Мировая Авиация 84
-
Операция "Desert Fox" стала боевым крещением для B-1B. Два таких бомбардировщика совершили длительный перелет и бомбили казармы республиканской гвардии. На снимке: два самолета из 28-го бомбардировочного авиакрыла на временной базе в Омане.
В странах НАТО разведывательный Ту-16Р называли "BADGER-E". На снимке: пара истребителей F-4 с авианосца "Корал Си" сопровождает Ту-16Р.
F-15C Eagle. Самолет F-15 с 1970-х годов был основным истребителем ВВС США и все это время непрерывно совершенствовался. Модернизации подвергаются сначала самолеты в строевых частях, а уже затем - все остальные.
33-е ИАКР. Этот самолет, несущий обозначения начала 1990-х годов, одержал четыре из 16 воздушных побед, одержанных 58-й тактической истребительной эскадрильей во время войны в Персидском заливе. Побед добились полковник Рик Парсонс, капитаны Дэвид Дж. Роуз и Энтони Р. Мерфи.
Судя по коду "WA" на килях, эти самолеты принадлежат школе авиационного вооружения ВВС США, которая подчиняется Боевому авиационному командованию и дислоцируется на авиабазе Неллис, штат Невада.
F-15A из 101-й иэ 102-го истребительного авиакрыла ВВС Национальной гвардии штата Массачусетс - такие самолеты привлекаются к операции "Noble Eagle".
AIM-120 остается основным оружием F-15 для дальнего боя. Малый размах крыла ракеты позволяет подвешивать ее на внутренних подкрыльевых пилонах Eagle, а также под фюзеляжем.
159-е истребительное авиакрыло ВВС Национальной гвардии штата Луизиана первым получило истребители F-15. Авиакрыло сначала летало на F-15A (на снимке) и F-15B, списанных из 49-го истребительного авиакрыла, но затем получило F-15C/D.
57-я истребительная эскадрилья ПВО, дислоцировавшаяся в Исландии на протяжении почти всей холодной войны, сменила свои Phantom на F-15C Eagle в 1985 году. Эскадрилью расформировали в 1995 году, ее задачи выполняются истребителями F-15 из других частей.
F-16CJ Block 50 сыграли важную роль в операции против Ирака. Этот несущий ракеты HARM истребитель 23-й эскадрильи 52-го истребительного авиакрыла снят в январе 1999 года во время операции "Northern Watch".
После длительного восстановления в Даксфорде истребитель Sea Hurricane Mk IB сегодня стал регулярным участником полетов на аэрошоу. Самолет строился как Hurricane Mk l.
Истребитель Spitfire Mk VC из состава коллекции был построен в 1942 году фирмой "Westland" и служил в 310-й (чешской) эскадрилье. Он снимался в нескольких фильмах, включая картину "Битва за Британию".
Tornado GR.Mk 1А взлетает с базы Али Аль-Салем, неся пару бомб GBU-24 Paveway III. На этом самолете можно увидеть разные схемы камуфляжа: серо-зеленый камуфляж фюзеляжа, средне-серый для контейнера Sky Shadow, "светлосерый ПВО" для левого ПТБ и "розовый пустынный" для правого ПТБ. Отсутствие единого пустынного камуфляжа не стало проблемой, поскольку удары наносились по ночам.
Всюду, где действовали западные боевые корабли, за ними неусыпно следили самолеты Ту-16 авиации ВМФ. Наряду с обнаружением и классификацией кораблей НАТО, разведчики Ту-16 вырабатывали целеуказания для ракетоносцев Ту-16.
Появление обладающих огромным ударным потенциалом многоцелевых Ту-16 стало значительным шагом вперед по сравнению с Ту-4 и Ил-28, а на Западе принятие на вооружение Ту-16 было встречено с сильным беспокойством.
57-я истребительная эскадрилья ПВО, дислоцировавшаяся в Исландии на протяжении почти всей холодной войны, сменила свои Phantom на F-15C Eagle в 1985 году. Эскадрилью расформировали в 1995 году, ее задачи выполняются истребителями F-15 из других частей.
