BAe Harrier     Великобритания
McDonnell Douglas AV-8A     США
Варианты:
BAe - Harrier - 1966 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1966


Одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
Описание
Фотографии:

Цветные фото (67)
Hawker Siddeley (BAe) Harrier

   История самолета Harrier началась в 1957 году с подписания соглашения между сэром Сидни Кэммом из компании "Hawker Aircraft" и доктором Стэнли Хукером из "Bristol Aero-Engines" - эта фирма в 1959 году объединилась с "Armstrong Siddeley Motors", в результате образовалась компания "Bristol Siddeley Engines". Соглашение предусматривало совместную разработку тактического истребителя с ТРДД Bristol BE.53 (с 1959 года - BS.53). Новый двигатель предназначался для создания вертикальной составляющей силы тяги на режиме взлета. ТРДД BE.53 имел четыре поворотных сопла, позволявших изменять направление вектора тяги. А уже вокруг двигателя BE.53, окрещенного Pegasus, Сидни Кэмм разработал небольшой цельнометаллический планер. Отличиями этого планера стало очень большое отрицательное V крыла и горизонтального оперения, большие боковые воздухозаборники полукруглого сечения и кабина, рассчитанная на одного пилота. Шасси было непривычным - велосипедной схемы: одна одноколесная носовая опора и одна короткая двухколесная основная опора. Обе опоры установлены тандемом в фюзеляже. Небольшие вспомогательные опоры, обычные для шасси такой схемы, разместили в законцовках крыла.
   Первый из шести прототипов Hawker P.1127 выполнил первое зависание 21 октября 1960 года. 12 сентября впервые был выполнен переход из режима висения в горизонтальный полет. На режиме висения и малых скоростях в горизонтальном полете управление самолетом осуществлялось поворотом специальных сопел, расположенных в носовой, хвостовой частях фюзеляжа и на законцовках крыла. В сопла подавался сжатый воздух, отбираемый от компрессора двигателя. Поворот сопел выполнял летчик отклонением ручки управления и педалей.
   После подтверждения правильности выбранной концепции с компанией "Hawker Siddeley" заключили контракт на постройку девяти предсерийных самолетов Kestrel F(GA).Mk 1, предназначенных для оценки возможности использования аппарата в качестве истребителя-бомбардировщика. Первый из девяти самолетов выполнил первый полет 7 марта 1964 года. Испытания проводились с апреля 1965 года по апрель 1966 года в специально сформированной из представителей вооруженных сил трех стран (ВВС Великобритании, Люфтваффе ФРГ, ВВС, ВМС и КМП США) эскадрилье, дислоцированной в Британии. Проигрывались различные сценарии боевого применения Kestrel.
   Ранее, в феврале 1965 года, британское правительство заказало еще шесть опытных самолетов, которые впервые получили наименование Harrier. Первый из них поднялся в воздух 31 августа 1966 года. Вскоре официально стало считаться, что вместо многоцелевого СВВП Hawker Siddeley P.1154 со скоростью полета М=2 для ВВС и ВМС Великобритании будет выпускаться Harrier только для британских ВВС. Одноместный Harrier GR.Mk 1 разрабатывался в вариантах истребителя-бомбардировщика и разведчика, двухместный Harrier T.Mk 2 предназначался для обучения и тренировок летчиков одноместных самолетов. Британские ВВС в конечном итоге заказали 118 одноместных и 23 двухместные машины, позже авиация флота тоже закупила четыре спарки. Серийный одноместный СВВП выполнил первый полет 28 декабря 1967 года, первая серийная спарка - 24 апреля 1969 года.
