RU

/

EN
burger-menu
Поиск по сайту:
airplane photo

Страна : Великобритания

Год : 1949

Морской разведывательный и противолодочный самолет

Avro серии 696 Shackleton

   В 1946 году, после обсуждений требований британских ВВС к новому дальнему морскому разведчику, началась разработка самолета Lincoln Mk 3, соответствующего этим требованиям. Переделав Lincoln, фирма "Avro" предложила новое обозначение для него - Avro серии 696 Shackleton. Shackleton сохранил крыло и шасси Lincoln, однако имел новый, более короткий и широкий фюзеляж увеличенного объема. Хвостовое оперение было смещено вверх, а характерные для Lancaster и Lincoln концевые шайбы килей стали более округлыми. Двигатели Merlin заменили на Rolls-Royce Griffon, каждый из которых работал на два соосных противоположно вращающихся трехлопастных винта. Новый фюзеляж вмещал экипаж из 10 человек и вооружение, состоящее из двух 20-мм носовых пушек, двух 20-мм пушек в верхней турели и двух 12,7-мм пулеметов в кормовой стрелковой установке, плюс обычные или глубинные бомбы в большом бомбовом отсеке.
   Первый Shackleton GR.Mk 1 (позже Shackleton MR.Mk 1) совершил свой первый полет 9 марта 1949 года, а первый серийный экземпляр поднялся в воздух 24 октября 1950 года. В феврале 1951 года самолет поступил в эксплуатацию в 120-ю эскадрилью, а затем - в учебно-боевую 236-ю эскадрилью в Кинлоссе. После доработки Shackleton начал заменять Lancaster MR.Mk 3 в эскадрильях береговой обороны.
   Силовая установка MR.Mk 1 включала в себя двигатели Griffon 57А на центроплане крыла и Griffon 57 на консолях. Вторая серийная партия Shackleton оснащалась четырьмя моторами Griffon 57А в более широких гондолах, что привело к изменению обозначения на Shackleton MR.Mk 1А. Shackleton MR.Mk 2 был разработан с целью устранения недостатков, выявленных при боевой эксплуатации MR.Mk 1 и MR.Mk 1А, в частности - ограниченных возможностей РЛС и неэффективности стрелкового вооружения. Новая носовая часть вмещала две 20-мм пушки над местом штурмана-бомбардира. Антенна РЛС переместилась из обтекателя под носовой частью фюзеляжа в выдвижной обтекатель позади бомбового отсека, что обеспечивало обзор в 360°. К другим изменениям относились установка хвостовой пушки в прозрачном блистере и замена одинарного неубираемого хвостового колеса шасси на убираемую стойку со сдвоенным колесом.
   Последним серийным вариантом был Shackleton MR.Mk 3. Его отличало крыло измененной формы с улучшенными элеронами и топливными баками на концах, а также фонарь кабины с расширенным обзором и дополнительная звуконепроницаемая кабина для сменного экипажа на случай длительного патрулирования. Увеличение взлетной массы потребовало замены шасси с хвостовой опорой на трехстоечное с двумя колесами на каждой стойке. Верхнюю стрелковую турель убрали, но на подкрыльевых узлах теперь можно было подвесить различное вооружение, включая реактивные снаряды. Восемь из 42 построенных MR.Mk 3 были переданы южноафриканским ВВС. После завершения производства усовершенствование Shackleton продолжалось до середины 1960-х годов, когда конструкция была усилена для установки дополнительных топливных баков и двух небольших турбо-реактивных двигателей Rolls-Royce Viper Mk 203 с силой тяги 11,12 кН. Двигатели Viper, расположенные во внешних гондолах, обеспечивали дополнительную мощность при взлете и наборе высоты с максимальной нагрузкой.
   Ранние модификации Shackleton заменили на 8Ае Nimrod MR. Mk 1 и 2, но последней модификацией самолета-ветерана стал AEW.Mk 2, разработанный в 1971 году в качестве альтернативы FAIREY Gannet AEW.Mk 3. Все 12 экземпляров AEW.Mk 2 были переделаны из стандартных MR. Mk 1 путем установки РЛС кругового обзора APS-20, как на Gannet. На самолете установили большое количество различных антенн, но самые значительные усовершенствования касались внутренней компоновки. В частности, появились рабочие места трех дежурных операторов РЛС. Самолет AEW.Mk 2 служил в 8-й эскадрилье Королевских ВВС до июля 1991 года, решая задачи дальнего радиолокационного обнаружения.


