Hawker-Siddeley Andover / HS.748
Варианты:
Hawker-Siddeley - Andover / HS.748 - 1960 - Великобритания
Страна: Великобритания
Год: 1960


Транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
Описание
Фотографии:

Цветные фото (51)
Hawker Siddeley (BAe/Avro) 748 и Andover

   Проектирование авиалайнера с двумя ТВД Avro Type 748 началось в январе 1959 года. Последний самолет компании "Avro" (A.V. Roe) после поглощения концерном "Hawker Siddeley Group" стал именоваться Hawker Siddeley HS.748. Прототип Type 748 выполнил первый полет 24 июня 1960 года. Первым серийным вариантом стал вариант HS.748 Series 1 вместимостью 48 пассажиров, эксплуатация которого началась в 1962 году. Силовая установка машины состояла из двух ТВД Dart RDa.6 Mk 514 мощностью по 1 880 л. с. За ним в конце того же года последовали 52-местные варианты HS.748 Series 2 с двигателями Dart RDa.7 Mk 531 мощностью по 2105 л. с. и HS.748 Series 2A с ТВД Dart RDa.7 Mk 535-2 мощностью по 2280 л. с.
   Дальнейшие варианты гражданского HS.748 включают машины HS.748 Series 2B с рядом улучшений, внесенных в конструкцию, и HS.748 Series 2C, внешне отличающиеся от варианта Series 2А большой грузовой дверью в левом борту фюзеляжа за кабиной летчиков. Первый серийный самолет варианта Series 2B выполнил первый полет 22 июня 1979 года. После объединения компаний BAC и "Hawker Siddeley" самолет выпускался под маркой BAe. Размах крыла HS.748 Series 2B увеличили, установили ТВД Dart RDa,7 Mk 536-2, улучшившие эксплуатационные качества самолета в условиях жары и высокогорья, изменили форму хвостового оперения. Самый первый модернизированный Series 2B впервые поднялся в воздух 31 декабря 1971 года.
   С 1961 года самолеты вариантов Series 1 и 2 выпускались индийской "Hindustan Aeronautics Ltd". ВВС Индии поставлено 72 самолета, включая разработанные компанией HAL двадцать военно-транспортных машин HAL (BAe) 748(M) (или HS.757) с большой грузовой дверью. Последний самолет индийской постройки передан заказчику в 1984 году. Один индийский HS.748 доработали в экспериментальный самолет ДРЛОиУ, установив антенну во вращающемся обтекателе над фюзеляжем; самолет разбился в 1999 году.
   Вариант HS.748 Military Transport отличался усиленным полом грузовой кабины и большой задней грузовой дверью. Самолет рассчитан на перевозку 58 солдат или 24 раненых на носилках при девяти сопровождающих.
   Финальный серийный вариант обозначался Super 748, поставки которого начались в 1984 году. На Super 748, спроектированном на основе варианта Series 2B, установили новое приборное оборудование кабины, на 12% более экономичные ТВД Dart RDa.7 Mk 552 и комплект для глушения шума двигателей.

   Компания "British Aerospace" также разработала морской патрульный вариант HS.748 Coastguarder, предназначенный для осмотра водных пространств, выполнения поисково-спасательных работ, защиты рыболовства и для борьбы с субмаринами. На самолете установили поисковую РЛС, высокоточное навигационное оборудование (ИНС и радиосистему Omega), также предусмотрена возможность монтажа аппаратуры РЭБ и РТР, системы "свой-чужой", магнитомера.
   Самолет Andover - это специализированный военно-транспортный вариант HS.748. После внесения существенных изменений в конструкцию машина получила обозначение Type 780 (позже HS.780).
   Andover разработан согласно требованиям британских ВВС к многоцелевому транспортному самолету короткого взлета и посадки, способного эксплуатироваться с грунтовых ВПП длиной 275 м. Фюзеляж удлинили, а конструкцию хвостовой части изменили для установки рампы. На полу грузовой кабины смонтирован роликовый конвейер для перемещения груза. Новое шасси "Dowty Rotol" позволяет уменьшать зазор между фюзеляжем и грунтом при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, а также допускает небольшое смещение самолета в горизонтальной плоскости (при этом шасси остается на месте).
