Мировая Авиация 55
-
Египет потерял большую часть своих Ил-28 в войнах с Израилем. Осташиеся самолеты использовались в 1980-х годах в разном качестве, в том числе осуществляли прибрежное патрулирование. В состоянии летной годности их поддерживают с помощью запчастей для китайских H-5.
Албания в 1957 году получила от СССР один Ил-28. Позднее его обеняли на китайский Harbin H-5 (на снимке). В 2000 году самолет еще оставался в эксплуатации.
Первый прототип Ил-28 после некоторых доработок. У него еще сохранились подфюзеляжные гребни и РЛС в хвостовой части фюзеляжа, а не перед бомбоотсеком как на более поздних машинах.
Ил-28 широко применялись в советских ВВС, а его вариант - торпедоносец Ил-28Т - в ВМФ.
Скоростной транспортный Ил-20. Некоторое количество "демобилизованных" бомбардировщиков Ил-28 с января 1955 года использовал "Аэрофлот". Их основной задачей являлась быстрая доставка важных грузов, в основном матриц для печати газет "Известия" и "Правда" в Свердловск и Новосибирск. Они также применялись как учебные для подготовки пилотов "Аэрофлота" к полетам на реактивных авиалайнерах Ту-104, для отработки навигационных систем и проверок обеспечения полетов на авиалиниях. Часть самолетов, переоборудованных в транспортные, обозначали Ил-28П (почтовый, он же Ил-20), но, вероятно, они имели и военное назначение.
Ил-28 использовались для проведения различных экспериментов, в том числе в качестве летающих лабораторий для испытаний катапультных кресел. Испытательная установка монтировалась в верхней части фюзеляжа для отстреливания кресел вверх и в модифицированном хвостовом конусе для отстреливания кресел вниз
ВВС Чехословакии имели на вооружении, по меньшей мере, три полка Ил-28, а также учебные Ил-28У. Некоторое количество Ил-28 построено в этой стране под обозначением В-228.
Финляндия в 1962 году приобрела два Ил-28, а в 1965-м - еще шесть. Они хорошо зарекомендовали себя как буксировщики мишеней.
Корпус морской пехоты США, активно поддержавший программу создания Harrier II, в 1982-1992 годах принял 286 машин AV-8B. На этом самолете нанесены обозначения эскадрильи VMA-223 "Бульдоги", ставшей третьим подразделением КМП, освоившим эти машины.
IV британская эскадрилья непосредственной поддержки наземных войск летает на Harrier GR.Mk 7 с сентября 1990 года. Ее самолеты первыми приняли участие в боевых вылетах во время операций против сербов в Боснии.
GR.Mk 7 безупречно показал себя над Боснией, где британские ВВС получили первый боевой опыт применения данного типа самолета. Удары наносились бомбами CPU-123 Paveway II с лазерным наведением. Сейчас Harrier GR.Mk 7/9 может использовать более современные и точные Paveway IV, что расширяет его боевые возможности.
Многие доработки, выполненные на AV-8B Harrier II Plus, стали результатом опыта, приобретенного в операции "Буря в пустыне". Новый стандарт включал установку РЛС AN/APG-65, аналогичную используемой на F/A-18 Hornet, что существенно расширило возможности Harrier II Plus.
Британская учебная часть, вооруженная Harrier II, с 1 сентября 1992 года называется 20-й (резервной) эскадрильей. Ранее эта задача решалась с помощью устаревших Harrier T.Mk4 первого поколения.
Италия заказала 16 Harrier II Plus (с перспективой приобретения еще восьми) и два TAV-8B. Учебные самолеты были поставлены в августе 1991 года, их разместили в Гротталье возле Таранто. Итальянские Harrier выполняли разведку над Сомали при поддержке операций ООН в этом регионе.
О провале рейда на Швайнфурт свидетельствует отсутствие каких-либо благодарностей группам 1-го авиакрыла.
