Мировая Авиация 93
-
AV-8B Harrier II. Начиная со 167-го экземпляра, AV-8B, поставляемые КМП, представляли собой вариант ночного штурмовика (NA). Первая из таких машин поступила на вооружение 15 сентября 1989 года. Переоснащение началось с эскадрильи VMA-214 "Black Sheep", где Harrier II сменили A-4M. Самолет вооружался двумя ракетами AGM-65E Maverick, парой кассетных бомб Mk 20 Rockeye II и ракетами AIM-9L/M Sidewinder на внешних крыльевых пилонах. В 1991 году AV-8B участвовали в войне в Персидском заливе, а в октябре того же года их передислоцировали на авиабазу Ивакуни, ставшую их первым постоянным местом базирования за океаном.
AV-8B из эскадрильи VMA-223 "Bulldogs" запускает ракету с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Эта эскадрилья последней на восточном побережье США эксплуатировала A-4M Skyhawk.
AV-8B Harrier из 262-й (усиленной) авиаэскадрильи садится на борт авианосца "Эссекс" во время учений "Cobra Gold" в 2006 году.
Эскадрилья VMA-311, ранее летавшая на Tomcat и размещенная на авиабазе Юма, штат Аризона, стала первой из четырех эскадрилий МП с AV-8B, участвовавших в операции "Буря в пустыне". Она действовала с авиабазы им. короля Абдулы Азиза.
2005 год. AV-8B из VMA-211 садится на палубу авианосца "Тарава" (LHA-1) во время проведения учений по выполнению специальных операций.
Конец 1941 года. Снимок сделан хвостовым аэрофотоаппаратом G.42, установленным на Whitley Mk V Берегового командования. Сброшенная самолетом глубинная бомба взрывается на пути подлодки.
Воздушные удары по Афганистану. 9 октября 2001г.: США начали наносить воздушные удары по Афганистану, месту нахождения террористической организации Аль-Каида, возглавляемой У. Бен Ладеном, который подозревается в организации терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Это стало началом многомесячных бомбардировок, которые в конечном итоге привели к падению правительства талибов. 44-часовые полеты бомбардировщиков В-2 с базы Уайтмен были самыми длительными в истории. 21 октября Министерство обороны США сообщило, что над Афганистаном применялись вооруженные БПЛА Predator. Впервые с беспилотного ЛА был осуществлен боевой пуск ракеты.
Ранний Liberator Mk III с характерным остеклением носовой части. Все бомбардировщики Liberator до модификации B-24G имели укороченную и хорошо остекленную переднюю часть фюзеляжа.
A Liberator III, LV337, showing the elliptical nacelles and dorsal turret moved forward.
1 июня 2001г.: первое испытание сверхзвукового X-43A окончилось неудачей после того, как было потеряно управление ракетой-носителем Pegasus за несколько секунд до отделения.
Первый экземпляр DC-7 (N301AA, предназначенный для "American Airlines") "позирует" перед фотографом "Douglas" на фоне других самолетов фирмы, ожидающих отправки заказчикам (с переднего плана за "семеркой"): DC-6B для TAI, грузовой DC-4 для "United" и демонстрационный образец DC-3S "Super DC-3".
Airco DH.2. Первым британским истребителем специальной постройки стал Airco DH.2. Он поступил на вооружение в 1915 году в 24-ю эскадрилью, которая много сделала, чтобы противостоять немецким самолетам.
Во время воздушных боев над Ла-Маншем летом 1941 года Люфтваффе с успехом применяли летающие лодки Heinkel Не 59 и Dornier Do 24 (показан Do24T-1) для поиска и спасения сбитых летчиков.
4 июля 2001г.: в Ан-124 загружают разобранный фюзеляж EP-3 ВМС США, находившийся на Гавайских островах после его столкновения с J-8. Фюзеляж перевезли на Окинаву, куда ранее доставили хвостовое оперение, двигатели, винты, крыло и шасси.
