Savoia-Marchetti / SIAI SM.79 Sparviero
Варианты:
Savoia-Marchetti / SIAI - SM.79 Sparviero - 1934 - Италия
Страна: Италия
Год: 1934


Средний бомбардировщик
Описание:
SM.79 Sparviero
Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero
Фотографии

SM.79 Sparviero

Средний бомбардировщик и торпедоносец, моноплан смешанной конструкции. Шасси убирающееся, с хвостовым колесом. Экипаж 4 - 5 человек. Создан в КБ фирмы "Сосьета идроволанти альта Италиа" (SIAI) под руководством А.Маркетти. Опытный образец S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1934 г. В бомбардировочном варианте S.79 впервые поднялся в воздух 8 октября 1936 г. Серийное производство начато в ноябре 1936 г. Выпускался на заводах SIAI, "Аэронаутика Макки", AUSA, а также по лицензии в Румынии - на заводах IAR и "Икар". В общей сложности построено 1458 экз. Состоял на вооружении в Италии с января 1937 г., в Бразилии, Югославии и Ираке - с 1938 г., в Испании - с 1939 г.
S.79 состоял на вооружении в Италии как бомбардировщик с января 1937 г. В марте 1937 г. в порядке эксперимента он был оснащен опытной торпедной подвеской. С конца 1939 г. оборудование для торпедометания устанавливалось на части серийных машин. Специализированных торпедоносцев S.79bis изготовлено более 100.
Экипаж - 5 чел. Двигатели и вооружение - в зависимости от модификации.
Основные серийные модификации:
- S.79, основной серийный вариант с моторами Р.125 или P.126RC.34, вооружение 2x12,7+ 1x7,69, бомбы до 2200 кг или одна торпеда (860 кг) на наружной подвеске;
  - S.79В, экспортный вариант для Ирака с двумя моторами А. 80 RC.41; вооружение 3x12,7, остекленная носовая часть;
  - S.79B, экспортный вариант для Румынии с двумя моторами IAR К. 14-II, вооружение 3x12,7+1x7,69;
  - S.79JR (JRS-79), румынского производства с двумя моторами Jumo 211Da, вооружение 2x13,2+2x7,9;
- S.79bis, специализированный вариант торпедоносца с моторами P.128RC.18, без подфюзеляжной гондолы, вооружение 3x12,7 или 1x20+2x12,7, подвеска двух торпед под фюзеляжем, экипаж 5 чел.
Первое боевое применение - в феврале 1937 г. в Испании. С 1939 г. - самый массовый итальянский бомбардировщик. С июня 1940 г. применялся днем и ночью по целям на Мальте, в Тунисе, во Франции, в Адене, в Северной и Восточной Африке. Первое применение S.79 в качестве торпедоносца - атака на английские корабли в Александрии в августе 1940 г. 27 августа итальянскими торпедоносцами был потоплен первый английский крейсер. К ноябрю 1942 г. имело место уже массовое их применение в Средиземном море. Тогда это был основной тип торпедоносца в итальянских ВВС. В течение всей войны служил как бомбардировщик, торпедоносец, дальний разведчик, транспортный самолет. После заключения Италией перемирия с союзниками и объявления войны Германии S.79 оказались по обе стороны фронта. На стороне союзников они служили только как военно-транспортные, но авиация марионеточной "республики Сало" применяла их в Средиземном и Адриатическом морях с марта 1944 г. по январь 1945 г. Югославские S.79 использовались во время вторжения немцев в апреле 1941 г., иракские - при мятеже Рашида-Али в мае 1941 г. против англичан. Румынские машины применялись с июня 1941 г. против СССР, они действовали в Молдавии, на Украине, под Сталинградом и, наконец, в апреле 1944 г. - в самой Румынии.
Самолет снят с производства в 1944 г. В послевоенной Италии они эксплуатировались как учебные и транспортные самолеты до 1952 г. Снят с вооружения в Бразилии в 1944 г., в Румынии - в 1950 г., в Испании - в начале 1960-х гг.