   Первый из 61 самолета Harrier GR.Mk 1 был официально принят на вооружение британских ВВС 1 апреля 1969 года, машины передали в подразделение №233 OCU (Operational Conversion Unit, часть боевой переподготовки), располагавшееся в Уиттеринге. В 1970 году британские ВВС получили первую из 23 спарок Harrier T.Mk 2. На всех СВВП первых модификаций стояли двигатели Pegasus Mk 101 тягой 84,52 кН. Уцелевшие за этот начальный период самолеты (вместе с построенными дополнительно 17 одноместными) позже модернизировали в варианты Harrier GR.Mk 1A и Harrier T.Mk 2A путем установки двигателей Pegasus Mk 102 тягой 91,19 кН. Позже их доработали (вместе с 40 новыми одноместными) в варианты Harrier GR.Mk 3 и Harrier T.Mk 4, установив двигатели Pegasus Mk 103 тягой 95,64 кН. Самолеты поступили на вооружение четырех строевых эскадрилий, одна из них дислоцировалась в Британии и три - в ФРГ. В британских ВВС Harrier чаще использовались не как СВВП, а как самолеты с коротким взлетом и посадкой, что позволяло нести увеличенную полезную нагрузку. В состав БРЭО входили инерциальная навигационная система, лазерный дальномер-целеуказатель, приемник предупреждения о радиолокационном облучении. Лазерный дальномер и приемник предупреждения об облучении изначально ставили на машины выпуска 1976 года и позднее, но потом внедрили и на самолеты более ранней постройки. Предусматривалась возможность установки системы дозаправки в воздухе. Одно- и двухместные машины могли нести одинаковую боевую нагрузку, хотя масса пустых спарок была больше, чем у одноместных самолетов.
   Обозначение варианта Harrier T.Mk 4 (в авиации ВМС - Harrier T.Mk 4N) изменили на Harrier T.Mk 4A после установки в носовой части фюзеляжа лазерного дальномера-целеуказателя (LRMTS), как у GR.Mk 3.
   В 1988 году началось перевооружение на вариант Harrier GR.Mk 5; последний Harrier первого поколения сняли с вооружения британских ВВС в конце 1995 года. В конце 2000 года на вооружении авиации британских ВМС оставались семь двухместных Harrier T.Mk 8, модернизированных для обеспечения совместимости с Sea Harrier FA.Mk 2 из самолетов T.Mk 4N и T.Mk 4A.
   Почти одновременно с началом поступления Harrier в британские ВВС, КМП США заказал 12 самолетов, заказ вскоре увеличили до 110 машин, включая восемь двухместных.
   В КМП США самолеты получили обозначение McDonnell Douglas AV-8A (одноместные) и TAV-8A (двухместные). На самолетах стояли двигатели Pegasus Mk 103, был изменен состав прицельно-навигационного оборудования - добавлены некоторые системы от Harrier GR.Mk 3; в состав вооружения ввели УР класса "воздух-воздух" AIM-9 Sidewinder. Летчики КМП США отрабатывали ведение воздушных боев с изменением вектора тяги, за счет чего самолет мог маневрировать так, как никакой другой летательный аппарат того времени. В КМП США AV-8 вооружили одну тренировочную и три строевые эскадрильи. Со временем AV-8A модернизировали в AV-8C, доработав планер и бортовые системы.
   Кроме Великобритании и КМП США, стандартные Harrier получили только ВМС Испании и Таиланда. В Испании самолеты получили наименование Matador; Испания получила девять одноместных AV-8S (VA.1) и две спарки TAV-8S (VAE.1), которыми вооружили одну эскадрилью, приписанную к легкому авианосцу "Дедало". После закупки Испанией более совершенных AV-8B Harrier II уцелевшие СВВП выставили на продажу. В результате в 1997 году Таиланд закупил семь одноместных и две двухместные машины для авианосца "Chakri Naruebet" в ожидании поставок новых AV-8B.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley (BAe) Harrier GR.Mk 3

   Тип: одноместный ударный самолет/разведчик вертикального/короткого взлета и посадки
   Силовая установка: один ТРДД с изменяемым вектором тяги Pegasus Mk 103 тягой 96,26 кН
   Летные характеристики: максимальная скорость на малой высоте 1186 км/ч; начальная скороподъемность 8840 м/мин; практический потолок 15 605 м; радиус действия по профилю полета "большая-малая-большая высота" с боевой нагрузкой массой 1996 кг - 667 км
   Масса: пустого 5579 кг; максимальная взлетная 11431 кг
   Размеры: размах крыла 7,70 м; длина с лазерным дальномером 14,27 м; высота 3,63 м; площадь крыла 18,68 м2
   Вооружение: нормальная максимальная масса боевой нагрузки 2268 кг, максимальная масса в перегрузку 3269 кг на внешних подвесках под крылом и фюзеляжем: два контейнера с 30-мм пушками Aden, бомбы разного типа и калибра, блоки НАР, разведывательные контейнеры
Mk 1 UK
Уцелевший прототип YAV-8A "704" и стандартный AV-8A "718" (на фотографии) находятся в пригодном к полетам состоянии в НАСА. Самолеты окрашены в традиционные для НАСА бело-голубые цвета.
