Rockwell B-1B Lancer
Варианты:
Rockwell - B-1B Lancer - 1983 - США
Страна: США
Год: 1983


Стратегический бомбардировщик-ракетоносец с экипажем из четырех человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (83)
Rockwell B-1

<...>
  В 1981 году политический климат с приходом в Белый Дом президента Рональда Рейгана сильно изменился. Рейган занял в отношении СССР гораздо более жесткую, чем его предшественник, позицию. Среди основных получателей финансирования стало и SAC, проинформированное в сентябре 1981 года о принятии в близком будущем на вооружение нового бомбардировщика в варианте B-1B.
  Фюзеляж самолета плавно сопряжен с крылом, консоли которого выполнены поворотными. В положении максимальной стреловидности части консолей крыла убираются в фюзеляж. Четыре ТРДДФ General Electric F101 установлены попарно в районе центра тяжести самолета, ниже и за поворотными шарнирами крыла. Такое расположение силовой установки способствует повышению устойчивости самолета при полете вблизи земли, где потоки воздуха почти всегда турбулентны.
  Крыло для повышения взлетно-посадочных характеристик оснащено развитой механизацией. При необходимости, в угрожаемый период, B-1B предполагалось рассредотачивать на передовых аэродромах, не все из которых имели качественные ВПП.
  По абсолютным характеристикам B-1B уступает B-1A, причиной чему являлись исключительно финансовые ограничения. В ходе проектирования B-1B усилили шасси, предусмотрели подвижную перегородку отсека вооружения, за счет чего удалось расширить ассортимент боевой нагрузки или подвешивать в отсеке дополнительный топливный бак, кроме того, баки и вооружение стало возможным подвешивать на внешних пилонах.
  Маловысотный высокоскоростной самолет, способный самостоятельно преодолевать сильную ПВО, априори должен был оснащаться совершенным бортовым комплексом обороны (БКО), включающим станции постановки помех, приемники предупреждения об облучении, тепловые ловушки, и быть малозаметным для РЛС противника. Эффективная поверхность рассеивания B-1B минимум на порядок меньше, чем у B-52 при сопоставимых размерах.
  Экипаж B-1B состоит из четырех человек: командира, второго пилота, оператора наступательных систем и оператора БКО. Командир и второй пилот размещены в передней кабине бок о бок, места операторов расположены в задней кабине также бок о бок. Все члены экипажа размещаются на катапультных креслах класса "0-0" Weber ACES II.
  За разработку большинства наступательного оборудования отвечала компания "Boeing". Ядром наступательного комплекса является многорежимная РЛС Westinghouse (ныне Northrop Grumman) APQ-164, разработанная на основе РЛС APG-66 истребителя F-16. Оборонительные системы интегрированы в никогда не отличавшийся высокой надежностью бортовой комплекс Eaton (ныне Lockheed Martin) ALQ-161; эта аппаратура всегда была главной при модернизациях самолета Lancer.
  Первый серийный бомбардировщик B-1B поднялся в воздух 18 октября 1984 года, 27 июля 1985 года он прибыл на авиабазу Оффут, Небраска. Состояния первоначальной боеготовности B-1B достигли в 1986 году. Вскоре бомбардировщиками вооружили четыре стратегических авиакрыла. 100-й и последний самолет был передан SAC в мае 1988 года.
  Начало карьеры B-1B получилось противоречивым и даже скандальным из-за ненадежной работы бортовых систем и нескольких получивших широкий резонанс катастроф. B-1B предназначался для нанесения ударов ядерными боеприпасами, мог нести свободнопадающие водородные бомбы и крылатые ракеты с атомными боевыми частями, которые подвешивались в трех внутренних отсеках вооружения на держателях револьверного типа. С 1995 года B-1B нести ядерное оружие не могут.
