HAL Tejas / LCA
Страна: Индия
Год: 2001


Одноместный многоцелевой истребитель
Описание
Фотографии:

Цветные фото (53)
ADA Легкий многоцелевой истребитель Tejas (Индия)

   Приобретя в лице Пакистана и Китая потенциально опасных противников, Индия приняла решение о создании собственных многочисленных и эффективных военно-воздушных сил. После поражения в столкновениях с китайской армией в 1962 году индийские ВВС (IAF) попали в практически полную зависимость от поставок боевых самолетов из СССР, а позже России. До начала 1980-х лучшим из поставляемых СССР самолетов был МиГ-21 "Fishbed". Однако к этому времени он устарел, и, наблюдая за модернизацией ВВС Пакистана и Китая, Индия решила также модернизировать свои ВВС, планируя начать этот процесс с получения нового боевого самолета, пришедшего на смену МиГ-21.
   Параллельно предполагалось приступить к созданию собственного боевого самолета, чтобы сократить отток валюты из страны и гарантировать себе независимость от СССР который вступил в период политической и экономической нестабильности.
   В июне 1984 года в Бангалоре было создано Агентство по разработке авиационной техники (ADA), приступившее к работе над проектом индийского легкого истребителя. В ADA вошли представители Индийского центра исследования газовых турбин и компании Hindustan Aeronautics Ltd, которые занялись созданием отечественного авиационного двигателя (турбовентиляторный двигатель GTX-35VS Kaveri был спроектирован при участии французской компании SNECMA).
   Законченные в 1985 году технико-экономические обоснования стали первым шагом к созданию легкого боевого самолета, нацеленного, в первую очередь, на обеспечение превосходства в воздухе, и лишь во вторую очередь для поддержки своих наземных сил и затруднения наземных действий противника. В качестве консультанта была привлечена французская авиастроительная фирма Dassault, после чего работа над проектом вступила в заключительную стадию, продолжавшуюся с весны 1987 до конца 1988 года.
   К началу 1990 года был закончен основной проект, и стало ясно, что IAF предлагается одноместный всепогодный многоцелевой самолет с дельтовидным крылом и одним турбовентиляторным двигателем с системой форсажа. Были оптимизированы основные характеристики самолета, такие, как маневренность, набор скорости и высоты, аэродинамические показатели. Новый самолет мог нести вдвое больше вооружения, чем МиГ-21.
   В разработанном самолете все органы управления крыла изначально должны были приводиться в движение с помощью четырехкратно резервированной электродистанционной системой управления, созданной ADA совместно с фирмой Lockheed Martin Electronics. Однако в 1998 году, после проведения Индией ядерных испытаний, США наложили эмбарго на поставку технологий, и Lockheed Martin вышел из проекта. Индия приступила к созданию собственной системы дистанционного управления, что, несомненно, замедлило выполнение программы.
   Кабина истребителя оборудована рычагами ручного управления и дисплеями, с помощью которых летчик управляет системами самолета. Эта авионика интегрирована с другими узлами, такими, как инерционная навигационная система через центральный компьютер и три информационных канала на основе MIL-1553B.
   Бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО) включает в себя многопрофильный импульсно-допплеровский радар и передний инфракрасный радар. Создание собственных радаров также застопорилось, и потому в марте 1995 года Индии пришлось прибегнуть к помощи израильской фирмы по производству радаров. Но и после этого до конца 2006 года радар оставался головной болью конструкторов. Тогда к проекту присоединилась еще одна израильская фирма, Elta, предложившая взять за основу совместной разработки свой радар EL/M-2052.
   В конструкции истребителя широко использованы композитные материалы, что позволило свести вес к минимуму. В конструкции крыла и поверхностей управления использованы также усиленные углеродоволокнистые пластики. В остальной части планера применены алюминиево-литиевые сплавы, за исключением "горячих" зон возле двигателя, где использовались титановые сплавы.
   Истребитель вооружен спаренной 23-мм пушкой ГШ-23Л, и имеет семь подвесок для ракет - одну под центропланом, и по три - под каждой консолью.
   На истребитель устанавливается один индийский турбовентиляторный двигатель Kaveri. Управление двигателем осуществляется с помощью полностью автономной цифровой системы. Правда, создание двигателя Kaveri очень затянулось, поэтому для прототипов в США было закуплено 11 двигателей General Electric F404-GE-F2J3. Первые испытания двигателя Kaveri были проведены в России только в 2006 году, а до этого времени продолжались закупки в США двигателей F404. Воздух поступает в двигатель через два воздухозаборника, расположенных у фюзеляжа прямо под передней кромкой крыла. Фиксированная геометрия воздухозаборников ограничивает максимальную скорость приблизительно 1,6М, но благодаря этому удалось избежать излишней сложности конструкции. В систему посадки входит тормозной парашют, находящийся в контейнере под стабилизатором.
   Внутренние топливные баки вмещают 3000 литров горючего - этот запас может быть пополнен с помощью дозаправки в воздухе. Кроме того, на нижней плоскости каждой консоли крыла имеются две точки для крепления сбрасываемых баков для горючего.
   В ноябре 1996 года со стапеля сошел первый прототип истребителя, однако в воздух он смог подняться только в январе 2001 года - ровно столько времени потребовалось на доделки и исправление выявленных недостатков. Для доведения самолета до готовности, Индия обратилась за помощью к израильским специалистам. К концу 2006 года была завершена программа испытаний, в ходе которой было облетано три прототипа. В те же сроки с помощью иностранных специалистов продолжалась доводка двигателя.
   Запустить Tejas в производство планировалось в 2008 году, а первая ограниченная серия машин приступила к испытательным полетам 17 мая 2007. На этих машинах был установлен модифицированный турбовентиляторный двигатель F404-IN20. Индия также закупила для Tejas лазерную систему наведения Litening, которая, вероятно, будет интегрирована в систему IOC, которая должна появиться к 2010 году. Новая проблема в программе возникла в августе 2007 года, когда самолет был признан слишком медленным на уровне моря - основной причиной стали недостатки двигателя F404. Правда, в октябре того же года с Tejas был совершен успешный запуск ракеты Р-73.
   Предполагается дальнейшее усовершенствование истребителя, включая создание двухместной модели для обучения летчиков. В число пяти новых прототипов был включен также палубный самолет. Два первых палубных Tejas планировалось испытать уже в 2007 году.
   К настоящему времени ВВС и ВМС Индии испытывают потребность приблизительно в 220 Tejas, включая 20 двухместных машин.


ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
   ADA (Tejas)

   Тип: одноместный многоцелевой истребитель.
   Силовая установка (прототип): один турбовентиляторный двигатель General Electric F404-GE-F2J3 тягой до 80,50 кН, с системой дожига. На серийном самолете может быть установлен один турбовентиляторный двигатель Kaven GTX-35VS тягой при форсаже 80,20 кН. Летные качества: максимальная скорость 1700 км/час или М=1,6 на большой высоте; скороподъемность 1200 м в минуту; рабочий потолок более 15250 м.
   Масса: пустого самолета 5500 кг, нормальная взлетная 8500 кг, при максимальной загрузке 13 000 кг. Размеры: размах крыла 8,20 м, длина 13,20 м, высота 4,40 м, площадь крыла около 37,50 м. кв. Вооружение: одна двуствольная 23-мм пушка ГШ-23Л, семь ракет на подкрыльевых подвесках.
Прототип TD-1 совершил первый полет 4 января 2001 года. Индийский самолет получил название Tejas - его официально присвоил машине в 2001 году премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпайи.
8 января 2001г.: поднялся в воздух легкий индийский боевой самолет Tejas, предназначенный для замены МиГ-21. Предполагается, что его стоимость составит 20 млн долларов, немного меньше, чем цена F-16.
Первый 18-минутный полет LCA состоялся 4 января 2001г.
LCA - гордость авиапромышленности Индии
Very few Third World countries have the resources, financial or intellectual, to pursue advanced indigenous combat aircraft programmes, but India has astounded critics with its Light Combat Aircraft.
Первый Tejas с ракетами Р-73 во время испытательных полетов. Название Tejas многоцелевой истребитель Индийского агентства по разработке авиационной техники (ADA) получил в 2003 году.
Прототип TD-2, окрашенный в цвета национального флага Индии, выполняет показательный полет на авиасалоне Aero India 2007
Второй прототип, TD-2, облетан в 2002 году. TD-1 выкачен из цеха в 1995 году, a TD-2 - в 1998 году, а задержка с первыми полетами вызвана проблемами с системой управления полетом.
TD-1 first prototype of the LCA, rolled out on 17 November 1995 and due to fly in 1999 (1999)
India’s first series-production Tejas Light Combat Aircraft (LCA) LA-5001 (c/n SP-1) made its public debut at this year’s show.
Tejas KH-2002 (c/n TD-2) was on display with a dummy version of the DRDO Astra Mk1 beyond visual range air-to-air missile;
LCA Tejas KH2012 fitted with an indigenous Uttam active electronically-scanned array radar under a transparent nose cone and two Brahmos-NG air-to-surface missiles loaded under the wing.
India’s Electronics and Radar Development Establishment is offering the Uttam active electronically scanned array radar for future versions of the Tejas Light Combat Aircraft.
Легкий многоцелевой истребитель Tejas
Tejas KH-2014, loaded with a Derby missile on the inner wing hard point prior to first launch. Note the two cameras carried on the under fuselage hard point and the pod on the outer wing pylon.
Pictured is one of 40 Hindustan Aeronautics Limited (HAL) Light Combat Aircraft (LCA) being acquired for the Indian Air Force, against a total requirement for 123 aircraft, most of which will be the improved Mk.1A variant currently under development. HAL is also proposing 36 Tejas Mk.1As for Malaysia’s Fighter Lean In Trainer/Light Combat Aircraft (FLIT/LCA) programme
27 мая 2020г. на авиабазу Сулур, расположенную возле г. Коимбатур (шт. Тамилнад), прибыл истребитель Tejas новой модификации FOC, который вошел в состав 18-й эскадрильи Воздушных Сил Индии (IAF). Этот вариант отличается от предыдущей версии МОК рядом нововведений, включая расширенную номенклатуру вооружений и систему дозаправки топливом в воздухе. В общей сложности корпорация HAL должна поставить IAF 16 таких самолетов.
