Мировая Авиация 153
-
Первый серийный реактивный бомбардировщик. 8 июля 1948 года под управлением летчика-испытателя В.К. Коккинаки совершил первый полет первый отечественный серийный реактивный бомбардировщик - Ил-28, созданный в КБ Ильюшина. Строился он для ВВС СССР, стран ОВД и ряда дружественных государств. Было построено более 6700 самолетов, включая китайский вариант Harbin H-5.
В результате стремительного продвижения немецких войск правительство СССР отдало распоряжение передислоцировать вглубь страны все основные оружейные заводы и предприятия. Это спасло промышленность, но осложнило доставку вооружения на фронт. На снимке - поврежденный во время транспортировки истребитель.
The remains of a MiG-3 showing evidence of damage from small arms fire on the Central Sector of the Eastern From in the spring of 1942.
Пожалуй, самым известным в войну стал бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М. Петлякова. Пе-2 - самый массовый бомбардировщик военного периода, носивший первоначально обозначение ПБ-100 ("пикирующий бомбардировщик").
Реактивные бомбардировщики с крылом изменяемой стреловидности. В 1969 году появился прототип нового дальнего реактивного бомбардировщика - Ту-22М, отличительной особенностью которого было крыло изменяемой в полете стреловидности. Самолеты семейства Ту-22М входили как в состав ВВС, так и в состав авиации ВМФ СССР.
One of the largest aircraft flown to date with variable sweep is the Tupolev "Backfire", in squadron service in considerable quantity.
Самым уникальным продуктом творчества советских авиаконструкторов стал стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, также имеющий крыло изменяемой стреловидности. Оба самолета остаются на вооружении и сегодня (новейшая модификация Ту-22М - самолет Ту-22М3), хотя уже ведется разговор о создании стратегического бомбардировщика нового поколения.
Часть чилийских самолетов Hunter FGA.Mk 71, включая и этот J-734, прошли на месте модернизацию по программе "Aguila".
257-я эскадрилья эксплуатировала Hunter F.Mk 2 (первый вариант с двигателем Avon) два с половиной года, а затем была перевооружена на модернизированный Hunter F.Mk 5.
Hawker Hunter GA.Mk 11
Воевавшие в Советском Заполярье летчики 151-го авиакрыла британских ВВС, включавшего две эскадрильи, использовали буквенный код "GV" для 134-й и "FL" для 81 -й эскадрилий. Следом шел числовой код звена, здесь - звено "B".
Около 40 самолетов Hurricane Mk IIC британских ВВС в период 1946-1947 годов были переданы португальским ВВС. Данные машины были приспособлены к эксплуатации в тропических условиях и поставлялись с подкрыльевыми сбрасываемыми топливными баками емкостью 205 литров. Последний из самолетов был снят с эксплуатации в 1951 году.
Hurricane Mk I из третьей производственной партии - явный представитель своей модификации. Самолет оснащен трехлопастным винтом и двигателем Merlin III.
Hawker Hurricane Mk I (первые производственные серии)
XW666 над авиабазой Уайтон, 1982 год. На форкиле виднеется эмблема 51-й эскадрильи - "летящий гусь".
Сфотографирован XV666, потерянный в мае 1995 года. Для участия в операции "Granby" (Персидский залив) в хвостовом обтекателе установили буксируемую ловушку.
Ill-fated XW666 was ditched in the Moray Firth on May 16,1995, following a catastrophic double engine fire on the starboard side. The incident was handled with exemplary coolness by the seven-man crew on the post-maintenance test flight and the outstanding skill of the aircraft captain, Flt Lt (later Sqn Ldr) Art Stacey, resulted in a ‘text-book’ ditching, with minimal injury to the crew. It should be said, however, that the text-book was probably only written after the event, since it was the first ever ditching of an aircraft suspected of having poor ditching qualities!
Штанги дозаправки топливом в полете и шайбы на стабилизаторе на R.Mk 1 установили вскоре после того, как они появились на MR.Mk 2. Решение по системе дозаправки топливом в полете было принято на опыте фолклендской войны.
P-3C Update III. Изображен самолет из 4-й патрульной эскадрильи "Skinny Dragons", дислоцированной в Канеохе-Бей, Гавайи, и принявшей участие в операции "Буря в пустыне" (эскадрилья тогда дислоцировалась на аэродроме Масирах на севере одноименного острова).
