Aero L-60 Brigadyr
Страна: Чехословакия
Год: 1953


Легкий самолет
Описание
Фотографии
Aero L-60 Brigadyr

  Заказ министерства обороны Чехословакии на создание легкого служебного и наблюдательного самолета фирма "Aero" получила в начале 50-х годов прошлого века. Тогда был создан двухместный Ае 50, но его так и не запустили в производство. После этого спроектировали более удачную модель XL-60. Эта машина была крупнее, чем Ае 50, и имела более традиционную конструкцию. Внешне самолет несколько напоминал Mraz Сар. Примерно 150 таких самолетов было построено в Чехословакии после Второй мировой войны в качестве лицензионного варианта германского Fiesler Fi 156 Storch.
  Высоко расположенное крыло с предкрылками и большими двойными закрылками обеспечивало взлет и посадку с коротких взлетно-посадочных полос, а также улучшило управляемость на низких скоростях. Как и Ае 50, XL-60 снабдили полностью застекленной кабиной, обеспечивавшей прекрасный круговой обзор. В кабине было достаточно места для пилота и двух-трех наблюдателей.
  Сначала XL-60 оснастили двигателем Argus 10С, с ним 24 декабря 1953 года машина совершила свой первый полет. Но впоследствии этот двигатель заменили на Walter M-208B мощностью 240 л.с. В ходе испытаний прототипа в конструкцию самолета внесли целый ряд изменений, в результате чего появился второй прототип OK-JEA. В окончательном же варианте - L-60 Brigadyr - была увеличена кабина (в ней по желанию размещалось четвертое кресло), изменена конфигурация задней части фюзеляжа и увеличен киль. На этом самолете устанавливался модифицированный двигатель M-208B мощностью 220 л. с, известный как Praga Doris В.
  В ВВС Чехословакии поступили около 50 экземпляров L-60A (K-60), остальные машины были переданы в авиаклубы и получили наименование L-60D и L-60F. Тот же самолет использовался и в сельскохозяйственной авиации, но в нем в задней части кабины вместо кресел помещались большой контейнер для сухих химикатов. Распылительная установка крепилась под фюзеляжем или на подвесках под крылом. Кроме того, выпускался санитарный самолет, получивший название L-60E.
  В ходе эксплуатации были выявлены многочисленные недостатки двигателя Praga Doris, поэтому на многих самолетах Brigadyr их заменили на однорядные радиальные двигатели АИ-14РА мощностью 260 л.с, выпускавшиеся по лицензии польским предприятием "Aerotechnik". Использовались также радиальные двигатели M-462RF.
  Всего в 1958-1968 года было построено 273 самолета Brigadyr, основную часть которых отправили на экспорт.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Aero (Let) L-60 Brigadyr

  Тип: легкий самолет
  Силовая установка: один поршневой двигатель Praga Doris В мощностью 220 л. с.
  Летные характеристики: максимальная скорость 193 км/ч; крейсерская скорость 175 км/ч; практический потолок 4500 м; время подъема на высоту 1000 м - 4 мин. 36 сек.; дальность полета 720 км
  Масса: пустого - 860 кг; максимальная взлетная -1370 кг
  Размеры: размах крыла 13,96 м; длина 8,54 м; площадь крыла 24,30 кв.м
L-60 Brigadyr, отличавшийся необычайно коротким пробегом при взлете, нашел широкое применение в военной и гражданской авиации.
AVIA L.60 BRIGADYR. This recent Czechoslovakian addition in the light, general-purpose field has features reminiscent of many others in the same class, notably the Fieseler "Storch". The cutting down of the rear fuselage has, however, given a greatly improved rear view over that aircraft. Elaborate arrangements are available for crop-dusting and aerial spraying. Wide-span flaps, aided by the ailerons, which can be lowered simultaneously is degrees, ensure good-Iow speed characteristics.
Salient features : Slender fuselage, broadening considerably about the cabin to a flat, pointed nose. Tall, glazed cabin set well forward on fuselage. Long, multi-strut fixed tail-wheel undercarriage. Single fin and rudder, broad in chord with blunt tip and most of the slight taper on leading edge. High set on the fuselage, the tailplane repeats the fin and rudder shape; short bracing strut. Elevators set aft of rudder. High wings of narrow chord, no taper and blunt tips, strutbraced to undercarriage and fuselage.
The Czech-built L-60 Brigadyr served with CSA’s agricultural division until superseded by the Cmelak.
The East German Deutsche Lufthansa operates various charter and taxi aircraft. Of the two Czech-built Avia L.60 Brigadyrs shown, DM-SIA is in four-seat taxi form while DM-SID in the background has a modified rear canopy and external, ventral crop dusting gear displayed. Both are powered by the 210-h.p. Praga Doris B.
AVIA L.60 BRIGADYR. Data: Manufacturer: Ceskoslovenske Zavody Autombilove A Letecke. Power: one Praga "Doris" B of 220 h.p. Accommodation: four seater (one if crop-dusting). Dimensions : span 45 ft. 8 in.; length 28 ft. ; height 8 ft. 10 in. Weights: maximum 3,014 lb.; empty 1,892 lb. Performance: maximum speed 120 m.p.h.; cruising speed 114 m.p.h.; stalling speed 34 m.p.h.; take-off 419 yds.; ceiling 17,000 ft .; range 430 miles.