9 января 2001г.: этот F-16 (75-0750) выполнил свой последний полет из Форт-Уорта, Техас, на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо. Это был шестой F-16A и седьмой из восьми самолетов, летавших по программе испытаний F-16. Впервые поднявшийся в воздух в апреле 1978 года, он участвовал в 10 программах летных испытаний.
5 мая 2001г.: самолеты союзников атаковали РЛС в северной части Ирака, в зоне запретной для полетов иракских ВВС. Удары в этой зоне наносились шесть раз за год.
Укомплектованная американцами эскадрилья "Lafayette" оснащалась Nieuport 21 с двигателем Le Rhone мощностью 80 л. с. (60 кВт). Этот самолет сфотографирован на аэродроме Каши в районе реки Сомма, 1916 год.
На этом Spitfire Mk I (R6690/"PR-Q"> в августе 1940 года летал капитан Дж. Дандес. К 9 октября он одержал девять побед и был лучшим пилотом 609-й эскадрильи во время битвы за Британию. Самолет имел стандартное пулеметное вооружение типа Mk I.
Август 1940 года. Spitfire Mk IB (R6776/"QV-H") из 19-й эскадрильи исходно снаряжался пушками. Его пилот, старший сержант Дж. Анвин, добился немалых успехов - в 1940 году он сбил 13 самолетов.
На этом снимке видны Spitfire из 610-й эскадрильи с авиабазы Биггин-Хилл во время патрулирования в июне 1940 года, незадолго до начала битвы за Британию.
Spitfire Mk I (X4474) с пулеметами Browning спешно снаряжается для следующего вылета, пока пилот надевает парашют. Чтобы отличать вооруженные пулеметами самолеты от пушечных Mk IB, их обозначили Mk IA.
Самолет "W-SH" из 64-й эскадрильи запечатлен во время ремонта шасси после аварийной посадки. Работы проводились в авральном порядке из-за нехватки истребителей.
31 марта 2001г.: состоялся полет СВВП Boeing X-32B. Программа летных испытаний X-32A с обычным взлетом и посадкой завершилась 3 февраля после 66 полетов.
3 апреля 2001г.: министр обороны США одобрил массовое производство комплектов переоборудования JDAM, превращающих свободнопадающие бомбы в высокоточное оружие.
Июнь 1999 года. Специалист по авиавооружению на палубе авианосца "Теодор Рузвельт" проверяет ракету AIM-9 Sidewinder перед вылетом Tomcat для патрулирования над Средиземным морем. Под ракетой виден контейнер LANTIRN, обеспечивающий возможность применения высокоточного оружия класса "воздух-поверхность".
Апрель 1999 года, Адриатическое море. Техники по вооружению F-14 подвешивают на подфюзеляжный пилон 907-кг бомбу GBU-24. Самолет Bombcat с системой LANTIRN мог нести весь ассортимент американских бомб с лазерным наведением на узлах подвески BRU-42 под бомбы серии Mk 80.
Во время операции "Provide Promise", проводившейся в 1993 году, Tomcat из эскадрильи VF-14 "Tophatters" осуществляли боевое прикрытие при сбрасывании гуманитарной помощи на территорию Боснии. В роли бомбардировщиков эскадрилья также участвовала в операции "Allied Force", начавшейся в конце марта 1999 года.
F-14 из эскадрильи VF-41 "Black Aces" прогревает двигатели перед катапультным запуском с палубы авианосца "Теодор Рузвельт" с целью нанесения ночных ударов при проведении операции "Allied Force". "Теодор Рузвельт" принял эстафету боевого дежурства у авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в Средиземном море в марте 1993 года, его поддерживало оперативное соединение морской пехоты США.
Эскадрилья VF-41 участвовала в операции "Deliberate Force". Первое боевое задание она выполнила 5 сентября 1995 года, нанеся удар двумя самолетами с использованием управляемых бомб GBU-16.