Декабрь 1942 года, B-17F возвращается в Бискру (Алжир) после выполне ния боевой задачи в Тунисе по поддержке действий наземных войск США Этот самолет был сбит в апреле 1943 года над Палермо.
К моменту возвращения на аэродромы 1-е крыло потеряло 36 самолетов и 371 члена экипажа, еще 19 самолетов B-17 подлежали длительному ремонту.
Американским ВВС нередко приходилось летать и при плохих погодных условиях. Из-за неблагоприятного климата увеличивалось время обслуживания двигателей Wright R-1820-97 Cyclone.
К 1944 году в операциях в районе Плоешти было задействовано около 60000 человек летного состава и сброшено около 13000 т бомб. Потери составили 350 тяжелых бомбардировщиков и более 3000 погибших и попавших в плен.
В этот B-17F из 414-й эскадрильи 97-й группы, возвращавшийся после бомбардировки путей снабжения в Тунисе, врезался неуправляемый немецкий истребитель с убитым пилотом. Несмотря на повреждения, никто из членов экипажа не пострадал, и самолет вернулся на базу.
XV эскадрилья британских ВВС получила Buccaneer в 1970 году. До 1983-го она летала на S.Mk 2В с неядерным вооружением и размещалась на авиабазе Паарбрух в ФРГ.
XN974 - первый Buccaneer S.Mk 2. Этот вариант стоял на вооружении 800-й, 801-й, 803-й и 809-й эскадрилий. Самолеты действовали с авианосцев "Арк Ройял", "Игл" и "Викториес".
Blackburn Buccaneer S.Mk 2B
Bf 109E-1, 2./JG 77, сентябрь 1939 года. Прежде чем стать командиром I./JG 20 Ханнес Траутлофт возглавлял 2./JG 77 в Польше, где одержал первую из 53 воздушных побед (плюс четыре в Испании). Цветные полосы на коке винта и на задней части фюзеляжа являлись отличительными знаками командира эскадрильи, при этом у каждой эскадрильи в полку был свой цвет. Самолет окрашен в стандартный летне-осенний камуфляж и имеет опознавательные знаки образца 1939 года. Эмблему "Стоптанный башмак" придумал командир группы гауптман Й. Янке, давший ей неофициальное прозвище "Wanderzirkus Janke" ("Бродячий цирк Янке").
Bf 109E-4, 1./JG 2, октябрь 1940 года. Bf 109E-4 с заводским номером 5344, на котором с аэродрома Бомон-ле-Рож в октябре 1940 года летал майор X. Вик. Тогда он был командиром группы I./JG 2, но сохранил эмблему 3-й эскадрильи, которой командовал ранее. 28 ноября Вик пропал без вести у острова Уайт. Самолет окрашен в стандартный камуфляж 1940 года с желтым капотом и добавлением частых мелких пятен зеленой краски на киле и на бортах фюзеляжа.
Bf 109E-4, I./JG 3, август 1940 года. На самолете с черным шевроном и треугольником гауптмана Г. фон Ханна видна зеленая эмблема в виде дракона и личный значок пилота - петух-задира (hahn (ханн) в переводе с немецкого петух). Необычно обозначение командира группы - фон Ханн увеличил небольшой внутренний треугольник и представил его как отдельный знак за основным шевроном. Фон Ханн закончил войну командиром истребительной авиации в Северной Италии, одержав 34 победы.
Bf 109E-4, III./JG 3, август 1940 года. В 1940 году, после перевода с поста командира эскадрильи 7/JG 27 на должность командира группы III/JG 3, гауптман В. Балтазар взял с собой и свой самолет, на котором он одержал много побед. Поэтому на машине одновременно видны эмблемы III/JG 27 (перед кабиной) и III/JG 3 (на капоте). Перед своей гибелью 3 июля 1941 года В. Балтазар одержал наибольшее число побед среди немецких истребителей, воевавших над Францией.
