Hawker-Siddeley Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801
Варианты:
Hawker-Siddeley - Nimrod MR.1 / R.1 / MR.2 / HS.801 - 1967 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1967


Морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (33)
BAe/BAE Systems (Hawker Siddeley) Nimrod

  Самолет BAE Systems Nimrod был создан по заказу Управления береговой обороны на базе авиалайнера de Havilland Comet. Это был проект самолета морской разведки для замены устаревшей поршневой машины Shackleton. Разработка проекта началась в 1964 году. Два непроданных авиалайнера Comet 4С переделали в прототипы будущего разведчика. В хвостовой обтекатель установили магнитный детектор, в носовую часть - поисковую РЛС, радиоразведывательное оборудование смонтировали под обтекатель ("футбольный мяч") на киле, а под салоном оборудовали отсек для вооружения. Самолет приобрел характерное сечение фюзеляжа в форме "восьмерки". После этих изменений потребовалось увеличить площадь хвостового оперения. На первом прототипе установили предназначенную для серийного самолета Nimrod силовую установку - четыре турбовентиляторных двигателя Spey. Прототип впервые взлетел 23 мая 1967 года. На втором переделанном прототипе сохранили исходные турбореактивные двигатели Avon с авиалайнера Comet. Он впервые взлетел 31 июля, затем на нем испытывали БРЭО.
  Первый из 46 серийных самолетов Nimrod MR.Mk 1 поднялся в воздух 28 июня 1968 года и вступил в эскадрилью OCU №236 в октябре 1969-го. Всего этими самолетами оснастили пять строевых эскадрилий, включая одну на британской базе Люка, на Мальте. С выводом авиабазы с Мальты последняя партия из восьми Nimrod стала лишней. Их решили использовать в качестве резервных машин. Пять самолетов поставили ВВС, остальные некоторое время оставались на фирме BAe для испытаний. Семь из них переоборудовали в стандарт Nimrod AEW.Mk 3 наряду с четырьмя более ранними машинами Nimrod MR.Mk 1, но все эти самолеты, в конце концов, отправили на слом, поскольку вариант Nimrod AEW.Mk 3 так и не был принят на вооружение.
  С 1975 года 35 уцелевших машин MR.Mk 1 модернизировали до стандарта Nimrod MR.Mk 2. Первый самолет этой версии передали заказчику в августе 1979 года. На Nimrod MR.Mk 2 полностью обновили БРЭО с заменой всех главных датчиков и блоков оборудования. Самолет получил новую боевую информационно-управляющую систему БИУС GEC на базе нового компьютера и трех отдельных процессоров для навигационных систем, РЛС и акустических датчиков. Старую РЛС ASV.MK 21D заменили на поисковую систему Thorn EMI Searchwater с цветным дисплеем. Систему акустики сделали совместимой с современными гидроакустическими буями активного и пассивного типа, включая BARRA, SSQ-41 и SSQ-53, TANDEM и Ultra. Аппаратуру связи также модернизировали.
  С добавлением штанги дозаправки в воздухе (сначала на 16 самолетах для участия в операции "Corporate" на Фолклендских островах в 1982 году) появился вариант Nimrod MR.Mk2P. В конце 1990-х годов букву "Р" из индекса убрали. На поверхности горизонтального оперения появились небольшие дополнительные кили. В войне на Фолклендах Nimrod впервые испытали в бою подкрыльевые узлы подвески (для ракет AIM-9 Sidewinder для самозащиты или ПКР Harpoon, торпед Stingray, бомб или глубинных бомб). На законцовках крыла планировалось установить контейнеры с оборудованием радиоразведки Loral ARI.18240/1. Для них потребовалось смонтировать прямоугольные траверсы. Затем все самолеты оборудовали штангами дозаправки и контейнерами радиоразведки. Для действий с базы Зееб в Омане в ходе операции "Буря в пустыне" (войны против Ирака в 1991 году) ряд самолетов 120-й (ведущая), 42-й и 206-й эскадрилий временно объединили в сводную авиачасть "Nimrod MR Detachment". Несколько этих самолетов переделали в стандарт Nimrod MR.Mk 2Р (GM) под неофициальным названием "Gulf Modification" с добавлением на правой консоли крыла подкрыльевой турели ИК-системы переднего обзора (FLIR), РЭБ/РПД-контейнеров BOZ и TRD (буксируемая РЛС-приманка).
