Avro Shackleton / Type 696
Страна: Великобритания
Год: 1949


Морской разведывательный и противолодочный самолет
Информация ремонт фольксваген транспортер тут.
Описание
Фотографии
Avro серии 696 Shackleton

  В 1946 году, после обсуждений требований британских ВВС к новому дальнему морскому разведчику, началась разработка самолета Lincoln Mk 3, соответствующего этим требованиям. Переделав Lincoln, фирма "Avro" предложила новое обозначение для него - Avro серии 696 Shackleton. Shackleton сохранил крыло и шасси Lincoln, однако имел новый, более короткий и широкий фюзеляж увеличенного объема. Хвостовое оперение было смещено вверх, а характерные для Lancaster и Lincoln концевые шайбы килей стали более округлыми. Двигатели Merlin заменили на Rolls-Royce Griffon, каждый из которых работал на два соосных противоположно вращающихся трехлопастных винта. Новый фюзеляж вмещал экипаж из 10 человек и вооружение, состоящее из двух 20-мм носовых пушек, двух 20-мм пушек в верхней турели и двух 12,7-мм пулеметов в кормовой стрелковой установке, плюс обычные или глубинные бомбы в большом бомбовом отсеке.
  Первый Shackleton GR.Mk 1 (позже Shackleton MR.Mk 1) совершил свой первый полет 9 марта 1949 года, а первый серийный экземпляр поднялся в воздух 24 октября 1950 года. В феврале 1951 года самолет поступил в эксплуатацию в 120-ю эскадрилью, а затем - в учебно-боевую 236-ю эскадрилью в Кинлоссе. После доработки Shackleton начал заменять Lancaster MR.Mk 3 в эскадрильях береговой обороны.
  Силовая установка MR.Mk 1 включала в себя двигатели Griffon 57А на центроплане крыла и Griffon 57 на консолях. Вторая серийная партия Shackleton оснащалась четырьмя моторами Griffon 57А в более широких гондолах, что привело к изменению обозначения на Shackleton MR.Mk 1А. Shackleton MR.Mk 2 был разработан с целью устранения недостатков, выявленных при боевой эксплуатации MR.Mk 1 и MR.Mk 1А, в частности - ограниченных возможностей РЛС и неэффективности стрелкового вооружения. Новая носовая часть вмещала две 20-мм пушки над местом штурмана-бомбардира. Антенна РЛС переместилась из обтекателя под носовой частью фюзеляжа в выдвижной обтекатель позади бомбового отсека, что обеспечивало обзор в 360°. К другим изменениям относились установка хвостовой пушки в прозрачном блистере и замена одинарного неубираемого хвостового колеса шасси на убираемую стойку со сдвоенным колесом.
  Последним серийным вариантом был Shackleton MR.Mk 3. Его отличало крыло измененной формы с улучшенными элеронами и топливными баками на концах, а также фонарь кабины с расширенным обзором и дополнительная звуконепроницаемая кабина для сменного экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение взлетной массы потребовало замены шасси с хвостовой опорой на трехстоечное с двумя колесами на каждой стойке. Верхнюю стрелковую турель убрали, но на подкрыльевых узлах теперь можно было подвесить различное вооружение, включая реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных MR.Mk 3 были переданы южноафриканским ВВС. После завершения производства усовершенствование Shackleton продолжалось до середины 1960-х годов, когда конструкция была усилена для установки дополнительных топливных баков и двух небольших турбо-реактивных двигателей Rolls-Royce Viper Mk 203 с силой тяги 11,12 кН. Двигатели Viper, расположенные во внешних гондолах, обеспечивали дополнительную мощность при взлете и наборе высоты с максимальной нагрузкой.
  Ранние модификации Shackleton заменили на 8Ае Nimrod MR. Mk 1 и 2, но последней модификацией самолета-ветерана стал AEW.Mk 2, разработанный в 1971 году в качестве альтернативы FAIREY Gannet AEW.Mk 3. Все 12 экземпляров AEW.Mk 2 были переделаны из стандартных MR. Mk 1 путем установки РЛС кругового обзора APS-20, как на Gannet. На самолете установили большое количество различных антенн, но самые значительные усовершенствования касались внутренней компоновки. В частности, появились рабочие места трех дежурных операторов РЛС. Самолет AEW.Mk 2 служил в 8-й эскадрилье Королевских ВВС до июля 1991 года, решая задачи дальнего радиолокационного обнаружения.