S.79-I (S.79-II)||
Размах:||21,2 м (21,2 м)
Длина:||16,2 м (16,2 м)
Моторы, количество х мощность:||3x780 л.с. (3x1000 л.с.)
Взлетная масса, максимальная:||10500 кг (12500 кг)
Максимальная скорость:||427 км/ч (434 км/ч)
Практический потолок:||7000 м (7000 м)
Дальность:||3300 км (1990 км с бомбами)

Savoia-Marchetti S.M.79 Sparviero

В конце 1934 года "Savoia-Marchetti" подняла в воздух прототип трехмоторного восьмиместного транспортного самолета, получившего обозначение S.M.79 Sparviero (ястреб).
  Летные характеристики машины оказались настолько высокими, что ее быстро переделали в бомбардировщик/разведчик, ставший одним из самых удачных итальянских боевых самолетов периода Второй мировой войны.
  Sparviero был выполнен по схеме низкоплана с убирающимся шасси с хвостовым колесом и имел смешанную конструкцию. Его экипаж состоял из четырех или пяти человек. Прототип (I-MAGO) был оснащен тремя 780-сильными (582 кВт) радиальными ПД Alfa Romeo 126 RC.34.
  Еще до войны S.M.79 совершил ряд выдающихся полетов, одержав победы в многочисленных воздушных гонках и установив ряд мировых рекордов скорости и грузоподъемности в своем классе. После испытаний самолет был запущен в серию под обозначением S.M.79-I Sparviero. Этот вариант состоял на вооружении четырех авиагрупп итальянского авиационного легиона во время гражданской войны в Испании, а продемонстрированные им результаты привели к заказу Югославией 45 машин в 1938 году.
  Годом ранее начались испытания S.M.79 в варианте бомбардировщика-торпедоносца, по результатам которых была создана модификация S.M.79-II. Основная часть самолетов этого варианта оснащалась радиальными ПД Piaggio P.XI RC.40.
  Когда в июне 1940 года Италия вступила во Вторую мировую войну, около 575 самолетов S.M.79-I и S.M.79-II состояли на вооружении 14 авиаполков ВВС. Самолеты этих и последующих модификаций были развернуты на всех ТВД, где воевали итальянцы, включая материковую Италию, Ливию, Сицилию и Сардинию. Также они несли службу в Албании, Югославии, Греции, Франции, Тунисе и на Крите. S.M.79 стал основным ударным морским самолетом итальянских ВВС. Они нанесли большой урон судоходству союзников в Средиземном море. Также эти машины использовались для непосредственной поддержки войск, разведки и транспортировки грузов.
  Когда Италия капитулировала, небольшое число S.M.79-I и S.M.79-II вошло в состав так называемых ВВС Юга (Aeronautica Cobelligerante del Sud), воевавших на стороне союзников. Появившийся в 1943 году усовершенствованный вариант S.M.79-III состоял на службе ВВС Национальной Республики (Aeronautica Nazionale Repubblicana), воевавших на стороне немцев.
  Итальянские ВВС продолжали использовать эти самолеты в качестве транспортных и после завершения войны, вплоть до начала 1950-х годов.
  "Savoia-Marchetti" также получила зарубежные заказы и двухдвигательные S.M.79B были поставлены Бразилии (3), Ираку (4) и Румынии (24). Последняя страна также приобрела 24 S.M.79JR, а еще 16 построила по лицензии.


