Constellation C-69 / C-121
Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с трехкилевым оперением. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Создан в КБ "Локхид эйркрафт корпорейшн" коллективом во главе с Л. Хиббэрдом и К. Джонсоном с использованием ДальшеMore>>>
проектов "модель 44" и "Экскалибур А" первоначально как пассажирский лайнер на 44 места. Позднее он был переработан в военно-транспортный вариант. Его опытный образец, XC-69 (L-49), совершил первый полет 9 января 1943 г. Серийное производство на заводе "Локхид" в Бэрбанке начали в апреле 1944 г. Всего изготовили 22 C-69, но ВВС армии получили только 15, остальные еще на заводе переделали в пассажирские L-149.
Экипаж - 5 чел., 44 - 63 пассажира. Моторы R-3350-35. Вооружения нет. ВВС армии США получили C-69 в мае 1944 г. Эксплуатировались они в основном на американской территории.
Военные машины прекратили собирать в сентябре 1945 г. Все имевшиеся C-69 продали различным авиакомпаниям в конце года.
C-69||
Размах:||37,5 м
Длина:||29,0 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||32800 кг
Максимальная скорость:||528 км/ч
Практический потолок:||7620 м
Дальность:||3850 км
Lockheed L-049/L-649/L-749 Constellation, L-1049 Super Constellation и L-1649 Starliner
Разработка L-49 была начата в 1939 году - самолет создавался как 40-местный авиалайнер для местных маршрутов компаний "Pan American Airways" и "Transcontinental & Western Air". Впрочем, начало Второй мировой войны привело к тому, что самолет был реквизирован ВВС Армии США для военных нужд - в качестве транспортного под обозначением C-69. Первый полет машины состоялся 9 января 1943 года. Всего было собрано 22 самолета, после чего в связи с победой в войне военный контракт аннулировали.
Производство гражданских моделей самолета из задела военных C-69 было начато после войны - самолет получил обозначение L-049 Constellation. В базовом варианте самолеты были рассчитаны на 43-48 пассажиров, а при плотной компоновке - на перевозку 60 пассажиров.
Первый Constellation получил сертификат 11 декабря 1945 года, в эксплуатацию машина поступила вначале в авиакомпаниях "Pan Am" и TWA (последняя начала его эксплуатацию с полета в Париж, состоявшегося 6 февраля 1946 года).
Первый полностью гражданский самолет данного семейства, L-649 с двигателями Wright 749C-18BD-1 мощностью 2500 л. с., имел уже весьма комфортабельный салон со стандартной вместимостью 48-64 пассажира, а при плотной компоновке - 81 пассажир.
В 1947 году данный вариант заменили в производстве модификацией большей дальности L-749, с дополнительным запасом топлива и той же полезной нагрузкой.
<...>
Варианты
L-049: первые гражданские Constellation, построенные из узлов и оборудования, предназначенных для военных C-69
L-649: первые послевоенные самолеты, построенные как гражданские авиалайнеры
L-649A: аналог L-649, но с увеличенным запасом топлива
L-749: аналог L-649A, но с усиленным шасси и с большей дальностью полета
L-749A: аналог L-749, но с усиленной конструкцией для обеспечения работы с большей полетной массой
C-69: обозначение первоначального военно-транспортного варианта
C-69C-1 (затем ZC-69C-1): единственный самолет с VIP-салоном
XC-69E: обозначение одного самолета-летающей лаборатории для испытаний двигателей
C-121A: грузопассажирский вариант L-749 для перевозки личного состава ВВС США с усиленным полом и грузовой дверью по левому борту в хвостовой части; те, которые были переоборудованы в VIP-вариант, получили обозначение VC-121A
VC-121B: один самолет с VIP-салоном, схожий с базовым L-749 и оснащенный для возможного использования президентом
PO-1W: два самолета для ВМС США с РЛС системы раннего обнаружения на базе планера L-749
<...>
Typical of TWA’s fleet of Model 049s was N86516 (c/n 2043) Star of Ireland, Fleet No 508, which was delivered to the airline in February 1946 and operated in both First Class and Coach configurations before being retired from service in May 1957, having accrued more than 40,300 flying hours.
Авиакомпании "Pan American World Airways" и TWA ввели лайнеры "Connie" в коммерческую эксплуатацию в начале 1946 года. Этот NC88838 - один из первых самолетов "Pan Am", поставлен в январе.
