McDonnell Douglas Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II
Варианты:
McDonnell Douglas - Phantom FG.Mk I / FGR.Mk II - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Описание
Фотографии
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

<...>
  Самой амбициозной программой закупки Phantom из зарубежных заказчиков может похвастаться Великобритания. Командование авиации британских ВМС даже рассматривало возможность базирования самолетов Phantom на небольших авианосцах Королевского флота - в качестве более приемлемой силовой установки в этом случае рассматривался двигатель Roll-Royce Spey, имевший большую, чем у J79, взлетную тягу и ряд других отличий.
  Проектные работы, которые необходимо было выполнить для интеграции новой силовой установки, требовали существенных средств и времени - хотя "McDonnell Douglas" на тот момент уже изучала возможность оснащения F-4 двигателем Spey в рамках тендера ВВС США по программе TFX. Кроме того, необходимо было установить на самолет много британских систем и удлинить стойку носовой опоры шасси.
  Получившийся в итоге прототип YF-4K был облетан 27 июня 1966 года, а за двумя опытными YF-4K последовали 50 серийных F-4K Phantom FG.Mk 1. Но к тому моменту, как самолеты были готовы к полноценной службе, у британского флота остался только один "нормальный" авианосец, а потому половина из заказанных самолетов была поставлена британским ВВС.
  Сами британские ВВС тоже выбрали себе в качестве нового истребителя именно Phantom. Несмотря на то, что командование ВВС намеревалось получить самолеты с двигателями J79, британское правительство настояло на том, чтобы заказ был размещен на модификацию F-4K (изменение коснулось носовой опоры шасси - стойке вернули прежнюю длину). Были построены два опытных YF-4M, первый из которых поднялся в воздух 17 февраля 1967 года, а серийная постройка F-4M Phantom FGR.Mk 2 включала заказ на 116 самолетов. Первоначально британские Phantom использовались в качестве ударных, но затем были переориентированы на решение задач ПВО, а в 1992 году были полностью заменены на Tornado F.Mk 3.
<...>


Варианты

  F-4K Phantom FG.Mk 1: модифицированный вариант F-4J для британских ВМС, оснащенный двигателями Rolls-Royce Spey RB.16825R Mk 202/203 с форсажной камерой и тягой на форсированном режиме по 91,23 кН; за двумя прототипами, получившими обозначение YF-4K, последовали 50 серийных самолетов
  F-4M Phantom FGR.Mk 2: вариант F-4K, поступивший в британские ВВС; аналогичная силовая установка, но с некоторыми отличиями от F-4K, сохранили возможность применения ракет Sky Flash и подвесного вооружения; построены два прототипа YF-4M и 116 серийных самолетов
Уорд сыграл важную роль в разработке новой боевой тактики для McDonnell Douglas Phantom FG.Mk 1.
F-4FGR Phantom II из состава 23-й АЭ Королевских британских ВВС
Phantom FG.1 (F-4K) из 111-й АЭ Королевских BBC Великобритании. Англия, авиабаза Фэйрфорд, июль 1989 г.
One of variants of the Phantom serving with the RAF is depicted here. The FG Mk I, originally specified as the variant for the Royal Navy, is illustrated here in service with Nos 111 and 43 Squadrons at RAF Leuchars, the latter being shown in the now-superseded camouflage.
Phantom FG.1 (F-4K) из 892-й АЭ Королевских BMC Великобритании. Англия, авиабаза Еовилтон, 28 июня 1977 г.
Phantom FG.Mk 1 авиации Королевских ВМС Великобритании (FAA). Пятьдесят Phantom FG.Mk 1 были заказаны FAA в июле 1964 года. Использование на британских машинах двигателей Rolls-Royce Spey резко увеличило цену самолетов и при возросшей дальности привело к уменьшению максимальной скорости и практического потолка, а также к ухудшению высотных характеристик Преждевременное списание авианосца "Викториес" и нехватка средств на переоборудование авианосца "Игл" привели к тому, что "Арк Ройял" остался единственным кораблем, способным нести на борту F-4. Поэтому половина заказанных машин была передана ВВС в состав 43-й авиаэскадрильи (авиабаза Льючарс). С апреля 1968 по март 1969 года самолеты FAA проходили испытания в авиаэскадрилье "700P" (авиабаза Йеовилтон). а переучивание на новую машину происходило с января 1969 по июль 1972 года в базировавшейся там же 767-й авиахкадрилье. В боевые походы на борту авианосца "Арк Ройял" самолеты отправлялись в составе 892-й эскадрильи (с марта 1969 по конец 1978 года). После 1978 года самолеты передали 111-й эскадрилье ВВС.