Испытания топливных систем и систем дозаправки. Lancaster Mk I (HK541 и SW244): испытания в 1944 году с большим надфюзеляжным седловидным бензобаком, позволявшим совершать перелет из Великобритании на Дальний Восток без посадки (испытания проводились "звеном специальных заданий"). Кроме того, 24 самолета различных версий были подготовлены компанией "Flight Refuelling Ltd." для испытаний систем дозаправки самолета в полете в Ставертоне и Таррант Раштоне с 1945 по 1950 год. Самолеты были переделаны в заправщики и заправляемые машины (на снимке). Позже эти испытания распространили на дозаправку топливом реактивных истребителей (245-я эскадрилья).
Lancaster Mk III (RE137) и Mk I (TW911). Испытывались ТВД с осевым компрессором Armstrong Siddeley Python и восьмилопастными соосными воздушными винтами противоположного вращения во внешних гондолах. Испытания проходили в 1948 году.
Lancaster Mk I (RA805). Куплен Швецией для летных испытаний ТРД Stol Dovern, устанавливавшегося в бомбовом отсеке. Работы проводились в 1950-1951 годах.
Lancaster Mk I (NG465). Испытания коммерческого ТВД Dart (для авиалайнера Viscount) проводились фирмой "Rolls-Royce" с 1946 по 1954 год. Позже его оснастили системой предотвращения обледенения.
Lancaster PR.Mk I (Mod) (PA474). Испытания Колледжем аэронавтики секции аэродинамической поверхности с ламинарным профилем обтекания, установленной вертикально в хвостовой части фюзеляжа. Позже стал известен как единственный уцелевший Lancaster, принявший участие в мемориальном полете в честь битвы за Британию.
В морской авиации Франции самолеты Lancaster (со снятыми надфюзеляжными турелями) использовались в качестве морских разведчиков. 54 машины версий Mk I (FE) и VII (FE) начали поступать с 1952 года, к началу 1960-х годов их заменили на самолеты Lockheed Neptune.
Летавший с лондонского аэродрома Хэндон с 1912 по 1914 годы аэроплан Deperdussin Monoplane №13 был отправлен на хранение в 1915 году. В 1935 году его купил Шаттлуорт и восстановил до летного состояния.
Построенный в 1918 году истребитель F.2B Fighter из коллекции Шаттлуорта активно служил в британских ВВС в Турции в 1921 году. Начиная с 1951 года, он регулярно летает в экспозиции Шаттлуорта.
Разведчик Ту-16Р, оснащенный подкрыльевыми контейнерами РЭБ СРС-3, получил в НАТО обозначение "Badger-F". В зависимости от задания Ту-16Р мог нести четыре различных комплекта АФА, в дополнение к оборудованию радио- и радиотехнической разведки.
На этом Ту-16Р, сфотографированном в ходе наблюдения за морскими учениями НАТО в 1986 году, видны подфюзеляжные обтекатели для аппаратуры систем радио- и радиотехнической разведки.
В странах НАТО разведывательный Ту-16Р называли "BADGER-E". На снимке: пара истребителей F-4J с авианосца "Корал Си" сопровождает Ту-16Р.
на снимке экипаж Ту-16П - постановщика помех с мощным комплексом средств создания активных помех для противодействия РЛС ПВО противника.
Активнее всего экспортные Ту-16 применялись в Египте. Они участвовали в боях против Израиля и Ливии. Сначала поставлялись ракетоносцы Ту-16КС (на рисунке), большинство из них были потеряны после упреждающих ударов израильтян в 1967 году.
На служившие в основном в авиации ВМФ ракетоносцы Ту-16К-10 установили хорошо заметную носовую РЛС ЕН.
30 ноября 1941 года Марио де Бернарди и инженер Педаче пролетели на самолете Caproni Campini N.1 расстояние 270 км от Талиедо до Гуидонии со средней скоростью 209 км/ч. Хотя N.1 выполнил важную задачу первопроходца, в конечном счете, он оказался эволюционным тупиком.
