Lockheed C-69 / C-121 Constellation
Варианты:
Lockheed - C-69 / C-121 Constellation - 1943 - США
Страна: США
Год: 1943


Транспортный самолет
Описание:
C-69 / C-121 Constellation
Lockheed L-049/L-649/L-749 Constellation, L-1049 Super Constellation и L-1649 Starliner
Фотографии

C-69 / C-121 Constellation

Военно-транспортный самолет. Четырехмоторный цельнометаллический моноплан с трехкилевым оперением. Шасси убирающееся трехколесное с носовой стойкой. Создан в КБ "Локхид эйркрафт корпорейшн" коллективом во главе с Л. Хиббэрдом и К. Джонсоном с использованием проектов "модель 44" и "Экскалибур А" первоначально как пассажирский лайнер на 44 места. Позднее он был переработан в военно-транспортный вариант. Его опытный образец, XC-69 (L-49), совершил первый полет 9 января 1943 г. Серийное производство на заводе "Локхид" в Бэрбанке начали в апреле 1944 г. Всего изготовили 22 C-69, но ВВС армии получили только 15, остальные еще на заводе переделали в пассажирские L-149.
Экипаж - 5 чел., 44 - 63 пассажира. Моторы R-3350-35. Вооружения нет. ВВС армии США получили C-69 в мае 1944 г. Эксплуатировались они в основном на американской территории.
Военные машины прекратили собирать в сентябре 1945 г. Все имевшиеся C-69 продали различным авиакомпаниям в конце года.


C-69||
Размах:||37,5 м
Длина:||29,0 м
Моторы, количество х мощность:||4x2200 л.с.
Взлетная масса, максимальная:||32800 кг
Максимальная скорость:||528 км/ч
Практический потолок:||7620 м
Дальность:||3850 км

Lockheed L-049/L-649/L-749 Constellation, L-1049 Super Constellation и L-1649 Starliner

Разработка L-49 была начата в 1939 году - самолет создавался как 40-местный авиалайнер для местных маршрутов компаний "Pan American Airways" и "Transcontinental & Western Air". Впрочем, начало Второй мировой войны привело к тому, что самолет был реквизирован ВВС Армии США для военных нужд - в качестве транспортного под обозначением C-69. Первый полет машины состоялся 9 января 1943 года. Всего было собрано 22 самолета, после чего в связи с победой в войне военный контракт аннулировали.
  Производство гражданских моделей самолета из задела военных C-69 было начато после войны - самолет получил обозначение L-049 Constellation. В базовом варианте самолеты были рассчитаны на 43-48 пассажиров, а при плотной компоновке - на перевозку 60 пассажиров.
  Первый Constellation получил сертификат 11 декабря 1945 года, в эксплуатацию машина поступила вначале в авиакомпаниях "Pan Am" и TWA (последняя начала его эксплуатацию с полета в Париж, состоявшегося 6 февраля 1946 года).
  Первый полностью гражданский самолет данного семейства, L-649 с двигателями Wright 749C-18BD-1 мощностью 2500 л. с., имел уже весьма комфортабельный салон со стандартной вместимостью 48-64 пассажира, а при плотной компоновке - 81 пассажир.
  В 1947 году данный вариант заменили в производстве модификацией большей дальности L-749, с дополнительным запасом топлива и той же полезной нагрузкой.
<...>


