Мировая Авиация 04
-
Учебные самолеты. Вооружение двухместного учебно-тренировочного Ил-2У было сведено к паре пулеметов ШКАС, двум ракетам РС-82 и двум авиабомбам ФАБ-100, которые использовались для проведения учебных стрельб и бомбометаний. 7,62-мм пулеметы ШКАС устанавливались еще на первых прототипах самолета, но вскоре их заменили на 20-мм пушки ШВАК, а затем на 23-мм пушки ВЯ-23. За Ил-2У (фото) последовал Ил-10У, с самого начала выпускавшийся параллельно с одноместным Ил-10. Ил-10У, унаследовавший фонарь пилотской кабины, в качестве вооружения имел лишь пару пушек ШКАС. После 1950 года производство Ил-10У переместилось на заводы "Avia" в Чехословакии, где этот самолет выпускался под именем BS-33. В СССР многие сохранившиеся Ил-2У/Ил-10У использовали после войны для тренировки экипажей бомбардировщиков.
Серийные машины. Уязвимость при атаке сзади и отсутствие в 1941-1942 годах достаточного числа истребителей для сопровождения штурмовиков привели к тому, что многие Ил-2 прямо на передовой стали переделывать в двухместные. Идя навстречу требованиям фронтовиков, в мае 1942 года конструктор Ильюшин предложил модель двухместной машины Ил-2М, на которой место стрелка было оборудовано позади топливного бака, располагавшегося за спиной пилота. При этом рассматривались не менее пяти вариантов кабины Ил-2. Место стрелка оснастили пушкой УБТ. На этой стадии установили стандартный вес броневой защиты штурмовика в 990 кг. Толщина брони колебалась от 4 до 12 мм. Несмотря на то, что с появлением второго члена экипажа несколько ухудшились технические характеристики самолета (его скорость упала с 396 км/ч у Ил-2 до 370 км/ч у Ил-2М), новая машина хорошо зарекомендовала себя в боях. С июля 1942 года на Ил-2 появились более мощные двигатели АМ-38Ф в 1720 л. с, которые работали на дизельном топливе (прежний двигатель АМ-38 имел мощность 1550 л. с). На Ил-2/АМ-38Ф, известном также под названием Ил-2 тип 3, можно было ставить и двухъярусную подвеску для размещения 32 реактивных снарядов РС-82. Кроме того, угол стреловидности крыла был доведен до 15°. Новая модель Ил-2 прошла испытания в декабре 1942 года, а уже в январе следующего года первые боевые машины поступили на Сталинградский фронт. Последняя серийная модель Ил-2 имела обозначение Ил-2М3.
Ил 2 с 37-мм пушками. Начиная с 1943 года, под крылом некоторых Ил-2М3 стали устанавливать 37-мм автоматические противотанковые пушки НС-37 (ОКБ-16), имевшие боезапас в 50 выстрелов и способные пробить броню даже немецких "Тигров". Появление тяжелых пушек заставило отказаться от ракетного и бомбового вооружения, однако вместо этого на самолете добавились две пушки ШВАК и одна пушка УБТ для стрелка.
МиГ-29 с полной боевой загрузкой. Ракеты Р-27Р (АА-10 "Alamo") размещены на внутренних, а Р-73 (АА-11 "Archer") - на средних и внешних покрыльевых пилонах.
Включение МиГ-29, принадлежавших ВВС Германской Демократической Республики, в состав Люфтваффе предоставило Западу доступ к современным российским ракетам "воздух-воздух" (ААМ). На фотографии показан запуск Р-27Р (АА-10 "Alamo") над базой американских ВВС Элджин во Флориде в 2003 году.
США покупают российские самолеты. Июнь 1997г. Предприняв беспрецедентный шаг, Соединенные Штаты Америки решили приобрести 21 самолет МиГ-29 "FULCRUM-A", "В" и "С" плюс 500 ракет класса "воздух - воздух" у Молдовы. В данном случае США действовали в рамках программы укрепления национальной безопасности, направленной на то, чтобы остановить утечку оружия в "страны-изгои", где оно могло использоваться против американцев. Самолеты "Fulcrum" были доставлены на базу ВВС Райт-Паттерсон (штат Огайо) и приведены в нерабочее состояние.
1 июля 1997г. Прототип многоцелевого боевого истребителя Су-30МКИ (1-й вариант двухместного Су-27), предназначенный для ВВС Индии, совершил свой первый полет.
