Мировая Авиация 93
-
AV-8B Harrier II. Начиная со 167-го экземпляра, AV-8B, поставляемые КМП, представляли собой вариант ночного штурмовика (NA). Первая из таких машин поступила на вооружение 15 сентября 1989 года. Переоснащение началось с эскадрильи VMA-214 "Black Sheep", где Harrier II сменили A-4M. Самолет вооружался двумя ракетами AGM-65E Maverick, парой кассетных бомб Mk 20 Rockeye II и ракетами AIM-9L/M Sidewinder на внешних крыльевых пилонах. В 1991 году AV-8B участвовали в войне в Персидском заливе, а в октябре того же года их передислоцировали на авиабазу Ивакуни, ставшую их первым постоянным местом базирования за океаном.
AV-8B из эскадрильи VMA-223 "Bulldogs" запускает ракету с полуактивной лазерной головкой самонаведения. Эта эскадрилья последней на восточном побережье США эксплуатировала A-4M Skyhawk.
AV-8B Harrier из 262-й (усиленной) авиаэскадрильи садится на борт авианосца "Эссекс" во время учений "Cobra Gold" в 2006 году.
Эскадрилья VMA-311, ранее летавшая на Tomcat и размещенная на авиабазе Юма, штат Аризона, стала первой из четырех эскадрилий МП с AV-8B, участвовавших в операции "Буря в пустыне". Она действовала с авиабазы им. короля Абдулы Азиза.
2005 год. AV-8B из VMA-211 садится на палубу авианосца "Тарава" (LHA-1) во время проведения учений по выполнению специальных операций.
Летчики КМП переходили на Harrier II после 22-недельного курса подготовки, включающего 62 полета на Harrier и 60 часов налета. Чтобы получить допуск к самостоятельным полетам, летчик должен выполнить 15 полетов на двухместном TAV-8B.
Конец 1941 года. Снимок сделан хвостовым аэрофотоаппаратом G.42, установленным на Whitley Mk V Берегового командования. Сброшенная самолетом глубинная бомба взрывается на пути подлодки.
Воздушные удары по Афганистану. 9 октября 2001г.: США начали наносить воздушные удары по Афганистану, месту нахождения террористической организации Аль-Каида, возглавляемой У. Бен Ладеном, который подозревается в организации терактов 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Это стало началом многомесячных бомбардировок, которые в конечном итоге привели к падению правительства талибов. 44-часовые полеты бомбардировщиков В-2 с базы Уайтмен были самыми длительными в истории. 21 октября Министерство обороны США сообщило, что над Афганистаном применялись вооруженные БПЛА Predator. Впервые с беспилотного ЛА был осуществлен боевой пуск ракеты.
Ранний Liberator Mk III с характерным остеклением носовой части. Все бомбардировщики Liberator до модификации B-24G имели укороченную и хорошо остекленную переднюю часть фюзеляжа.
A Liberator III, LV337, showing the elliptical nacelles and dorsal turret moved forward.
1 июня 2001г.: первое испытание сверхзвукового X-43A окончилось неудачей после того, как было потеряно управление ракетой-носителем Pegasus за несколько секунд до отделения.
Первый экземпляр DC-7 (N301AA, предназначенный для "American Airlines") "позирует" перед фотографом "Douglas" на фоне других самолетов фирмы, ожидающих отправки заказчикам (с переднего плана за "семеркой"): DC-6B для TAI, грузовой DC-4 для "United" и демонстрационный образец DC-3S "Super DC-3".
Airco DH.2. Первым британским истребителем специальной постройки стал Airco DH.2. Он поступил на вооружение в 1915 году в 24-ю эскадрилью, которая много сделала, чтобы противостоять немецким самолетам.
Во время воздушных боев над Ла-Маншем летом 1941 года Люфтваффе с успехом применяли летающие лодки Heinkel Не 59 и Dornier Do 24 (показан Do24T-1) для поиска и спасения сбитых летчиков.
4 июля 2001г.: в Ан-124 загружают разобранный фюзеляж EP-3 ВМС США, находившийся на Гавайских островах после его столкновения с J-8. Фюзеляж перевезли на Окинаву, куда ранее доставили хвостовое оперение, двигатели, винты, крыло и шасси.
