Мировая Авиация 134
-
Часто на Ан-2 дверь по левому борту снимают - для облегчения и ускорения выброски парашютистов.
Для желающих овладеть более "продвинутыми" навыками в прыжках с парашютом организуются прыжки со свободным падением - в течение 5, 10, 15 или 20 секунд, и с раскрытием парашюта вручную.
При прыжках на стабилизацию - для новичков - сразу после отделения парашютиста от самолета происходит автоматическое раскрытие стабилизирующего парашюта, а через 2-3 секунды уже выполняется раскрытие основного парашюта.
На D.520 ле Глоан 15 июня 1940 года сбил за один вылет пять самолетов противника. Обратите внимание на нанесенную по диагонали "ленту аса", на фоне которой нарисована белая цифра "6". После этого вылета личный счет ле Глоана вырос до 11 побед, сделав его лучшим асом авиаполка и вторым летчиком, добившимся такого успеха в годы Второй мировой войны. Африканская маска на киле - эмблема 5-й эскадрильи III полка 6-й эскадры, а желтые кили несли большинство самолетов ВВС вишистской Франции во время Сирийской кампании 1941 года.
Пьер ле Глоан за штурвалом своего D.520 с бортовым номером "277". На самолете видны опознавательные знаки, применявшиеся после подписания летом 1940 года "второго перемирия" с Германией. Ле Глоан летал на этом самолете чуть более года, одержав за это время 10 побед - после очередного вылета он был списан.
17-я эскадрилья. Знаки 17-й эскадрильи появились на Jaguar в июне 1975 года, самолеты поступали на смену Phantom FGR.Mk 2. К февралю 1976 эскадрилья была полностью перевооружена на Jaguar.17-я эскадрилья входила в состав авиакрыла, дислоцированного на авиабазе Брюгген, ее самолеты решали ударные задачи, в том числе предназначались для нанесения ударов с применением тактических ядерных боеприпасов. 16 августа 1984 года эскадрилья получила первый Tornado GR.Mk 1, перевооружение было завершено к 1 марта 1985 года. На фото - самолет 17-й эскадрильи в полете с немецким F-104G.
JCT/226 OCU/16-я (резервная) эскадрилья. Подготовка летчиков на Jaguar начата в сентябре 1973 года в Лоссимуте - на базе Группы переучивания на самолеты Jaguar (Jaguar Conversion Team - JCT). После переучивания 54-й эскадрильи на Jaguar задача подготовки пилотов возложена на 226-ю группу переподготовки (226 Operational Conversion Unit; с 1 октября 1974 года), которая 11 ноября 1974 года разделена на 1-ю и 2-ю эскадрильи - первая вскоре была расформирована. Самолеты 2-й эскадрильи несли на носовой части изображение ягуара, а с 1981 года наряду с обозначениями 226-й группы несли также на киле клетчатую полосу - "шотландку". Применялся код из двух цифр (на фотографии).
20-я эскадрилья перевооружалась на Jaguar с истребителей Harrier, новые машины начали прибывать в Брюгген в январе 1977 года. Одновременно эскадрилья продолжала выполнять полеты на Harrier с авиабазы Вильденрат. Перевооружение на новый тип самолета и передислокация на новую авиабазу были завершены к 1 марта, на эскадрилью были возложены ударные задачи. 24 июня 1984 года эксплуатация Jaguar в данном подразделении была прекращена, а на следующий день появилась 20-я эскадрилья самолетов Tornado GR.Mk 1 (эскадрилья была единственной в британских ВВС, летавшей на трех типах основных боевых самолетов).
14-я эскадрилья. Эскадрилья 7 апреля 1975 года стала первой в британских ВВС в ФРГ, перевооруженной с Phantom на Jaguar. Эскадрилья базировалась в Брюггене, она стала также последней из британских "немецких" эскадрилий, летавших на Jaguar - последний полет на данной машине выполнен 14 октября 1985 года. Новой ее машиной стал Tornado GR.Mk 1.
41-я эскадрилья. Эта разведывательная эскадрилья базировалась в мирное время в британском Колтисхолле, а в военное время планировалось ее развертывание в Норвегии. Первый Jaguar поступил в 1976 году, в 1977 году эскадрилья объявлена боеготовой. Участвовала в войне в Персидском заливе и в операциях в Боснии (1993-1995 годы), а в 2004 году - преобразована в подразделение эксплуатационной оценки средств поражения. Jaguar состояли на ее вооружении до 2006 года.