В операции "Allied Force" самолеты P-3C AIP по югославским целям применяли ракеты AGM-84E SLAM (ракеты работают с подвешиваемым на центральный узел прицельным контейнером). Вариант AIP можно узнать по подфюзеляжному обтекателю с аппаратурой радиоэлектронной поддержки (ESM) и дополнительным антеннам систем спутниковой связи. На снимке - самолет из 5-й патрульной эскадрильи на фоне Этны.
P-3C из Центра боевого применения авиации ВМС во время испытательного пуска ракеты AGM-65F Maverick, позволяющей с высокой эффективностью бороться с надводными кораблями и судами небольшого водоизмещения. Под обтекателем внизу носовой части расположена ИК-станция переднего обзора AAS-36 IRDS (Infra-Red Detection System).
Orion изначально был плохо приспособлен для борьбы с надводными целями, но в ходе ряда модернизаций, проведенных после окончания холодной войны, данный недостаток был во многом устранен. Сегодня P-3 может применять ракеты Maverick, Harpoon и SLAM, а также неуправляемые авиационные средства поражения. На снимке - пара машин из 45-й патрульной эскадрильи выполняет пуск 127-мм НАР Zuni.
За 20 лет круг решаемых Orion задач изменился: от ударных и противолодочных - до ведения разведки и нанесения ударов с применением современного высокоточного оружия. Имея современное БРЭО и большую продолжительность полета, Р-3 стал незаменимым средством обеспечения контроля за прибрежной акваторией. Изображен P-3C из 10-й патрульной эскадрильи "Red Lancers", Юго-Западная Азия, 2009 год.
В ходе операций против югославской армии P-3C ВМС США действовали с базы Сигонелла - на ней и сделан данный снимок, на котором запечатлен самолет из 5-й патрульной эскадрильи. Это вариант AIP, под крылом подвешены ракеты AGM-65. Впрочем, фактов боевого применения ракет Maverick зафиксировано не было.
SH-60F из 51-й (легкой) вертолетной эскадрильи ПЛО "Warlords" выполняет посадку на палубу десантно-вертолетного корабля-дока "Джуно" типа "Остин", Коралловое море, 2007 год. Вертолет приписан к штабу 7-го флота ВМС США.
Несмотря на начало поставок вертолетов MH-60S, вариант HH-60H пока остается основным корабельным поисково-спасательным вертолетом. Он также привлекается к борьбе с надводными целями. На фотографии - вертолет из 8-й вертолетной эскадрильи ПЛО "Eightballers", Персидский залив, 2007 год.
Вертолет MH-60S оптимизирован для переброски грузов и личного состава. Эта машина из 23-й морской вертолетной эскадрильи боевого обеспечения "Wildcards" во время действий в Персидском заливе осуществляет доставку предметов снабжения.
Для полетов на большую дальность HH-60J может брать до трех ПТБ - два 455-литровых бака подвешиваются слева (на фотографии), а один бак - справа.
При помощи спасательной лебедки вертолеты могут перевозить не только спасаемых, но и небольшие грузы, а более тяжелый груз - массой до 2722 кг - перевозится только на внешней подвеске.
Спасательная лебедка HH-60J рассчитана на груз в 272 кг и может легко поднять из воды пловца-спасателя вместе с терпящим бедствие человеком, либо же поднять людей с палубы корабля.
Вертолеты HH-60J довольно часто базируются на кораблях Береговой охраны, что позволяет существенно увеличить зону операций по сравнению с вертолетами, базирующимися на береговых аэродромах.
Savoia-Marchetti SM.79-JR Sparviero, румынские ВВС. Румынские летчики вначале использовали SM.79B, оснащенные моторами Gnome-Rhone, в качестве бомбардировщиков, но, начиная с зимы 1941 года, в этой роли их сменили SM.79-JR, имевшие более мощные моторы Jumo.
Данный Tempest принадлежал второй производственной партии самолетов варианта Mk V. Форкиль самолета - один из основных внешних отличительных признаков при сравнении с ранним Typhoon.
Hawker Tempest Mk II
Реактивный бомбардировщик со стреловидным крылом. 28 мая 1954 года на вооружение ВВС СССР был принят реактивный Ту-16, сменивший устаревший поршневой Ту-4. Построено более 2000 самолетов данного семейства (более 10 модификаций), причем собранные по лицензии китайские Xian H-6 состоят на вооружении до сих пор.
