HAL Tejas / LCA
Страна: Индия
Год: 2001


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии
ADA Легкий многоцелевой истребитель Tejas (Индия)

  Приобретя в лице Пакистана и Китая потенциально опасных противников, Индия приняла решение о создании собственных многочисленных и эффективных военно-воздушных сил. После поражения в столкновениях с китайской армией в 1962 году индийские ВВС (IAF) попали в практически полную зависимость от поставок боевых самолетов из СССР, а позже России. До начала 1980-х лучшим из поставляемых СССР самолетов был МиГ-21 "Fishbed". Однако к этому времени он устарел, и, наблюдая за модернизацией ВВС Пакистана и Китая, Индия решила также модернизировать свои ВВС, планируя начать этот процесс с получения нового боевого самолета, пришедшего на смену МиГ-21.
  Параллельно предполагалось приступить к созданию собственного боевого самолета, чтобы сократить отток валюты из страны и гарантировать себе независимость от СССР который вступил в период политической и экономической нестабильности.
  В июне 1984 года в Бангалоре было создано Агентство по разработке авиационной техники (ADA), приступившее к работе над проектом индийского легкого истребителя. В ADA вошли представители Индийского центра исследования газовых турбин и компании Hindustan Aeronautics Ltd, которые занялись созданием отечественного авиационного двигателя (турбовентиляторный двигатель GTX-35VS Kaveri был спроектирован при участии французской компании SNECMA).
  Законченные в 1985 году технико-экономические обоснования стали первым шагом к созданию легкого боевого самолета, нацеленного, в первую очередь, на обеспечение превосходства в воздухе, и лишь во вторую очередь для поддержки своих наземных сил и затруднения наземных действий противника. В качестве консультанта была привлечена французская авиастроительная фирма Dassault, после чего работа над проектом вступила в заключительную стадию, продолжавшуюся с весны 1987 до конца 1988 года.
  К началу 1990 года был закончен основной проект, и стало ясно, что IAF предлагается одноместный всепогодный многоцелевой самолет с дельтовидным крылом и одним турбовентиляторным двигателем с системой форсажа. Были оптимизированы основные характеристики самолета, такие, как маневренность, набор скорости и высоты, аэродинамические показатели. Новый самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем МиГ-21.
  В разработанном самолете все органы управления крыла изначально должны были приводиться в движение с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системой управления, созданной ADA совместно с фирмой Lockheed Martin Electronics. Однако в 1998 году, после проведения Индией ядерных испытаний, США наложили эмбарго на поставку технологий, и Lockheed Martin вышел из проекта. Индия приступила к созданию собственной системы дистанционного управления, что, несомненно, замедлило выполнение программы.
  Кабина истребителя оборудована рычагами ручного управления и дисплеями, с помощью которых летчик управляет системами самолета. Эта авионика интегрирована с другими узлами, такими, как инерционная навигационная система через центральный компьютер и три информационных канала на основе MIL-1553B.
  Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает в себя многопрофильный импульсно-допплеровский радар и передний инфракрасный радар. Создание собственных радаров также застопорилось, и потому в марте 1995 года Индии пришлось прибегнуть к помощи израильской фирмы по производству радаров. Но и после этого до конца 2006 года радар оставался головной болью конструкторов. Тогда к проекту присоединилась еще одна израильская фирма, Elta, предложившая взять за основу совместной разработки свой радар EL/M-2052.
  В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы, что позволило свести вес к минимуму. В конструкции крыла и поверхностей управления использованы также усиленные углеродоволокнистые пластики. В остальной части планера применены алюминиево-литиевые сплавы, за исключением "горячих" зон возле двигателя, где использовались титановые сплавы.
  Истребитель вооружен спаренной 23-мм пушкой ГШ-23Л, и имеет семь подвесок для ракет - одну под центропланом, и по три - под каждой консолью.