YF-16 (на снимке с конкурентом YF-17) проводит испытания новых систем управления, в том числе боковой РУ. Он стал первым истребителем с ЭДСУ. В отношении боковой РУ мнения летчиков разделились.
9 января 2001г.: этот F-16 (75-0750) выполнил свой последний полет из Форт-Уорта, Техас, на авиабазу Райт-Паттерсон в Огайо. Это был шестой F-16A и седьмой из восьми самолетов, летавших по программе испытаний F-16. Впервые поднявшийся в воздух в апреле 1978 года, он участвовал в 10 программах летных испытаний.
5 мая 2001г.: самолеты союзников атаковали РЛС в северной части Ирака, в зоне запретной для полетов иракских ВВС. Удары в этой зоне наносились шесть раз за год.
В 1972 году модифицированный НАСА F-8C Crusader стал первым самолетом, летавшим только с ЭДСУ. Под обозначением F-8 DFBW (цифровая ЭДСУ) машина внесла огромный вклад в развитие современных систем управления ЛА.
Укомплектованная американцами эскадрилья "Lafayette" оснащалась Nieuport 21 с двигателем Le Rhone мощностью 80 л. с. (60 кВт). Этот самолет сфотографирован на аэродроме Каши в районе реки Сомма, 1916 год.
На этом Spitfire Mk I (R6690/"PR-Q"> в августе 1940 года летал капитан Дж. Дандес. К 9 октября он одержал девять побед и был лучшим пилотом 609-й эскадрильи во время битвы за Британию. Самолет имел стандартное пулеметное вооружение типа Mk I.
Август 1940 года. Spitfire Mk IB (R6776/"QV-H") из 19-й эскадрильи исходно снаряжался пушками. Его пилот, старший сержант Дж. Анвин, добился немалых успехов - в 1940 году он сбил 13 самолетов.
В сентябре 1940 года X4179, Spitfire Mk IА, поступил в 19-ю эскадрилью (ранее 266-я), позднее ее перевооружили на Mk II.
Дежурные самолеты 616-й эскадрильи готовятся взлететь с аэродрома Кенли. Обратите внимание на литеры "QJ". В течение нескольких месяцев 616-ю эскадрилью ошибочно обозначали этими буквами, хотя их уже использовала 92-я. Эта неразбериха времен войны до сих пор вводит в заблуждение историков.
На этом снимке видны Spitfire из 610-й эскадрильи с авиабазы Биггин-Хилл во время патрулирования в июне 1940 года, незадолго до начала битвы за Британию.
Spitfire Mk I (X4474) с пулеметами Browning спешно снаряжается для следующего вылета, пока пилот надевает парашют. Чтобы отличать вооруженные пулеметами самолеты от пушечных Mk IB, их обозначили Mk IA.
Самолет "W-SH" из 64-й эскадрильи запечатлен во время ремонта шасси после аварийной посадки. Работы проводились в авральном порядке из-за нехватки истребителей.
31 марта 2001г.: состоялся полет СВВП Boeing X-32B. Программа летных испытаний X-32A с обычным взлетом и посадкой завершилась 3 февраля после 66 полетов.
3 апреля 2001г.: министр обороны США одобрил массовое производство комплектов переоборудования JDAM, превращающих свободнопадающие бомбы в высокоточное оружие.
Июнь 1999 года. Специалист по авиавооружению на палубе авианосца "Теодор Рузвельт" проверяет ракету AIM-9 Sidewinder перед вылетом Tomcat для патрулирования над Средиземным морем. Под ракетой виден контейнер LANTIRN, обеспечивающий возможность применения высокоточного оружия класса "воздух-поверхность".
Апрель 1999 года, Адриатическое море. Техники по вооружению F-14 подвешивают на подфюзеляжный пилон 907-кг бомбу GBU-24. Самолет Bombcat с системой LANTIRN мог нести весь ассортимент американских бомб с лазерным наведением на узлах подвески BRU-42 под бомбы серии Mk 80.
Во время операции "Provide Promise", проводившейся в 1993 году, Tomcat из эскадрильи VF-14 "Tophatters" осуществляли боевое прикрытие при сбрасывании гуманитарной помощи на территорию Боснии. В роли бомбардировщиков эскадрилья также участвовала в операции "Allied Force", начавшейся в конце марта 1999 года.