  В рамках программы CMUP (Conventional Mission Upgrade Program) B-1B неоднократно модернизировался. Главной целью доработок являлось повышение эффективности авиационного комплекса в части использования обычных, неядерных, средств поражения. В ходе доработок Block A, B и C внедрили шину данных MIL-1760, обеспечившую использование обычных бомб, улучшили работоспособность РЛС в режиме синтезированной апертуры. В декабре 1996 год компания "Rockwell" объединилась с "Integrated Defense System", отделением "Boeing", после чего всеми работами по B-1B руководила "Boeing".
  В первые B-1B в бою были использованы в 1998 году в операции "Desert Fox" - серии налетов на Ирак. B-1B наносили удары обычными бомбами Mk 82 калибра 227 кг.
  Следующий раз B-1B были использованы в апреле 1999 года на Балканах. Четыре самолета из 28-го бомбардировочного авиакрыла снова нанесли удары бомбами Mk 82.
  Доработка в рамках Block D позволила использовать с B-1B "почти высокоточное" оружие - JDAM. Комбинация B-1B/JDAM широко применялась в 2001 году в Афганистане и в 2003 году в Ираке.
  Модернизированные по программе Block E самолеты способны применять AGM-154 Joint Standoff Weapon (JSOW) и AGM-158 JASSM (Joint Air to Surface Standoff Munition).
  В 2011 году B-1B принимали участие в ливийском конфликте. Состоящие на вооружении B-1B проходят модернизацию, в ходе которой на них монтируется оборудование Boeing Integrated Battle Station с новым интерфейсом и цветными многофункциональными кабинными индикаторами.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Rockwell B-1B Lancer

  Тип: стратегический бомбардировщик-ракетоносец с экипажем из четырех человек
  Силовая установка: четыре ТРДДФ General Electric F101-GE-102 тягой по 69,94 кН, тяга на форсаже 136,92 кН
  Летные характеристики: макс. скорость на большой высоте 1324 км/ч или М=1,25; практич. потолок более 15 240 м; дальность порядка 12 000 км
  Масса: пустого 87 091 кг; максимальная взлетная 216365 кг
  Размеры: размах крыла 41,67 м; длина 44,81 м; площадь крыла 181,16 м2
  Вооружение: до 34 019 кг во внутренних отсеках и до 26 762 кг на внешней подвеске; ядерные боеприпасы (после 1995 года самолеты не имеют возможности применять ядерное оружие), включая свободнопадающие водородные бомбы B61 и B83, ракеты AGM-69A Short-Range Attack Missiles и AGM-86B Air-Launched Cruise Missiles; широкий ассортимент обычных авиационных средств поражения
Бомбардировщик Rockwell B-1B. Сентябрь - октябрь 1984г.: после публичной демонстрации на заводе фирмы "Rockwell" в Палмдейле 4 октября первый стратегический бомбардировщик B-1B (82-0001) 18 октября совершил первый полет, прибыв на авиабазу Эдвардс. Пробыв в воздухе 3 часа 20 минут, самолет прибыл к месту назначения ранее планируемой даты, чему способствовало пожелание президента Рейгана ввести машину в строй как можно скорее. B-1B, позднее получивший официальное имя Lancer, был принят на вооружение в октябре 1986 года.
На большой высоте B-1A мог развивать скорость М=2,5, но на B-1B слишком сложные и дорогие регулируемые воздухозаборники двигателей заменили нерегулируемыми, из-за чего максимальная скорость упала до М=1,25.
С сентября 2010 года операция ВС США в Ираке стала именоваться «New Dawn». На фотографии - B-1B с авиабазы Эллсуорт выполняет боевой вылет над Ираком в феврале 2011 года. Прицельный контейнер Sniper, подвешенный на самолете, впервые в боевой обстановке был использован над Афганистаном в августе 2008 года.
Контейнер Sniper (с середины 2008 года монтируется на пилоне по правому борту фюзеляжа за кабиной) позволил автономно использовать с B-1B высокоточные боеприпасы.
Модернизированный бомбардировщик B-1B с контейнером "Снайпер"
Все B-1B могли оснащаться шестью сдвоенными внешними узлами подвески, а один из них - 280-й серийный B-1B (№85-0068) - получил их на практике. На них можно было подвешивать лишь крылатые ракеты AGM-129A ACM. Сегодня B-1B не имеют узлов внешней подвески.