F-14 из эскадрильи VF-14 "Tophatters" садится на авианосец "Теодор Рузвельт" после выполнения боевой задачи над бывшей Югославией. Самолет несет управляемую бомбу под фюзеляжем, ракету Sidewinder, контейнер LANTIRN и 1011-литровые подвесные баки.
"Теодор Рузвельт" (справа) вместе с эсминцем "Гонсалес" в Ионическом море летом 1999 года.
8 января 2001г.: поднялся в воздух легкий индийский боевой самолет Tejas, предназначенный для замены МиГ-21. Предполагается, что его стоимость составит 20 млн долларов, немного меньше, чем цена F-16.
23 апреля 2001г.: совершил полет 380-местный A340-600, самый большой авиалайнер "Airbus", созданный на основе A340-300. В июне 2002 года эти самолеты начали поступать в авиакомпанию "Virgin Atlantic".
21 февраля 2001г.: поднялся в воздух Bombardier CRJ900, удлиненный вариант CRJ700. В декабре 2000 года производитель получил твердые заказы на 14 самолетов.
На рубеже эпох. Западный фронт. Британские кавалеристы наблюдают, как приземляется ВЕ.2 Королевского воздушного корпуса. Эти самолеты хорошо выполняли разведывательные операции в начале 1915 года, но были слишком уязвимы в воздушных боях.
25 июня 2001г.: взлетел модернизированный CH-47F с усовершенствованной авионикой и двигателями Honeywell 755.
Одним из важных приобретений британского Берегового командования в 1941 году стали американские летающие лодки Consolidated Catalina, которые могли патрулировать над морем до 15 часов.
Этот B-24J из 43-й бомбардировочной группы совершал рейды на территорию Японии с острова Шима, став одним из последних Liberator, участвовавших в боевых действиях. Запоминающийся рисунок на его левом борту появился весной 1945 года.
Самолеты серии Airbus A320 в 1980-х годах познакомили мир авиалайнеров с ЭДСУ и боковыми РУ, что было смелым решением, принесшим успех данному типу машин. А вот "Boeing" не стала устанавливать боковую РУ, на ее 787-м сохранились традиционные штурвалы управления.
13 августа 2001г.: БПЛА Helios достиг рекордной высоты - 29 524 м. Он приводился в действие энергией солнечных батарей и усовершенствованной топливной батареи. Ожидалось, что Helios к 2003 году продемонстрирует способность летать на высотах более 15 240 м в течение 96 ч.
Несмотря на различные мнения, VC10 отлично зарекомендовали себя (в том числе и с точки зрения прибыльности) при эксплуатации в компании BOAC.
Самолет Super VC10, известный на фирме "Vickers" как Type 1154, имел увеличенную взлетную массу, увеличенный объем топлива, усиленную конструкцию и реверсеры тяги на всех четырех двигателях.
На снимке самолет с индексом G-ARVF. После полетов в компании BOAC его взяло в лизинг правительство ОАЭ. Затем самолет снова продали "British Airways", где он эксплуатировался до 1981 года.
В полете изящные линии VC10 становились еще заметнее. На снимке Super VC10. Компания BOAC заказала 17 таких самолетов, поступивших в эксплуатацию в 1965 году.
Несколько стандартных VC10 достаточно долго оставались в составе BOAC и получили новую схему окраски "British Airways" после слияния с BEA. Самолет G-ARVM был одним из них, в 1979 году он прилетел в Госфорд, где его поставили на хранение.
Основой возможностей короткого взлета и посадки VC10 являлись его сложное крыло и большая избыточная тяга.
