Описание
Страна : США
Год : 1947
Летающая лодка
Транспортный самолет-амфибия с экипажем четыре/шесть человек
Grumman UF, SA-16 и U-16 Albatross (G-64 и G-111)
Опыт эксплуатации самолета Grumman JRF Goose, надежно прослужившего всю войну, заставил ВМС США задуматься об амфибии больших размеров, с увеличенной дальностью полета и грузоподъемностью. В 1944 году фирма приступила к разработке самолета G-64 Albatross, позднее поступившего на вооружение ВВС, ВМС и Береговой охраны США. По своей схеме G-64 походил на предшественника. Поплавки устойчивости под крылом сохранили, но изменили их конструкцию, уменьшив сопротивление. Кроме того, горизонтальное оперение сделали свободнонесущим вместо подкосного, установили убирающееся шасси с носовой стойкой и организовали узлы подвески под крылом с внешней стороны от двигателей для вооружения или ПТБ. Дополнительный запас топлива разместили в поплавках. Экипаж машины состоял из четырех человек, а в кабине могли разместиться 10 пассажиров, носилки или груз.
Заказанный ВМС прототип, получивший обозначение XJR2F-1, совершил первый полет 24 октября 1947 года. Первым серийным вариантом стал UF-1, а усовершенствованный G-111 был запущен в серию в 1955 году под обозначением UF-2. Он имел крыло увеличенного размаха (24,38 м) с изогнутой передней кромкой, элероны и горизонтальное оперение увеличенной площади и оснащался более эффективной противообледенительной системой. В 1962 году после рационализации системы обозначений эти самолеты превратились в HU-16C и HU-16D, соответственно. Самолеты для работы в Антарктике получили обозначение UF-1L (позднее LU-16C), а пять учебных UF-1T со сдвоенным управлением стали называться TU-16C.
ВВС США сочли G-64 подходящим для спасательной службы, и большая часть из 305 заказанных машин эксплуатировалась Авиационной спасательной службой под обозначением SA-16A. Усовершенствованный самолет, аналогичный UF-2 ВМС, был принят на вооружение в 1957 году под обозначением SA-16B. С 1962 года обозначения этих самолетов изменили на HU-16A и HU-16B, соответственно.
Обозначение HU-16E (первоначально UF-1G) присвоили самолетам Береговой охраны США, а 10 машин Albatross для Канады получили обозначение CSR-110. Противолодочный вариант, оснащенный РЛС (антенна которой размещалась под обтекателем в носовой части), выдвижным магнитометром, средствами РЭБ и поисковым прожектором, был принят на вооружение в 1961 году. Он мог нести несколько глубинных бомб. Снимаемые с вооружения Albatross не снискали популярности на гражданском рынке из-за высокого расхода топлива.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Grumman HU-16B Albatross
Тип: транспортный самолет-амфибия с экипажем четыре/шесть человек
Силовая установка: два радиальных двигателя Wright R-1820-76A/B Cyclone мощностью по 1425 л. с. (1063 кВт)
Летные характеристики: макс. скорость на уровне моря 380 км/ч; крейсерская скорость на оптимальной высоте 241 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; потолок 7165 м; дальность полета 5576 км
Масса: пустого 10 380 кг; максимальная при взлете с воды 15 422 кг и 17 010 кг при взлете с земли
Размеры: размах крыла 29,46 м; длина 19,15 м; высота 7,87 м; площадь крыла 96,15 и2
Полезная нагрузка: до 10 пассажиров или 12 раненых на носилках с одним сопровождающим, или 22 пехотинца, или до 2268 кг груза в закрытой кабине
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 145
Последним военным оператором Albatross была Греция - самолеты из подразделения 353 Mira в Элефсисе использовались в качестве патрульных и поисково-спасательных. Хотя это подразделение входило в состав ВВС, оперативное руководство им осуществляли ВМС. Ныне эта эскадрилья летает на P-3 Orion. Albatross были официально сняты с вооружения в 1996 году, но один самолет в варианте РЭБ использовался до конца 1997 года.
-
Air International 1981-09 / ??? - Hellenic Air Power ... a continuing NATO asset?
The miniscule HAF ASW force still operates eight elderly HU-16B Albatross amphibians within its 353 Mira
-
Aeroplane Monthly 1996-07 / J.King - Wanaka warbirds
John and Joyce Proctor’s HU-16C Albatross visited the airshow on its world tour. It is seen taking off from Lake Wanaka after the event in company with Auckland-based Catalina ZK-PBY.
Другие самолёты на фотографии: Consolidated PBY Catalina - США - 1935
-
Мировая Авиация 132
Удачные лодки Do 24 после окончания войны еще долго эксплуатировались в ВВС Испании. На фотографии - Do 24 рядом с другой поисково-спасательной летающей лодкой Grumman HU-16 Albatross из состава ВМС ФРГ.
