Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801
Варианты:
Hawker-Siddeley - Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - 1967 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1967


Морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (67)
BAe/BAE Systems (Hawker Siddeley) Nimrod

   Самолет BAE Systems Nimrod был создан по заказу Управления береговой обороны на базе авиалайнера de Havilland Comet. Это был проект самолета морской разведки для замены устаревшей поршневой машины Shackleton. Разработка проекта началась в 1964 году. Два непроданных авиалайнера Comet 4С переделали в прототипы будущего разведчика. В хвостовой обтекатель установили магнитный детектор, в носовую часть - поисковую РЛС, радиоразведывательное оборудование смонтировали под обтекатель ("футбольный мяч") на киле, а под салоном оборудовали отсек для вооружения. Самолет приобрел характерное сечение фюзеляжа в форме "восьмерки". После этих изменений потребовалось увеличить площадь хвостового оперения. На первом прототипе установили предназначенную для серийного самолета Nimrod силовую установку - четыре турбовентиляторных двигателя Spey. Прототип впервые взлетел 23 мая 1967 года. На втором переделанном прототипе сохранили исходные турбореактивные двигатели Avon с авиалайнера Comet. Он впервые взлетел 31 июля, затем на нем испытывали БРЭО.
   Первый из 46 серийных самолетов Nimrod MR.Mk 1 поднялся в воздух 28 июня 1968 года и вступил в эскадрилью OCU №236 в октябре 1969-го. Всего этими самолетами оснастили пять строевых эскадрилий, включая одну на британской базе Люка, на Мальте. С выводом авиабазы с Мальты последняя партия из восьми Nimrod стала лишней. Их решили использовать в качестве резервных машин. Пять самолетов поставили ВВС, остальные некоторое время оставались на фирме BAe для испытаний. Семь из них переоборудовали в стандарт Nimrod AEW.Mk 3 наряду с четырьмя более ранними машинами Nimrod MR.Mk 1, но все эти самолеты, в конце концов, отправили на слом, поскольку вариант Nimrod AEW.Mk 3 так и не был принят на вооружение.
   С 1975 года 35 уцелевших машин MR.Mk 1 модернизировали до стандарта Nimrod MR.Mk 2. Первый самолет этой версии передали заказчику в августе 1979 года. На Nimrod MR.Mk 2 полностью обновили БРЭО с заменой всех главных датчиков и блоков оборудования. Самолет получил новую боевую информационно-управляющую систему БИУС GEC на базе нового компьютера и трех отдельных процессоров для навигационных систем, РЛС и акустических датчиков. Старую РЛС ASV.MK 21D заменили на поисковую систему Thorn EMI Searchwater с цветным дисплеем. Систему акустики сделали совместимой с современными гидроакустическими буями активного и пассивного типа, включая BARRA, SSQ-41 и SSQ-53, TANDEM и Ultra. Аппаратуру связи также модернизировали.
   С добавлением штанги дозаправки в воздухе (сначала на 16 самолетах для участия в операции "Corporate" на Фолклендских островах в 1982 году) появился вариант Nimrod MR.Mk2P. В конце 1990-х годов букву "Р" из индекса убрали. На поверхности горизонтального оперения появились небольшие дополнительные кили. В войне на Фолклендах Nimrod впервые испытали в бою подкрыльевые узлы подвески (для ракет AIM-9 Sidewinder для самозащиты или ПКР Harpoon, торпед Stingray, бомб или глубинных бомб). На законцовках крыла планировалось установить контейнеры с оборудованием радиоразведки Loral ARI.18240/1. Для них потребовалось смонтировать прямоугольные траверсы. Затем все самолеты оборудовали штангами дозаправки и контейнерами радиоразведки. Для действий с базы Зееб в Омане в ходе операции "Буря в пустыне" (войны против Ирака в 1991 году) ряд самолетов 120-й (ведущая), 42-й и 206-й эскадрилий временно объединили в сводную авиачасть "Nimrod MR Detachment". Несколько этих самолетов переделали в стандарт Nimrod MR.Mk 2Р (GM) под неофициальным названием "Gulf Modification" с добавлением на правой консоли крыла подкрыльевой турели ИК-системы переднего обзора (FLIR), РЭБ/РПД-контейнеров BOZ и TRD (буксируемая РЛС-приманка).
