Avro Shackleton / Type 696
Страна: Великобритания
Год: 1949


Морской разведывательный и противолодочный самолет
Описание
Фотографии:

Цветные фото (27)
Avro серии 696 Shackleton

   В 1946 году, после обсуждений требований британских ВВС к новому дальнему морскому разведчику, началась разработка самолета Lincoln Mk 3, соответствующего этим требованиям. Переделав Lincoln, фирма "Avro" предложила новое обозначение для него - Avro серии 696 Shackleton. Shackleton сохранил крыло и шасси Lincoln, однако имел новый, более короткий и широкий фюзеляж увеличенного объема. Хвостовое оперение было смещено вверх, а характерные для Lancaster и Lincoln концевые шайбы килей стали более округлыми. Двигатели Merlin заменили на Rolls-Royce Griffon, каждый из которых работал на два соосных противоположно вращающихся трехлопастных винта. Новый фюзеляж вмещал экипаж из 10 человек и вооружение, состоящее из двух 20-мм носовых пушек, двух 20-мм пушек в верхней турели и двух 12,7-мм пулеметов в кормовой стрелковой установке, плюс обычные или глубинные бомбы в большом бомбовом отсеке.
   Первый Shackleton GR.Mk 1 (позже Shackleton MR.Mk 1) совершил свой первый полет 9 марта 1949 года, а первый серийный экземпляр поднялся в воздух 24 октября 1950 года. В феврале 1951 года самолет поступил в эксплуатацию в 120-ю эскадрилью, а затем - в учебно-боевую 236-ю эскадрилью в Кинлоссе. После доработки Shackleton начал заменять Lancaster MR.Mk 3 в эскадрильях береговой обороны.
   Силовая установка MR.Mk 1 включала в себя двигатели Griffon 57А на центроплане крыла и Griffon 57 на консолях. Вторая серийная партия Shackleton оснащалась четырьмя моторами Griffon 57А в более широких гондолах, что привело к изменению обозначения на Shackleton MR.Mk 1А. Shackleton MR.Mk 2 был разработан с целью устранения недостатков, выявленных при боевой эксплуатации MR.Mk 1 и MR.Mk 1А, в частности - ограниченных возможностей РЛС и неэффективности стрелкового вооружения. Новая носовая часть вмещала две 20-мм пушки над местом штурмана-бомбардира. Антенна РЛС переместилась из обтекателя под носовой частью фюзеляжа в выдвижной обтекатель позади бомбового отсека, что обеспечивало обзор в 360°. К другим изменениям относились установка хвостовой пушки в прозрачном блистере и замена одинарного неубираемого хвостового колеса шасси на убираемую стойку со сдвоенным колесом.
   Последним серийным вариантом был Shackleton MR.Mk 3. Его отличало крыло измененной формы с улучшенными элеронами и топливными баками на концах, а также фонарь кабины с расширенным обзором и дополнительная звуконепроницаемая кабина для сменного экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение взлетной массы потребовало замены шасси с хвостовой опорой на трехстоечное с двумя колесами на каждой стойке. Верхнюю стрелковую турель убрали, но на подкрыльевых узлах теперь можно было подвесить различное вооружение, включая реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных MR.Mk 3 были переданы южноафриканским ВВС. После завершения производства усовершенствование Shackleton продолжалось до середины 1960-х годов, когда конструкция была усилена для установки дополнительных топливных баков и двух небольших турбо-реактивных двигателей Rolls-Royce Viper Mk 203 с силой тяги 11,12 кН. Двигатели Viper, расположенные во внешних гондолах, обеспечивали дополнительную мощность при взлете и наборе высоты с максимальной нагрузкой.
   Ранние модификации Shackleton заменили на 8Ае Nimrod MR. Mk 1 и 2, но последней модификацией самолета-ветерана стал AEW.Mk 2, разработанный в 1971 году в качестве альтернативы FAIREY Gannet AEW.Mk 3. Все 12 экземпляров AEW.Mk 2 были переделаны из стандартных MR. Mk 1 путем установки РЛС кругового обзора APS-20, как на Gannet. На самолете установили большое количество различных антенн, но самые значительные усовершенствования касались внутренней компоновки. В частности, появились рабочие места трех дежурных операторов РЛС. Самолет AEW.Mk 2 служил в 8-й эскадрилье Королевских ВВС до июля 1991 года, решая задачи дальнего радиолокационного обнаружения.