Варианты

  Shackleton MR. Mk 1: самолеты оснащены оборудованием MAD (обнаружение магнитных аномалий) для обнаружения глубоководных подводных лодок
  Shackleton MR. Mk 2С: обозначение ряда самолетов MR. Mk 2 с навигационным или ударным оборудованием от MR. Mk 3 для 205-й эскадрильи в Сингапуре
  Shackleton MR. Mk 4: обозначение проектируемой, но не построенной модификации, оснащенной по схеме комбинированной силовой установки с четырьмя сдвоенными (газотурбинная/дизельная) двигательными установками Napier Normad Е.145
  Shackleton Т. Mk 4: обозначение самолета Mk 1, переделанного в учебный в школе морской разведки (позже MOTU - "морская учебная часть боевой подготовки")


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  Avro серии 716 Shackleton MR.Mk 3

  Тип: морской разведывательный и противолодочный самолет
  Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Griffon 57А мощностью 2455 л. с. (1831 кВт) каждый и два турбореактивных Rolls-Royce Viper Mk 203 силой тяги 11,12 кН каждый
  Летные характеристики: максимальная скорость 486 км/ч на оптимальной высоте: крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 259 м в минуту; практический потолок 5850 м; дальность полета 5890 км
  Масса: пустого 26 218 кг; максимальная взлетная 44452 кг
  Размеры: размах крыла 36,52 м; длина 28,19 м; высота 7,11 м; площадь крыла 132.01м'
  Вооружение: две 20-мм пушки на передней подвижной установке плюс 4536 кг боеприпасов на внутренней подвеске
Самолет с номером WB854 был одним из трех серийных Shackleton MR.Mk 1А, служивших в 120-й эскадрилье, которая в 1951 году первой достигла боеготовности на этих машинах.
Морскую разведку в регионе Среднего Востока в 1957-1967 годах вели самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи, которая базировалась в Хормаксаре, Аден.
Последними боевыми Avro Shackleton были AEW.Mk 2 из 8-й эскадрильи с авиабазы Лоссимаут. Всем этим машинам были даны неофициальные имена героев детского телесериала "Волшебная карусель".
Mk 1
VW135 - третий (R.5/46) прототип Shackleton. Самолет очень близок к стандартному варианту MR.Mk 1, но без носовых и хвостовых стрелковых точек. В Береговое командование машина не передавалась.
Mk 2
Shackleton MR.Mk 2 из 38-й эскадрильи британских ВВС - один из самолетов, возвращавшихся в Маюнга, Мадагаскар, для поддержки блокады порта Бейра и предотвращения поставок нефтепродуктов, 1966 год.
Парк Shackleton проходил модернизацию на протяжении всей своей службы. На снимке: самолет MR.Mk 2 из 228-й эскадрильи, в результате модернизации 1956-1957 годов он "потерял" надфюзеляжную турель.
В конце 1950-х годов в Адене базировались Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС. Эскадрилья выполняла задачи по защите перевозок нефти в Персидском заливе и Красном море, а также в примирении враждующих между собой арабских племен.
На снимке изображен один из 12 самолетов РЭБ AEW.Mk 2 вместе с его неудавшимся последователем Nimrod AEW.Mk 3. После того, как программа создания последнего была закрыта, карьера Shackleton была продлена и к 1991 году достигла 40 лет. Все машины в 1970-е годы получили неофициальные имена в честь героев детских телесериалов "The Herbs" и "The Magic Roundabout". Изображенный на снимке WR960 получил имя "Dougal" из последнего сериала.
The old and the new: Britain's current and future AEW types, both products of the Manchester factories of British Aerospace. The second Nimrod AEW Mk 3 was on a test flight from Woodford when it formated with one of the RAF’s last Shackleton AEW Mk 2s.
Английский самолет ДРЛО "Шэклтон" и его "коллега" американский "Варнинг Стар" на авиабазе НАТО в Исландии
Этот MR.Mk 3 с крыльевыми топливными баками и улучшенным фонарем кабины был приписан к 206-й эскадрилье и нес на килях ее герб с изображением осьминога.
Shackleton MR.Mk 3 выполнил первый полет в 1955 году, в строевые части первые MR.Mk 3 поступили в 1957 году. Данная модификация отличалась шасси с носовой опорой, дополнительными баками на законцовках крыла, новым остеклением кабины и наличием убираемой РЛС ASV.Mk 21.
Soon due for replacement, the seven elderly Shackleton MR Mk 3s are operated on long-range patrols from Cape Town.
До начала политического осложнения отношений между Великобританией и ЮАР самолеты Shackleton регулярно дорабатывались, получив более совершенное оборудование, включая аппаратуру РЭБ. Но двигатели Viper, штатные для модификации Phase 3, на них так и не установили.
Shackleton из 35-й эскадрильи сняли с вооружения в ноябре 1984 года, торжественная церемония по данному поводу состоялась в аэропорте Малан Кейптауна. Полет строем выполнили три последних пригодных к полетам Shackleton.
Mk 1
9 марта 1949г.: старший летчик-испытатель фирмы Дж. X. Оррел поднял в воздух прототип Avro Shackleton (VW126).
VP256 стал 72-м серийным Mk 1/1A самого многочисленного варианта Shackleton. Его отличительные черты - короткая носовая часть, расположенный в нижней части обтекатель РЛС, а также надфюзеляжная стрелковая установка.
В одном строю наиболее распространенные в британских ВВС самолеты, снимок конца 1950-х годов. Ведущий - Shackleton MR.Mk 1А WB861 из 240-й эскадрильи, за ним Vampire T.Mk 11, Meteor T.Mk 7, Varsity, Sabre и Balliol.
EXERCISE GRAPPLE. During the recent atomic tests at Christmas Island Avro Shackletons were deployed to sweep the approaches. Illustrated is one of No. 240 Squadron 's MR.Mk.1s. Note fin insigne, a red cormorant clawing grapple.