Ту-22М0 "Backfire А". "33-й синий" - один из девяти предсерийных Ту-22М0 "BACKFIRE-A", построенных в Казани с 1969 по 1971 год. У этих самолетов в основании киля отсутствовало защитное вооружение, вместо него здесь устанавливалась аппаратура радиоэлектронного противодействия и тормозной парашют. Самым большим недостатком Ту-22М0 оказалась его силовая установка, состоявшая из двух двигателей НК-144-22. Они разрабатывались для сверхзвукового лайнера Ту-144 и отличались высоким расходом топлива, что уменьшало радиус действия Ту-22. К моменту создания прототипа Ту-22М0 в основание киля была добавлена дистанционная кормовая пушка для защиты задней полусферы. В передней части фюзеляжа на первых Ту-22М размещалась штанга для дозаправки топливом в воздухе. Но позже ее демонтировали в соответствии с подписанным договором об ограничении наступательных вооружений ОСВ-2.
Ту-22М1 "BACKFIRE-A". Ту-22М1 (по натовской классификации - "BACKFIRE-A") был выпущен в 1971-1972 годах в количестве всего девяти машин. На этой модели изменилась конфигурация хвостовой части, появились более мощные двигатели НК-22. Кроме того, изменилась конструкция шасси, основные части которого стали убираться не в гондолы под крылом, а внутрь корневой части крыла и частично фюзеляжа.
Когда Ту-22М огибали побережье Скандинавии, их встречали норвежские истребители. На снимке изображен истребитель норвежских ВВС F-16A, эскортирующий советский Ту-22М2.
В пределах своего радиуса действия Ту-22М мог поражать цели противокорабельными ракетами Х-22 (AS-4 "Kitchen"), обладающими огромной разрушительной мощью.
Ту-22М2
Ту-22М3 с работающим в форсированном режиме двигателем взлетает с заснеженного аэродрома на севере. Самолет, прозванный летчиками "Тройкой", поступил на вооружение в 1983 году. Он был оснащен новыми двигателями, имел увеличенный размах крыла. У самолета была снижена масса и улучшены эксплуатационные и тактические характеристики. Ту-22М3 стал носителем нового вида оружия-ракеты X-15 (AS-16 "Kickback"). Благодаря твердотопливному двигателю и аэродинамическому профилю, на конечной стадии полета она развивала скорость до 1,5 км/сек и могла поражать как надводные, так и наземные цели.
Этот Ту-22М3 был сфотографирован в 2007 году в Монино. Он оснащен характерными сдвоенными подкрыльевыми пилонами ВД-45К для переноски ракет Х-22. Основным внешним отличием самолета являются по-особому скошенные воздухозаборники двигателей НК-25.
Ту-22М3 возвращается на базу после учебного полета. Остальные типы российских боевых машин находятся в стадии обновления, а флот Ту-22М продолжает нести свою службу. Только в 2007 году российские бомбардировщики различных типов более 120 раз перехватывались иностранными истребителями от побережья Аляски до побережья Шотландии. Возвращение на дальнее патрулирование Ту-22М и других машин свидетельствует об увеличении армейских запасов горючего: если в 90-х годах прошлого столетия налет экипажа бомбардировщика составлял в среднем не более 40 часов в год, то к 2007 году этот показатель вырос до 100 часов.
Этот Ту-22М входит в состав 924-го морского ракетоносного авиационного полка (МРАП) ВМФ России, базирующегося в Оленегорске. В годы холодной войны боевой задачей данного подразделения являлось уничтожение кораблей НАТО, нарушивших морскую границу СССР. Соединения Ту-22М должны были атаковать вражеские корабли ракетами Х-22 (AS-4 "Kitchen").
Базировавшиеся в Иордании и Кувейте самолеты британских Королевских ВВС Harrier GR. Mk 7 применяли ракеты Maverick с инфракрасной головкой наведения для поражения иракской бронетехники, артиллерии и пусковых установок ракет класса "земля - земля".
Бомбардировщик Armstrong Whitworth Whitley. Нос этого летящего на высокой скорости самолета опущен необычно низко.
Способность самолета B-1B Lancer переносить сразу до 24 авиабомб JDAM превратипа его в главный бомбардровщик войны. На долю машин этого типа выпало лишь около двух процентов от общего числа боевых вылетов, но при этом они сбросили почти треть всех использованных в ходе операции бомб JDAM.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
Желтые носы были отличительным знаком всех Bf 109, находившихся в районе Ла-Манша. Обратите внимание на извилистую линию вдоль фюзеляжа, которая означала, что данная машина входила в третью группу воздушной эскадры.
"Желтый 14" из третьей группы JG 2 был самолетом лейтенанта Франца Фиби. Здесь Фиби сфотографирован во время боевого вылета.
Самолеты эскадрильи Bf 109 выстроились над Ла-Маншем, фотография сделана в сентябре 1940 года.