Варианты

   Shackleton MR. Mk 1: самолеты оснащены оборудованием MAD (обнаружение магнитных аномалий) для обнаружения глубоководных подводных лодок
   Shackleton MR. Mk 2С: обозначение ряда самолетов MR. Mk 2 с навигационным или ударным оборудованием от MR. Mk 3 для 205-й эскадрильи в Сингапуре
   Shackleton MR. Mk 4: обозначение проектируемой, но не построенной модификации, оснащенной по схеме комбинированной силовой установки с четырьмя сдвоенными (газотурбинная/дизельная) двигательными установками Napier Normad Е.145
   Shackleton Т. Mk 4: обозначение самолета Mk 1, переделанного в учебный в школе морской разведки (позже MOTU - "морская учебная часть боевой подготовки")


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro серии 716 Shackleton MR.Mk 3

   Тип: морской разведывательный и противолодочный самолет
   Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Griffon 57А мощностью 2455 л. с. (1831 кВт) каждый и два турбореактивных Rolls-Royce Viper Mk 203 силой тяги 11,12 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 486 км/ч на оптимальной высоте: крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 259 м в минуту; практический потолок 5850 м; дальность полета 5890 км
   Масса: пустого 26 218 кг; максимальная взлетная 44452 кг
   Размеры: размах крыла 36,52 м; длина 28,19 м; высота 7,11 м; площадь крыла 132.01м'
   Вооружение: две 20-мм пушки на передней подвижной установке плюс 4536 кг боеприпасов на внутренней подвеске
Mk 1
VW135 - третий (R.5/46) прототип Shackleton. Самолет очень близок к стандартному варианту MR.Mk 1, но без носовых и хвостовых стрелковых точек. В Береговое командование машина не передавалась.
Shackleton T.4 VP293 served with RAE Farnborough for many years, latterly undertaking TV sensing trials. It was retired in 1976, being flown to Strathallan where it was eventually broken up early in 1990. VP293 is seen here, during May 1976, in its classic colour scheme of white, grey and Day-Glo.
This rare colour photograph of Shackleton MR.1, taken at RAF Gan in the Maldives circa 1960, clearly illustrates the huge bomb bay. During 1961 this aircraft was delivered to 236 Operational Conversion Unit at RAF St Mawgan, Cornwall.
Mk 2
Prior to 1955, all Coastal Command aircraft were painted white on the undersurfaces and sides with surfaces viewed from immediately above finished in a dark slate grey and extra dark sea grey camouflage pattern. MR.2 WL791 served with Nos.37 and 38 Sqns and the Ballykelly Wing, Northern Ireland, before being sold for scrap in May 1967.
Shackleton MR.Mk 2 из 38-й эскадрильи британских ВВС - один из самолетов, возвращавшихся в Маюнга, Мадагаскар, для поддержки блокады порта Бейра и предотвращения поставок нефтепродуктов, 1966 год.
Maintenance facilities were basic. Shackleton MR.2 WL752 is pictured during an engine change, carried out in the open using only the basic necessities of ground equipment - fortunately, clear blue skies were guaranteed.
The replacement ECU (Engine Change Unit) for this Shackleton is readied for final lifting into position, which was done with an ancient Coles crane - crude, but in this case very effective.
Fortunately, Masirah was blessed with a superb crane/operator combination and if a movement of only a thou or two was called for, that, reputedly, was what was given. Together with an excellent team of tradesmen, it ensured that the task was completed in normal time with no problems.
Shackleton MR.2 WR969, en route from Gibraltar to Masirah, during a few days stopover at RAF Khormaksar, Aden for acclimatisation. The hardstanding appears to be rolled salt - effective, but dazzling to look at. The ground equipment was getting a bit antiquated even then, but it worked. Note that Shackletons were still fitted with twin 20mm cannon in the nose although the mid-upper turrets had been removed some two years earlier.
В конце 1950-х годов в Адене базировались Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС. Эскадрилья выполняла задачи по защите перевозок нефти в Персидском заливе и Красном море, а также в примирении враждующих между собой арабских племен.
