Мясищев 3М
Варианты:
Мясищев - 3М - 1955 - Россия
Страна: Россия
Год: 1955


Самолет-заправщик
Описание
Фотографии
М-4

<...>
  6 июля 1954 года принято постановление о создании существенно модернизированного варианта М-4, получившего обозначение 3М и оснащенного четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7Б тягой по 9500 кгс (93,16 кН). Самолет, планер и почти все системы которого были спроектированы фактически заново, мог нести нормальную бомбовую нагрузку до 9000 кг, а максимальную - до 18000 кг. Отличительными чертами 3М стали новое крыло большего размаха и без излома по задней кромке, стабилизатор без поперечного V, негерметичный отсек РЛС в носовой части, усовершенствованное шасси и новое БРЭО, а в бомбоотсеке была предусмотрена возможность установки дополнительного топливного бака (еще два ПТБ можно было подвешивать под крылом). Максимальная масса машины превышала 200 т, но практическая дальность достигла 11 800 км.
  Прототип был облетан 27 марта 1956 года. Позже из-за проблем с поставками двигателей ВД-7Б, одна часть машин строилась с ними - они получили обозначение 3МН, а другая часть самолетов, обозначенных 3МС, - с двигателями РД-3М-500А (новое обозначение АМ-3М). С 1962 года данные машины стали частично переоборудовать в заправщики - они получили обозначение 3МС-И и 3МН-П, а в 1970-е годы в заправщики начали переоборудовать другие 3МС и 3МН - они получили обозначения 3МС-2 и 3МН-2. Впрочем, появление заправщика Ил-78 остановило данную программу.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  3МС-2

  Тип: самолет-заправщик
  Силовая установка: четыре ТРД РД-ЗМ-500А тягой по 10 500 кгс (102,9 кН)
  Летные характеристики: максимальная скорость 925 км/ч; практический потолок 12150 м; практическая дальность 12 400 км
  Масса: пустого 75 740 кг; нормальная взлетная 192 000 кг
  Размеры: размах крыла 53,14 м; длина 51,70 м; высота 14,10 м; площадь крыла 320,00 м2
Дальний бомбардировщик 3М
Дальний бомбардировщик М-3
Дальний бомбардировщик 3МС
Дальний бомбардировщик 3МС
Самолет-заправщик 3МН-II. Авиабаза Энгельс, 1980г.
Музей Дальней Авиации г. Энгельс
Самолет-заправщик 3МС-II в музее Дальней Авиации в Энгельсе
Первый опытный экземпляр самолета 3М
Бомбардировщик 3МС незадолго до переоборудования в заправщик
Танкеры 3М-II на стоянке в Энгельсе
Заправщик 3МС-2
Бомбардировщик 3М
Самолеты 3М на авиабазе Энгельс, 1980-е годы.
На стратегическом бомбардировщике 3М характеристики надежности и дальности конструкторам удалось несколько повысить, и, благодаря этому, "стиляги" продержались на вооружении дольше, нежели их предшественники М-4, однако трудности с переоборудованием этих машин в носители крылатых ракет привели к тому, что и они в конце-концов были переоборудованы в заправщики.
Над этим 3М уже занесен нож гильотины - американский подарок для разделки российских самолетов
На стоянке музея Дальней авиации в Энгельсе
Бомбардировщик 3М представлял собой радикально модернизированный вариант самолета М-4. Среди его основных отличий - новые двигатели и крыло, меньшая масса планера, наличие топливозаправочной штанги и др.
Предполетное обслуживание бомбардировщика 3МС
Подготовка танкера 3МН-II из 1230-го ТБАП к полету
Первый серийный 3М N 0204 в испытательном полете с подвесными баками
Maritime reconnaissance version of the four-jet bomber code-named "Bison"
Танкер 3МС-II во время воздушного фотографирования (виден открытый фотолюк)
Myasishchev M-4 maritime reconnaissance aircraft in the form known to NATO as “Bison-B"
3М отличался весьма совершенными аэродинамическими формами
В полете пара дальних бомбардировщиков 3МС
Пара Lightning F.Mk 3 из 74-й эскадрильи сопровождает советский 3М (1966 год). Морские разведчики особенно часто перехватывались британскими Lightning на рубеже национальной зоны ПВО или во время слежения за учениями ВМС стран НАТО.
Дозаправка от танкера 3МС-2
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-2
Случалось и такое... Аварийная расцепка
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Дозаправка Ту-95КД в полете от "воздушного танкера" 3М
Посадка бомбардировщика 3М с использованием тормозных парашютов
3МН-II завершил последний полет в испории "эмок", Энгельс, 21 марта 1994г.
Буксировка бомбардировщика 3МС
Чистка пушки АМ-23 бомбардировщика типа 3М.
Ракета КСР-5 под крылом опытного самолета 3М-5
Первый прототип бомбардировщика 3М доставили из Филей в Жуковский разобранным по Москва-реке
Корневая часть лонжерона самолета 3М
Правый закрылок
Правый щиток
Сопловая часть мотогондол
Передняя основная опора шасси
Правая подкрыльевая опора шасси
Техники 1096-го ТБАП у ВД-7Б. В центре - к-н С.Воронов
Штурвал командира корабля
Катапультное кресло
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета 3М
Рабочее место штурмана-оператора
Рабочее место борттехника
Блистер стрелка-радиста
За время эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 27 "эмок"
Обломки былой мощи. Энгельс, база разделки
В конце 1980-х годов в рамках договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) было списано около 40 самолетов семейства 3М. На снимке - снятые с вооружения бомбардировщики в ожидании окончательной утилизации. Другие самолеты утилизировали в Энгельсе в конце 1990-х годов в рамках договора СНВ.
Макеты подвески ракеты Х-20 и носовой части фюзеляжа самолета "МК"
Myasishchev M-4, in the form known to NATO as "Bison-C”, with additional side view (centre) of "Bison-B”
3М (М-6)
М-29 (М-6П)
Проект пассажирского самолета "29"