Варианты

  S.M.79-I: первый серийный вариант бомбардировщика; отличался от прототипа новой кабиной и подфюзеляжной гондолой
  S.M.79-II: бомбардировщик-торпедоносец, способный нести две 450-мм торпеды; оснащался 1000-сильным (746 кВт) ПД Piaggio P. XI RC.40 ил 1030-сильным (768 кВт) ПД FiatA.80RC.41
  S.M.79-III: усовершенствованный вариант S.M.79-II без подфюзеляжной гондолы и с измененным составом вооружения
  S.M.79B: двухмоторный экспортный вариант S.M.79-I с новой носовой частью; оснащен ПД Alfa Romeo 128 RC.18 мощностью по 930 л.с. (694 кВт) (для Бразилии), 1030-сильными (768 кВт) ПД Fiat A.80 RC.41 (для Ирака) и 1000-сильными (746 кВт) ПД Gnome-Rhone Mistral Major K14 (для Румынии)
  S.M.79C: VIP-вариант S.M.79-I с 1000-сильными (746 кВт) ПД Piaggio P. XI RC.40 и демонтированными верхней и нижней стрелковыми точками
  S.M.79K: вариант для Югославии; в основном не отличался от S.M.79C
  S.M.79JR: экспортный вариант для Румынии, аналогичен S.M.79B, но с двумя 1120-сильными (835 кВт) ПД Junkers Jumo 211 Da
  S.M.79T: дальний вариант S.M.79C с увеличенным запасом топлива и ПД Alfa Romeo 126 RC.34


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Savoia-Marchetti S.M.79-I

  Тип: средний бомбардировщик
  Силовая установка: три радиальных ПД Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью по 780 л. с. (582 кВт)
  Летные характеристики: макс. скорость на высоте 4000 м - 430 км/ч; потолок 6500 м; дальность - 1900 км
  Масса: пустого 6800 кг; максимальная взлетная 10480 кг
  Размеры: размах крыла 21,20 м; длина 15,80 м; высота 4,30 м; площадь крыла 61,70 м2
  Вооружение: пулеметы - три 12,7-мм и один 7,7-мм и до 1250 кг бомб в бомбоотсеке
На этом S.M.79C (I-BIMU) полковник Аттило Бизео и лейтенант Бруно Муссолини (сын итальянского диктатора) заняли третье место на проводившейся в 1937 году гонке по маршруту Истр-Дамаск-Париж, показав среднюю скорость 343 км/ч.
"Савойя-Маркетти" SM.79 из состава 44-й бомбардировочной группы, аэродром Диредава, июнь 1940г.
SM-79 Sparviero из 87-й авиагруппы 30-го АП ВВС Италии
S.79 из 205-й эскадрильи 41-й группы 12-го полка бомбардировщиков. Авиабаза Сесто Календе, ноябрь 1936г.
SM.79 из состава 278-й торпедоносной эскадрильи. Авиабаза Эль-Эдем, Северная Африка, осень 1940г.
SM.79 из состава 278-й эскадрильи 132-й торпедоносной авиагруппы. Авиабаза Катания, остров Сицилия, лето 1942г.
S.79 из 279-й эскадрильи торпедоносцев, базировавшейся в 1941г. в Гербини, Сицилия.
SM.79 из состава 281-й торпедоносной эскадрильи. Авиабаза на острове Родос, Эгейское море, весна-лето 1941г.
SM.79 II из 1-й АЭ авиагруппы "Бусканья" авиации республики Сало. Авиабаза Истр, июнь 1944г.
S.79 (в транспортном варианте) - один из четырех, летавших в Ливане с 1949г. Позже подарен итальянскому музею.
SM.79B. Несмотря на то, что двухмоторный SM.79B считался менее безопасным, за рубежом у него нашлись поклонники, и к концу 1930-х годов его сборка была организована в Румынии.
IAR-built Savoia-Marchetti S.M.79-JR of the 3rd Air Corps, 1943.
Savoia-Marchetti SM.79-JR Sparviero, румынские ВВС. Румынские летчики вначале использовали SM.79B, оснащенные моторами Gnome-Rhone, в качестве бомбардировщиков, но, начиная с зимы 1941 года, в этой роли их сменили SM.79-JR, имевшие более мощные моторы Jumo.
