McDonnell Douglas RF-4 Phantom II
Варианты:
McDonnell Douglas - RF-4 Phantom II - 1964 - США
Страна: США
Год: 1964


Описание
Фотографии:

Цветные фото (49)
McDonnell F4H/ McDonnell Douglas F-4 Phantom II

<...>
  Разведывательный вариант Phantom совершил первый полет 8 августа 1963 года - это был первый из двух опытных самолетов YRF-4C. 18 мая 1964 года первый полет выполнил серийный самолет RF-4C - этот вариант предназначался преимущественно для дневной разведки. Всего выпущено 503 самолета. Целевая аппаратура включала РЛС, оптико-электронное и ИК разведывательное оборудование, размещенное в носовой части новой формы, удлиненной на 0,84 метра в сравнении с истребителями F-4B/C.
  Ставившаяся на F-4C РЛС управления оружием была заменена на меньшую APQ-99 для обеспечения режима картографирования. Отличительной особенностью разведывательного Phantom стала цифровая прицельно-навигационная система ARN-101, которая позже прошла модернизацию (в числе прочего - установили кольцевые лазерные гироскопы). Возможность по разведке в ночных условиях была обеспечена за счет установки вверху хвостовой части фюзеляжа двух блоков с осветительными ракетами.
  RF-4C стал последним скоростным тактическим самолетом-разведчиком, принятым на вооружение ВС США, и закончил свою карьеру в авиации Национальной гвардии США. RF-4C также поставлялись Южной Корее (27 самолетов со складов ВВС США с 1988 года) и Испании (12 самолетов RF-4C, получивших местное обозначение CR.12).
  Испанские самолеты постоянно проходили модернизацию, в ходе которой получили РЛС APQ-172, обеспечившую полет в режиме следования рельефу местности, а также инерциальную навигационную систему с лазерными гироскопами, новые средства РЭБ, оптико-электронные системы, усовершенствованные системы обмена данными и штангу топливоприемника, по типу установленной на израильских самолетах.
  RF-4E создавался как экспортная модификация RF-4C, предназначался главным образом для Люфтваффе. В нем удачно удалось интегрировать планер и силовую установку от F-4E и носовую часть фюзеляжа от RF-4C, хотя часть систем на нем не стали устанавливать. Более экономичные двигатели RF-4E (J79-GE-17) позволили увеличить дальность полета и боевой радиус.
  Прототип был облетан 15 сентября 1970 года, всего было построено 150 таких самолетов. RF-4E были списаны Люфтваффе только в 1992 году. По состоянию на конец 2011 года, RF-4C/E находились в эксплуатации в Греции, Иране, Южной Корее и Турции. Греция и Турция получили по 8 новых машин (с завода), к которым позже добавились самолеты, снятые с вооружения Люфтваффе. Израильские RF-4E Kurnass оснащались разведывательной аппаратурой и БРЭО местной разработки, а также могли применять УР "воздух-воздух" Shafrir, Python или Sidewinder.
  В рамках проекта "Peace Jack" компания "General Dynamics" изучила возможность применения на Phantom крупногабаритного АФА HIAC-1 LOROP (LOng-Range Oblique Photography). Несколько самолетов ВВС США были оборудованы для подвески такого АФА в контейнере, но три израильских F-4E после переоборудования могли нести камеру HIAC-1 в носовой части фюзеляжа - в 1978 году они были переданы ВВС Израиля под новым обозначением F-4E(S).
  Япония приобрела 14 разведчиков Phantom, оснащенных по стандарту, в целом идентичному RF-4C, но получивших обозначение RF-4E и затем модернизированных "Mitsubishi" в вариант RF-4EJ Kai. Кроме того, 17 самолетов F-4EJ были переоборудованы в разведчики RF-4EJ, но АФА устанавливались не в носовой части фюзеляжа, а в подвесных контейнерах. Аналогичным образом подвешивались контейнеры с РЛС бокового обзора или системы радио- и радиотехнической разведки.