  На истребитель устанавливается один индийский турбовентиляторный двигатель Kaveri. Управление двигателем осуществляется с помощью полностью автономной цифровой системы. Правда, создание двигателя Kaveri очень затянулось, поэтому для прототипов в США было закуплено 11 двигателей General Electric F404-GE-F2J3. Первые испытания двигателя Kaveri были проведены в России только в 2006 году, а до этого времени продолжались закупки в США двигателей F404. Воздух поступает в двигатель через два воздухозаборника, расположенных у фюзеляжа прямо под передней кромкой крыла. Фиксированная геометрия воздухозаборников ограничивает максимальную скорость приблизительно 1,6М, но благодаря этому удалось избежать излишней сложности конструкции. В систему посадки входит тормозной парашют, находящийся в контейнере под стабилизатором.
  Внутренние топливные баки вмещают 3000 литров горючего - этот запас может быть пополнен с помощью дозаправки в воздухе. Кроме того, на нижней плоскости каждой консоли крыла имеются две точки для крепления сбрасываемых баков для горючего.
  В ноябре 1996 года со стапеля сошел первый прототип истребителя, однако в воздух он смог подняться только в январе 2001 года - ровно столько времени потребовалось на доделки и исправление выявленных недостатков. Для доведения самолета до готовности, Индия обратилась за помощью к израильским специалистам. К концу 2006 года была завершена программа испытаний, в ходе которой было облетано три прототипа. В те же сроки с помощью иностранных специалистов продолжалась доводка двигателя.
  Запустить Tejas в производство планировалось в 2008 году, а первая ограниченная серия машин приступила к испытательным полетам 17 мая 2007. На этих машинах был установлен модифицированный турбовентиляторный двигатель F404-IN20. Индия также закупила для Tejas лазерную систему наведения Litening, которая, вероятно, будет интегрирована в систему IOC, которая должна появиться к 2010 году. Новая проблема в программе возникла в августе 2007 года, когда самолет был признан слишком медленным на уровне моря - основной причиной стали недостатки двигателя F404. Правда, в октябре того же года с Tejas был совершен успешный запуск ракеты Р-73.
  Предполагается дальнейшее усовершенствование истребителя, включая создание двухместной модели для обучения летчиков. В число пяти новых прототипов был включен также палубный самолет. Два первых палубных Tejas планировалось испытать уже в 2007 году.
  К настоящему времени ВВС и ВМС Индии испытывают потребность приблизительно в 220 Tejas, включая 20 двухместных машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  ADA (Tejas)

  Тип: одноместный многоцелевой истребитель.
  Силовая установка (прототип): один турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-F2J3 тягой до 80,50 кН, с системой дожига. На серийном самолете может быть установлен один турбовентиляторный двигатель Kaven GTX-35VS тягой при форсаже 80,20 кН. Летные качества: максимальная скорость 1700 км/час или М=1,6 на большой высоте; скороподъемность 1200 м в минуту; рабочий потолок более 15250 м.
  Масса: пустого самолета 5500 кг, нормальная взлетная 8500 кг, при максимальной загрузке 13 000 кг. Размеры: размах крыла 8,20 м, длина 13,20 м, высота 4,40 м, площадь крыла около 37,50 м. кв. Вооружение: одна двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, семь ракет на подкрыльевых подвесках.
Прототип TD-1 совершил первый полет 4 января 2001 года. Индийский самолет получил название Tejas - его официально присвоил машине в 2001 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи.
8 января 2001г.: поднялся в воздух легкий индийский боевой самолет Tejas, предназначенный для замены МиГ-21. Предполагается, что его стоимость составит 20 млн долларов, немного меньше, чем цена F-16.
Первый 18-минутный полет LCA состоялся 4 января 2001г.
LCA - гордость авиапромышленности Индии
Первый Tejas с ракетами Р-73 во время испытательных полетов. Название Tejas многоцелевой истребитель Индийского агентства по разработке авиационной техники (ADA) получил в 2003 году.
Прототип TD-2, окрашенный в цвета национального флага Индии, выполняет показательный полет на авиасалоне Aero India 2007
Второй прототип, TD-2, облетан в 2002 году. TD-1 выкачен из цеха в 1995 году, a TD-2 - в 1998 году, а задержка с первыми полетами вызвана проблемами с системой управления полетом.
India’s first series-production Tejas Light Combat Aircraft (LCA) LA-5001 (c/n SP-1) made its public debut at this year’s show.
