Туполев Ту-16
Варианты:
Туполев - Ту-16 - 1952 - Россия
Страна: Россия
Год: 1952


Средний бомбардировщик и морской разведчик
Описание
Фотографии:

Ч/б фото (88)
Ту-16
  
   На Западе Ту-16 упорно считают развитием Ту-4, иначе говоря - B-29, что весьма далеко от истины. Ту-16 не являлся "революционной комбинацией фюзеляжа от Ту-4 с новым стреловидным крылом". Самолет создавался согласно техническому заданию на бомбардировщик с большими, чем у Ил-28, дальностью полета и бомбовой нагрузкой.
   Прототип, "самолет 88", выполнил первый полет 27 апреля 1952 года. В части Дальней авиации Ту-16 начали поступать в 1954 году, на десятилетия Ту-16 стал одним из основных самолетов не только Дальней, но и морской авиации. Пролет 54 бомбардировщиков Ту-16 в День авиации 1955 года над Красной площадью в Москве вызвал панику в штабах ВС НАТО.
   Ту-16 принадлежит к числу самых замечательных советских самолетов, на протяжение своей очень долгой карьеры самолет постоянно совершенствовался, а в Китае его совершенствование продолжается и поныне. К числу важнейших для обороноспособности страны модификаций Ту-16 относятся, прежде всего, ракетоносцы, заправщики и постановщики помех. Ту-16 экспортировались в Египет, Индонезию и Ирак.
   Опытным производством ОКБ А. Н. Туполева, заводами в Казани, Куйбышеве (ныне Самара) и Воронеже до 1962 года построено 1515 самолетов, но гораздо больше Ту-16 было изготовлено в Китае.
   Явно преждевременное прекращение серийного производства Ту-16 в СССР связано с объявленным Н.С. Хрущевым наступлением "ракетной эры". Карьера самолета в СССР завершилась в середине 1990-х годов. На основе Ту-16 было разработано и построено большое количество летающих лабораторий различного назначения.
   В КНР Ту-16 выпускался по лицензии под обозначением Xian H-6.


Варианты Ту-16

   Ту-16: первый серийный вариант, в сравнении с первым прототипом снижена масса пустого самолета, летные данные приближены к требуемым
   Ту-16А: внешне похож на Ту-16, но с более мощными ТРД РД-3М-200, улучшенной СУВ, и измененным бомбоотсеком, способен нести атомные бомбы; построено порядка 700, большинство из которых модернизированы в другие модификации
   Ту-16М: вариант для авиации ВМФ
   Ту-16Т: торпедоносец-бомбардировщик; строился малой серией для авиации ВМФ; способен нести морские мины, глубинные бомбы или до четырех торпед РАТ-52 или ТАН-53
   Ту-16З: первый вариант самолета-заправщика с системой дозаправки с крыла на крыло; шланг выпускался из законцовки правой консоли крыла, заправляемый самолет стыковался со шлангом законцовкой левой консоли; предусмотрена возможность подвески топливных баков в бомбоотсеке
   Ту-16Н: вариант заправщика с системой дозаправки разработки ОКБ А.С. Яковлева, размещенной в бомбоотсеке; оборудован радиокомпасом АРК-5; использовался для дозаправки Ту-22 и Ту-22М
   Ту-16Е: часть Ту-16А доработали в самолеты радиотехнической разведки/постановщики помех путем установки аппаратуры "Елка". Внешне отличаются антеннами на фюзеляже в районе бомбоотсека и наличием устройств отстрела ложных целей; в дальнейшем большинство Ту-16Е доработали в ракетоносцы Ту-16К-10
   Ту-16С: поисково-спасательный вариант с увеличенным запасом топлива и расширенным составом радиосвязного оборудования; способен нести под фюзеляжем радиоуправляемый спасательный катер
   Ту-104Г: почтово-грузовой самолет; построена небольшая серия для "Аэрофлота"; использовался для доставки в регионы матриц центральных газет и подготовки экипажей пассажирских Ту-104
   Ту-16КС: носитель крылатых ракет КС-1 "Комета"; разработан для авиации ВМФ; установлена аппаратура наведения ракет "Кобальт-Н", сохранено остекление носовой части фюзеляжа
   Ту-16К-10: ракетоносец для авиации ВМФ; одна ракета К-10 подвешивалась под фюзеляжем. Носовая часть фюзеляжа непрозрачная, взамен кабины штурмана смонтирована РЛС, рабочее место оператора РЛС оборудовано в бомбоотсеке; построено 220 самолетов, большинство впоследствии доработано в постановщики помех
   Ту-16К-10-26: небольшое количество Ту-16К-10 доработано в носители ракет КСР-2 и КСР-5С; по одной ракете подвешивалось под консоли крыла
   Ту-16Е: машины, доработанные в постановщики помех, аналогично Ту-16А и Ту-16КС, Ту-16К-10 и Ту-16К-10-26; самолеты сохранили непрозрачную носовую часть фюзеляжа
   Ту-16Р: разведчик на основе Ту-16А; в бомбоотсеке установлена фотоаппаратура, не установлена неподвижная носовая пушка Ту-16РМ: разведчик для авиации ВМФ
   Ту-16КРМ: небольшое количество Ту-16РМ с подкрыльевыми пилонами для запуска ракет-мишеней
   Ту-16РМ-2: Ту-16Р и Ту-16РМ с большим обтекателем аппаратуры радиотехнической разведки на нижней поверхности фюзеляжа
   Ту-16К-11: Ту-16А и Ту-16КС, доработанные в носители экспериментальных ракет КСР-11 и крылатых ракет КСР-2; установлена РЛС "Рубин"
   Ту-16К-26: Ту-16, доработанные в носители ракет К-26, над остеклением кабины штурмана установлена антенна аппаратуры наведения ракеты
   Ту-16ПП, или Ту-16П "Елка": постановщики помех на базе Ту-16А и Ту-16КС; два обтекателя по краям бомбоотсека, на створках бомбоотсека смонтированы устройства отстрела ложных целей
   Ту-16П "Букет": постановщик помех; Ту-16КС, оснащенные станцией групповой защиты "Букет"
   Ту-16П и Ту-16ПП: постановщики помех, оснащенные станциями постановки помех нового поколения, смонтированными в носовом и сильно развитом хвостовом обтекателях
   Ту-16Ш: несколько Ту-16А, доработанных для обучения экипажей Ту-22
   Ту-16ЛЛ: летающие лаборатории на основе Ту-16 различных модификаций
   Ту-16 "Циклон": самолет для исследования атмосферных процессов
   М-16: переоборудованные в мишени Ту-16А, Ту-16КС и Ту-16Р. Обычное развитой хвостовой оконечностью фюзеляжа, как у Ту-16П/ПП