Первой частью RAF, перенацеленной на решение задач ПВО, стала в январе 1975 года 29-я эскадрилья в Конингсби, ранее летавшая на Lightning F.Mk 3 с базы Уоттишем. Phantom из 29-й эскадрильи стал первым британским самолетом, применившим ракету Sky Flash по летающей цели - радиоуправляемому Gloster Meteor над Аберпортским полигоном 15 августа 1979 года.
17-я эскадрилья была второй из трех ударных эскадрилий, сформированных в Брюггене. Четвертое подразделение, 2-я эскадрилья, была разведывательной.
Первоначально предназначенные для использования в качестве ударных машин и разведчиков, британские Phantom FGR.Mk 2 позднее исполняли роль истребителей ПВО. На снимке - машина из 29-й эскадрильи, вооруженная УР ближнего боя Sidewinder и Sky Flash (по 4 УР), а также пушечным контейнером SUU-23.
Базировавшаяся в Конингсби 41-я эскадрилья была специализированным разведывательным подразделением. На снимке один из ее самолетов несет разведывательный контейнер Thorn EMI.
Два Phantom FGR.Mk 2 из 6-й эскадрильи вскоре после взлета с авиабазы Тенгах в Сингапуре, незадолго до возвращения на родину. 38-я группа регулярно производила развертывание на этом бывшем форпосте Британской Империи.
Вслед за 38-й группой перевооружение на Phantom FGR.Mk 2 прошли несколько подразделений RAF в Германии. Одной из четырех эскадрилий, сформированных на базе RAF в Брюггене, стала 31-я, до этого летавшая на тактических фоторазведчиках Canberra PR.Mk 7 и базировавшаяся в Лаарбухе.
Phantom FGR.Mk 2 и F-4J (UK) Королевских ВВС Великобритании. После отказа от создания ударного самолета с укороченным/вертикальным взлетом и посадкой Hawker Siddeley Р.1154 британские ВВС сначала приобрели два прототипа YF-4M. а затем партию из 116 серийных F-4M Phantom FGR.Mk 2. Вначале британские F-4 использовались в качестве перехватчиков, ударных или разведывательных самолетов и могли нести широкую номенклатуру вооружения, включая ядерные боеприпасы. В середине 1970-х годов, когда в группировке британских ВВС в Германии задача поражения наземных целей была поручена самолетам SEPECAT Jaguar, "Фантомы" потеснили истребители Lightning в системе ПВО. Phantom FGR.Mk 2 несли службу во 2-й, 6-й (первое подразделение F-4 в британских ВВС), 14-й, 17-й, 19-й, 23-й, 29-й, 31-й, 41-й, 43-й, 54-й, 56-й, 64-й, 74-й, 92-й и 111 -й авиаэскадрильях. а также в составе 1435-го звена на Фолклендских островах. Кроме того, британские ВВС дополнительно закупили еще 15 F-4J у ВМС/КМП США. которые входили в состав 74-й авиаэскадрильи с августа 1984 по сентябрь 1992 года. Лишь 56-я эскадрилья, известная как "Firebirds". эксплуатировала F-4 дольше - до конца 1992 года.
II эскадрилья (Army Co-operation). Эскадрилья дислоцировалась в ФРГ (Лаарбрюк) и решала задачи тактической разведки для Сухопутных войск. Сначала она летала на Phantom, а 26 февраля 1976 года получила свой первый Jaguar (на фото запечатлены оба самолета). Последний Phantom был снят с ее вооружения в июле, с новым типом самолетов эскадрилья была объявлена боеготовой в октябре. В большинстве случаев Jaguar несли под фюзеляжем разведывательный контейнер компании "BAe". В конце 1988 года эскадрилью перевооружили на Tornado GR.Mk 1A, последний полет Jaguar выполнили 16 декабря.