Варианты

   Shackleton MR. Mk 1: самолеты оснащены оборудованием MAD (обнаружение магнитных аномалий) для обнаружения глубоководных подводных лодок
   Shackleton MR. Mk 2С: обозначение ряда самолетов MR. Mk 2 с навигационным или ударным оборудованием от MR. Mk 3 для 205-й эскадрильи в Сингапуре
   Shackleton MR. Mk 4: обозначение проектируемой, но не построенной модификации, оснащенной по схеме комбинированной силовой установки с четырьмя сдвоенными (газотурбинная/дизельная) двигательными установками Napier Normad Е.145
   Shackleton Т. Mk 4: обозначение самолета Mk 1, переделанного в учебный в школе морской разведки (позже MOTU - "морская учебная часть боевой подготовки")


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Avro серии 716 Shackleton MR.Mk 3

   Тип: морской разведывательный и противолодочный самолет
   Силовая установка: четыре V-образных двигателя Rolls-Royce Griffon 57А мощностью 2455 л. с. (1831 кВт) каждый и два турбореактивных Rolls-Royce Viper Mk 203 силой тяги 11,12 кН каждый
   Летные характеристики: максимальная скорость 486 км/ч на оптимальной высоте: крейсерская скорость 322 км/ч на оптимальной высоте; начальная скороподъемность 259 м в минуту; практический потолок 5850 м; дальность полета 5890 км
   Масса: пустого 26 218 кг; максимальная взлетная 44452 кг
   Размеры: размах крыла 36,52 м; длина 28,19 м; высота 7,11 м; площадь крыла 132.01м'
   Вооружение: две 20-мм пушки на передней подвижной установке плюс 4536 кг боеприпасов на внутренней подвеске

Показать полностью
  • Описание
  • Мировая Авиация 41
    Регистрационный номер: WB854

    Самолет с номером WB854 был одним из трех серийных Shackleton MR.Mk 1А, служивших в 120-й эскадрилье, которая в 1951 году первой достигла боеготовности на этих машинах.

  • Мировая Авиация 57
    Регистрационный номер: WR865

    Морскую разведку в регионе Среднего Востока в 1957-1967 годах вели самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи, которая базировалась в Хормаксаре, Аден.

  • Air International 1987-07 / World Warplane Inventory

    The RAF continues to fly five of these ancient Shackleton AEW Mk 2s.

  • Мировая Авиация 41

    Последними боевыми Avro Shackleton были AEW.Mk 2 из 8-й эскадрильи с авиабазы Лоссимаут. Всем этим машинам были даны неофициальные имена героев детского телесериала "Волшебная карусель".

  • Мировая Авиация 194
    Регистрационный номер: VW135   [2]

    VW135 - третий (R.5/46) прототип Shackleton. Самолет очень близок к стандартному варианту MR.Mk 1, но без носовых и хвостовых стрелковых точек. В Береговое командование машина не передавалась.

  • Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
    Регистрационный номер: VP293   [4]

    Shackleton T.4 VP293 served with RAE Farnborough for many years, latterly undertaking TV sensing trials. It was retired in 1976, being flown to Strathallan where it was eventually broken up early in 1990. VP293 is seen here, during May 1976, in its classic colour scheme of white, grey and Day-Glo.

  • Air International 2007-08 / J.Lake - Shackleton and Nimrod /Classics compared/

    This rare colour photograph of Shackleton MR.1, taken at RAF Gan in the Maldives circa 1960, clearly illustrates the huge bomb bay. During 1961 this aircraft was delivered to 236 Operational Conversion Unit at RAF St Mawgan, Cornwall.

  • Мировая Авиация 41
    Регистрационный номер: XF707   [3]

    Этот MR.Mk 3 с крыльевыми топливными баками и улучшенным фонарем кабины был приписан к 206-й эскадрилье и нес на килях ее герб с изображением осьминога.

  • Air International 1989-05 / C.Ashworth - The "Shack" ... Forty Years On - and Serving Still
    Регистрационный номер: XF707   [3]

    Originally operated in Coastal Command's overall white finish with light slate grey upper surfaces, Shackletons of all marks later acquired an all-over dark sea grey finish, with a subsequent amendment to introduce a white top for the fuselage. The MR Mk 3 of No 206 Squadron shows the final colours, with red squadron codes.

  • Мировая Авиация 194

    Shackleton MR.Mk 3 выполнил первый полет в 1955 году, в строевые части первые MR.Mk 3 поступили в 1957 году. Данная модификация отличалась шасси с носовой опорой, дополнительными баками на законцовках крыла, новым остеклением кабины и наличием убираемой РЛС ASV.Mk 21.

  • Air Enthusiast 1973-03 / ??? - Winged springbok: ... then South African Air Force today

    Soon due for replacement, the seven elderly Shackleton MR Mk 3s are operated on long-range patrols from Cape Town.

  • Мировая Авиация 194

    До начала политического осложнения отношений между Великобританией и ЮАР самолеты Shackleton регулярно дорабатывались, получив более совершенное оборудование, включая аппаратуру РЭБ. Но двигатели Viper, штатные для модификации Phase 3, на них так и не установили.