   В грузовой кабине помещаются три автомобиля типа "Ленд Ровер" или один "Ленд Ровер" и один бронеавтомобиль "Феррет", или 58 солдат, или 40 парашютистов, или 24 раненых на носилках. Силовая установка включает два ТВД Dart RDa.12 Mk 201C мощностью 3245 л.с. с винтами большого диаметра. Клиренс увеличенных винтов обеспечен перемещением двигателей ближе к законцовкам крыла, размах крыла уменьшен на 7,60 см. Изменено и хвостовое оперение.
   Прототип самолета Andover (конвертирован из первого HS.748) выполнил первый полет 21 декабря 1963 года. Для британских ВВС построена 31 машина под обозначением Andover C.Mk 1. Самолет получился надежным и очень полезным, отчего быстро завоевал популярность в эскадрильях, дислоцированных в Великобритании, Сингапуре и Адене.
   Вывод британских войск из региона "к востоку от Суэца" привел к сокращению эскадрилий самолетов Andover до одной, а в 1975 году расформировали и последнюю эскадрилью. Десять из 29 уцелевших самолетов продали ВВС Новой Зеландии (здесь их эксплуатировали до середины 1990-х годов), пять машин использовали для наземных тренировок технического персонала, четыре - передали ВВС ФРГ, еще три самолета использовал центральный аппарат Министерства обороны Великобритании, а оставшиеся шесть поступили в 115-ю эскадрилью, где применялись для калибровки радиотехнических систем. Один самолет использовался как летающая лаборатория в 51-й эскадрилье, но потом и его передали в 151-ю эскадрилью.
   Четыре из семи самолетов 115-й эскадрильи с установленной в носовой части фарой Milligan, предназначенной для калибровки инструментальных систем посадки на аэродромах, обозначались Andover E.Mk 3. На них в 1983 году установили новую систему самотестирования в полете - "Litton". Три самолета без фар Milligan обозначались как Andover E.Mk 3A, их оборудование позволяло проверять работу радиосистемы TACAN и наземных РЛС, однако калибровка посадочных систем выполняться не могла. В военное время самолеты могли быть использованы как ретрансляторы.
   Три E.Mk ЗА в конце 1992 года передали в 32-ю эскадрилью для использования в качестве ретрансляторов. 115-ю эскадрилью расформировали в октябре 1993 года, задачи эскадрильи по контракту стали выполнять гражданские организации, которым и отошли ее машины E.Mk 3. Самолеты E.Mk 3A 32-й эскадрильи списали в 1994 году.
   В рамках программы Modification 207 на двух Andover 60-й эскадрильи в проемах передних грузовых дверей установили фотоаппараты, эти самолеты использовались для ведения разведки вдоль воздушных коридоров в Западный Берлин. Самолеты обозначались Andover C.Mk 1 (PR). Одну из этих машин позже передали экспериментальному центру в Боскомб-Дауне, самолет использовался по программе "Открытое небо" - полеты на проверку соблюдения договоров о сокращении вооружений над странами бывшего СССР.
   Британские ВВС получили шесть машин HS.748 Series 2 в варианте Andover CC.Mk 2, который, несмотря на новое обозначение, ничем не отличался от базовых Andover. Эти машины эксплуатировались Королевским звеном на авиабазе Бенсон, использовались для VIP-перевозок и как ретрансляторы. Четыре уцелевших самолета потом передали в 32-ю эскадрилью в Нортхольте, пятый - в Исследовательское агентство Министерства обороны в Бедфорде. Агентство уже использовало один HS.748 Series 1, но позже передало его компании "Smiths Industries".


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

   Hawker Siddeley Andover C.Mk 1

   Тип: транспортный самолет короткого взлета и посадки с экипажем из двух/трех человек
   Силовая установка: два ТВД Rolls-Royce Dart RDA.12 Mk 201C мощностью по 2305 л. с.