Model 649 Constellation. L-649 - первая "Конни", способная нести расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой контейнер "Speedpak". Изображенный лайнер Constellation строился как Model 649-84-24, но еще на стапеле был доведен до стандарта Model 649-79-12 и передан авиакомпании "Eastern Air Lines". В марте 1947 года самолет получил номер NX101A. На нем был установлен пробный грузовой контейнер "Speedpak", а сама машина первое время использовалась для тренировочных полетов. Позже, когда в 1950 году лайнер улучшили до конфигурации L-749A, он поменял свой номер на NC101A.
Поступившая на гражданские авиалинии в 1946 году, Constellation превосходила остальные лайнеры по всем характеристикам. На лайнере были применены такие новшества, как герметизация кабины, гидравлическая система управления, флюгирование винтов, реверс и закрылки фаулера.
TWA Lockheed Constellation (15 Feb 1946).
Компания TWA была тесно связана с Constellation на протяжении всего периода его создания, потому и была удостоена приоритетного права получить этот самолет сразу же после победы над Японией во Второй мировой войне. Большинство авиакомпаний должны были покупать L-049 по цене от 685 до 720 тысяч долларов, однако часть самолетов C-69 был продан TWA по цене всего 20 тысяч долларов за штуку.
Вторая "Конни" (заводской номер 1962) совершила в апреле 1944 года рекордный перелет от побережья до побережья США. Программа по постройке C-69 не была выполнена, поскольку компания "Lockheed" получила правительственное распоряжение сосредоточить усилия на производстве истребителей P-38 и бомбардировщиков B-17. Всего "Lockheed" выпустил 2750 бомбардировщиков B-17F и G, приобретя огромный практический опыт производства больших четырехмоторных самолетов.
TWA Lockheed Constellation (15 February 1946).
Howard Hughes (left) and TWA President Jack Frye descend the makeshift steps built by TWA personnel at Washington DC after the pair had flown Lockheed 049 Constellation c/n 1962, allocated registration NC38936 (although it was never applied), from California to the capital in record time on April 17, 1944.
More Constellations were operated by TWA than by any other airline in the world, the company acquiring examples of every model and every sub-variant built. Seen here at San Francisco is Model 049 N86526 Star of Greece, which was purchased by the Hughes Tool Co in 1949 after a brief period of service with KLM as PH-TEO. Some Connies carried a small placard by the starboard door on delivery to TWA with the words “Leased by the Hughes Tool Co to TWA”.
Компания "Eastern Air Lines" приобрела 14 лайнеров L-649 по цене 650 000 долларов. Эти самолеты начали совершать рейсы из Нью-Йорка в Майами в 1947 году.
Lockheed L-749A Constellation N101A (c/n 2518) of Standard Airways sports a pink lower fuselage, which was fitting for the company’s “Pink Cloud” service between the USA’s West Coast and Honolulu. This Connie was acquired by Standard during 1962 and saw brief service with the airline, moving on to South America in late 1963.
L-1649A "Старлайнер", ранее служивший в американской военно-транспортной авиации
Данью уважения к зтой прекрасной машине можно считать то, что до сих пор в рабочем состоянии сохраняются как минимум три "Конни". На этом снимке изображен, находящийся в идеальном состоянии, L-749A (#494TW), показанный на авиасалоне "Oshkosh'97". Машина окрашена в цвета военно-транспортной службы ВВС США.
1940-1950-е годы - испытания ТРД. После Второй мировой войны стали доступны большие четырехмоторные бомбардировщики и транспортные самолеты. Их широко использовали в качестве летающих лабораторий. Например, Lockheed Model 749 Constellation (использовался французским университетом) оснащали небольшими ТРД или ТВД на пилоне над фюзеляжем.
Один из первых экземпляров военно-транспортного самолета C-69 в полете, 1943г.
The Lockheed Model 49-46-10 Constellation prototype NX25600. It made its first flight on January 9, 1943.
9 января 1943г. Свой первый полет из Бербанка (штат Калифорния) совершил Lockheed Model L-49 Constellation.
Another flying shot of the prototype Constellation.
Этот самолет показал неслыханные для четырехмоторных транспортных машин летные качества. Обладая большей скоростью, чем истребитель Zero, он мог без посадки пересечь американский континент за девять часов, а долететь с восточного побережья до Гонолулу менее чем за 12 часов. Крейсерская скорость Constellation превышала скорость современных ему военных транспортников.
The Lockheed C-69 Constellation Military Transport (four Wright R-3350-31 engines).