Стратегический бомбардировщик с четырьмя ТРД. Созданный в КБ В. М. Мясищева реактивный бомбардировщик М-4 стал, пожалуй, первым настоящим стратегическим бомбардировщиком ВВС СССР, поскольку мог легко и быстро решить главную на то время задачу - доставить ядерные боеприпасы на территорию США. Первый серийный бомбардировщик был передан ВВС в феврале 1955 года. М-4 имел мощное оборонительное вооружение - три стрелковые установки с 23-мм пушками (девять НР-23 или шесть АМ-23). На базе бомбардировщика был создан воздушный танкер М-4-2.
Изображенный самолет - один из 15 кубинских Sea Fury FB.Mk 11, окраска соответствует времени инцидента в заливе Свиней (1961 год).
Прототип учебно-тренировочного Sea Fury T.Mk 20 оснащен хорошо заметным телескопическим прицелом инструктора, установленным между кабинами.
Hawker Sea Fury FB.Mk 11
Во время Суэцкого кризиса 1956 года самолеты получили специальные опознавательные полосы - как этот Sea Hawk FB.Mk 3, воевавший в небе Египта в составе 802-й эскадрильи, приписанной изначально к авианосцу "Арк Ройял", но на время кризиса переданной "Альбиону".
Hawker Sea Hawk
Cayuse взлетает с одной из баз в Южном Вьетнаме - на заднем плане видны ударные вертолеты AH-1. Обратите внимание на установленный на вертолет пулемет Minigun и десантника с пулеметом M60.
Хотя применение OH-6 на малых высотах стало причиной достаточно высоких потерь, в сравнении с другими типами вертолетов, например Huey, они были все же ниже.
Одним из нововведений, появившихся во Вьетнаме, стало использование катеров и судов для оперативного базирования вертолетов. На снимке "Loach" готовится к посадке на импровизированную ВПП такого корабля-базы.
OH-6 ожидает дальнейших приказаний на одном из многочисленных прифронтовых "аэродромов подскока" - его место обозначено пустыми бочками из-под горючего.
Вертолет Cayuse завис рядом с местом нахождения группы вьетконговцев, которое он обозначил дымовой гранатой. Скоро на место прибудут ударные вертолеты и Huey, чтобы уничтожить противника.
OH-6A Cayuse. Изображенный вертолет Cayuse принадлежал 11-й группе воздушной кавалерии, где служил Джонатан Фергюсон. Прозвище "Loach" вертолет получил от аббревиатуры LOH (Light Observation Helicopter), а другое прозвище - "Яйцо" - за характерную форму фюзеляжа.
D8096 - самый знаменитый из F2B. Этот самолет в 1951 году приобрел фонд "Shuttleworth Trust", и машина до сих пор выступает на авиашоу в Великобритании.
После службы в 1920-е годы в 16-й эскадрилье самолет F4587 был переоборудован в вариант Mk III и оставшуюся часть службы провел в Центре испытаний самолетов и вооружения (А&АЕЕ) и Королевском авиационном научно-исследовательском институте (RAE). В начале 1930-х годов самолет передали компании "Handley Page", где он испытывался с предкрылками одноименной конструкции (на снимке), позже внедренными на Mk IV.
Британская 24-я эскадрилья эксплуатировала Fighter в 1920-1928 годах. Самолеты активно использовались в качестве посыльных во время забастовки в 1926 году. Здесь сфотографированы самолеты около авиабазы Кенли.
Bristol Fighter сыграл важную роль во время столкновений с повстанцами в районе северо-западной границы Индии в 1920-е годы. Данные самолеты стали последними, покинувшими Пешавар в марте 1932 года.
Аргентинские ВВС располагали десятью Bristol Fighter, которые были собраны местной компанией "Fabrica Militar se Aviones" в 1930-1931 годах.
Этот самолет из 56-й эскадрильи, называвшийся "Land Girl", могли видеть все желающие 27 апреля 1943 года, когда Typhoon был впервые представлен общественности.
Typhoon оказался весьма эффективным самолетом при решении задач по штурмовке наземных объектов - в этом случае он вооружался бомбами и реактивными снарядами. Хорошо заметны отличительные особенности - радиатор и кожухи пушечных стволов.
Hawker Typhoon Mk Ib
Второй прототип Hawker Tornado. Носовая часть единственного серийного Tornado F.Mk I использовалась для испытаний воздушного винта противоположного вращения Rotol.
VX279 в варианте Р.1052. Самолет рассматривался как демонстратор технологий стреловидного крыла, но время уже было компанией к тому времени упущено.