Avro Shackleton T.4 VP293, below, which began life as an MR.1 a quarter of a century ago, was flown from RAL Farnborough to Auchterarder on May 3 1976 to become part of the Strathallen Collection.
17 самолетов MR.Mk 1/1А были переоборудованы в учебные T.Mk 4 (на снимке) и оснащались навигационным и радиооборудованием по стандарту модификации Mk 3, а также дополнительными индикаторами РЛС для курсантов и инструкторов. Машины поступили в учебно-тренировочную эскадрилью в Кинлоссе. В учебные T.Mk 2 были также переоборудованы 10 самолетов MR.Mk 2.
На снимке хорошо видны различия между вариантами MR.Mk 1 (на переднем плане) и MR.Mk 2. Прототип MR.Mk 1, сочетавший крыло и шасси от Lincoln с новым фюзеляжем, выполнил первый полет 9 марта 1949 года.
Mk 2
Самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС базировались в Луке (Мальта) и осуществляли как морскую разведку, так и транспортные операции. Самолеты из 42-й и 206-й эскадрилий использовались как временное средство для переброски войск из Великобритании на Мальту и Кипр.
42-я эскадрилья принимала участие в борьбе с партизанами в Омане в 1957 году. С самолетов Shackleton на повстанцев сбрасывали 9-кг осколочные бомбы и листовки.
Avro Shackleton MR.2 WL742 of No 42 Squadron, Coastal Command, over the Atlantic in January 1954. The Shackleton was first delivered to the RAF in the spring of 1951 - 25 years ago.
В чрезвычайных ситуациях Транспортное командование британских ВВС использовало Shackleton для перевозок людей и грузов. Этот снимок MR.Mk 2 сделан на одном из британских аэродромов, вероятно Блэкбуш, во время погрузки войск для перевозки в район Суэца, 1956 год.
The aircraft the AEW Nimrod is intended to replace - Avro Shackleton AEW.2 of No.8 Squadron, R.A.F. Lossiemouth, one of eleven remaining.
Also at "Lossie" are the Avro Shackleton AEW.2s of No. 8 Squadron; WL757 illus.
Possibly operating in a major exercise for the last time were the Shackleton AEW Mk 2s of No 8 Squadron. Soon to be replaced by Nimrod AEW Mk 3s, they are the RAF's last piston-engined aircraft in the front line.
Дольше всего, до августа 1973 года, Shackleton эксплуатировались в 8-й эскадрилье, дислоцированной в Лоссимуте. Эти 12 самолетов были модернизированы в вариант ДРЛО из противолодочных MR.Mk 2. Самолеты получили собственные имена в честь популярных телефильмов от "Magic Roundabout" до "The Herbs".
30 сентября 1971г.: взлетел первый противолодочный Hawker Siddeley Shackleton AEW.Mk 2 (WL745, на снимке). Двенадцать машин этого типа были переделаны из MR.Mk 2 и несли службу вместе с противолодочными самолетами Gannet AEW.Mk 3 ВМС Великобритании.
Mk 3
The Avro Shackleton Mk 3 is basically the same as the Mk. 2. Main external difference is the tricycle undercarriage, and the cockpit has been redesigned to give better visibility. There is storage space for anti-submarine weapons and a lifeboat can be carried as an external store, slung below the fuselage.
The latest version of the Avro Shackleton Mk.3 carries a lightweight lifeboat fitted to the bomb bay.
First prototype Avro Shackleton Mk. 3
The tricycle-undercarriage Avro Shackleton Mk. 3.
LIFEBOAT SHACKLETON MR.Mk.3. WR972 is first Avro Type 696 to have air rescue boat fitted to otherwise fully operational anti-sub. MR. Mk.3.
Shackleton Mk 3 имел ряд существенных отличий, включая концевые крыльевые топливные баки, благодаря чему продолжительность полета возросла до 18 часов. На снимке: Mk 3 (XF707/"P") из 201-й эскадрильи, дислоцировавшейся в Сент-Могане.
Shackleton MR.Mk 3 (№1716) стал первым из восьми Shackleton ВВС ЮАР, поставленных в 1957 году. На самолет нанесены самые первые опознавательные знаки ВВС ЮАР, вскоре после поставки опознавательные знаки поменяли.
First of the South African Air Force Shackleton M.R. Mk. 3s is 1717. The M.R. Mk. 3 is a development of the M.R. Mk. 2 with a nosewheel landing gear, increased fuel capacity, new clear-view cockpit canopy and internal changes for increased crew comfort. It is also in production for the Royal Air Force. Data: Span 120ft. 0 in.; length 87ft. 4 in.; height 16 ft. 9 in. Powerplant, four 2,450-h.p. Rolls-Royce Grifon 67 engines, each driving a de Havilland six-blade co-axial counter-rotating airscrew.
Южноафриканские Mk 3 имели ряд незначительных внешних отличий от британских машин - в частности, астролюк был перенесен из носовой части фюзеляжа в середину. На снимке - второй поставленный ЮАР Shackleton со спасательной шлюпкой под фюзеляжем.
ВВС ЮАР были единственным, кроме британских ВВС, эксплуатантом Shackleton - восемь машин Mk 3 в 1957 году поступили в 35-ю эскадрилью, летавшую до того на Neptune. По ряду причин, преимущественно политических (было введено эмбарго), самолеты эксплуатировались бессменно в течение 27 лет. В 1984 году они были сняты с вооружения, на их место пришли самолеты MR Dakota, прозванные "Dakleton".
South African Air Force Avro Shackleton MR.3s 1719, 1720 and 1723 of No. 35 Squadron, D.F. Malan Airport, Cape Town, photographed near their base by L.J.Vosloo from an Albatross. Last month the S.A.A.F. Shackletons celebrated their 20th anniversary; the first of eight was delivered on 18th August 1957. Seven remain in service and have recently undergone an extensive re-sparring and refurbishing programme
Close-up of the port outer engine nacelle of a phase three Shackleton MR.Mk 3, with air intake for the Viper 203 auxiliary turbojet open
This colourful badge now adorns No. 38 Squadron's Shackletons
 