   С 2003 года в Афганистане группа самолетов Nimrod использовалась для управления действиями наземных войск. Во время одной такой операции в сентябре 2006 года самолет MR.Mk 2 с кодом XV230 взорвался в воздухе. Годом позже произошла еще одна авария - на другом самолете вскоре после дозаправки в воздухе обнаружили утечку топлива. Из-за этого английские ВВС прекратили применять Nimrod в Афганистане.
   В середине 1990-х BAe выбрали для радикальной модификации и обновления 21 самолет Nimrod после победы в конкурсе Министерства обороны на морской патрульный самолет. В строй самолеты начнут поступать с 2010 года. После полной реконструкции Nimrod MRA.Mk4 сохранит только фюзеляж, киль, отсек вооружения, хвостовой обтекатель и оперение своего предшественника. Остальную часть планера обновят, двигатели заменят на четыре турбовентиляторных BMW Rolls-Royce BR.710 мощностью 66,73 кН каждый для обеспечения требуемых характеристик. Из-за увеличения максимальной взлетной массы до 105 598 кг потребуется усиление шасси. Американская фирма "Boeing" предоставила БРЭО нового поколения для улучшения возможностей самолетов MRA.Mk 4 по ведению морской разведки, ПЛО и борьбы с кораблями, включая многорежимную поисковую РЛС Thales Searchwater 2000MR. Эта новая, очень эффективная всепогодная РЛС оптимизирована для отслеживания малоразмерных целей при плохой погоде. Новая оборонительная система будет включать блок оповещения о радиолокационном облучении, систему оповещения о подлете ракет, интегрированные блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
   В дополнение к 46 самолетам Nimrod MR.Mk 1, построенным для замены Shackleton, заказаны еще три самолета на замену Comet и Canberra 51-й эскадрильи, специально доработанных для сбора разведданных. Формально Великобритания никогда не занималась такими заданиями, эту таинственную эскадрилью обычно называли подразделением для доводки авиатехники. Эти три самолета обозначили Nimrod R.Mk 1. В 1971 году их доставили на авиабазу Уайтон для установки специального оборудования. На базу они прибывали в виде пустых планеров, затем специалисты ВВС монтировали необходимую для секретных заданий аппаратуру. Летные испытания начались в конце 1973 года, а первый полет на разведку состоялся 3 мая 1974-го. 10 мая 1974 года этот тип формально приняли на вооружение. Это стало закатом эпохи самолета Comet.
   Первоначально версия R.Mk 1 отличалась от своего морского собрата отсутствием прожектора и хвостовой балки с магнитным детектором. Вместо них появились диэлектрические обтекатели на носовых частях наружных крыльевых баков и на киле. С момента появления эти самолеты сильно изменились, обретя дополнительные антенны на фюзеляже и крыльевых топливных баках, а также контейнеры радиоразведки Loral ARI.18240/1 на законцовках крыла. Самолеты, получившие устройства для дозаправки в воздухе, стали обозначать Nimrod R.Mk 1Р. С появлением дополнительного оборудования пришлось убрать несколько иллюминаторов в салоне. Позднее на самолеты стали подвешивать подкрыльевые блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
   Система электронной разведки Elint перехватывает сигналы в максимально широком диапазоне частот, определяет пеленг на источники излучения и дальность до них, может записывать сигналы РЛС и радиостанций противника.