Майор Гюнтер Лютцов (слева) и капитан Вильгельм Балтазар обсуждают новости на авиабазе в Девре (Франция). На заднем плане виден Bf109, на котором летал Балтазар. Отметки на киле самолета говорят о том, что к тому моменту капитан одержал 27 побед в воздушных боях и поразил 14 наземных целей.
Истребитель Bf 109E-4 (с заводским номером 1480) базировался в августе 1940 года в Соме (Франция). На этом самолете летал пилот второй группы 3-й истребительной эскадры обер-лейтенант Франц фон Верра. Сбитый над Британией 5 сентября 1940 года фон Верра был вынужден совершить аварийную посадку близ Винчет Хилл в графстве Кент. Там его взяли в плен. Позже летчик прославился тем, что он, единственный из всех взятых западными союзниками пленных, сумел сбежать из лагеря для военнопленных и вернуться в Германию.
F-16 стал основным боевым самолетом ВВС США во время воздушных боев над Ираком. На начальной стадии операции в общей сложности задействовали 131 самолет (60 F-16C и 71 F-16CJ). Самолеты базировались на четырех авиабазах, расположенных в Иордании, Кувейте, Катаре и Саудовской Аравии. Самолеты передней линии атаки были вооружены ракетами AGM-88 HARM, остальные несли авиабомбы JDAM.
"Некрашеный" F-16. Декабрь 1997г. В рамках программы развития истребительной авиации (JSF) фирма "Lockheed Martin" провела серию испытаний по созданию "некрашеного" самолета. Замена краски клейкой черной пленкой позволила существенно снизить массу самолета и эксплуатационные расходы. Участки золотистой пленки на этом F-16 (внизу) были нанесены в честь празднования 50-летия ВВС США.
Когда Ту-22М огибали побережье Скандинавии, их встречали норвежские истребители. На снимке изображен истребитель норвежских ВВС F-16A, эскортирующий советский Ту-22М2.
Лейтенант Якоб Крат (младший) воевал на этом F-84E-25-RE в составе 523-й истребительной эскортной эскадрильи (FES) 27-й истребительной эскортной авиагруппы (FEG). Он оказался самым удачливым из всех пилотов, летавших на F-84, сбив два МиГ-15 и один Як.
Признанным асом майор Эдвин Л. Геллер стал во время Второй мировой войны. Он летал на нескольких F-86F и использовал необычную тактику ведения боя.
Когда в войска "миротворческих сил ООН" поступил F-86F, они, наконец, получили истребитель, способный противостоять советскому истребителю МиГ-15. И даже в этом случае паритет в воздухе удерживался с большим трудом.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
К 2008 году в Египте все еще сохранился большой парк построенных в бывшей Чехословакии учебных самолетов Delfin ("Дельфин"), хотя в 2000 году на смену им уже были заказаны учебные самолеты К-8 Karakorum.
В конце 1970-х годов L-29 считался самым удачным чехословацким самолетом. Он эксплуатировался по всему миру (особенно широко - в странах бывшего Варшавского договора) и принимал участие в целом ряде военных конфликтов.
Aero L-29 Delfin
L-60 Brigadyr, отличавшийся необычайно коротким пробегом при взлете, нашел широкое применение в военной и гражданской авиации.
17 мая 1997г. XV249, который должен был заменить самолет Nimrod R.Mk 1, совершил свой первый полет после модернизации из MR.Mk 2 Standard.
В районе конфликта активно действовали тридцать самолетов Королевских ВВС Великобритании GR.Mk 4/4А Tornado. Оснащенные системой воздушной разведки RAPTOR, они были вооружены снарядами PGM, ALARM и Storm Shadows.
4 апреля 1997г. Первый из 142-х истребителей-бомбардировщиков Королевских ВВС Великобритании Tornado GR.Mk 1 был улучшен до стандарта GR.Mk 4 и совершил свой пробный 39-минутный полет.
Взлет бомбардировщика B-2A, самолеты-заправщики выруливают на ВПП, остров Диего-Гарсия, операция "Iraqi Freedom". Этот B-2 действовал совместно с машинами B-1 и B-52 в кампании против Ирака. На той же авиабазе в Индийском океане находились тяжелые бомбардировщики B-52H и заправщики KC-135.
В операции "Освобождение Ирака" приняли участие все три типа самолетов F-14. Самолеты F-14D направляли авиабомбы JDAM с помощью маловысотной ночной тепловизионной прицельно-навигационной системы LANTIRN. Эта пара F-18B, несущая бомбы с лазерным наведением (LGB) VF-32, поднялась в воздух с палубы авианосца ВМС США "Гарри Трумэн".