   Летные характеристики: максимальная крейсерская скорость на высоте 6095 м - 415 км/ч; начальная скороподъемность 357 м/мин; практический потолок 7315 м; дальность полета с полезной нагрузкой массой 4536 кг - 1891 км
   Масса: пустого 12 569 кг; максимальная взлетная 22680 кг
   Размеры: размах крыла 29,87 м; длина 23,75 м; высота 8,92 м; площадь крыла 77,20 и2
   Полезная нагрузка: см. выше; максимальной массы полезной нагрузки 6691 кг
Первый серийный HS.748 Series 2B выполнил первый полет 22 июня 1979 года и эксплуатировался компанией "British Aerospace". Некоторое время самолет летал в германской DLT, но потом его вернули BAe. В начале 1990-х годов он поступил на вооружение ВВС Шри Ланки.
With the Outeniqua Mountains rising majestically in the background, 748 Series 2A c/n 1635 - by this time wearing South African civil registration ZS-IGI in order to satisfy local legal requirements - awaits its next flight at George, on South Africa’s Western Cape, in December 1969.
INSET: One of the more remote airfields visited by 748 demonstrator G-AVRR during the 1969 sales tour of Africa was Yagoua in far northern Cameroon. The 5,340ft (1,630m) north-east/south-west grass runway was largely dust and scrub during the author’s comparatively few visits to the airfield.
One of the regular stops on the Cameroonian routes flown by the 748 team during the November-December 1969 sales tour was Batouri, which, as seen here, offered rather primitive facilities, but which presented as few problems for the aircraft as the other "up-country" airfields it visited during the West African leg of the expedition.
One of the 748’s rare visits to Yagoua in northern Cameroon, with the locals taking a keen interest in the aircraft. Having made its maiden flight on September 5, 1967, G-AVRR was used extensively by the manufacturer for trials and demonstration duties throughout 1968, during which it paid visits to numerous countries including Eritrea, Egypt, Italy, France, Cyprus, the USA and Canada.
Painted with Air Afrique’s legend on the fuselage and at this point still flying under its British registration, G-AVRR, the 748 made its first landing in Cameroon at Maroua, where various items were loaded and unloaded via the generously-proportioned forward freight door.
HS.748 Srs. 2A C-GQTH served with several Canadian operators before joining Air Manitoba.
Air Manitoba HS.748 C-FTTW is now 22 years old and much travelled, having previously seen service in Botswana, The Comoros Islands, France, Portugal, South Africa, the UK and Zambia. With Air Manitoba the aircraft now operates daily in blowing snow, crosswinds and extreme temperatures but large cargo doors, built-in airstairs and modified heating systems enable fast turnarounds on scheduled runs.
Seen here with combined titles shortly after Austin Airways had been merged with Air Ontario. HS.748 Srs 2A C-GSXS has since moved on to Air Creebec. The aircraft is seen here parked alongside a DC-3, a type which the HS.748 has partly replaced due to being able to carry twice the load at nearly double the speed in pressurised comfort.
West Air Sweden Hawker-Siddeley HS.748 Srs 2A SE-LIB (c/n 1776), seen here at Stockholm-Arlanda Airport, Sweden, on October 9, 2006, has been wet-leased since May to Spanish freight operator Alaire - Lineas Aereas Alaire and carries Alaire Cargo titles.
Airquarius Aviation HS 748-372 Srs 2B ZS-OJU, seen here in June 2001, was lost in a fatal crash on June 1, 2002.
Два Hawker Siddeley HS.748 Series 2 были поставлены компании "Austrian Airlines" в начале 1966 года. Самолет на фотографии (OE-LHT, название "Anton Bruckner") в 1970 году был передан "Philippine Airlines", лайнер сгорел в феврале 1975 года при пожаре в аэропорту Манилы. Второй австрийский самолет (OE-LHS,"Franz Lehar") стал первым HS.748, реимпортированным в Великобританию, - в январе 1970 года его приобрела "Skyways", и самолет получил регистрацию G-AXVG. Позже самолет эксплуатировался в "Dan-Air London" (его сняли с эксплуатации в январе 1992 года), а последним владельцем стала "Northland Air Manitoba".