DC-7C стал последним авиалайнером с поршневыми двигателями уходящей эпохи. Уступая по характеристикам L-1049 Super Constellation, самолет "Seven Seas" ("Семь морей") выигрывал по дальности полета даже у более позднего Lockheed L-1649 StarLiner, хотя последний появился на год позже DC-7C и был менее экономичным в обслуживании. Были построены всего 43 StarLiner по сравнению со 121 DC-7C. На снимке N70C, прототип "Seven Seas", окрашенный по схеме компании "Douglas".
Компания "National" приобрела четыре DC-7B, отличавшиеся увеличенной дальностью, повышенной массой и улучшенной аэродинамикой. По сути, большинство DC-7B представляли собой гибрид DC-7 и DC-7B, единственным отличием был объем топлива.
На фюзеляже G-AOII (фото) нанесена надпись "BOAC CARGO SERVICE", это один из двух DC-7C компании BOAC, использовавшихся для перевозки грузов.
В 2010 году один из DC-7 по-прежнему находился в состоянии летной годности - N4887C. Этот DC-7B используется аризонской компанией "Air Response" как пожарный и сельскохозяйственный самолет. Построенная в 1957 году для "Delta Airlines" машина (она и сейчас летает в цветах "Delta") может нести под фюзеляжем большой бак с противопожарными средствами или сельхозхимикатами емкостью 11356 л.
Несмотря на удачную серию DC-6, конкуренты наступали на пятки фирме "Douglas". В 1952 году "Lockheed" объявила о выпуске L-1049C Super Constellation с двигателями Wright Turbo Compound, а в октябре 1953-го TWA выполнила на "Super Connie" первый беспосадочный трансконтинентальный полет.
10 DC-7C стали первыми самолетами, полученными BOAC от "Douglas Aircraft Company". Их заказали, чтобы закрыть брешь, появившуюся из-за задержки с поставками Bristol Britannia 312. Позднее два самолета переоборудовали в грузовые. Оставшиеся пассажирские самолеты компания продала в 1963-1964 годах, а грузовые - в 1965 году.
Авиакомпания "Delta Airlines" продвинула DC-7 на рынок как "самый быстрый и самый лучший авиалайнер Америки" после серии рекордных 61,5-часовых трансконтинентальных перегоночных полетов. В 1958 году на трансатлантических рейсах компания "Delta" на DC-7 представила собственный стандарт "Королевского обслуживания". На нем была введена дополнительная стюардесса, ответственная за раздачу напитков и бесплатного шампанского. Также улучшилась обработка багажа, а служащие аэропортов начали встречать и приветствовать пассажиров.
DC-7C мог выполнять беспосадочные трансатлантические полеты на линии Нью-Йорк - Лондон с полной нагрузкой, но только в хороших погодных условиях. Новый тип машины эксплуатировался и на менее продолжительном полярном маршруте. Одним из пионеров последнего являлась SAS, начавшая с 24 февраля 1957 года обслуживание пассажиров рейсом Копенгаген - Токио.
Единственной неамериканской компанией, применявшей DC-7B, была "South African Airways" (SAA), которая приобрела четыре самолета для использования на линии Спрингбок-Лондон, конкурируя с лайнерами Britannia авиакомпании BOAC. Только DC-7B "Pan Am" и SAA оборудовались полным комплектом дополнительных топливных баков, включая седловидные в удлиненных гондолах двигателей, поэтому их считают единственными "настоящими" DC-7B.
Компания "United" являлась одним из четырех перевозчиков США на магистральных авиалиниях, которые использовали DC-7. Эти самолеты оказались менее надежными (первые двигатели R-3350 имели склонность к воспламенению) и более дорогими в эксплуатации по сравнению с DC-6B, поэтому в конце 1950-х годов все крупные компании их продали.
F-ZBCA, бывший швейцарский DC-7C, был одним из трех DC-7 в составе UTA, летавших в рамках французской программы ядерных испытаний в южной части Тихого океана. В 1966 году все самолеты модифицировали до стандарта DC-7AMOR (Avion de Mesure d'Observation au Receptacle) для слежения за запуском и возвращением спутников с использованием РЛС и другого оборудования. Самолет входил в состав ВВС Франции и базировался в Хао, остров Таити. Задачи слежения за спутниками выполнял экипаж из 12 человек, полеты обычно длились около 20 часов.