В отличие от B-1A самолеты B-1B имели нерегулируемые воздухозаборники двигателей, поскольку от бомбардировщика более не требовалось развивать скорость полета более М=2. В целях снижения радиолокационной заметности воздухозаборники оснащались S-образными перегородками.
B-1B стали основными бомбардировщиками ВВС США в операциях в Афганистане, сбросив на этом ТВД, по данным на середину 2012 года, 60% от общего количества боеприпасов. Сегодня они - «вооруженные наблюдатели», несущие боевое дежурство и готовые к немедленному оказанию поддержки сухопутным частям.
Третьим компонентом стратегической авиационной триады США 21-го века является Rockwell B-1B Lancer. B-1B прошли модернизацию в части повышения эффективности применения обычных неядерных боеприпасов.
Первый B-1B Стратегическое авиационное командование ВВС США получило 7 июля 1985 года. В тот день B-1B приземлился на авиабазе Дайес, штат Техас, где дислоцировалось 96-е бомбардировочное авиакрыло. С 1 октября 1986 года авиакрыло приступило к несению боевого дежурства на самолетах B-1B. В настоящее время самолетами B-1B вооружены четыре эскадрильи ВВС, а две эскадрильи авиации Национальной Гвардии, имевшие на вооружении B-1B, расформировали в 2003 году
С заступлением в октябре 1986 года на боевое дежурство B-1B предназначались для прорыва сильной ПВО и уничтожения ракетами SRAM объектов наивысшего приоритета.
The finish adopted for the Rockwell B-1B by the US Air Force is a version of "Europe 1", comprising two tones of grey and one of green in a "wrap-around" camouflage. The tones are difficult to reproduce accurately on the printed page, as will be seen here, owing to tonal changes picked up by the camera with lighting variations. The flying view depict the first B-1B and was taken during the third flight of the aircraft.
Проведенная доработка Integrated Battle Station позволила значительно улучшить информационное поле членов экипажа. Три отдельные доработки, связанные с заменой кабинных индикаторов и радиосвязной аппаратуры, увязаны в единый комплект.
B-1B поставлялись САК в двухтоновом серо-зеленом камуфляже, но с середины 1990-х годов они несут темно-серый камуфляж, названный «gunship grey».
Возможности бортового комплекса обороны B-1B оказались хуже ожидаемых, вплоть до середины 1990-х годов разработчику не удавалось устранить имеющиеся проблемы. Комплекс включал в свой состав уникальную систему постановки активных помех, но не мог справиться с широким диапазоном средств ПВО СССР. ВВС США в итоге вынуждены были принять на вооружение самолет с ограниченными возможностями.
B-1B уходит в очередной тренировочный полет. Самолет B-1B в сравнении с B-52 выглядит очень элегантным и аэродинамически совершенным. Взлетно-посадочные характеристики B-1B существенно расширили географию полетов, опять же в сравнении с B-52, которому необходимы аэродромы с очень длинными и широкими ВПП.
B-1B обладает маневренностью, сравнимой с маневренностью истребителей, поэтому в кабине летчиков вместо традиционных для тяжелых самолетов штурвальных колонок установлены истребительные ручки управления. Высокая маневренность необходима самолету, предназначенному для выполнения скоростных полетов на малых высотах. Управление по крену на малых и средних скоростях осуществляется интерцепторами. На фотографии - слив топлива с B-1B.
B-1B прорывает звуковой барьер.
В апреле 1999 года пять B-1B с авиабазы Эллсуорт в Южной Дакоте были временно передислоцированы на британскую авиабазу Фэйрфорд и вместе с бомбардировщиками B-52H и танкерами KC-135R приняли участие в операции «Allied Force» на Балканах.
Модернизация Conventional Munitions Upgrade Program (CMUP) превратила B-1B из обычного "горизонтального бомбовоза" в высокоэффективный ударный самолет, способный поражать точечные цели. На фотографии: B-1B из 28-го экспедиционного авиакрыла в боевом вылете над Афганистаном, операция "Enduring Freedom", декабрь 2001 года.