F-14 из эскадрильи VF-41 "Black Aces" прогревает двигатели перед катапультным запуском с палубы авианосца "Теодор Рузвельт" с целью нанесения ночных ударов при проведении операции "Allied Force". "Теодор Рузвельт" принял эстафету боевого дежурства у авианосца "Джон Ф. Кеннеди" в Средиземном море в марте 1993 года, его поддерживало оперативное соединение морской пехоты США.
Эскадрилья VF-41 участвовала в операции "Deliberate Force". Первое боевое задание она выполнила 5 сентября 1995 года, нанеся удар двумя самолетами с использованием управляемых бомб GBU-16.
F-14 из эскадрильи VF-14 "Tophatters" садится на авианосец "Теодор Рузвельт" после выполнения боевой задачи над бывшей Югославией. Самолет несет управляемую бомбу под фюзеляжем, ракету Sidewinder, контейнер LANTIRN и 1011-литровые подвесные баки.
"Теодор Рузвельт" (справа) вместе с эсминцем "Гонсалес" в Ионическом море летом 1999 года.
8 января 2001г.: поднялся в воздух легкий индийский боевой самолет Tejas, предназначенный для замены МиГ-21. Предполагается, что его стоимость составит 20 млн долларов, немного меньше, чем цена F-16.
23 апреля 2001г.: совершил полет 380-местный A340-600, самый большой авиалайнер "Airbus", созданный на основе A340-300. В июне 2002 года эти самолеты начали поступать в авиакомпанию "Virgin Atlantic".
21 февраля 2001г.: поднялся в воздух Bombardier CRJ900, удлиненный вариант CRJ700. В декабре 2000 года производитель получил твердые заказы на 14 самолетов.
Первый экземпляр DC-7 (N301AA, предназначенный для "American Airlines") "позирует" перед фотографом "Douglas" на фоне других самолетов фирмы, ожидающих отправки заказчикам (с переднего плана за "семеркой"): DC-6B для TAI, грузовой DC-4 для "United" и демонстрационный образец DC-3S "Super DC-3".
На рубеже эпох. Западный фронт. Британские кавалеристы наблюдают, как приземляется ВЕ.2 Королевского воздушного корпуса. Эти самолеты хорошо выполняли разведывательные операции в начале 1915 года, но были слишком уязвимы в воздушных боях.
25 июня 2001г.: взлетел модернизированный CH-47F с усовершенствованной авионикой и двигателями Honeywell 755.
Одним из важных приобретений британского Берегового командования в 1941 году стали американские летающие лодки Consolidated Catalina, которые могли патрулировать над морем до 15 часов.
1 июня 2001г.: первое испытание сверхзвукового X-43A окончилось неудачей после того, как было потеряно управление ракетой-носителем Pegasus за несколько секунд до отделения.
Этот B-24J из 43-й бомбардировочной группы совершал рейды на территорию Японии с острова Шима, став одним из последних Liberator, участвовавших в боевых действиях. Запоминающийся рисунок на его левом борту появился весной 1945 года.
Самолеты серии Airbus A320 в 1980-х годах познакомили мир авиалайнеров с ЭДСУ и боковыми РУ, что было смелым решением, принесшим успех данному типу машин. А вот "Boeing" не стала устанавливать боковую РУ, на ее 787-м сохранились традиционные штурвалы управления.
13 августа 2001г.: БПЛА Helios достиг рекордной высоты - 29 524 м. Он приводился в действие энергией солнечных батарей и усовершенствованной топливной батареи. Ожидалось, что Helios к 2003 году продемонстрирует способность летать на высотах более 15 240 м в течение 96 ч.
Несмотря на различные мнения, VC10 отлично зарекомендовали себя (в том числе и с точки зрения прибыльности) при эксплуатации в компании BOAC.
На снимке самолет с индексом G-ARVF. После полетов в компании BOAC его взяло в лизинг правительство ОАЭ. Затем самолет снова продали "British Airways", где он эксплуатировался до 1981 года.
Самолет Super VC10, известный на фирме "Vickers" как Type 1154, имел увеличенную взлетную массу, увеличенный объем топлива, усиленную конструкцию и реверсеры тяги на всех четырех двигателях.
Несколько стандартных VC10 достаточно долго оставались в составе BOAC и получили новую схему окраски "British Airways" после слияния с BEA. Самолет G-ARVM был одним из них, в 1979 году он прилетел в Госфорд, где его поставили на хранение.
