Туполев Ту-16
Варианты:
Туполев - Ту-16 - 1952 - Россия
Страна: Россия
Год: 1952


Средний бомбардировщик и морской разведчик
Описание
Фотографии:

Цветные фото (12)
Ту-16
  
   На Западе Ту-16 упорно считают развитием Ту-4, иначе говоря - B-29, что весьма далеко от истины. Ту-16 не являлся "революционной комбинацией фюзеляжа от Ту-4 с новым стреловидным крылом". Самолет создавался согласно техническому заданию на бомбардировщик с большими, чем у Ил-28, дальностью полета и бомбовой нагрузкой.
   Прототип, "самолет 88", выполнил первый полет 27 апреля 1952 года. В части Дальней авиации Ту-16 начали поступать в 1954 году, на десятилетия Ту-16 стал одним из основных самолетов не только Дальней, но и морской авиации. Пролет 54 бомбардировщиков Ту-16 в День авиации 1955 года над Красной площадью в Москве вызвал панику в штабах ВС НАТО.
   Ту-16 принадлежит к числу самых замечательных советских самолетов, на протяжение своей очень долгой карьеры самолет постоянно совершенствовался, а в Китае его совершенствование продолжается и поныне. К числу важнейших для обороноспособности страны модификаций Ту-16 относятся, прежде всего, ракетоносцы, заправщики и постановщики помех. Ту-16 экспортировались в Египет, Индонезию и Ирак.
   Опытным производством ОКБ А. Н. Туполева, заводами в Казани, Куйбышеве (ныне Самара) и Воронеже до 1962 года построено 1515 самолетов, но гораздо больше Ту-16 было изготовлено в Китае.
   Явно преждевременное прекращение серийного производства Ту-16 в СССР связано с объявленным Н.С. Хрущевым наступлением "ракетной эры". Карьера самолета в СССР завершилась в середине 1990-х годов. На основе Ту-16 было разработано и построено большое количество летающих лабораторий различного назначения.
   В КНР Ту-16 выпускался по лицензии под обозначением Xian H-6.


Варианты Ту-16

   Ту-16: первый серийный вариант, в сравнении с первым прототипом снижена масса пустого самолета, летные данные приближены к требуемым
   Ту-16А: внешне похож на Ту-16, но с более мощными ТРД РД-3М-200, улучшенной СУВ, и измененным бомбоотсеком, способен нести атомные бомбы; построено порядка 700, большинство из которых модернизированы в другие модификации
   Ту-16М: вариант для авиации ВМФ
   Ту-16Т: торпедоносец-бомбардировщик; строился малой серией для авиации ВМФ; способен нести морские мины, глубинные бомбы или до четырех торпед РАТ-52 или ТАН-53
   Ту-16З: первый вариант самолета-заправщика с системой дозаправки с крыла на крыло; шланг выпускался из законцовки правой консоли крыла, заправляемый самолет стыковался со шлангом законцовкой левой консоли; предусмотрена возможность подвески топливных баков в бомбоотсеке
   Ту-16Н: вариант заправщика с системой дозаправки разработки ОКБ А.С. Яковлева, размещенной в бомбоотсеке; оборудован радиокомпасом АРК-5; использовался для дозаправки Ту-22 и Ту-22М
   Ту-16Е: часть Ту-16А доработали в самолеты радиотехнической разведки/постановщики помех путем установки аппаратуры "Елка". Внешне отличаются антеннами на фюзеляже в районе бомбоотсека и наличием устройств отстрела ложных целей; в дальнейшем большинство Ту-16Е доработали в ракетоносцы Ту-16К-10
   Ту-16С: поисково-спасательный вариант с увеличенным запасом топлива и расширенным составом радиосвязного оборудования; способен нести под фюзеляжем радиоуправляемый спасательный катер
   Ту-104Г: почтово-грузовой самолет; построена небольшая серия для "Аэрофлота"; использовался для доставки в регионы матриц центральных газет и подготовки экипажей пассажирских Ту-104
   Ту-16КС: носитель крылатых ракет КС-1 "Комета"; разработан для авиации ВМФ; установлена аппаратура наведения ракет "Кобальт-Н", сохранено остекление носовой части фюзеляжа
   Ту-16К-10: ракетоносец для авиации ВМФ; одна ракета К-10 подвешивалась под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа непрозрачная, взамен кабины штурмана смонтирована РЛС, рабочее место оператора РЛС оборудовано в бомбоотсеке; построено 220 самолетов, большинство впоследствии доработано в постановщики помех
   Ту-16К-10-26: небольшое количество Ту-16К-10 доработано в носители ракет КСР-2 и КСР-5С; по одной ракете подвешивалось под консоли крыла
   Ту-16Е: машины, доработанные в постановщики помех, аналогично Ту-16А и Ту-16КС, Ту-16К-10 и Ту-16К-10-26; самолеты сохранили непрозрачную носовую часть фюзеляжа
   Ту-16Р: разведчик на основе Ту-16А; в бомбоотсеке установлена фотоаппаратура, не установлена неподвижная носовая пушка Ту-16РМ: разведчик для авиации ВМФ
   Ту-16КРМ: небольшое количество Ту-16РМ с подкрыльевыми пилонами для запуска ракет-мишеней
   Ту-16РМ-2: Ту-16Р и Ту-16РМ с большим обтекателем аппаратуры радиотехнической разведки на нижней поверхности фюзеляжа
   Ту-16К-11: Ту-16А и Ту-16КС, доработанные в носители экспериментальных ракет КСР-11 и крылатых ракет КСР-2; установлена РЛС "Рубин"
   Ту-16К-26: Ту-16, доработанные в носители ракет К-26, над остеклением кабины штурмана установлена антенна аппаратуры наведения ракеты
   Ту-16ПП, или Ту-16П "Елка": постановщики помех на базе Ту-16А и Ту-16КС; два обтекателя по краям бомбоотсека, на створках бомбоотсека смонтированы устройства отстрела ложных целей
   Ту-16П "Букет": постановщик помех; Ту-16КС, оснащенные станцией групповой защиты "Букет"
   Ту-16П и Ту-16ПП: постановщики помех, оснащенные станциями постановки помех нового поколения, смонтированными в носовом и сильно развитом хвостовом обтекателях
   Ту-16Ш: несколько Ту-16А, доработанных для обучения экипажей Ту-22
   Ту-16ЛЛ: летающие лаборатории на основе Ту-16 различных модификаций
   Ту-16 "Циклон": самолет для исследования атмосферных процессов
   М-16: переоборудованные в мишени Ту-16А, Ту-16КС и Ту-16Р. Обычное развитой хвостовой оконечностью фюзеляжа, как у Ту-16П/ПП