Способность самолета B-1B Lancer переносить сразу до 24 авиабомб JDAM превратипа его в главный бомбардровщик войны. На долю машин этого типа выпало лишь около двух процентов от общего числа боевых вылетов, но при этом они сбросили почти треть всех использованных в ходе операции бомб JDAM.
Самолет Rockwell B-1B утратил высокую скорость его предшественника B-1A (до М=2), но взамен обрел уменьшенную площадь ЭПР и улучшенные характеристики на малых высотах. Проект B-1A отменил президент Картер, он же тайно запустил программу создания бомбардировщика B-2.
Бомбардировщики B-1B Lancer оказывали непосредственную поддержку с воздуха американским войскам в Афганистане. Многоцелевой Lancer, имеющий самую большую в ВВС США боевую нагрузку из управляемого и неуправляемого оружия, сегодня является основой американской бомбардировочной авиации.
Крыло B-1B плавно переходит в фюзеляж. Такая конструкция обладает повышенной прочностью и меньшей массой, кроме того, обеспечивает размещение дополнительного количества топлива.
B-1B подходит для дозаправки к танкеру KC-10A ВВС США, начальный этап операции «Enduring Freedom», Афганистан, 2002 год. Большая поверхность остекления обеспечивает летчикам хороший обзор из кабины, а золоченое покрытие стекла экранирует излучение бортовой аппаратуры. На фотографии хорошо видны шесть ПВД, установленных в носовой части фюзеляжа.
B-1B из 7-го бомбардировочного авиакрыла, авиабаза Дайес, занимает позицию за самолетом-заправщиком для дозаправки в воздухе. В носовой части фюзеляжа бомбардировщика установлен заправочный модуль UARRSI (Universal Aerial Refueling Receptacle Slipway Installation) и нанесена разметка, облегчающая работу оператора самолета-заправщика. Маркировка обеспечивает выполнение дозаправки даже ночью.
B-1B из 184-го авиакрыла принимает топливо над Францией. В операции "Allied Force" B-1B выполняли все полеты с дозаправкой в воздухе. Решение об участии B-1B в боевых действиях было с одобрением воспринято экипажами бомбардировщиков, которым предстояли полеты продолжительностью до семи часов, главным образом ночью.
Для войны против талибов стратегические бомбардировщики B-1B были переброшены на остров Диего-Гарсия в Индийском океане
B-1B
17 самолетов вариантов KC-135A, B и E были модифицированы в NKC-135 и поступили в распоряжение Командования систем вооружения ВВС США. Причем стандартного варианта самолетов семейства NKC-135 не было - часть машин сохранили топливозаправочные штанги, другие же были модифицированы. Причем самолеты иногда привлекались к решению иных, кроме дозаправки топливом, задач. На фотографии - один из NKC-135 готовится передать топливо на стратегический бомбардировщик B-1B Lancer.
В рамках программы, сначала известной как АСЕ (Accelerated Co-pilot Enrichment), потом - как СТР (Companion Trainer Program), бомбардировочным авиакрыльям придавались учебно-тренировочные самолеты, на которых экипажи бомбардировщиков поддерживали летные навыки, не расходуя ресурс стратегических самолетов. На фотографии - в одном строю выполняют полет бомбардировщик B-1B и учебно-тренировочный самолет T-38 Talon. T-38 придан бомбардировочному авиакрылу, но является гражданским испытательным самолетом и принадлежит Чаку Торнтону; этот T-38 использовался в различных программах летных испытаний и для киносъемок.
ВВС США планируют эксплуатировать B-1B минимум до 2040 года. Серия последовательных модернизаций будет способствовать росту эффективности самолета и его вооружения. На фотографии: B-1B и F-15E из 366-го авиакрыла, дислоцированного в Маунтейн Хоум, штат Айдахо, 2002 год.
Затянувшаяся во времени разработка B-1, тем не менее, привела к принятию на вооружение ВВС США эффективного стратегического авиационного комплекса, в конечном итоге ставшего одной из основ ударной авиации ВВС США.
