Boeing B-52 Stratofortress
Варианты:
Boeing - B-52 Stratofortress - 1955 - США
Страна: США
Год: 1955


Описание
Фотографии:

Цветные фото (39)
Boeing Model 464 (B-52 Stratofortress)

  Огромный бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress, уже давно считавшийся устаревшим из-за высокой уязвимости перед ЗРК, и сегодня продолжает составлять основу авиационной компоненты американской ядерной триады. Этот самолет пережил "безвременную кончину" двух своих потенциальных преемников и продолжает исправно нести службу в 21 столетии.
  К проектированию B-52 приступили в 1948 году. Первоначально предполагалось создать турбовинтовой самолет для замены бомбардировщика B-50 с поршневыми двигателями. Разработчики столкнулись с серьезной проблемой: реактивные двигатели того времени были очень прожорливыми и требовалось создать огромный планер, чтобы разместить в нем топливо, необходимое для обеспечения заданной дальности полета. Разумной альтернативой казалось использование ТВД, которые были более экономичными. Правда, при этом они имели более сложную конструкцию и меньшую надежность, чем ТРД. Но в 1949 году фирма "Pratt &Whitney" создала ТРД J57, первые модификации которого развивали тягу 33,36 кН и по экономичности превосходили все другие американские реактивные двигатели. Появление J57 позволило изменить взгляды компании "Boeing" и ВВС США на выбор силовой установки для бомбардировщика.
  "Boeing" и ее конкурент, компания "Convair", вступили в ожесточенную борьбу за получение заказа на новый бомбардировщик для ВВС. "Convair" уже выпускала для военных гигантский бомбардировщик B-36 и имела богатый опыт в проектировании тяжелых самолетов. Но предложенный ею проект YB-60, хотя и был дешевле B-52, но значительно уступал ему по летным характеристикам, и "BOEING" выиграла конкурс.
  Прототип XB-52 (Model 464-67) впервые поднялся в воздух 15 апреля 1952 года. При его создании использовались технологии и решения, отработанные на среднем бомбардировщике B-47, взлетевшем пятью годами ранее. Новая машина имела такое же тонкое, высокорасположенное крыло, под которым на пилонах попарно размещались двигатели, и аналогичную велосипедную схему шасси. На XB-52 пилоты размещались в кабине тандемно (друг за другом), такую же компоновку сохранили на предсерийном YB-52.
  Три первых серийных самолета, получившие обозначение B-52A (Model 464-201-0), остались у "BOEING" и использовались для различного рода испытаний вплоть до 2000 года. Первой модификацией самолета, поступившей на вооружение ВВС США, стал B-52B (Model 464-201-3), отличавшийся от B-52A бомбардировочно-навигационной системой. Из 50 построенных машин 27 были переделаны в разведчики RB-52B.
  B-52C (Model 464-201-6) отличался новым бортовым оборудованием и значительно улучшенными летными характеристиками; эти самолеты (построено 35) первыми получили белое антирадиационное покрытие на нижних поверхностях планера. Затем последовал B-52D (Model 464-201-7) в количестве 170 экземпляров с улучшенной системой управления огнем кормовой стрелковой установки, вооруженной четырьмя 12,7-мм пулеметами. Когда последний B-52D сошел со стапелей завода "Boeing" в Вичите (Канзас), ВВС США задумались о создании преемника для гигантского бомбардировщика.
RB-52B мог нести в бомбоотсеке двухместную герметичную капсулу с фото- или радиотехническим разведывательным оборудованием. Самолет сохранял возможность подвески штатной полезной нагрузки вместо капсулы.
Самолет модели С, улучшенный RB-52B, мог нести под крылом два дополнительных топливных бака емкостью по 11116 л. Суммарный запас топлива с подкрыльевыми баками достиг 271 000л. На B-52C впервые использовали белую термоотражающую окраску нижних поверхностей, которая повышала выживаемость самолета при применении термоядерного оружия.