214 Shackletons in loose formation at 10,000ft over the Omani desert. There was another Shack out to starboard and another loose vic two miles behind.
Shackleton MR.2 WL752/T of 224 Sqn was photographed over Jebel Akhdar, Oman, in March 1959, where it had been used over the previous ten weeks for medium-level bombing missions in the Jebel Akhdar conflict.
Парк Shackleton проходил модернизацию на протяжении всей своей службы. На снимке: самолет MR.Mk 2 из 228-й эскадрильи, в результате модернизации 1956-1957 годов он "потерял" надфюзеляжную турель.
The Empire Test Pilots School was resident at Farnborough from 1946 until 1968 occupying the hangar on the south side of the airfield, this now being used today as the civil enclave. In this view are some of the ETPS fleet at Farnborough during 1961. These include a Vampire T.11, Meteor NF.14, Meteor T.7, Hunter F.4, Hunter T.7, Dragonfly HR3, Devon C.1, Shackleton MR.2, Canberra B.2, Swift F.7 and Chipmunk T 10.
As a result of procrastination over the choice of a common airborne early warning aircraft for NATO members, the UK decided to modify 12 of its Shackleton fleet for the role. When the aircraft first entered service with 8 Sqn in April 1972, they were perceived as an interim solution to the UK's need for an AEW aircraft. In the event they served for almost 20 years. AEW.2 WL790 is owned by Air Atlantique and based in Midland, Texas.
На снимке изображен один из 12 самолетов РЭБ AEW.Mk 2 вместе с его неудавшимся последователем Nimrod AEW.Mk 3. После того, как программа создания последнего была закрыта, карьера Shackleton была продлена и к 1991 году достигла 40 лет. Все машины в 1970-е годы получили неофициальные имена в честь героев детских телесериалов "The Herbs" и "The Magic Roundabout". Изображенный на снимке WR960 получил имя "Dougal" из последнего сериала.
The old and the new: Britain's current and future AEW types, both products of the Manchester factories of British Aerospace. The second Nimrod AEW Mk 3 was on a test flight from Woodford when it formated with one of the RAF’s last Shackleton AEW Mk 2s.
Shackleton AEW.2 WL757 formates closely for the benefit of Flight photographer Janice Lowe aboard one of its 8 Sqn stablemates.
Six Shackleton AEW Mk 2s remain in service with No 8 Squadron as this issue goes to press, pending the introduction of Boeing Sentry AEW Mk Is. By the time they retire. Shackletons will have served the RAF continuously for more than 35 years - approximately half the Service's own lifetime.
A stirring sight: four of 8 Sqn’s Shackletons in formation over the East Coast, photographed by Janice Lowe from the fifth.
Английский самолет ДРЛО "Шэклтон" и его "коллега" американский "Варнинг Стар" на авиабазе НАТО в Исландии
Mk 3
Этот MR.Mk 3 с крыльевыми топливными баками и улучшенным фонарем кабины был приписан к 206-й эскадрилье и нес на килях ее герб с изображением осьминога.
Originally operated in Coastal Command's overall white finish with light slate grey upper surfaces, Shackletons of all marks later acquired an all-over dark sea grey finish, with a subsequent amendment to introduce a white top for the fuselage. The MR Mk 3 of No 206 Squadron shows the final colours, with red squadron codes.
Shackleton MR.Mk 3 выполнил первый полет в 1955 году, в строевые части первые MR.Mk 3 поступили в 1957 году. Данная модификация отличалась шасси с носовой опорой, дополнительными баками на законцовках крыла, новым остеклением кабины и наличием убираемой РЛС ASV.Mk 21.
Soon due for replacement, the seven elderly Shackleton MR Mk 3s are operated on long-range patrols from Cape Town.
До начала политического осложнения отношений между Великобританией и ЮАР самолеты Shackleton регулярно дорабатывались, получив более совершенное оборудование, включая аппаратуру РЭБ. Но двигатели Viper, штатные для модификации Phase 3, на них так и не установили.
Shackleton из 35-й эскадрильи сняли с вооружения в ноябре 1984 года, торжественная церемония по данному поводу состоялась в аэропорте Малан Кейптауна. Полет строем выполнили три последних пригодных к полетам Shackleton.
Three of the eight Shackleton MR Mk 3s acquired by the South African Air Force in 1957. They were phased out of service in 1985.