  С 2003 года в Афганистане группа самолетов Nimrod использовалась для управления действиями наземных войск. Во время одной такой операции в сентябре 2006 года самолет MR.Mk 2 с кодом XV230 взорвался в воздухе. Годом позже произошла еще одна авария - на другом самолете вскоре после дозаправки в воздухе обнаружили утечку топлива. Из-за этого английские ВВС прекратили применять Nimrod в Афганистане.
  В середине 1990-х BAe выбрали для радикальной модификации и обновления 21 самолет Nimrod после победы в конкурсе Министерства обороны на морской патрульный самолет. В строй самолеты начнут поступать с 2010 года. После полной реконструкции Nimrod MRA.Mk4 сохранит только фюзеляж, киль, отсек вооружения, хвостовой обтекатель и оперение своего предшественника. Остальную часть планера обновят, двигатели заменят на четыре турбовентиляторных BMW Rolls-Royce BR.710 мощностью 66,73 кН каждый для обеспечения требуемых характеристик. Из-за увеличения максимальной взлетной массы до 105 598 кг потребуется усиление шасси. Американская фирма "Boeing" предоставила БРЭО нового поколения для улучшения возможностей самолетов MRA.Mk 4 по ведению морской разведки, ПЛО и борьбы с кораблями, включая многорежимную поисковую РЛС Thales Searchwater 2000MR. Эта новая, очень эффективная всепогодная РЛС оптимизирована для отслеживания малоразмерных целей при плохой погоде. Новая оборонительная система будет включать блок оповещения о радиолокационном облучении, систему оповещения о подлете ракет, интегрированные блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
  В дополнение к 46 самолетам Nimrod MR.Mk 1, построенным для замены Shackleton, заказаны еще три самолета на замену Comet и Canberra 51-й эскадрильи, специально доработанных для сбора разведданных. Формально Великобритания никогда не занималась такими заданиями, эту таинственную эскадрилью обычно называли подразделением для доводки авиатехники. Эти три самолета обозначили Nimrod R.Mk 1. В 1971 году их доставили на авиабазу Уайтон для установки специального оборудования. На базу они прибывали в виде пустых планеров, затем специалисты ВВС монтировали необходимую для секретных заданий аппаратуру. Летные испытания начались в конце 1973 года, а первый полет на разведку состоялся 3 мая 1974-го. 10 мая 1974 года этот тип формально приняли на вооружение. Это стало закатом эпохи самолета Comet.
  Первоначально версия R.Mk 1 отличалась от своего морского собрата отсутствием прожектора и хвостовой балки с магнитным детектором. Вместо них появились диэлектрические обтекатели на носовых частях наружных крыльевых баков и на киле. С момента появления эти самолеты сильно изменились, обретя дополнительные антенны на фюзеляже и крыльевых топливных баках, а также контейнеры радиоразведки Loral ARI.18240/1 на законцовках крыла. Самолеты, получившие устройства для дозаправки в воздухе, стали обозначать Nimrod R.Mk 1Р. С появлением дополнительного оборудования пришлось убрать несколько иллюминаторов в салоне. Позднее на самолеты стали подвешивать подкрыльевые блоки сброса дипольных отражателей и ИК-ловушек.
  Система электронной разведки Elint перехватывает сигналы в максимально широком диапазоне частот, определяет пеленг на источники излучения и дальность до них, может записывать сигналы РЛС и радиостанций противника.

  На самолетах имеются автоматизированные "библиотеки источников опасности", позволяющие создать детальную карту дислокации РЛС, систем навигации и ПВО потенциальных противников. Также регистрируются и анализируются излучения от вражеских истребителей. Во времена холодной войны эти самолеты часто летали в международном воздушном пространстве вдоль границ СССР и имитировали вторжение в воздушное пространство СССР, провоцируя ответные реакции. Для таких операций требовались особо точные системы навигации. Вместо навигационной системы LORAN один самолет получил инерциальную систему навигации Delco ASN-119 Carousel Mk IVA. В начале 1980-х годов носовую РЛС ASV.MK21 заменили на метео-РЛС Ekco Е.290.
  Самолеты Nimrod R.Mk 1Р летают с большим экипажем (не менее 26-28 членов). В основном это операторы разведывательного оборудования.