SM.79-JR. Наиболее широко двухмоторный SM.79 эксплуатировался в Румынии. Вначале в страну поступили 24 самолета SM.79B, оснащенные звездообразными двигателями Gnome-Rhone Mistral Major, а затем - еще 24 машины, но уже с более мощными рядными двигателями Junkers Jumo 211 Da. Лицензионный выпуск последнего варианта под обозначением SM.79-JR был организован компанией IAR в Бухаресте.
Румынский J.R.S.79B, использовавшийся на Восточном фронте в конце войны.
The Savoia-Marchetti SM.79 High-performance Monoplane (three 750 h.p. Alfa-Romeo 126RC.34 engines).
One of the three Savoia-Marchrtti SM.79 Monoplanes which flew in formation from Rome to South America in January, 1938.
"I-11" был одним из пяти гоночных SM.79C, которые в 1937 году в гонках по маршруту Истр-Дамаск-Париж протяженностью 6217 км заняли первые три места.
Two of the Savoias and the pair of Fiats. The Savoia in the immediate foreground is the actual winner. The engines are understood to be of the Bristol Pegasus type built under licence and, as may be seen, have the latest type of Bristol cowling.
The Savoia Marchetti S.79 (three Alfa-built Pegasus) on the right is "I-11," the winner of the Damascus race. It is one of the most arresting machines on show, in its red and green paint. In the background is the new Savoia S.83 transport developed from the S.79 design. This is said to be good for nearly 270 m.p.h.
Savoia Marchetti's S.M.79 Sparviero tri-motor bomber, first appeared in 1934 as the prototype for a commercial airliner which finally emerged as the S.M.83. The S.M.79 went on to become a highly successful bomber with the Regia Aeronautica, about 1,200 being built and serving on many fronts in World War Two. A prototype is seen here with the 610 h.p. Piaggio Stella radial engines originally fitted, to be replaced by the 780 h.p. Alfa-Romeo 126 RC34 in production aircraft.
Italy bases her hopes on a trio of Savoia-Marchetti S.70s which are believed to have three Pegasus-type engines built under licence by Alfa Romeo.
Прототип I-MAGO. Когда Алессандро Маркетти объявил о намерении разработать на базе своего S.81 восьмиместный скоростной пассажирский самолет, который, как предполагалось, в 1934 году примет участие в гонках на Кубок Мак-Робертсона, из Великобритании в Австралию, стало ясно, что машина может быть успешно использована в варианте бомбардировщика. Впрочем, коммерческий SM.79P (I-MAGO) к началу гонок готов не был - оснащенный тремя девятицилиндровыми звездообразными ПД Piaggio P.IX Stella RC.2 мощностью по 610 л.с. (45 кВт), самолет совершил первый полет в аэропорту Камери в октябре 1934 года. В июне 1935 года самолет I-MAGO решили использовать для рекордного полета из Милана в Рим, а чуть позже машина, оснащенная уже тремя двигателями Alfa Romeo 125 RC.35 мощностью по 750 л.с. (560 кВт; на снимке), установила мировые рекорды на 1000-км и 2000-км замкнутых маршрутах. В следующем году I-MAGO, оснащенный двигателями Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью по 780 л. с. (582 кВт), побил свой собственный рекорд, развив с грузом 2000 кг на 1000-км маршруте скорость 420 км/ч.
A CHANGE IN CHARACTER. This is a bomber version of Italy's Savoia Marchetti S.79 high-speed commercial monoplane. Recently, flown by Major Attilio Biseo, it broke the following records: 1,000 km. with 500 kg., 100 km. with 1,000 kg. and 2,000 km. with 500, 1,000 and 2,000 kg.
STILL FASTER. A development of the S.73, illustrated in Flight of December 20 last year, this new Savoia-Marchetti S.79, with retractile undercarriage, is reputed to cruise at 217 m.p.h. at 13,000 ft. The engines are Piaggio "Stella IX R.C." of 610 h.p. and the normal load is 6,614 lb. Three S.73S, it will be remembered, have been delivered to S.A.B.E.N.A.
The Savoia-Marchetti SM.79 Three-engined Bomber Monoplane (three 750 h.p. Alfa-Romeo 126RC.34 engines).
