Варианты
- Мясищев - М-4 - 1953 - Россия
- Мясищев - 3М - 1955 - Россия
- Мясищев - 3МД / 3МЕ - 1959 - Россия
- Мясищев - ВМ-Т Атлант - 1980 - Россия
М-4
<...>
6 июля 1954 года принято постановление о создании существенно модернизированного варианта М-4, получившего обозначение 3М и оснащенного четырьмя турбореактивными двигателями ВД-7Б тягой по 9500 кгс (93,16 кН). Самолет, планер и почти все системы которого были спроектированы фактически заново, мог нести нормальную бомбовую нагрузку до 9000 кг, а максимальную - до 18000 кг. Отличительными чертами 3М стали новое крыло большего размаха и без излома по задней кромке, стабилизатор без поперечного V, негерметичный отсек РЛС в носовой части, усовершенствованное шасси и новое БРЭО, а в бомбоотсеке была предусмотрена возможность установки дополнительного топливного бака (еще два ПТБ можно было подвешивать под крылом). Максимальная масса машины превышала 200 т, но практическая дальность достигла 11 800 км.
Прототип был облетан 27 марта 1956 года. Позже из-за проблем с поставками двигателей ВД-7Б, одна часть машин строилась с ними - они получили обозначение 3МН, а другая часть самолетов, обозначенных 3МС, - с двигателями РД-3М-500А (новое обозначение АМ-3М). С 1962 года данные машины стали частично переоборудовать в заправщики - они получили обозначение 3МС-И и 3МН-П, а в 1970-е годы в заправщики начали переоборудовать другие 3МС и 3МН - они получили обозначения 3МС-2 и 3МН-2. Впрочем, появление заправщика Ил-78 остановило данную программу.
<...>
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
3МС-2
Тип: самолет-заправщик
Силовая установка: четыре ТРД РД-ЗМ-500А тягой по 10 500 кгс (102,9 кН)
Летные характеристики: максимальная скорость 925 км/ч; практический потолок 12150 м; практическая дальность 12 400 км
Масса: пустого 75 740 кг; нормальная взлетная 192 000 кг
Размеры: размах крыла 53,14 м; длина 51,70 м; высота 14,10 м; площадь крыла 320,00 м2
- Описание
Фотографии
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Дальний бомбардировщик 3М
-
Авиация и Космонавтика 2014-04 / ??? - Марк Галлай. 100 лет со дня рождения
Дальний бомбардировщик М-3
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Дальний бомбардировщик 3МС
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Дальний бомбардировщик 3МС
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Самолет-заправщик 3МН-II. Авиабаза Энгельс, 1980г.
-
Авиация и Космонавтика 2004-12 / С.Воронов - Музей Дальней Авиации в Энгельсе
Музей Дальней Авиации г. Энгельс
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Самолет-заправщик 3МС-II в музее Дальней Авиации в Энгельсе
-
Авиация и Космонавтика 1997-10 / А.Фирсов - Энгельс - последний приют "стратегов"
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95МС - Россия - 1979
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Первый опытный экземпляр самолета 3М
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Бомбардировщик 3МС незадолго до переоборудования в заправщик
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Танкеры 3М-II на стоянке в Энгельсе
-
История Авиации 24 / А.Медведь - Дальняя авиация на пороге ракетной эпохи /Большая стратегия/
Самолеты 3М на авиабазе Энгельс, 1980-е годы.
На стратегическом бомбардировщике 3М характеристики надежности и дальности конструкторам удалось несколько повысить, и, благодаря этому, "стиляги" продержались на вооружении дольше, нежели их предшественники М-4, однако трудности с переоборудованием этих машин в носители крылатых ракет привели к тому, что и они в конце-концов были переоборудованы в заправщики. -
Авиация и Космонавтика 1997-10 / А.Фирсов - Энгельс - последний приют "стратегов"
Над этим 3М уже занесен нож гильотины - американский подарок для разделки российских самолетов
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Воронов - Монинский "стиляга"
На стоянке музея Дальней авиации в Энгельсе
-
Air Enthusiast 1998-01 / P.Butowski - Steps Toward 'Blackjack'
The M-50 ‘Bounder’ (right) and its subsonic brother, the 3M ‘Bison-B’ at the Zhukovsky test centre.