В полете изящные линии VC10 становились еще заметнее. На снимке Super VC10. Компания BOAC заказала 17 таких самолетов, поступивших в эксплуатацию в 1965 году.
Основой возможностей короткого взлета и посадки VC10 являлись его сложное крыло и большая избыточная тяга.
YF-16 (на снимке с конкурентом YF-17) проводит испытания новых систем управления, в том числе боковой РУ. Он стал первым истребителем с ЭДСУ. В отношении боковой РУ мнения летчиков разделились.
DC-7C стал последним авиалайнером с поршневыми двигателями уходящей эпохи. Уступая по характеристикам L-1049 Super Constellation, самолет "Seven Seas" ("Семь морей") выигрывал по дальности полета даже у более позднего Lockheed L-1649 StarLiner, хотя последний появился на год позже DC-7C и был менее экономичным в обслуживании. Были построены всего 43 StarLiner по сравнению со 121 DC-7C. На снимке N70C, прототип "Seven Seas", окрашенный по схеме компании "Douglas".
Компания "National" приобрела четыре DC-7B, отличавшиеся увеличенной дальностью, повышенной массой и улучшенной аэродинамикой. По сути, большинство DC-7B представляли собой гибрид DC-7 и DC-7B, единственным отличием был объем топлива.
На фюзеляже G-AOII (фото) нанесена надпись "BOAC CARGO SERVICE", это один из двух DC-7C компании BOAC, использовавшихся для перевозки грузов.
В 2010 году один из DC-7 по-прежнему находился в состоянии летной годности - N4887C. Этот DC-7B используется аризонской компанией "Air Response" как пожарный и сельскохозяйственный самолет. Построенная в 1957 году для "Delta Airlines" машина (она и сейчас летает в цветах "Delta") может нести под фюзеляжем большой бак с противопожарными средствами или сельхозхимикатами емкостью 11356 л.
Несмотря на удачную серию DC-6, конкуренты наступали на пятки фирме "Douglas". В 1952 году "Lockheed" объявила о выпуске L-1049C Super Constellation с двигателями Wright Turbo Compound, а в октябре 1953-го TWA выполнила на "Super Connie" первый беспосадочный трансконтинентальный полет.
Компания "United" являлась одним из четырех перевозчиков США на магистральных авиалиниях, которые использовали DC-7. Эти самолеты оказались менее надежными (первые двигатели R-3350 имели склонность к воспламенению) и более дорогими в эксплуатации по сравнению с DC-6B, поэтому в конце 1950-х годов все крупные компании их продали.
Авиакомпания "Delta Airlines" продвинула DC-7 на рынок как "самый быстрый и самый лучший авиалайнер Америки" после серии рекордных 61,5-часовых трансконтинентальных перегоночных полетов. В 1958 году на трансатлантических рейсах компания "Delta" на DC-7 представила собственный стандарт "Королевского обслуживания". На нем была введена дополнительная стюардесса, ответственная за раздачу напитков и бесплатного шампанского. Также улучшилась обработка багажа, а служащие аэропортов начали встречать и приветствовать пассажиров.
Единственной неамериканской компанией, применявшей DC-7B, была "South African Airways" (SAA), которая приобрела четыре самолета для использования на линии Спрингбок-Лондон, конкурируя с лайнерами Britannia авиакомпании BOAC. Только DC-7B "Pan Am" и SAA оборудовались полным комплектом дополнительных топливных баков, включая седловидные в удлиненных гондолах двигателей, поэтому их считают единственными "настоящими" DC-7B.
DC-7C мог выполнять беспосадочные трансатлантические полеты на линии Нью-Йорк - Лондон с полной нагрузкой, но только в хороших погодных условиях. Новый тип машины эксплуатировался и на менее продолжительном полярном маршруте. Одним из пионеров последнего являлась SAS, начавшая с 24 февраля 1957 года обслуживание пассажиров рейсом Копенгаген - Токио.
10 DC-7C стали первыми самолетами, полученными BOAC от "Douglas Aircraft Company". Их заказали, чтобы закрыть брешь, появившуюся из-за задержки с поставками Bristol Britannia 312. Позднее два самолета переоборудовали в грузовые. Оставшиеся пассажирские самолеты компания продала в 1963-1964 годах, а грузовые - в 1965 году.