  • Aeroplane Monthly 1994-04 / M.Oakey - Grapevine

    SAAF Museum Avro Shackleton 1722 may be visiting the UK from South Africa this summer.

  • Air International 1989-05 / C.Ashworth - The "Shack" ... Forty Years On - and Serving Still

    Shackleton из 35-й эскадрильи сняли с вооружения в ноябре 1984 года, торжественная церемония по данному поводу состоялась в аэропорте Малан Кейптауна. Полет строем выполнили три последних пригодных к полетам Shackleton.
    Three of the eight Shackleton MR Mk 3s acquired by the South African Air Force in 1957. They were phased out of service in 1985.

  • Aeroplane Monthly 1994-05 / M.Oakey - Grapevine

    SAAF Avro Shackleton 1722 is not coming to the UK after all, but with a bit of luck Shack 1716 is.

  • Air International 1989-05 / C.Ashworth - The "Shack" ... Forty Years On - and Serving Still
    Регистрационный номер: VW126   [5]

    The original Shackleton prototype VW126 serving as an aerodynamic test vehicle for the MR Mk 2, with radome moved to the rear fuselage and redesigned nose and tail.

  • Air International 1996-03 / J.Goulding - Grey Days /Flying colours/ (2)
    Регистрационный номер: WB833   [2]

    Avro Shackleton MR.2 WB833 in the Medium Sea Grey and matt White camouflage scheme adopted for reconnaissance aircraft from 1947.

  • Air International 1989-05 / C.Ashworth - The "Shack" ... Forty Years On - and Serving Still
    Регистрационный номер: WB833   [2]

    The Shackleton MR Mk 2 WB833, produced by modifying an MR Mk IA during production, showing the radome extended.

  • Aeroplane Monthly 1984-05 / J.Allan - Down in the Glen
    Регистрационный номер: WR957

    The author flew in an Avro Shackleton MR.2 of 217 Sqn, based at Kinloss, when he took part in “Operation Snowdrop". This MR.2, WR957, was photographed over RAF Middleton St George, County Durham, on August 7, 1965.

  • Aeroplane Monthly 1976-04
    Регистрационный номер: WL742

    Avro Shackleton MR.2 WL742 of No 42 Squadron, Coastal Command, over the Atlantic in January 1954. The Shackleton was first delivered to the RAF in the spring of 1951 - 25 years ago.

  • Aeroplane Monthly 1994-03 / Personal album. Military
    Регистрационный номер: WL753   [2]

    Another view of WL753.

  • Aeroplane Monthly 1994-03 / Personal album. Military
    Регистрационный номер: WL753   [2]

    Shackleton MR.2 WL753 was first flown on March 16, 1953, and was issued to 224 Sqn in May the following year. In 1957 it flew on a tour of South America and in 1960 was issued to 37 Sqn. Following service with Nos 203 and 204 Sqns, WL753 was finally sold for scrap in 1969.

  • Мировая Авиация 48

    Самолеты Shackleton MR.Mk 2 из 37-й эскадрильи британских ВВС базировались в Луке (Мальта) и осуществляли как морскую разведку, так и транспортные операции. Самолеты из 42-й и 206-й эскадрилий использовались как временное средство для переброски войск из Великобритании на Мальту и Кипр.

  • Мировая Авиация 194

    42-я эскадрилья принимала участие в борьбе с партизанами в Омане в 1957 году. С самолетов Shackleton на повстанцев сбрасывали 9-кг осколочные бомбы и листовки.

  • Мировая Авиация 194

    В чрезвычайных ситуациях Транспортное командование британских ВВС использовало Shackleton для перевозок людей и грузов. Этот снимок MR.Mk 2 сделан на одном из британских аэродромов, вероятно Блэкбуш, во время погрузки войск для перевозки в район Суэца, 1956 год.

  • Air Pictorial 1956-06
    Регистрационный номер: WR970   [4]

    The Avro Shackleton Mk 3 is basically the same as the Mk. 2. Main external difference is the tricycle undercarriage, and the cockpit has been redesigned to give better visibility. There is storage space for anti-submarine weapons and a lifeboat can be carried as an external store, slung below the fuselage.

  • Air Pictorial 1956-09 / J.Stevens - Farnborough 1956
    Регистрационный номер: WR970   [4]

    The latest version of the Avro Shackleton Mk.3 carries a lightweight lifeboat fitted to the bomb bay.

  • Air Pictorial 1955-10 / J.Stevens - Farnborough 1955
    Регистрационный номер: WR970   [4]

    First prototype Avro Shackleton Mk. 3

  • Air International 1989-05 / C.Ashworth - The "Shack" ... Forty Years On - and Serving Still

    A Shackleton MR Mk 3 Phase 3, showing the intakes extended, under the outer nacelles, for the Viper jet boost engines, and the ARI 18144 aerial plinth on the fuselage.