John Farley demonstrates the Harrier cockpit to a Swiss Air Force pilot. The air arm comprised a mix of professional personnel and part-timers, the ratio being about a third full-timers to two-thirds reservists, with some 800 aircraft of various types on strength.
Development batch Harrier GR.l XV279 oozes the nostalgia of the type's early service days complete with three-colour roundels. It remains in the care of the RAF and is seen here at Wittering, Cambs, on February 21, 2006. It is still used for ground crew tow-training.
Этот один из первых серийных самолетов с надписью "Hawker Siddeley Harrier" в носовой части вооружался ракетами MATRA и пушкой ADEN при выполнении задач непосредственной поддержки
A Hawker Siddeley Harrier GR.1 of No 233 Operational Conversion Unit is prepared for a sortie from a field base in Germany in the early 1970s.
Длительное сотрудничество Королевских ВВС с государством Белиз (бывший Британский Гондурас) началось с передачи шести GR.Mk 1А в период с ноября 1975 года по апрель 1976 года.
На семи узлах подвески, включая три подфюзеляжных, Harrier способен нести до 2268 кг боевой нагрузки. В набор вооружения входят кассетные бомбы Hunting BL755 или блоки НАР на 19 ракет MATRA SNEB калибра 68 мм.
Серебряный юбилей СВВП. 20 мая 1994г.: экипажи Harrier на авиабазе британских ВВС Уиттеринг отметили 25-летие эксплуатации СВВП в ВВС Великобритании. Здесь в 1969 году сформировали подразделение No.233 OCU (Operational Conversion Unit), первой получившей инновационные истребители-бомбардировщики и разведчики. В мае 1969 года на самолете в ходе трансатлантических гонок на приз газеты "Дейли Мэйл" был обновлен рекорд перелета из Лондона в Нью-Йорк - 5 часов 57 минут. Harrier GR.Mk 1 (на фото) занял видное место в ВВС Великобритании, дислоцировались они, главным образом, в Германии.
В августе 1973 года Harrier GR.Mk 1A 20-й эскадрильи принимал участие в учениях "Grimm Crusade". После семи лет службы эта авиачасть была расформирована в 1977 году, когда Королевским ВВС в Германии пришлось сократить число эскадрилий Harrier до двух.
With Switzerland’s mountainous terrain, and airfields embedded in deep valleys, the Harrier appeared to be a natural choice for the nation’s air force - but the remarkable V/STOL fighter did not qualify for inclusion in the procurement process, according to Switzerland’s rather odd production cut-off stipulations.
Harrier GR.1 XV742 was lent to Hawker Siddeley by the Ministry of Defence for its demonstration tour to Switzerland in 1971, for which it had to be given a civil registration - resulting in the out-of-sequence but appropriate G-VSTO. Here John Farley positions the Harrier over a magnificent Alpine background to be photographed from the company ’s HS.125.
John Farley performing his dynamic and very carefully worked-out demonstration at Agno airfield on June 11, 1971.
The view from the top of what came to be known locally as “Monte Farley” after the Harrier display. With a steep mountain directly beside the runway, Agno was the ideal environment to display the Harrier’s V/STOL capabilities.
The Harrier was displayed at Agno as part of Switzerland’s 1971 International Salon d’Aviation. The airfield, five miles south-west of Lugano, offered a runway 4,000ft (1,200m) in length and 100ft (30m) wide, the mountains surrounding it providing a natural amphitheatre, which the author exploited to the full.
On June 12 the Harrier was due to display at a show at nearby Grenchen. Although the show was cancelled owing to bad weather, the author nevertheless performed two display flights there in the Harrier - the only aircraft to do so.
John Farley (centre) beside G-VSTO on a drizzly day in Switzerland in June 1971 with Hawker Siddeley Marketing Manager Bill Bedford (left) and Air Cdre Eric Burch more CBE, who, in 1968, was appointed to lead the project to introduce the Harrier into RAF service. Bedford had been the test pilot for the first flight of the P.1127, forerunner of the Harrier.