<...>


Варианты

  RF-4B: серийный вариант невооруженного самолета для дневной и ночной разведки, в основном аналогичного F-4B, но с удлиненной носовой частью; стандартное БРЭО варианта F-4B было заменено аэрофотоаппаратами, РЛС и инфракрасными датчиками; построено 46 самолетов для авиации КМП США
  RF-4C; серийный вариант самолета тактической разведки для ВВС США; в основе - планер самолета F-4C, нов конфигурации RF-4B; построено 499 самолетов
   F-4E(S): три самолета, переоборудованные для оснащения крупногабаритными аэрофотоаппаратами HIAC-1 LOROP для испытаний по запросу ВВС США, но затем переданные Израилю
  RF-4EJ Kai: новое обозначение модернизированных самолетов RF-4EJ
  EF-4EJ: небольшое количество самолетов F-4EJ, переоборудованных в 1980-е годы в учебные самолеты РЭБ
  RF-4E: экспортный вариант тактического разведчика F-4E; построено 130 самолетов
  RF-4EJ: невооруженный вариант разведчика F-4EJ для японских ВВС; построено 14 самолетов
USA
Два RF-4B из 3-й тактической разведывательной эскадрильи «Eyes of the Corps» авиации КМП запечатлены в 1990 году после вылета с авиабазы Эль-Торо, штат Калифорния. 10 августа того года эскадрилья стала последней в авиации ВМС и КМП США, снявшей самолеты F-4 с вооружения. Ее RF-4B имели самую продолжительную карьеру среди всех американских Phantom.
RF-4B (F4H-1P/Model 98DH). RF-4B для ВМС появился уже после разведчика RF-4C для ВВС и КМП США (в палубной авиации тактическая разведка выполнялась самолетами RA-5C и RF-8A/G). Первый полет RF-4B выполнил 12 марта 1965 года, его пилотировал Ирвинг Барроуз. Самолет разработан на базе F-4B. В носовой части фюзеляжа установлены фотоаппаратура, ИК-сканер и РЛС бокового обзора.
В 1975 году все оставшиеся в морской пехоте RF-4B передали 3-й тактической разведывательной эскадрилье (VMFP-3), проходившей боевую службу на борту авианосцев до 1980-х годов. На фотографии - самолет сел на палубу авианосца «Мидуэй» во время учений в районе Алеутских островов, 1983 год.
Последние 12 из 46 построенных машин получили "толстое" крыло от F-4J. Три последних самолета были построены с закругленными обтекателями под носовой частью фюзеляжа, которые также имелись на многих RF-4C (на фотографии). Разведчики поступили на вооружение смешанных разведэскадрилий VMCJ-2 и VMCJ-3, самолеты которых, начиная с 1966 года, использовались во Вьетнаме эскадрильей VMCJ-1. В 1975 году все RF-4B были сконцентрированы в эскадрилье VMFP-3, дислоцированной в Эль-Торо. С вооружения самолеты сняты в августе 1990 года.
The US Air Force has taken delivery of the final McDonnell Douglas QF-4 Phantom II converted as a Full-Scale Aerial Target. QF-4 68-0599 was delivered to the 82nd Aerial Target Squadron, 53rd Weapons Evaluation Group, at Tyndall AFB, Florida, on November 19, 2013, flown by the BAE Systems’ director of flight operations, Jeff Percy. RF-4C 68-0599 spent more than 20 years in storage at Davis-Monthan AFB, Arizona, before departing on April 17, 2013 for conversion at BAE Systems' facility at Mojave Air and Space Port, California. It is due to be expended as a target for a fighter. Approximately 60 of the 314 QF-4s delivered to the US Air Force remain in service at Tyndall AFB and Holloman AFB, New Mexico.
На авиабазе Шейх Иса F-4G Wild Weasel присоединились к шести RF-4C авиации Национальной гвардии штата Алабама. Контейнеры с фотоаппаратурой дальнего радиуса действия KS-127 LOROP могли нести только RF-4C, эти самолеты выполняли также разнообразные задачи тактической разведки.