  • Air Pictorial 1955-10 / J.Stevens - Farnborough 1955
    Регистрационный номер: WR970   [4]

    The tricycle-undercarriage Avro Shackleton Mk. 3.

  • Air Pictorial 1957-01 / Air Pictorial's photo-review
    Регистрационный номер: WR972   [3]

    LIFEBOAT SHACKLETON MR.Mk.3. WR972 is first Avro Type 696 to have air rescue boat fitted to otherwise fully operational anti-sub. MR. Mk.3.

  • Aeroplane Monthly 1988-06 / ??? - On the Rock

    Shackleton MR.3s of 206 Sqn at the Rock on March 23, 1962. The squadron flew the MR.3 from January 1958 until October 1970.

  • Мировая Авиация 91
    Регистрационный номер: XF707   [3]

    Shackleton Mk 3 имел ряд существенных отличий, включая концевые крыльевые топливные баки, благодаря чему продолжительность полета возросла до 18 часов. На снимке: Mk 3 (XF707/"P") из 201-й эскадрильи, дислоцировавшейся в Сент-Могане.

  • Air International 1994-10 / P.Cooper - Forever Farnborough (2)
    Регистрационный номер: WR972   [3]

    Shackleton MR3 WR972, resplendent in its new RAE livery of grey, white and dark blue trim, seen here visiting RAE West Freugh during the late 1960s/early 1970s. The Author had the privilege of flying in this aircraft in the ‘nose gunner’s turret' monitoring 'stick bombs' being launched over the Larkhill Range on Salisbury Plain. This aircraft last flew on January 19, 1973 and was placed on the Farnborough fire dump thereafter and subsequently burnt.

  • Мировая Авиация 194

    Shackleton MR.Mk 3 (№1716) стал первым из восьми Shackleton ВВС ЮАР, поставленных в 1957 году. На самолет нанесены самые первые опознавательные знаки ВВС ЮАР, вскоре после поставки опознавательные знаки поменяли.

  • Air Pictorial 1957-10

    First of the South African Air Force Shackleton M.R. Mk. 3s is 1717. The M.R. Mk. 3 is a development of the M.R. Mk. 2 with a nosewheel landing gear, increased fuel capacity, new clear-view cockpit canopy and internal changes for increased crew comfort. It is also in production for the Royal Air Force. Data: Span 120ft. 0 in.; length 87ft. 4 in.; height 16 ft. 9 in. Powerplant, four 2,450-h.p. Rolls-Royce Grifon 67 engines, each driving a de Havilland six-blade co-axial counter-rotating airscrew.

  • Мировая Авиация 194

    Южноафриканские Mk 3 имели ряд незначительных внешних отличий от британских машин - в частности, астролюк был перенесен из носовой части фюзеляжа в середину. На снимке - второй поставленный ЮАР Shackleton со спасательной шлюпкой под фюзеляжем.

  • Air Pictorial 1977-09

    ВВС ЮАР были единственным, кроме британских ВВС, эксплуатантом Shackleton - восемь машин Mk 3 в 1957 году поступили в 35-ю эскадрилью, летавшую до того на Neptune. По ряду причин, преимущественно политических (было введено эмбарго), самолеты эксплуатировались бессменно в течение 27 лет. В 1984 году они были сняты с вооружения, на их место пришли самолеты MR Dakota, прозванные "Dakleton".
    South African Air Force Avro Shackleton MR.3s 1719, 1720 and 1723 of No. 35 Squadron, D.F. Malan Airport, Cape Town, photographed near their base by L.J.Vosloo from an Albatross. Last month the S.A.A.F. Shackletons celebrated their 20th anniversary; the first of eight was delivered on 18th August 1957. Seven remain in service and have recently undergone an extensive re-sparring and refurbishing programme

  • Jane's All the World Aircraft 1966 / 02 - Aircraft

    Close-up of the port outer engine nacelle of a phase three Shackleton MR.Mk 3, with air intake for the Viper 203 auxiliary turbojet open

  • Air Enthusiast 1994-09 / T.Smith - Expendable to Indispensable

    Avro Shackleton Mk 3 Phase 3 with two Viper 11 Mk 203 boost engines located behind each of the outer Griffons.

  • Air Pictorial 1961-12 / Spotter's Notebook

    This colourful badge now adorns No. 38 Squadron's Shackletons

Тип фотографий

  • Все фото (122)
  • Боковые проекции (4)
  • Цветные фото (30)
  • Ч/б фото (73)
  • Кабина (2)
  • Обломки (1)
  • Модели, рисунки, схемы, чертежи (12)