AV-8A USA
The handover ceremony of the first AV-8A at Dunsfold on January 6, 1971, at which AV-8A BuNo 158385 displayed briefly before an engine surge forced it to retire for the day.
From struggling to retain interest from its home government, the P.1127/Kestrel, following its development into the unique Harrier, became a highly desirable item and attracted orders from other countries, most notably the USA, the type entering service with the US Marine Corps as the slightly modified AV-8A in the spring of 1971.
Fourth production AV-8A BuNo 158387 of VMA-513 is demonstrated by Capt Arthur Hall, a USAF pilot on exchange with the USMC, at Beaufort, South Carolina, in the spring of 1971. The unit’s operations were based at “Hoot’s Halfacre ”, the first half of the name deriving from VMA-513's owl insignia, the second from the space occupied by the squadron's hangar.
На авиашоу 1968 года в Фарнборо были продемонстрированы проходивший оценочные испытания в КМП США СВВП Harrier и один из первых тренировочных Т.Mk 2. По результатам испытаний американцы заказали 110 самолетов. Все они были построены в Англии, так как по экономическим причинам налаживать производство СВВП в США посчитали нецелесообразным. Тесные взаимоотношения с фирмой McDonnell Douglas самым благоприятным образом отразились на совершенствовании СВВП Harrier.
Five factory-fresh AV-8As of VMA-513 on the flightline at MCAS Beaufort in the first half of 1971. The first AV-8A arrived in the USA on January 21, 1971, and the last was delivered in November 1976. TOP A pair of "Aces” of VMA-231 fly along the distinctive North Carolina coastline near the unit’s base at Cherry Point in 1974.
AV-8A: поставки и служба. 6 января 1971г.: в Дансфорде (Суррей) на аэродроме фирмы "Hawker Siddeley" представители КМП США официально приняли первый Hawker Siddeley AV-8A Harrier. Это был первый боевой СВВП, принятый на вооружение американской авиации.
AV-8A авиации КМП несли такой же камуфляж, как и их британские собратья - пятна темно-зеленого и темно-серого цветов на верхних поверхностях. Нижние поверхности окрашивались в светло-серый цвет. Лишь в 1980 году в окраску внесли некоторые изменения - "приглушили" цвет слишком заметных опознавательных знаков.
AV-8A КМП в основном базировались на универсальных десантных кораблях класса LHA и LPH, но иногда попадали и на борт авианосцев. Эти AV-8 сфотографированы на борту корабля "Сайпан" (LHA-21). Стандартная авиагруппа десантного корабля насчитывала восемь Harrier.
Tigers at sea - AV-8As of VMA-542 operate from the Iwo Jima-class amphibious assault ship USS Guam (LPH-9) during trials of the Sea Control Ship concept in the mid-1970s. Note the fixed in flight­refuelling probe fitted for long-range operations.
An AV-8A Harrier pilot of US Marine Corps unit VMA-542 prepares for a mission.
An AV-8A Harrier of VMA-513 on the ramp at MCAS Beaufort, South Carolina, where Fairey field service engineer Kenneth Smith spent a happy month in 1972.
A VMA-513 Harrier displays its Sidewinder air-to-air missiles. The AIM-9E was fitted with a scanning infrared sensor, which scanned independently as there was no radar equipment for it to be slaved to; the advantage was that the AV-8A did not have to be directly behind its adversary, as the missile locked on to its own targets.
A pair of "Aces” of VMA-231 fly along the distinctive North Carolina coastline near the unit’s base at Cherry Point in 1974.
Эскадрилья VMA-231 "Aces" стала третьим и последним боевым подразделением КМП, вооруженным AV-8A. Ближе всего к участию в реальных боевых действиях она оказалась в 1983 году, когда была развернута на борту десантного корабля "Тарава" для участия в миротворческой миссии в Ливане.
В КМП основной задачей Harrier была непосредственная поддержка войск в входе высадки на берег. На снимке: четыре AV-8A из VMA-513, вооруженные контейнерами с НАР Zuni и зажигательными бомбами Mk 77. AV-8A могли также вести воздушный бой, для чего на внешние пилоны подвешивались ракеты "воздух-воздух" Sidewinder.