   На самолетах имеются автоматизированные "библиотеки источников опасности", позволяющие создать детальную карту дислокации РЛС, систем навигации и ПВО потенциальных противников. Также регистрируются и анализируются излучения от вражеских истребителей. Во времена холодной войны эти самолеты часто летали в международном воздушном пространстве вдоль границ СССР и имитировали вторжение в воздушное пространство СССР, провоцируя ответные реакции. Для таких операций требовались особо точные системы навигации. Вместо навигационной системы LORAN один самолет получил инерциальную систему навигации Delco ASN-119 Carousel Mk IVA. В начале 1980-х годов носовую РЛС ASV.MK21 заменили на метео-РЛС Ekco Е.290.
   Самолеты Nimrod R.Mk 1Р летают с большим экипажем (не менее 26-28 членов). В основном это операторы разведывательного оборудования.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley (BAe) Nimrod MR.Mk 2

   Тип: морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
   Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey RB.168-20 Mk 250 тягой 54,00 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 926 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 880 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 370 км/ч на малой высоте; практический потолок 12 800 м; радиус действия 9266 км; продолжительность дежурства 19 ч с одной дозаправкой в воздухе
   Масса: пустого самолета 39010 кг; максимальная взлетная 87 091 кг
   Размеры: размах крыла 35,00 м; длина 38,63 м; высота 9,08 м; площадь крыла 197,04м2
   Вооружение: до 6124 кг на внутренней и внешней подвеске
MR.Mk 1
Первый прототип Nimrod с бортовым кодом XV148 впервые взлетел 23 мая 1967 года. На нем отсутствовала часть оборудования, БРЭО и хвостовая балка магнитного детектора, появившиеся на серийных вариантах.
В гигантские отсеки вооружения Nimrod MR.Mk 1 помещались 6120 кг боевой нагрузки на шести боковых стеллажах. Хвостовая часть фюзеляжа за этим отсеком использовалась для хранения и выброса гидроакустических буев и морских радиомаркеров.
2 октября 1969г.: первый британский реактивный самолет ПЛО Nimrod, разработанный на базе авиалайнера Comet 4С, поступил в эксплуатацию в Управление ударной авиации британских ВВС.
The most distinctive difference between the HS.801 and its Comet forebear was the addition of a "double bubble" fuselage, the lower section housing the ventral weapons bay. The tail section was also significantly different, with a substantial dorsal fin and a fin-mounted radome. This is XV230, the first Nimrod to be delivered to the RAF.
Although the Hawker Siddeley HS.801 owed much of its general appearance to the de Havilland Comet, from which it had been developed, it was in fact an entirely new aircraft and represented the cutting edge in anti-submarine warfare. Indeed, it was the world’s first land-based four-jet maritime-reconnaissance aircraft to enter service. Seen here is the first production example, XV226.
Тресковые войны. Дискуссии по вопросу о праве на рыболовство иногда выливались в противостояния на море, подчеркивая значение рыбной ловли и ее защиты. Самые известные конфликты, получившие название тресковых войн, разгорелись между Исландией и Великобританией. Первый начался в 1958 году, когда Исландия расширила свою зону рыболовства с 4 до 12 морских миль, и привел к нескольким столкновениям. В сентябре 1972 года Исландия расширила эту зону до 50 миль, и в последовавших конфликтах исландские суда береговой охраны использовали против траулеров Британии и ФРГ устройства для разрезания сетей. Третья серия столкновений произошла в 1975 году, когда Исландия расширила зону до 200 морских миль. В ходе этих действий суда береговой охраны Исландии и британского ВМФ вступали в противоборство, включая преднамеренные тараны, а британские самолеты "Nimrod" активно летали в зоне конфликтов, обеспечивая морской контроль.
Самолеты Nimrod MR.Mk 1 окрашивались по бело-серой цветовой схеме. С конца 1979 года парк машин MR.Mk 1 переоборудовали в стандарт MR.Mk 2 и перекрасили в цвета НАТО.
В 1971-1977 годах британские ВВС имели постоянную группировку самолетов Nimrod на Средиземном море в составе 203-й эскадрильи, базирующейся на мальтийской базе. Этот экземпляр, снятый в 1973 году, летал с авиабазы Гибралтар.