Bf 109E, 5./JG 51, август 1940 года. Гауптман X. Тиетцен был одним из первых двух летчиков JG 51, награжденных Рыцарским крестом, но после этого его военная карьера оказалась короткой. Он одержал только три победы, помимо 17 выигранных ранее боев, и был объявлен пропавшим без вести над Кентом. На "Черной единице" изображена эмблема группы - дятел с зонтиком, карикатура на английского премьер-министра Н. Чемберлена.
Bf 109E 9./JG 27, май 1941 года. "Желтая пятерка" обер-лейтенанта Э. фон Кагенека из III/JG 27 (обратите внимание на белый флажок на мачте антенны) во время краткосрочного базирования на Сицилии имела смешанные "балканские" и "средиземноморские" обозначения. Белая полоса на задней части фюзеляжа присутствовала на всех боевых самолетах Восточно-средиземноморского и Северо-африканского ТВД, а белый руль направления - знак командира звена (отряда). На самолет нанесен серый пятнистый камуфляж (RLM 02), характерный для периода между битвой за Британию и нападением на СССР. Фон Кагенек воевал на Средиземноморье и в Северной Африке, одержал 67 побед и умер от ран в январе 1942-го. На момент смерти он был самым результативным пилотом JG 27.
Bf 109E, 6./(J)TrGr.186, март 1940 года. Самолеты из 67(J)TrGr. 186 имели самые броские эмблемы среди первых эскадрилий Bf 109. Эта эскадрилья являлась частью истребительной группы, предназначавшейся для размещения на палубе так и не построенного авианосца "Граф Цеппелин". "Желтый 13" принадлежал будущему асу Курту Уббену. Первую победу он одержал над голландским Fokker D-XXI в первый же день Западной кампании, позже доведя свой боевой счет до 110. Был сбит американским истребителем над Францией 27 апреля 1944 года.
Bf 109E. 2./JG 26, март 1940 года. Ранний Bf 109E, окрашенный снизу и с боков в стандартный для 1940 года бледный серо-голубой цвет (RLM 65), а сверху - в двухцветный зеленый и темно-зеленый камуфляж (RLM 70/71). На самолете "Красный 16" командира эскадрильи обер-лейтенанта Ф. Лозигкайта нанесены эмблемы эскадры и эскадрильи. Ф. Лозигкайт закончил войну командиром эскадры JG 77, одержав 68 побед.
Когда в 1930-х годах коммерческая авиация стремительно развивалась, авиакомпания "United" эксплуатировала два самых надежных самолета того времени: Douglas DC-3 (на заднем плане) и Boeing 247D. Но в конечном итоге Douglas вытеснил Boeing.
Авиация являлась ключевым элементом в попытке Голландии сохранить контроль над Ост-Индией. В "полицейской акции" в декабре 1947 года использовались десантники, но ее успех только усилил последующую активность партизан.
F-4D долго эксплуатировались в частях резерва ВВС, где в конце 1980-х годов применялась камуфляжная схема "Ящерица". Изображенный самолет летал в составе 89-й тактической истребительной эскадрильи 906-й тактической истребительной группы, авиабаза Райт-Паттерсон, Огайо.
F-4C (модель 98DE/DJ). В соответствии со своими эксплуатационными требованиями ВВС запросили самолет на основе флотского F-4B, но с возможностями штурмовика и с двойным управлением. Часть элементов от палубной модификации сохранились - складывающиеся консоли крыла, катапультные и тормозные крюки. На самолет устанавливали ТРД General Electric J79-GE-15 и автономный пиростартер. Шины высокого давления заменили на шины низкого давления увеличенного размера, а штангу для дозаправки в полете разместили за кабиной в гаргроте. В задней кабине установили новое приборное оборудование. РЛС AN/APQ-72 варианта F-4B была модифицирована до стандарта APQ-100, чтобы расширить штурмовые возможности F-4C. В результате машина смогла применять все виды тактического оружия американских ВВС. 27 самолетов F4H-1 (F-4B) поступили в 4453-е крыло боевой подготовки на авиабазе Макдилл (Флорида) перед поставкой F-4C, первые экземпляры которых встали в строй 12-го тактического истребительного крыла (ТИК). Именно F-4C сбили первые два МиГа во Вьетнаме. После снятия с вооружения в США переоборудованные машины в 1971 -1972 годах поставлялись в Испанию. Ими оснастили 121-ю и 122-ю эскадрильи, в каждой из которых также имелось по два подержанных RF-4C. Испанские F-4C были списаны после появления F/A-18.