Недалеко от Кипра две эскадрильи F-14, приписанные к авианосцу "Джон Ф. Кеннеди", выполнили условный перехват британских Phantom. На снимке: F-14 из 32-й истребительной эскадрильи и Phantom из 19-й эскадрильи.
В разгар холодной войны самолеты Phantom были первой линией обороны Британии от "визитов" советских Ту-95 и Ту-142. На снимке Phantom FG.Mk 1 из 43-й эскадрильи - один из самолетов, поставленных непосредственно Королевским ВВС, хотя он первоначально предназначался авиации ВМС. Перехваты советских самолетов, таких как этот Ту-95РЦ, отслеживающий учения НАТО, достигли своего пика в конце 1970-х - начале 1980-х годов. Советские самолеты, выполнявшие рейды к берегам Запада, в британских ВВС окрестили "Зомби".
Самолет-ретранслятор Ту-142МР попадался летчикам ВВС США и НАТО реже, чем Ту-95РЦ, но представлял для западной разведки больший интерес.
После Фолклендской войны RAF оставили в Порт-Стенли подразделение 29-й эскадрильи, обеспечивавшее ПВО с октября 1982 года по апрель 1983 года, когда его сменила 23-я эскадрилья. Когда был построен аэродром на Маунт-Плезант, 23-я эскадрилья перебазировалась туда. В ноябре 1988 года статус подразделения был понижен до звена, и новое 1435-е звено продолжало летать на Phantom до июля 1992 года.
One of variants of the Phantom serving with the RAF is depicted here. A Phantom FGR Mk 2 of No 29 Squadron, which shares RAF Coningsby with No 228 OCU.
Представлена часть вооружения, использовавшегося на раннем этапе английскими истребителями-бомбардировщиками, включая блоки НАР SNEB и стандартные британские 454 кг бомбы, а также ракеты "воздух-воздух" AIM-7E2 и AIM-9D/G.
«Фантом» FGR Mk2
"Фантом" FGR.1 из 892-й эскадрильи
With shock waves visible behind its Speys, McDonnell Douglas F-4K Phantom FGA XT859, second production aircraft, caught just before blast-off
No. 892 Squadron Phantom FGR1 XT868 with special Jubilee nose markings at Yeovilton
The author - all kitted out but with nowhere to go - stands by his grounded Phantom at Yeovilton on 28th June 1977
Phantom's lair at Yeovilton. Five FG.1s of No. 700P Squadron, serialled XT860 to XT864 inclusive
Первым местом службы Уорда была 892-я эскадрилья, где он летал на Phantom FG.Mk 1. После кратковременной штабной работы он в 1974 году перешел служить на авианосец "Арк Роял" старшим летчиком, имея квалификацию инструктора воздушного боя на Phantom.
A Phantom FG Mk 1 of No 892 Squadron on the port catapult of the USS Saratoga during an exchange visit, clearly showing the double-extensible nose wheel leg.
Кроме США, единственной страной эксплуатировавшей Phantom с авианосцев, была Великобритания, в составе ВМС которой была одна "боевая", 892-я авиаэскадрилья, имевшая Phantom FG.Mk 1 (F-4K) и базировавшаяся на авианосце "Арк Ройял", а также 767-я учебная авиаэскадрилья (авиабаза Йеовилтон). При этом британские истребители заметно отличались от своих американских собратьев. Так, намного меньший размер британских авианосцев стал одной из причин, из-за которой F-4K оснастили двигателями Rolls-Royce Spey. Они имели большую тягу, но требовали и большего расхода воздуха, что привело к увеличению размера воздухозаборников. Систему управления пограничным слоем сохранили, а вот носовую опору шасси удлинили для облегчения взлета. Подобно F-4 из состава британских ВВС, флотские машины получили приемник системы предупреждения об облучении Marconi ARI 18228, установленный в продолговатом обтекателе на вершине киля.
British F-4K on its initial test flight from Lambert Field.
"Follow that Phantom!" XT864 of 700P on short finals to Yeovilton. Slab tail plane has an inverted Handley Page slot
29 апреля 1968г.: первые три истребителя-бомбардировщика F-4K Phantom FG.Mk 1 прибыли на ВМБ Йовилтон в эскадрилью № 700P авиации британского флота.