Tejas KH-2002 (c/n TD-2) was on display with a dummy version of the DRDO Astra Mk1 beyond visual range air-to-air missile;
Легкий многоцелевой истребитель Tejas
"Теджас"
Tejas - небольшой самолет, даже меньше, чем шведский Gripen. Теоретически, малые размеры - достоинство в воздушном бою, да и опыт эксплуатации в индийских ВВС самолетов Gnat/Ajeet говорил в пользу небольших истребителей.
Взлетает предсерийный истребитель Tejas LSP-2
В состав вооружения истребителей Tejas вошла и российская ракета Р-73, хорошо видимая на этой фотографии, сделанной во время огневых испытаний в 2007 году.
Three Tejas LCAs participated in Aero India 2013, held at Yelahanka outside Bangalore. KH2005 (PV-3) was displayed on the ground, while KH2012 (LSP-2, seen here) was the principle flying display aircraft and KH2014 (LSP-4) was held in reserve.
Tejas KH-2013 gave a spirited display at this year's Aero India.
В полете истребитель «Tejas»
Первый прототип PV-5 - учебно-боевого варианта истребителя Tejas - был построен в ноябре 2008 г.
Первый двухместный Tejas, PV-5, поднялся в воздух 26 ноября 2009 года.
По сообщениям зарубежных источников, консультационную поддержку в создании самолетов семейства Tejas оказывали специалисты европейского оборонного концерна EADS.
The second LCA Naval prototype, 3002 (NP-2), takes off from Bangalore on February 7, 2015 for its maiden flight.
NP-2 - прототип палубного варианта истребителя «Теджас»
Палубный вариант истребителя «Tejas»
Tejas naval prototype 3002 (c/n NP-2) was on display at this year’s show, and featured Leading Edge Vortex Controllers and a tail hook.
A tail hook and Leading Edge Vortex Controllers of Tejas naval prototype 3002 (c/n NP-2).
В полете индийский истребитель LCA
Полет "демонстратора" LCA на выставке "Аэро Индия 2001" 9 января 2001г.
В полете первые два прототипа LCA
Первые три опытных прототипа в полете
В воздухе - опытный самолет PV-1
LCA на выставке "Аэро Индия-2003"
Стойки шасси и воздухозаборники
TD-1 (на переднем плане) и планер для прочностных испытаний в сборочном цеху HAL
Четвертый LCA, оборудованный подвесными баками и в боевой окраске
1 декабря 2005 г. впервые поднялся в небо PV-2 (четвертый опытный образец "Теджаса")
Опытный истребитель PV-3 на авиасалоне Aero India 2007
Первый самолет "ограниченной серии"
Предсерийный истребитель LSP-1
В арсенал "Теджаса" входят управляемые авиабомбы
Подготовка к полету истребителя на авиабазе Лех
Пятый предсерийный легкий истребитель LCA Tejas
Боевая нагрузка на всех шести пилонах "Теджаса"
Под правым воздухозаборником на виде снизу 23-мм пушка ГШ-23
Посадка PV-3 на высокогорной авиабазе Лех
Испытания "Теджаса" на высокогорном аэродроме
Истребитель HAL "Теджас"
30 сентября 2014г. в Бангалоре совершил первый полет первый серийный легкий истребитель Tejas (SP-1). Самолет пилотировал летчик-испытатель К. Мутханна (К.A. Muthanna).
Сборка двухместного "Теджаса"
Взлет самолета NP-1 с трамплина
Испытания локатора для LCA на BAe-748
Локатор для LCA
Радиолокатор MMR
Подвеска УР Р-73
Кабина самолета "ограниченной серии"
Макет кабины пилота
Вид на оборудование кабины спарки
На тренажере самолета «Теджас» можно оценить приборное оборудование его кабины
Продувочная модель LCA
Полномасштабный макет LCA на военно-технической выставке "Аэро Индия 2001"
Макет палубного варианта "Теджаса"
Модель легкого истребителя LCA в варианте корабельного базирования
Полноразмерный макет палубного истребителя LCA
Многоцелевой истребитель разработки ADA