G.91R/3. Истребитель G.91 R/3 ВВС ФРГ был подобен R/1, но отличался двумя 30-мм пушками и другим БРЭО, включая допплеровские навигационные системы. Всего были собраны 344 такие машины, большей частью в ФРГ. Модификация была принята на вооружение ВВС ФРГ в 1962 году.
Итальянская пилотажная группа "Frecce Tricolori" летала на истребителях G.91 PAN, оснащенных дымогенераторами, с 1962 по 1982 годы.
Предсерийные истребители G.91, несмотря на установку неполного комплекта БРЭО, долго и успешно служили в ВВС Италии, а затем вошли в состав группы "Frecce Tricolori".
В 1961 году Армия США оценивала возможности G.91 для решения задач передового авианаводчика и для ведения тактической разведки - наряду с A4D Skyhawk и Northrop N-156. После длительных поисков и дебатов с представителями ВВС армейское командование все же передало эти задачи в ведение ВВС США.
В безветренную ясную погоду Фонд устраивает полеты некоторых хрупких самолетов коллекции, включая реплику Bristol Boxkite, построенную для съемок фильма "Воздушные приключения".
Изготовленная Гемпширским аэроклубом для съемок фильма "Воздушные приключения" реплика Roe IV Triplane оснащена двигателем Cirrus Hermes мощностью 105л.с. вместо оригинального Green мощностью 35л.с.
Во внешнем виде самолета Hawk Т.Mk 1 британских ВВС, с его изящными обводами, четко прослеживается почерк фирмы "Hawker". Для отработки применения оружия на самолет подвешены контейнеры с аппаратурой имитации ведения маневренного воздушного боя (ACMI).
С 1984 года на самолеты Hawk британских ВВС были возложены дополнительные задачи ПВО. Их покрасили по серой двухтоновой схеме, как на перехватчиках Phantom и Tornado ADV британских ВВС. Впоследствии окраска стала светло-серой, а затем от нее вовсе отказались - в пользу современной схемы "блестящий черный".
После жесткого соперничества с УТС Aero L-39 Albatros, Aermacchi МВ.339, Dassault/Dornier Alpha Jet и Saab 105A самолет Hawk получил свой первый экспортный заказ от финских ВВС. Используемые для повышенной летной подготовки финские самолеты Hawk первоначально носили такой трехтоновый камуфляж, но затем его заменили на однотоновую серую схему. Позднее Финляндия пополнила свой парк, закупив самолеты у Швейцарии.
В 1978 году Индонезия стала третьим экспортером самолетов Hawk, хотя сначала собиралась купить построенные по лицензии Aermacchi МВ.326. Позднее они были дополнены машинами Mk 109/209.
ОАЭ, получившие модификации Mk 61, Mk 63A/C и Mk 102, являются одним из многих эксплуатантов самолетов Hawk. Однако на смену им идут самолеты Alenia Aermacchi M346 Master, принадлежащие новому поколению учебно-тренировочных машин для повышенной летной подготовки.
Этот Hawk T.Mk 1A принадлежал 92-й (резервной) эскадрилье 7-й летной школы, дислоцировавшейся до 1994 года на британской авиабазе Чивенор. Самолет несет УР "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и пушку ADEN Mk 4 в контейнере под фюзеляжем. 92-ю эскадрилью сформировали в сентябре 1917 года. Она участвовала в обеих мировых войнах. Ее отличительные красно-желтые "шашечки" относятся к 1950-м годам, а вот изображение кобры и веточек клена на киле появились позже (кобра означает Индию, так как эскадрилья формировалась в Восточной Индии, а веточки клена - Канаду, большая часть ее личного состава в Первой мировой войне была канадцами). Эскадрилья расформирована 1 октября 1994 года, как и вся 7-я летная школа, а данная машина, XX157, передана британским ВМС и передислоцирована на авиабазу Йовилтон.