Британские ВВС в ФРГ располагали пятью эскадрильями, вооруженными Jaguar, - четыре из состава авиакрыла в Брюггене являлись носителями тактического ядерного оружия, а пятая, разведывательная, базировалась в Лаарбрюке вместе с ударными Buccaneer.
31-я эскадрилья. Это третья эскадрилья из Брюггена, получившая Jaguar. Новые машины начали поступать в январе 1976 года, но полностью боеготовой эскадрилья объявлена только 1 июля. В период с 13 июня по 1 ноября 1984 года эскадрилья была перевооружена с Jaguar на Tornado GR.Mk 1.
II эскадрилья (Army Co-operation). Эскадрилья дислоцировалась в ФРГ (Лаарбрюк) и решала задачи тактической разведки для Сухопутных войск. Сначала она летала на Phantom, а 26 февраля 1976 года получила свой первый Jaguar (на фото запечатлены оба самолета). Последний Phantom был снят с ее вооружения в июле, с новым типом самолетов эскадрилья была объявлена боеготовой в октябре. В большинстве случаев Jaguar несли под фюзеляжем разведывательный контейнер компании "BAe". В конце 1988 года эскадрилью перевооружили на Tornado GR.Mk 1A, последний полет Jaguar выполнили 16 декабря.
1 ноября 1991 года подразделению присвоили "серый" номер 16-й эскадрильи, позже оно было официально переименовано в 16-ю (резервную) эскадрилью (на фотографии), и все знаки 226-й группы с самолетов исчезли. Эскадрилья летала на Jaguar до 2005 года, а с 2008 года она получила на вооружение учебно-тренировочные самолеты Grob Tutor.
54-я эскадрилья. Это первая боевая эскадрилья, перевооруженная на Jaguar, она официально объявлена боеготовой 1 июля 1974 года (авиабаза Лоссимут). 8 августа 1974 года передислоцирована на авиабазу Колтисхолл ("главная база" самолетов Jaguar), а в опасный период, согласно планам НАТО, она, как и 6-я эскадрилья, должна была передислоцироваться в Тирструп (Дания). Эскадрилья эксплуатировала самолеты Jaguar до 2005 года.
6-я эскадрилья. Эскадрилья перевооружалась с Phantom на Jaguar со 2 октября 1974 года, а через месяц перебазировалась из Лоссимута в Колтисхолл. Самолеты эскадрильи несли на киле символ Королевской артиллерии, а на воздухозаборниках - свой отличительный знак ("Flying Can-openers" - "Летающие консервные ножи"), В годы холодной войны эскадрилья в угрожаемый период должна была перебазироваться в Данию. Самолеты эскадрильи принимали участие в операции "Granby" (британская часть войны в Персидском заливе). 30 мая 2007 года ее Jaguar совершили последние вылеты, эскадрилья стала последней в британских ВВС, эксплуатировавшей данный тип самолета - 6 сентября 2010 года 6-я эскадрилья была воссоздана на авиабазе Льючарс, имея уже на вооружении самолеты Typhoon.
После снятия с вооружения EF-111A самолет Prowler остался единственным во всех Вооруженных силах США авиационным комплексом, способным решать различные задачи РЭБ.
Использующийся при подготовке парашютистов самолет L-410 может брать на борт 17-20 парашютистов.
Су-17М3 (C-52) и Су-22М (С-52К). Разработка Су-17М3 велась одновременно с созданием учебно-боевого варианта (на снимке - советский Су-17М3 с ракетой С-25 под крылом). Носовая часть самолета аналогична Су-17УМ, но на месте кабины инструктора размещен топливный бак. Существенно доработана система вооружения, в том числе лазерный дальномер заменили на дальномер-подсветчик цели "Клен-ПС", под крылом установили две точки подвески ракет Р-60.
Прототип, 1949 год. Прототип Canberra был окрашен в цвет, получивший название "Petter blue" - в честь главного конструктора У. Петтера. От серийных машин прототип отличался наличием форкиля и носовым обтекателем, под которым размещалась антенна РЛС (на серийных машинах нос имел остекление, и там располагалось место штурмана-бомбардира).
Canberra B.Mk 2, 10-я аэ, британские ВВС, 1956 год. 10-я эскадрилья выполняла на Canberra B.Mk 2 бомбардировки египетских авиабаз в ходе операции "Musketeer" по захвату Суэцкого канала в 1956 году. Самолеты имели отличительные черные и желтые полосы на крыле и хвостовой части фюзеляжа.
