Поиск по сайту:
Варианты
- Мясищев - М-4 - 1953 - Россия
- Мясищев - 3М - 1955 - Россия
- Мясищев - 3МД / 3МЕ - 1959 - Россия
- Мясищев - ВМ-Т Атлант - 1980 - Россия
М-4
Ядерное противостояние между СССР и США привело к развитию ядерного оружия и средств его доставки. До создания межконтинентальных баллистических ракет приоритетным средством доставки ядерных боеприпасов на большую дальность являлись стратегические бомбардировщики. 24 марта 1951 года принимается постановление советского правительства №949-469 о начале работ по созданию бомбардировщика, способного доставить ядерную бомбу к целям на территории Соединенных Штатов. Работы по проекту была поручена конструкторскому коллективу во главе с Владимиром Михайловичем Мясищевым.
Для нового самолета В.М. Мясищев выбрал двигатели АМ-3 конструкции А. А. Микулина, которые было решено "вписать" в корневые части аэродинамически чистого стреловидного крыла. При создании шасси выбор пал на велосипедную схему - две основные опоры с четырехколесными тележками и небольшие опоры на законцовках крыла. Вооружение: бомбовая нагрузка - нормальная до 9000 кг, максимальная - до 24000 кг; три 23-мм пушечные установки, обеспечивавшие круговой обстрел. Для экипажа предусматривались катапультные кресла.
Постройку первого прототипа бомбардировщика, получившего условное обозначение М, начали 15 мая 1952 года, в воздух он поднялся 20 января 1953 года. 19 сентября того же года было решено выпустить в 1954-1955 годах опытную партию из 11 машин, а 25 июля 1955 года были завершены госиспытания самолета, которому присвоили официальное обозначение М-4. Нормальная боевая нагрузка - 9000 кг, включая ядерные или обычные авиабомбы или четыре ракеты большой дальности на внешней подвеске, которые он мог доставить на дальность до 8100 км. Построено 32 самолета М-4, после чего в серию пошел усовершенствованный вариант ЗМ. Впоследствии для увеличения дальности М-4 оснастили системой дозаправки в полете - в качестве танкера выбрали сам М-4, обозначенный как M-4-II (известны варианты написания М-4-2 и М-4-П). В заправщики переоборудовали все оставшиеся в строю М-4.
<...>
- Описание
Фотографии
-
Мировая Авиация 241
Самолет М-4 оказался не совсем удачным кандидатом на роль стратегического бомбардировщика - по дальности он существенно уступал Ту-95. Строевые машины имели белый низ для отражения светового излучения ядерного взрыва.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Дальний бомбардировщик М-4
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
Стратегический бомбардировщик М-4 в Жуковском.
Seemingly identical to the M-3, this M-4, one of 33 production aircraft, was photographed on Myasishchyev's apron at Zhukovsky in 1994. C/n 6303134, Red 61, has a glazed nose, kinked wing leading edge, dihedral tailplane and white rudder and undersurfaces. Note the huge gantry behind which is used for mounting outsize loads on the back of the VM-T Atlant variant of the Bison. -
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Дягилево
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Украинке
-
Авиация и Космонавтика 2023-01 / Некоторые знаменательные даты января в истории авиации
Опытный самолет "М" уходит в небо. Механизма "вздыбливания" на передней опоре еще нет
Советский межконтинентальный бомбардировщик М-4, которому в США присвоили кодовое наименование «Бизон» -
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Опытный самолет "ДМ" во время заводских испытаний
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-4 - Россия - 1947
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Первый танкер - самолет М-4 N 0205
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Заправщик М-4-II в "противоатомной" окраске (серый верх, белый низ)
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Воронов - Монинский "стиляга"
На стоянке коллекции в Дягилево (Рязань)
-
Авиация и Космонавтика 2003-07 / С.Михайлов - Кадры решают все
Мясищевский М-4
-
Авиация и Космонавтика 2022-11 / Е.Арчаков - Служба отечеству. История 79-й ТБАД
Дальний бомбардировщик М-4, приземлившийся на аэродроме Чаган
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
The nose undercarriage pushes the sole prototype of the maritime-attack version (previously the third prototype M-4) off the Zhukovsky runway in 1956. The bomb bay was modified to carry four anti-ship (eg 45-36AN) torpedoes.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Пятый серийный М-4 N 0508. Бомбардировщик имеет цвет неокрашенного дюраля (согласно стандарту, действовавшему до 1955г.)
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
In this air-to-air photograph of the sole M-4A, the censor has altered the c/n from 1518 to 4300. The airframe was basically an M-4, the only glazed-nosed example with a probe.