F-4
F-4D (модель 98EN). F-4D, внешне идентичный F-4C, внутри имел целый ряд отличий. Объем топливных баков у него был таким же, как у RF-4C, но основные отличия заключались в оборудовании. РЛС APQ-100 заменили более легкой и компактной AN/APQ-109, являвшейся частью радиолокационного комплекта AN/APA-65 с дальномерным режимом "воздух-земля". Носовая часть внешне осталась без изменений. Поставки F-4D начались в марте 1966 года с 36-го ТИК (Битбурге, ФРГ), затем они поступили в 4-е ТИК (авиабаза Сеймур-Джонсон, Северная Каролина). С весны 1967 года во Вьетнаме самолеты F-4D стали заменять F-4C. Способность ранних Phantom нести ракеты AIM-7 Sparrow сохранилась, а от AIM-9 Sidewinder поначалу отказались в пользу новой ракеты класса "воздух-воздух" - AIM-4D Falcon. Но через некоторое время вернулись к Sidewinder. Было выпущено 793 F-4D, 36 из них поступили на вооружение южно-корейских ВВС, где позже их сменили F-15K Slam Eagle. Иран также получал эти самолеты, однако после исламской революции США прекратили поставки запчастей, и с 1992 года иранские F-4 летать перестали. Но вскоре иранская авиапромышленность вернула в эксплуатацию 15 машин.
Дьюк стал старшим летчиком-испытателем компании "Hawker" после того, как его предшественник Тревор Уэйд погиб в катастрофе с P.1083, а 5 мая 1952 года он поднял в воздух первый P.1067 Hunter.
7 сентября 1953 года Дьюк (в белой униформе рядом с носом самолета) на самолете Hunter WB188 установил в районе побережья Сассекс абсолютный мировой рекорд скорости, развив в трех проходах скорость 1171 км/час.
Дополнительную воздушную мощь в регионе обеспечивали 140 боевых самолетов Саудовской Аравии, в том числе истребители ПВО F-15, 75 британских самолетов Tornado и Jaguar и 70 вертолетов, а также итальянские штурмовики Tornado IDS, 50 французских самолетов и 120 вертолетов. У ВВС Кувейта имелись A-4KU и Mirage F.1 (фото), на них наносились надписи "Свободный Кувейт". Авиагруппировка была собрана в ответ на августовское вторжение Ирака в Кувейт, ставшее кульминацией затянувшегося спора между двумя богатыми нефтью арабскими странами. Операция "Щит пустыни" началась после просьбы Саудовской Аравии о помощи.
В марте 1946 года 120-я голландская эскадрилья заменила британцев в Сурабае. Сначала она летала на Curtiss P-40N Kittyhawk, которые использовались против японцев, позднее их сменили P-51D Mustang
Операция "Щит пустыни". Декабрь 1990г.: с приближением конца года союзники во главе с США начали массированное развертывание войск в зоне Персидского залива для подготовки к войне с Ираком. Командующий объединенными силами генерал Н. Шварцкопф имел в своем распоряжении 1350 американских боевых самолетов, в том числе "невидимые" радарами штурмовики F-117A, самолеты AWACS, палубную авиацию в Персидском заливе и Красном море на борту шести авианосцев, а также около 1500 вертолетов, включая UH-60 Blackhawk (на снимке).
150-е авиакрыло принимало участие в борьбе с немецкими ракетами V-1, сбив 632 ракеты. После высадки союзников в Нормандии оно было переброшено на континент, но в октябре 1944 года осталось без своего командира - он был сбит и попал в плен.