STATIC PARK - This view covers the entire static display and shows the three main lines of aircraft: (foreground) Lightnings, VC10, Harriers, Victors and Phantoms; (centre) Vulcans, Jaguars, Canadian A.F. CF-104, R.A.A.F. F-111C and R.N.Z.A.F. Hercules, facing a row of Puma, Wessex, Whirlwind and Gazelle helicopters; and (behind) Shackleton, Argosy, five Nimrods, four Hercules facing Communications aircraft (Andover, Pembroke, Devon) and trainers, with four Buccaneers and five Canberras at the end of the line
Aerial view of the Newark Air Museum revealing a wide variety of exhibits. The “heavies”include the Vulcan, Hastings, Shackleton and Varsity. Since the picture was taken the collection has been expanded by the addition of two Canberras, a Sea Vixen and a further Meteor.
Shackleton MR.Mk 2. Изображен самолет варианта MR.Mk 2 из 205-й эскадрильи Дальневосточных ВВС Великобритании, которая базировалась в Чанги, Сингапур. Эскадрилья была сформирована в 1929 году в Силитаре на основе дальневосточного звена. Более 30 лет на вооружении эскадрильи состояли летающие лодки. Свой первый Shackleton эскадрилья получила в мае 1958 года и эксплуатировала эти машины (сначала Mk 1А, затем Mk 2) до вывода частей британских ВВС из Сингапура в октябре 1971 года.
Shackleton Mk 3