Canberra B.Mk 2, 249-я аэ, британские ВВС, 1958 год. Поступившие в 249-ю авиаэскадрилью (аэ) самолеты Canberra имели в сравнении с Venom большие дальность, продолжительность полета и боезапас. Эскадрилья стала первой из четырех подразделений, вошедших в состав ударного авиакрыла "Akrotiri", дислоцированного на Кипре в 1950-х годах. В 1959 году эскадрилья перевооружилась с B.Mk 2 Canberra на B.Mk 6.
Canberra B.Mk 2, Люфтваффе, 1975 год. Люфтваффе (ВВС ФРГ) приобрели три бывших британских Canberra B.Mk 2, из которых два эксплуатировались в 61-м испытательном центре в Ване и Манхинге вплоть до 2000 года (выполняли фотосъемку, принимали участие в испытаниях и пр.). Изображен бывший WK130 британского Бомбардировочного командования.
Canberra B.Mk 2, 5-я аэ, ВВС Родезии. Изображен Canberra B.Mk 2 из 5-й эскадрильи, дислоцированной в 1970 году на авиабазе Нью-Сарум. Самолеты применялись в ходе вооруженных действий как разведчики и дальние бомбардировщики, нанося удары по целям на своей территории, а также в Замбии, Ботсване, Мозамбике и Анголе. Над Мозамбиком было потеряно два самолета.
Canberra T.Mk 4,85-я аэ, британские ВВС, 1971 год. В кабине Canberra T.Mk 4 инструктор находился справа, курсант - слева, а штурман - сразу за курсантом. Изображен самолет 85-й эскадрильи, которая эксплуатировала окрашенные в серый камуфляж Canberra и Meteor в процессе учебной подготовки, но в 1975 году эскадрилью реорганизовали и перевооружили на ЗРК Bloodhound.
Canberra TT.Mk 18, 7-я аэ, британские ВВС, конец 1970-х годов. Буксировщики мишеней Canberra TT.Mk 18 переоборудовались из "лишних" B.Mk 2. Данная схема окраски применялась на буксировщиках мишеней со времен Второй мировой войны.
Canberra TT.Mk 18, FRADU. Изображен B.Mk 2 британских ВВС, переоборудованный в 1972 году в вариант TT.Mk 18 и переданный подразделению оценки потребностей и направлений развития британских ВМС (FRADU, Fleet Requirements and Direction Unit), авиабаза Йовилтон. Самолет сохранил окраску ВВС, он решал задачи буксировки мишеней и сам служил мишенью при подготовке операторов РЛС.
Canberra В.2, ВВС Аргентины. Canberra из 2-й группы выполнили во время Фолклендской войны 1982 года 54 боевых вылета, в том числе восемь - на разведку, четыре - для действий против кораблей и судов противника, а также 36 - в качестве бомбардировщиков (14 - днем и 22 - ночью).
Первый Boeing 767-300 на фоне вулкана, известного как гора Святой Елены. После испытаний самолет был передан японской компании JAL в декабре 1986 года.
Японская "All Nippon Airways" - один из важнейших зарубежных заказчиков Boeing 767. Флот компании включает машины разных модификаций - Boeing 767-200/300/300ER, все они оснащены двигателями General Electric CF6-80.
"Asiana Airlines" эксплуатирует 15 самолетов Boeing 767-300/300ER/300F; на 2010 год "Asiana" имела семь Boeing 767-300ER, a "Asiana Cargo"- один Boeing 767-300F.
Операторы версии увеличенной дальности. Вариант с увеличенной дальностью Boeing 767-300ER стал самым востребованным в семействе Boeing 767. На 1 октября 1999 года 36 компаний разместили заказы на 440 самолетов этого типа. Крупнейшие операторы Boeing 767-300ER - американские "Delta" (57), "American Airlines" (58) и "United" (37), но самолет активно покупали и другие компании: "Ansett" (24; ныне компания не существует), "British Airways" (28; фото), "Canadian" (14), QANTAS (21), "Scandinavian Airline System" (14) и "VARIG Airlines" (10). Поставлялись самолеты и менее крупным авиакомпаниям, но ряд авиаперевозчиков - такие как "Air New Zealand" и "Eva Air" - остановили выбор на Boeing 767-300ER как более экономичной альтернативе авиалайнерам класса Boeing 777 / A340.