The first FOC-standard Tejas Mk1 - serial LA-5018 - was handed over to the IAF on May 27, 2020.
Latest LCA prototype to fly was KH2005 (PV3), on December 1, 2006. Initially flown in primer, it had been painted in this grey scheme by the time of the Aero India show at Bangalore, where it is seen here on February 9.
"Теджас"
Tejas - небольшой самолет, даже меньше, чем шведский Gripen. Теоретически, малые размеры - достоинство в воздушном бою, да и опыт эксплуатации в индийских ВВС самолетов Gnat/Ajeet говорил в пользу небольших истребителей.
Взлетает предсерийный истребитель Tejas LSP-2
Tejas LA-5006 is the sixth IOC-standard series production aircraft in service with the 45 Squadron 'Flying Daggers' stationed at Sulur.
HAL Tejas Mk1 LA-5009 assigned to the Indian Air Force's 45 Squadron gets airborne for another handling demonstration at LIMA 19. India hopes to sell Tejas Mk1As to Malaysia to fill its Light Combat Aircraft requirement.
В состав вооружения истребителей Tejas вошла и российская ракета Р-73, хорошо видимая на этой фотографии, сделанной во время огневых испытаний в 2007 году.
Three Tejas LCAs participated in Aero India 2013, held at Yelahanka outside Bangalore. KH2005 (PV-3) was displayed on the ground, while KH2012 (LSP-2, seen here) was the principle flying display aircraft and KH2014 (LSP-4) was held in reserve.
Истребитель «Теджис»
Tejas KH-2013 gave a spirited display at this year's Aero India.
В полете истребитель «Tejas»
A Su-30MKI, Jaguar and Tejas aircraft flying a missing man formation in memory of Wing Commander Sahil Gandhi.
HAL-operated Indian Air Force Limited Series Production Tejas KH-2017 (LSP-07) carried out the first launch of a Python-5 AAM on April 27, 2021 in Goa
A screen grab from the video depicting the first Derby missile shot from a Tejas fighter.
Истребитель "Теджас"
After a rather protracted initial development, the Tejas flight test programme is now gaining momentum. Seen here is KH2005/'PV-3', the third prototype aircraft. It is equipped with a glass cockpit incorporating the production standard avionics.
Первый прототип PV-5 - учебно-боевого варианта истребителя Tejas - был построен в ноябре 2008 г.
Первый двухместный Tejas, PV-5, поднялся в воздух 26 ноября 2009 года.
По сообщениям зарубежных источников, консультационную поддержку в создании самолетов семейства Tejas оказывали специалисты европейского оборонного концерна EADS.
Two, two-seat Tejas fighters flew customer orientation and familiarisation flights during the show. Note the Israeli Litening targeting pod carried on the under-fuselage hard point.
Naval LCA
The second LCA Naval prototype, 3002 (NP-2), takes off from Bangalore on February 7, 2015 for its maiden flight.
NP-2 - прототип палубного варианта истребителя «Теджас»
Палубный вариант истребителя «Tejas»
Tejas naval prototype 3002 (c/n NP-2) was on display at this year’s show, and featured Leading Edge Vortex Controllers and a tail hook.
The Naval LCA is reportedly underpowered, so the Indian Navy intends to use it for evaluation and pilot training purposes only. For operational tasks, 57 carrier-borne fighters will be acquired instead.
Single-seat Naval LCA 3002 (c/n NP-2) is one of two prototypes and was on static display at Bangalore.
India's second naval LCA prototype 3002 (c/n NP-2) departs the ski-jump at INS Hansa on September 29, 2019.
The naval Tejas prototype takes off from INS Vikramaditya for the first time.
A tail hook and Leading Edge Vortex Controllers of Tejas naval prototype 3002 (c/n NP-2).