Established long-range maritime reconnaissance aircraft such as the Hawker Siddeley Nimrod (photo) and Lockheed P-3 Orion are far too expensive for territorial waters patrol work, largely due to their complex anti-submarine equipment which is not required for simple recce duties
В дополнение к задачам ПЛО этот Nimrod MR.Mk 1 использовался для поиска и спасения на большой дальности и для защиты территориальных вод Британии.
Во времена холодной войны самолеты Nimrod частенько встречались с субмаринами и надводными кораблями советского ВМФ. На этой фотографии MR.Mk 1 пролетает над эсминцем типа "Котлин".
Resident at St Mawgan, No 42 Squadron continues to fly Nimrod MR Mk Is, while the three squadrons at Kinloss all now fly MR Mk 2s. This photograph shows one of the Mk Is.
MR.Mk 2
Для двигателей BMW/Rolls-Royce BR710B самолета Nimrod MRA.Mk 4 используются воздухозаборники большего размера, чем на предыдущих вариантах. Все машины MRA.Mk 4 будут окрашены по новейшей схеме серых оттенков.
This year the Fincastle Trophy was won by Crew 9 of 201 Squadron RAF, captained by Flt Lt Ade Angell, pictured extreme left.
Those with a keen eye will have noticed Nimrod MR.2, XV246, wearing 51 Squadron markings. As the unit flies the R.1 variant, this came as something of a surprise. The explanation is that this aircraft is due to be converted into the unit's fourth R.1.
There has been much media coverage of two aircraft losses in recent years - a Hercules in Iraq in January 2005, which cost ten lives, and a Nimrod with its crew of 14 over Afghanistan in September 2006. The author argues that criticism of a lack of investment in the fitting the Hercules fuel tanks with explosive suppressant foam and lack of investment in the Nimrod's fuel system is probably unfair and represents a normal (if ill-judged) prioritisation of spending which would be inevitable, even in a more generous funding environment.
As well as strike aircraft and attack helicopters FACs also work with reconnaissance types that have been fitted with electro-optical sensors, such as the Nimrod MR2, to provide target information on enemy positions and better situational awareness on the battlefield.
"Нимрод" MR.2
"Нимрод" MR.2
R.A.F. support for the Navy includes long-range maritime reconnaissance by the Hawker Siddeley Nimrods of the Kinloss Wing (Nos. 120, 201 and 206 Squadrons). XV255 shown here is an MR.2P with refuelling probe added
Для увеличения продолжительности полета и экономии топлива в зоне дежурства два двигателя Rolls-Royce Spey могут быть отключены, а тяга двух других понижена. На четырех двигателях Nimrod имеет самую высокую скорость полета из всех самолетов морской разведки.
Во время войны в Персидском заливе ряд самолетов Nimrod модифицировали для подвески контейнеров BOZ с дипольными отражателями и ИК-ловушками. Эти самолеты также получили ИК-систему переднего обзора (оборудование устанавливалось под правой консолью крыла) и установленный под обтекателем на стабилизаторе блок TRD (с буксируемой радиолокационной ложной целью).
Nimrod решал три задачи в Королевских британских ВВС: борьба с подлодками, борьба с надводными целями и выполнение поисково-спасательных операций. Nimrod также использовался и другими ведомствами, такими как таможня и Министерство сельского хозяйства.
В эпоху холодной войны главной задачей самолетов Nimrod был поиск советских подводных лодок в своей зоне ответственности, к северу от Великобритании. Он оставался частью их задач до самого списания этих самолетов, хотя объем поисков существенно сократился.
An RAF Nimrod MR2 on patrol in the skies over the North Pole, it is shown with two RN submarines just breaking through the ice.
A Nimrod MR.2 in its traditional hunting ground - low over the sea. However, since the end of the Cold War more time is being spent supporting operations on land.