Другие самолёты на фотографии: Dornier Do.24 - Германия - 1937
-
Air Enthusiast 2006-01 / G.Salerno - A Troubled Birth /Air forces/
One of the two SA-16As of the 'D' Flight 7th ARS at Dhahran with an underwing radar pod.
-
Air Enthusiast 1999-11 / P.Howard - Pioneering in the Trusts
Регистрационный номер: N9944F [3] Grumman SA-16 N9944F wearing Transocean titles, at Oakland prior to its ferry flight to Guam. Note underwing fuel tank
-
Air International 2015-01 / News
Регистрационный номер: N7025N Grumman HU-16 Albatross BuNo 141262/N7025N lands on runway 22L at Edwards Air Force Base, California on November 19, 2014. It was one of four classic aircraft (the others being a CM-170 Magister, a MiG-15 and an SNJ-5) used by the US Air Force Test Pilot's School for one phase of its current course. The aircraft, built in 1955, is registered to Sea & Air Adventures of Wilmington, Delaware.
-
Aeroplane Monthly 1996-05 / M.Oakey - Vintage news
Регистрационный номер: N97HU Warbird collector Jerry Janes's latest project, Grumman Albatross N97HU, arrived at Vancouver on March 6, 1996.
-
Air International 1999-05 / ??? - Miami Miscellany /Commercial aviation/
Регистрационный номер: N42MY Of 13 Grumman Abatrosses converted to G-111 standard for commercial operations with Chalk’s International Airlines, Miami, one (N42MY) is still in active service in Florida. Based at Fort Lauderdale Executive Airport, this converted HU-16B belongs to the Aviation Division of Mirabella Yachts, a company that owns and operates a number of exclusive yachts in the Bahamas and Caribbean. Modifications to civilianise the Albatross to G-111 standard include the fitment of titanium wing spars and outward opening access doors. The G-111 was acquired to carry guests to and from its boats, however, to maximise its usage, it is also available for charter work. Two other amphibians operated by Mirabella Yachts are Albatross N28J and HU-16C N43846 (137908). The latter is resplendent in US Navy markings.
-
Air International 2024-06 / A.Preston - Future nostalgia
Amphibian Aerospace Industries (AAI) is bringing back the G-111 Albatross as the G-111T, with turboprop replacing the previous piston power
-
Air Pictorial 1957-12
BIRD OF MERCY. First photograph ever to be published of the Grumman G-64 SA-16B (U.S. Navy UF-1) Albatross shows it to have a much greater span. It is now mainly in use with the U.S.A.F. as an amphibian for Sea Rescue duties, and a limited number are in use as utility amphibians with the Navy and Coast Guard. The 16B has accommodation for a crew of four to six, and as an ambulance can carry twelve stretchers. For transport work twelve passengers are carried in addition to a crew of four. Racks under the wings can carry bombs, depth charges, auxiliary fuel tanks, a rescue boat, and other items. Dimensions: Span 96 ft. 6 in.; length 60 ft. 8 in.; height 24 ft. 3 in. Weight, empty 20,300 lb., loaded 29,500 lb. (approximate). Maximum speed at sea-level 290 m.p.h. (approximate).
-
Air Pictorial 1955-04 / Air Pictorial's photo-review
A Grumman UF-1T, one of five such machines assigned as flying classrooms to the United States Naval Academy, Annapolis; these are the only five built. They are standard except for the desk/seat cabin arrangement.
-
Aeroplane Monthly 1982-07
HAROLD MARTIN'S photograph taken in 1953 shows the Grumman SA-16 Albatross 48-588 in triphibian configuration. By fitting sprung skis under the bull and on the wingtip floats, the Albatross could operate from land, water, snow or ice.
-
Air Pictorial 1969-06
One of eighteen Grumman HU-16B Albatrosses that have served the R. Norwegian A.F. on anti-submarine duties (note nose radar) since the early 1960s. They are now being replaced by Orions.
-
Aeroplane Monthly 1987-12 / M.Oakey - Grapevine
Регистрационный номер: N9722B Dennis Buehn's Grumman HU-16C Albatross, N9722B, photographed by JOHN WEGG at Truckee, California, is painted in the colours it wore when based at NAS Guantanamo Bay, Cuba
-
Air Pictorial 1957-03 / Air Pictorial's photo-review
A "midnite blue"-painted Grumman UF-1 Albatross amphibian (BuAer. 142361) bears the inscription "United States Naval Attache to Norway" on the nose.
-
Air Enthusiast 1992-12 / R.Shaw - Greek Guardians
Elefsina is home to the HU-16Bs of 353 Mira. Some are held for spares and others must be candidates for display.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Grumman CSR-110 Albatross air-sea rescue aircraft of the R.C.A.F., with triphibious landing gear
-
Air Pictorial 1969-06
A Chilean A.F. Albatross, originally an SAR HU-16A, reconfigured to an HU-16B/ASW.