21 января 1961 года в США с самолета B-52 был проведен первый в истории пуск баллистической ракеты воздушного базирования Skybolt. Ракеты Skybolt на вооружение приняты не были, так как приоритет получили крылатые ракеты Hound Dog.
B-52F из состава 7-го бомбардировочного авиакрыла наносит удар по "тропе Хо Ши Мина" во время операции "Arc Light". Южный Вьетнам, 1965г. К сентябрю 1967 года последние B-52D "Big Belly" прибыли на Гуам, сменив там B-52F.
A USAF Boeing B-52 drops a string of 51 750 lb bombs on a Viet Cong target in South Vietnam.
B-52 над Тихим океаном. Значительная бомбовая нагрузка B-52 могла стать роковой для любой колонны партизан, но эти бомбардировщики имели слишком большое подлетное время, так что противник часто успевал уйти из-под удара.
B-52, особенно ранних моделей, отличались полным отсутствием хоть каких-нибудь "стелс-технологий. А двигатели самолета отличались повышенным дымообразованием, так как для повышения тяги на них стояли устройства впрыска воды.
Hound Dog - первая крылатая ракета, принятая на вооружение ВВС США. Они значительно повысили боевую эффективность B-52 - вооруженный такими ракетами самолет мог наносить удары по трем целям одновременно.
Состыковавшийся с KC-135 Stratotanker, B-52D дозаправляется на пути к целям в Северном Вьетнаме в ходе операции "Linebacker II". Созданным для доставки ядерного оружия, самолетам B-52 в ходе этой войны пришлось использовать обычные бомбы.
B-52
В 1956 году САК ВВС США достигло своего пика - его авиапарк насчитывал тогда 3218 самолетов (247 B/RB-36, 97 B-52 (на снимке), 254 RB-47, 1306 B-47, 16 RB-57, 51 C-124, 750 KC-97, 74 KB-29, 366 F-84, 57 RF-84F/K). Такой численности САК не достигало больше никогда.
B-52D from the 367th Bomb Sqdn, 306th Bomb Wing on its home ground at McCoy AFB, Florida, in the camouflage adopted for night oprations in SE Asia.
A Boeing B-52F of the 328th Bomb Squadron, 93rd Bomb Wing, Castle AFB (last SAC unit to fly the "F" model), winner of the Navigation Trophy.
The CCV B-52 sits ingloriously at Davis-Montham AFB, awaiting possible future work in 1988.
The testbed B-52 is shown here in its CCV configuration. It was characterized by its large forward probe and two sets of fuselage-mounted canards. Note the high-visibility paint scheme.
The CCV NB-52E refueling from a KC-135 tanker. Fly-by-wire controls made the aircraft more stable in turbulence, making in-flight refueling much easier.
The special right side pylon located between the fuselage and inboard engine was the mounting location for the many test vehicles carried by the NB-52 (008).
Центр НАСА им. Драйдена на авиабазе Эдвардс получил F-104 как основные машины своего испытательного авиапарка. Самолеты привлекались к различным программам. NASA 824 был одним из трех самолетов TF-104C, принадлежавших ранее Люфтваффе. На снимке он изображен вместе с NB-52A, также принадлежавшим НАСА.
1 июня 2001г.: первое испытание сверхзвукового X-43A окончилось неудачей после того, как было потеряно управление ракетой-носителем Pegasus за несколько секунд до отделения.
Под крылом летающей лаборатории NB-52B (NASA 008) - гиперзвуковой летательный аппарат X-43A Hyper-X. Этот NB-52B был построен в 1955 году как RB-52B, но в 1959 году его модифицировали для испытаний гиперзвукового ракетоплана X-15, проводимых НАСА.
Рекордный полет экспериментального летательного аппарата NASA HYPER-X
Вспомогательный ускоритель Pegasus разгоняет X-43A после его отделения от носителя. X-43 - самый скоростной в истории самолет с воздушно-реактивным двигателем, побивший в 2004 году рекорд самолета SR-71 и развивший скорость М=9,6.
The commercially-developed Pegasus space launch vehicle races away from its NASA NB-52 launch aircraft.