9 августа 1952 года лейтенант Питер Кармайкл (второй справа) стал единственным британским пилотом, одержавшим победу в небе над Кореей на самолете английского производства. На этом поршневом истребителе Sea Fury он сумел сбить МиГ-15.
На Кубе используется оригинальная модель учебного L-39C Albatros. Первый из 25-ти таких самолетов поступил сюда в 1982 году.
Эти чешские L-39ZA вооружены установленной внутри фюзеляжа пушкой и боеприпасами, укрепленными на подкрыльевых подвесках.
Aero L-39 Albatros
Як-40 используется некоторыми операторами как VIP-транспорт. Этот югославский самолет был сфотографирован еще до начала гражданской войны в этой стране. Но и сейчас он продолжает нести службу в Сербии.
Этот Як-40 принадлежит государственной транспортной компании "Россия". Компания продолжает эксплуатировать эти самолеты на местных линиях и совершать рейсы из аэропортов Внуково (Москва) и Пулково (Санкт-Петербург).
Этот Як-40 RA-87905 в 2005 году принадлежал авиакомпании "Полет", а затем был передан в другую российскую компанию авиаперевозок - "Волга-Днепр".
Этот Як-40 принадлежит базирующейся в Киеве компании "Аэростар", одной из тех, которые во множестве возникли на постсоветском пространстве. Авиакомпания предлагает данный лайнер для чартерных VIP-рейсов.
Этот Як-40, представляющий Сумское НПО им. Фрунзе, совершает посадку в аэропорту Внуково.
Первый прототип Як-40 с регистрационным номером "СССР -1966". Воздухозаборник его центрального двигателя, в отличие от серийного самолета, был прямым, также отсутствовали створки реверсивного устройства среднего двигателя.
Предложив достаточно большое по площади крыло, конструкторы Як-40 избежали необходимости устанавливать сложную дополнительную механизацию для улучшения взлетно-посадочных характеристик.
Model 649 Constellation. L-649 - первая "Конни", способная нести расположенный в нижней части фюзеляжа грузовой контейнер "Speedpak". Изображенный лайнер Constellation строился как Model 649-84-24, но еще на стапеле был доведен до стандарта Model 649-79-12 и передан авиакомпании "Eastern Air Lines". В марте 1947 года самолет получил номер NX101A. На нем был установлен пробный грузовой контейнер "Speedpak", а сама машина первое время использовалась для тренировочных полетов. Позже, когда в 1950 году лайнер улучшили до конфигурации L-749A, он поменял свой номер на NC101A.
Компания "Eastern Air Lines" приобрела 14 лайнеров L-649 по цене 650 000 долларов. Эти самолеты начали совершать рейсы из Нью-Йорка в Майами в 1947 году.
L-649 и L-749 производились одновременно. Поначалу лайнеры именовали "Золотые Констеллейшн" ("Gold Plate Constellations"), но это название не прижилось.
Модификации "Конни" L-749 и L-749A, предназначенные для выполнения дальних перелетов, продавались авиакомпаниям BOAC, "Air France", KLM, TWA и "Pan Am". Характеристики этих лайнеров оказались настолько привлекательными, что получить их захотели и другие операторы. Вскоре авиакомпании QANTAS, "Air India", "Avianca" и SAA поняли, что только новые Constellation помогут им закрепиться на арене международных пассажирских перевозок.
L-649 был более совершенен, нежели Model 049. Салон лайнера стал тише и комфортнее, улучшились его обогрев, охлаждение и вентиляция. Все эти качества высоко оценили пассажиры.
Ил-2 с двигателем М-82. В сентябре 1941 года прошел испытания Ил-2 с 14-цилиндровым радиальным двигателем М-82 мощностью в 1400 л. с. (позже он получил наименование АШ-82), на котором использовались модифицированные цилиндры от двухскоростного усиленного двигателя М-62. В свою очередь, сам М-62 (АШ-62) создавался на базе двигателя Wright R-1820 Cyclone, производившегося с 1934 года по лицензии в СССР. Хотя М-82 считался достаточно надежным, его применение на Ил-2 оставляло желать лучшего. В конечном итоге от него решили отказаться. Но это не отразилось на судьбе самого двигателя: АШ-82 успешно эксплуатировался на самолетах Ан-2, а позже производился по лицензии в Китае и Польше.
20 февраля 1997г. ВВС США и производитель Teledyne Ryan показали первый Global Hawk (Tier II Plus) - высотный беспилотный летательный аппарат (UAV) большой дальности. Длина его составляла 13,53 м, а размах крыльев - 35,41 м.