Boeing 767-400ER имеет удлиненные, скошенные назад законцовки крыла, благодаря которым удалось сократить длину разбега, увеличить скороподъемность и улучшить топливную экономичность. К концу 2010 года были поставлены 37 Boeing 767-400ER, в том числе в "Delta" - 21, в "Continental Airlines" - 16.
Операторы версии увеличенной дальности. Вариант с увеличенной дальностью Boeing 767-300ER стал самым востребованным в семействе Boeing 767. На 1 октября 1999 года 36 компаний разместили заказы на 440 самолетов этого типа. Крупнейшие операторы Boeing 767-300ER - американские "Delta" (57), "American Airlines" (58) и "United" (37), но самолет активно покупали и другие компании: "Ansett" (24; ныне компания не существует), "British Airways" (28), "Canadian" (14), QANTAS (21), "Scandinavian Airline System" (14) и "VARIG Airlines" (10). Поставлялись самолеты и менее крупным авиакомпаниям, но ряд авиаперевозчиков - такие как "Air New Zealand" и "Eva Air" (фото) - остановили выбор на Boeing 767-300ER как более экономичной альтернативе авиалайнерам класса Boeing 777 / A340.
Южнокорейская "Asiana" стала в 1993 году стартовым заказчиком на грузовой Boeing 767-300ER (фото), который также известен как Boeing 300 General Market Freighter и отличается от варианта, заказанного UPS, механизированной системой обработки грузов на главной и нижней палубах, системой кондиционирования воздуха для перевозки животных и скоропортящихся товаров на главной и передней нижней палубах, а также более комфортабельными условиями для экипажа. Первый самолет поднялся в воздух в июне 1996 года и был поставлен "Asiana" 23 августа.
Грузовые варианты. В январе 1993 года компания UPS разместила заказ на грузовой Boeing 767-300F (вверху). Первая машина поднялась в воздух 20 июня 1995 года. UPS приобрела 30 самолетов, имеется опцион еще на 30 машин.
Су-17М4 из состава 20-го авиаполка истребителей-бомбардировщиков, авиабаза Гросс-Дольн, (Темплин), ГДР. Самолет несет под крылом блоки НАР УБ-32-57, ракеты класса "воздух-воздух" Р-60, а также противорадиолокационную ракету Х-25МП под фюзеляжем.
Су-17М4 (С-54) и Су-22М4 (С-54К). Последняя серийная модификация (на снимке - Су-22М4 ВВС ГДР), внешне отличается от предыдущего варианта самолета небольшим воздухозаборником на гаргроте перед килем, но составом бортового оборудования значительно превосходит Су-17М3. Для С-54 был разработан пилотажно-навигационный комплекс ПНК-54 на основе бортовой цифровой вычислительной машины "Орбита-20-22", системы автоматического управления САУ-22М2 и системы управления оружием СУО-54. Применение управляемого оружия с полуактивным лазерным наведением обеспечивалось лазерным дальномером-целеуказателем "Клен-ПС", а с телевизионными - телеиндикатором ИТ-23М. Производство Су-17М4 началось в 1980 году, а через четыре года начался выпуск экспортного Су-22М4. В 1987 году все строевые Су-17М3 и М4 прошли модернизацию с целью повышения эффективности машины с учетом опыта боевого применения в Афганистане.
Су-17М (С-32М) и Су-20 (С-32МК). Первая серийная машина отличалась более экономичным двигателем АЛ-21Ф-3 (вместо Ал-7Ф-1 на Су-17). Основные внешние отличия Су-17М (на фотографии - на заводе в Иркутске) от предшественника: новая доработанная хвостовая часть фюзеляжа, где исчезла характерная для Су-17 раздутость, отсутствие гаргротов для прокладки коммуникаций, увеличенная высота киля и удлиненная на 0,23 м носовая часть. На фонаре летчика установили перископ для обзора задней полусферы. В носовой части машины установили две дополнительные точки подвески вооружения, существенным доработкам подверглась топливная система - все фюзеляжные баки, за исключением бака № 1, были интегрированы в конструкцию фюзеляжа. Экспортный вариант Су-20 поднялся в воздух в 1972 году и поставлялся в Польшу, Египет, Сирию и Ирак.
