Fokker D.I / D.IV
Страна: Германия
Год: 1916


Одноместный истребитель
Описание
Фотографии
Fokker D I (M.18) и D II (M.21)

   Мартин Крейцер проектировал M.18 параллельно с истребителями M.16 и M.17. Прототип M.18, на базе которого был создан истребитель D I, совершил первый полет, будучи оснащенным рядным двигателем с жидкостным охлаждением Mercedes D.I мощностью 100 л. с. (75 кВт). Самолет представлял собой равнокрылый одностоечный биплан, а в зависимости от типа бипланной коробки - одностоечная или двухстоечная - появились два подварианта: M.18e и M.18z, при этом крылья располагались не одно под другим, а уступом, оба самолета имели также новый характерный руль направления, называвшийся "comma" (запятая).
   M.18 был заказан военными в серийное производство под обозначением D I. Он имел укороченный фюзеляж, двухстоечную бипланную коробку, измененный руль направления, а силовая установка включала рядный ПД Mercedes D.II мощностью 120 л. с. (90 кВт), имевший два боковых радиатора. Вооружение самолета включало один 7,92-мм пулемет MG-08/15, установленный на фюзеляже с правой стороны и имевший механизм синхронизации для стрельбы через винт.
   D I поступил на вооружение в июле 1916 года, но вскоре выяснилось, что истребитель из этой машины получился посредственный из-за слишком большого размаха крыльев и слабой тяговооруженности. Были выпущены 112 самолетов: авиация германской армии получила 90 самолетов, кайзеровский флот - шесть машин, а австро-венгерская армия - 16 самолетов. Карьера самолета в боевых частях оказалась недолгой, вскоре данные самолеты отправили в тыл, где они еще долго использовались в качестве учебных.
   M.21 стал последним самолетом "Fokker", спроектированным лично Крейцером, и представлял собой результат попытки создать усовершенствованный вариант истребителя D I путем усиления вооружения (два стреляющих вперед пулемета) и установки более мощного двигателя Mercedes D.III мощностью 160 л.с. (119 кВт). Кроме того, вместо примененной на подварианте M.21zf системы управления за счет крутки крыла, на подварианте M.21zk внешние секции верхнего крыла по задней кромке оборудовали элеронами с роговой компенсацией. Модифицированная таким образом машина получила обозначение D IV и стала поступать в войска с августа 1916 года. Однако вскоре выяснилось, что и в таком варианте самолет не может рассматриваться в качестве эффективного истребителя и серийный выпуск самолета прекратили, поставив всего 60 машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Fokker D I

   Тип: одноместный истребитель
   Силовая установка: один рядный ПД Mercedes D.II мощностью 120 л. с. (90 кВт)
   Летные характеристики: максимальная скорость на уровне моря 150 км/ч; набор высоты 2000 м - за 11 мин; практический потолок 4000 м; продолжительность полета 1,5 час
   Масса: пустого 463 кг; максимальная взлетная 670 кг
   Размеры: размах крыла 9,05 м; длина 6,30 м; высота 2,55 м; площадь крыльев 20,00 м2
   Вооружение: один 7,92-мм пулемет LMG 08/15 справа на фюзеляже
Fokker D.I FD5 of 6nci Boluk based at Canakkale in December 1917 and with the 9nci Boluk based at Yesilkoy from March 1918. No photographs of D.Is in Ottoman markings have been found, but this view is based upon a picture of a sister machine (190/16) photographed in its original German markings before its shipment to Turkey and its almost immediate destruction in the disastrous fire at Haydarpasa. This aircraft has its new Ottoman serial number added in the white surround of the fuselage national marking, as was normal practice.
D I являлся равнокрылым бипланом смешанной конструкции.
Fokker D.I.
Fokker D IV не сильно отличался от модификации D III
Fokker D.IV.