The Lockheed Constellation in military guise. Most C-69 military transports have now been converted for commercial use.
The Lockheed Model 49-46-10 Constellation prototype NX25600. It made its first flight on January 9, 1943.
Lockheed’s chief research engineer Clarence L. "Kelly" Johnson, left, and Milo Burcham, chief test pilot, in front of the prototype Constellation.
C-69 на одной из авиабаз ВВС США, на заднем плане истребители "Лайтнинг"
A Lockheed C-69 Constellation fitted with a “Speedpak” freight container.
The Lockheed XC-69E Constellation, an experimental model fitted with four Pratt & Whitney R-2800 engines.
The one and only Lockheed VC-121B Constellation, 48-608, with extra fuel tanks, was the first of ten C-121A/B series long-range aircraft ordered in 1948 for VIP missions with the USAF's Military Air Transport Service.
Одним из наиболее ценных экспонатов музея при авиабазе - самолет Локхид C-121A "Колумбайн" генерала Эйзенхауэра в его бытность начальником штаба объединенных сил НАТО в Европе - еще до избрания на пост президента
The rogue Constellation, photographed by Patrick Cummins during the 1970s.
The prototype Constellation, c/n 1961, serial 43-10309, was originally powered by Wright GR-3350 Duplex-Cyclone engines, but in September 1945 was fitted with Pratt & Whitney R-2800 Double Wasps instead, as seen here. Hughes acquired the aircraft in mid-1946.
TWA was the first airline to order and take delivery of the Constellation, and Hughes was determined to make hay from the resulting publicity, despite the USA rapidly shifting on to a war footing at the time. After its handover at Las Vegas, Constellation c/n 1962 was extensively photographed in its TWA scheme, as seen here.
In May 1947 Hughes used Model 049 NC90817 (c/n 2079) Star of the Adriatic to publicise his company’s Terrain Warning Indicator (TWI) device. Flying from Burbank, Hughes undertook a series of flights in which he would demonstrate the device to members of the press by flying at mountains, as seen here; such an adventure may not be so easy to arrange today!
Showing the type's magnificently elegant dolphin-like profile, Constellation c/n 1962 is handed over to Transcontinental & Western Air at Las Vegas on April 16, 1944. Overlaid on the gleaming bare-metal airframe is TWA’s restrained colour scheme, with the legend “The Transcontinental Line” running the length of the fuselage.
17 апреля 1944г.: Говард Хьюз совершил перелет на Lockheed Constellation по маршруту Бербанк-Вашингтон за 6 часов 58 минут, установив новый рекорд скорости - 533,45 км/ч.
Hughes and General Henry "Hap" Arnold (furthest left) at Washington DC after the former’s record-setting transcontinental flight on April 17, 1944. Arnold appears to be doing a good job of hiding his considerable chagrin at finding the Constellation painted in TWA colours, rather than the austere olivedrab camouflage he was expecting.
Lockheed Constellation N7777G at Wroughton, 1985.
The first stop on G-ANLO’s tour was Cairo, where it was dark by the time the Comet landed and was greeted by an excited reception party. The following morning the shapely jetliner sashayed its way past one of the piston brigade - a TWA Lockheed Constellation - to roar away to its next stop in India.
A superb photograph of Los Angeles Airways’ Sikorsky S-51 N1398 (c/n 5103) on a mail service from Los Angeles International Airport, with a TWA Lockheed Constellation as a backdrop. The CAB granted LAA a temporary three-year certificate for local mail services in May 1947, extending it in 1951 to include passengers.
The Lockheed Model 49 Constellation Airliner (four Wright GR-3350-BD1 Cyclone engines).
L-649 и L-749 производились одновременно. Поначалу лайнеры именовали "Золотые Констеллейшн" ("Gold Plate Constellations"), но это название не прижилось.
After the war Lockheed’s assembly lines rushed the first commercial versions of the Constellation to awaiting airlines - some of them are pictured here in November 1945.
Lockheed 749A F-BAZP, which found the wreck of Dakota G-AMSW 7/10/61. Ex-Air France, it is used for search and rescue along with F-BAZJ, 'ZM, 'ZO, 'ZS and 'ZT
Amazing scene on the civil ramp at Kindley Field with three PanAm DC-7s including N737PA 'Clipper Climax' and N750PA 'Clipper Matchless', a DC-6, an Eastern Constellation, a Trans-Canada North Star and a KC-97 Stratotanker, just visible in the background are a Globemaster, an Albatross and a Tiger Moth.