Су-17Р и Су-20Р. Основным отличием разведывательных модификаций Су-17Р (экспортный вариант - Су-20Р) была возможность применения специальных подвесных контейнеров с разведывательным оборудованием ККР (контейнер комплексной разведки). Были разработаны три варианта контейнеров, отличавшихся составом размещаемого оборудования, которое могло включать в себя аэрофотоаппараты (включая ночные), средства радиотехнической разведки, а также оптико-электронное разведывательное оборудование. На снимке представлен самолет из состава 7-го разведывательно-бомбардировочного авиаполка ВВС Польши, авиабаза Повидз, 1991 год. Более поздние варианты самолета Су-17 также имели разведывательные модификации, обозначавшиеся Су-17М3Р (С-52Р) и Су-17М4Р (С-54Р), или их экспортные варианты - Су-22М3Р, Су-22М4Р, причем возможность применения ККР самолетами Су-17М4 закладывалась изначально.
главное оружие EA-6B - новый комплекс групповой и индивидуальной защиты, а также - в сравнении с "сошедшим с дистанции" EF-111A - экипаж в составе четырех человек. Наличие пилота и трех операторов позволило решать возлагаемые задачи более эффективно. Персонал готовит самолет из 137-й эскадрильи РЭБ к вылету, авианосец "Америка".
"Desert Fox" и операции над Боснией. Боевой дебют EA-6B в небе над Боснией состоялся в ноябре 1994 года - их задачей стала борьба с сербскими ЗРК C-75 "Двина" и "Куб". 4-я эскадрилья РЭБ "Seahawks" (VMAQ-4) авиации КМП США получила приказ перебазироваться 19 ноября 1994 года на авиабазу Сигонелла на острове Сицилия, откуда ее самолеты должны были выполнять вылеты на обеспечение действий союзной авиации, поддерживавшей боснийские и хорватские отряды. Два дня спустя ее летчики стали регулярно выполнять боевые вылеты в воздушное пространство Боснии в течение следующих нескольких месяцев. Наивысшего накала действия авиации НАТО достигли в ходе операции "Deliberate Force", когда ее самолеты наносили удары по сербским войскам, нарушившим границы так называемых "зон безопасности", причем командование ВС НАТО утверждает, что от ракет ЗРК не был потерян ни один их самолет. С другой стороны, ряд экспертов подвергает сомнениям "значительные успехи", достигнутые авиацией НАТО в то время. Операция "Desert Fox" была более короткой, но Prowler приняли участие и в этом случае, действуя на этот раз против иракских войск. Потерь от вражеских ЗРК, по заявлениям руководителей операции, удалось вновь избежать.
На этом Prowler из 131-й эскадрильи РЭБ хорошо видно, что на каждой консоли крыла EA-6B были установлены по два гребня - вместо трех на EA-6A. Хорошо различимы также обтекатели механизма складывания крыла и расщепляющиеся воздушные тормоза (раскрываются на угол 120°, суммарная площадь в рабочем положении - 3 м2).
"Allied Force". По результатам анализа применения Prowler в операциях в Сербии и Косово американское военное командование сделало вывод, что в нынешнем его виде самолет исчерпал свои возможности. Более того, американские офицеры считали, что EA-6B повезло - окажись в составе сербской ПВО более современные средства, самолеты Prowler не смогли бы решить поставленные перед ними задачи. В том числе и после этого вывода Пентагон ускорил ввод в строй новых самолетов РЭБ на базе F/A-18F.
Данный усовершенствованный EA-6B ICAP (Improved Capability) II Block 82 имеет только две надфюзеляжные антенны и ни одной внизу носовой части фюзеляжа. Самолеты ICAP II Prowler задним числом получили обозначение Block 82 после того, как в 1986 году в рамках модернизации авионики появился Block 86. Вариант ICAP III поступает в ВМС США с 2005 года.
"Буря в пустыне". EA-6B, покинувшие палубу авианосца "Рейнджер" в одну из ночей в самом начале операции "Буря в пустыне", вошли в состав воздушной армады, отправившейся громить войска Саддама Хусейна. Наряду с F-4G Advanced Wild Weasel и EF-111A Raven они должны были дезорганизовать систему ПВО и нарушить связь противника. Причем Prowler впервые вошли в непосредственное соприкосновение с целями противника и сами стали целями для расчетов вражеских ЗРК и зенитной артиллерии. На каждом из участвовавших в операциях ("Щит пустыни" и "Буря в пустыне") авианосцев имелась минимум одна эскадрилья Prowler, которые обеспечивали практически все операции войск коалиции, а в ходе большей части своих вылетов экипажи применяли от 1 до 3 ракет HARM. В этих операциях принимали участие эскадрильи РЭБ: 139-я (авианосец "Индепенденс"), 140-я (атомный авианосец "Эйзенхауэр"), 136-я (авианосец "Мидуэй"), 130-я (авианосец "Джон Ф. Кеннеди"), 137-я (авианосец "Америка"), 132-я (авианосец "Саратога"), 131-я (авианосец "Рэнджер") и 141-я (атомный авианосец "Теодор Рузвельт"), Первыми применили в боевых условиях противорадиолокационные ракеты HARM самолеты 130-й эскадрильи.