<...>


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Hawker Siddeley (BAe) Nimrod MR.Mk 2

  Тип: морской разведчик, самолет ПЛО с экипажем из 12 человек
  Силовая установка: четыре турбовентиляторных двигателя Rolls-Royce Spey RB.168-20 Mk 250 тягой 54,00 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 926 км/ч на оптимальной высоте; крейсерская скорость 880 км/ч на оптимальной высоте; скорость патрулирования 370 км/ч на малой высоте; практический потолок 12 800 м; радиус действия 9266 км; продолжительность дежурства 19 ч с одной дозаправкой в воздухе
  Масса: пустого самолета 39010 кг; максимальная взлетная 87 091 кг
  Размеры: размах крыла 35,00 м; длина 38,63 м; высота 9,08 м; площадь крыла 197,04м2
  Вооружение: до 6124 кг на внутренней и внешней подвеске
MR.Mk 1
Первый прототип Nimrod с бортовым кодом XV148 впервые взлетел 23 мая 1967 года. На нем отсутствовала часть оборудования, БРЭО и хвостовая балка магнитного детектора, появившиеся на серийных вариантах.
В гигантские отсеки вооружения Nimrod MR.Mk 1 помещались 6120 кг боевой нагрузки на шести боковых стеллажах. Хвостовая часть фюзеляжа за этим отсеком использовалась для хранения и выброса гидроакустических буев и морских радиомаркеров.
2 октября 1969г.: первый британский реактивный самолет ПЛО Nimrod, разработанный на базе авиалайнера Comet 4С, поступил в эксплуатацию в Управление ударной авиации британских ВВС.
Тресковые войны. Дискуссии по вопросу о праве на рыболовство иногда выливались в противостояния на море, подчеркивая значение рыбной ловли и ее защиты. Самые известные конфликты, получившие название тресковых войн, разгорелись между Исландией и Великобританией. Первый начался в 1958 году, когда Исландия расширила свою зону рыболовства с 4 до 12 морских миль, и привел к нескольким столкновениям. В сентябре 1972 года Исландия расширила эту зону до 50 миль, и в последовавших конфликтах исландские суда береговой охраны использовали против траулеров Британии и ФРГ устройства для разрезания сетей. Третья серия столкновений произошла в 1975 году, когда Исландия расширила зону до 200 морских миль. В ходе этих действий суда береговой охраны Исландии и британского ВМФ вступали в противоборство, включая преднамеренные тараны, а британские самолеты "Nimrod" активно летали в зоне конфликтов, обеспечивая морской контроль.
Самолеты Nimrod MR.Mk 1 окрашивались по бело-серой цветовой схеме. С конца 1979 года парк машин MR.Mk 1 переоборудовали в стандарт MR.Mk 2 и перекрасили в цвета НАТО.
В 1971-1977 годах британские ВВС имели постоянную группировку самолетов Nimrod на Средиземном море в составе 203-й эскадрильи, базирующейся на мальтийской базе. Этот экземпляр, снятый в 1973 году, летал с авиабазы Гибралтар.
Established long-range maritime reconnaissance aircraft such as the Hawker Siddeley Nimrod (photo) and Lockheed P-3 Orion are far too expensive for territorial waters patrol work, largely due to their complex anti-submarine equipment which is not required for simple recce duties
В дополнение к задачам ПЛО этот Nimrod MR.Mk 1 использовался для поиска и спасения на большой дальности и для защиты территориальных вод Британии.
Во времена холодной войны самолеты Nimrod частенько встречались с субмаринами и надводными кораблями советского ВМФ. На этой фотографии MR.Mk 1 пролетает над эсминцем типа "Котлин".
Resident at St Mawgan, No 42 Squadron continues to fly Nimrod MR Mk Is, while the three squadrons at Kinloss all now fly MR Mk 2s. This photograph shows one of the Mk Is.
MR.Mk 2
"Нимрод" MR.2
"Нимрод" MR.2
Для выполнения ночных операций Nimrod был оснащен мощным прожектором, установленным на наружном топливном баке правой консоли крыла (на переднем плане фотографии).
R.A.F. support for the Navy includes long-range maritime reconnaissance by the Hawker Siddeley Nimrods of the Kinloss Wing (Nos. 120, 201 and 206 Squadrons). XV255 shown here is an MR.2P with refuelling probe added
Для увеличения продолжительности полета и экономии топлива в зоне дежурства два двигателя Rolls-Royce Spey могут быть отключены, а тяга двух других понижена. На четырех двигателях Nimrod имеет самую высокую скорость полета из всех самолетов морской разведки.