Варианты

  L-049: первые гражданские Constellation, построенные из узлов и оборудования, предназначенных для военных C-69
  L-649: первые послевоенные самолеты, построенные как гражданские авиалайнеры
  L-649A: аналог L-649, но с увеличенным запасом топлива
  L-749: аналог L-649A, но с усиленным шасси и с большей дальностью полета
  L-749A: аналог L-749, но с усиленной конструкцией для обеспечения работы с большей полетной массой
  C-69: обозначение первоначального военно-транспортного варианта
  C-69C-1 (затем ZC-69C-1): единственный самолет с VIP-салоном
  XC-69E: обозначение одного самолета-летающей лаборатории для испытаний двигателей
  C-121A: грузопассажирский вариант L-749 для перевозки личного состава ВВС США с усиленным полом и грузовой дверью по левому борту в хвостовой части; те, которые были переоборудованы в VIP-вариант, получили обозначение VC-121A
  VC-121B: один самолет с VIP-салоном, схожий с базовым L-749 и оснащенный для возможного использования президентом
  PO-1W: два самолета для ВМС США с РЛС системы раннего обнаружения на базе планера L-749
<...>
Авиакомпании "Pan American World Airways" и TWA ввели лайнеры "Connie" в коммерческую эксплуатацию в начале 1946 года. Этот NC88838 - один из первых самолетов "Pan Am", поставлен в январе.
Model 649 Constellation. L-649 - первая "Конни", способная нести расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой контейнер "Speedpak". Изображенный лайнер Constellation строился как Model 649-84-24, но еще на стапеле был доведен до стандарта Model 649-79-12 и передан авиакомпании "Eastern Air Lines". В марте 1947 года самолет получил номер NX101A. На нем был установлен пробный грузовой контейнер "Speedpak", а сама машина первое время использовалась для тренировочных полетов. Позже, когда в 1950 году лайнер улучшили до конфигурации L-749A, он поменял свой номер на NC101A.
Поступившая на гражданские авиалинии в 1946 году, Constellation превосходила остальные лайнеры по всем характеристикам. На лайнере были применены такие новшества, как герметизация кабины, гидравлическая система управления, флюгирование винтов, реверс и закрылки фаулера.
Компания TWA была тесно связана с Constellation на протяжении всего периода его создания, потому и была удостоена приоритетного права получить этот самолет сразу же после победы над Японией во Второй мировой войне. Большинство авиакомпаний должны были покупать L-049 по цене от 685 до 720 тысяч долларов, однако часть самолетов C-69 был продан TWA по цене всего 20 тысяч долларов за штуку.
Вторая "Конни" (заводской номер 1962) совершила в апреле 1944 года рекордный перелет от побережья до побережья США. Программа по постройке C-69 не была выполнена, поскольку компания "Lockheed" получила правительственное распоряжение сосредоточить усилия на производстве истребителей P-38 и бомбардировщиков B-17. Всего "Lockheed" выпустил 2750 бомбардировщиков B-17F и G, приобретя огромный практический опыт производства больших четырехмоторных самолетов.
Компания "Eastern Air Lines" приобрела 14 лайнеров L-649 по цене 650 000 долларов. Эти самолеты начали совершать рейсы из Нью-Йорка в Майами в 1947 году.
L-1649A "Старлайнер", ранее служивший в американской военно-транспортной авиации
Данью уважения к зтой прекрасной машине можно считать то, что до сих пор в рабочем состоянии сохраняются как минимум три "Конни". На этом снимке изображен, находящийся в идеальном состоянии, L-749A (#494TW), показанный на авиасалоне "Oshkosh'97". Машина окрашена в цвета военно-транспортной службы ВВС США.
1940-1950-е годы - испытания ТРД. После Второй мировой войны стали доступны большие четырехмоторные бомбардировщики и транспортные самолеты. Их широко использовали в качестве летающих лабораторий. Например, Lockheed Model 749 Constellation (использовался французским университетом) оснащали небольшими ТРД или ТВД на пилоне над фюзеляжем.
9 января 1943г. Свой первый полет из Бербанка (штат Калифорния) совершил Lockheed Model L-49 Constellation.
Один из первых экземпляров военно-транспортного самолета C-69 в полете, 1943г.
Этот самолет показал неслыханные для четырехмоторных транспортных машин летные качества. Обладая большей скоростью, чем истребитель Zero, он мог без посадки пересечь американский континент за девять часов, а долететь с восточного побережья до Гонолулу менее чем за 12 часов. Крейсерская скорость Constellation превышала скорость современных ему военных транспортников.
The Lockheed C-69 Constellation Military Transport (four Wright R-3350-31 engines).
C-69 в воздухе
C-69 на одной из авиабаз ВВС США, на заднем плане истребители "Лайтнинг"
On order for the Military Air Transport Service, the Lockheed C-121C will be the fastest military transport in service anywhere. It will carry 75 passengers, or 47 stretcher patients plus hospital attendants, or 28.000 lb. of bulk cargo, at a cruising speed of 335 m.p.h.
One of the last photographs taken of the Constellation once used by President Eisenhower.
Одним из наиболее ценных экспонатов музея при авиабазе - самолет Локхид C-121A "Колумбайн" генерала Эйзенхауэра в его бытность начальником штаба объединенных сил НАТО в Европе - еще до избрания на пост президента