29 сентября 1990г.: перегоночный полет до авиабазы Эдвардс осуществил Lockheed YF-22 ATF, построенный совместно с "Boeing" и "General Dynamics".
11 мая 1949 года Невилл Дьюк на истребителе Fury установил рекорд, преодолев расстояние от Лондона до Каира всего за 6 ч 32 мин 10 с.
Самолеты Fairey Firefly из 820-й эскадрильи голландской морской авиации стреляют ракетами по позициям индонезийских партизан в горных районах Явы к югу от Сурабаи.
26 января 1990г.: поднялся в воздух "борт №1" ВВС США - президентский транспортный самолет Boeing VC-25A. Две таких машины, созданные на основе 747-200B, встали в строй 89-го крыла Военно-транспортной авиации (авиабаза Эндрюс), заменив два VC-137.
A-1 Skyraider
1 июня 1990г.: первый полет выполнил вертолет специального назначения Boeing MH-47E. В 1991 году машины начали поступать во 2-й батальон 160-го авиаполка.
Бимон (в центре) первым совершил трансатлантический перелет в оба конца в течение одного дня и активно содействовал лицензионному выпуску бомбардировщика Canberra в США под обозначением Martin B-57.
12 декабря 1990г.: на борту американского корабля "Васп" (LDH-1) начались летные палубные испытания двух прототипов конвертоплана V-22 Osprey.
Авианаводчик OV-10
21 сентября 1990г.: поднялся в воздух первый из 16 турбовинтовых самолетов Short Tucano T.Mk 52 для базовой подготовки военных летчиков, заказанных Министерством обороны Кувейта.
ХМ 103 - самолет второй серийной партии из 27 Beverley, летавший в 84-й эскадрилье перед ее переходом на Hawker Siddeley HS.748 Andover.
Beverley C.Mk 1 из 84-й эскадрильи с эмблемой в виде скорпиона, списанный в 1967 году. Эскадрилья осуществляла перевозку тяжелых грузов на Средний Восток, большинство ее машин окрашивались в песочно-коричневый камуфляж.
15 января 1990г.: в Претории продемонстрирован прототип двухместного вертолета боевой поддержки Atlas Aircraft Corporation XH-2 Rooivalk ("Пустельга").
16 июня 1990г.: прототип BAe 1000 (G-EXLR) - дальнего реактивного делового самолета - облетан в Честере. На декабрь объем заказов составлял 21 машину.
Для сбитых над вражеской территорией летчиков не было более приятного зрелища, чем большой вертолет "Jolly Green", летящий их спасать. Вертолеты HH-3 постепенно заменялись более быстрыми и дальними HH-53.
Как только сбитого летчика обнаруживали, вертолет зависал над ним и спускал конус для пробивания листвы в джунглях, чтобы без помех вытащить пилота лебедкой. Если спасаемый был ранен, к нему на тросе спускался десантник для оказания помощи в эвакуации.
Спасательный вертолет HH-3 заправляется от топливозаправщика HC-130 Hercules.
Model 247D, окрашенный в цвета компании "United" конца 1930-х годов. Тогда этот тип самолета в больших количествах использовался различными авиакомпаниями. 247-й ознаменовал собой большой шаг в развитии коммерческой авиации, дав значительное увеличение скорости и предоставив пассажирам невиданный ранее уровень комфорта. Но конкуренты тоже не дремали, и вскоре "Douglas" начала выпускать самолеты большей вместимости, с аналогичными удобствами и равной скоростью, которые вытеснили Model 247.
После войны самолеты Model 247 в течение многих лет использовались мелкими авиакомпаниями в основном для перевозки грузов. Машина на снимке применялась для опыления полей до 1978 года, а затем ее передали на реставрацию.
Один из 27 Model 247, использовавшихся ВВС США под обозначением C-73 с двигателями Wasp военного образца, двухлопастными винтами и капотами от учебного самолета North American AT-6 Texan.