Only a single squadron of McDonnell Douglas Phantom IIs remains operational with the USAF in the UK, these being the RF-4Cs of the 1st Tactical Reconnaissance Squadron at Alconbury.
RF-4C (модель 98DF). RF-4C создавался на основе фюзеляжа F-4C, но дополнительное оборудование уменьшило объем внутренних топливных баков. Все RF-4C сохранили возможность нести ядерное оружие, а самолеты поздних серий для самообороны часто оснащались ракетами Sidewinder. Стоявшую изначально на F-4C навигационную РЛС AN/APQ-72 заменили намного меньшей РЛС Texas Instruments AN/APQ-99. RF-4C был предназначен для дневной и ночной разведки. Его оборудовали двумя парами ламп-фотовспышек на задней части фюзеляжа. RF-4C мог оснащаться перспективным аэрофотоаппаратом (АФА) переднего обзора или плановым АФА, кроме него мог устанавливаться маловысотный АФА, хотя его часто заменяли комплектом из трех перспективных АФА: планового, левого и правого обзора. На RF-4C также применялся длиннофокусный перспективный АФА LOROP, размещавшийся в подфюзеляжном контейнере. Самолетами RF-4C планировалось оснастить 14 эскадрилий. С 24 сентября 1964 года они начали поступать в 33-ю учебную эскадрилью тактической разведки (авиабаза Шоу, Южная Каролина). 16-я эскадрилья тактической разведки достигла боеготовности в августе 1965-го, а в октябре ее перебросили во Вьетнам. Несколько экземпляров RF-4C принимали участие в операции "Буря в пустыне". Последней разведывательной эскадрильей с RF-4C стала 192-я эскадрилья национальной гвардии, списавшая свои самолеты 27 сентября 1995 года. Шесть RF-4C были поставлены в Испанию.
An F-16B and (second aircraft) F-16A of the Royal Danish Air Force in company with 363rd TFW RF-4C Phantoms on the Nellis flight line in Red Flag 84-4.
Germany
Самолеты-разведчики на экспорт. Самолет RF-4E, впервые поднявшийся в небо 15 сентября 1970 года, был создан по заказу Германии для замены самолетов RF-84F. Первой новые машины получила AKG 51 в Бремгартене, за ней последовала AKG 52 в Пеке, а всего Люфтваффе получили 88 самолетов этого типа. Начиная с 1978 года, машины получили возможность решать ударные задачи и оставались на вооружении до 1988 года. Еще четыре государства приобрели RF-4E; вторым по числу заказанных машин оказался Иран, получивший до начала исламской революции 27 самолетов (11 машин остались в США). Израиль получил шесть RF-4E и три F-4E(S), оснащенных камерами HIAC-1, что потребовало изменения конструкции носовой части. В 1977 году восемь и шесть самолетов были поставлены Турции и Греции, соответственно. Турецкие RF-4E как новой постройки, так и ранее принадлежавшие Германии, сегодня служат в 1-й тактической воздушной армии на авиабазе Эскишехир, а греческие самолеты - в 348-й авиаэскадрильи (348 MTA, авиабаза Лариса).
В переработанной носовой части RF-4F находилась многочисленная разведаппаратура, позволявшая самолету эффективно вести тактическую разведку с малых и средних высот.
Высокая четкость. Чтобы снимок летящего на фотографа самолета был четким, необходимо использовать короткую выдержку (например, 1/250), а 300-мм телеобъектив - предустановить на определенную точку. Остается лишь подождать, пока самолет войдет в кадр и нажать на "спуск".
Among the major foreign users of the Phantom is the Luftwaffe, which bought 175 examples of the F-4F, an optimised air defence variant, in addition to 88 examples of the RF-4E (photo) tactical reconnaissance version.
В течение 1993-1994 годов в рамках "Договора об обычных вооружениях в Европе" Люфтваффе приступили к выводу из эксплуатации самолетов-разведчиков RF-4E. Часть самолетов передали другим странам НАТО - Греция и Турция получили 20 и 32 самолета, соответственно.