Хотя парк Nimrod был распределен между четырьмя оперативными подразделениями, 42-я эскадрилья нанесла на этот Nimrod MR.Mk 2 специальные обозначения для показов британской и европейской публике в середине 1990-х годов.
This impromptu formation fly-by of BAE Systems Nimrod MR2 (PA3) ZJ517 and BAe 146 G-TBAE was photographed at Warton on April 18, 2007.
RAF Kinloss Wing Nimrod MR.2 XV230 takes off for a display at the RAF Waddington Air Show on July 1, 2005. Note the MX-15 camera turret, just visible mounted under the starboard wing. This was the aircraft lost in the fatal crash in Afghanistan on September 2, which killed all 14 crew on board.
A prospective new grey colour scheme for the Nimrod MRA. Mk 4 was applied in 1998 to this Mk 2 (1999)
On April 1 this year the Nimrod MR.2 force was reduced from 21 to 16 aircraft with the disbandment of 206 Squadron. This formation of Nimrods was flown during the rehearsal for the disbandment flypast of the squadron.
Все четыре эскадрильи самолетов Nimrod базировались на авиабазе Кинлосс. Несмотря на стареющий планер, непрерывные модификации оборудования разного уровня помогли этой машине оставаться одним из самых боеспособных морских патрульных самолетов вплоть до его списания.
Nimrod MR.2s were heavily involved in the Falklands campaign, providing maritime reconnaissance and search and rescue cover. They were also armed with offensive weapons, including the Harpoon AGM-84A anti-ship missile and AIM-9 Sidewinder air-to-air missiles. A pair of Sidewinders are carried on the underwing hardpoint of XV254 seen here.
Хотя самолеты Nimrod никогда непосредственно не участвовали в боях, они могли нести две пары УР AIM-9 Sidewinder. Во время фолклендского конфликта самолеты имели приказ перехватывать любые встреченные аргентинские морские патрульные самолеты.
На верхней и нижней поверхностях стабилизатора этого самолета Nimrod MR.Mk 2Р добавили небольшие кили, а над кабиной экипажа установили штангу дозаправки в полете. Следует заметить, что контейнеры радиоразведки на законцовках крыла добавили позже наряду с увеличенными килями, и что этот самолет несет ракеты AIM-9.
При обучении персонала для решения задач ПЛО на самолете Nimrod можно было использовать бортовой тренажер ACT-1 Mk 1 (Airborne Crew Trainer). Он состоял из одного блока управления с записанной на магнитной ленте программой моделирования образа подводных лодок в системе AQS-901 акустического детектирования и индикации. Это позволяло обучать экипажи практически в реальных условиях без расходования гидроакустических буйков.
Для выполнения ночных операций Nimrod был оснащен мощным прожектором, установленным на наружном топливном баке правой консоли крыла (на переднем плане фотографии).
В ходе операции "Corporate" парк Nimrod поспешно оснастили штангами дозаправки топливом в воздухе для выполнения дальних полетов над Южной Атлантикой. Дозаправка от заправщика Victor обеспечивала машине возможность находиться в полете около 19 часов.
Nimrod MR.2s were heavily involved in the Falklands campaign in 1982 providing maritime reconnaissance and search and rescue cover. Had the need arisen it could have taken a more aggressive role as the AGM-84A-1 Harpoon anti-ship missile was integrated along with the ability to carry 1,000lb bombs and BL755 cluster bombs. Sidewinders were also added with the aim of shooting down Argentinian Air Force reconnaissance Boeing 707s. This aircraft is pictured in October 1982 at Wideawake Airfield on Ascension Island, a vital base during the war.
Five aircraft were given additional equipment for their participation in the Gulf War in 1991. This Nimrod MR.2 pictured in 1996 displays two of the items, a GEC Sandpiper forward looking infra-red (FLIR) turret and a BOZ chaff/flare dispenser.
A WESCAM MX-15 turret-mounted electro-optical and infra-red camera under the starboard wing of a Nimrod MR.2. This system was utilised in Afghanistan and Iraq for surveillance support of ground forces.
