Авиация и Время 2003-05
-
С.Мороз - Ревущий зверь
Самолет-заправщик 3МН-II. Авиабаза Энгельс, 1980г.
Первый опытный экземпляр самолета 3М
Бомбардировщик 3МС незадолго до переоборудования в заправщик
Танкеры 3М-II на стоянке в Энгельсе
Предполетное обслуживание бомбардировщика 3МС
Подготовка танкера 3МН-II из 1230-го ТБАП к полету
Первый серийный 3М N 0204 в испытательном полете с подвесными баками
Танкер 3МС-II во время воздушного фотографирования (виден открытый фотолюк)
3М отличался весьма совершенными аэродинамическими формами
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Посадка бомбардировщика 3М с использованием тормозных парашютов
3МН-II завершил последний полет в испории "эмок", Энгельс, 21 марта 1994г.
Ракета КСР-5 под крылом опытного самолета 3М-5
Первый прототип бомбардировщика 3М доставили из Филей в Жуковский разобранным по Москва-реке
Корневая часть лонжерона самолета 3М
Правый закрылок
Правый щиток
Сопловая часть мотогондол
Передняя основная опора шасси
Правая подкрыльевая опора шасси
Техники 1096-го ТБАП у ВД-7Б. В центре - к-н С.Воронов
Штурвал командира корабля
Катапультное кресло
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета 3М
Рабочее место штурмана-оператора
Рабочее место борттехника
Блистер стрелка-радиста
За время эксплуатации в авариях и катастрофах было потеряно 27 "эмок"
Обломки былой мощи. Энгельс, база разделки
Макеты подвески ракеты Х-20 и носовой части фюзеляжа самолета "МК"
Проект пассажирского самолета "29"
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР
Опытный самолет "М" уходит в небо. Механизма "вздыбливания" на передней опоре еще нет
Опытный самолет "ДМ" во время заводских испытаний
Стоянка летно-испытательной базы ОКБ-23 в Жуковском. На переднем плане - М-4 N 0104. В отдалении слева видна летающая лаборатория Ту-4ШР
Первый танкер - самолет М-4 N 0205
Заправщик М-4-II в "противоатомной" окраске (серый верх, белый низ)
Пятый серийный М-4 N 0508. Бомбардировщик имеет цвет неокрашенного дюраля (согласно стандарту, действовавшему до 1955г.)
Танкер М-4-II готов к отдаче топлива
Положение штанги топливоприемника перед контактом и во время него
М-4 N 0104 стал первым дозаправляемым самолетом семейства
Бомбардировщик 3М дозаправляется от танкера М-4-II
Заправка М-4-II топливом во время учений
Зарядка пушек на М-4 из 1230-го ТБАП
Кормовая стрелковая установка
Верхняя стрелковая установка. Обтекатель снят
Нижняя стрелковая установка
Боекомплект стрелковых установок
Комплексный агрегат заправки
Конус в убранном положении
Хвостовая и средняя части фюзеляжа во время сборки
Стенд силовой установки
Наземная отработка механизма "вздыбливания"
При каждой замене колеса шасси М-4 требовалось устанавливать на 6 подъемников
Вид на рабочие места летчиков и штурмана самолета М-4
Рабочее место штурмана-бомбардира
Макет самолета "М" с первоначальным вариантом воздухозаборников
На этапе эскизного проектирования рассматривались разные варианты силовой установки самолета "М", в том числе с шестью двигателями АЛ-5 и восемью ТВ-2Ф
Специальный транспортный самолет ВМ-Т "Атлант" во время демполета с макетом груза 1ГТ
Оснащенный штангой дозаправки самолет ВМ-Т взлетает с грузом 1ГТ
Погрузка макета груза 2ГТ
Самолет N 1502 во время транспортировки груза 3ГТ и макета ВКС
Завершающий этап создания самолета 3М-Т
Проекты самолетов-разгонщиков 3М2-1 и 3М2-5
Стратегический бомбардировщик 3МД (борт 30) стал музейным экспонатом. Монино, 1989г.
Опытный самолет 3МЕ
Бомбардировщики 3МД считались командирскими машинами
Серийный самолет 3МД