F-ZBCA, бывший швейцарский DC-7C, был одним из трех DC-7 в составе UTA, летавших в рамках французской программы ядерных испытаний в южной части Тихого океана. В 1966 году все самолеты модифицировали до стандарта DC-7AMOR (Avion de Mesure d'Observation au Receptacle) для слежения за запуском и возвращением спутников с использованием РЛС и другого оборудования. Самолет входил в состав ВВС Франции и базировался в Хао, остров Таити. Задачи слежения за спутниками выполнял экипаж из 12 человек, полеты обычно длились около 20 часов.
Первый экземпляр DC-7 (N301AA, предназначенный для "American Airlines") "позирует" перед фотографом "Douglas" на фоне других самолетов фирмы, ожидающих отправки заказчикам (с переднего плана за "семеркой"): DC-6B для TAI, грузовой DC-4 для "United" и демонстрационный образец DC-3S "Super DC-3".
В калифорнийских воздушных гонках 1970 года под номером 64 участвовал бывший DC-7B "American Airlines" под названием "Super Snoopy", пилотируемый пилотом "United Air Lines" К. Лэйси.
N8218H (фото) - грузовой DC-7 из парка транспортных самолетов "Riddle Airlines", первую машину компания приобрела в 1961 году. На заводе "Douglas" они получили грузовые двери и усиленные полы, а остальные работы выполнили инженеры компании. При необходимости все самолеты можно было снова оснастить пассажирскими креслами.
Голландская компания KLM первой получила грузовые DC-7. Самолет DC-7F PH-DSE "Irish Sea" (фото) - это DC-7C, сошедший с линии по переоборудованию компании "Douglas".
DC-7C (N731PA) в 1959 году переоборудовали в грузовой, а шесть лет спустя продали. Эксплуатация самолета в США закончилась в компании "Trans Meridian Flying Services Ltd" в 1966 году под обозначением G-ATMF. В середине 1972 года он был зарегистрирован во Франции, но к концу года его утилизировали.
Авиалайнеры, переоборудованные в грузовые, LAS первоначально поставляла "Pan Am"; N754PA (фото) появился в 1957 году как DC-7C Clipper Victor, в 1960 году его модифицировали до стандарта "7CF".
Грузовой DC-7 компании KLM без большей части кресел и других элементов интерьера (фото) оказался на удивление просторным.
DC-7C. Авиакомпания "Pan Am" закупила 26 DC-7C стоимостью по 2250000 долларов каждый. Машина N731PA Clipper Bald Eagle была первым серийным самолетом, поставленным авиакомпании 5 ноября 1956 года. В 1959 году она стала первой грузовой машиной DC-7F компании "Pan Am". Продана в 1965 году.
CF-105 - очень совершенный истребитель с незавидной судьбой. На нем устанавливался прототип современных ЭДСУ. Возможно, он был первым самолетом с автоматом загрузки, имитировавшим сопротивление руке летчика при передаче его воздействия на поверхности управления.
Fokker E.III. Хотя моноплан Fokker (показан E.III) напоминал довоенный BleriotType XI, он был компактным и высокоманевренным самолетом. Окончательным вариантом этой машины стал E.IV, отличавшийся более мощным мотором.
Моноплан Fokker E.III был небольшим и маневренным истребителем с одним синхронным пулеметом. Во второй половине 1915 года эти самолеты, несмотря на их малочисленность, доминировали над Западным фронтом.
На самолетах Fokker типа Е впервые был установлен пулемет с синхронизатором, позволявшим стрелять сквозь диск вращения винта, не рискуя повредить лопасти. Немецкие истребители с таким вооружением господствовали в воздухе в первые годы войны.
R4Y-1, построенный на основе CV-440, являлся базовым транспортным самолетом ВМС США в серии двухмоторных машин "Convair". В составе ВМС также летало небольшое количество T-29B, полученных от ВВС.
Самолет Sopwith Pup поступил на вооружение британских ВВС и ВМС в 1916 году. На снимке Pup взлетает с импровизированной платформы, смонтированной на орудийной башне британского боевого корабля, находящегося у бельгийского побережья.
Flying a Sopwith "Pup" off a turret platform. As the platform turned with the guns, it was not always necessary for the vessel to steam right into the wind.