Другие самолёты на фотографии: Мясищев М-50 / М-52 - Россия - 1959
-
Мировая Авиация 241
Бомбардировщик 3М представлял собой радикально модернизированный вариант самолета М-4. Среди его основных отличий - новые двигатели и крыло, меньшая масса планера, наличие топливозаправочной штанги и др.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Предполетное обслуживание бомбардировщика 3МС
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Подготовка танкера 3МН-II из 1230-го ТБАП к полету
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
Looking up at an early 3M, Red 31, with Dobrynin engines. The lack of dihedral on the tailplane is not obvious, but the straight trailing edge of the wing is. These aircraft were bigger and heavier than the M-4. 47 being built.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Первый серийный 3М N 0204 в испытательном полете с подвесными баками
-
Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft
Maritime reconnaissance version of the four-jet bomber code-named "Bison"
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
An unusual view (except possibly to a fighter pilot) of Red 57, a probed 3M bomber. It is almost certainly a 3MS-1, but the positioning of the dorsal ARKS antennae is unusual. A later photograph shows it as a 3MD.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Танкер 3МС-II во время воздушного фотографирования (виден открытый фотолюк)
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Myasishchev M-4 maritime reconnaissance aircraft in the form known to NATO as “Bison-B"
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
3М отличался весьма совершенными аэродинамическими формами
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / ??? - Дальняя Авиация России 100 лет /Юбилей/
В полете пара дальних бомбардировщиков 3МС
-
Мировая Авиация 241
Пара Lightning F.Mk 3 из 74-й эскадрильи сопровождает советский 3М (1966 год). Морские разведчики особенно часто перехватывались британскими Lightning на рубеже национальной зоны ПВО или во время слежения за учениями ВМС стран НАТО.
Myasishchev Mya-4 (NATO "Bison-B") maritime reconnaissance aircraft being "escorted" by Lightnings of No. 74 Squadron, RAF, during a sortie near the UKДругие самолёты на фотографии: English Electric / BAC Lightning - Великобритания - 1957
-
Авиация и Время 1998-03 / П.Бутовски - Развитие советских средств дозаправки в воздухе /Авиасалон/
Дозаправка от танкера 3МС-2
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Случалось и такое... Аварийная расцепка
-
Авиация и Время 1998-03 / П.Бутовски - Развитие советских средств дозаправки в воздухе /Авиасалон/
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-2
Другие самолёты на фотографии: Мясищев М-4 - Россия - 1953
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Другие самолёты на фотографии: Мясищев М-4 - Россия - 1953
-
Авиация и Космонавтика 2001-04 / В.Ригмант - Ту-95 (6)
Дозаправка Ту-95КД в полете от "воздушного танкера" 3М
Другие самолёты на фотографии: Туполев Ту-95К - Россия - 1956
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Посадка бомбардировщика 3М с использованием тормозных парашютов
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
3МН-II завершил последний полет в испории "эмок", Энгельс, 21 марта 1994г.
-
Авиация и Космонавтика 2014-12 / С.Франчук - Один из "дальников" /Авиация и люди/
Буксировка бомбардировщика 3МС
-
История Авиации 2003-01 / А.Витюк, В.Марковский - Последний аргумент /Авиационное оружие/ (1)
Чистка пушки АМ-23 бомбардировщика типа 3М.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Ракета КСР-5 под крылом опытного самолета 3М-5
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Первый прототип бомбардировщика 3М доставили из Филей в Жуковский разобранным по Москва-реке
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Корневая часть лонжерона самолета 3М
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Правый закрылок
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Правый щиток
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Сопловая часть мотогондол
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Передняя основная опора шасси
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Правая подкрыльевая опора шасси
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Техники 1096-го ТБАП у ВД-7Б. В центре - к-н С.Воронов
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Штурвал командира корабля
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Катапультное кресло
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета 3М
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Рабочее место штурмана-оператора
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Рабочее место борттехника
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Блистер стрелка-радиста
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
За время эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 27 "эмок"
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Обломки былой мощи. Энгельс, база разделки
-
Мировая Авиация 241
В конце 1980-х годов в рамках договора об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) было списано около 40 самолетов семейства 3М. На снимке - снятые с вооружения бомбардировщики в ожидании окончательной утилизации. Другие самолеты утилизировали в Энгельсе в конце 1990-х годов в рамках договора СНВ.
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Макеты подвески ракеты Х-20 и носовой части фюзеляжа самолета "МК"
-
Air International 1995-11 / B.Gunston, Y.Gordon - The Extinct Bison (2)
Three view drawing of the Myasishchyev 3MD with nose and tail details of the M-4, nose detail of the 3M and side view of the VM-T.
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3МД / 3МЕ - Россия - 1959Мясищев ВМ-Т Атлант - Россия - 1980Мясищев М-4 - Россия - 1953
-
Jane's All the World Aircraft 1976 / 01 - Aircraft
Myasishchev M-4, in the form known to NATO as "Bison-C”, with additional side view (centre) of "Bison-B”
Другие самолёты на фотографии: Мясищев 3МД / 3МЕ - Россия - 1959
-
Air International 1996-06 / Talkback
Three-view drawings of the M-29 (M-6P);
-
Авиация и Время 2003-05 / С.Мороз - Ревущий зверь
Проект пассажирского самолета "29"
- Фотографии