Большинство заданий B-1B выполняют в паре, хотя в операции "Allied Force" бомбардировщики иногда работали отрядами из четырех самолетов.
В 2012 году ВВС США располагали четырьмя эскадрильями B-1B - по две в 7-м (авиабаза Дайс) и 28-м (Эллсуорт) бомбардировочных авиакрыльях. На фотографии, сделанной в феврале 2010 года, запечатлены два самолета из 28-й бомбардировочной эскадрильи (Дайс). В свете новой стратегии Вашингтона, объявленной президентом Обамой в 2012 году, приоритетной задачей B-1B станет «проекция силы» в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
25 и 26 октября 2003 года B-1B из состава испытательного подразделения ВВС США с авиабазы Эдвардс установил 48 новых рекордов - по скорости, полезной нагрузке и дальности полета. В одном из полетов бомбардировщик сбросил более полусотни инертных штурмовых авиабомб Mk 82.
Сброс бомб JDAM с бомбардировщика B-1B
Для доступа экипажа в кабину имеется люк в нише носовой опоры шасси, люк снабжен встроенной стремянкой. Колеса носовой опоры шасси разворачиваются с помощью привода в секторе +/-76°, а свободно вращаются относительно стойки на 360°. Уборка и выпуск всех трех опор шасси осуществляется электрогидроприводами. Время уборки и выпуска составляет всего 12 секунд.
Операция "Desert Fox" стала боевым крещением для B-1B. Два таких бомбардировщика совершили длительный перелет и бомбили казармы республиканской гвардии. На снимке: два самолета из 28-го бомбардировочного авиакрыла на временной базе в Омане.
Sniper обеспечивает самолетам B-1B высокие возможности по обнаружению и классификации целей.
На фотографии хорошо видны основные опоры шасси, гондола правого внешнего двигателя и профили законцовки крыла. Щель, в которую заходит часть крыла при изменении угла стреловидности, закрыта резиновыми уплотнениями. На задней кромке крыла смонтированы токосъемники для снятия статического электричества. Поперечное отрицательное V крыла - 2°. Крыло в положении минимальной стреловидности имеет удлинение 9,6.
B-1B получил боевое крещение в операции «Desert Fox» против иракской армии в декабре 1998 года. Хотя самолеты создавались как носители ядерного оружия, они могли применять и обычные авиабомбы. На фотографии - на самолет из 28-й бомбардировочной эскадрильи подвешивают бомбы Mk 82.
Подготовка бомбардировщика B-1B к боевому вылету
On October 1, 2015 all US Air Force combat-coded B-1B Lancer bombers will be assigned to Global Strike Command, having transferred from Air Combat Command.
До начала "Глобальной войны с терроризмом" бомбардировщики B-1B подвергались постоянной критике, даже прорабатывались планы снятия их с вооружения. Однако с началом войн нового поколения самолеты сумели продемонстрировать свой уникальный боевой потенциал, и сегодня B-1B стали одним из самых востребованных самолетов в ВВС США.
Одним из типов ядерных боеприпасов, предназначенных для использования на B-1B, стали ядерные бомбы семейства B61. Максимально он мог брать на борт до 24 бомб.
При разработке B-1B большое внимание уделили интерфейсу «человек-машина». Каждый полет B-1B требует долгой и тщательной подготовки на аэродроме. В процессе предполетной подготовки используются многочисленные портативные электрогенераторы и стационарные электрогенераторы, смонтированные на аэродромных стоянках.
Стратегический бомбардировщик B-1B
The Pentagon is talking about retiring its entire fleet of B-1B Lancers, 66 of them. Other types under consideration for the axe are the A-10C Thunderbolt and the KC-10A Extender.
Сверхзвуковой бомбардировщик B-1B "Лэнсер".
B-1B на аэродроме Полтава 24.09.1994г.
Американские бомбардировщики B-1 - гости салона
В июле 2007 года самолеты B-1B вновь оказались на Ближнем Востоке - они оказывали непосредственную авиационную поддержку сухопутным частям коалиционных сил в Ираке. На фотографии - предполетный осмотр самолета в ноябре 2009 года. Многие бомбардировщики несут красочные эмблемы.