Подготовку экипажей для морской авиации и первоначально для 43-й эскадрильи RAF осуществляла 767-я эскадрилья ВМС. Она была сформирована в Йовилтоне, Сомерсет, на базе ядра эскадрильи 700P - подразделения ускоренных летных испытаний (Intensive Flight Trials Unit, IFTU). Часть была расформирована в 1972 году, но ее персонал 1 сентября 1972 года был переведен в подразделение переподготовки PPOCU (Phantom Post-Operational Conversion Unit) на базе Леучарс.
Ту-126 отслеживает действия британских ВМС во время учений, а его в свою очередь сопровождает истребитель Phantom FG.Mk 1 из 892-й эскадрильи, приписанной к авианосцу «Арк Ройял». Фотография сделана, вероятно, в начале 1970-х годов.
A Phantom FG.1 of No.892 Squadron, operating from H.M.S. "Ark Royal", intercepts a "Bear-D" during exercise "Ocean Safari" in November 1975. Note the MAD sting protruding from the tail of the "Bear"
R.A.F. squadrons at Laarbruch, Germany, have now completed their re-equipment, as shown here: Phantom FGR.2 of No. 2 Sqn. (leading) with Buccaneer S.2s of Nos. 16 (nearest) and 15 Sqns.
F-4K of the Royal Navy.
McDonnell Douglas Phantom - Spey
XT891, one of the first McDonnell Douglas F-4M Phantom FGR.2s delivered to the R.A.F. and now in service with No. 228 O.C.U. at Coningsby. This machine was exhibited in the static park at Farnboro'
Phantom FGR.2 with EMI reconnaissance pod containing sideways radar, infra-red linescan and F95 and F135 cameras.
A Phantom FGR Mk 2 of No 111 Squadron, RAF, in the air defence role, carrying a 20-mm gun pod on the fuselage centreline and showing the rear warning radar fairing added to the top of the fin.
No. 19 Squadron Phantom FGR.2 XV484 "G", from Wildenrath, armed with four Sidewinder and four Sparrow missiles; it can also carry a 20-mm. Vulcan cannon
On 30th December 1976 No. 19 Squadron. R.A.F., based at Wildenrath, Germany, formally completed its re-equipment with McDonnell Douglas Phantom FGR.2s and the previous No. 19 Squadron at Gutersloh with BAC Lightning F.2As was phased out - both No. 19 types shown here
XT891, one of the first McDonnell Douglas F-4M Phantom FGR.2s delivered to the R.A.F. and now in service with No. 228 O.C.U. at Coningsby. This machine was exhibited in the static park at Farnboro'
Вторым подразделением 38-й группы стала 54-я эскадрилья, до этого летавшая на штурмовиках Hawker Hunter FGA.Mk 9 на авиабазе Вест Рейнхем, Норфолк.
McDonnell Douglas Phantom FGR. Mk 2 of No. 54 Squadron, Royal Air Force, with underfuselage reconnaissance pack, four rocket pods and Sparrow missiles
F-4M during gear retraction sequence. Also evident is the drooped flap configuration which provides additional lift during slow speed flight.
F-4M of the Royal Air Force.
Two Phantoms of No 6 Squadron, usually based at RAF Coningsby, landing after a practice intercept during a recent detachment to the Singapore Air Force base at Tengah.
Partnering No. 19 Squadron in the air-defence role at Wildenrath is No. 92 Squadron, whose Phantom FGR.2 XT899 is about to take-off from its base at Wildenrath, West Germany. On 1st April 1977 No. 92 officially took over the squadron colours from the old Lightning-equipped No. 92 which has now been disbanded
F-4M at the end of a test hop. British Phantoms use the Rolls Royce Spey engine, which results in slightly different lines at intake and exhaust.
Also from Germany, No. 19 Sqn., Phantom XT896 - light-blue/white checks
Phantom FGR.2 XV464 of No. 56 Sqn., Wattisham - red/white checks
A camera technician makes final adjustments to the photographic pod carried on this 2 Squadron Phantom in a Laarbruch dispersal circa 1973.
Phantom FGR.2 XV495 with full shark's-mouth and eyes markings, from No. 41 Squadron, Coningsby, which is now re-equipping with Jaguars.