The former Awood Air HS.748-2B C-GHSF, ex G-BICK, was noted at Blackpool on 21/9/99 where it received attention at Emerald Airways’ engineering facility
Bishmilla Airlines Hawker Siddley HS-748, S2-ADW (c/n 1766), seen here in June 2020, is based at Cox’s. Construction work on the new ramp can be glimpsed in the background
Этот HS.748 Series 2A (G-BCOF,"Glen Fiddich") был одним из нескольких самолетов HS.748 отделения "Highland Division" компании "British Airways", выполнявшей полеты на региональных линиях Шотландии. Вместе с преемником, неудачливым BAe ATP, HS.748 обеспечивали связь удаленных островов с метрополией.
HS.748 CF-MAK of Calm Air has served its entire life in Canada since delivery in 1969. Based at Thompson, Manitoba, the airline serves the west coast of Hudson Bay almost daily with its HS.748s, this example being seen at Baker Lake, North West Territories where these Eskimos depend on the aircraft for vital supplies.
Компания "Cameroon Airlines" использовала этот Super 748 на местных авиалиниях, начинавшихся в Дуала. Модель претерпела ряд усовершенствований, включая переделанную кабину и установку двигателей с глушителем.
Thales Flight Inspection acquired Cobham's inspection arm in 2016 and continues to operate from Teesside International Airport albeit with a much-reduced fleet comprising single examples of the King Air 200 and Diamond DA42.
Компания "Guyana Airways" в 1977 году получила два HS.748 Series 2A (8R-GEU и 8R-GEV). Самолет пользовался популярностью у авиакомпаний Центральной и Южной Америки благодаря хорошим взлетно-посадочным качествам и возможности эксплуатации с ВПП невысокого качества. Такие машины закупили авиакомпании Аргентины, Бразилии, Чили, Венесуэлы, Мексики, Колумбии и Панамы.
New charter cargo start-up Janes Aviation began operations from Southend, Essex, in July 2008 flying a single BAe 748 Srs 2A (G-AYIM c/n 1687), the sole airline to continue to fly the type in the United Kingdom. It began flying services on July 8 with a flight from Southend to Liverpool, and is seen returning to its base the same day. A second aircraft (G-OSOE c/n 1697) is expected to join the original BAe 748 shortly.
JEA was obliged to lease several HS748s as an interim measure until Fokker F27-500s become available. HS748 G-BGMN joined the JEA fleet in late 1989 and remained until mid-1992.
Kelner Airways HS.748 Srs 2A C-CLTC, one of six operated by the Pickle Lake. Ontario-based airline, all in freighter configuration.
Also seen at Nadi, on 22nd July 1984, Hawker Siddeley US 748 Ml 8203, c/n. 1797, belongs to the Airline of the Marshall Islands and at the time was operating under charter to Kiribati
Фотография самолета ZK-CWJ сделана над Вудфордом в сентябре 1969 года незадолго до его поставки в "Mount Cook Airlines", компании из Новой Зеландии, специализировавшейся на лыжном туризме. Самолет, получивший наименование "Aorangi", списали из "Mount Cook" в июле 1981 года.
BAe 748
Emerald Airways' HS.748 G-BPDA has been re-registered G-ORAL and painted in a revised Reed Aviation livery. The aircraft also sports the legend "The Paper Plane" on the nose
In April 1963 Skyways Coach-Air took delivery of its third 748 Series 1, G-ARMX, seen here at Heathrow in March 1968. With the 748s joining the line on passenger services to the Continent from the spring of 1962, several of the airline’s DC-3s were converted into freighters for the Lympne-Beauvais cargo service.
In June 1959 Eric Rylands, Managing Director of British independent airline Skyways Coach-Air, signed a Letter of Intent to purchase a number of 748s, before the first prototype had flown. To repay this act of good faith, Avro demonstrated the first production 748 Series 1, G-ARMV, in Skyways colours at the SBAC Show at Farnborough in 1961. The aircraft was one of nine 748s that served with the airline.