R.Mk 1
Nimrod R.1 XW666 at No 51 Sqn’s base at RAF Wyton in the 1970s, photographed in its original grey maritime colour scheme.
Первый R.Mk 1, XV664, сфотографирован в самом начале своей карьеры, самолет имеет меньше иллюминаторов, чем MR.Mk 2. Позже в результате добавления новой аппаратуры пришлось заглушить и другие иллюминаторы.
When first delivered in 1971, the Nimrod R.1 was finished in the standard maritime colour scheme of the day and could be distinguished from the MR variants only by the absence of the MAD boom and Strong Electric searchlight in the starboard external wing fuel tank. A di-electric nosecone on the port wing tank and additional pairs of communications antennas on the rear fuselage were the only clues to its new role.
XW666 над авиабазой Уайтон, 1982 год. На форкиле виднеется эмблема 51-й эскадрильи - "летящий гусь".
A Nimrod R.1 of 51 Squadron takes off from its home base of RAF Waddington, Lincolnshire. These electronic intelligence gathering aircraft have been involved in trials to improve the flow of information between land, sea and air assets. One exercise tested the ability to reduce the time taken to detect, approve and strike a target.
Nimrod R.1 XW665 in the later “hemp” scheme.
Сфотографирован XV666, потерянный в мае 1995 года. Для участия в операции "Granby" (Персидский залив) в хвостовом обтекателе установили буксируемую ловушку.
Ill-fated XW666 was ditched in the Moray Firth on May 16,1995, following a catastrophic double engine fire on the starboard side. The incident was handled with exemplary coolness by the seven-man crew on the post-maintenance test flight and the outstanding skill of the aircraft captain, Flt Lt (later Sqn Ldr) Art Stacey, resulted in a ‘text-book’ ditching, with minimal injury to the crew. It should be said, however, that the text-book was probably only written after the event, since it was the first ever ditching of an aircraft suspected of having poor ditching qualities!
17 мая 1997г. XV249, который должен был заменить самолет Nimrod R.Mk 1, совершил свой первый полет после модернизации из MR.Mk 2 Standard.
Representing the post-Gulf War configuration - with mid-wing BOZ pods modified to incorporate missile approach warning sensors in the blunt nose, but lacking the towed radar decoy under the tail cone - this underside view also reveals the absence of external radomes which normally typify SIGINT aircraft.
A topside view of a Nimrod R.1 shows off much of the aircraft's antennae array - above the fuselage, in the noses of the wing tanks and in the tailcone. The aircraft wears the recently adopted grey colour scheme, which has replaced the hemp scheme previously used.
Hitherto rarely photographed officially, this airborne study of two (XW664 and XW665) of 51 Squadron's three Nimrod R.1s shows the type’s main features to good effect. Unlike other large electronic reconnaissance aircraft, its external appearance is comparatively uncluttered, with many of its antenna systems installed discreetly within the airframe. Only the necessarily prominent black ‘hockey stick’ V/UHF antennas reveal its unconventional purpose.
The RAF is investing significant resources in its ISTAR capability, the latest addition being the Sentinel R.1, which will be used for battlefield surveillance. The type is pictured in formation with the other two aircraft types that are based at RAF Waddington and undertake ISTAR, a Nimrod R.1 and an E-3D Sentry AEW.1.
Although blessed with a useful range and endurance, certain missions performed by the Nimrod R.1 require it to exploit its air-air refuelling capability. Here one of the three operational aircraft (XW665) takes on fuel from a 216 Squadron Lockheed Tristar during a routine training sortie.
Plans to retain the Nimrod R.1 in service until 2025 have been put in doubt as a result of an increased operational tempo, and because of concerns about the airworthiness of the first-generation Nimrod. The aircraft also lacks space and power for capability growth, as well as being cramped.