Первое подразделение ВВС США, вооруженное B-1B, достигло состояния начальной оперативной готовности 1 октября 1986 года. Впрочем, самолет имел целый «букет» проблем - ряд ключевых систем не работал, как это было запланировано.
Четыре двигателя установлены на B-1B в индивидуальных гондолах попарно справа и слева от продольной оси самолета. В хвостовой части фюзеляжа смонтированы устройства отстрела ложных целей и аппаратура БКО. Створки отсеков вооружения открыты.
На основные опоры шасси приходится примерно 90% нагрузки от стоящего на аэродроме B-1B. Стойки шасси выполнены из очень прочной стали. Масса одной основной опоры составляет 1360 кг. Все опоры шасси снабжены системами аварийного выпуска, работающими на сжатом азоте. Воздухозаборники двигателей закрыты заглушками, на которые нанесены эмблемы эскадрильи.
На самолетах B-1B, равно как на других самолетах ВВС США, на носовой части фюзеляжей часто присутствуют различные изображения, стиль которых весьма разнообразен. На фотографии - рисунок на самолете B-1B The Reluctant Dragon (86-013). Аналогичный рисунок в годы Второй мировой войны украшал самолет B-17G из 96-й бомбардировочной группы. В 1993 и 1996 годах самолет B-1B The Reluctant Dragon выполнил визиты в Великобританию на авиабазы Алконберри и Фэйфорд.
Подвоз бомбы GBU-31 для подвески в бомбоотсек бомбардировщика B-1B в ходе операции "Освобождение Ирака". Один бомбардировщик B-1B способен нести 24 бомбы GBU-31. Во время этой операции доля бомб GBU-31 среди всех израсходованных боеприпасов JDAM составила примерно 80%.
И сегодня даже самые современные самолеты способны применять обычные ("dumb" - тупые) боеприпасы; бомбардировщик B-1B "Bone" способен нести до 84 бомб Mk 82 калибра 227-кг.
ВВС США недавно экспериментировали с доработкой револьверных пусковых установок с целью увеличения количества размещаемых в отсеках вооружения боеприпасов. На фотографии - револьверная установка с подвешенными на ней 227-кг и 907-кг JDAM, авиабаза Дайес, штат Техас, 2011 год.
Прицельный контейнер Sniper ATP (подвешен на B-1B) совершил революцию в разведывательном оборудовании. Их установка возможна на самых разных самолетах, от Harrier до стратегического бомбардировщика, которые приобретают после этого возможность выполнять необычные для себя задания - вести тактическую разведку.
Контейнер Sniper XR монтируется на пилоне по правому борту фюзеляжа перед передним отсеком вооружения. Боевой дебют B-1B/Sniper XR состоялся 4 августа 2008 года, когда с помощью контейнера бомбой GBU-38 была поражена цель на территории Афганистана.
Подвешенный на бомбардировщике B-1B контейнер Sniper XR ATP имеет высокие характеристики.
The first B-1B undergoing systems check-out at Rockwell's Aircraft Assembly Complex at Palmdale prior to the first flight on 18 October 1984. Rockwell has made a large investment in B-1B production facilities and is now pressing the USAF and the DoD to place contracts for aircraft beyond the 100 so far committed.
Для выпуска 100 бомбардировщиков B-1B на предприятии «Rockwell» в городе Палмдейл, штат Калифорния, были сооружены новые производственные и испытательные мощности. Программа шла по графику или с опережением и не превысила плановый объем расходов.
Регламентные работы на двигателе F101 бомбардировщика B-1B из 7-го авиакрыла, январь 2009 года, авиабаза Дайс. Двигатели F101 установлены только на B-1B, хотя вариантом F110 данного двигателя оснащены истребители F-15 и F-16.
Узлы и агрегаты современных авиадвигателей работают в очень жестких условиях (на снимке ТРДДФ General Electric F101 бомбардировщика B-1B) и требуют постоянного контроля.