Lockheed L-749A Constellation F-BAZF beneath the control tower at Beirut. Curiously, the “Bienvenue au Liban/Welcome to Lebanon" legend that ran along the front of the terminal building is missing, suggesting that John returned to Beirut later in 1955 or 1956 to take more photos, some of which are also seen on these pages.
A veritable haven for propliners, Heathrow was a bustling hub of activity for the "big fours" of numerous airlines in the late 1940s, including the SNCASE SE.161 Languedocs of Air France (right) and the Lockheed Constellations of Air-lndia International.
Thick smoke billows over the leading edge of Air-lndia International Lockheed L-749 VT-CQR’s port wing as its No 1 Wright R-3350 twin-row 18-cylinder supercharged radial piston engine is run up before departure from Heathrow in 1949. Named Rajput Princess, this Connie was delivered to Air-lndia International in February 1948.
"Air India" стала первой из многих авиакомпаний, оценивших дальность полета лайнеров модификации L-749/749A. В своем парке данный перевозчик имел три самолета этой и еще несколько более поздних модификаций. На снимке представлен L-749A, о чем можно судить по отсутствию воздухозаборников сверху капотов двигателей.
Модификации "Конни" L-749 и L-749A, предназначенные для выполнения дальних перелетов, продавались авиакомпаниям BOAC, "Air France", KLM, TWA и "Pan Am". Характеристики этих лайнеров оказались настолько привлекательными, что получить их захотели и другие операторы. Вскоре авиакомпании QANTAS, "Air India", "Avianca" и SAA поняли, что только новые Constellation помогут им закрепиться на арене международных пассажирских перевозок.
Another of Hughes’s cast-offs was Model 749A c/n 2671, which Hughes registered as N6025C but never flew and kept under armed guard at Burbank. Fortunately, it was released for sale and joined the BOAC fleet as G-ANNT Buckingham in July 1954. It is seen here at Hong Kong in November 1955.
A splendid shot of BOAC L-749A G-ALAM (c/n 2554), named Belfast, beside the BOAC hangars during one of John Stroud’s 1948 visits to LAP. Originally EI-ADA St Bridget with Aerlinte Eireann (Aer Lingus’s subsidiary for transatlantic services), the aircraft joined BOAC in June 1948. It crashed at Kallang, Singapore, in March 1954.
Авиакомпании наперебой делали заказы на Constellation на протяжении всех лет выпуска этого лайнера, охотно платя 700 000 долларов за Model 049 и свыше 2 миллионов за Model 1049G. Этот лайнер, совершающий рулежку на взлетной полосе в лондонском аэропорту Хитроу, принадлежал компании BOAC - перед нами Speedbird Constellation "Balmoral" (G-AHEM), Model 049. Прежде этот самолет, как и многие другие машины такого типа, служил в ВВС США и назывался C-69-5.
Британские стюардессы забираются в самолет. Конец 1950-х гг. Характерная черта этого периода - самолеты уже стали большими, четырехмоторными, а вот большинство аэропортов и аэродромного оборудования остались на уровне DC-3
17 января 1948г: Boeing 314A RMA Bristol авиакомпании BOAC выполнил свой последний рейс на линии "Балтимор-Бермуда", летающие лодки на этом маршруте заменили самолеты Constellation.
Покупка компанией BOAC пяти самолетов Constellation вызвала споры, поскольку некоторые сомневались в том, что эти лайнеры будут соответствовать британским требованиям. Самолет G-AHEM (заводской номер 1978) был выпущен, как и C-69-5, для ВВС США. После войны его довели до стандарта L-049 и передали авиакомпании BOAC. "Конни", принадлежавшие BOAC, позже перешли к компании "Capital Airlines".
The training captain of a large piston-powered multi-engine aircraft, such as a Lockheed Constellation, had many advantages. For example, the engines usually accelerated promptly and the propwash over the wings produced a phenomenon known as 'induced lift'. This meant that a big handful of power could often salvage a low, slow approach.
Lockheed Constellations in the original BOAC maintenance area. British Airways hopes to have an engineering unit adjacent to the proposed Terminal 5.
The Lockheed Constellation Four-engined Commercial Airliner.
Lockheed L-749A Constellation N4901C (c/n 2671) of Capitol Airways in 1963. The aircraft had served with BOAC as G-ANNT, named Buckingham, from September 1954, Capitol acquiring the elegant airliner in March 1958. It later became an exhibit at the Bradley Air Museum in Connecticut until it was destroyed in a tornado in 1979.