Nimrod решал три задачи в Королевских британских ВВС: борьба с подлодками, борьба с надводными целями и выполнение поисково-спасательных операций. Nimrod также использовался и другими ведомствами, такими как таможня и Министерство сельского хозяйства.
В эпоху холодной войны главной задачей самолетов Nimrod был поиск советских подводных лодок в своей зоне ответственности, к северу от Великобритании. Он оставался частью их задач до самого списания этих самолетов, хотя объем поисков существенно сократился.
Хотя парк Nimrod был распределен между четырьмя оперативными подразделениями, 42-я эскадрилья нанесла на этот Nimrod MR.Mk 2 специальные обозначения для показов британской и европейской публике в середине 1990-х годов.
При обучении персонала для решения задач ПЛО на самолете Nimrod можно было использовать бортовой тренажер ACT-1 Mk 1 (Airborne Crew Trainer). Он состоял из одного блока управления с записанной на магнитной ленте программой моделирования образа подводных лодок в системе AQS-901 акустического детектирования и индикации. Это позволяло обучать экипажи практически в реальных условиях без расходования гидроакустических буйков.
Хотя самолеты Nimrod никогда непосредственно не участвовали в боях, они могли нести две пары УР AIM-9 Sidewinder. Во время фолклендского конфликта самолеты имели приказ перехватывать любые встреченные аргентинские морские патрульные самолеты.
На верхней и нижней поверхностях стабилизатора этого самолета Nimrod MR.Mk 2Р добавили небольшие кили, а над кабиной экипажа установили штангу дозаправки в полете. Следует заметить, что контейнеры радиоразведки на законцовках крыла добавили позже наряду с увеличенными килями, и что этот самолет несет ракеты AIM-9.
Во время войны в Персидском заливе ряд самолетов Nimrod модифицировали для подвески контейнеров BOZ с дипольными отражателями и ИК-ловушками. Эти самолеты также получили ИК-систему переднего обзора (оборудование устанавливалось под правой консолью крыла) и установленный под обтекателем на стабилизаторе блок TRD (с буксируемой радиолокационной ложной целью).
Все четыре эскадрильи самолетов Nimrod базировались на авиабазе Кинлосс. Несмотря на стареющий планер, непрерывные модификации оборудования разного уровня помогли этой машине оставаться одним из самых боеспособных морских патрульных самолетов вплоть до его списания.
В ходе операции "Corporate" парк Nimrod поспешно оснастили штангами дозаправки топливом в воздухе для выполнения дальних полетов над Южной Атлантикой. Дозаправка от заправщика Victor обеспечивала машине возможность находиться в полете около 19 часов.
R.Mk 1
Первый R.Mk 1, XV664, сфотографирован в самом начале своей карьеры, самолет имеет меньше иллюминаторов, чем MR.Mk 2. Позже в результате добавления новой аппаратуры пришлось заглушить и другие иллюминаторы.
Сфотографирован XV666, потерянный в мае 1995 года. Для участия в операции "Granby" (Персидский залив) в хвостовом обтекателе установили буксируемую ловушку.
XW666 над авиабазой Уайтон, 1982 год. На форкиле виднеется эмблема 51-й эскадрильи - "летящий гусь".
17 мая 1997г. XV249, который должен был заменить самолет Nimrod R.Mk 1, совершил свой первый полет после модернизации из MR.Mk 2 Standard.
"Нимрод" MR.1
Штанги дозаправки топливом в полете и шайбы на стабилизаторе на R.Mk 1 установили вскоре после того, как они появились на MR.Mk 2. Решение по системе дозаправки топливом в полете было принято на опыте фолклендской войны.
Ремонтные работы проводились на авиабазе Кинлосс, но покраска Nimrod R.Mk 1 британских ВВС проводилась компанией "British Airways" на территории аэропорта Лондон-Хитроу. На фотографии, датированной 1993 годом, XW665 покидает аэропорт, где с него была удалена окраска, и направляется для ремонта в Кинлосс.
XV664 запечатлен на авиабазе Уоддингтон - самолет окрашен в серый камуфляж, введенный в 2001 году. Такой же камуфляж несли самолеты Nimrod MR.Mk 2.
 
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.