Второй прототип SM.79 с самого начала строился как бомбардировщик. Установка на SM.79-I и последующих модификациях пулемета над кабиной придала самолету еще более "горбатый" вид.
Первый серийный S.79bis на аэродроме Фурбара под Римом, март 1943 г. На SM.79-III (S.79bis) подфюзеляжная гондола отсутствовала (также как и пост бомбардира), а стреляющий вперед и расположенный над кабиной 12,7-мм пулемет заменили на 20-мм пушку. Большинство экземпляров этого варианта были переделаны из стандартных S.79. Данные машины служили в составе ВВС Италии, а затем - в составе ВВС фашистской Республики Сало (официальное название Repubblica Sociale Italiana).
The first S.79bis at Furbara, Rome, in March 1943. Most examples of this S.79 variant were conversions of standard production aircraft.
An S.79 re-engined with Alfa Romeo 128s but retaining the ventral gondola serving with the 2'' Squadriglia of the Stormo Trasporti shortly after WWII.
Войска и S.79 готовятся к вторжению в Албанию.
SM.79 281-й эскадрильи на о. Родос.
Бомбардировщики FIAT BR.20 и "Савойя-Маркетти" SM.79 в Испании.
Самолеты Folgore из состава 360-й и 361-й эскадрилий 155-й группы на аэродроме около Чинисии (Сицилия) перед вылетом в район Мальты, 14 июня 1942 года. 155-я группа находилась на Сицилии с начала мая, а в конце июня к ней присоединились 20-я группа. На створке ниши шасси второго самолета видна красная стрела - знак того, что самолет пилотирует младший лейтенант. На фотографии видны также самолеты SIAI-Marchetti S.79, Fiat CR.42 и Macchi МС.200.
The C.R.D.A. Cant Z.1015, serial MM512, at Gorizia during its trials as a torpedo-bomber. In the background is a line-up of Savoia-Marchetti S.M. 79s of the local torpedo-bomber school
Данный SM.79-II был захвачен Люфтваффе после капитуляции Италии перед войсками союзников и использовался в качестве транспортного, хотя оборонительное вооружение было сохранено.
Аэродром Диредава, 3 апреля 1941г. На заднем плане - "Савойя" S.79, на которой главнокомандующий итальянских войск в Эфиопии герцог Аоста прилетел для переговоров с англичанами о сдаче Аддис-Абебы.
Production Savoia-Marchetti S.M.79-III Sparviero.
Британские специалисты изучают трофейный SM.79-I из бомбардировочной авиашколы в Мальпенсе. Пилот машины, инструктор этой школы, только что произвел посадку на сицилийском аэродроме - незадолго до этого Италия капитулировала перед союзниками. На заднем плане - Beaufighter британских ВВС.
SM.79-II продолжали эксплуатироваться в итальянских ВВС и после войны, в 1948 году в строю было 69 самолетов - они использовались в качестве транспортных и буксировщиков мишеней до начала 1950-х годов.
An S.79bis photographed at Guidonia in 1950 when operating as a target tug, this being one of the last examples of the aircraft serving with the Aeronautica Militare.
Подготовка к боевому вылету.
В базовом варианте экипаж SM.79 включал пять человек - двух пилотов, сидевших бок о бок, радиста и бортинженера, располагавшихся за кабиной пилотов и отвечавших также за ведение огня из верхнего и бортового пулеметов, и штурмана-бомбардира, в ведении которого был пулемет в подфюзеляжной гондоле. В задней части фюзеляжа, слева имелась большая дверь, откидывавшаяся вниз и имевшая встроенные ступеньки. Вдоль левого борта вперед вел проход, по которому можно было попасть на боевые посты радиста и бортинженера, а также в пилотскую кабину.
The S.79 evaluated at Gorizia during August 1938 with paired torpedoes, this arrangement being discarded for operational purposes in favour of the single torpedo installation.