Эти "Конни", сфотографированные на стоянке в Бэрбанке незадолго до окончания войны, на самом деле были транспортниками C-69. Перед превращением в военные самолеты они имели фиктивные гражданские номера и были окрашены компанией "Lockheed" в цвета "Eastern Air Lines" (EAL). "Eastern" заказала 14 самолетов L-049, но затем поменяла модель на L-649.
27 июля 1955г. Пассажирский самолет Constellation, бортовой номер 4X-AKC, компании El Al совершавший рейс из Тель-Авива в Вену, был сбит над Югославией болгарским истребителем. Свой регулярный рейс, LY 402, самолет начал в Лондоне и совершил посадку в Париже, после чего отправилась в Вену. Ранним утром на высоте 5400 метров пассажирский самолет был перехвачен болгарским истребителем МиГ-15, пилот которого приказал экипажу выпустить шасси и идти на посадку на военную базу, расположенную к западу от Софии. Лайнер опустился до высоты 600 метров и приготовился к посадке, но в это время истребитель неожиданно открыл огонь. После попадания выпущенной с МиГа пулеметной очереди самолет Constellation загорелся и рухнул на землю. Все, находившиеся на его борту 58 человек, погибли. После долгих дипломатических переговоров Израиль добился разрешения перевезти тела погибших на родину. Экипаж самолета был похоронен в братской мемориальной могиле на кладбище Кират Шауль в Тель-Авиве.
One of the last photographs taken of the Constellation once used by President Eisenhower.
Panair do Brasil was the first airline outside the USA to operate the Constellation, and received its first examples in March 1946. Originally serving with Pan American as N88865, L-049 c/n 2066 was sold to Panair in October in 1947 to become PP-PDA. Sadly, it crashed near Sao Paulo, killing all 17 aboard, on June 17, 1953.
8 мая 1950г.: "South African Airways" получила первый Lockheed Constellation (ZS-DBR), он использовался на линии Кейптаун-Лондон.
“Old 1961“and one of its Pratt & Whitney R-2800 engines.
The Science Museum has now agreed that when Aces High’s Lockheed Constellation G-CONI has been moved by road from Dublin Airport to Wroughton and reassembled (probably about now), it will be purchased by the Museum to become part of the Transport Aircraft Collection at Wroughton. Its colour scheme has yet to be decided.
Кабина для пилотов в C-69 была небольшой, но очень удобной. Минимальный экипаж состоял из трех человек (командир, второй пилот и бортинженер). На некоторых авиалиниях он пополнялся штурманом и радистом. В свое время эта машина являлась лучшим самолетом в своем семействе. На ней были установлены гидравлические приводы органов управления и флюгируемые воздушные винты.
A 1947 photograph of a Constellation flight deck during a training flight. Just below the nose is the Empire State Building in Manhattan which, presumably, the pilots have already spotted!
A rather pensive Howard Hughes sitting in the left-hand seat of a TWA Constellation. In addition to being a major shareholder in the airliner, he was no mean pilot himself.
Внутренняя отделка "Конни" была роскошной, а элегантные стюардессы спешили удовлетворить любой каприз пассажиров. "Международный" интерьер этого лайнера 1049C был создан Анри Дрейфусом. Стены салона украшены фресками, изображающими маршруты компании, салон разделен деревянными перегородками, а к иллюминатору лайнера повернут "диван для обозрений".
L-649 был более совершенен, нежели Model 049. Салон лайнера стал тише и комфортнее, улучшились его обогрев, охлаждение и вентиляция. Все эти качества высоко оценили пассажиры.
GIVEN new impetus by the prodigious output of Corgi models, metal aircraft miniatures have become a very collectable subject. One of the largest specialist ranges currently available is that from Devon-based Western Models which has a fine range of 1:200th scale airliners, bombers and utility aircraft. They sent a Lockheed C-121 in MATS colours for review and its attention to detail and overall shape is of a high quality.
A design study of Constellation’s forerunner. The L-44 Excalibur project was revealed in April 1939 and resembled a scaled-up four-engined Model 10A Electra.
An artist’s impression of the Constellation as it was first conceived in 1939. Note the reverse-flow engine cowlings and completely faired nose, with no windscreen step.
Стандартная компоновочная схема фюзеляжа "Супер Констеллейшна"
The Lockheed Model 49 Constellation.
The Lockheed Constellation Airliner.
Lockheed C-69 Constellation