Включение в состав бортового вооружения противорадиолокационных ракет - сначала с 13-го серийного ICAP II, а затем и для всех ранних машин - сделало Prowler настоящей боевой машиной. Первоначальные опасения, что ALQ-99 нарушит работу ГСН ракеты, оказались беспочвенными.
На посадку на авианосец "Америка" заходит EA-6B с полностью выпущенной механизацией и воздушными тормозами в рабочем положении. Самолет принадлежит 137-й эскадрилье РЭБ авиации ВМС США, воссозданной вместе с четырьмя другими подразделениями для замены снятых с вооружения ВВС США самолетов EF-111A Raven.
"Глобальная война с терроризмом". В рамках всемирной войны с террористами EA-6B принимали активное участие в различных операциях - "Enduring Freedom", "Iraqi Freedom" и "New Dawn". Летчики из авиации ВМС, КМП и ВВС (на фотографии) США выполняли боевые вылеты с авианосцев и наземных аэродромов. Обеспечивали они и боевые действия в Афганистане, например, перехватывали сигналы с мобильных телефонов, использовавшихся террористами для подрыва самодельных фугасов.
Вьетнам. В 1972 году EA-6B в составе эскадрилий авиации ВМС США на борту авианосцев прибыли к берегам Вьетнама и приступили к выполнению боевых задач. 132-я эскадрилья РЭБ "Scorpions" (VAQ-132), позывной "SWAMP FOX", выполнила первый боевой вылете палубы авианосца "Америка" (CVA-66) в июне 1972 года. 131-я эскадрилья РЭБ "Lancers" стала следующей, а через три года в Юго-Восточную Азию прибыла и 134-я эскадрилья РЭБ "Garudas", успев к эвакуации американцев и их союзников из Сайгона в апреле 1975 года. Первые Prowler были еще весьма "примитивным" средством РЭБ - настройку рабочего диапазона каждого контейнера AN/ALQ-99 необходимо было выполнять заранее. Таким образом, вылетев на боевое задание, экипаж мог ставить помехи только тем РЛС ПВО, рабочие частоты которых были заранее настроены, и оставалась большая вероятность получить неприятный "сюрприз".
EA-6B ICAP II Prowler. Изображен EA-6B из состава 2-й эскадрильи РЭБ (VMAQ-2) авиации КМП США в окраске авиакрыла авианосца "Америка". Самолеты эскадрильи принимали участие в различных боевых операциях, включая "El Dorado Canyon" (1986 год), "Desert Storm" (1991), "Allied Force" (1999) и "Iraqi Freedom" (2003 и 2004-2005 годы). В соответствии с названием эскадрильи ("Playboys"), ее самолеты несли на киле изображение "зайчика Playboy". Позже название сменили на "Panthers", в честь команды по американскому футболу из штата Северная Каролина. Все эскадрильи РЭБ авиации КМП США входят в состав 14-й авиагруппы, авиабаза Черри-Пойнт, штат Северная Каролина.
EA-6B Prowler
Су-17УМ (С-52У) и Су-22У (С-52УК). Учебно-боевой вариант с оборудованием, соответствующим модификации Су-17М3 (на снимке взлетает Су-17УМ3 ВВС СССР, перископ инструктора поднят). Производство самолета началось в 1978 году, в 1979-1980 годы до модификации УМ3 были доработаны все ранее выпущенные Су-17УМ.
С 1982 года самолет под обозначением Су-22УМ3 производился на экспорт. До 1983 года Су-22УМ3 оснащались двигателями Р29-БС-300, впоследствии - АЛ-21Ф-3. На снимке Су-22УМ3 ВВС Польши, в хвостовой части видны блоки отстрела ложных тепловых целей.
Одним из наиболее заметных внешних отличий Fokker 50 от предшественника F27 стали шестилопастные воздушные винты.