Hobo Queen II был одним из двух B-32, подвергшихся атаке 14 японских истребителей во время проведения аэрофотосъемки Токио, предположительно 18 августа 1945 года. Это был последний воздушный бой Второй мировой войны, в результате которого были сбиты от двух до четырех истребителей. Один американский летчик погиб и двое были ранены, но оба самолета благополучно вернулись на Окинаву.
Лодка PB2Y-5 с четырьмя двигателями R-1830-92, развивавшими мощность, эквивалентную двум лодкам PBY-5A, стала окончательным вариантом Coronado. Максимальную мощность двигатели давали на малой высоте.
Consolidated PB2Y-3 Coronado
Bristol Beaufort, без сомнения, был основным самолетом Берегового командования. Эти самолеты наносили тяжелый урон противнику, хотя и сами несли серьезные потери. На снимке выстроенные в линию машины снаряжаются минами.
Fairey Fulmar, которые к середине 1941 года стояли на вооружении восьми эскадрилий авиации ВМС, сыграли важную роль в поисках линкора "Бисмарк".
Британский Liberator GR.Mk VI - это B-24J с такой же стрелковой установкой в носовой части. Самолет характеризовался убирающимся подфюзеляжным обтекателем с РЛС ASV в задней части фюзеляжа.
PB4Y-2 Privateer раннего выпуска. ВМС США использовали PB4Y для патрулирования и радиотехнической разведки. Один из таких разведчиков был сбит советскими ВВС, став первой жертвой холодной войны.
На эксплуатационные возможности Model 39 накладывала ограничения конструкция - лонжероны крыла проходили сквозь пассажирский салон, деля его на две части.
Этот специально оборудованный EC135 стал первым в мире вертолетом, оснащенным ЭДСУ в качестве основной системы управления. ЭДСУ повышает безопасность и устойчивость Л А и облегчает управление им.
Выпуск Sea Wolf прекратили, построив всего 180 самолетов.
El Tomcat Mk VI-B сфотографирован во время сертификационных летных испытаний. Хорошо видно, что вертолет сделан на основе Bell 47, но, возможно, продажи ограничила его одноместная конфигурация.
Prototype of Continental Copters El Tomcat Mk VI-B (270 hp Lycoming TVO-435-B1A engine)
Этот самолет, называвшийся Mirage 2000S, фактически представлял собой стандартный 2000N, замаскированный под экспортный вариант.
Mirage 2000D воевал в Боснии, Косово и Афганистане. Он зарекомендовал себя отличной ударной машиной, его любят экипажи, несмотря на плохую управляемость на малых высотах. В 2008 году в Афганистане самолет оказывал поддержку операциям Международных сил содействия безопасности (ISAF).
Двухместный штурмовик Mirage 2000 превосходит по численности одноместные истребители французских ВВС. Самолет 2000D, созданный на основе 2000N, который, в свою очередь, создан на основе учебного 2000B, имел упрочненный фюзеляж, оснащен новой системой вооружения и РЛС нижнего обзора Antilope 5 или 53, обеспечивающей обход препятствий.
Mirage 2000D участвовал в боевых действиях на Балканах, где один из самолетов был сбит зенитной ракетой. Но операции подтвердили правильность концепции использования двухместных машин.
2000D (на переднем плане) несет контейнер ATLIS II с лазерной аппаратурой целеуказания первого поколения, а другой самолет - более поздний контейнер PDLCT.
Благодаря способности использовать усовершенствованные "малозаметные" крылатые ракеты типа Apache, Mirage 2000D-R2 является серьезным оружием. M2000D-R2 также может нести ракеты SCALP EG.
Первый экземпляр DC-7 (N301AA, предназначенный для "American Airlines") "позирует" перед фотографом "Douglas" на фоне других самолетов фирмы, ожидающих отправки заказчикам (с переднего плана за "семеркой"): DC-6B для TAI, грузовой DC-4 для "United" и демонстрационный образец DC-3S "Super DC-3".
На F-35 используются последние достижения технологии систем управления, в том числе система рулевых электроприводов, где традиционное гидравлическое управление поверхностями заменено электрическим. Это позволило снизить массу, сэкономить средства и облегчить обслуживание.
Следом за первым опытным F-35A, AA-1,к программе испытаний в период до 2011 года присоединились 13 других F-35 - четыре F-35A (AF-1 - AF-4), пять F-35B (BF-1 - BF-5) и четыре F-35C (CF-1 - CF-4).