но позже два самолета, один из которых на снимке, перекрасили в красно-бело-черный "анти-камуфляж". Эти надежные машины участвовали во многих экспериментах, прежде чем вернулись в боевые подразделения.
В течение примерно 10 лет, начиная с 1978 года, Buccaneer ВВС ЮАР действовали против намибийских повстанцев, базировавшихся в приграничных районах Анголы. Об этих операциях известно очень мало, но можно предположить, что "Bucc", вооруженные НАР SNEB, играли в них важную роль.
One of No 24 Squadron's Buccaneers.