Самый известный Model 247, бывший самолет авиакомпании "United", принимал участие в гонках на приз Макробертсона от Лондона до Мельбурна. На фюзеляже нанесен логотип "57 Varieties", принадлежавший спонсору - продуктовой компании "Heinz".
Когда в 1930-х годах коммерческая авиация стремительно развивалась, авиакомпания "United" эксплуатировала два самых надежных самолета того времени: Douglas DC-3 (на заднем плане) и Boeing 247D. Но в конечном итоге Douglas вытеснил Boeing.
Этот 247D после эксплуатации в компании UAL и в Канаде был передан англичанам и стал первым самолетом фирмы "Boeing" в британских ВВС. Он использовался в Деффорде в исследованиях по созданию системы "слепой" посадки.
Вооруженный авиалайнер. Седьмой серийный Model 247D, поставленный UAL под номером NC13366, в январе 1937 был возвращен на завод и переоборудован в уникальный Model 247Y. Вместимость уменьшили до шести человек, дальность увеличили за счет четырех дополнительных топливных баков, снятых с самолета, участвовавшего в гонках на приз Макробертсона, в носовой части установили два курсовых пулемета калибра 12,7 мм (на снимке) и еще один пулемет на турели в задней части салона. Самолет был продан в Китай, но о цели его приобретения и о дальнейшей судьбе ничего неизвестно.
Серийные Roc с башенными четырехпулеметными турелями Boulton Paul. Вместо стрелковой установки часто устанавливали лебедку с тросом длиной 1830 м для буксировки мишеней.
Blackburn Roc
Blackburn B-88 был замечательным морским самолетом, но он проиграл еще более удачному Gannet.
11 октября 1990г.: полетел экспериментальный X-31A, спроектированный фирмами "Rockwell" и MBB для изучения свойств сверхманевренности.
Этот индонезийский Ил-28У был построен в Чехословакии и, вероятно, обозначался BS-228. Чехословакия поставила Индонезии 40 Ил-28 в соответствии с соглашением, подписанным в марте 1958 года, которое также предусматривало поставку 60 МиГ-17.
Разведывательный Ил-28Р нес до четырех аэрофотоаппаратов (АФА) в обогреваемом отсеке, переоборудованном из бомбоотсека. Самолет также снаряжался осветительными ракетами и бомбами для проведения ночной съемки. На фотографии изображен Ил-28Р борт N184 (бывшая летающая лаборатория для испытания ТРД "Пирна-014" для BB-152) ВВС ГДР в момент уборки шасси.
Польские механики обслуживают Ил-28Р. Такие разведчики обычно оборудовались четырьмя панорамными и перспективными АФА, установленными в модифицированном бомбоотсеке.
Ил-28. На экспорт было отправлено более 1000 экземпляров фронтового бомбардировщика Ил-28. Самолеты получали Афганистан, Албания, Алжир, Болгария, КНР, Куба, Чехословакия, Египет, Финляндия, ГДР, Венгрия, Индонезия, Ирак, КНДР, Северный Йемен, Марокко, Польша, Румыния, Сомали, Южный Йемен, Сирия и Вьетнам. Польша с середины 1950-х годов имела мощный флот Ил-28 (см. рисунок), более 100 таких бомбардировщиков состояло на вооружении польских ВВС и ВМС до конца 1970-х.
Ил-28
Хотя Botha выпускался серийно, он оказался неудачным и в конце 1944 года был снят с вооружения.
Blackburn B-26 Botha
Skua из 800-й эскадрильи участвовали в успешной атаке на крейсер "Кенигсберг".
Пара Skua из 803-й эскадрильи. В 1941 году Skua сняли с вооружения частей первой линии, поскольку их эффективность была невысокой, однако некоторое количество этих самолетов в дальнейшем использовалось в качестве буксировщиков мишеней и для летной подготовки.