The Nimrod R.1s were progressively upgraded throughout their careers, with the addition of wingtip pods to house additional electronic equipment and finlets on the tailplane to improve handling. Seen here touching down at Wyton, XW664 was despatched to the South Atlantic in 1982 and reportedly undertook night missions in Chilean airspace in support of operations against Argentina during the Falklands conflict.
"Нимрод" MR.1
Штанги дозаправки топливом в полете и шайбы на стабилизаторе на R.Mk 1 установили вскоре после того, как они появились на MR.Mk 2. Решение по системе дозаправки топливом в полете было принято на опыте фолклендской войны.
Ремонтные работы проводились на авиабазе Кинлосс, но покраска Nimrod R.Mk 1 британских ВВС проводилась компанией "British Airways" на территории аэропорта Лондон-Хитроу. На фотографии, датированной 1993 годом, XW665 покидает аэропорт, где с него была удалена окраска, и направляется для ремонта в Кинлосс.
The last place where it might be expected to see a camera-shy SIGINT aircraft is at the world’s busiest airport! Nevertheless, in July 1993, XW665 was flown in to London-Heathrow for paint stripping by British Airways engineering services prior to undergoing major overhaul at the Nimrod Major Servicing Unit at RAF Kinloss.
No.51 Sqn's three Nimrod R.1s are tasked with electronic reconnaissance. Consequently official secrecy surrounds their present-day activities, making it difficult to assess the unit's extraordinary skills and capabilities. The first Nimrod R.1, XW664, is seen here on display at the Royal International Air Tattoo, RAF Fairford, Gloucestershire. For an Elint aircraft, it is externally clean, with many of its antennae systems installed discreetly within the airframe.
XV664 запечатлен на авиабазе Уоддингтон - самолет окрашен в серый камуфляж, введенный в 2001 году. Такой же камуфляж несли самолеты Nimrod MR.Mk 2.
The first Nimrod R.1, XW664, delivered to 51 Squadron 30 years ago in July 1971, has recently returned from being repainted at Norwich Airport by Sprayavia. Wearing an overall pale grey scheme, the aircraft also has a distinctive very light upper fuselage strip which might be associated with the location of all the communications antennae in this area.
Nimrod R.1 XV249 at Incirlik AirBase, Turkey waiting for its crew for a Combined Task Force Operation Northern Watch sortie on November 5, 2002. This aircraft is an MR.2 hastily converted to R.1 standards under Project Anneka after one of the original trio was lost.
“Damien” awaits another sortie at Wyton in October 1988. By this time the Nimrod fleet had adopted the hemp colour scheme with pale grey undersides and toned-down national roundels. Note also the squadron’s flying goose emblem painted in a circle on the Nimrod's dorsal fillet.
Taken some time before the application of the toned-down insignia, this photograph of XW666 at RAF Alconbury shows the aircraft with standard Type B roundels and fin flash. The Nimrod R.1s were later painted in a grey scheme, although XW666 was still in its hemp colours when it ditched in 1995.
 
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Three of the four Nimrod fuselages at Cobham’s Bournemouth facility. All but one will be transferred to BAe Woodford for completion.
One of the most recent MR.2 airframes selected for re-build as an MRA.4, XV253/9118M had spent ten years in use as a ground instructional airframe at RAF Kinloss before being rolled onto An-124 RA-82045 of Volga-Dnepr there on October 21, 2001, for the journey to Woodford, where fuselage re-lifing was to be undertaken. In the early days of operation of both these aircraft this scene could not possibly have been imagined! As noted in the text, the task of re-lifing the fuselage was originally being undertaken by FRA/Serco at Bournemouth/Hurn, but eventually taken on by the original manufacturer at Woodford.
The fuselage of Nimrod MR.2 XV246 is manoeuvred off Antonov Airlines' An-124-100 Ruslan UR-82007 at BAE Systems' Woodford Airfield, Cheshire, on December 19, 2007 after being flown in from RAF Waddington, Lincolnshire, to where it had been flown in for storage on January 12, 2006. The aircraft will now be converted to Nimrod MRA4 standard.