Maritime Enforcer Mk 2 был создан на базе Fokker 50-100 для решения противолодочных задач и борьбы с надводными кораблями противника.
На фотографии - Fokker 60 Utility, удлиненная военная модификация Fokker 50 с большой грузовой дверью на левом борту, во время посадки в аэропорту Шипхол.
Gulfstream IV. Данный Gulfstream IV был построен в 1991 году и принадлежал "GC Air LLC" (Фэрфилд, штат Коннектикут, США).
24 июля 2000 года "Gulfstream" одновременно выкатила 400-й GIV и 100-й GV. На фотографии - прототип GIV N400GA, совершивший рекордный кругосветный перелет в восточном направлении в феврале 1988 года.
GIV выгодно отличается от конкурентов ультрасовременной авионикой и большой дальностью полета, а также повышенным комфортом для пассажиров. G450 оснащается комплектом приборного оборудования кабины PlaneView.
Аргентинский летчик майор Занни предпринял в 1924 году попытку совершить кругосветный перелет на самолете Fokker C.IVH, он вылетел из Амстердама 26 июня, но 11 октября его полет был прекращен - он долетел только до Токио.
"Fokker" строила M.17 в двух опытных вариантах: двухстоечном M.17z и одностоечном M.17e (фото). Принятый на вооружение Германии серийный D II конструктивно был схож с вариантом M.17z.
"Fokker" строила M.17 в двух опытных вариантах: двухстоечном M.17z (фото) и одностоечном M.17e. Принятый на вооружение Германии серийный D II конструктивно был схож с вариантом M.17z.
D III отличался от варианта D II новым двухрядным ротативным двигателем и формой капота
Швейцарские C.V-E закончили свою карьеру как буксировщики мишеней, прослужив дольше всех остальных машин данного типа.
C.VI представлял собой вариант C.V-D с новой силовой установкой, в небольших количествах он состоял на вооружении авиакорпуса Армии Голландии.
C.X в варианте, состоявшем в 1939-1940 годах на вооружении 72-й учебной эскадрильи (TLeLV12) ВВС Финляндии, дислоцировавшейся в Суур-Мерийоки.
W-1 - прототип C.XI-W - поднялся в воздух, имея открытые кабины, но затем кабину пилота частично прикрыли. Поплавки для самолета изготавливались из дюралюминия и плакированного дюралюминия.
Изображен первый C.XIV-W - это заметно по открытой кабине, на которую позже стали ставить сдвижной фонарь.
UF-XS - модифицированный Grumman UF-2 Albatross - использовался для отработки технических решений по будущему SS-2.
F100 легко отличим от 70-й модели по удлиненному фюзеляжу и двум расположенным над крылом аварийным выходам.
US-1A. Поисково-спасательный самолет US-1 отличается от своего предшественника, противолодочного PS-1, амфибийными возможностями - наличием убирающегося трехопорного шасси, позволяющего ему взлетать и садиться на обычные взлетно-посадочные полосы.
PS-1 был хорошей противолодочной летающей лодкой. Вслед за прототипом и двумя предсерийными машинами последовали 20 серийных самолетов, которые находились на вооружении японских ВМС с 1971 по 1989 год, когда им на смену пришли P-3 Orion.
71-й полк в Ивакуни эксплуатировал US-1 с 1976 года, после первых 12 самолетов поступили еще шесть. В 2010 году полк эксплуатировал также и US-2.
Списание PS-1 не означало конец летающих лодок "Shin Maywa" - на вооружении осталась поисково-спасательная амфибия US-1.
US-2 - новейшая летающая лодка компании "Shin Maywa". Первый полет она совершила в 2003 году и сегодня находится на вооружении японских ВМС. US-2 оснащена двигателями Rolls-Royce AE2100J и системой сдува пограничного слоя.
Су-7ИГ (С-22И). Опытный самолет, построен на базе истребителя-бомбардировщика Су-7БМ. Машина оснащена крылом изменяемой стреловидности, состоящим из неподвижной части, пристыкованной к фюзеляжу, и подвижной, с возможностью изменения угла стреловидности по передней кромке от 30° до 63°. 2 августа 1966 года B.C. Ильюшин впервые поднял машину в воздух, а 9 июля 1967 года она под управлением Е. К. Кукушева была продемонстрирована на параде в Домодедово. Несмотря на возросшую массу, установка крыла изменяемой стреловидности позволила улучшить взлетно-посадочные характеристики самолета.