Blackburn Skua Mk II
Blackburn B-20 с раздвинутым фюзеляжем и опущенными крыльевыми поплавками на съемном перекатном шасси.
Firebrand TF.Mk IV EK621 в стандартной послевоенной окраске британской морской авиации. Самолет был списан в Милнаторте в 1965 году.
RF-4C (модель 98DF). RF-4C создавался на основе фюзеляжа F-4C, но дополнительное оборудование уменьшило объем внутренних топливных баков. Все RF-4C сохранили возможность нести ядерное оружие, а самолеты поздних серий для самообороны часто оснащались ракетами Sidewinder. Стоявшую изначально на F-4C навигационную РЛС AN/APQ-72 заменили намного меньшей РЛС Texas Instruments AN/APQ-99. RF-4C был предназначен для дневной и ночной разведки. Его оборудовали двумя парами ламп-фотовспышек на задней части фюзеляжа. RF-4C мог оснащаться перспективным аэрофотоаппаратом (АФА) переднего обзора или плановым АФА, кроме него мог устанавливаться маловысотный АФА, хотя его часто заменяли комплектом из трех перспективных АФА: планового, левого и правого обзора. На RF-4C также применялся длиннофокусный перспективный АФА LOROP, размещавшийся в подфюзеляжном контейнере. Самолетами RF-4C планировалось оснастить 14 эскадрилий. С 24 сентября 1964 года они начали поступать в 33-ю учебную эскадрилью тактической разведки (авиабаза Шоу, Южная Каролина). 16-я эскадрилья тактической разведки достигла боеготовности в августе 1965-го, а в октябре ее перебросили во Вьетнам. Несколько экземпляров RF-4C принимали участие в операции "Буря в пустыне". Последней разведывательной эскадрильей с RF-4C стала 192-я эскадрилья национальной гвардии, списавшая свои самолеты 27 сентября 1995 года. Шесть RF-4C были поставлены в Испанию.
Варианты специального назначения. Модифицированные Phantom широко применялись в США для различных испытаний и оценочных полетов, а также в качестве беспилотных мишеней. Самым известным опытным F-4 была машина с номером 62-12200 (см. ниже). Построенный как морской F-4B, самолет позднее переоборудовали в прототип RF-4C. После завершения испытаний он стал летающей лабораторией для отработки систем электродистанционного управления (ЭДСУ). Демонстрационный F-4 Phantom с ЭДСУ, известный как PACT (программа отработки высокоточной системы управления ЛА), впервые взлетел 29 апреля 1972 года. В задней части фюзеляжа размещали свинцовый балласт, чтобы дестабилизировать самолет для отработки и совершенствования ЭДСУ.
6 июня 1990г.: в рамках проекта RAH-66 начались летные испытания Sikorsky S-76 Fantail с рулевым винтом Boeing/Sikorsky First Team Fantail.
Голландские B-25 Mitchell над островом Ява, несколько дней спустя после капитуляции Японии. Они сделали голландские ВВС в Ост-Индии мощной боевой силой.
4 октября 1990г.: после получения сертификата федерального авиационного управления США первый корпоративный самолет Piaggio Avanti с двумя турбовинтовыми двигателями приобрел покупатель из США Роберт Бонд.
1 августа 1990г.: региональный и корпоративный транспортный самолет EMBRAER/FMA CBA-123 бразильско-аргентинского производства выполнил первый полет.
На HST.10 устанавливались два Н-образных двигателя Napier Rapier воздушного охлаждения, вращавшие двухлопастные деревянные винты. На фотографии самолет с гражданскими обозначениями класса В, 1936 год.
Для B-48 спроектировали крыло ламинарного профиля типа "обратная чайка". Оно могло складываться для уменьшения габаритов машины при хранении на авианосце.
Северная Корея является вторым оставшимся до наших дней эксплуатантом Ил-28, точнее, Н-5. Они используются как тактические бомбардировщики, но их эффективность, учитывая сильную ПВО Южной Кореи, вызывает большое сомнение.