Hawk серии 60
G.91T. Самолеты повышенной летной подготовки G.91T базировались в Эрдинге, в Учебном центре Люфтваффе. Западногерманские ВВС закупили 66 таких самолетов, собиравшихся совместно ФРГ и Италией. В ходе обучения пилоты переходили с самолета G.91T на истребитель G.91R или F-104G Starfighter.
Последний из итальянских G.91 был списан в августе 1995 года - после почти сорока лет службы. Его наследником стал самолет АМХ - штурмовик и учебно-боевой самолет.
Королевский авиаотряд имел для перевозки особ королевской фамилии два вертолета Wessex HCC.Mk 4. В 1995 году отряд перевели с авиабазы Бенсон на авиабазу Нортхольт и объединили с 32-й эскадрильей. Wessex из этой части списали в 1998 году.
Три HAS.Mk 3 летали в НИЦ ВВС по испытаниям новой техники и вооружения. Можно заметить установленную в гаргроте поисковую РЛС и опускаемую ГАС в центре нижней части кабины.
Wessex HAS.Mk 1 немного отличался от HSS-1 - в основном наличием ГТУ. Машины ранних моделей использовали для задач ПЛО, они летали парами - одна поисковая машина с опускаемой ГАС, а вторая - ударная с торпедами Mk 44/46 и УР AS.11.
Вертолеты Wessex со спаренными двигателями Coupled Gnome вместо двух маленьких выхлопных патрубков на каждом борту получили по одному большому. На снимке: гражданский Mk 60 перед доставкой в Бристоу.
Хотя этот вертолет начал свою жизнь в качестве машины ПЛО, в версии Wessex HAS.Mk 1 он стал еще и транспортно-десантным вертолетом. Машины базировались на британском авианосце "Альбион". Пятьдесят машин версии Mk 1 переделали в HAS.Mk 3 с ГТУ большей мощности и улучшенными возможностями ПЛО.
Вертолет HAS.Mk 1 проходит испытания по дозаправке в режиме висения. Установка на вертолетах ГТД позволила кораблям не брать на борт топливо специальных марок для вертолетов.
Истребитель Gloster Gladiator (L8032) все еще может летать и демонстрируется с кодом K7985 73-й эскадрильи. Эдгар Джеймс Кейн совершил полет на реальном самолете с кодом K7985 в такой же окраске на воздушном параде в Хэндоне в 1937 году.
Этот Avro Tutor, служивший в Колледже британских ВВС в Кранвелле и в Центральной летной школе в 1930-х - начале 1940-х годов, стал последним из самолетов данного типа в британских ВВС. В составе коллекции он летает, начиная с 1959 года.
Семейство самолетов Tiger Moth представлено в коллекции в варианте DН.82А (G-ANKT). Для сезона 2009 года он был оформлен в виде самолета 1930-х годов с кодом K2585 пилотажного звена Центральной летной школы британских ВВС.
У самолета Luciole элероны были только на верхнем крыле. Центроплан верхнего крыла крепился к фюзеляжу с помощью четырех коротких вертикальных стоек из стальных труб. На внешних частях консолей, которые могли складываться, на каждой стороне имелось по паре вертикальных бипланных стоек.
Один из самых известных экспонатов коллекции Шаттлуорта, DH.88 Comet "Grosvenor House", выиграл воздушные гонки Макробертсона 1934 года на трассе Великобритания-Австралия. Этот красивый самолет все еще может рулить и разбегаться по ВПП, и в таком состоянии его можно увидеть в дни демонстрации экспозиции.
Оман стал первым заказчиком боевых самолетов Hawk, закупив партию самолетов Mk 103 и Mk 203, которые вошли в состав 6-й эскадрильи ВВС.
CASA C.101CC Aviojet
Индия впервые проявила интерес к Hawk в начале 1980-х годов, но заказала их только в 2004 году. Эти самолеты оснащены двигателем Adour 871.