В калифорнийских воздушных гонках 1970 года под номером 64 участвовал бывший DC-7B "American Airlines" под названием "Super Snoopy", пилотируемый пилотом "United Air Lines" К. Лэйси.
N8218H (фото) - грузовой DC-7 из парка транспортных самолетов "Riddle Airlines", первую машину компания приобрела в 1961 году. На заводе "Douglas" они получили грузовые двери и усиленные полы, а остальные работы выполнили инженеры компании. При необходимости все самолеты можно было снова оснастить пассажирскими креслами.
DC-7C (N731PA) в 1959 году переоборудовали в грузовой, а шесть лет спустя продали. Эксплуатация самолета в США закончилась в компании "Trans Meridian Flying Services Ltd" в 1966 году под обозначением G-ATMF. В середине 1972 года он был зарегистрирован во Франции, но к концу года его утилизировали.
Авиалайнеры, переоборудованные в грузовые, LAS первоначально поставляла "Pan Am"; N754PA (фото) появился в 1957 году как DC-7C Clipper Victor, в 1960 году его модифицировали до стандарта "7CF".
LAS cargo conversions of the Douglas DC-7C, showing the new rear loading door
Грузовой DC-7 компании KLM без большей части кресел и других элементов интерьера (фото) оказался на удивление просторным.
DC-7C. Авиакомпания "Pan Am" закупила 26 DC-7C стоимостью по 2250000 долларов каждый. Машина N731PA Clipper Bald Eagle была первым серийным самолетом, поставленным авиакомпании 5 ноября 1956 года. В 1959 году она стала первой грузовой машиной DC-7F компании "Pan Am". Продана в 1965 году.
CF-105 - очень совершенный истребитель с незавидной судьбой. На нем устанавливался прототип современных ЭДСУ. Возможно, он был первым самолетом с автоматом загрузки, имитировавшим сопротивление руке летчика при передаче его воздействия на поверхности управления.
Fokker E.III. Хотя моноплан Fokker (показан E.III) напоминал довоенный BleriotType XI, он был компактным и высокоманевренным самолетом. Окончательным вариантом этой машины стал E.IV, отличавшийся более мощным мотором.
Моноплан Fokker E.III был небольшим и маневренным истребителем с одним синхронным пулеметом. Во второй половине 1915 года эти самолеты, несмотря на их малочисленность, доминировали над Западным фронтом.
На самолетах Fokker типа Е впервые был установлен пулемет с синхронизатором, позволявшим стрелять сквозь диск вращения винта, не рискуя повредить лопасти. Немецкие истребители с таким вооружением господствовали в воздухе в первые годы войны.
R4Y-1, построенный на основе CV-440, являлся базовым транспортным самолетом ВМС США в серии двухмоторных машин "Convair". В составе ВМС также летало небольшое количество T-29B, полученных от ВВС.
Самолет Sopwith Pup поступил на вооружение британских ВВС и ВМС в 1916 году. На снимке Pup взлетает с импровизированной платформы, смонтированной на орудийной башне британского боевого корабля, находящегося у бельгийского побережья.
Flying a Sopwith "Pup" off a turret platform. As the platform turned with the guns, it was not always necessary for the vessel to steam right into the wind.
Hobo Queen II был одним из двух B-32, подвергшихся атаке 14 японских истребителей во время проведения аэрофотосъемки Токио, предположительно 18 августа 1945 года. Это был последний воздушный бой Второй мировой войны, в результате которого были сбиты от двух до четырех истребителей. Один американский летчик погиб и двое были ранены, но оба самолета благополучно вернулись на Окинаву.