Turkey
RF-4E
Авиашоу в Измире, посвященное 100-летию ВВС Турции. Июнь 2011г. RF-4E
Greece
RF-4E из 348-й эскадрильи "Матла" BBC Греции. Греция, авиабаза Ларисса, 13 сентября 2007 г.
The entry of ex-Luftwaffe RF-4Es allowed 348 Mira to continue with its reconnaissance mission.
RF-4E s/n 7450 was painted in a special scheme to mark 348 Mira's 60th anniversary.
The famous Spooky appears to snap a photograph on the starboard side.
The anniversary painted RF-4E s/n 7450 taxies in for parking to end the ceremony.
Греческий парк самолетов Phantom был усилен поставкой бывших RF-4E из Люфтваффе в 1994 году и партией из 28 F-4E, переданных авиацией Национальной гвардии США. В настоящее время греческие ВВС используют около 70 самолетов F-4E и 23 RF-4E (на снимке) в составе своих Тактических ВВС. Две эскадрильи F-4E задействованы в системе ПВО, а на третью возложены ударные задачи. Греция модернизировала 39 F-4E. В основном доработки напоминали германскую программу ICE, но также устанавливалось БРЭО фирмы "Elbit".
An RF-4E Phantom of 348 Mira at Larissa. This Mira is a component of the multi-role 110° Pterix and possesses two flights, one of which utilises seven RF-4Es for day-and-night all-weather tactical recce tasks, and the other acting as a jet pilot "finishing school" with aged F-84Fs and RF-84Fs.
ВВС Греции
RF-4E (на фото) дополнили RF-84F Thunderflashe, стоявшие на вооружении 348-й эскадрильи в Лариссе. В 1993 году парк RF-4E пополнился 20 RF-4E, переданными из германских ВВС. В 1991 году в страну поступила третья партия Phantom в составе 28 самолетов F-4E, списанных из авиации Национальной гвардии штата Индиана. Все они поступили в 338-ю эскадрилью.
On October 4, 2003, the 348 TRS celebrated its 50th anniversary by hosting a fabulous event and inviting numerous NATO recce squadrons to Larissa. RF-4E s/n 7519 painted in an anniversary scheme flew in the formation
For the near future the HAF will keep its RF-4E fleet assigned to 348 Tactical Reconnaissance Squadron as an ASTAC pod carrier platform.
RF-4E on a left break dispensing flares. Today, half of the ex-Luftwaffe aircraft are painted in the SEA scheme and the other half have retained the black-green lizard scheme
‘lerakas’ exercises involving dissimilar air combat training practice constantly take place. In this picture with Block 52+ F-16Cs assigned to 337 Squadron based at Larissa air base
The pilots who took part in the four-ship fly-by on October 20, 2013 are congratulated by the Tactical Air Force Commander, Brigadier General Hristos Vaitsis.
Spain
ВВС Испании (Ejercito del Aire). Первая партия из 36 ранее служивших F-4C поступила в Испанию в рамках программы военной помощи и должна была заменить устаревшие F-104G и F-86F. Самолеты получили местное обозначение C.12 и поступили на вооружение строевых частей в 1971 году. Phantom использовались в системе ПВО страны и были вооружены УР AIM-7 и AIM-9, а также 20-мм пушечными контейнерами. В 1979 году после начала поступления на вооружение испанских ВВС самолетов F/A-18 Hornet самолеты F-4C начали списывать, однако в январе 1988 года были получены еще восемь RF-4C, снятых с вооружения ВВС США. Модернизированные самолеты (на фото) до 1994 года стояли на вооружении 123-й эскадрильи.
Большая часть разведчиков Phantom, как этот испанский CR.12 (RF-4C), несла различные аэрофотоаппараты. На данном самолете имелись перспективные АФА K5-72 и K5-87, а также панорамные АФА KA-56A и KA-55A для съемки с малых и больших высот.