VX279 после переоборудования в прототип самолета P.1081, к которому проявляла активный интерес Австралия.
Converted from the second P.1052, VX 279, the sole Hawker P.1081 had started life as an aspirant fighter design for the Royal Australian Air Force and again represented a fairly minimalist approach when set against its contemporaries, such as the North American F-86 Sabre, which won the Australian order. Still using the forward fuselage of the P.1040 Seahawk, the P.1081 abandoned the split, or bifurcated jet exhaust pipes in favour of a straight-through jet pipe taken from a Supermarine Attacker. The major change to the P.1081 were the all-new, fully swept fin and tail surfaces. Powered with the same 5.000lb s.t. Nene as its forebear, the P.1081 first took to the air on 19 June 1950. The top level speed of VX 279 was Mach 0.89 at 36.000 feet, or 588mph, 14mph faster than the P.1052. VX 279 crashed, cause unknown, on 3 April 1951, killing Hawker's Chief Test Pilot, Sqn. Ldr. T.S. 'Wimpy' Wade.
Данные Sea Hurricane Mk IB принадлежали 760-й эскадрилье авиации британского флота и отличались различными типами воздушных винтов: ближний самолет, P3090, имел винт Rotol, Z4922 - винт de Havilland, a V6700 - винт Jablo-Rotol.
Heinkel He 170, венгерские ВВС. Несмотря на то, что He 170A из состава 1-й отдельной дальней разведывательной авиагруппы были уже значительно устаревшими, они все еще могли приносить пользу - вместе с самолетами Heinkel He 46 и Manfred Weiss WM 21 они вели разведку в первые два года войны
D-UXUV Drossel дозаправляется во время очередного рейса. He 70 мог брать не более пяти пассажиров, поэтому на нем летали преимущественно весьма состоятельные бизнесмены.
На снимке - Не 70D-0, предназначенные для Люфтваффе и использовавшиеся преимущественно в качестве скоростных штабных транспортных машин и для испытаний в целях создания бомбардировочных/разведывательных модификаций.
Самолет состоял на вооружении разведывательных эскадрилий, на фотографии - машина из 3-й эскадрильи 123-й разведывательной авиагруппы, дислоцировавшейся в Гроссенхайне. В каждой эскадрилье имелось по девять He 70.
Самолеты Heinkel He 70 эксплуатировались военными вплоть до начала Второй мировой войны и даже на первом ее этапе. Данный He 70F, с установленной рамочной антенной радиопеленгатора, использовался в качестве штабного транспортного.
He 70F получил боевое крещение в гражданской войне в Испании. Там он обозначался R.2 Rayo.
Двигатель BMW VI имел не очень хорошие характеристики, поэтому были разработаны две модификации He 70. Первая, He 170 (фото), совершила первый полет в начале 1937 года и была заказана Венгрией. Самолет He 170 VI (D-OASA) фактически являлся вариантом He 70F-3, оснащенным 14-цилиндровым звездообразным двигателем Gnome-Rhone 14K Mistral-Major мощностью 910 л.с., который был установлен прямо в моторную раму, оставшуюся от двигателя BMW VI. Это решение вызвало проблемы с центровкой и вынудило разработчиков удлинить носовую часть фюзеляжа. Всего построили 20 самолетов He 170A, большинство имели двигатели, выпущенные по лицензии компанией "Manfred Weiss". Обозначение He 170 применялось только компанией "Heinkel", в Венгрии эта машина обозначался как He 70.
В ответ на требования к более скоростному и лучше вооруженному самолету-разведчику "Heinkel" в инициативном порядке создала He 270 V1 (D-OEHF, фото), поднявшийся в воздух в начале 1938 года. Это был переоборудованный He 70F, одной из наиболее отличительных особенностей которого стала силовая установка, созданная на базе рядного двигателя Daimler-Benz DB 601 Aa мощностью 1175 л. с. Место стрелка стало закрытым, а иллюминаторы в кабине убрали. Вооружение усилили 7,9-мм пулеметом MG 17, максимальная скорость возросла до 460 км/ч, но потребность в двигателях DB 601 для других самолетов была столь высокой, что проект He 270 развития не получил.
33-я (бомбардировочная) эскадрилья британских ВВС была перевооружена на бомбардировщики Horsley в 1929 году. Но карьера самолета в данной эскадрилье оказалась не особо длинной - с 1930 года она стала первым подразделением британских ВВС, перевооружившимся на Hawker Hart.