В 1993 году НАСА использовала один из самолетов-носителей X-15 (NB-52A) в качестве пусковой платформы для ракеты-носителя Orbital Sciences Pegasus XL. Запущенная на высоте 12192 м с борта носителя, эта ракета могла, в свою очередь, вывести на околоземную орбиту небольшой спутник. Первым коммерческим "двухступенчатым запуском" стал запуск спутника экологического контроля для Бразилии. Впоследствии NB-52 был заменен специально модифицированным авиалайнером Lockheed TriStar.
Одной из самых важных программ с участием B-52 стало его использование в качестве самолета-носителя экспериментального сверхзвукового исследовательского самолета X-15 компании "North American". На фотографии слева виден этот аппарат, он подвешен на специально установленном пилоне под правой плоскостью крыла B-52A. Стартовавший с его борта X-15 достиг высоты 107960 м и скорости 6605 км/ч.
Во время первого полета X-15 был запущен с самолета-носителя NB-52 и совершил планирующий спуск на аэродром авиабазы Эдвардс, не включая ЖРД. Самолет оказался очень чувствительным к управлению по тангажу, что создало пилоту ряд проблем при посадке.
The NASA NB-52 served as the launching aircraft for many space and aeronautical vehicles. Here, it is seen launching the X-15, certainly one of the most-often seen photos of this aircraft.
Как и предыдущие американские экспериментальные сверхзвуковые самолеты, за исключением D-558-2 в первоначальной конфигурации, X-15 был оснащен ЖРД и должен был запускаться с самолета-носителя. Из-за относительно больших размеров и массы X-15 имевшиеся тогда носители Boeing B-29 и B-50 не подходили для его запуска. После рассмотрения возможности использования для этой цели доработанного бомбардировщика Convair B-36 подрядчик и правительство выбрали в качестве носителя Boeing B-52. Два самолета, B-52A (регистрационный номер 52-003) и B-52B (52-008), были переданы фирме "North American" для переделки в носители NB-52A и NB-52B. Доработки включали установку пилона под правым крылом, баков для ракетного топлива в бомбоотсеках и блистера (прозрачного обтекателя) по правому борту для киносъемки.
This particular carrier B-52 (003) was the first of the two testbeds, but was retired in 1969 leaving only one to carry on. Here is shown carrying a later version of the X-15.
По ходу программы X-15 были модифицированы два самолета B-52 - B-52A и B-52B. Позже NB-52A получил название "The High and Mighty One" и каждый удачный запуск отмечался значком на фюзеляже (снимок вверху). Хорошо виден дополнительный блистер на фюзеляже, позволявший экипажу контролировать отделение.
Летчик-испытатель НАСА Билл Дана смотрит, как NB-52 выполняет проход на малой высоте над HL-10. Дана стал четвертым пилотом HL-10, первый полет на этом ЛА он выполнил в безмоторном режиме 25 апреля 1969 года.
The X-24 lifting body was one of many vehicles carried aloft by the NB-52 (0008) launching aircraft.
The NB-52 (0003) carrier aircraft is shown carrying an early M2-F2 lifting body test vehicle. This NB-52 is currently on display at Pima County Air Museum, Tucson, Arizona.
Орбитальный самолет X-38 после сброса с летающей лаборатории NB-52B, на фюзеляже которой видны многочисленные отметки о выполненных миссиях.
This vintage B-52 was modified into a testbed configuration to test the huge TF-39 powerplant for the C-5A Galaxy. The engine was carried on the right inboard pylon.
Изображенный B-52D использовался для испытаний турбовентиляторного двигателя CF6-50 (для самолетов A300B и DC-10 Series 30). Двигатель монтировался на правом внутреннем пилоне вместо двух штатных Pratt & Whitney J57. Испытания проводила компания "General Electric" в Летно-исследовательском центре ВВС США на авиабазе Эдвардс и в аэропорту Фэрбанкс в условиях низких температур. Все 19 полетов прошли без осложнений.
Идет снаряжение обычными авиабомбами подвесных кассетных держателей, размещаемых в бомбоотсеке бомбардировщика B-52.