Весной 1938 года в Гориции были проведены испытания по вооружению самолетов Sparviero двумя торпедами. Однако ввиду резкого ухудшения ЛТХ данная идея развития не получила.
Последний налет на Гибралтар совершили итальянские торпедоносцы SM.79
S.79 с торпедой под фюзеляжем готовится к вылету с одного из аэродромов на о. Сицилия.
An S.79 with torpedo in situ being prepared for a sortie from its Sicilian base.
SM.79 из состава 278-й торпедоносной эскадрильи итальянских ВВС.
An S.79 of the Aerosiluranti photographed during a torpedo attack on Allied shipping in the Mediterranean
Итальянские торпедоносцы атакуют британские эсминцы.
Запечатленные мгновения противоборства на просторах Средиземноморья.
Наиболее результативной оказалась летавшая на Sparviero 278-я эскадрилья самолетов-торпедоносцев из 132-й авиагруппы. В 1942-1943 годах она дислоцировалась на Сицилии и Сардинии и нарушала судоходство противника на Средиземном море.
Sparviero был одним из основных итальянских боевых самолетов Второй мировой войны. Сформированная в Эль-Адеме в сентябре 1940 года, 278-я эскадрилья, первой получившая бомбардировщики-торпедоносцы S.M.79-II, вскоре нанесла тяжелые повреждения британским крейсерам "Кент" и "Ливерпуль" в Средиземном море.
An S.79 of the first Sparviero torpedo-bombing squadron, the 278“ Squadriglia, the nucleus of which was provided by the Reparto Sperimentale Siluranti, eventually becoming a component of the CXXXII Gruppo.
A 278“ Squadriglia S.79 displaying the Quattro Gatti (Four Cats) emblem inherited from the Reparto Sperimentale Siluranti.
The Savoia-Marchetti SM.79 Bomber (three 750 h.p. Alfa-Romeo 126 RC.34 engines).
A pair of Savoia Marchetti S.M.79 Sparvieros in service with the Regia Aeronautica. Evident in this picture are the dorsal and ventral gunners' positions. Although the dorsal position usually had two 12.7mm Breda-SAFAT machine guns, only one is fitted on these aircraft. The ventral position housed a single 12.7mm gun, which was operated by the bombardier, and a laterally-firing 7.7mm gun can be seen amidships. Two 1,100 lb, five 550 lb or 12 220 lb bombs could be carried.
An S.79 of the 10" Squadriglia flying over Sardinia in 1940
Наиболее активно Sparviero использовались на Средиземном море. Данные самолеты принадлежат 10-й эскадрилье 28-й группы и базировались большую часть 1941 года в Северной Африке. К концу года подразделение было перевооружено на CRDA Z.1007bis.
Savoia-Marchetti SM.79 был медленнее Blenheim, но лучше вооружен, поэтому он стал основой итальянских бомбардировочных сил в Ливии. На снимке самолет из 10-й эскадрильи итальянских ВВС.
A pair of S.79s of the 10“ Squadriglia of the 8° Stormo seen flying over Sardinia from where this unit flew its first missions of WWII against Bizerte, Tunisia.
Пара S.79 из 10-й эскадрильи итальянских ВВС над Сардинией, 1940 г.
Sparviero в Испании. SM.79 сразу же заслужил лестные отзывы летчиков-испытателей итальянских ВВС, и до конца 1935 года компания получила достаточно крупные заказы. Первые самолеты, SM.79-I, оснащенные тремя двигателями Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 780л.с. (582 кВт), поступили на вооружение 8-го и 11-го бомбардировочных авиаполков скоростных бомбардировщиков в 1936 году. А уже в следующем году они были направлены в Испанию и воевали на стороне Франко в составе XXVII и XXVIII групп ("Falchi delle Baleari", дислоцировались на Балеарских островах), а также XXIX и XXX групп ("Sparvieri") итальянского подразделения "Aviacion del Tercio". Общий налет этих групп, вместе с двумя самолетами SM.81, составил 5318 самолетовылетов; было сброшено 11 850 т бомб, летчики добились попаданий в 224 корабля и судна. После окончания гражданской войны в Испании новое правительство Франко приняло на вооружение своих ВВС более 80 самолетов SM.79, длительное время являвшихся основой бомбардировочной авиации национальных ВВС. На фотографии - бомбардировщики SM.79-I из состава XXVII бомбардировочной авиагруппы в годы гражданской войны в Испании. Обратите внимание на различные схемы камуфляжа.