Phantom XV499 of No. 92 Sqn., Wildenrath - red/yellow checks
The first reconnaissance Jaguar for use in Germany was delivered to No 2 Squadron early 1976. It is seen here with one of the Phantoms with which the squadron was previously equipped.
The RAF's Phantoms have undergone several changes of marking since their introduction in 1968, as well as one major change of finish from tactical two-tone camouflage to air defence grey. Typical of the latest standard is this FGR Mk 2 of No 56 Squadron at RAF Wattisham, with pale-coloured national insignia, squadron badge on the forward fuselage flanked by the checkerboard marking that is repeated on the ECM fairing atop the fin, and individual aircraft letters on the nosewheel door and the rudder.
The box-like ECM fairing at the top of the fin, visible on a fully-armed FG Mk I of No 43 Squadron.
Among the RAF squadrons now flying the Phantom FGR Mk 2 - which was purchased as the definitive RAF version - are (above) No 19, serving in Germany at RAF Wildenrath alongside (below) No 92 Squadron.
R.A.F. McDonnell Douglas Phantom FGR.2 XT900 of No. 228 O.C.U., now based at Leuchars, with two-letter code “CO” on its all-blue fin and with No. 64 Squadron markings on the intakes and the squadron's beetle badge on the fin
Photograph from M G Britton of Dutch F-104 Starfighters participating in the "Elder Forest 84" exercise. Starfighter D-8053 of No 312 Sqn with a Phantom of No 29 Sqn, RAF, at Binbrook.
McDonnell Douglas Phantom FGR.2 XV476 "G" of No. 19 Squadron, Wildenrath, West Germany, paying a visit to Wattisham last October
A Phantom FGR Mk 2 of the RAF
R.A.F. GERMANY FORMATION - Phantom FGR. 2s of Nos. 19 and 92 Sqns, leading Buccaneers of Nos. 15 and 16 Sqns., Harriers of Nos. 3 and 4 Sqns., and Jaguars of Nos. 2, 14, 17, 20 and 31 Sqns. Every combat unit in the Command is represented here
MARITIME FORMATION - Five Nimrod MR.1s (Nos. 42. 120, 201, 203, 206 Sqns.), flanked by two Phantom FG. Is (No. 43 Sqn.) and with two Buccaneers (No. 12 Sqn.) at the rear. All units home-based except for No. 203 which is stationed in Malta
AIR DEFENCE FORMATION - Two Victor K.2s (Nos. 55, 57 Sqns.), two Lightning F.6s (Nos. 5, 11 Sqns ), four Phantoms (Nos. 23, 29, 56, 111 Sqns.), three Canberras (T.17 of 360 Sqn., TT.18 of No. 7, B.2 of No. 100), preceded by an 8 Sqn. Shackleton (not illus.)
Two Phantoms of 892 Squadron and a Buccaneer of 809, all from HMS Ark Royal, in formation with a trio of A-7 Corsairs and a Skyhawk of the US Navy, during the carrier’s visit to Mayport, USA, in April 1976.
"Фантом" из 29-й эскадрильи RAF приземлился на о. Вознесения
With landing chute deployed, a Phantom FGR Mk 2 of No 23 Squadron rolls-out at RAF Stanley in the Falkland Islands, helped by the airfield arrester gear which, as can be seen, has been picked up by the aircraft's tail hook.
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
One of first four "Matchbox" models in the new "Red Range": No. 6 Sqn. Phantom
F-4J (UK) Phantom II. ПВО Фолклендских островов после войны 1982 года первоначально обеспечивало звено самолетов Phantom FGR.Mk 2, базировавшихся в Порт-Стенли. В результате оказались ослаблены истребительные части в самой Британии, и англичанам пришлось приобрести у ВМС и КМП США 15 самолетов F-4J. После оснащения их британским оборудованием, включая ракеты Sky Flash (но не авиадвигателями Spey), первый самолет был получен в августе 1984 года и служил в 74-й эскадрилье Королевских ВВС (RAF) в Уоттишеме. В конце 1990-х годов эти машины заменили на Phantom FGR.Mk 2.
McDonnell Douglas F-4M
McDonnell Phantom FGR Mk.2
Зарубежные варианты Phantom
The Phantom FG Mk 1 originally built for the Royal Navy.
McDonnell Douglas Phantom FGR.Mk.2