Tourer и Tourer Coupe. После окончания Первой мировой войны Bristol Fighter в качестве гражданского самолета распространения не получил. Однако в 1919 году на переоборудуемый для гражданского рынка самолет поставили двигатель Puma - вначале машину использовали в качестве летающей лаборатории, но затем было решено построить второй экземпляр, который получил обозначение Tourer и был показан на парижском авиасалоне в декабре 1919 года. В ответ на огромный спрос на гражданском рынке США компания "Bristol" создала несколько модифицированный вариант Tourer - с более широкой задней кабиной, позволявшей перевозить двух человек. Вариант самолета с закрытой задней кабиной получил обозначение Tourer Coupe (на фото). Для американского рынка выпускались двух- и трехместные варианты, они также пользовались успехом в Канаде, Никарагуа, Испании и Австралии. Имелись варианты с поплавковым и лыжным (в Канаде) шасси, всего в производстве находились 23 модификации машины.
Этот Nimrod принадлежал 802-й эскадрилье, дислоцированной на авианосце "Глориес". Эскадрилья вооружалась самолетами Nimrod в течение 1933 года, а в 1939 году их сменили истребители Sea Gladiator
Изображенный Hunter T.Mk 75A принадлежал 141-й эскадрилье "Merlin" сингапурских ВВС. На рисунке хорошо видна нанесенная на носовую часть акулья пасть. Данная эскадрилья имела на вооружении учебные Hunter, а также варианты FGA.Mk 74 и FR.Mk 74, но с 1990 года была перевооружена на RF-5E.
В хвостовой части Seahawk расположено немало антенн. Под вытянутым куполообразным обтекателем установлена антенна системы обмена данными AN/ARQ-44, а перед ней установлена ножевая антенна системы TACAN.
В первые годы службы в ВМС США вертолеты Seahawk несли малозаметный камуфляж, а единственным ярко окрашенным элементом был магнитометр, хорошо видимый в убранном положении на этом SH-60B из 41-й (легкой) вертолетной эскадрильи ПЛО.
Будущее вертолетов в авиации ВМС США связано с MH-60R, который показан на фотографии во время испытаний в Карибском море (2003 год). Данный вариант призван заменить вертолеты SH-60B и SH-60F и является настоящей многоцелевой платформой. Являясь преимущественно ориентированным на решение противолодочных задач, он равно эффективно может применяться и в ходе поисково-спасательных, и разведывательно-патрульных операций, и для борьбы с надводными целями, а также для работы в качестве ретранслятора связи.
Система дозаправки топливом в режиме висения HIFRS (Hover InFlight Refuelling System) позволяет вертолету принимать топливо с корабля без посадки на его палубу. Установка этой системы была в числе 13 основных усовершенствований, реализованных компанией "Sikorsky" в рамках программы LAMPS Mk III для вертолета S-70.
Вертолет S-70 поступил на вооружение ВМС ряда стран мира, включая Австралию, чьи S-70B-2 оснащены модульной системой вооружения RAWS (Role Adaptable Weapon System), которая позволяет эффективно осуществлять любые противолодочные операции. Вертолеты базируются на фрегатах УРО типа "Аделаида".
SH-60B Seahawk. Изображенный SH-60B принадлежал 41-й (легкой) вертолетной эскадрилье ПЛО (HSL-41) "Sea Hawks", дислоцированной на авиабазе Норт-Айленд, около Сан-Диего (штат Калифорния). В 2006 году ее переименовали в 41-ю ударную вертолетную эскадрилью (HSM-41, Helicopter Maritime Strike Squadron). Изначально по программе LAMPS (Light Airborne Multi-Purpose System) было сформировано 10 вертолетных эскадрилий ПАО, все получили вертолеты Seahawk и обычно размещали по одной или две из своих машин на борту боевых кораблей. Вертолеты Seahawk и сегодня продолжают играть важную роль в решении задач по борьбе с подводными лодками и надводными кораблями противника, ведении поисково-спасательных операций, переброске грузов и т. п.
SH-60B Seahawk
Ночные бомбардировщики. НБ(Т) должен был стать массовым ночным бомбардировщиком разработки КБ Н.Н. Поликарпова. Первый полет он выполнил в 1944 году, но после смерти конструктора (30 июля 1944 года) его КБ и этот проект закрыли.
Tomtit получил специальное оборудование "Reid and Sigrist" для тренировки "слепого" пилотирования, что сделало его превосходным учебным самолетом. Данный самолет принадлежал летной школе в середине 1930-х годов.