-
Мировая Авиация 153
Стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Созданный в КБ В. М. Мясищева реактивный бомбардировщик М-4 стал, пожалуй, первым настоящим стратегическим бомбардировщиком ВВС СССР, поскольку мог легко и быстро решить главную на то время задачу - доставить ядерные боеприпасы на территорию США. Первый серийный бомбардировщик был передан ВВС в феврале 1955 года. М-4 имел мощное оборонительное вооружение - три стрелковые установки с 23-мм пушками (девять НР-23 или шесть АМ-23). На базе бомбардировщика был создан воздушный танкер М-4-2.
-
Авиация и Космонавтика 2004-02 / М.Никольский - 121-й гвардейский Севастопольский Краснознаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк
Самолеты 1096-го ап на Тушинском параде
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
Three of the first Project 25 bombers, this time designated M-4 by the Air Force, flying over Tushino in June 1956.
-
Мировая Авиация 241
Второй прототип бомбардировщика М-4 в сопровождении четырех МиГ-17 (два на снимке не видны) совершил первый публичный полет во время военного парада на Красной площади в мае 1953 года. Серийное производство новых самолетов осуществлялось на заводе №23 в Филях, в пригороде Москвы.
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-17 / МиГ-17Ф - Россия - 1950
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / А.Демин - Праздники в небесах (4)
"Бизон" - поводырь "Барсуков" (1 мая 1954г. первый опытный М-4 ведет девятку первых серийных Ту-16). Для "непосвященных" названия машин оставались военной тайной "за семью печатями", иностранцы пользовались кодовыми обозначениями НАТО
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-16 - Россия - 1952
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Другие самолёты на фотографии: МиГ МиГ-17 / МиГ-17Ф - Россия - 1950
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Танкер М-4-II готов к отдаче топлива
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Положение штанги топливоприемника перед контактом и во время него
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
М-4 N 0104 стал первым дозаправляемым самолетом семейства
-
Авиация и Время 1998-03 / П.Бутовски - Развитие советских средств дозаправки в воздухе /Авиасалон/
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-2
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3М - Россия - 1955
-
Авиация и Космонавтика 1998-11 / А.Демин - Праздники в небесах (4)
В Тушино в 1956г. зрители впервые увидели "кормление Бизона", в строю заправки М-4
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3М - Россия - 1955
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Расцепка с танкером М-4. Из конуса стекает остаток топлива
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95 / Ту-95М - Россия - 1952
-
Авиация и Время 1996-05 / В.Ригмант, Е.Гордон - Цель - Америка /Монография/
Ту-95МС дозаправляется от танкера М-4 над Приполярным Уралом
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95МС - Россия - 1979
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
A notice in front of this M-4 warns that the aircraft has electric power supplied. Technicians are working above the engines and the tail turret. Ahead of the windscreen is a passive warning receiver which, in the 3M, was replaced by two on the sides behind the cockpit and on tankers was removed altogether.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
При каждой замене колеса шасси М-4 требовалось устанавливать на 6 подъемников
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Зарядка пушек на М-4 из 1230-го ТБАП
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Заправка М-4-II топливом во время учений
-
История Авиации 2003-01 / А.Витюк, В.Марковский - Последний аргумент /Авиационное оружие/ (1)
Кормовая оборонительная установка бомбардировщика М-4. Обтекатель сверху служил для размещения антенны радиолокационного стрелкового прицела ПРС-1 "Аргон".
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Кормовая стрелковая установка
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Верхняя стрелковая установка. Обтекатель снят
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Нижняя стрелковая установка
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Боекомплект стрелковых установок
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Комплексный агрегат заправки
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Конус в убранном положении
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Хвостовая и средняя части фюзеляжа во время сборки
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Стенд силовой установки
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Наземная отработка механизма "вздыбливания"
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета М-4
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Рабочее место штурмана-бомбардира
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Макет самолета "М" с первоначальным вариантом воздухозаборников
-
Air International 1996-06 / Talkback
Three-view drawings of the SDB (strategic long-range bomber)
-
Air International 1996-06 / Talkback
Three-view drawings of the 1M (M-2)
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
На этапе эскизного проектирования рассматривались разные варианты силовой установки самолета "М", в том числе с шестью двигателями АЛ-5 и восемью ТВ-2Ф
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
Three view drawing of the Myasishchyev 3MD with nose and tail details of the M-4, nose detail of the 3M and side view of the VM-T.
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3М - Россия - 1955Мясищев 3МД / 3МЕ - Россия - 1959Мясищев ВМ-Т Атлант - Россия - 1980
- Фотографии