В 1990 году Малайзия закупила партию самолетов Hawk Mk 108 и одноместных Mk 208. Они используются и для повышенной летной подготовки и обучения применению оружия, и в роли легкого штурмовика.
Самолет English Electric Wren был разработан под требования Министерства авиации от 1922 года на сверхлегкий УТС. Мотор - ABC мощностью 3 л. с. (2,6 кВт).
Известный необыкновенной аэродинамической чистотой своих линий фюзеляжа, самолет Са 331 имел крыло типа "обратная чайка" и горизонтальное хвостовое оперение с положительным поперечным V.
F-5 имел трехопорное шасси - все три стойки убирались в полете. В кабинах, закрытых сбрасываемыми фонарями, тандемно располагались два места пилотов с двойным управлением.
C22J имел преимущественно металлическую конструкцию, а для обтекателей и обшивки в ненапряженных частях использовалось стекловолокно.
In-flight view of the prototype Caproni Vizzola C-22J show the very clean lines of this interesting little jet trainer, which represents an attempt to reduce the cost of training military pilots.
Самолеты F.4 (на снимке) и F.5 проложили дорогу более совершенному F.6, который показал превосходные характеристики, но в конечном счете проект был закрыт.
Два прототипа CASA 207, а также 20 серийных Azor использовалась испанскими ВВС в первой половине 1980-х годов и входили в состав 35-го авиакрыла Транспортного командования (Мадрид-Хетафе).
В транспортном варианте самолет Alcotan мог брать на борт до 10 пассажиров.
Halcon эксплуатировался несколько лет вплоть до их замены на C-207 Azor в начале 1960-х. Ряд самолетов Halcon заменили некоторые собранные на CASA транспортные самолеты Junkers Ju 52/3m.
В качестве ночного бомбардировщика С.23 не преуспел и прослужил только один год.
Элероны устанавливались только на верхнее крыло С.59. Размах верхнего крыла был немного больше, чем у нижнего, только нижнее крыло имело поперечное "V", а с каждой стороны стояли по два комплекта бипланных стоек.
Центроплан крыла самолета C.109 опирался на 4 короткие вертикальные стойки, установленные вокруг передней кабины пилота, тогда как его консоли крепились к нижним лонжеронам фюзеляжа парой дюралевых подкосов по каждому борту.
Базировавшиеся на авианосце "Энтерпрайз" самолеты Hornet из 312-й истребительно-штурмовой эскадрильи КМП США стали основой удар ной группировки в операции "Desert Fox". На снимке: 18 декабря вооруженные ракетами HARM самолеты F/A-18C взлетают для нанесения второй волны ударов.
Одно время в авиакомпании "Tunisair" эксплуатировались авиалайнеры "Boeing" трех поколений одновременно. Компания получила семь самолетов 737-600 с мая 1999 по апрель 2001 года.
Схожий с классическим 737-300, самолет Boeing 737-700 стал первым представителем нового поколения. Данную машину в июле 2007 года получила ангольская авиакомпания "SonAir".
Голландский бюджетный авиаперевозчик "Transavia Airlines" предлагает регулярные и чартерные рейсы на курорты. В конце 2009 года в этой компании эксплуатировалось 19 авиалайнеров 737-800, еще шесть было заказано.
Верный заказчик "Boeing" авиакомпания "Air China" выбрала 737-800 благодаря его способности вмещать почти 200 пассажиров, плюс экономичность двигателей CFM56-7B.
2 июля 2008 года авиакомпания "Sunwing" получила этот 737-800. У "Boeing" сначала возникли проблемы с вертикальными законцовками крыла лайнера 737, но теперь они вписались в конструкцию самолета вполне удачно, как видно на снимке этой канадской машины.
Авиакомпания "Lionair" начала эксплуатировать 737-900ER, заказав 30 таких самолетов. Первый был поставлен 27 апреля 2007 года в необычной окраске, в которой смешались цвета самой авиакомпании и схема раскраски "Boeing".