Первые серийные машины. К тому моменту, когда появилось обозначение Ил-2, штурмовик конструктора С. В. Ильюшина уже находился в серийном производстве. Первые машины выпускались для 4-го полка легкой бомбардировочной авиации. К сожалению, первый период эксплуатации этого самолета был омрачен постоянно возникавшими серьезными проблемами. Много штурмовиков разбилось из-за неопытности пилотов, а отсутствие защиты задней полусферы стрелка обернулось массовой потерей этих машин летом 1941 года, после нападения Германии на Советский Союз. Очень ненадежными оказались клеевые швы и задняя часть фюзеляжа Ил-2 (этот недостаток частично исправили с помощью стальных лонжеронов). С середины 1941 года была усилена огневая мощь самолета: на Ил-2 начали устанавливать реактивные снаряды РС-132 (вместо РС-82), а также заменили пушками ВЯ-23 прежние пушки ШВАК.
Commander 560F был похож на 680F, но оснащался двигателями IGO-540, что позволило снизить массу самолета.
2 августа 1997г. Усовершенствованный легкий боевой самолет Aero L-159 ALCA, совершавший первый полет, достиг высоты 4572 м и развил скорость 609 км/ч.
17 мая 1997г. Беспилотный истребитель X-36 совершил полет в Исследовательском летно-испытательном центре НАСА (Эдвардс).
L-39MS/-59 представлял собой попытку вдохнуть новую жизнь в самолет Albatros. Основным инструментом для этого служил более мощный и экономичный турбовентиляторный двигатель.
Легкий HC-2 был самым удачным чехословацким вертолетом. Два члена экипажа помещались в кабине, лишенной дверей.
HC-3 напоминал увеличенную копию HC-2, но его кабина была закрытой, а четырехколесное шасси не убиралось.
Красный крест на белом щите указывает на то, что этот A.100 входил в состав бомбардировщиков 3-го авиаполка чехословацких ВВС.
Aero A.100
Установленные на Super Hornet компьютеры автоматически приводят в нужное положение во время взлета закрылки и предкрылки машины. Пилоту нужно лишь передвинуть вперед до упора рычаги управления двигателями.
То, что Super Hornet намного больше прежнего Hornet, видно с первого взгляда. А вот более мелкие изменения, к числу которых относится новая конструкция пилонов, расположенных в районе воздухозаборников, можно обнаружить только при внимательном рассмотрении.
F/A-18F Super Hornet из 41-й ударной истребительной эскадрильи (VFA-41) выполняет полет над Персидским заливом. Этому самолету отведена решающая роль во время боевых действий. Он оснащен ракетами "воздух - воздух" AIM-9X для ведения атак и ракетой AGM-65 Maverick для нанесения точных ударов по наземным целям.
Посадка "Rhino" на палубу авианосца считается самым ответственным моментом полетов. Впрочем, при неблагоприятных условиях Super Hornet может совершить посадку и в полностью автоматическом режиме.
17 марта 1997г. Первый серийный вертолет AH-64D Apache Longbow совершил 30-минутный пробный полет в штате Аризона.
Самолет Super Hornet имеет большие габаритные размеры и кажется более громоздким, нежели его меньший по величине "предшественник" Hornet. Этот F/A-18E входит в состав VFA-22.
Высокоточные управляемые ракеты (PGM) в операции "Освобождение Ирака". В ходе операции "Освобождение Ирака" (если сравнивать ее с "Бурей в пустыне") намного шире использовались ракеты PGM. Всего за начальный период войны было сброшено 19948 управляемых и 9250 неуправляемых ракет, при этом управляемые бомбы JDAM (фото) составили почти четверть от общего числа ракет. Практически все реактивные самолеты, принимавшие участие в конфликте, применяли тот или иной тип управляемого оружия. Во время войны впервые использовались новые боеприпасы, включая ракеты, запускаемые вне зоны действия ПВО противника (MBDA) Storm Shadow, кластерные (кассетные) бомбы CBU-105, CBU-107 и управляемые ракеты AGM-86D. Оснащенные специальной боеголовкой для поражения подземных или бетонированных целей, они запускались с борта бомбардировщиков B-52H.
14 марта 1997г. Свой первый полет осуществил прототип EF2000 DA.4 (ZH590) (на фотографии). В тот же день прощальный рейс совершил последний из оставшихся DH Comet, принадлежавший компании MoD (Перу).
Z-35 Heli-Trener предназначался для проведения аэрофотосъемки, а также использовался как медицинский транспорт, сельскохозяйственный вертолет, вертолет для проведения геологоразведки и патрулирования линий электропередач.