An unconventional formation shot by JIM LARSEN, depicting the inverted Sorrell Hiperbipe SNS-7 N774HB, flown by Mark Sorrell, in company with US Marine Corps AV-8A Harrier 158963 near Seattle, Washington, in July 1979.
The cutting edge of Marine Corps hardware in 1971; an AV-8A of VMA-513 formates with an A-4 Skyhawk of VMA-324 and an F-4 Phantom of VMFA-251, all up from their common base at MCAS Beaufort.
AV-8A Spain
Испанские Harrier несли комбинированный камуфляж: верхние поверхности окрашивались в светло-серый цвет, а нижние - в белый. Знаки национальной принадлежности располагались в четырех местах.
Для борьбы с воздушными целями AV-8S вооружался УР Sidewinder - первоначальная модификация AIM-9N была заменена на модель "Р", которую можно видеть на машине "885". АПУ на две ракеты, введенное в британских ВМС, существенно повысило возможности Harrier в фолклендской войне, но редко использовалось в испанском флоте.
Hawker Siddeley AV-8A Matador (Harrier) No. 5 ol the Spanish Navy's 8a Escuadrilla near St. Louis while Spanish air and ground crews were receiving training last year from McDonnell Douglas
AV-8A and AV-8B Harrier II of the Arma Aerea de la Armada
В Испании Harrier состоял на вооружении единственной эскадрильи - Escuadrilla 008. Ее личный состав проходил обучение в США с декабря 1976 года. Эскадрилья дислоцировалась на военно-морской базе Рота и была приписана к авианосцу "Дедало".
Для эксплуатации AV-8S авианосец "Дедало" прошел модернизацию, например, кормовая часть деревянной верхней палубы, где самолеты должны были выполнять вертикальную посадку, была покрыта металлическими плитами.
AV-8A Thailand
Авиация Королевских ВМС Таиланда. Выбор командованием Королевских ВМС Таиланда для постройки своего авианосца испанской верфи означал, что, вероятнее всего, авиагруппа корабля будет включать самолеты AV-8S. И вскоре оставшиеся у испанцев семь AV-8S и два TAV-8S были проданы в Таиланд, составив костяк его авианосной авиации. Поставленные в сентябре 1997 года, самолеты вошли в состав 302-й эскадрильи, приписанной к авианосцу "Чакри Нарубет" и дислоцированной в Утапао. Базовую подготовку летчики прошли в США в 1995 году. По причине отсутствия запчастей Harrier к 2009 году практически полностью вышли из строя.
Mk 3
Harrier GR.3 XZ132 taxies in at Gutersloh after 4 Squadron's final photo-recce sortie on May 31, 1989.
A Harrier recce pod in the process of being unloaded. Note the film magazines are colour-coded blue, red, green and yellow, to identify the respective camera positions. When operating from forvard deployment sites in the field the magazines would be collected from the Harrier and taken to the RIC by a motorcycle, which could cover the woodland ground faster and thus save precious time.
GR.3 XV808 of 233 Operational Conversion Unit kicking up the dust during a typically spectacular display at Duxford, Cambs, in 1986. The GR.3 became more familiar with its Ferranti Laser Ranging and Marked Target Seeking (LRMTS) equipment fitted into the distinctively-shaped nose.
Hawker Siddeley Harrier GR.3 XZ963 aboard HMS Hermes during the conflict. This aircraft saw combat against Argentinian helicopters and ground positions before being lost as a result of small-arms fire on May 30, 1982. The pilot, Sqn Ldr Jerry Pook, ejected into the sea and was rescued by a Royal Navy Sea King.
Позже был разработан GR.Mk 3 с более мощным двигателем Pegasus и улучшенным БРЭО. Самолет отличался вытянутой носовой частью фюзеляжа, а на киле смонтировали приемник предупреждения об облучении.
Некоторые Harrier GR.Mk 3 из эскадрильи № IV (АС) в последние годы службы летали с цветными килями. Первым броскую окраску получил киль самолета командира по случаю 75-летия эскадрильи. Считалось, что яркая окраска килей снизит вероятность столкновения самолетов на малых высотах.
Когда с самолетов (как с этого GR.Mk 3) снимали подфюзеляжные контейнеры с 30-мм пушками Aden, то вместо них для сохранения путевой устойчивости монтировали длинные и узкие кили.
