Мясищев М-4
Варианты:
Мясищев - М-4 - 1953 - Россия
Страна: Россия
Год: 1953


Описание
Фотографии
М-4

  Ядерное противостояние между СССР и США привело к развитию ядерного оружия и средств его доставки. До создания межконтинентальных баллистических ракет приоритетным средством доставки ядерных боеприпасов на большую дальность являлись стратегические бомбардировщики. 24 марта 1951 года принимается постановление советского правительства №949-469 о начале работ по созданию бомбардировщика, способного доставить ядерную бомбу к целям на территории Соединенных Штатов. Работы по проекту была поручена конструкторскому коллективу во главе с Владимиром Михайловичем Мясищевым.
  Для нового самолета В.М. Мясищев выбрал двигатели АМ-3 конструкции А. А. Микулина, которые было решено "вписать" в корневые части аэродинамически чистого стреловидного крыла. При создании шасси выбор пал на велосипедную схему - две основные опоры с четырехколесными тележками и небольшие опоры на законцовках крыла. Вооружение: бомбовая нагрузка - нормальная до 9000 кг, максимальная - до 24000 кг; три 23-мм пушечные установки, обеспечивавшие круговой обстрел. Для экипажа предусматривались катапультные кресла.
  Постройку первого прототипа бомбардировщика, получившего условное обозначение М, начали 15 мая 1952 года, в воздух он поднялся 20 января 1953 года. 19 сентября того же года было решено выпустить в 1954-1955 годах опытную партию из 11 машин, а 25 июля 1955 года были завершены госиспытания самолета, которому присвоили официальное обозначение М-4. Нормальная боевая нагрузка - 9000 кг, включая ядерные или обычные авиабомбы или четыре ракеты большой дальности на внешней подвеске, которые он мог доставить на дальность до 8100 км. Построено 32 самолета М-4, после чего в серию пошел усовершенствованный вариант ЗМ. Впоследствии для увеличения дальности М-4 оснастили системой дозаправки в полете - в качестве танкера выбрали сам М-4, обозначенный как M-4-II (известны варианты написания М-4-2 и М-4-П). В заправщики переоборудовали все оставшиеся в строю М-4.
<...>
Самолет М-4 оказался не совсем удачным кандидатом на роль стратегического бомбардировщика - по дальности он существенно уступал Ту-95. Строевые машины имели белый низ для отражения светового излучения ядерного взрыва.
Дальний бомбардировщик М-4
Стратегический бомбардировщик М-4 в Жуковском.
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Дягилево
Самолет Мясищева, сохранившийся на музейной площадке: бомбардировщик М-4 в Украинке
Опытный самолет "М" уходит в небо. Механизма "вздыбливания" на передней опоре еще нет
Опытный самолет "ДМ" во время заводских испытаний
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР
Первый танкер - самолет М-4 N 0205
Заправщик М-4-II в "противоатомной" окраске (серый верх, белый низ)
М-4
На стоянке коллекции в Дягилево (Рязань)
Мясищевский М-4
М-4 в составе 1096-го ап
Пятый серийный М-4 N 0508. Бомбардировщик имеет цвет неокрашенного дюраля (согласно стандарту, действовавшему до 1955г.)
Стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Созданный в КБ В. М. Мясищева реактивный бомбардировщик М-4 стал, пожалуй, первым настоящим стратегическим бомбардировщиком ВВС СССР, поскольку мог легко и быстро решить главную на то время задачу - доставить ядерные боеприпасы на территорию США. Первый серийный бомбардировщик был передан ВВС в феврале 1955 года. М-4 имел мощное оборонительное вооружение - три стрелковые установки с 23-мм пушками (девять НР-23 или шесть АМ-23). На базе бомбардировщика был создан воздушный танкер М-4-2.
Самолеты 1096-го ап на Тушинском параде
Второй прототип бомбардировщика М-4 в сопровождении четырех МиГ-17 (два на снимке не видны) совершил первый публичный полет во время военного парада на Красной площади в мае 1953 года. Серийное производство новых самолетов осуществлялось на заводе №23 в Филях, в пригороде Москвы.
"Бизон" - поводырь "Барсуков" (1 мая 1954г. первый опытный М-4 ведет девятку первых серийных Ту-16). Для "непосвященных" названия машин оставались военной тайной "за семью печатями", иностранцы пользовались кодовыми обозначениями НАТО
Танкер М-4-II готов к отдаче топлива
Положение штанги топливоприемника перед контактом и во время него
М-4 N 0104 стал первым дозаправляемым самолетом семейства
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-2
В Тушино в 1956г. зрители впервые увидели "кормление Бизона", в строю заправки М-4
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Расцепка с танкером М-4. Из конуса стекает остаток топлива
Ту-95МС дозаправляется от танкера М-4 над Приполярным Уралом
Заправка М-4-II топливом во время учений
Зарядка пушек на М-4 из 1230-го ТБАП
Кормовая оборонительная установка бомбардировщика М-4. Обтекатель сверху служил для размещения антенны радиолокационного стрелкового прицела ПРС-1 "Аргон".
Кормовая стрелковая установка
Верхняя стрелковая установка. Обтекатель снят
Нижняя стрелковая установка
Боекомплект стрелковых установок
Комплексный агрегат заправки
Конус в убранном положении
Хвостовая и средняя части фюзеляжа во время сборки
Стенд силовой установки
Наземная отработка механизма "вздыбливания"
При каждой замене колеса шасси М-4 требовалось устанавливать на 6 подъемников
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета М-4
Рабочее место штурмана-бомбардира
Макет самолета "М" с первоначальным вариантом воздухозаборников
СДБ аванпроект
1М (М-2) проект
На этапе эскизного проектирования рассматривались разные варианты силовой установки самолета "М", в том числе с шестью двигателями АЛ-5 и восемью ТВ-2Ф
2М (М-4)