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Ту-16А

   Тип: средний бомбардировщик и морской разведчик
   Силовая установка: два ТРД МНПК "Союз" АМ-3А тягой по 85,22 кН, на поздних самолетах стояли ТРД АМ-3М-500 тягой по 93,16 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость без внешних подвесок на высоте 6000 м - 992 км/ч; максимальная скороподъемность на уровне моря 1250 м/мин; практический потолок 12 300 м; дальность с полезной нагрузкой 3800 кг - 5925 км
   Масса: пустого снаряженного 37 200 кг; максимальная взлетная 75 800 кг
   Размеры: размах крыла 32,93 м; длина 36,25 м; высота 14,00 м; площадь крыла 164,65 м2
   Вооружение: передняя и задняя стрелковые установки с двумя 23-мм пушками НР-23 каждая, две пушки НР-23 в кормовой турели, бомбы массой до 9000 кг
Статические испытания самолета "88"
Планер Ту-16 на статиспытаниях в ЦАГИ
Первый опытный экземпляр самолета "88", заводские испытания
Разработка Ту-16 (на снимке его прототип "88") велась под двигатели М-209 КБ А. А. Микулина (позже АМ-3 и РД-3). Двигатель АМ-3 прошел летные испытания на самолете Ту-4ЛЛ. В конце 1948 года по проекту "Н" были заказаны два прототипа изделия "88". Первый из них впервые взлетел 27 апреля 1952 года с экипажем под командованием Н. С. Рыбко.
Второй опытный экземпляр самолета "88"
Ту-16 - последний "классический торпедоносец"
Ту-16 200-го гв. авиаполка
Ту-16 из состава 5-го Гв. МТАП, 1975 г.
Серийный Ту-16. Кадр из фильма "Барьер неизвестности"
Ту-16
Первый основной вариант Ту-16А пошел в серию с 1954 года. Он был оборудован системой оборонительного вооружения ПВ-23, сопряженной с РЛС ПРС-1 "Аргон" под килем. Носовой стрелковой установкой ПУ-88 с одной длинноствольной 23-мм пушкой АМ-23 и боекомплектом в 100 снарядов управлял один из пилотов с помощью коллиматорного прицела.
Экипаж майора В.Е.Проценкова у Ту-16
Экипаж капитана Ванина. Второй слева - ст. лейтенант Фатхуллин А. С.
Экипаж Ту-16 морской авиации готовится к вылету
Появление обладающих огромным ударным потенциалом многоцелевых Ту-16 стало значительным шагом вперед по сравнению с Ту-4 и Ил-28, а на Западе принятие на вооружение Ту-16 было встречено с сильным беспокойством.
Ту-16 учебно-авиационного полка на стоянке аэродрома Шагал
Стоянка Ту-16 219-го ОДРАП
Носитель атомной бомбы Ту-16А, как и Ту-16, получил в НАТО обозначение Badger-A (барсук). На верхнем снимке хорошо видны открытые створки бомболюка
Несмотря на преклонный возраст, Ту-16 из 251-го Гв.ТБАП успешно выдержали афганский экзамен
Ту-22М2 взлетает с аэродрома Монгохто. На переднем плане - Ту-16
Ту-16
Реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. 28 мая 1954 года на вооружение ВВС СССР был принят реактивный Ту-16, сменивший устаревший поршневой Ту-4. Построено более 2000 самолетов данного семейства (более 10 модификаций), причем собранные по лицензии китайские Xian H-6 состоят на вооружении до сих пор.
Как правило, в полках эксплуатировалось одновременно несколько вариантов Ту-16
Аэродром Хвалынка в 1963 году. На стоянках видны самолеты Ту-16, вне стоянки (на траве) - Ту-4 и Ил-14
Во время отработки подвески на Ту-16А ядерной бомбы. Специзделие закрыто брезентом, а вокруг него стоят бдительные особисты