Китай до сих пор эксплуатирует самолеты семейства Ил-28, хотя к 2009 году их число значительно сократилось. Все эти машины, построенные в Харбине, являются копиями Ил-28 (китайское обозначение Н-5), которые применяются для разведки, берегового патрулирования и радиоэлектронного противодействия.
Хотя большинство Н-5 поставлялось в Румынию в стандартной конфигурации тактического бомбардировщика, в конце своей летной карьеры они использовались как разведчики и буксировщики мишеней. Самолеты базировались в Борче.
Румынские H-5 (на снимке учебный HJ-5) использовались даже в начале XXI века. К настоящему времени все исходные Ил-28 уже сняты с эксплуатации, но в Китае и Северной Корее H-5 продолжают летать, хотя китайские машины предназначаются лишь для второстепенных задач.
Румынский учебный Ил-28 создавался на основе HJ-5. Румыния приобрела 12 самолетов Н-5, хотя вначале использовала Ил-28, полученные из СССР.
10 января 1990г.: первый полет совершил McDonnell Douglas MD-11 (улучшенная и модернизированная разработка DC-10), показанный на Парижском авиасалоне в 1985 году.
F-4E (модель 98HO). Боевое развертывание F-4C и F-4D в Юго-Восточной Азии в 1965-1967 годах вскрыло недостатки этих модификаций и самой концепции истребителя, лишенного пушечного вооружения. Были проведены испытания RF-4C с установленной в носовой части пушкой М61, но это не вызвало интереса. Фирма McDD предложила улучшенный вариант, F-4E, совершивший первый полет 30 июня 1967 года и вставший в строй в 1968-м. Он стал самой массовой модификацией F-4 - построено 1397 самолетов. Машина отличалась установкой в обтекателе под носовой частью фюзеляжа пушки M61A1 Vulcan калибра 20 мм с боезапасом 640 снарядов. В удлиненной носовой части разместили систему управления оружием с РЛС AN/APQ-120. Самолет получил седьмой фюзеляжный топливный бак и аэродинамические щели на стабилизаторе для увеличения его эффективности. От складывающихся консолей, наконец, отказались. Более поздние модификации оснащались электронно-оптической системой опознавания целей на больших дальностях TISEO для сохранения возможности стрельбы ракетами "воздух-воздух" AIM-7 и AIM-9. ВВС США сняли F-4E с эксплуатации в конце 1992 года, хотя он по-прежнему находится на вооружении Японии, Южной Кореи и еще некоторое время будет использоваться в Германии (F-4F).
Поздние модели F-4E имели щелевые маневренные предкрылки на внешних частях крыла.
F-4E в ВВС США выполняли различные задачи. А некоторые из них "служили" в авиационной демонстрационной группе "Thunderbirds".
F-4G (модель 98). ВВС США, окрыленные успехом F-105G в операциях "Wild Weasel* (модифицированный самолет и специальная тактика для подавления ПВО), решили использовать в этом качестве и новые F-4. На F-4E демонтировали пушку, установили РЛС AN/APR-38 и систему обнаружения пуска зенитных ракет. Для уничтожения зенитных РЛС использовались подкрыльевые контейнеры с радиоэлектронным оборудованием фирмы "Westinghouse" и противорадиолокационные ракеты AGM-45 Shrike (позднее AGM-88 HARM). Все 116 выпущенных F-4G представляли собой переоборудованные F-4E. Помимо установки нового оборудования, двигатели J79-17 модифицировали с целью снижения теплового излучения. В качестве оружия самообороны самолет мог нести пару ракет "воздух-воздух" AIM-7. При проведении операции "Буря в пустыне" F-4G являлись важной частью воздушной кампании. Самолеты 35-го ТИК своими ракетами HARM проложили путь другим машинам через ПВО Ирака. Несмотря на этот успех, вскоре F-4G были заменены на специально оборудованные F-16C.
Спасательный вертолет HH-3 заправляется от топливозаправщика HC-130 Hercules.