Lockheed Constellation N7777G at Wroughton, 1985.
The Lockheed Constellation Four-engined Commercial Airliner.
Эти "Конни", сфотографированные на стоянке в Бэрбанке незадолго до окончания войны, на самом деле были транспортниками C-69. Перед превращением в военные самолеты они имели фиктивные гражданские номера и были окрашены компанией "Lockheed" в цвета "Eastern Air Lines" (EAL). "Eastern" заказала 14 самолетов L-049, но затем поменяла модель на L-649.
L-649 и L-749 производились одновременно. Поначалу лайнеры именовали "Золотые Констеллейшн" ("Gold Plate Constellations"), но это название не прижилось.
Авиакомпании наперебой делали заказы на Constellation на протяжении всех лет выпуска этого лайнера, охотно платя 700 000 долларов за Model 049 и свыше 2 миллионов за Model 1049G. Этот лайнер, совершающий рулежку на взлетной полосе в лондонском аэропорту Хитроу, принадлежал компании BOAC - перед нами Speedbird Constellation "Balmoral" (G-AHEM), Model 049. Прежде этот самолет, как и многие другие машины такого типа, служил в ВВС США и назывался C-69-5.
17 января 1948г: Boeing 314A RMA Bristol авиакомпании BOAC выполнил свой последний рейс на линии "Балтимор-Бермуда", летающие лодки на этом маршруте заменили самолеты Constellation.
Покупка компанией BOAC пяти самолетов Constellation вызвала споры, поскольку некоторые сомневались в том, что эти лайнеры будут соответствовать британским требованиям. Самолет G-AHEM (заводской номер 1978) был выпущен, как и C-69-5, для ВВС США. После войны его довели до стандарта L-049 и передали авиакомпании BOAC. "Конни", принадлежавшие BOAC, позже перешли к компании "Capital Airlines".
Модификации "Конни" L-749 и L-749A, предназначенные для выполнения дальних перелетов, продавались авиакомпаниям BOAC, "Air France", KLM, TWA и "Pan Am". Характеристики этих лайнеров оказались настолько привлекательными, что получить их захотели и другие операторы. Вскоре авиакомпании QANTAS, "Air India", "Avianca" и SAA поняли, что только новые Constellation помогут им закрепиться на арене международных пассажирских перевозок.
27 июля 1955г. Пассажирский самолет Constellation, бортовой номер 4X-AKC, компании El Al совершавший рейс из Тель-Авива в Вену, был сбит над Югославией болгарским истребителем. Свой регулярный рейс, LY 402, самолет начал в Лондоне и совершил посадку в Париже, после чего отправилась в Вену. Ранним утром на высоте 5400 метров пассажирский самолет был перехвачен болгарским истребителем МиГ-15, пилот которого приказал экипажу выпустить шасси и идти на посадку на военную базу, расположенную к западу от Софии. Лайнер опустился до высоты 600 метров и приготовился к посадке, но в это время истребитель неожиданно открыл огонь. После попадания выпущенной с МиГа пулеметной очереди самолет Constellation загорелся и рухнул на землю. Все, находившиеся на его борту 58 человек, погибли. После долгих дипломатических переговоров Израиль добился разрешения перевезти тела погибших на родину. Экипаж самолета был похоронен в братской мемориальной могиле на кладбище Кират Шауль в Тель-Авиве.
"Air India" стала первой из многих авиакомпаний, оценивших дальность полета лайнеров модификации L-749/749A. В своем парке данный перевозчик имел три самолета этой и еще несколько более поздних модификаций. На снимке представлен L-749A, о чем можно судить по отсутствию воздухозаборников сверху капотов двигателей.
8 мая 1950г.: "South African Airways" получила первый Lockheed Constellation (ZS-DBR), он использовался на линии Кейптаун-Лондон.
Lockheed 749A F-BAZP, which found the wreck of Dakota G-AMSW 7/10/61. Ex-Air France, it is used for search and rescue along with F-BAZJ, 'ZM, 'ZO, 'ZS and 'ZT
Регламентные работы на двигателях "Супер Констеллейшна", принадлежавшего голландской авиакомпании KLM
17 апреля 1944г.: Говард Хьюз совершил перелет на Lockheed Constellation по маршруту Бербанк-Вашингтон за 6 часов 58 минут, установив новый рекорд скорости - 533,45 км/ч.
Кабина для пилотов в C-69 была небольшой, но очень удобной. Минимальный экипаж состоял из трех человек (командир, второй пилот и бортинженер). На некоторых авиалиниях он пополнялся штурманом и радистом. В свое время эта машина являлась лучшим самолетом в своем семействе. На ней были установлены гидравлические приводы органов управления и флюгируемые воздушные винты.
Внутренняя отделка "Конни" была роскошной, а элегантные стюардессы спешили удовлетворить любой каприз пассажиров. "Международный" интерьер этого лайнера 1049C был создан Анри Дрейфусом. Стены салона украшены фресками, изображающими маршруты компании, салон разделен деревянными перегородками, а к иллюминатору лайнера повернут "диван для обозрений".
L-649 был более совершенен, нежели Model 049. Салон лайнера стал тише и комфортнее, улучшились его обогрев, охлаждение и вентиляция. Все эти качества высоко оценили пассажиры.
Стандартная компоновочная схема фюзеляжа "Супер Констеллейшна"
The Lockheed Model 49 Constellation.
Lockheed C-69 Constellation
L-049 Constellation
L-049 Constellation
L-649/L-749