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-16А

   Тип: средний бомбардировщик и морской разведчик
   Силовая установка: два ТРД МНПК "Союз" АМ-3А тягой по 85,22 кН, на поздних самолетах стояли ТРД АМ-3М-500 тягой по 93,16 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 6000 м - 992 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1250 м/мин; практический потолок 12 300 м; дальность с полезной нагрузкой 3800 кг - 5925 км
   Масса: пустого снаряженного 37 200 кг; максимальная взлетная 75 800 кг
   Размеры: размах крыла 32,93 м; длина 36,25 м; высота 14,00 м; площадь крыла 164,65 м2
   Вооружение: передняя и задняя стрелковые установки с двумя 23-мм пушками НР-23 каждая, две пушки НР-23 в кормовой турели, бомбы массой до 9000 кг
Всюду, где действовали западные боевые корабли, за ними неусыпно следили самолеты Ту-16 авиации ВМФ. Наряду с обнаружением и классификацией кораблей НАТО, разведчики Ту-16 вырабатывали целеуказания для ракетоносцев Ту-16.
Ту-16 первых серий.
В советской дальней авиации и авиации ВМФ насчитывалось примерно поровну самолетов Ту-16. ВМФ также получил бомбардировщики-торпедоносцы Ту-16Т, внешне немного отличавшиеся от бомбардировочной модификации. Но вскоре от этого варианта отказались, а ставшие ненужными машины стали переделывать для других задач, включая ПЛО и спасение на море.
Ту-16
Заправщик Ту-16З передает топливо самолету-разведчику Ту-16Р
View from a Tu-16Z Badger tanker with hose extending from the starboard wingtip to the port wingtip of the Tu-16 receiver aircraft, a method uniquely adopted by the Russians for these aircraft.
В 1950-е годы некоторые Ту-16 переделали в заправщики, обозначенные Ту-16З. На ранних заправщиках использовалась система дозаправки "от крыла к крылу" - вытягиваемый из правой законцовки крыла шланг захватывался конусом заправляемой машины и вводился в горловину в законцовке ее левой консоли. С 1963 года Ту-16Н оснащались системой "зонд-конус" в бомбовом отсеке и обычно использовались для дозаправки в полках, оснащенных бомбардировщиками Ту-22 и Ту-22М.
Самолеты Ту-16 200-го ГБАП ДА
Летающая лаборатория на базе Ту-16 для испытаний перспективных образцов советских авиадвигателей
Ту-16 "Циклон-НМ" (СССР-42355, сер. N 6203203), Чкаловское, начало 90-х гг.