По характерным ангарам, запечатленным на этом снимке, все, кто в той или иной мере интересуется историей отечественной авиации, смогут узнать территорию, на которой сегодня размещена экспозиция Центрального музея ВВС в Монино. На заднем плане видны бомбардировщики Ту-4 и Ту-16. оставшиеся здесь как бесценные экспонаты
Защитное вооружение Ту-16 А состояло из надфюзеляжной стрелковой установки ДТ-В7 со спаренной 23-мм пушкой АМ-23 (боекомплект 1000 снарядов), подфюзеляжной установки ДТ-Н7С со спаренной пушкой АМ-23 (700 снарядов), кормовой стрелковой установки ДК-7 со спаренной пушкой АМ-23 (1000 снарядов) и курсовой пушки АМ-23, огонь из которой вел пилот.
Ту-16 наносит удар бомбами ФАБ-250. Снимок предположительно сделан над Афганистаном.
В бомбоотсек версии Ту-16А (атомный) можно было подвешивать ядерные бомбы пяти типов. В другом варианте в этом отсеке размещалось до 9000 кг обычных свободнопадающих бомб.
Бомбардировщик Ту-16
Ту-16
В боевой подготовке экипажей Ту-16 важное место занимали полеты строем
Самолеты Ту-16 в полете
"Бизон" - поводырь "Барсуков" (1 мая 1954г. первый опытный М-4 ведет девятку первых серийных Ту-16 203-го полка над Красной площадью). Для "непосвященных" названия машин оставались военной тайной "за семью печатями", иностранцы пользовались кодовыми обозначениями НАТО
Ту-16 опекают "Крусейдер" и "Фантом"
Палубные истребители F-4 «Фантом» и F-8 «Крусейдер» «зажимают» пару Ту-16
Во время рейдов над Средиземным морем Ту-16 часто сопровождались палубными истребителями 6-го флота США. На заднем плане - Ту-16З, перед ним - Ту-16П "Букет"
"Дороги отважных". На учениях "Океан-77".
Заход на посадку. Аэродром Романовка. Приморье, 1976 г.
Тормозные парашюты использовались для посадки на короткие ВПП и в аварийных ситуациях
Самолет-спасатель Ту-16С (кадр киносъемки)
Ту-16ЛЛ для испытания турбореактивных двигателей
Лаборатория для отработки автомата "вздыбливания" шасси самолета М-50
Носовая опора лаборатории для отработки автомата "вздыбливания" шасси самолета М-50
Ту-16ЛЛ для исследований ПОС самолетов
Ту-16Н, не имевшие внешних отличий от Ту-16, в НАТО также обозначались Badger-A
Законцовка крыла с заправочным узлом
Отработка дозаправки Ту-16 над Северным Ледовитым океаном
Ту-16З
Дозаправка Ту-16Р со станцией СРС-3 в подкрыльевых контейнерах от Ту-16З
Заправка разведчика Ту-16 в полете
Заправка в воздухе
Заправщик Ту-16З передает топливо разведчику Ту-16РМ
Дозаправка Ту-16 топливом в полете
Ту-16К-10 дозаправляется методом "с крыла на крыло" от Ту-16З
Заправка Ту-22 от летающего танкера Ту-16
Ту-22РД 199-го ОГДРАП дозаправляется в воздухе от Ту-16Н
Экспериментальный истребитель СМ-10 дозаправляется от Ту-16З
Ту-16, установленный на постаменте
ЛЛ Ту-16 № 10
Подвеска СЛМТ-10 на ЛЛ Ту-16 № 10
Гражданский Ту-16Г
Ту-16Г на учебном аэродроме КИИГА. 1980-е гг.
Ту-104Г (Ту-16) СССР-Л5411, использовавшийся для обучения пилотов Ту-104.
Пушки АМ-23 в кормовой установке ДК-7 бомбардировщика Ту-16.
Кормовая оборонительная установка ДК-7
Нижняя оборонительная установка
Зона задней части мотогондолы
Передняя опора шасси и входной люк передней кабины
Передняя опора шасси
Основная опора шасси
Хвостовая пята
500-кг мины АМД-500 в отсеке Ту-16
Самолет-мишень М-16
Хвостовая часть М-16
Еще один вариант антенн, установленных на М-16
Производство Ту-16 в Казани
Изготовление на серийном заводе Ту-16 и Ту-110