-
Air Enthusiast 1999-11 / P.Howard - Pioneering in the Trusts
Another view of a Transocean Albatross receiving attention to its starboard powerplant at Agana. Note cannibalised SA-16 behind.
-
Air Enthusiast 1999-11 / P.Howard - Pioneering in the Trusts
Регистрационный номер: N9944F [3] N9944F at Hong Kong Kai Tak during maintenance by HAECO.
-
Air Enthusiast 1999-11 / P.Howard - Pioneering in the Trusts
Регистрационный номер: N9944F [3] SA-16 N9942F in 1966 on the ramp at Guam
-
Air Enthusiast 1999-11 / P.Howard - Pioneering in the Trusts
The second Skymaster to wear TT titles was N88909, pictured at Guam with an Albatross behind. The Federation of Micronesia flag replaced the High Commission seal
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - США - 1942
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v3
Grumman U-16 Albatross anti-submarine amphibians.
-
Air Enthusiast 2006-01 / G.Salerno - A Troubled Birth /Air forces/
The 'Triphibian' version of the SA-16B mounted skis under the fuselage and under the wing tip floats, permitting landings on snow and marsh.
-
Air International 1982-09 / B.Walters - Small is Beautiful
A few commuter airlines continue to operate services requiring the use of flying boats or amphibians, such as the Grumman G-111 (a refurbished HU-16 Albatross) shown here in Chalk's livery.
-
Мировая Авиация 198
H-19D американской Армии готовится взлететь из международного аэропорта Майями, чтобы отправиться в 4550-км путешествие в Мексику через Гавану в рамках операции "Pogo Stick". В 1955 году пять окрашенных в красно-белый цвет H-19, сопровождаемых амфибиями SA-16 ВВС США, совершили путешествие по удаленным районам Центральной и Южной Америки под эгидой Межамериканской службы геодезической съемки.
Другие самолёты на фотографии: Sikorsky UH-19 / HO4S / S-55 Chickasaw - США - 1949
-
Air International 2014-05 / K.Paloulian - Pearl of the Med /Military/
A rare picture of the transient parking area of Souda taken in 1958 with a West German HU-16B and a US Navy Skyraider parked together
Другие самолёты на фотографии: Douglas AD / A-1 Skyraider - США - 1946
-
Air Enthusiast 1999-03 / J.Serrano - Fifty years of DC service
T.4-16 ‘352-16’ in company with fellow C-54s and Grumman HU-16s awaiting scrapping at the Maestranza Aerea de Sevilla, September 1977.
Другие самолёты на фотографии: Douglas DC-4 / C-54 / R5D Skymaster - США - 1942
-
Air Enthusiast 2001-01 / T.Singfield - The Free Air of Heaven
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Другие самолёты на фотографии: Boeing C-97 / Model 377 Stratocruiser - США - 1944Canadair CL-2 / CL-4 Argonaut - Канада - 1946De Havilland Tiger Moth / D.H.82 - Великобритания - 1931Douglas C-124 Globemaster II - США - 1949Douglas DC-6 / C-118 Liftmaster - США - 1946Douglas DC-7 - США - 1953Lockheed Constellation C-69 / C-121 - США - 1943
-
Air Pictorial 1969-06
Japanese M.S.D.F. HU-16B for SAR
-
Мировая Авиация 134
UF-XS - модифицированный Grumman UF-2 Albatross - использовался для отработки технических решений по будущему SS-2.
-
Air International 1982-02 / E.Sekigawa - Shin Meiwa US-1... Epitaph for the Big 'Boat?
The UF-XS, seen at the Kohnan plant early in its test programme, was a rebuilt UF-1 Albatross which served as a flying scale model of the PS-1 and as a test-bed for the boundary layer control system and other features adopted for the Shin Meiwa flying boat.
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Photograph of the Shin Meiwa UF-XS, a scale model of a projected STOL flying-boat, converted from a Grumman UF-1 Albatross
-
Jane's All the World Aircraft 1980 / Encyclopedia of Aviation - Aircraft A-Z - v2
Conroy Turbo Albatross.
-
Jane's All the World Aircraft 1972 / 01 - Aircraft
Регистрационный номер: N16CA Conroy Turbo Albatross, a Dart-engined conversion of the Grumman HU-16A amphibian
-
Air International 2024-06 / A.Preston - Future nostalgia
The G-111T is a modern take on a classic amphibian design
-
Jane's All the World Aircraft 1964 / 01 - Aircraft
Three-view drawing of the Shin Meiwa UF-XS, a scale model of a projected STOL flying-boat, converted from a Grumman UF-1 Albatross
- Фотографии