История Авиации 24
Д.Кондратков - Расплавленное небо Вьетнама /Авиация в локальных войнах/ (12)
Несмотря на быстрое совершенствование бортовой аппаратуры и применяемых "янки" тактических приемов, МиГ-17 по прежнему оставались грозными противниками для американских сверхзвуковых истребителей.
В декабре 1966г. экипажи МиГ-21 из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ по боевой эффективности в общем сравнялись со своими коллегами, летавшими на МиГ-17, причем почувствовали это даже американцы. Лучшие вьетнамские асы Нгуен Ван Кок (справа) и Фам Тянь Нган (в центре) рассказывают о приемах воздушного боя
МиГ-21Ф13 капитана Тран Ван Бая из состава 921-го ИАП ВВС ДРВ, который 2 декабря 1966г. сбил RF-4C.
A-4E (сер. N 151136) из состава эскадрильи VA-192. 5 января 1967г. в 27 вылете на этом самолете был сбит зенитным огнем лейтенант-коммандер Ричард А.Стрэттон. После катапультирования он попал в плен и был освобожден после окончания войны 4 марта 1973г.
F-4B из состава эскадрильи VF-213, экипаж которого в составе лейтенанта Дэвида МакКри (пилот) и эсина Дэвида Николса (штурман-оператор) вечером 20 декабря 1966г. сбил вьетнамский Ан-2. Самолет был списан 11 июня 1970г. после того, как был сильно поврежден зенитным огнем.
F-4B из состава эскадрильи VF-114, экипаж которого в составе лейтенанта Динниса Х.Уайзли (пилот) и младшего лейтенанта Дэвида Л.Джордана (штурман-оператор) вечером 20 декабря 1966г. сбил вьетнамский Ан-2.
F-4C (сер. N 63-7680) из состава 555-й эскадрильи тактических истребителей 8-го авиакрыла, 2 января 1967г. экипаж в составе полковника Робина Олдса (пилот) и 1-го лейтенанта Чарльза Клифтона (штурман-оператор) сбил МиГ-21 в ходе операции "Боло". 20 ноября 1967г. самолет, пилотируемый другим экипажем, был сбит зенитным огнем.
F-4C (сер. N 63-7589) из состава 555-й эскадрильи тактических истребителей 8-го авиакрыла, 2 января 1967г. экипаж в составе 1-го лейтенанта Ральфа В.Веттерхана (пилот) и 1-го лейтенанта Джерри Шарпа (штурман-оператор) сбил МиГ-21 в ходе операции "Боло".
Лейтенант Ральф Ф.Веттерхан со своим штурманом-оператором лейтенантом Джерри Шарпом после возвращения из боевого вылета по плану операции "Боло". Лейтенант Ральф Ф.Веттерхан принял участие в разработке операции "Боло" и сбил (по американской версии) второй МиГ-21. Авиабаза Убон, Тайланд, 2 января 1967г.
2 декабря 1966г. на самолетах американских ВВС (US Air Force) были введены белые килевые коды. Длина каждой буквы составляла 457мм, а высота - 609мм. На данном снимке запечатлен тот же самолет, что и на предыдущем. Он был сбит 8 декабря 1966г.
F-4B (сер. N 153019) из эскадрильи VF-213, экипаж которого в составе лейтенанта Дэвида МакКри (пилот) и энсина Дэвида Ничолса (штурман-оператор) 20 декабря 1966г. пуском ракеты "Спэрроу" сбил Ан-2.
F-105D (сер. N 60-0502) из состава 357-й эскадрильи (357th TFS) 355-го авиакрыла (355th TFW), сбитый 14 декабря 1966г. МиГ-21ПФ из 923-го ИАП ВВС ДРВ. Пилот - капитан Роберт Б.Кули - был ранен в момент катапультирования, но был подобран поисково-спасательными вертолетами.
F-105D (сер. N 62-4331) майора Барриса Н.Бигли из состава 421-й эскадрильи тактических истребителей (421th TFS) 388-го авиакрыла (388th TFW), потерянный 5 декабря 1966г. в районе Красной реки при возвращении после окончания воздушного боя с МиГ-17Ф из состава 923-го ИАП ВВС ДРВ.
Звено F-105D в плотном строю на маршруте к объектам удара на территории ДРВ. Обычно столь плотный боевой порядок на подходе к цели позволял скрыть от расчетов РЛС разведки целей истинную численность ударной группы. После того, как бортовая аппаратура "Тандерчифов" определяла момент пуска зенитных ракет, ведущий звена или командир экипажа "Уайлд Уизла" давал команду на роспуск группы (маневр "тюльпан"). Затем пилот каждого истребителя-бомбардировщика выполнял индивидуальный противоракетный маневр, чаще всего заключавшийся в резком переходе на кабрирование с последующим переворотом и отвесным пикированием по растянутой спирали, выводящей самолет на выходе из нее в сторону цели. Надо признать, что во многих случаях этот метод давал возможность избежать поражения со стороны ЗРК и позволял организовать атаку цели сразу с нескольких направлений, тем самым рассредотачивая в самый ответственный момент внимание расчетов МЗА.
Неоднозначность результатов воздушных боев всегда давала штабным аналитикам, а также историкам, трактовать их исход в зависимости от социального заказа или личных пристрастий. Типичную иллюстрацию данного тезиса можно наблюдать на этом снимке, где запечатлен F-105D из состава 357-й эскадрильи (357th TFS) 355-го авиакрыла (355th TFW) вернувшийся на базу в Такли после боя с МиГ-21ПФ и испытавший близкий разрыв БЧ управляемой ракеты Р-3С. В результате, как говорится, и овцы целы и волки сыты - самолет приземлился на базе, а цель поражена вьетнамским перехватчиком.
RF-4C (сер. N 65-0829) из состава 11-й эскадрильи тактических разведчиков (11th TRS) 432-го разведывательного авиакрыла (432th TRW). Самолет был сбит 2 декабря 1966г. в районе авиабазы Ен-Бай парой МиГ-21Ф13, после чего командир экипажа капитан Роберт Р.Грегори (пилот) и его напарник 1-й лейтенант Лерой У.Стац (штурман-оператор) попали в плен. Роберт Р.Грегори умер в плену, а Лерой У.Стац был освобожден после окончания войны 4 марта 1973г.