Canberra В(I).8, 16-я аэ, британские ВВС. Canberra B(I).Mk 8 был самым значимым вариантом, он использовался для прорыва системы ПВО противника и нанесения бомбовых ударов по особо важным объектам. Бомбы подвешивались внутри и снаружи, имелась возможность подвески пушечного контейнера. Изображен самолет 16-й эскадрильи (Лаарбрюк, ФРГ), летавшей на B(I).Mk 8 - в качестве носителей тактического ядерного оружия - в 1958-1972 годах.
Canberra PR.Mk 9, No.1 PRU, британские ВВС, 1991 год. Данный Canberra PR.Mk 9 принадлежал 1 -й фоторазведывательной эскадрилье британских ВВС (авиабаза Уайтон). Ее Canberra были последними самолетами-разведчиками в британских ВВС, использовавшими обычные аэрофотоаппараты и фотопленку. Машины находились на вооружении до 2006 года.
Canberra B(I).Mk 58, 5-я аэ, ВВС Индии, 1961-1962 годы. Несколько Canberra из 5-й эскадрильи индийских ВВС входили в состав сил миротворческой миссии ООН в Конго (ONUC) во время Конголезского кризиса (1960-1964 годы). Самолеты дислоцировались в Лулуабурге (сегодня - Кананга, Демократическая Республика Конго).
Canberra B(I).Mk 68, ВВС Перу, 1970-е годы. Вариант Canberra B(I).Mk 8 поставлялся ВВС Перу под обозначением B(I).Mk 68, в приведенной окраске. Изображенный самолет изначально был B(I).Mk 8 (WT342) и принадлежал британским ВВС. На вооружении ВВС Перу самолеты оставались до начала 1990-х годов.
В таком виде C.I находился в эксплуатации в СССР в 1920-х годах. Установленный на шасси топливный бак имел склонность отрываться при жесткой посадке.
Хотя C.VII-W строился в небольшом количестве, несколько самолетов находились в эксплуатации на момент начала Второй мировой войны.
Изображен первый из полученных голландской морской авиацией самолетов C.VIII-W.
THE LATEST FOKKER SEAPLANE: This machine, type C.VIII-W with 450 h.p. Lorraine Engine, has been supplied to the Dutch Navy and is intended for sea reconnaissance. Owing to the absence of cross members in the float suspension, the machine can also be used for training crews in dropping torpedoes. The strutting of the float chassis would almost pass the ancient British ''Thrust Test."
D I являлся равнокрылым бипланом смешанной конструкции.
Fokker D IV не сильно отличался от модификации D III
D V отличался улучшенной аэродинамикой, включая бипланную коробку новой формы - с верхним крылом небольшой стреловидности.
Назначение Рейнольда Платца главным конструктором компании немедленно отразилось на конструкции самолетов "Fokker". Так, в D VI он совместил фюзеляж от Dr I и бипланную коробку с крыльями меньшего размаха, разработанные для классического истребителя D VII.
Су-17М2 (С-32М2). Су-17М2 (на снимке - на стоянке учебного аэродрома ТВВАИУ, Тамбов) впервые поднялся в воздух в 1973 году. От базовой модели он отличался установкой лазерного дальномера "Фон-1400" и доплеровской системой определения скорости и угла сноса. Серийное производство - с 1975 по 1977 год.
Су-22 (С-32М2К). Экспортный вариант машины - Су-22 / С-32М2К (на снимке - машина из состава 11-й эскадрильи "LosTigres" ВВС Перу) отличался двигателем Р29-БС-300 и упрощенным составом бортового оборудования. Такие машины выпускались в 1976-1980 годах и поставлялись также в Анголу и Ливию.
Перуанские Су-20 в столичном международном аэропорту Лимы в ходе очередного осложнения отношений между Перу и Эквадором. Стоящая на переднем плане машина принадлежит командиру 11-й авиагруппы "Тигры", о чем можно судить по эмблеме эскадрильи, которой нет на других самолетах. Остальные истребители-бомбардировщики несли буквенно-цифровые тактические обозначения на килях под эмблемой государственного флага.
Изображен Jaguar T.Mk 2: XX145 принадлежал ETPS. Подразделение ныне располагается в Боскомб-Дауне.
Изображен Jaguar T.Mk 2: ZB615 принадлежал DERA. Подразделение ныне располагается в Боскомб-Дауне.