S.79s of the 10“ Squadriglia of the 8° Stormo seen in 1938 when operating from Majorca as a component of the Aviazione Legionaria delle Baleari.
A Bomber Formation of Savoia-Marchettis of the Italian Air Force.
Самолеты 252-й и 253-й эскадрилий 104-й авиагруппы запечатлены над снежными вершинами балканских гор, 1940 год. Заметны различные схемы камуфляжа, что было типично для итальянских ВВС.
Чем позже, тем чаще в ходе войны S.79 были вынуждены летать с прикрытием. Истребители Фиат CR.32 сопровождают группу "Савой" 254-й эскадрильи.
Бомбардировщики SM-79 идут в плотном строю
Во время войны в Испании S.79 были одними из самых скоростных бомбардировщиков.
Лучшим бомбардировщиком ВВС Италии на момент начала войны являлся SM.79-II. Такие самолеты состояли на вооружении четырех эскадрилий. Самолеты SM.79-II отлично показали себя при нанесении ударов по греческим войскам.
Самолеты 252-й эскадрильи 104-й бомбардировочной группы базировались в Албании с конца 1940 года и принимали участие в операциях против Греции и Югославии. На фотографии - звено самолетов эскадрильи бомбит объекты противника.
One of the three magnificent Savoia-Marchetti SM.79 trimotors used by the Lebanese Air Force during the 1950s. This particular aircraft was returned in 1993 to Italy, where it is displayed in immaculate condition at the Museo Dell’Aeronautica Gianni Caproni at Trento. The only other survivor, also ex-Lebanese, is at the Military Aviation Museum at Vigna di Valle.
SM.79B
The prototype S.79B during initial trials and prior to the application of the registration I-AYRE.
Двухмоторный SM.79B появился в 1936 году и рассматривался в качестве экспортного варианта. Прототип (на снимке) демонстрировался в Европе, а также Бразилии и Китае.
Первый S.79B, отправленный в Ирак и разбившийся во время перегоночного полета.
Отличавшийся остекленной носовой частью и двухдвигательной схемой S.M.79B создавался как коммерческий самолет, но вместо этого был построен небольшой серией (31 машина) в варианте бомбардировщика. Наиболее широко в боевых действиях его использовали ВВС Румынии.
The second pre-series S.79B and the first completed against the Iraqi order for five aircraft. This aircraft, subsequently assigned the Iraqi serial number 100, was lost during the delivery flight.
Бомбардировщики SM 79B из 72-й эскадрильи ВВС Румынии. В отличие от базовой, эта модификация "Савойи" оснащалась двумя, а не тремя двигателями
An S.79JR, alias JRS-79B, of the Romanian air arm. Twenty-four of these aircraft were supplied by SIAI "Savoia Marchetti" and a further 16 were built in Romania, half of them utilising Italian-manufactured fuselages.
An S.M.79-JR medium bomber, which, together with the He 111H-3, provided the backbone of the FARR bombing component throughout most of the war.
 
SM.79-II Sparviero. Данный самолет принадлежал 283-й эскадрилье 130-й отдельной группы самолетов-торпедоносцев, дислоцировавшейся в 1942 году в Гербини (Сицилия). В то время 280-я и 283-я эскадрильи сосредоточились на уничтожении идущих на Мальту конвоев. Самой известной стала атака конвоя "Harpoon" в июне 1942 года. К январю 1943 года группа имела всего девять боеготовых машин и была выведена в Италию на переформирование.
SM.79-I Sparviero
SIAI S.79
SIAI S.79-II Sparviero