Две дислоцированные в Германии эскадрильи с СВВП Harrier (на снимке - GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи) являлись важной частью сил НАТО на центрально-европейском направлении. СВВП в период угрозы можно было легко рассредоточить по замаскированным площадкам. В 1982 году в ассортимент подвесного вооружения включили корректируемые бомбы CPU-123/В Paveway II.
British Aerospace Harrier GR Mk 3 tactical fighters of No 1 Squadron from RAF Wittering on exercise.
Пара СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи в полете над Германией. Самолет ведомого окрашен по экспериментальной камуфляжной схеме в зеленый цвет. Данная схема позже стала стандартной окраской СВВП GR.Mk 5.
Три СВВП Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи британских ВВС. 3-я эскадрилья была последней британской эскадрильей СВВП, сформированной в Германии.
Superb comparison shot with a 4 Squadron GR.7 in the foreground joined by one of the unit’s GR.3s. The GR.7 wears the then new but now obsolete two-tone green paintwork, while the GR.3 sports wrap-round grey/green camouflage. No.4 received its first GR.7 in September 1990, with nine of the new variants being on strength by the end of the year. The last GR.3 sortie with the unit was flown in December 1990 while 4 Squadron was still based in West Germany as part of the RAF Germany Harrier Force.
Французские ракеты "воздух-поверхность". 68-мм НАР Thomson-Brandt SNEB 68 Type 250 использовались в ВВС Великобритании (Harrier GR.Mk 3, фото) и Франции (Mirage F.1).
Harrier GR.Mk 3 из 3-й эскадрильи выполняет залповый пуск неуправляемых ракет SNEB. Во время фолклендской войны такие ракеты использовались с достаточно большим эффектом, но с вооружения базирующихся в Европе частей их сняли довольно рано. В конце 1980-х годов учебные пуски таких ракет выполняло только дислоцированное в Белизе 1417-е звено.
From the late 1970s until July 1993 the RAF operated Harrier GR.3s in Belize with 1417 Flight. The unit had a ‘sailfish’ badge, here seen applied to XZ971 at Wittering in July 1993 after its return ferry flight
Badge of 233 Operational Conversion Unit as applied to a GR.3. The Harrier Conversion Unit became 233 OCU on October 1, 1970. The unit was originally formed at Pembrey, Wales, on September 1, 1952, and its badge depicts a Welsh Wildcat.
During late 1992, 233 OCU at Wittering was assigned the 20(R) Squadron numberplate - this unit still operates as the Harrier OCU. No.20 had earlier operated GR.ls at Wildenrath in West Germany from 1970 to 1977. The unit's badge is seen applied to a GR.3. It depicts an eagle, wings elevated and perched on a sword in front of a rising sun.
Old-style 4 Squadron flash as used on the unit's GR.3s and T.4s.
Боевое крещение в Южной Атлантике первыми прошли СВВП Harrier из 1-й эскадрильи (снимок сделан на острове Вознесения). Самолеты наносили удары по позициям аргентинских войск на Фолклендских островах.
С целью усиления авиагруппы, базировавшейся на "Гермесе", была сформирована 809-я эскадрилья - она перелетела на остров Вознесения, где самолеты погрузили на контейнеровоз "Атлантик Конвейер" для доставки в Южную Атлантику. На снимке видны привлекавшиеся к операции "Corporate" вертолеты Chinook и самолеты Victor, Hercules, Nimrod и VC-10.
Доставка авиационной техники в зону боевых действий при помощи гражданских контейнеровозов
Самолеты Harrier GR.Mk 3 из 1-й эскадрильи временно на период учений в Норвегии перекрашены по зимней камуфляжной схеме. Пушечные контейнеры и подкрыльевые баки также окрашены в белый цвет.
A brace of 1(F) Squadron GR.3s in temporary arctic camouflage returning from Norway in 1988. The white paint was water-soluble so that the jets could be returned to their grey/green temperate scheme relatively easily.
Самолет «Харриер» из коллекции компании AeroGroup
Arguably one of the world’s most revolutionary (no pun intended) turbofans, the Rolls-Royce Pegasus 11-61 (F402-RR-408), seen here on the build-line at Bristol. This two-shaft turbofan powers all versions of the Harrier, providing both lift and propulsive thrust through four swivelling exhaust nozzles.