Japan
Японские самолеты-разведчики. Большинство японских Phantom было построено "Mitsubishi", но разведчики RF-4E собирались на заводах "McDonnell Douglas". Построили 14 самолетов, отличавшихся от RF-4C ВВС США только установкой японского оборудования вместо части американского. После поставки все машины поступили на вооружение 501-го хикотай, авиабаза Хякури. После модернизации в начале 1990-х годов RF-4E получили обозначение RF-4E Kai. Два самолета из этой партии были потеряны в авариях. Нехватку самолетов-разведчиков решили путем переделки 17 истребителей F-4EJ в RF-4EJ. Модернизированные самолеты сохранили ограниченные боевые возможности, включая встроенную пушку. Доработок в конструкцию планера не вносили, а разведоборудование разместили в контейнерах. RF-4E поставлялись в светло-серой окраске, но позднее получили зелено-коричневый камуфляж.
В 1974-1975 годах 14 разведчиков RF-4E поступили на вооружение приписанной к авиабазе Хякури 501-й эскадрильи прямо с конвейера завода в Сент-Луисе. В помощь им придавали F-4EJ с разведывательными контейнерами.
In Japan, Mitsubishi is in course of producing 138 F-4EJs: in common with other Japanese combat aircraft, these are now receiving a camouflage finish as shown here on one of the imported RF-4EJs.
Japan Air Self-Defense Force RF-4E Phantom 47-6901 seen at its home station Hyakuri Air Base on October 15, 2015 in a new two-tone blue colour scheme. The aircraft is assigned to 501 Hikotai, the flying squadron of the JASDF's Air Reconnaissance Group, based at Hyakuri. It is the only RF-4E currently painted blue for trials flown over the sea. The RF-4 variant of the Phantom is colloquially referred to as the Rhino.
Israel
Истребитель F-4 Phantom II поступил на вооружение ВВС Израиля в 1969 году и закупался в больших количествах.
Израильские F-4 принимали участие как в воздушных боях, так и наносили удары по наземным целям. На фотографии: Phantom из 119-й эскадрильи "Atalev" ("Летучая мышь"), базировавшейся в Рамат-Давиде. Другими подразделениями F-4, принимавшими участие в войне, были 69-я, 107-я, 119-я и 201-я эскадрильи.
Experimental
Phantom с ЭДСУ. 29 апреля 1972г.: прототип YRF-4C оборудован экспериментальной электродистанционной системой управления. Известный как F-4 PACT (Precision Aircraft Control Technology), демонстратор выполнил первый полет 29 апреля. С работающей в полном объеме ЭДСУ самолет выполнил первый полет только в январе следующего года.
Варианты специального назначения. Модифицированные Phantom широко применялись в США для различных испытаний и оценочных полетов, а также в качестве беспилотных мишеней. Самым известным опытным F-4 была машина с номером 62-12200 (см. ниже). Построенный как морской F-4B, самолет позднее переоборудовали в прототип RF-4C. После завершения испытаний он стал летающей лабораторией для отработки систем электродистанционного управления (ЭДСУ). Демонстрационный F-4 Phantom с ЭДСУ, известный как PACT (программа отработки высокоточной системы управления ЛА), впервые взлетел 29 апреля 1972 года. В задней части фюзеляжа размещали свинцовый балласт, чтобы дестабилизировать самолет для отработки и совершенствования ЭДСУ.
This F-4 testbed aircraft started life as the YRF-4 prototype before being converted into a number of other flight control test configurations.
The Fly-By-Wire F-4 testbed flairs out on a final approach at Edwards Air Force Base, California.
The venerable testbed, possibly the most-modified testbed ever, now resides in a position ofhonor at the Air Force Museum. It's certainly deserved.
The venerable testbed carried the "Fly-By-Wire" nomenclature throughout its many programs.
The PACT (Precision Aircraft Control Technology) Program was directed toward improvement in combat maneuvers in future fighter aircraft.
The Survivable Flight Control System (SFCS) modification to the F-4 testbed addressed the development offly-by-wire technology. The testbed was characterized by flashy full fuselage-length "racing stripes."