With the airfield’s trademark abundant planting and white picket fence in the foreground, Skyways aircraft ancient and modern share the ramp at Lympne. Skyways Coach-Air went on to operate a total of eight 748s, an example of which is seen here behind the Dakota, during 1962-71; the author will relate his experiences of the 748 in the next part of the series.
Компания "Skyways Coach Air" из Лимпни была образована в 1 953 году и начала свою деятельность через два года, используя Douglas DC-3. В 1962 году компания стала первым эксплуатантом HS.748, когда выпустила три таких лайнера на линию Лимпни, Южная Англия - Бювье, Франция. G-ARMV - первый самолет Series 1, поставлен в апреле 1962 года после демонстрации на авиашоу в Фарнборо и турне по Иордании и Сирии (на снимке).
A superb photograph of G-ARMV at Catania, Sicily, during one of its early route-proving trials. Skyways was, along with fellow British airline BKS Air Transport Ltd, a launch customer for the 748, ordering three before the prototype had even been completed. Note Mount Etna rising majestically in the background.
The first production 748 Series 1, G-ARMV, is framed by the distinctive white picket fence and well-manicured hedges at Lympne. "Mike Victor" made its first flight at Woodford on August 31, 1961, and undertook a sales tour of Jordan and Syria before beginning scheduled services with Skyways in April 1962.
After a period of two years in open storage at Southend Airport, Essex, following acquisition by Thameside Aviation, former Royal Australian Air Force (RAAF) HS.748 VH-AMQ (c/n 1603, ex A10-603) is seen here undertaking engine runs and taxiing up and down the main runway at Southend on February 1, 2007, still wearing its former RAAF VIP transport colour scheme from its days in service with 32 Squadron at RAAF Base East Sale, Victoria. Plans for the aircraft are as yet unconfirmed, although it seems likely that it has now been sold. Two other former RAAF HS.748s (VH-AHL and VH-AYS) also remain stored at Southend.
In 1963 the 748 was selected for service with the RAF as a VIP transport, six examples being ordered to Specification C.219. The first of the six, XS789, joined the Queen’s Flight at Benson, where it is seen here in October 1964, two months after its delivery to the unit with which it would serve until 1986.
Этот самолет XS789, стандартный HS.748 Series 2A, был одной из двух машин Andover CC.Mk 2, поступивших в 1964 году в Королевское звено, дислоцированное в Бенсоне. Вариант CC.Mk 2 отличался от CC.Mk 1 британских ВВС тем, что предназначался исключительно для перевозки пассажиров и сохранил исходный интерьер.
Авро 748
Закупленный правительством Танзании HS.748 Series 2A выполнил первый полет в 1974 году, заказчику самолет передали в апреле 1974 года. Танзания списала три Series 2A сравнительно недавно, взамен закупив транспортные самолеты в Китае. В 2012 году в Африке по одному военному HS.748 эксплуатировалось в Бенине, Буркина-Фасо и на Мадагаскаре. К паравоенным эксплуатантам Series 2A относится германская "Bundesanstalt fur Flugsicherung", располагающая семью самолетами, оборудованными для калибровки радионавигационных систем.
ВВС Эквадора получили пять самолетов модели 748 серии 2А, два из которых сохранились в 1111-й транспортной эскадрилье. Один самолет (FAE-001) использовался для полетов VIP-персон.
The presidential aircraft, HS748 code 001, in flight with Quito in the background
Recently delivered to the Fuerza Aerea Ecuatoriana (FAE - Ecuadorian Air Force) and seen here at Quito International Airport/Base Aerea Mariscal Sucre during July 2006 is former Forca Aerea Brasileira (FAB - Brazilian Air Force) HS.748 FAE743 (c/n 1729, ex FAB2506), one of two ex-FAB aircraft now in FAE service with Ala de Transporte 11/Grupo de Transporte 11's appropriately named Escuadrilla Avro. The second aircraft is FAE742 (c/n 1733, ex FAB2510). A total of five ex-FAB HS.748s are being acquired by the FAE to supplement its three surviving aircraft under a deal negotiated some time ago but only now being fulfilled. The other three aircraft will be FAE740 (c/n 1734, ex FAB2511), FAE741 (c/n 1731, ex FAB2508) and FAE744 (c/n 1730, ex FAB2507).