Лодка PB2Y-5 с четырьмя двигателями R-1830-92, развивавшими мощность, эквивалентную двум лодкам PBY-5A, стала окончательным вариантом Coronado. Максимальную мощность двигатели давали на малой высоте.
Consolidated PB2Y-3 Coronado
Bristol Beaufort, без сомнения, был основным самолетом Берегового командования. Эти самолеты наносили тяжелый урон противнику, хотя и сами несли серьезные потери. На снимке выстроенные в линию машины снаряжаются минами.
Fairey Fulmar, которые к середине 1941 года стояли на вооружении восьми эскадрилий авиации ВМС, сыграли важную роль в поисках линкора "Бисмарк".
Британский Liberator GR.Mk VI - это B-24J с такой же стрелковой установкой в носовой части. Самолет характеризовался убирающимся подфюзеляжным обтекателем с РЛС ASV в задней части фюзеляжа.
PB4Y-2 Privateer раннего выпуска. ВМС США использовали PB4Y для патрулирования и радиотехнической разведки. Один из таких разведчиков был сбит советскими ВВС, став первой жертвой холодной войны.
На эксплуатационные возможности Model 39 накладывала ограничения конструкция - лонжероны крыла проходили сквозь пассажирский салон, деля его на две части.
Этот специально оборудованный EC135 стал первым в мире вертолетом, оснащенным ЭДСУ в качестве основной системы управления. ЭДСУ повышает безопасность и устойчивость ЛА и облегчает управление им.
Выпуск Sea Wolf прекратили, построив всего 180 самолетов.
El Tomcat Mk VI-B сфотографирован во время сертификационных летных испытаний. Хорошо видно, что вертолет сделан на основе Bell 47, но, возможно, продажи ограничила его одноместная конфигурация.
Prototype of Continental Copters El Tomcat Mk VI-B (270 hp Lycoming TVO-435-B1A engine)
Этот самолет, называвшийся Mirage 2000S, фактически представлял собой стандартный 2000N, замаскированный под экспортный вариант.
Mirage 2000D воевал в Боснии, Косово и Афганистане. Он зарекомендовал себя отличной ударной машиной, его любят экипажи, несмотря на плохую управляемость на малых высотах. В 2008 году в Афганистане самолет оказывал поддержку операциям Международных сил содействия безопасности (ISAF).
Двухместный штурмовик Mirage 2000 превосходит по численности одноместные истребители французских ВВС. Самолет 2000D, созданный на основе 2000N, который, в свою очередь, создан на основе учебного 2000B, имел упрочненный фюзеляж, оснащен новой системой вооружения и РЛС нижнего обзора Antilope 5 или 53, обеспечивающей обход препятствий.
Mirage 2000D участвовал в боевых действиях на Балканах, где один из самолетов был сбит зенитной ракетой. Но операции подтвердили правильность концепции использования двухместных машин.
2000D (на переднем плане) несет контейнер ATLIS II с лазерной аппаратурой целеуказания первого поколения, а другой самолет - более поздний контейнер PDLCT.
Благодаря способности использовать усовершенствованные "малозаметные" крылатые ракеты типа Apache, Mirage 2000D-R2 является серьезным оружием. M2000D-R2 также может нести ракеты SCALP EG.
На F-35 используются последние достижения технологии систем управления, в том числе система рулевых электроприводов, где традиционное гидравлическое управление поверхностями заменено электрическим. Это позволило снизить массу, сэкономить средства и облегчить обслуживание.
Следом за первым опытным F-35A, AA-1,к программе испытаний в период до 2011 года присоединились 13 других F-35 - четыре F-35A (AF-1 - AF-4), пять F-35B (BF-1 - BF-5) и четыре F-35C (CF-1 - CF-4).
Летчики КМП переходили на Harrier II после 22-недельного курса подготовки, включающего 62 полета на Harrier и 60 часов налета. Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, летчик должен выполнить 15 полетов на двухместном TAV-8B.