HS.748
The FAE took delivery of two HS.748 Series 285 freighters in November 1975 and April 1976, and these primarily fulfil direct logistic support tasks with the Grupo de Transportes Aereos Militares, but both have civil registrations as well as military serials for occasional assignment to TAME, that illustrated being HC-BAZ. The sand and light earth brown camouflage of these HS.748s is noteworthy.
Самолет Avro 748MF (на снимке - Andover C.Mk 1 британских Королевских ВВС) был модификацией модели 748, оборудованной грузовой рампой и имеющей скошенную вверх хвостовую часть фюзеляжа.
Первый полет прототип Andover C.Mk 1 выполнил в июле 1965 года, а в 1966 годы первые машины поступили в 49-ю эскадрилью из Эбингдона. На пике развертывания C.Mk 1 состояли на вооружении трех транспортных эскадрилий: в Великобритании, на Дальнем Востоке (52-я) и в районе Персидского залива (84-я). Andover позже использовались как ретрансляторы (в 32-й эскадрилье) и калибровщики. В конце 2007 года один Andover C.Mk 1 доработали для полетов над странами бывшего Варшавского договора по программе "Открытое небо" (на фото).
Contrasting types in service with the ETPS - and both displaying a modified form of the MoD PE finish - are the Beagle Basset used for communications and the Hawker Siddeley Andover (on photo) that provides multi-engine and turboprop handling experience.
Hawker Siddeley Andover C1(Mod) XS606 of the Empire Test Pilots' School departed MoD Boscombe Down in Wiltshire for the final time on December 19, 2012. The aircraft landed at Bournemouth International Airport in Dorset, where it will be painted in 'United Nations white' colours before departing for a new owner in Nigeria. The aircraft was due to leave Bournemouth in January 2013. It has been replaced at Boscombe Down by an Avro RJ100
ВВС Новой Зеландии получили в 1976-1977 годах от британских ВВС десять C.Mk 1 с большим остаточным ресурсом. Они до 1990-х годов использовались как пассажирские (VIP-вариант) и тактические транспортные в 42-й эскадрилье и как самолеты обеспечения Сухопутных войск в 1-й эскадрилье.
Coastguarder появился в 1977 году, в том же году компания BAe поглотила "Hawker Siddeley". Coastguarder является средним морским патрульным и поисково-спасательным самолетом, на нем предусмотрена возможность установки подфюзеляжного обтекателя поисковой РЛС и устройств для сброса спасательного плота и осветительных ракет. За счет монтажа дополнительных топливных баков время патрулирования на удалении 200 морских миль от базы возможно довести до девяти часов. Самолет G-BDVH (на фото) позже поступил на вооружение ВВС Шри Ланки.
Разработка самолета ДРЛОиУ на основе HS.748 началась в 1985 году в Индии концерном HAL. На экспериментальной машине смонтировали макет обтекателя РЛС германской конструкции, первый полет самолет с макетом антенны выполнил 5 ноября 1990 года. Самолет получил наименование HS.748 Airborne Surveillance Platform. Публично его впервые продемонстрировали в 1996 году. Предполагалось, что в конечном варианте антенна РЛС станет неподвижной или же будут установлены конформные антенны по бортам фюзеляжа, однако прототип разбился в катастрофе 12 января 1999 года.
The 748 Turbine Tanker originated with MacAvia International, a California-based fire-fighting specialist.
The MacAvia BAe 748 Turbine Tanker, G-BNJK, drops half its 2,000 U.S. gal. load of water during its first public demonstration at Cranfield on 12th November 1987. This fire-fighting prototype is now on a demonstration tour of France, Australia and the U.S.A.